Положен ли потерпевшему бесплатный адвокат

Обновлено: 18.04.2024

За счет бюджета, как правило, могут получить юридическую помощь малоимущие и социально незащищенные категории граждан, перечень которых установлен в ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Среди них:

  • граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума;
  • граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
  • инвалиды I и II группы;
  • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  • другие категории социально незащищенных граждан, в том числе и установленные региональным законодательством.

По состоянию на 1 июля 2015 года в России 27 097 698 граждан имели право на получение бесплатной юридической помощи. Но за 2014 год лишь менее 1% лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, обратились за ней в государственные юридические бюро и к адвокатам, участвующим в государственной системе бесплатной юридической помощи. Полагаем, что небольшое число получателей такой помощи связано с недостаточной их информированностью о возможностях и порядке получения бесплатных услуг, а также с необходимостью сбора подтверждающих право на их получение документов.

Но и другие, не имеющие права на льготы, лица имеют возможность воспользоваться помощью юриста бесплатно. Бесплатную консультацию юриста, в том числе в онлайн-режиме можно найти в Интернете. Но следует понимать, что большинство консультаций в Интернете безвозмездны лишь условно. Бесплатность консультации, как правило, является для юридических компаний маркетинговым приемом, позволяющим вступить в контакт с потенциальным клиентом и убедить воспользоваться платными услугами. Юрист не может работать бесплатно, так же как и пекарь, тракторист или слесарь. Поэтому расходы на оказание «бесплатных» консультаций фактически заложены в стоимость платных услуг для клиентов.

Также следует иметь в виду, что наиболее квалифицированные специалисты редко пользуются таким приемом, поскольку имеют постоянный поток платных клиентов. Поэтому использование консультаций "бесплатных" юристов может оказаться рискованным, ведь за ошибочную консультацию никакой ответственности они не несут. Тем не менее, получить быстрый и бесплатный для спрашивающего ответ на несложный юридический вопрос через Интернет вполне возможно.

Кто, где и в каких ситуациях в России может получить правовую помощь бесплатно, – в инфографике.

7 способов получить бесплатную юридическую помощь

Документы по теме:

Расширен круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в Москве
Сегодня получить такую помощь могут в частности, инвалиды I и II группы, ветераны и дети-сироты.

Юрист-альтруист, или От чего "лечат" в юридических клиниках абсолютно бесплатно
В систему оказания бесплатной юридической помощи входят как государственные, так и некоммерческие организации.

Он предусматривает, в частности, создание на базе адвокатуры единой профессиональной корпорации субъектов, оказывающих юридические услуги.

Бесплатный адвокат: кому это выгодно

Юридическая помощь нужна практически всем. Трудно найти человека, который бы не сталкивался с теми или иными проблемами правового характера. И это не зависит от толщины его кошелька. Однако в большинстве случаев уровень материального достатка отдельно взятого человека напрямую влияет на качество защиты и на степень ответственности перед законом.

Чтобы не случилось тотального неравенства в этом вопросе, государство взяло на себя дополнительные обязательства в отношении некоторых категорий лиц по предоставлению им безвозмездной правовой помощи.

Бесплатный адвокат в государственной системе юридической помощи

Говоря о бесплатном адвокате следует различать услуги адвоката, оказываемые бесплатно определенным категориям граждан адвокатами, включёнными в систему бесплатной юридической помощи, и услуги адвокатов по назначению. Государством предусмотрена деятельность целой системы безвозмездной юридической помощи. Бесплатный адвокат в этой системе играет ключевую роль, выполняя функцию оказания профессиональной юридической помощи. . Но не все адвокаты оказывают такую безвозмездную помощь, не во всех случаях и далеко не всем категориям лиц.

Во-первых, адвокат должен быть включен в систему бесплатной юридической помощи.

Во-вторых, существует перечень категорий лиц, которые могут рассчитывать на безвозмездную помощь. Согласно ст. 20 Федерального закона N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» таким правом обладают ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы, граждане, чей среднедушевой семейный доход ниже установленного прожиточного минимума в данном субъекте Федерации и некоторые другие категории граждан.

Если лицо проходит по уголовному делу в статусе подозреваемого или обвиняемого, бесплатный адвокат может быть назначен в качестве защитника. При этом следует иметь ввиду, что бесплатный адвокат в уголовном судопроизводстве или, как их нередко называют, «государственный адвокат» в действительности не всегда является бесплатным. Так, если у обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) нет средств для заключения соглашения с адвокатом и он желает воспользоваться услугами защитника, участие адвоката обеспечивается по назначению следователя, дознавателя или суда. Платить за услуги адвоката по назначению сразу не надо. Однако, если в отношении подзащитного такого адвоката будет вынесен обвинительный приговор или дело будет прекращено по не реабилитирующим основаниям, суд в приговоре или решении о прекращении возлагает обязанность по возмещению государству расходов по оплате услуг адвоката на лицо, в отношении которого вынесен приговор (принято постановление о прекращении). То есть, услуги адвоката по назначению по сути являются зачастую не бесплатными, а возмездными, но с отсроченной во времени оплатой. К счастью для осуждённых, суды зачастую забывают принять решение об возложении на подсудимого обязанности по возмещению расходов по оплате услуг адвоката по назначению, в этом случае адвокат для подсудимого становится действительно бесплатным.

Помимо уголовного судопроизводства, услуги адвоката по назначению используются в гражданском и административном судопроизводстве при назначении адвоката ответчику, место жительства которого не известно, также при принятии решения о принудительном помещении в психиатрическое заведение при отсутствии у лица избранного им адвоката.

Кому положен бесплатный адвокат?

Не удивительно, что граждан в первую очередь интересует бесплатный адвокат, независимо от того, в каком судопроизводстве рассматривается дело.

Свое право без какой-либо платы воспользоваться услугами специалиста в области права в большинстве случаев используют малоимущие граждане, инвалиды I и II категории, а также подследственные. Дети, оказавшиеся в сложном социальном положении (инвалиды, сироты, оставшиеся без попечения родителей и т.д.), также нередко пользуются такими услугами.

Перечень категорий лиц довольно большой. С одной стороны, в социальном государстве так и должно быть – власть обязана опекать и беспокоиться о своих гражданах, поддерживая самых нуждающихся и тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. С другой стороны, раз оно проявляет заботу (что совершенно правильно), то такое бремя не должно ложиться целиком и полностью на плечи других людей – самих адвокатов.

Сколько получает бесплатный адвокат, или проблемы государства – проблемы самого народа

На данный момент базовая ставка оплаты труда бесплатного адвоката по назначению находится на очень низком уровне – 550 руб. в день (максимальная ставка составляет 2400 руб. при оказании услуг в праздничные дни).. Это значит, если такой высококвалифицированный специалист будет работать только по назначению, то его доход окажется ниже прожиточного минимума, установленного государством. При этом данная сумма не сопоставима с другими участниками судопроизводства – прокурорами, судьями.

Естественно, в таких условиях мотивация честно выполнять свои обязанности у бесплатного адвоката крайне низкая. Вот и приходится повышать стоимость своих услуг за счет гонорарных дел. Ситуация еще более усугубляется в небольших городах и поселках, где средний уровень дохода гораздо ниже, чем в городах-миллионниках.

В таких условиях бесплатному адвокату крайне сложно совместить профессиональный долг, этику и необходимостью прокормить свою семью в условиях мощного демотиватора – низкой ставки за оказанные услуги по назначению. Но клиент всегда ждет квалифицированной, своевременной помощи и защиты, поскольку в большинстве случаев бесплатный адвокат – последняя надежда доверителя.

Вот и получается, что государство, гарантируя безвозмездную помощь, делает это по сути за счет самих адвокатов. Рано или поздно это может негативным образом в глобальном масштабе повлиять на общую ситуацию в системе бесплатной юридической помощи и в частности - на судьбу конкретного человека.

Далеко не в самый лучший момент своей жизни человек, сталкиваясь с проблемной ситуацией, обращается к специалисту в области права. Даже если у него есть выбор - воспользоваться услугами бесплатного адвоката или заключить договор на оказание платных услуг, не стоит в первую очередь думать о «халяве» как о быстром и эффективном способе решить все проблемы. В любом случае, к кому бы человек ни обратился, необходимо выбирать высококвалифицированного уголовного адвоката с большим опытом работы по своему профилю.

Адвокат несовершеннолетних

Участниками уголовного процесса могут быть не только взрослые, но и дети. В роли подозреваемых и обвиняемых могут выступать подростки, достигшие возраста 16 лет, а в некоторых случаях – 14 лет. Нужен ли несовершеннолетним адвокат, если их интересы и так представляют родители, опекуны или соответствующие воспитательные учреждения?

Да, п.2 ч.1 ст.51 УПК РФ прямо говорит о том, что участие адвоката в деле по обвинению (подозрению) несовершеннолетнего - обязательно.

Участие защитника обеспечивается с момента:

  • фактического задержания подростка;
  • открытия уголовного дела в отношении подростка;
  • вынесения постановления о привлечении несовершеннолетнего в роли обвиняемого;
  • применения меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • осуществления прочих мер процессуального принуждения, которые затрагивают права и свободы ребенка.

Отказ несовершеннолетнего от участия в деле защитника по назначению не является обязательным для следователя или дознавателя, в производстве которых находится уголовное дело; даже при наличии заявленного отказа следователь (дознаватель) может принять решение об осуществлении назначенным защитником защиты прав несовершеннолетнего до окончания предварительного расследования и (или) направления уголовного дела в суд.

Законодательством предусмотрено участие в защите по назначению не только в отношении подозреваемого или обвиняемого несовершеннолетнего, но в ряде случаев и для представления интересов несовершеннолетнего потерпевшего.

Потерпевшие дети в возрасте до 16 лет, в отношении которых было совершено преступление против половой неприкосновенности, также обеспечиваются защитником за счёт государства. На это указывает ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ.

Чтобы получить адвоката, родитель ребенка должен заявить соответствующее ходатайство.

Зачем несовершеннолетним адвокат?

Зачем несовершеннолетнему нужен адвокат? Явных причин несколько:

    Государство уделяет повышенное внимание защите лиц, которые в этом особенно нуждаются в силу объективных причин. Несовершеннолетние относятся к этим лицам, так как в силу возраста не способны в полной мере самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы. Чтобы исключить нарушения прав несовершеннолетних государством предусмотрен ряд мер, в числе которых обеспечение несовершеннолетних обязательным защитником в сфере уголовного судопроизводства.

Далеко не каждый родитель обладает достаточной правовой грамотностью для того, чтобы эффективно защищать своего ребенка. В стрессовой и незнакомой ситуации законные представители часто теряются, идут на поводу у следователей, подписывают все, что те им дают, тем самым ухудшая положение несовершеннолетнего. Участие адвоката должно исключить подобные ситуации.

Ребенка, оказавшегося один на один с правоохранителями, легко запугать и ввести в заблуждение, чем и пользуются недобросовестные следователи. Некорректное поведение представителей правоохранительных органов адвокат пресекает на корню.

Любому адвокату, специализирующемуся в сфере уголовного судопроизводства, за свою адвокатскую практику не раз приходится выступать в роли защитника несовершеннолетнего. Отличное знание уголовно-процессуального законодательства и богатый практический опыт позволяют адвокату эффективно защищать права и интересы подростков, добиваясь положительных результатов даже в сложных ситуациях, например, при рецидивах и групповом совершении преступного деяния.

Чем раньше родители обратятся к адвокату, тем эффективнее и результативнее будут действия по защите прав и представлению интересов ребёнка в уголовном судопроизводстве.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
    • Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи
    • Статья 4. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 5. Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи
    • Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи
    • Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь
    • Статья 8. Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь
    • Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 11. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти
    • Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 13. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 15. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов
    • Статья 17. Оказание бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро
    • Статья 18. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами
    • Статья 19. Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами
    • Статья 20. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи
    • Статья 21. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 22. Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 23. Оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками
    • Статья 24. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи
    • Статья 25. Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи
    • Статья 26. Взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 27. Государственная и муниципальная поддержка некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения
    • Статья 29. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации
    • Статья 30. Заключительные положения
    • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ
    "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    2 июля, 28 декабря 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября 2015 г., 26 июля 2019 г., 1 июля 2021 г., 28 июня 2022 г.

    Принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года

    Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    21 ноября 2011 г.
    N 324-ФЗ

    Устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Закон не касается уголовного судопроизводства.

    Предусмотрены, в частности, следующие виды такой помощи. Устное и письменное консультирование. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Представительство в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

    Бесплатную помощь могут оказывать лица с высшим юридическим образованием.

    Выделяются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи.

    Определено, когда можно получить бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы. Напр., защита прав потребителей коммунальных услуг. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Взыскание алиментов. Восстановление на работе и др. Перечислены категории граждан, которые вправе рассчитывать на такую помощь. Это малоимущие (доход ниже прожиточного минимума). Инвалиды I и II групп. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Советского Союза, Социалистического Труда. Дети, являющиеся инвалидами, а также оставшиеся без попечения родителей. Недееспособные и т. д.

    Иностранцам и лицам без гражданства бесплатная юридическая помощь предоставляется в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и международными договорами России.

    Участниками негосударственной системы являются юридические клиники при вузах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.) и центры бесплатной юридической помощи.

    Отвечать за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром должны лица, предоставившие ее, центр и (или) его учредители.

    Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 23 ноября 2011 г. N 263, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2011 г., в "Парламентской газете" от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 215-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 декабря 2022 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 257-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

    1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

    2) инвалиды I и II группы;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 20 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

    3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 20 внесены изменения

    4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 20 дополнена пунктом 4.1

    4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 20 дополнена пунктом 4.2

    4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

    Информация об изменениях:

    5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

    6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

    7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

    8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ часть 1 статьи 20 дополнена пунктом 8.1

    8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

    б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

    в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

    г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

    е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

    9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    2. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

    1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 20 внесены изменения

    2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

    3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

    4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

    5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

    6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ в пункт 7 части 2 статьи 20 внесены изменения

    7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

    8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 9 части 2 статьи 20 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

    9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

    10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 2 статьи 20 дополнена пунктом 10.1

    10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 2 статьи 20 дополнена пунктом 10.2

    10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

    12) ограничение дееспособности;

    13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

    14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

    15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ часть 2 статьи 20 дополнена пунктом 16

    16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

    3. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

    1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

    а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в подпункт "б" пункта 1 части 3 статьи 20 внесены изменения

    б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

    в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ пункт 2 части 3 статьи 20 изложен в новой редакции

    2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

    а) о взыскании алиментов;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ в подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 20 внесены изменения

    б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

    в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

    г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

    4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

    5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ часть 3 статьи 20 дополнена пунктом 6

    6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ статья 20 дополнена частью 4

    4. Порядок, условия и организационно-правовое обеспечение реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: