Какую юрисдикцию осуществляет прибрежное государство в отношении иностранного судна в мирном проходе

Обновлено: 27.04.2024

Под юрисдикцией прибрежного государства в отношении иностранных судов, совершающих мирный проход, понимается компетенция государственных органов по регулированию отношений, связанных с осуществлением прохода, а также совокупность их правомочий разрешать правовые споры и с помощью суда оценивать действия субъектов указанных правоотношений, а в случае необходимости применять санкции к правонарушителям.

Конвенция ООН 1982 г. рассматривает вопрос объема полномочий прибрежного государства в отношении судов, совершающих мирный проход, через установление правил, Применяемых:

1) ко всем судам;

2) к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в не­коммерческих целях;

3) к торговым судам и государственным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях.

Анализ положений Конвенции ООН 1982 г. позволяет утверждать, что прибреж­ное государство может принимать в соответствии с положениями указанной Конвен­ции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мир­ному проходу через территориальное море, в отношении нижеследующих вопросов:

а) безопасность судоходства и регулирования движения судов;

б) защита навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;

в) защита кабелей и трубопроводов;

г) сохранение живых ресурсов моря;

д) предотвращение нарушения рыболовных законов и правил прибрежного госу­дарства;

е) сохранение окружающей среды прибрежного государства и предотвращение, сокращение и сохранение под контролем ее загрязнения;

ж) морские научные исследования и гидрографические съемки;

з) предотвращение нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

20 Внутренние морские воды.

К внутренним морским водам (internal waters) относятся морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Они включают в себя: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль; воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству

В этот перечень можно включить также воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье сильно изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов.

Правовой режим внутренних морских вод, в том числе портов устанавливается не только национальным законодательством, но и международным правом в тех случаях, когда государство открывает свои порты для захода иностранных судов, и список таких портов публикуется в «Извещениях мореплавателям», в России среди них наиболее крупные порты Новороссийск,

Для унификации требований в отношении международных документов, стандартов, практики и процедур и для упрощения до минимума формальностей, облегчения и ускорения морского судоходства и предотвращения ненужных задержек судов в 1965 г. была принята Конвенция по облегчению международного морского судоходства (с поправками 1973 г. и поправками к приложению 1977, 1986, 1987, 1990, 1992 и 1993 гг.).

21 Территориальное море и прилежащая зона.

Территориальное море (territorial sea) – это морской пояс шириной до 12 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, примыкающий к сухопутной территории и внутренним

водам прибрежного государства, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.

Вопрос о ширине территориального моря был решен в Конвенции 1982 года по морскому праву, которая установила

12-мильную ширину территориального моря, отсчитываемую от исходных линий, обычно от линии наибольшего отлива. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море.

Основанием для включения территориального моря в состав государственной территории прибрежного государства являются интересы обеспечения безопасности этого государства со стороны моря, а также важное экономическое значение для него прибрежной морской полосы.

режима его территориального моря).

В территориальном море осуществляется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства на тех же условиях, как об этом говорилось ранее.

Прилежащая зона (contiguous zone) – это полоса открытого моря определенной ширины, прилегающая к территориальному морю государства, шириной не более 24 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, в которой прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря и для наказания за нарушения таких законов и правил (ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) Назначение этих зон состоит в том, что в них прибрежное государство осуществляет контроль за соблюдением всех правил в пределах его территории или территориального моря и наказывает за их нарушение. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходной линии, от которой измеряется ширина территориального моря.

В России правовой режим и регулирование использования территориального моря и прилежащей зоны осуществляется в соответствии с ранее указанным федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г.

Государства - Стороны настоящей Конвенции согласились о нижеследующем:

Часть 1

Раздел I. Общие постановления

Статья 1

1. Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет осуществляется с соблюдением постановлений настоящий статей и других норм международного права.

Статья 2

Суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как и на поверхность и недра его дна.

Раздел II. Границы территориального моря

Статья 3

Если иное не предусмотрено в постановлениях настоящих статей, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Статья 4

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется территориальное море, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие пункты.

2. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

3. Исходные линии могут проводиться к обсыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря.

4. В случаях, когда согласно пункту 1 может быть применен метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

5. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря.

6. Прибрежное государство должно ясно обозначать исходные линии на морских картах, которые должны быть надлежаще опубликованы.

Статья 5

1. Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

2. Там, где согласно статье 4 установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того рассматривались как часть территориального моря или открытого моря, применяется право мирного прохода, предусмотренное статьями с 14 по 23.

Статья 6

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Статья 7

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

2. В настоящих статьях под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой, в соотношении к ширине входа в него, мере, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. В целях измерения, площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега, углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если, вследствие наличия островов, углубление имеет несколько входов, такой полукруг проводится от линии, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и отграниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре мили, прямая исходная линия в двадцать четыре мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было отграничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше постановления не распространяются на так называемые "исторические" заливы и на те случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 4.

Статья 8

При определении границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега.

Статья 9

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и стоянки судов и которые иначе были бы расположены всецело или отчасти за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море. Прибрежное государство обязано ясно обозначить границы таких рейдов и указывать эти границы на морских картах, которые должны быть надлежаще опубликованы.

Статья 10

1. Под островом понимается естественно образованное пространство суши, окруженное водой и расположенное над уровнем наибольшего прилива.

2. Территориальное море острова отмеряется согласно постановлениям настоящих статей.

Статья 11

1. Под обсыхающим при отливе возвышением понимается естественно образованное пространство суши, окруженное водой и расположенное выше уровня воды при отливе, но покрывающееся водой при приливе. Если обсыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого обсыхающего при отливе возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения территориального моря.

2. Если обсыхающее при отливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, оно не имеет своего территориального моря.

Статья 12

1. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных морей этих двух государств. Однако постановления настоящего пункта не применяются, если, в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств, необходимо разграничивать территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем постановлении.

2. Граница между территориальными морями двух расположенных друг против друга или примыкающих друг к другу государств обозначается на официально признанных прибрежными государствами морских картах крупного масштаба.

Статья 13

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Раздел III. Право мирного прохода

Подраздел А. Правила, применяемые ко всем судам

Статья 14

1. При условии соблюдения настоящих статей, суда всех государств, как прибрежных, так и не прибрежных, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

2. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море.

3. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но только поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

4. Проход является мирным, поскольку им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящими статьями и с другими нормами международного права.

5. Проход иностранных рыболовных судов не считается мирным, если они не соблюдают законов и правил, которые могут быть изданы и опубликованы прибрежным государством с целью запрещения этим судам заниматься рыболовством в территориальном море.

6. Подводные лодки должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Статья 15

1. Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальное море.

2. Прибрежное государство должным образом объявляет во всеобщее сведение о всех известных ему опасностях для судоходства в его территориальном море.

Статья 16

1. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

2. Прибрежное государство имеет также право принимать необходимые меры в отношении судов, направляющихся в его внутренние воды, для предупреждения каких-либо нарушений тех условий, на которых эти суда допускаются в эти воды.

3. При условии соблюдения постановлений пункта 4, прибрежное государство может, без дискриминации между иностранными судами, временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.

4. Не допускается приостановление мирного прохода иностранных судов через проливы, которые, соединяя одну часть открытого моря с другой частью открытого моря или с территориальным морем иностранного государства, служат для международного судоходства.

Статья 17

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода, должны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством в соответствии с настоящими статьями и другими нормами международного права, в частности законы и правила, относящиеся к транспорту и судоходству.

Подраздел В. Правила, применяемые к торговым судам

Статья 18

1. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за проход их через территориальное море.

2. Иностранное судно, проходящее через территориальное море, может облагаться только сборами в оплату за определенные услуги, оказанные этому судну. Эти сборы должны взиматься без дискриминации.

Статья 19

1. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство, или

b) если совершенное преступление такого рода, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, или

c) если капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает это судно, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи, или

d) если это является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами.

2. Изложенные выше постановления не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, прибрежное государство должно, по просьбе капитана, уведомить консульские власти государства флага до принятия каких-либо мер и способствовать установлению контакта между указанными властями и экипажем судна. В случаях крайней срочности это уведомление может совершаться в то время, когда принимаются указанные меры.

4. Решая вопрос о том, следует ли вообще и каким образом произвести арест, местные власти учитывают должным образом интересы судоходства.

5. Прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды.

Статья 20

1. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна.

2. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятым или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

3. Постановления предшествующего пункта не затрагивают права прибрежного государства применять, в соответствии со своими законами, меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Подраздел С. Правила, применяемые к государственным судам,
кроме военных кораблей

Статья 21

Правила, содержащиеся в подразделах "А" и "В", применяются также к государственным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях.

Статья 22

1. Правила, содержащиеся в подразделе "А" и в статье 18, применяются к государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях.

2. За исключением случаев, указанных в упомянутых в предшествующем пункте постановлениях, ничто в настоящих статьях не затрагивает иммунитета, которым пользуются такие суда согласно настоящим статьям или другим нормам международного права.

Подраздел D. Правило, применяемое к военным кораблям

Статья 23

Если какой-либо военный корабль не соблюдает правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от военного корабля покинуть территориальное море.

В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, на судно, проходящее через территориальные воды прибрежного государства, юрисдикция этого государства не распространяется, кроме некоторых случаев, о которых будет сказано ниже.

Для целей Конвенции ООН об открытом море различают два вида юрисдикций: уголовную и гражданскую.

Уголовная юрисдикция – это привлечение виновного в преступлении к уголовной ответственности.

Гражданская юрисдикция — это рассмотрение дел по разрешению споров, которые возникают из трудовых, гражданских, земельных, жилищных, семейных отношений, а также из иных правовых отношений.

Термин юрисдикция происходит от латинского «jurisdictio» и значит – судопроизводство.

Юрисдикция — это установленная законом данного государства совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции (наказания) к правонарушителям.

Для целей данной статьи вышеприведенных юридических определений достаточно и перейдем к рассмотрению случаев, когда юрисдикция прибрежного государства осуществляется на борту иностранного судна, находящееся в его территориальных водах.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства осуществляется на борту проходящего через его территориальные воды иностранного судна только в следующих случаях:

1. Когда на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство.

2. Если в результате преступления нарушилось спокойствие в стране или добрый порядок в ее территориальных водах.

3. Если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотическими или психотропными веществами.

4. Если об этом просит капитан судна, дипломатический агент или работник консульства государства флага судна.

Если судно проходит через территориальные воды после выхода из внутренних вод прибрежного государства (из морского или речного порта, грузового или иного терминала, или рейда, который находится за исходной линией в сторону береговой линии прибрежного государства), то независимо от перечисленных выше условий юрисдикция прибрежного государства существенно расширяется. По отношению к такому судну оно уже может принимать любые меры, разрешаемые законами этого прибрежного государства.

Если преступление совершено до входа в территориальные воды или если, следуя из иностранного порта, судно ограничивается лишь проходом черезтерриториальные воды, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не вправе осуществлять на нём свою юрисдикцию.

Однако оно может осуществлять свою юрисдикцию в следующих случаях:

1. Судном нанесён серьёзный ущерб морской среде.

2. Нарушены законы и правила прибрежного государства, относящиеся к режиму его экономической зоны.

Исходя из вышесказанного, трудно представить преступление, совершенное на борту иностранного судна, которое не подпадает под уголовную юрисдикцию прибрежного государства.

Гражданская юрисдикция на борту проходящего через территориальные воды иностранного судна не осуществляется и прибрежное государство не должно останавливать такое судно и изменять его курс в этих целях.

Оно может применять меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу лишь по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя таким судном во время прохода или для прохода через территориальные воды, например, если во время прохода им были повреждены знаки навигационной обстановки, подводные кабели или трубопроводы, порваны рыболовные сети и тому подобное.

Если иностранное судно проходит через территориальные воды прибрежного государства после выхода из порта, стоит на якоре в территориальных или внутренних водах, то нет никаких ограничений для осуществления гражданской юрисдикции прибрежного государства, включая арест судна.

В случаях, предусмотренных законами прибрежного государства, иностранное судно может быть задержано и даже конфисковано, а его капитан и другие виновные лица привлечены к ответственности за нарушения законов и правил, относящихся к мирному проходу судна через территориальные воды.

Таким образом, легкомысленно понимаемое многими моряками понятие суверенитета судна, утрачивается практически во всех случаях когда имеет место преступление или нарушение конвенций, законов, обычаев и так далее, поэтому следует быть весьма осмотрительными и осторожными при нахождении или проходе через территориальные воды прибрежных иностранных государств.

Юрисдикция над иностранными судами в территориальных водах – это полномочия государством флага судна, а также прибрежными государствами решать правовые вопросы, связанные со статусом судна и действиями на борту этого судна. К международно-правовым документам, регулирующим юрисдикцию в этой области, относятся: Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (1958); Конвенция ООН по моральному праву (1982). При осуществлении мирного прохода в территориальных водах прибрежного государства иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила этого государства. При этом иностранные торговые суда не должны облагаться никакими сборами. Прибрежным государством, как правило, не осуществляется уголовная юрисдикция для ареста какого-либо лица или производства расследования какого-либо преступления, совершенного на борту иностранного судна, проходящего через его территориальные воды. Исключениями являются случаи, когда:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или порядок в территориальном море;

в) капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся за помощью к местным властям, а также когда такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами.

При этом предусматривается также возможность осуществления уголовной юрисдикции прибрежного государства для ареста или расследования на борту иностранного судна, находящегося в территориальных водах после выхода из внутренних вод.

Гражданская юрисдикция в отношении какого-либо лица, находящегося на борту проходящего в территориальных водах судна, по общему правилу не осуществляется. Однако согласно указанным конвенциям (1958, 1982), прибрежное государство может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в отношении иностранных торговых судов, на стоянке в территориальном море или проходящих через территориальное море после выхода из внутренних вод. Аналогичные меры предусмотрены и в отношении судов, проходящих через территориальные воды, но только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или до прохо да его через воды прибрежного государства. При подписании и ратификации Конвенции 1958 СССР сделал оговорку к ее статье 20, указав на то, что государственные суда в силу их иммунитета не могут подвергаться таким мерам без согласия государства флага.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море «транзитом» или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутрённих вод:

В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Исключение: судно навлекло на себя гражданско-правовые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства.

Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

Иммунитеты от юрисдикции:

Иностранные военные корабли

Иные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом и в территориальном море. Тем не менее, они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. В противном случае им может быть предложено покинуть территориальное море. За ущерб, причиненный прибрежному государству военным кораблем или иным государственным некоммерческим судном, ответственность несет государство флага.

ПРИЛЕЖАЩИЕ ЗОНЫ
тоже нет

Понятие:

Прилежащая зона - морской район, прилегающий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным правом целях (ст. 33 Конвенции 1982 г).

Граница прилежащей зоны:

Зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытoгo моря, прилежащую к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль.

В Конвенции 1982 года слова «открытого моря» опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к территориальному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года предусматривает возможность объявления прибрежным государством 200- мильной исключительной экономической зоны.

Правовой режим:

ПЗ может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях предотвращения нарушений:

Иммиграционных законов и правил прибрежного государства в пределах его территории, включая территориальное море, а также в целях наказания за такие нарушения.

Прибрежное государство в целях борьбы с торговлей археологическими и историческими объектами, обнаруженными в его прилежащей зоне, вправе установить, что они могут быть извлечены с морского дна только с его одобрения.

Полномочия по контролю:

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает:

право остановить судно

право произвести осмотр

в случае, если имело место правонарушение, право принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения

право применять наказание за нарушение

За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе и в открытом море, если оно осуществляется по "горячим следам", т.е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно. Преследование возможно только при нарушении прав, для защиты которых эта зона установлена.

Установление прилежащей зоны — не обязанность, а право прибрежного государства. Его законодательством определяются и виды контроля, которые оно будет осуществлять в своей прилежащей зоне.

Международной практике известны, помимо четырех, конвенционно обозначенных, и иные случаи претензий на контроль в морских зонах, прилежащих к территориальному морю, соответственно и другие их названия: зона радионадзора; зона безопасности и т.д. Такие случаи не соответствуют международному праву, если они создают препятствия для реализации свобод открытого моря.

62. Открытое море. Понятие и правовой режим

Понятие:

Открытое море - все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства- архипелага.

Правовой режим:

Находится в общем пользовании всех государств. В соответствии с Конвенцией 1982 г. принцип свободы открытого моря включает, в частности:

Свободу судоходства - подразумевающую, что каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

Свободу возводить искусственные острова и др. установки; новеллы Кон. 82 г

Свободу научных исследований и др.

При этом при осуществлении указанных свобод государства должны учитывать интересы других государств, применимое международное право.

Согласно Конвенции 1982 г., открытое море «резервируется для мирных целей»; Запрещается подчинять своему суверенитетукакую-либо часть открытого моря.

Из двух вышеуказанных положений следует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море.

Все суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства флага.

Государство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море.

Судно может плавать под флагом только 1 гос-ва, и не может менять его во время плавания или стоянки, кроме случаев перехода права собственности.

Государство само определяет условия предоставления судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. (В России действует КТМ РФ).

В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

Изъятия из исключительной юрисдикции государства флага:

Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, работорговлей либо несанкционированным вещанием.

Пиратство - любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту.

Любое государство может захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат и подвергнуть судебному преследованию.

Кроме государства флага право на задержание и арест лица или судна, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено:

Государству, гражданином которого является виновное лицо, государству регистрации передающей установки,

Государству, на территории которого могут приниматься передачи,

Государству, санкционированной радиопередаче которого чинятся помехи.

Военный корабль может также подвергнуть осмотру судно, если оно не имеет национальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо судно отказывается поднять флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Существенным изъятием является право преследования по горячим следам, то есть право прибрежного государства осуществлять в открытом море преследование иностранных торговых судов, если власти этого государства имеют достаточные основания считать, что эти суда нарушили его законы и правила.

Требования к реализации права на преследования:

Должно быть начато непосредственно после совершения нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территории.

Преследование может быть предпринято только в том случае, если иностранное судно во время начала преследования находится во внутренних водах, территориальном море, архипелажных водах либо в прилежащей зоне прибрежного государства.

Однако в последнем случае, преследование может быть предпринято только в случае нарушения тех правил, для защиты которых создана зона.

Такое преследование может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны при условии, что оно будет непрерывным.

Преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или третьего государства.

Может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, а также другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и имеющими четкие внешние опознавательные знаки.

Эти положения с соответствующей модификацией применяются и в случае нарушения законов и правил прибрежного государства, касающихся его прав в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Специальный раздел указанной Конвенции посвящен сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. В нем нашел конкретное выражение статус открытого моря как общего достояния человечества. Этот статус отражен и в ряде других положений. В частности, все государства, осуществляя свободы открытого моря, учитывают интересы других государств. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита.

63. Исключительная экономическая зона. Понятие и правовой режим

Понятие:

Исключительная экономическая зона - район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему» (ст. 55 Конвенции 1982 г.).

Этот вид морских пространств является новеллой Конвенции 1982 г.

Границы исключительной экономической зоны:

Ширина не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Под территориальным морем понимается территориальное море данного прибрежного государства.

Государство не вправе установить исключительную экономическую зону, (1) прилегающую к территориальному морю другого государства, или (2) к скале (которая не имеет территориального моря), или (3) к международной территории (например, к Антарктиде).

Правовой режим:

Авторы кафедрального учебника делают вывод, что это ЧАСТЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ с особым правовым режимом.

Прибрежному государству принадлежат следующие права:

Исключительные права разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах.

Прибрежное государство вправе досматривать, инспектировать, арестовывать иностранные рыболовные суда и открывать разбирательства в отношении них в случае нарушения ими правил добычи морских животных. (для такой деятельности необходимо получения квот)

Производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Возведение искусственных островов, сооружений и установок, разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию

Другие государства могут возводить здесь искусственные острова, сооружения и установки только с согласия прибрежного государства

Для проведения морских научных исследований также необходимо согласие прибрежного государства

Прибрежным государствомосуществляется юрисдикция в отношении:

создания и использования искусственных островов, сооружений и установок;

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды.

Прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами.

Другие государства пользуется в ИЭЗ следующими правами:

Право прокладки подводных трубопроводов и кабелей и иными видами использования моря, относящимися к названным свободам

Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции 1982 г., относящиеся к правовому режиму открытого моря (в том числе о неправомерности претензий на суверенитет; о свободе судоходства и т.д.), за исключением положений, несовместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. Последнее касается в первую очередь суверенных природоресурсных прав прибрежного государства в его исключительной экономической зоне

64. Континентальный шельф. Понятие, правовой режим


Понятие:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: