Какую теорию государства и права развивал г кельзен

Обновлено: 14.05.2024

Ганс Кельзен (1881-1973)— один из самых авторитетных философов и теоретиков права XX в. Родился в Праге. Изучал фило­софию под руководством главы марбургской школы неокантианства Г. Когена. С 1917 по 1930 г. являлся сначала приват-доцентом, а затем профессором права Венского университета. Именно тогда окончательно сформировались его теоретико-правовые взгляды. Кельзен входил в так называемый «Венский кружок» — неформальное интеллектуальное сообщество того времени, которое разрабатывало идеи неопозитивизма.

ПРАВОВОЙ НОРМАТИВИЗМ: Г. КЕЛЬЗЕН

В работе кружка принимал участие и 3. Фрейд, имевший с Кельзеном лоужеские отношения. В 20-е годы Кельзен заложил основы «Венской школы чистой теории права» (наиболее известные ее представители — д. Меркель и А. Фердросс).

В эти же годы ученый занимался и активной политической дея­тельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. Кельзен возглавил подго­товку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей обра­зование Австрийской республики. Свои теоретические изыскания Кельзен совмещал не только с политической, но и с судебной дея­тельностью. С 1921 по 1929 г. он занимал должность члена Консти­туционного суда Австрии.

Из-за антисемитских настроений в городе он был вынужден перебраться в Кельн, где три года преподавал в Кельнском универ­ситете. После эмиграции из Германии в 1933 г. Кельзен становится профессором Женевского университета. В 1939 г. после аншлюса Австрии нацистской Германией ученый переезжает на постоянное жительство в США. С 1942 г. и до конца жизни — профессор Кали­форнийского университета(г. Беркли).

Основные труды: «Проблема суверенитета и теория между­народного права» (1920), «Социологическое и юридическое поня­тия государства» (1922), «Основные проблемы государственно-пра­вового учения, исходя из учения о правовом установлении» (1923), «Общее учение о государстве» (1925), «Чистое учение о праве» (1934), «Общество и природа» (1943), «Общая теория права и госу­дарства» (1945), «Что такое справедливость?» (1957), «К критике иде­ологии» (1964).

Методологические основы «чистого учения о праве»

Кельзен считается основателем правового нормативизма— относительно самостоятельного направления в правоведении, опи­равшегося как на идеи марбургской школы неокантианства, так и на идеи венской школы неопозитивизма. С позиций логико-аналити­ческой юриспруденции Кельзен разработал «чистое учение о праве», в котором и нашли отражение основные идеи нормативизма.

Кельзен всегда подчеркивал, что чистое учение о праве есть теория позитивного права, точнее, теория интерпретации позитивного орава. Такая теория, подчеркивал ученый, пытается ответить на вопрос,


ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXIgglfA

что есть право, но не на вопрос, каким оно должно быть. Это — право-ведение, но не политика права.

Отправной точкой для Кельзена являлось разграничение сферы познания и сферы волеизъявления, или сферы сущего и сферы долж­ного. Кельзен видел в таком разграничении необходимое условие для обоснования научной, а следовательно «чистой», теории права. Мыс­литель называл свое учение «чистым» потому, что оно занимается только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле слова. По мнению Кельзена, в XIX-XX вв., т. е. при переходе к неклассической науке, правоведение совершенно некритично расширилось за счет психологии и социологии, этики и политической теории. Ученый не отрицает, что между этими науками и правоведением существует тесная связь. Однако он полагает, что расширение за счет этих наук предмета правоведения неизбежно оз­начало бы введение методологического синкретизма (неорганичного смешения), «который затемняет сущность правоведения и смазывает границы, предназначенные ему природой его предмета».' 2

Отметим, что Кельзен озабочен чисто позитивистской пробле­мой получения «чистого» знания, которое предстает в его глазах высшей ценностью, ради которой можно пренебречь иными позна­вательными проблемами.

Замысел ученого был направлен прежде всего против идеи естест­венного права и смешения науки с идеологией. В отличие от нео­кантианца Штаммлера неокантианец Кельзен отказывается связы­вать право со справедливостью, которая всегда находилась в центре внимания юснатурализма.

Понятие основной нормы

Акт и его правовое значение. Кельзен признавал, что право трудно отделить от царства природы. «. В существовании права есть чисто природная сторона» (1, 8). В любом феномене, относящемся к праву, можно различить два элемента: 1) происходящие во времени и пространстве чувственно воспринимаемые акты (внешний ход чело­веческого поведения); 2) правовое значение этих актов.

12 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. В 2 вып. М., 1987-1988. Вып. 1. С. 7-8. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы: первая цифра озна­чает номер выпуска, вторая — страницы.

Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г ., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа - "Чистая теория права" (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г .).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний - науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу - науки о должном - образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном - принцип вменения.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория "не отрицает того, что содержание любого позитивного юридического порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении".

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. "Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой".

Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив - в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамками государства - в области международных отношений. Современное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права.

В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие нормы", установленные в законодательном порядке или путем обычая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. В изображении Кельзена и его учеников внутригосударственное право выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени.

Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму - трансцендентально-логическое понятие ("мысленное допущение"), которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно вести себя так, как предписывает конституция". Такое высказывание не содержит нормативных предписаний в собственном смысле слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям о легитимности существующего правопорядка логически завершенную форму. "Согласно основной норме государственного правопорядка, эффективное правительство, которое на основании действенной конституции создает действенные общие и индивидуальные нормы, есть легитимное правительство этого государства", - писал Кельзен.

Нормативистское учение существенно отличалось от предшествующих концепций формально-догматической юриспруденции. Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического правоведения и философии неокантианства.

С теоретиками социологической ориентации нормативистов сближает трактовка права как эффективно действующего, динамичного правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма показательно, что применение общих норм судебными и административными органами было истолковано им как продолжение правотворческой деятельности государства, как создание индивидуальных нормативных предписаний. "Применение права есть также и создание права", - указывал Кельзен. В этой части его доктрины методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функционального подхода к исследованию нормативных систем.

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.

В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на демократические и недемократические. Согласно его учению, демократия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам разрешения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии в действительности служит не экономическая свобода либерализма, как иногда утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и социалистической), а, скорее, духовная свобода - свобода высказывать свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпимости и, особенно, свобода науки". В признании Кельзеном идеи социалистической демократии сказалась его близость к теоретикам австромарксизма.

В своих работах по международному праву Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе добровольного подчинения суверенных государств органам международной юрисдикции. Он различал предписания международного права и его основную норму, обосновывал мысль о том, что основные нормы и конституции государств необходимо привести в соответствие с демократическими принципами (основной нормой) международного правопорядка.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимания противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства. С концепциями нормативизма связано также широкое распространение в современном мире идей верховенства международного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля (создание специального органа конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Конституции Австрии 1920 г ., которую отредактировал Кельзен).

Нормативизм шел навстречу запросам современной юридической науки, отвечал потребности в формализации права, вызванной развитием автоматизированных способов обработки нормативного материала.

В начале 20 века на основе идей юр.позитивизма и неокантианства развивается самостоятельной правовое учение – норм ативизм, его основателем яв-ся Ганс Кельзен.

Кельзен создал теорию, кот назвал ЧИСТОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. Чистота заключалась в том, что он предлагал четко разграничивать должное и сущее, т.е. право должно изучаться таким, как оно есть. Т.о., Кельзен рассматривал право в отрыве с другими соц.явлениями. Он отождествлял право и закон. Связь с другими науками тоже есть. Правовые акты Кельзен считал разновидностью внешних действий. И с этой позиции правовые акты воспринимаются эмпирически (на основе чувств), но это восприятие зачастую явл-ся искаженным (субъект может заблуждаться в том, что его действия явл-ся правовыми). Критерием правового явл-ся соответствие поведения субъекта правовой норме, только в ней отражен объективный смысл права. Объективность этого смысла заключается в том, что он продолжает существовать независимо от какой-либо воли и обеспечивается для каждой нормы наличием другой нормы более высокого порядка.

Учение Кельзена основывается на иерархии норм, где каждая последующая норма черпает свое правовое обоснование из предыдущей. Вершиной данной иерархии выступает основная норма. Основная норма определяет регулирование международных отношений и считается неустановленной, а постулированной, т.е. по умолчанию признаваемая всеми государствами. По сути дела – это обычай или принцип права.

В сущности основной нормы закреплены противоречия. Очевидно, что она не соответствует формальным критериям норм, в том числе и фактом гос.принуждения, в ней отсутствует четкое предписание. По сути, она м.б. названа отсылочной и отсылает к правовому обычаю, суть предписания в котором не ясна, т.к. обычай известен ограниченному кругу лиц.

Кельзен различал действенность и действительность правовой нормы. Действительность – формальное наличие нормы как таковой, это возможность предписания считаться правовом. Действенность означает эффективность норм. Характерно, что Кельзен считал условием действительности норм он считал ее действенность. В этом тоже заключено противоречие, т.к. в этом случае нормативизм предстает не таким уж и чистым, т.к. формальная констатация норм зависит от поведенческих актов субъектов.

Кельзен отрицал справедливость в праве, говоря о том, что право не может быть справедливым, т.к. то, что считают справедливым одни, не считают другие.

Кельзен отождествляет право и государство. Он считает, что государство само по себе яв-ся правопорядком. Кельзен отрицает либеральные трактовки. Поскольку правопорядок для него – это наличие формальных норм с произвольным толкованием, гос-ва основывается на нормах позиитивного права.

П-П ТЕОРИЯ ХАРТА

Одним из направлений явл-ся аналитическое учение о права Г.Харта.

Особенностью данной теории явл-ся с одной стороны акции на терминологическом анализе права, критике права, а с другой стороны – учет социального контекста формирования и действия права.

Харт рассматривает право как нечто большее чем просто система команд, исходящих от гос-ва. Он указывает, что гос.принуждение имеет значение для охранительных правоотношений, в то время как многие регулятивные отношения выстаиваются на воли сторон.

Харт говорит, что даже в случае смены власти и формы правления остаются определенные конструкции правовых норм, кот не утрачивают актуальности. Это во многом связано с тем, что ряд правовых норм устанавливается не произвольно, а объективной необходимостью. В основе многих норм лежит обычай.

Наиболее близок к позитивизму харт в соотношении права и морали. Он говорит, что аморальные законы тоже должны считаться правом. Харт анализирует широкое и узкое понимание права. Широк включает всех, в т.ч. и аморальных норм, а узкое понимание – только те нормы, кот соответствуют морали. Недостатки узкого понимания права:

1.Из права исключаются определенные правила, кот отвечают требованиям формальности. Получается, что решение многих вопросов остаются субъективным правоприменителя.

2.В таком случае формулируется установка, по кот в праве в принципе не может быть ничего не справедливого, которое формирует некритичное отношение к реальности и в итоге не способно сопротивляться злу и насилию.

ВОПРОС 4

Идея посткапиталистического цивилизма и цивилитарного права

Это в учебнике нерсесянца – философия права. Еще статья Варламовой.

Идея цивилитарного права была высказана Нерсесянцев на основе созданной им же либертарной концепции права. Они рассматривает право на основе свободной идеи, равенства, отрицают нормативизм.

Для сторонников одним из исходных явл-ся понятие цивилизация. Особенностью воззрения явл-ся некий симбиоз формационного и цивилизационного подходов. Это проявляет себя в том, что одни не отвергают поступательного исторического развития общества и права, но с другой стороны отрицают конечность развития истории.

Нерсесянц говорит, что коммунизм оказался иллюзией, но социализм вполне реален (отрицается право частной собственности). После социализма м.б. либо возврат к капитализма, либо появление что-либо еще. Мы не может игнорировать факт социализма и от него нельзя отказаться. Идеи социализма необходимо переработать и трансформировать на дальнейшую пользу общества, т.е. логика развития общества и го-ва такова, что противоречия между капитализмом и социализмом впоследствии д.б. сняты в посткапиталистическом или постсоциалистическом обществе. Для него Нерсесянц использует понятие цивилизация. В этом обществе и гос-ва нового типа действует цивилитарное право, кот в определенной степени снимает противоречия между фактическим и формальным равенством. Это достигается за счет новой формы собственности – гражданской (цивильной, цивилитарной).

Принцип социализма о всеобщей собственности преобразуется в принцип равной индивидуализированной собственности, т.е. он говорит, что после социализма собственность должна десоциализироваться, причем таким образом, чтобы за каждым гражданином было признано право на равную долю во всей десоциализированной собственности.

Основную проблему частной собственности видит в том, что она по природе не может принадлежать всем. Это ее недосток (у кого- то что-то есть, а у кого-то вообще ничего). Суть в том, чтобы обеспечить каждому гражданину необходимый и равный минимум собственности, а в остальном граждане вправе приобретать себе в собственность без каких-либо ограничений.

Основные принципы его теории:

1.Вся бывшая социалистическая собственность десоциализируется бесплатно в пользу каждого гражданина. Не граждане не вправе претендовать.

2.Все объекты бывшей социалистической собственности становятся общей собственностью граждан. Государство не м.б. собственником. За ним признается лишь право на налоги. Но объекты собственности могут передаваться гос-ву в пользование.

3.Статус гражданина удостоверяется документально- свидетельством. Это право собственности принадлежит от рождения и до смерти, и не м.б. передано другому.

4.Доходы от объектов общей собственно перечисляет на индивидуальный счет гражданина. Этими доходами гражданин может распоряжаться по своему усмотрению.

Концепция цивилизма оправдывает социализм, но при этом сам цивилизм тоже не явл-ся конечным этапом общества.

Для капиталистических обществ значение цивилизма выражается формулой от капитализма к цивилизму, минуя социализм.


Чистое учение о праве Г. Кельзена представляет собой теорию позитивного права, разработанную с позиций логико-аналитической юриспруденции. Критикуя традиционное правоведение XIX—XX вв. и аттестуя свое чистое учение как строгую и последовательную науку о праве, Кельзен писал: «Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права» [1, с. 23].

Концепция Г. Кельзена, ориентированная на чистоту позитивистской теории права, по сути своей отвергает не только разного рода естественно-правовые доктрины, но и вообще философию права с присущим ей различением права и закона как метафизические и идеологизированные учения, не соответствующие позитивистским критериям строго научного понимания права.

С учетом философской продуманности, оснащенности и изощренности чистого учения его можно, конечно, характеризовать как позитивистскую философию позитивного права.

Данная тема является актуальной, т. к. в настоящее время отношение юристов к позитивной теории права существенно меняется. Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

Чистая теория права в понимании Кельзена — это доктрина, в которой, отсутствуют все фрагменты не присущие юридической науке.

Кельзен утверждал, что юридическая наука не должна заниматься социальными предпосылками и нравственными истоками правовых установлений как считают сторонники данных теорий. По его мнению, прерогатива юридической техники заключается в том, чтобы составлять специфически юридическое содержание права.

В основу своей позиции Кельзен взял философию неокантианства. Приверженцы данной концепции разделяли область теоретических знаний на две категории: науки о должном и науки о сущем.

К первой категории Кельзен отнес юриспруденцию и этику, которые изучают обусловленные нормами отношения, способы и механизмы поведения людей в социальных рамках. Ко второй относятся социология, история и прочие естественные науки, которые изучают явления природы и общественную жизнь исходя из причинно-следственных связей.

Главным различием между двумя категориями выступает то, что в науках о должном основополагающим является принцип вменения, а в науках о сущем — принцип объективной причинности.

Согласно этому нормативисты выступали против применения в юриспруденции исследовательских приемов, нашедших свой отклик в других областях познания. Чистое учение о праве исключает так же применение идеологических оценок.

Одним из первых, кто поставил задачу деидеологизации правоведения, воплощения объективно строгой науки о государстве и праве являлся Г. Кельзен. Он считал, что истинная наука несет в себе релятивистский характер. Таким образом, признается возможное существование в обществе обширного количества систем идеологии, но в тоже время отсутствует превосходство одной над другими.

«Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой» [1, с. 64].

По мнению Г. Кельзена, право — это осуществляемая в принудительном порядке совокупность норм. Согласно Кельзену, государство более позднее нежели право. Так право существовало в первобытную эпоху, где в обществе было в одних случаях разрешено совершать акты принуждения, в других запрещено исходя из обеспечения общей безопасности. Примером в данном случае может послужить акт мести.

В дальнейшем функцию принуждения начинают исполнять специально созданные органы власти, таким образом, происходит переход от правового сообщества к государству.

В связи с появлением подобных органов децентрализованные способы принуждения имеют место быть только за пределами государства, то есть в сфере международных отношений.

Право своего времени Кельзен характеризует как децентрализованное международное право и совокупность государственных правопорядков.

Г. Кельзен считает, что право вмещает в себя кроме общеобязательных норм, установленных государственной властью, так же процесс их применения на практике.

Крайне занимательно выглядит тот факт, что истолкованное им мнение по поводу применения общих норм административными и судебными органами является продолжением правотворческой деятельности государства в качестве создания индивидуальных нормативных предписаний.

Г. Кельзена создал политическое учение, взяв за основу тождественность права и государства. Будучи родоначальником нормативизма он считал, что государство сходно правопорядку в части организации принуждения.

Находясь в поиске аргументов для обоснования своей позиции, Кельзен пришел к умозаключению, что каким бы не был политический режим, государство является правовым. Кельзен подразделял государства на два вида: демократические и недемократические.

По его мнению, демократия это не только формально- юридические способы разрешения социальных конфликтов и принятие законов большинством голосов. Исходя из своей сущности демократия — это постоянный поиск компромиссов, в ходе чего предполагается защита интересов меньшинства и сдержанность по отношению к чужим взглядам.

По Кельзену суть «чистоты» данного учения, составляет занятие только лишь правом и «очищение» изучаемого предмета от всего, что не является правом.

Учитывая его мнение необходимо избавить правоведение от всех посторонних элементов, так как оно слишком «расширилось» из-за таких направлений как психология, социология, этика и политическая теория.

Все социальные нормы Кельзен делит на правовые и моральные (как моральные он при этом рассматривает все неправовые нормы, включая и религиозные). «Правоведение, — пишет он, — не единственная дисциплина, занимающаяся изучением и описанием социальных норм. Эти другие социальные нормы можно объединить под названием мораль; изучающую и описывающую их дисциплину можно назвать этикой» [2, с. 803].

Этика, как и правоведение, по мнению Кельзена, изучает и описывает нормы морали, которые установлены властной инстанцией в области морали или установившиеся на основании обычая, то есть является наукой о нормах, а не о фактах

Справедливость как свойство человека проявляется в его социальном поведении по отношению к другим людям. Социальное поведение человека, согласно Кельзену, справедливо, если оно соответствует некоей норме, которая предусматривает это поведение, т. е. устанавливает его в качестве должного и тем самым конституирует ценность справедливости. Социальное поведение человека несправедливо, если оно противоречит некоей норме, предписывающей определенное поведение и эту норму можно назвать нормой справедливости.

Норма справедливости — моральная норма, и понятие справедливости подчинено понятию морали. «Методологической чистоте правоведения, — подчеркивает Кельзен, — угрожает опасность не только потому, что часто не замечают границу, отделяющую его от естествознания, но и — гораздо больше — потому, что правоведение не отличают (или отличают недостаточно ясно) от этики и, соответственно, не проводят четкого различил между моралью и правом» [3, с. 125].

С этих позиций Кельзен возражает против того, что справедливость, как и несправедливость, считается также свойством самих норм, что нормы тоже оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, когда говорят о хорошем или плохом, справедливом или несправедливом позитивном праве.

По Кельзену же, норма (права или морали) может быть — и это по существу ее единственная характеристика — либо действительной, либо недействительной, причем при конфликте норм (например, нормы справедливости, на которую опирается естественное право, и нормы позитивного права) лишь одна из них может считаться действительной. Поэтому, замечает Кельзен, когда норму позитивного права считают действительной лишь постольку, поскольку она соответствует естественному праву, то собственно действительным в этой норме является только естественное право.

Кельзеновское очищение права от справедливости продиктовано позитивистским характером его чистого учения. Уже то, что Кельзен относит справедливость к морали, предрешает его негативное отношение к теории естественного права, да и вообще к любой концепции различения права и закона. Своеобразие кельзеновского легизма обусловлено спецификой его нормативизма: разрывом сущего и должного, трактовкой приказания власти как логического долженствования, любой практически успешной системы насилия (включая тиранию, деспотизм, диктатуру, социализм, фашизм, словом — любой тоталитаризм) как действенного социального порядка принуждения и, следовательно, объективного правопорядка, оправданного гипотетической основной нормой.

Чистое учение о праве как должном тем самым предстает как нормологическая легитимация сущего, включая любое действенное насилие, в том числе и организованной и действенной банды. Между правом и произволом при таком подходе нет принципиального различия. Различие это в лучшем случае не качественное, а количественное: большой произвол в масштабах страны — это, по Кельзену, право, а малый произвол — правонарушение. Кельзеновское очищение права от любого содержания в действительности означает оправдание всякого содержания права.

В отличие от традиционного позитивизма чистое учение о праве изображает объективную действительность позитивного права как обусловленную постулированием основной нормы и благодаря такой предпосылке, согласно Кельзену, истолковывает отношения между людьми как нормативные отношения, т. е. как конституируемые объективно действительными правовыми нормами обязанности, полномочия, права, компетенции и т. д.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические правовые представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимание противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства. Нормативизм отвечал запросам современной западной юридической науки, отвечал потребности в формализации права, вызванной развитием автоматизированных способов обработки нормативного материала.

Положительной чертой данного учения выступает то, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом и такими нравственными ценностями как справедливость, свобода и равенство, что верно было замечено сторонниками естественно-правовой теории.

Недостатком, на мой взгляд, может послужить тот факт, что данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в связи, с чем теряется четкий критерий законного и противозаконного. Определить это с позиции справедливости, представление о которой у различных людей могут не совпадать, крайне затруднительно, такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может отличаться у различных людей.

  1. Кельзен Г. Чистое учение о праве: Сб. переводов. – Вып. 1. – М., 1987; Вып. 2. – М., 1988. — 213 с.
  2. Краевский А. А. Чистое учение о праве Ганса Кельзена и аналитическая философия // Российский ежегодник теории права. № 3. 2013. СПб., 2014. C. 790–811.
  3. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сборник переводов. Вып. 2 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н.; Пер.: Лезов С. В. — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1988. — 213 c.

Основные термины (генерируются автоматически): чистое учение, норма, норма справедливости, государство, мнение, мораль, некая норма, социальное поведение человека, чистая теория, юридическая наука.

Похожие статьи

Социальные нормы в системе государственного управления.

чистое учение, норма, норма справедливости, некая норма, чистая теория, юридическая наука, социальное поведение человека, государство, мнение, мораль. О генетических источниках всеобщих норм права и морали.

Понятие и соотношение юридической и социальной.

Основная сила норм социальной справедливости в демократическом обществе, должна быть направлена на приведение действующего законодательства, регулирующего поведение людей, в соответствие с нормами нравственности.

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики

Социальные нормы оказываются в условиях, в которых развертываются и строятся поведение и деятельность людей, и

Для морали преимущественны ценности добра, справедливости, свободы как непременного условия для возможности осуществления морального выбора.

Соотношение норм права и нравственности | Статья в сборнике.

Появление нормы нравственности предшествовало появлению нормы права (норма права «выросла» из нормы нравственности).

Ивлев Ю. В. Логика для юристов: учебник. — М., 2011. Кельзен Г. Чистое учение о праве.

Право как выразитель идеи справедливости | Статья в журнале.

Справедливость это требование морали, а не права и по мнению

[2, с.5] Это некий идеал жизни общества, а, следовательно, государства и права как ее составных частей.

Основное значение юридической справедливости и ее социальная ценность состоит в том, что она.

Нравственные основы общества в правовом государстве

моральный вред, мораль, норма, норма морали, страдание, нравственная сфера человека, юридическая литература, социально-нормативное регулирование, общественное сознание, правило поведения.

О генетических источниках всеобщих норм права и морали

Не являются ли ценности, которые они защищают региональными, чисто европейскими?

Сам Р. Ю. Рахматуллин в ряде работ утверждает, что генетическими основаниями всеобщих норм права и морали выступает сакральное начало, которое проявляет себя в разных ипостасях [7.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне.

«Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

Похожие статьи

Социальные нормы в системе государственного управления.

чистое учение, норма, норма справедливости, некая норма, чистая теория, юридическая наука, социальное поведение человека, государство, мнение, мораль. О генетических источниках всеобщих норм права и морали.

Понятие и соотношение юридической и социальной.

Основная сила норм социальной справедливости в демократическом обществе, должна быть направлена на приведение действующего законодательства, регулирующего поведение людей, в соответствие с нормами нравственности.

Социальные нормы в системе ориентиров человеческой практики

Социальные нормы оказываются в условиях, в которых развертываются и строятся поведение и деятельность людей, и

Для морали преимущественны ценности добра, справедливости, свободы как непременного условия для возможности осуществления морального выбора.

Соотношение норм права и нравственности | Статья в сборнике.

Появление нормы нравственности предшествовало появлению нормы права (норма права «выросла» из нормы нравственности).

Ивлев Ю. В. Логика для юристов: учебник. — М., 2011. Кельзен Г. Чистое учение о праве.

Право как выразитель идеи справедливости | Статья в журнале.

Справедливость это требование морали, а не права и по мнению

[2, с.5] Это некий идеал жизни общества, а, следовательно, государства и права как ее составных частей.

Основное значение юридической справедливости и ее социальная ценность состоит в том, что она.

Нравственные основы общества в правовом государстве

моральный вред, мораль, норма, норма морали, страдание, нравственная сфера человека, юридическая литература, социально-нормативное регулирование, общественное сознание, правило поведения.

О генетических источниках всеобщих норм права и морали

Не являются ли ценности, которые они защищают региональными, чисто европейскими?

Сам Р. Ю. Рахматуллин в ряде работ утверждает, что генетическими основаниями всеобщих норм права и морали выступает сакральное начало, которое проявляет себя в разных ипостасях [7.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне.

«Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

Философия права Г. Кельзена — это пример детально проработанного теоретического и методологического учения, в котором в концентрированном виде отражены попытки ответить на классические вопросы философии и права.

Ученый стремился рационально-логическим путем обосновать существование правовой реальности, основанной на гипотетических правовых конструкциях, допуская существование правовой реальности в метафизическом смысле. Кельзен обосновывает концепцию логической иерархии норм правовой системы. Он утверждает, что нормативное единство правопорядка можно достичь на основе субординации правовых норм. Государство не может принадлежать эмпирической реальности, оно соответствует определенному правопорядку. Его нормативное единство обеспечивается существованием «основной формы». Под «основной формой» подразумевают допущение, которое обосновывает объективную действительность правовой нормы. У такой нормы отсутствует определенность, не выяснена ее природа, происхождение, содержание.

«Основная норма» — это основа и вершина динамики правопорядка, теоретико-познавательная функция права трансформирует ее в трансцендентально-логическую категорию. Нормы естественного права в естественном правопорядке восходят к единому принципу. Из вышестоящих норм логически выводятся нижестоящие нормы. У Г. Кельзена динамика правопорядка — это воспроизведение правом себя от общих норм в правоприменении к «индивидуальным нормам».

В области международного права ученый придерживается приоритета принципов и норм международного права перед национальным правопорядком. «Основная норма» международного права вступает критерием действительности для национального права. В практике международного сотрудничества действуют политические правила игры, сводящиеся фактически к тому, что государства должны функционировать и действовать так, как обычно поступают.

Нормы международного права обуславливают первичный статус государства, выступающего территориальным образованием и обладающего системой управления, политической организацией, что соответствует принципу релятивизма. Государства признаются таковыми в зависимости от мнений и оценок, принимаемых мировым сообществом. Некоторые государства в зависимости от этих оценок сохраняют статус непризнанных, или тех, которые претендуют на независимость.

Готовые работы на аналогичную тему

В международных отношениях и во внутренних делах государство обладает суверенитетом. В международной системе уровень и объем влияния государства относительны, связаны с признанием этого государства мировым сообществом. Теория «относительного суверенитета» основана на том, что «основная норма» мирового правопорядка налагает на государство международно-правовые обязательства и ограничивает его суверенитет.

В современном международном праве актуальными и значимыми являются представления о концепции международного признания легитимности правительства. Это признание основано на принципе релятивизма, так как легитимность правительства определена международным признанием нового правительства, обеспечивающего правопорядок, а не соблюдением норм Конституции. Кельзен считает, что только ввиду наличия признания государство может отстаивать национальные интересы и иметь своих представителей в различных международных организациях. Без международного признания правительство будет нелегитимным даже при проведении выборов и последующего изменения законодательства.

Международное признание — это критерий оценки легитимности власти и правительства в государстве.

«Чистая» теория права Кельзена

Ганс Кельзен является основателей нормативизма. В своей «чистой» теории права юрист указывает, что юриспруденция (специальная наука права) должна быть отделена от философии справедливости, политологии и социологии. Предметом юриспруденции являются только законодательные нормы и их элементы, правопорядок, взаимоотношения, отношения между разными правопорядками.

Правовая теория преследует цель — снабдить юриста описанием и пониманием позитивного права. Теория не должна указывать, каким это позитивное право должно быть, исходя из ценностных предпочтений.

Реальность в правовой науке — это специфическая правовая реальность, не зависящая от соответствия (несоответствия) естественному праву или справедливости. Основанием «чистой» теории права является гипотеза о базисной норме, согласно которой базисная норма является логическим универсальным предположением значимости позитивного права. Норма призвана все действия должностных лиц вводить в контекст правопорядка, придавать юридическим актам граждан и должностных лиц общезначимый характер.

Государство рассматривается в двух измерениях:

  • как господство — государство является законным правовым порядком, когда одни граждане правят и приказывают, а другие — исполняют приказы и подчиняются;
  • как право — государство не может существовать и рассматриваться без власти, так как право представляет собой специфический порядок организации власти; основной нормой права является первая конституция.

Г. Кельзен считал, что часто социальная теория является жертвой политических интересов, пока в праве отсутствует значительное противодействие убеждению, что еще не наступило время «чистой» теории права. В отличии от политики наука направлена на объяснение явлений, познание, а не на управление этими явлениями. Ученый не должен склоняться в пользу определенной ценности, даже если на данный момент она является в обществе господствующей. Ученые должны ограничивать себя описанием и объяснением объекта исследований, не обсуждать объект с позиций справедливости (несправедливости), добра (зла).

Кельзен считал, что «естественное право» скрывает только субъективные оценки исследователя, принадлежащего к естественно-правовой школе. В реальной жизни существует несколько доктрин естественного права, содержащих иногда противоположные постулаты. Г. Кельзен указывает, что стремление к естественно-правовой доктрине лежит в потребности правоведов обосновать ценностные субъективные решения, выдать их за единственно истинные и основанные на объективных высших принципах.

Нормативистская теория права указывает, что право — это система правил, исходящих от государственных органов, охраняемых государством, регулирующих поведение человека. Нормативное правопонимание основано на теории позитивного права, которое отождествляет закон и право.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: