Каковы особенности проводки судов и составов через наплавные мосты

Обновлено: 05.05.2024

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

(см. текст в предыдущей редакции)

путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения стандартов - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения об отраслевом дорожном методическом документе

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") при участии: ЗАО "Автомост-Инжсервис", ГУП МО "Луховицкое ДЭУ", ОАО ЦКБ "Монолит"

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящие методические рекомендации имеют рекомендательный характер и предназначены для органов управления дорожным хозяйством, инженерно-технического и обслуживающего персонала предприятий и организаций, занятых проектированием, строительством и эксплуатацией паромных переправ и наплавных мостов.

Методические рекомендации распространяются на проектирование и строительство новых и реконструкцию существующих паромных переправ и наплавных мостов, а также их ремонт, содержание и эксплуатацию.

Паромные переправы и наплавные мосты являются одним из важных элементов автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.3.005-75* Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Средства защиты работающих. Общие требования и классификация (СТ СЭВ 1086-88)

ГОСТ 26600-98 Знаки навигационные внутренних судоходных путей

ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 53627-2009 Покрытие полимерное тонкослойное проезжей части мостов. Технические условия

ГОСТ Р 54305-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик

Свод правил СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*

Свод правил СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции

СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний

СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и в других сельскохозяйственных предприятиях и организациях

Р.011-2004* Российский Речной Регистр. Классификация и постройка наплавных мостов. Временное руководство

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утверждены Минтрансстроем и Министерством транспорта Российской Федерации 27 декабря 1991 г., ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации

Правила технической эксплуатации речного транспорта, утвержденные приказом Министра речного флота РСФСР от 03.01.1973 N 2. Изменения и дополнения внесены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.04.1999 N 25

Правила безопасности труда на судах речного флота, утвержденные приказом Минречфлота РСФСР от 25.12.1987 N 242

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

1 аппарель (элемент конструкции судна или причала): Пологая платформа (насыпь на берегу), предназначенная для въезда транспортных средств и передвижения пешеходов с причального сооружения (берега) на паромную переправу или наплавной мост, а также их съезда и схода обратно.

2 береговая часть моста: Конструкции, связывающие речную часть моста с берегом.

3 верхнее пролетное строение: Конструкция, объединяющая понтоны отдельных плавучих опор в наплавной мост.

5 выводное звено наплавного моста: Секция речной части моста, удалением которой осуществляется открытие судового хода.

6 корпус понтона наплавного моста: Металлоконструкции наплавного моста, обеспечивающие его плавучесть, остойчивость, непотопляемость и прочность.

7 круглогодичная переправа: Переправа, обслуживающая движение автотранспорта круглый год. Эксплуатация наплавных мостов и паромных переправ в условиях ледохода не допускается.

8 леерное ограждение: Ограждение палубы парома, палубы понтонов ленточного наплавного моста или пролетного строения наплавного моста, состоящее из леерных стоек, поручня и промежуточных лееров, предупреждающее падение людей за борт.

9 майна: Создаваемое во время ледостава свободное ото льда пространство, необходимое для безопасного маневрирования у причалов и перемещения паромов, возможности разборки наплавного моста, отвода всех плавсредств наплавных мостов и паромных переправ в затон или безопасное место отстоя.

10 межень: Низкий уровень воды в реках или озерах в определенный период года. К летней (летне-осенней) межени относят период от конца половодья до осенних паводков, а при их отсутствии - до начала зимнего периода, то есть до появления на реке ледовых явлений. За зимнюю межень принимают период от начала зимнего периода до начала половодья.

11 минимальная скорость судна: Наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах.

12 наплавной мост: Мост на плавучих опорах, представляющий собой искусственное сооружение, предназначенное для движения транспортных средств и пешеходов в местах пересечения автомобильными дорогами водных преград.

13 наплавной мост на жестко-сочлененных опорах: Мост, представляющий сплошную плавучую полосу из понтонов, соединенных между собой жесткими соединительными устройствами.

14 наплавной мост неразрезной системы: Мост, имеющий по всей длине речной части либо неразрезное пролетное строение, либо соединенные в ленту понтоны, воспринимающие изгибающие моменты по всей своей длине.

15 наплавной мост на отдельных плавучих опорах: Мост, состоящий из отдельных плавучих понтонов, объединенных между собой верхним пролетным строением.

16 ограниченная видимость: Визуальная видимость менее 1,0 км.

17 остойчивость судна: Способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен (в боковом направлении) или дифферент (устойчивость в продольном направлении), и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия.

18 отдельная плавучая опора: Плавучая конструкция, состоящая из одного или нескольких понтонов, объединенных участком пролетного строения в единое целое.

19 паром: Судно, предназначенное для регулярной перевозки автотранспортных средств, грузов и пассажиров через участок водного пути в местах его пересечения автомобильной дорогой.

20 паромная переправа: Участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами в местах его пересечения автомобильной дорогой.

21 пассажир: Лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира.

22 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставлять автотранспортные средства, груз и пассажиров на другой берег переправы.

23 переправа (паромная переправа и (или) наплавной мост): Пересечение автомобильной дорогой водотока с использованием для пропуска транспорта парома или наплавного моста.

24 переход мостовой: Комплекс сооружений для перехода через водоток, состоящий из моста, подходов к нему, берегоукрепительных и регуляционных сооружений.

25 плавучая сборочная единица: Плавучая конструкция, входящая в состав речной части наплавного моста.

26 плашкоут: Несамоходное грузовое судно с упрощенными обводами для перевозки грузов на верхней палубе; используется в основном для перегрузочных работ на рейде, также может служить опорами наплавных мостов.

27 причал: Гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

28 прогоны моста: Продольные балки верхнего пролетного строения, обеспечивающие его общую прочность и соединяющиеся по всей длине наплавного моста жесткими стыками.

29 пролетное строение моста: Конструкция, перекрывающая пролет между опорами моста и опирающаяся на них.

30 пункт отстоя: Земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов.

31 речная часть моста: Собственно наплавной мост, которым перекрывается водная поверхность реки.

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ СУДОХОДНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТАХ

СОГЛАСОВАНО Заместитель Руководителя Департамента внутренних водных путей Минтранса Российской Федерации А.Б.Разгуляев 27 октября 1998 г.

Инструкция по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах разработана Нормативно-технологической станцией по инженерным сооружениям и пути МПС России (Цомиров В.Э.) и Научно-исследовательским институтом мостов ПГУПСа (Иванова А.А., Манилова Р.З., Ярохно В.И.) при участии отдела инженерных сооружений Департамента пути и сооружений МПС России (Батюня В.В.) и Департамента внутренних водных путей Минтранса России (Кудрешов А.И., Харькин В.П.).

Настоящая Инструкция предусматривает создание безопасных условий плавания судов и обеспечение сохранности железнодорожных мостов, определяет состав навигационных знаков, цвет и характер навигационных огней и период их действия. В ней изложены требования к конструкции навигационных знаков, правила эксплуатации и содержания судоходной сигнализации.

Инструкция составлена с учетом действующих нормативных документов, состав навигационных знаков и огней в судоходных пролетах мостов соответствует ГОСТу 26600-85* "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей", "Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей", "Правилам плавания по внутренним водным путям РСФСР"**. Предусмотренные инструкцией навигационные знаки и огни на судоходных пролетах мостов обеспечивают круглосуточно безопасные условия плавания для судов.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 26600-98, здесь и далее по тексту.

** На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция определяет общие требования к устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах, в том числе имеющих разводные пролетные строения.

1.2. Для регламентирования дополнительных требований по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах должны разрабатываться местные инструкции с учетом конкретных условий.

1.3. Местная инструкция разрабатывается дистанцией пути, согласовывается с соответствующим районом водных путей и линейной инспекцией судоходства. Инструкция утверждается начальником отделения железной дороги.

1.4. Проход судов под мостами разрешается только через пролеты, предназначенные для этой цели и оборудованные соответствующими знаками и огнями.

1.5. Судоходные пролеты моста, предназначенные для прохода судов сверху вниз и снизу вверх, проводки плотовых составов, а также для прохода маломерных судов определяются в соответствии с ГОСТ 26675-97 Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства и судоходной инспекцией совместно с железной дорогой.

1.6. Судоходная сигнализация на мостах действует в период весеннего ледохода до осеннего ледостава.

1.7. Устройство и содержание знаков и огней судоходной сигнализации на мостах осуществляется владельцами мостов.

1.8. В случае изменения подмостового габарита в период строительства или реконструкции моста сигнализация должна соответствовать его новому значению. Все вопросы, связанные с изменением количества и расположения знаков и огней судоходной сигнализации, а также с организацией пропуска судов через створ моста решаются комиссиями с участием представителей Государственных управлений водных путей и судоходства.

1.9. Конструкция, расположение и использование сигналов судоходной сигнализации должно исключать возможность их восприятия со стороны движения железнодорожного транспорта.

2. ВИДЫ И УСТРОЙСТВА СУДОХОДНОЙ
СИГНАЛИЗАЦИИ

2.1. Для мостов с неразводными пролетными строениями
(неразводных мостов)

2.1.1. Судоходная сигнализация должна отвечать требованиям ГОСТ 26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей". Общие технические условия.

2.1.2. Навигационные знаки и огни предназначены для указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов.

2.1.3. Судоходные пролеты неразводных мостов должны быть оборудованы указателями оси судового хода, указателями подмостового габарита и кромок судового хода (рис.1-4. Табл.1-2).

Рис.1. Расположение огней и знаков в судоходных пролетах неразводных мостов: а) для судоходного пролета, имеющего прямолинейное очертание нижнего пояса; б) для судоходного пролета, имеющего криволинейное очертание нижнего пояса.

1 - полоса, показывающая отметку расчетного судоходного уровня;

2 - указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах;

3 - указатель оси судового хода;

4 - знак "Соблюдай подмостовой габарит!";

5 - створные огни.

Н - высота судоходного пролета, имеющего криволинейное очертание нижнего пояса пролетного строения от РСУ;

В - ширина судоходного пролета, имеющего криволинейный нижний пояс.

Рис.2. Указатели оси судового хода в судоходных пролетах мостов и указатели габаритной высоты для светлого фона: а - при габаритной высоте свыше 16 м; б - при габаритной высоте от 13 до 16 м; в - при габаритной высоте от 10 до 13 м; г - при габаритной высоте до 10 м.

Примечание: а, б - судоходный пролет для судов и составов;

в - судоходный пролет для проводки плотовых составов;

г - судоходный пролет для маломерных судов.

Рис.3. Створные и габаритные огни на судоходных пролетах мостов: а - при габаритной высоте свыше 16 м; б - при габаритной высоте от 13 до 16 м; в - при габаритной высоте от 10 до 13 м; г - при габаритной высоте до 10 м.

Примечание: а, б - судоходный пролет для судов и составов;

в, г - судоходный пролет для плотовых составов.

Рис.4. Знак "Соблюдать надводный габарит!" и сигнальные огни этого знака

а - указание высоты подмостового габарита от расчетного судоходного уровня воды;

б - примерная разметка изображения на знаке;

в - сигнальные огни.

Примечание. Установка сигнального щита на опоре допускается на высоте не менее 4 м от расчетного судоходного уровня.

Указатели оси судового хода

Указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах

2.1.4. Форма (размеры) щитов и сигнальные огни указателей оси судового хода зависят от назначения пролета (табл.1-2):

ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов сверху, обозначается установленным на ферме квадратным щитом, расположенным в виде ромба, а в ночное время двумя красивыми постоянными створными огнями, видимыми только с ходовой стороны пролета;

ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов снизу, обозначается установленным на ферме квадратным щитом, а в ночное время также двумя створными красными огнями;

ось пролета, предназначенного для прохода плотовых составов, обозначается круглым щитом, а в ночное время двумя зелеными постоянными створными огнями;

ось пролета, предназначенного для прохода маломерных судов, обозначается треугольным щитом (вершиной вниз). В ночное время сигнальные огни не предусмотрены.

2.1.5. В зависимости от требуемой дальности видимости Государственным стандартом установлено три типоразмера квадратных и круглых щитов и два - треугольных (табл.3).

Размеры и расчетная дальность видимости указателей оси судового хода в судоходных пролетах мостов

от 30 сентября 2020 года N 731

(с изменениями на 30 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

пунктом 3 настоящего документа (изменения вступили в силу с 1 июля 2021 года).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5499; 2013, N 30, ст.4123.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений главы V Правил, вступающих в силу для ледовых переправ с 1 октября 2021 г., для наплавных мостов и переправ, на которых используются маломерные суда, с 1 мая 2021 г.

3. Положения главы VI Правил признаются утратившими силу с 1 июля 2021 г.

4. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2026 г.

в Министерстве юстиции

28 октября 2020 года,

регистрационный N 60608

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 30 сентября 2020 года N 731

Правила пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Правила устанавливают порядок пользования:

а) ледовыми переправами;

б) переправами (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда (далее - переправы);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст.5130; 2020, N 37, ст.5778.

2. Переправы, ледовые переправы и наплавные мосты являются поднадзорными объектами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, входящими в состав территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - подразделения ГИМС МЧС России).

3. Учет переправ, ледовых переправ и наплавных мостов осуществляется подразделениями ГИМС МЧС России.

II. Пользование ледовой переправой

4. Пользование ледовой переправой осуществляется:

а) с учетом ее конструктивных особенностей, пропускной и несущей способности, обеспечивающих безопасные условия движения транспортных средств и пешеходов;

б) в соответствии с режимом пользования (эксплуатации) ледовой переправой, утвержденным владельцем ледовой переправы.

5. Режим пользования (эксплуатации) ледовой переправой регламентирует порядок пропуска транспортных средств, перевозку пассажиров, поведение водителей и пешеходов на ледовой переправе.

6. Движение транспортных средств и пешеходов по ледовой переправе осуществляется в границах, обозначенных ограничительными вехами.

7. Владелец ледовой переправы вправе:

а) требовать от пользователей ледовой переправы соблюдения требований, установленных режимом пользования (эксплуатации) ледовой переправой;

б) закрывать (прекращать эксплуатацию) ледовой переправы при возникновении угрозы жизни и здоровью пользователей ледовой переправы.

8. В процессе эксплуатации ледовой переправы владелец ледовой переправы обязан обеспечивать:

а) поддержание ледовой переправы в рабочем состоянии, отвечающем условиям безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

б) устранение повреждений и деформаций ледяного полотна, возникающих в процессе эксплуатации ледовой переправы;

в) ведение журнала грузоподъемности льда в зависимости от ежедневных замеров толщины льда на ледовой переправе;

г) контроль за движением транспортных средств и пешеходов с целью недопущения превышения грузоподъемности ледовой переправы, за исключением ледовых переправ, где организация контроля за пропуском транспортных средств не предусмотрена режимом пользования (эксплуатации) ледовой переправой;

д) ограничение эксплуатации ледовой переправы, если возникшие условия работы и техническое состояние ледовой переправы не обеспечивают ее безопасность.

9. Пользователи ледовой переправы имеют право на:

а) ознакомление с режимом пользования (эксплуатации) ледовой переправой, утвержденным владельцем ледовой переправы;

б) ознакомление с ограничениями эксплуатации ледовой переправы (при наличии ограничений);

в) пользование ледовой переправой в состоянии, отвечающем условиям безопасного движения.

10. Пользователи ледовой переправы при пользовании ледовой переправой обязаны:

а) соблюдать правила безопасности на ледовой переправе и весовые параметры нагрузок, допустимых на ледовой переправе;

б) перед началом движения по ледовой переправе ознакомиться со схемой ледовой переправы с отметкой опасных участков, номерами телефонов подразделений аварийно-спасательных служб и формирований.

III. Пользование наплавным мостом

11. Пользование наплавным мостом осуществляется:

а) с учетом его конструктивных особенностей, грузоподъемности и остойчивости наплавного моста, обеспечивающих безопасные условия движения транспортных средств и пешеходов;

б) в соответствии с режимом пользования (эксплуатации) наплавным мостом, утвержденным владельцем наплавного моста.

12. Режим пользования (эксплуатации) наплавного моста регламентирует порядок пропуска транспортных средств, перевозку пассажиров, поведение водителей и пешеходов на наплавном мосту.

13. Владелец наплавного моста вправе:

а) требовать от пользователей наплавного моста соблюдения требований, установленных режимом пользования (эксплуатации) наплавного моста;

б) закрывать (прекращать эксплуатацию) наплавного моста при возникновении угрозы жизни и здоровью пользователей наплавного моста.

14. В процессе эксплуатации наплавного моста владелец наплавного моста обязан обеспечивать:

а) ведение журнала ежедневных осмотров наплавного моста с фиксацией в нем результатов осмотра конструкции наплавного моста, информации об осадке, герметичности плавучих опор, состоянии проезжей части и пешеходных тротуаров;

б) закрытие движения по нему транспортных средств и пешеходов при обнаружении неисправностей или повреждений, угрожающих безопасной эксплуатации наплавного моста;

в) недопущение эксплуатации наплавного моста в условиях ледохода;

г) демонтаж и хранение плавающих конструкций, исключающие их снос по течению и повреждение во время ледохода и прохождения паводковых вод, по окончании сезона эксплуатации наплавного моста.

15. Пользователи наплавного моста имеют право на:

а) ознакомление с режимом пользования (эксплуатации) наплавного моста, утвержденным владельцем наплавного моста;

б) ознакомление с ограничениями эксплуатации наплавного моста (при наличии ограничений);

в) пользование наплавным мостом в состоянии, отвечающем условиям безопасного движения.

16. Пользователи наплавного моста при пользовании наплавным мостом обязаны:

а) соблюдать правила безопасности на наплавном мосту;

б) перед началом движения по наплавному мосту ознакомиться с информацией о видах транспортных средств, разрешенных к проезду, и весовых параметрах нагрузок, допустимых на наплавном мосту, со схемой наплавного моста с отметкой опасных участков, номерами телефонов подразделений аварийно-спасательных служб и формирований.

IV. Пользование переправой

17. Пользование переправой осуществляется:

а) с учетом гидрометеорологических условий и условий судоходной обстановки на водном объекте;

б) в соответствии с режимом работы переправы, утвержденным владельцем переправы;

в) с обеспечением безопасного подхода и швартовки используемого на переправе маломерного судна;

г) в исправном состоянии, способном обеспечивать безопасность людей.

18. При пользовании переправой в темное время суток (астрономическое с захода до восхода солнца) причальные сооружения должны освещаться.

19. Пользование переправой в период ледохода запрещается.

20. Владелец переправы вправе требовать от пользователей переправы соблюдения требований, установленных режимом работы переправы.

21. Владелец переправы обязан обеспечивать в процессе пользования переправой:

а) исправность переправы, в том числе оснащенность ее спасательными средствами;

б) прекращение ее эксплуатации при обнаружении неисправностей или повреждений, угрожающих безопасной эксплуатации переправы, а также жизни и здоровью пользователей переправой.

22. Пользователи переправы имеют право на:

а) ознакомление с режимом работы переправы, включая порядок посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов;

б) получение перед посадкой в маломерное судно сведений об обеспечении безопасности и профилактике травматизма людей на переправе, приемах оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде, телефонах подразделений ГИМС МЧС России, аварийно-спасательных служб и формирований;

в) ознакомление с ограничениями эксплуатации переправой (при наличии ограничений).

V. Информирование подразделений ГИМС МЧС России о начале использования переправ, ледовых переправ и наплавных мостов

24. Ежегодно перед началом использования переправ, ледовых переправ и наплавных мостов (далее - объект, объекты соответственно) их владельцы направляют в подразделение ГИМС МЧС России заявление-декларацию объекта (далее - заявление-декларация).

Статья 41. Лоцманская проводка судов

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 05.04.2011 N 47-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 203-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: