Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия суд вправе обязать ответчика

Обновлено: 28.03.2024

1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Комментарии к ст. 1065 ГК РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТ 26 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА № 14-ФЗ"

Авторы: Н.А. Баринов, С.А. Барышев, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев, Т.А. Бирюкова, Ю.Н. Вахрушева, Р.Р. Долотина, Н.В. Елизарова, Р.Ю. Закиров, Н.А. Захарова, П.З. Иванишин, С.Ю. Морозов, Т.Н. Михалева

1. Предупреждение причинения вреда способствует снижению риска потенциальной опасности. В целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, интересов государства и общества может быть реализована судебная форма защиты, предметом которой являются:

- запрещение потенциально опасной деятельности;

- возмещение причиненного вреда;

- приостановление (прекращение) потенциально опасной деятельности.

Прекращение или приостановление потенциально опасной деятельности недопустимо, если это противоречит общественным интересам, т.е. интересам неограниченного круга субъектов. В таком случае суд отказывает в иске. Компенсация вреда производится по общим правилам в полном объеме.

2. Судебная практика:

- Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21;

- Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17;

- Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

- Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010);

- Постановление ФАС Московского округа от 28.07.2014 по делу N А40-167327/12;

- решение Арбитражного суда Амурской области от 23.07.2014 по делу N А04-2951/2014;

- решение Острогожского районного суда Воронежской области от 13.08.2014 по делу N 2-563/2014;

- решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 06.08.2014 по делу N 2-615/2014;

- решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 06.08.2014 по делу N 2-867/2014;

- решение Привокзального районного суда г. Тулы от 05.08.2014 по делу N 2-917/2014;

- решение Октябрьского районного суда г. Омска от 01.08.2014 по делу N 2-3134/2014.

Задайте вопрос юристу:

1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Комментарий к Ст. 1065 ГК РФ

1. Положение п. 1 комментируемой статьи носит превентивный характер и корреспондирует с положением абз. 3 ст. 12 ГК РФ, устанавливающим в качестве способа защиты пресечение действий, создающих угрозу нарушения права. ГК РСФСР 1922 и 1964 гг. не содержали подобных превентивных мер и предусматривали ответственность лишь за вред, который уже причинен. Первое упоминание об ответственности за еще не причиненный вред связано с Институциями Юстиниана, в которых устанавливалась ответственность за создание угрозы для прохожих, например, в случаях установления на крыше или на карнизе дома предмета, который при случайном падении мог бы нанести ущерб третьим лицам .

———————————
См.: Дождев Д.В. Римское частное право / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996. С. 560.

Опасность причинения вреда в будущем еще не создает обязательственного правоотношения по возмещению вреда.

Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем. Такая опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими видами доказательств, как правило, экспертизой. В частности, Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности. На практике сбор подобного рода доказательств физическими, а иногда и юридическими лицами затруднен, однако отсутствие доказательств приводит к отказу в удовлетворении иска. Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 8 октября 2007 г. по делу N А43-33745/2006-23-687 было отказано в удовлетворении заявления о приостановлении производственной деятельности предприятия в части выполнения технологических операций, так как факт сброса очищенных ненадлежащим образом сточных вод в систему очистных сооружений не был подтвержден материалами дела.

2. В п. 2 комментируемой статьи предусматривается специальное основание обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда при эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая угрожает новым вредом. Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательства из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).

Деятельность, создающая опасность или угрожающая опасностью, достаточно многообразна. В п. 2 настоящей статьи упоминается лишь производственная деятельность, в том числе связанная с эксплуатацией предприятия или сооружения.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» называет в качестве опасных производственных объектов предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды; 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; 3) стационарно установлены грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

Статья 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

В соответствии со ст. 56 Закона об охране окружающей среды при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 80 названного Закона дополняет, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

3. Основанием удовлетворения иска по п. 1 комментируемой статьи является ведение деятельности, в том числе эксплуатация предприятия, сооружения, иная производственная деятельность (если на момент рассмотрения спора деятельность не прекращена).

Субъектом указанной деятельности могут быть любые участники гражданских правоотношений (в литературе обосновывалось предложение о применение данной нормы и к органам судебной власти ).

———————————
См.: Кадиев Р. Операция по принуждению к закону // ЭЖ-Юрист. 2008. N 36.

Истцами могут выступать как физические, так и юридические лица, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 46 ГПК РФ. Так, согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Опасность деятельности должна быть доказана истцом. Как правило, такая деятельность является противоправной и связана с нарушениями норм экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного законодательства. Конечно же, размер вреда в таких случаях может лишь научно обоснованно предполагаться.

4. Основания удовлетворения иска по п. 2 комментируемой статьи практически совпадают с вышеназванными основаниями, но распространяются лишь на такую деятельность, которая связана с эксплуатацией предприятия, сооружения либо иной производственной деятельностью. При этом иску должен предшествовать установленный факт причинения вреда такой же деятельностью ранее. Несмотря на причинение вреда, данная деятельность не прекращена либо имеет место угроза нового вреда, связанного с этой деятельностью, в том числе при изменении каких-либо характеристик деятельности и ее условий в связи с ранее причиненным вредом.

5. К исковым требованиям, указанным в настоящей статье, относятся:

Приостановление деятельности, в отличие от ее прекращения, является временной мерой, действующей до тех пор, пока нарушитель не исключит потенциальную опасность своей деятельности. В решении суда могут быть указаны срок, в течение которого необходимо устранить нарушения, перечень действий, необходимых для этого. После устранения нарушений на основании заявления ответчика суд принимает решение о восстановлении деятельности.

Приостановление деятельности, указанное в комментируемой статье, носит гражданско-правовой характер и корреспондирует с нормами ст. 3.12 КоАП.

Административное приостановление деятельности устанавливается только судом на срок до 90 суток и при условии, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Такое приостановление заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществлении отдельных видов деятельности (работ), оказании услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); в области порядка управления; в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Важно отметить, что запрет деятельности, прекращение деятельности являются необратимыми мерами, применяемыми в случаях, когда отсутствует возможность исключить вредоносность деятельности ответчика.

6. В качестве основания для отказа в иске о приостановлении или прекращении такой деятельности выступает противоречие общественным интересам, например, прекращение деятельности градообразующего предприятия. Данное понятие является оценочным и определяется усмотрением суда. Так, в иске о прекращении использования теплотрассы, проложенной под жилыми домами с нарушением требований строительных норм и правил и угрожающей разрушением конструкций близлежащих зданий, суд отказал, ссылаясь на то, что прекращение подачи горячей воды в систему теплотрассы противоречит общественным интересам . Ранее действовавший Градостроительный кодекс 1998 г. определял общественные интересы в области градостроительной деятельности как интересы населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, улучшения экологической обстановки, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранения территорий объектов историко-культурного и природного наследия.

———————————
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2003 г. N А56-33480/02 // СПС «КонсультантПлюс».

Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.

7. Практика применения названных норм достаточно обширна, но не всегда однозначна. Определяя право, применимое к спору о нарушении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в результате депортации иностранного гражданина, что препятствовало его семейной жизни, Европейский суд по правам человека сделал ссылку на ст. 1069 ГК РФ в совокупности с комментируемой статьей .

———————————
Информация о деле (по материалам Постановления Европейского суда по правам человека от 6 декабря 2007 г. N 42086/05) // Бюллетень ЕСПЧ. 2008. N 8.

1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Комментарий к ст. 1065 ГК РФ

1. Предупреждение причинения вреда способствует снижению риска потенциальной опасности. В целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, интересов государства и общества может быть реализована судебная форма защиты, предметом которой являются:

- запрещение потенциально опасной деятельности;

- возмещение причиненного вреда;

- приостановление (прекращение) потенциально опасной деятельности.

Прекращение или приостановление потенциально опасной деятельности недопустимо, если это противоречит общественным интересам, т.е. интересам неограниченного круга субъектов. В таком случае суд отказывает в иске. Компенсация вреда производится по общим правилам в полном объеме.

2. Судебная практика:

- Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21;

- Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17;

- Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

- Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010);

- Постановление ФАС Московского округа от 28.07.2014 по делу N А40-167327/12;

- решение Арбитражного суда Амурской области от 23.07.2014 по делу N А04-2951/2014;

- решение Острогожского районного суда Воронежской области от 13.08.2014 по делу N 2-563/2014;

- решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 06.08.2014 по делу N 2-615/2014;

- решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 06.08.2014 по делу N 2-867/2014;

- решение Привокзального районного суда г. Тулы от 05.08.2014 по делу N 2-917/2014;

- решение Октябрьского районного суда г. Омска от 01.08.2014 по делу N 2-3134/2014.

"КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТ 26 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА № 14-ФЗ"

Н.А. Баринов, С.А. Барышев, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев, Т.А. Бирюкова, Ю.Н. Вахрушева, Р.Р. Долотина, Н.В. Елизарова, Р.Ю. Закиров, Н.А. Захарова, П.З. Иванишин, С.Ю. Морозов, Т.Н. Михалева, 2014

Судебная практика по статье 1065 ГК РФ:

Указывая в обоснование иска положения пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ администрация обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу. В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Между тем, таких оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 401, 1064, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходили из недоказанности совокупности условий для удовлетворения иска.

Согласно статье 1065 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.

Прокуратурой уделяется большое внимание вопросам экологической безопасности и защиты окружающей природной среды, при этом используются полномочия по обращению в суд, в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц с исками о приостановлении и запрещении незаконной деятельности в сфере природопользования.

Основанием для предъявления прокурором исков о приостановлении (запрещении) эксплуатации объектов или определенной деятельности являются следующие правовые нормы закона.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Кроме того, на основании решения суда и (или) арбитражного суда может быть прекращено в полном объеме размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды.

Статья 1065 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Липецкая межрайонная природоохранная прокуратура

Прокуратура
Липецкой области

Прокуратура Липецкой области

12 декабря 2012, 12:56

Правовые основания для прекращения(приостановления)экологически вредной деятельности

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.

Прокуратурой уделяется большое внимание вопросам экологической безопасности и защиты окружающей природной среды, при этом используются полномочия по обращению в суд, в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц с исками о приостановлении и запрещении незаконной деятельности в сфере природопользования.

Основанием для предъявления прокурором исков о приостановлении (запрещении) эксплуатации объектов или определенной деятельности являются следующие правовые нормы закона.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Кроме того, на основании решения суда и (или) арбитражного суда может быть прекращено в полном объеме размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды.

Статья 1065 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии с положениями Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами влечёт за собой как административную, так и гражданско-правовую ответственность.

Так, Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения: введён новый вид административного наказания -административное приостановление деятельности (ст. 3.12), которое назначается судом, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Данная санкция может устанавливаться на срок до 90 суток и заключается во временном приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения КоАП РФ также дополнены ст. 27.16, предусматривающей временный запрет деятельности (кратковременное, до рассмотрения судом дела, прекращение деятельности). В данном случае речь идет не о конкретном виде наказания, а о мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В судебной практике возникали сложности с тем, вправе ли прокурор при выявлении случаев осуществления деятельности с нарушением природоохранного законодательства помимо решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности решать вопрос о прекращении либо приостановлении деятельности в рамках гражданского судопроизводства.

Отказывая в принятии заявлений прокурора, суды исходили из того, что вопрос о признании незаконными действий и обязании виновных лиц прекратить противоправную деятельность не может быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства, так как разрешается в ином судебном порядке, а именно в порядке административного судопроизводства при привлечении лица к административной ответственности.

Верховным Судом Российской Федерации изложенная позиция нижестоящих судов признана ошибочной.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Наличие в действиях виновных лиц состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в принятии заявления для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства с применением норм природоохранного и гражданского законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, при обращении в суд с заявлениями в рамках гражданского судопроизводства требования прокурора основываются на положениях ст. 1065 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч. 2 ст. 1065 ГКРФ).

Различия в выборе заявляемых требований состоят в следующем.

В п. 1 ст. 1065 ГК РФ речь идет только о мерах, направленных на устранение возможности причинения вреда в будущем. П. 2 ст. 1065 ГК РФ регулирует отношения, связанные с уже наступившим вредом (есть сведения о реальном причинении вреда, например, данные анализа проб грунта, воды и т.д.) и необходимостью постановки вопроса о прекращении либо приостановлении деятельности.

Приостановление деятельности судом может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность такого изменения производственной деятельности, которая в результате принятия необходимых мер исключает вредоносность.

Например, Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к МУП «Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда» о приостановлении деятельности до получения разрешительной документации. В обоснование заявленных требований указал, что юридическим лицом осуществляется деятельность по транспортировке и размещению отходов производства и потребления в отсутствие разрешительной документации (срок действия лицензии № ОТ-39-000109 истёк 07.04.2010, между тем в ходе судебного заседания установлено, что необходимые для получения соответствующей лицензии документы находятся на рассмотрении в уполномоченном органе).

Таким образом, в данном случае речь идёт об осуществлении предприятием деятельности в отсутствие разрешительной документации, которая может быть оформлена в установленном законом порядке. В связи с этим Дзержинский районный суд г. Волгограда 13.12.2010 удовлетворил заявленные прокурором требования о приостановлении деятельности МУП «Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда» по транспортировке и размещению отходов производства и потребления до получения лицензии, лимитов и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу.

Прекращение же деятельности по решению суда наступает тогда, когда независимо от объективных или субъективных причин отсутствует возможность исключить вредоносность и такая деятельность в принципе не может осуществляться (например, когда отходы производства и потребления размещаются на землях сельскохозяйственного назначения, где вообще такая деятельность осуществляться не может, без соответствующей лицензии и лимитов).

Так, Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском о прекращении деятельности ООО «Экосервис» по размещению отходов пивоваренного производства и освобождении земельного участка.

Поводом для направления в суд вышеназванного иска послужили результаты проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также земельного законодательства. ООО «Экосервис» осуществляло деятельность по размещению отходов на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных для этих целей. Кроме того, у юридического лица отсутствовала необходимая лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов. Результаты анализа проб показали повышенное содержание в атмосферном воздухе загрязняющих веществ.

С учётом изложенного прокурором обоснованно были заявлены требования именно о прекращении деятельности ООО «Экосервис» по размещению отходов на землях сельскохозяйственного назначения. Решением Кинельского районного суда Самарской области от 01.11.2010 иск прокурора удовлетворён.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: