Каковы особенности государственного регулирования эколого правового режима лесопользования
Обновлено: 25.04.2024
В состав лесного законодательства РФ, основанного на Конституции РФ, входят Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 25.07.2002) и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, иные нормативные правовые акты.
Лес представляет собой совокупность биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга природных компонентов, к которым относятся земля, древесная, кустарниковая и иные виды растительности, животные, микроорганизмы и др.
Функции леса:
экологическая;
экономическая;
культурно-оздоровительная. Лесной фонд Российской Федерации составляют:
все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений);
земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью
(лесные земли и нелесные земли).
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель
лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в установленном лесным и земельным законодательством порядке.
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная:
на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий. Различают земли: 1) лесные; 2) покрытые лесом; 3) не покрытые
лесом (вырубки, гари, прогалины и другие); 4) нелесные земли (болота, пески, дороги и др.). Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федера
ции и субъектов Федерации. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляются в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех граждан России.
Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Возможно также сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных нужд.
Согласно ст. 69 Лесного кодекса мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливает федеральный орган управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Цель государственного учета лесов - организация рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематический контроль за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечение достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан.
Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Данные лесного кадастра используются:
при государственном управлении лесным хозяйством;
организации его ведения;
переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;
изъятии земель лесного фонда;
определении размеров платежей за пользование лесным фондом;
оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Планирование использования лесов предусматривает мероприятия в области рационального использования лесов, восстановления, повышения продуктивности лесов, их охраны и защиты. В целях рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются федеральные и территориальные государственные программы.
Федеральный орган управления лесным хозяйством координирует
разработку и составление годовых и перспективных планов ис
пользования и охраны лесов на основании данных лесоустройства.
Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
В ходелесоустройства осуществляются:
определение границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений;
топографо-геодезические работы и специальное картографирование лесного фонда;
инвентаризация лесного фонда с определением качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;
обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли;
определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;
определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий;
определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
лесобиологические и другие специальные обследования;
надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;
иные лесоустроительные действия.
Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический [1] закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.
Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.
Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении:
а) все так же преобладает ведомственный подход, в результате чего каждый экологопользователь эксплуатирует природные богатства, исходя из своих ведомственных интересов;
б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию, вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологические связи и природные объекты, не имеющие ресурсовой ценности.
Что же касается контроля за состоянием и пользованием лесного фонда РФ, то он относится к федеральной государственной собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.
В преамбуле Лесного Кодекса РФ (Л К РФ), принятого Государственной Думой сказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений.
После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включено больше новелл, например, о праве собственности и других правах на объекты лесных отношений, распределении и использовании средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом и др.
Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную функции.
В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1,826 млн. га, в том числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%), а запасом древесины 81,6 млрд. куб. м.
В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России.
За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к значительному сокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%.
Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт леса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует добавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.
Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га.
С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программа восстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктивность и стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс обезлесения принимает характер экологического бедствия.
Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.
Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.
Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношений свидетельствует о необходимости централизованного государственного управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологического и ресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы. ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление.
Лес — один из основных видов растительного покрова Земли, источник Древесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания животных. Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, в установлении климатического баланса на планете, в создании необходимых условий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами), которые убивают болезнетворных микробов.
Лес выполняет различные климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеет большое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.
«Лесные массивы и в тропиках, и в умеренном климате — это последний важный стабилизирующий фактор на земной поверхности, защищающий нас от наихудших последствий кризиса окружающей среды, связанных прежде всего с глобальным парниковым эффектом».
Экономическое значение леса проявляется в том, что он является источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.
Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Его составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям земель. Различают лесные земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, пески, дороги и другие)[2].
Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса, а именно: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а также каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (городов, поселков, сельских поселений); деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках На данную растительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляются в интересах как народов, проживающих на соответствующих территориях, так и всех граждан Российской федерации.
Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных надобностей.
Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой. Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой самостоятельные объекты права собственности — древесину. Древесина, а также техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования — это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.
Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.
Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное
регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами.
Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного хозяйства[3] и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства
В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере
Основными функциями регулирования эколого-правового режима лесопользования являются государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании
Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра
Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан проводится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и земли лесного фонда
Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Данные государственного лесного кадастра используются при управлении и организации ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда
Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, в ведении которых находится лес
Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов и лесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает возможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности отдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам, позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы, в том числе и за леса
Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и землепользования (основная и текущая), на основании которой каждому пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и обязанности
Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности. Ведение государственного учета лесов и лесного кадастра. Территориально-пространственная организация лесов, рациональное использование и лесоразведение.
Рубрика | Сельское, лесное хозяйство и землепользование |
Предмет | Лесное хозяйство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Прислал(а) | Анюта |
Дата добавления | 10.09.2011 |
Размер файла | 40,3 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Принципы лесного законодательства. Сущность государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами. Ответственность за нарушение лесопользования.
дипломная работа [123,0 K], добавлен 25.05.2008
Сущность лесопользования - использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, которые осуществляются исходя из понятия о лесе, как об экологической системе и природном ресурсе. Характеристика видов лесопользования, которые регулирует Лесной Кодекс РФ.
реферат [39,0 K], добавлен 28.03.2010
Современное состояние лесного фонда и лесопользования. Техническая спелость древостоев Беларуси. Средневзвешенная по группам лесов оптимальная возрастная структура лесов. Прогноз изменения возрастной структуры лесного фонда, среднегодового объема рубок.
курсовая работа [36,7 K], добавлен 19.11.2009
Понятие леса и земельных участков, их специфические черты и особенности. Категории земель по их целевому назначению. Правовое регулирование объектов лесопользования. Лесное законодательство России, отражение в нем принципов охраны и защиты лесных земель.
контрольная работа [35,1 K], добавлен 18.04.2010
Принципы организации лесного хозяйства для распространенных общегосударственных лесов. Организация лесного хозяйства при устройстве колхозных, совхозных, водоохранно-защитных, горных лесов, лесов зеленых зон, мемориальных объектов, заповедников.
реферат [42,7 K], добавлен 23.08.2013
Лесной комплекс: состав и значение в народном хозяйстве. Основные отрасли лесного комплекса и экологическое значение лесов. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение.
курсовая работа [40,0 K], добавлен 28.03.2009
Лесной фонд планеты и России, параметры и критерии лесопользования. Важнейшие экологические функции лесов: углеродная, воздухоочистительная и водоохранная. Влияние лесов на сопредельные пространства и на качество вод. Рекреационные нагрузки на леса.
Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования состоит в исполнительно-распорядительной деятельности органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности, усилении полезных природных свойств лесов.
Виды государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования:
регулирование эколого-правового режима лесопользования со стороны государства;
внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей. Государственное регулирование (общее и специальное) - это форма
осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса.
Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляют:
Правительство РФ;
органы исполнительной власти субъектов РФ;
органы местного самоуправления;
• иные государственные органы. Отраслевой (ведомственной) компетенцией по регулированию эко
лого-правового режима лесопользования наделена Федеральная служба лесного хозяйства и ее территориальные органы:
органы управления лесным хозяйством в субъектах Федерации;
лесхозы;
национальные парки;
лесоустроительные организации;
базы авиационной охраны лесов. В систему органов лесного хозяйства входит аппарат государствен
ной лесной охраны РФ, который вправе предупреждать и пресекать нарушения лесного законодательства.
Функции регулирования эколого-правового режима лесопользования:
государственный учет лесного фонда;
лесной кадастр;
лесной мониторинг;
государственная лесная охрана;
лесоустройство;
организация восстановления лесов и лесоразведения;
государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
разрешение споров о лесопользовании.
Автор статьи
Читайте также: