Принцип создания условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти

Обновлено: 19.04.2024

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, - один из при­знаков правового государства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Деятельность органов судебной вла­сти основывается на следующих принципах (рис. 8):

Принципы судопроизводства в Российской Федерации
· Осуществление правосудия только судом · Законность · Независимость судей · Коллегиальность · Состязательность и равноправие сторон · Гласность судебного разбирательства · Презумпция невиновности · Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление · Право на пользование квалифицированной юридической помощью

Рис.8. Основы деятельности судебной власти в РФ

Первый принцип означает, что правосудие может вер­шить только суд. Никакиедругие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Только суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому делу. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства. Соз­дание каких-либо чрезвычайных судов не допускается.

Принцип законностисостоит в неукоснительном соблю­дении Конституции РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок практики судов, т.е. правосудие осуще­ствляется в строго определенном законом процессуальном по­рядке.

Независимость судейозначает их свободу и самостоятель­ность в своих решениях и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей обеспечивается:

• предусмотренной законом процедурой осуществления правосу­дия;

• запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия;

• несменяемостью судей (это означает, что полномочия судьи могут быть прекраще­ны или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом);

• неприкосновенностью судей (судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом);

• финансировани­ем судов только из федерального бюджета;

• судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать свои функции судьи с другой оплачиваемой ра­ботой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Коллегиальность[48]. Рассмотрение гражданских и уголов­ных дел осуществляется судом коллегиально или судьей едино­лично. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в следующем составе:

♦ судья и коллегия из двенадцати при­сяжных заседателей (по ходатайству обвиняемого),

♦ коллегия из трех профессиональных судей.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в соверше­нии преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом. Суд присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей (которые дали присягу судить по совести). Такой суд обеспечи­вает участие населения в отправлении правосудия, выражает общественное мнение. Присяжным заседателем может стать че­ловек старше 25 лет, не имеющий судимости. Суд присяжных рассматривает уголовные дела, в которых обвиняемый не при­знает себя виновным. Перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса: доказано ли, что соответст­вующее деяние имело место; доказано ли, что это деяние со­вершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Решение коллегии присяжных заседателей назы­вается вердиктом[49]. Возможны три варианта этого решения: "не виновен", "виновен", "виновен, но заслуживает снисхождения". Приговор выносится председательствующим - профессиональ­ным судьей. Вердикт о невиновности подсудимого влечет обя­зательное вынесение оправдательного приговора. В случае об­винительного вердикта судья может вынести как обвинитель­ный, так и оправдательный приговор. Суд присяжных был введен в 1993 г. в порядке эксперимента в девяти субъектах РФ, в том числе в Московской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 2003 г. - на всей территории Российской Федерации.

Состязательность и равноправие сторон. Предметом всякого разбирательства в суде является правовой спор между истцом, который своим исковым требованием возбуждает этот спор и производство по нему в суде, и ответчиком, защищаю­щимся против предъявленного иска. Истец и ответчик - равно­правные спорящие перед судом стороны.

Суд - беспристраст­ный арбитр[50] между ними. Состязательное построение судебного процесса наилучшим образом гарантирует защиту прав лично­сти, интересов общества и государства. Конституция РФ уста­навливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

Гласность судебного разбирательства заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключе­нием случаев, прямо предусмотренных в законе (например, за­крытые слушания проводятся по делам о преступлениях несо­вершеннолетних или когда необходимо обеспечить охрану го­сударственной или коммерческой тайны).

Презумпция[51] невиновности означает, что каждый обви­няемый в совершении преступления считается невиновным, по­ка его виновность не будет доказана в предусмотренном зако­ном порядке и установлена приговором суда. При этом обви­няемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ст. 49 Конституции РФ). Этот принцип судопроизводст­ва является основополагающим. Благодаря ему гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Его расшифровывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо постановление суда о прекращении дела).

Право на пользование квалифицированной юридической помощью. Каждый задержанный, заключенный под стражу, об­виняемый в совершении преступления, имеет право пользовать­ся помощью адвоката 3 (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвине­ния. Право пользования квалифицированной юридической по­мощью гарантируется сторонам и в конституционном судопро­изводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат[52].

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, – один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.*, что обеспечивает ее единство. Кроме того, единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции РФ федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

* СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ. Так, в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.* кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков. При этом судьей вышестоящего суда может стать гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет. Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

*ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Осуществление правосудия только судом

1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому от имени государства делу.

Законность

2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в неукоснительном соблюдении Конституции РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок их практики.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону

3. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Гарантии независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

Закон также устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей обеспечивается и их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Важная конституционная гарантия независимости судей – их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае, если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста.

Коллегиальность

4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции – с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из трех профессиональных судей, или единолично судьей. Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ. При этом согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст. 47).

Суд присяжных заседателей известен еще со времен дореволюционной России: он был краеугольным камнем судебной реформы 1864 г., ибо обеспечивал демократизм судопроизводства, реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Сегодня суд присяжных заседателей возрождается. 16 июля 1993 г. были внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», а также в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство в связи с возрождением института присяжных заседателей в России.

Закон «О судоустройстве РСФСР»* был дополнен новым разделом «Присяжные заседатели», в котором закреплены: требования, предъявляемые к присяжным заседателям (не включаются в списки присяжных заседателей, в частности, лица, не достигшие возраста 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость, и др.); порядок составления списков присяжных заседателей, гарантии независимости, неприкосновенности присяжных заседателей и т.д.

* ВВС. 1991. № 28. Ст. 976; 1993. № 33. Ст. 1313

Был дополнен новым разделом «Производство в суде присяжных заседателей» Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии с ним суд присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре. В настоящее время идет поэтапное введение института присяжных заседателей в судебную практику в ряде краев и областей (Ставропольский край, Ивановская, Московская, Рязанская, Саратовская области и др.).

Состязательность и равноправие сторон

5. Состязательность и равноправие сторон. Статья 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, устанавливается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

Гласность судебного разбирательства

6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Если это проиллюстрировать, например, ст. 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ, то обнаружится, что таким случаем здесь обозначено противоречие законодательству об охране государственной или коммерческой тайны.

Принцип государственного языка судопроизводства

7. Принцип государственного языка судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Презумпция невиновности

8. Презумпция невиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление

9. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Его расшифровывает Уголовно-процессуальный кодекс: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию). Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании.

Право на пользование квалифицированной юридической помощью

10. Право на пользование квалифицированной юридической помощью. В соответствии с этим конституционным принципом каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.

В последнее время происходят серьезные изменения всей судебной системы, затрагивающие и принципы осуществления судебной власти. Это началось с конца 1991 г., когда на первом Всероссийском съезде судей, обсуждавшем вопросы судебной реформы, была сформулирована ее концепция. Соответствующую практическую работу ведет и координирует Министерство юстиции РФ.

Среди всего, что ставит своей целью судебная реформа, можно, в частности, выделить (суммируя сказанное) следующее:

признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных заседателей, права обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц;

установление судебного контроля над законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости и т.д.

В Российской Федерации действуют: а) федеральные суды; б) конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему фе­деральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

а) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъ­ектов РФ.

17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон «О мировых су­дьях в Российской Федерации»*, согласно которому мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, и другие дела.

* СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судеб­ных участков, которые создаются законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законода­тельным (представительным) органом власти субъекта РФ либо изби­раются на должность населением соответствующего судебного участка в, порядке, установленном законом субъекта РФ. Срок полномочий мировых судей также устанавливается законом субъекта РФ: он не может превышать пяти лет.

До назначения (избрания) на должность мировых судей дела, от­носящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой - не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов - деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;

- информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;

Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организация взаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;

· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;

· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;

· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.

Понятие судебной власти. Конституция, опираясь на принцип разделения властей, наряду с законодательной и исполнительной властью, выделяет также судебную власть.

Судебная власть - это особый вид гос. власти, связанный с отправлением правосудия.

Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на ~ базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.

В Конституции сформулированы след. принципы:

1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118).

2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).

3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120).

4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).

5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123).

6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123).

7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123).

8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.

Формы осуществления судебной власти. Судебная власть осущ. посредством Конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства.

94. Фед. органы судебной власти РФ: конституционно-правовой статус.

В соотв. с Конституцией, к федеральным судам РФ относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др. федеральные суды.

Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля на общефедеральном уровне. Дает официальное толкование Конституции. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливается ФКЗ.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осущ. надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деят-ти Верховного Суда РФ устанавливаются ФКЗ.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению эк. споров и иных вопросов, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в соотв. с ФЗ судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; - дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливается ФКЗ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: