Каково устройство судебной системы сша в новое время и ее основные принципы

Обновлено: 24.04.2024

по отдельным штатам. Дуализм законодательства (федерации и штатов).

В пер­вые десятилетия истории США уголовное право развива­лось в значительной степени под воздействием английского общего права.

Фелонии и мисдиминоры были в свою очередь разделены на несколько классов. В уголовном праве США фелонии по сравнению с мисдиминорами - это тяжкие преступления, которые влекут за собой лишение свободы на срок более года. Соответст­венно группу мисдиминоров составляют менее тяжкие дея­ния.

Основными видами наказаний в XX в. в США на феде­ральном и штатном уровне выступают смертная казнь, ли­шение свободы, пробация и штраф. В качестве дополнитель­ных наказаний судом назначаются конфискация имущества, установление обязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав (например, на вождение машины) и т. д.

С 1967 г. в США, по существу, был установлен мораторий на исполнение смертных приговоров, что привело к образова­нию своеобразной "очереди смертников". Суд ограничил возможность ее применения некоторыми условиями: совершение тяжко­го убийства или убийства, последовавшего в результате дру­гого тяжкого преступления. Применение смертной казни не допускалось к лицам, не достигшим к моменту преступле­ния 16 лет. При вынесении приговора суду присяжных долж­на была быть предоставлена возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением.

К началу 90-х гг. XX в. смертная казнь (электрический стул, газовая камера и т. д.) продолжала сохраняться как мера наказания в 36 штатах. Комплексный закон о контроле над преступностью 1984 г. предписывает федеральным судам устанавли­вать точные сроки лишения свободы для лиц, совершивших преступление с применением насилия, а также для рециди­вистов.

Пробация не предполагает тюремного заклю­чения, но ставит осужденного на определенный срок под жесткий контроль специальной службы наблюдения.

Дуализм законодательства (федерации и штатов).

Раздел 18 Свода законов США. В 1948 г. в этот раз­дел была включена особая вторая часть "Уголовный про­цесс". Некоторые важные положения процессуального пра­ва нашли свое отражение и в разделе 28 Свода ("Судоуст­ройство и судебная процедура").

В штатах предвари­тельное расследование осуществляется прежде всего поли­цией графств, городов и т. д., не имеющих единого центра и действующих часто изолированно и не всегда скоординиро­ванно. Важную роль в расследовании преступлений штатов играет атторнейская служба.

Если полицейские и другие должностные лица штатов расследуют преступления, не выходящие за пределы шта­та, то федеральные органы расследуют преступления, пре­дусмотренные федеральным законодательством.

Здесь большую роль в раскрытии преступлений играет Федеральное бюро расследований (ФБР), формально под­чиненное генеральному атторнею США, но фактически дей­ствующее самостоятельно. Функции расследования по уголовным делам осущест­вляют и некоторые другие федеральные службы и должно­стные лица, прежде всего федеральные атторнеи, которые помимо всего контролируют действия полицейских.

В расследовательской деятельности федеральные ат­торнеи, имеющие свой небольшой аппарат детективов, дей­ствуют независимо даже от генерального атторнея. Они на­делены правом возбуждать уголовные дела и предъяв­лять обвинение. В основном сами же расследования престу­плений проводятся полицией.

Полицейские и атторнеи могут со­бирать данные о самом факте преступления, разыскивать скры­вающихся преступников, производить аресты подозреваемых и допрашивать их и т. д. Но аресты, обыски и некоторые дру­гие следственные действия осуществляются полицией, как правило, с предварительной санкцией суда. Верховный суд США в 60-е гг. (дело Гедеона) закрепил за обвиняемым при допросе в полиции право на присутствие адвоката.

Второй стадией в уголовном процессе является реше­ние вопроса о предании обвиняемого суду. Здесь важная роль принадлежит атторнеям федерации и штатов.

Третья стадия уголовного процесса - судебное разби­рательство дела. Традиционной чертой американского уго­ловного судопроизводства является то, что подсудимый имеет право на суд присяжных, если ему угрожает больше чем 6-месячное заключение. Жюри присяжных в большин­стве американских штатов состоит из 12 человек, отобран­ных из представителей разных слоев общества.

Судебное заседание начинается с общей инструкции, которую дает судья присяжным. Затем обе стороны в про­цессе дают краткое изложение своей позиции.

Действует презумпция невиновности подсуди­мого. Доказательства, добытые с нарушением процессуаль­ных правил, особенно в результате таких процессуаль­ных действий, как обыск и арест, не могут быть исполь­зованы обвинением и отвергаются судьей.

Заключительной стадией уголовного процесса являет­ся решение главного вопроса о виновности или невиновно­сти обвиняемого. Право решать этот вопрос принадлежит жюри присяжных, а не судье.Вердикт (приговор), который выносит жюри, должен быть единогласным. Если такого единогласия не удается достигнуть и судья не может повлиять на позицию присяж­ных, то он объявляет суд недействительным по причине отсутствия единогласия присяжных. В большинстве штатов вынесение приговора осуществ­ляется судьей.

Основным историческим источником права США было английское общее право. Пришло оно вместе с первыми английскими колониями. Возможность обращения к традициям общего права колонисты рассматривали в качестве одной из важнейших привилегий. Влияние английского права было различным географически. В целом, довольно долгое время отношения колонистов регулировались упрощенным английским правом.

Традиция английского общего права была не единственной составившей основу будущего американского права. Так второстепенным источником было правовое влияние испанского права, которое особенную роль играло на колониальных территориях, впоследствии отторгнутых от Мексики.

В начале XIX в. в состав США была включена обширная область Луизианы, которая в свою очередь сохранила традицию французского права.

После создания единого государства сохранились лишь те нормы общего права и законодательства Англии, которые не противоречили американской конституции. В США за судебными решениями высших судов признается значение источников права. Смешение общего права и права справедливости в Америке произошло еще в колониальный период.

В ряду источников американского права особое место занимает Конституция США 1787 г. Именно она стоит в основе современного здания правовой системы Соединенных Штатов Америки. Вся история развития законодательства США свидетельствует о возрастании и расширении роли права в этом государстве. Усиливается роль президентской власти и как следствие расширяется и его нормотворческая деятельность и нормотворческая деятельность всех структур исполнительной власти.

Американская правовая система делится на две подсистемы: подсистему федерального права (общего для всех штатов входящих в государство) и подсистему права отдельных штатов.

Кодификация в США начинается только с XVIII столетия. Именно с кодификацией связан процесс унификации (сближения) права штатов. С XX в. начинается процесс кодификации всего федерального права. Так в Вирджинии в 1796 г. принимается уголовный кодекс, в 1848 г. в Нью-Йорке принимаются кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, в 1872 г. в Калифорнии выходит в свет гражданский кодекс. В 1909 г. принимается федеральный уголовный кодекс, а с 1926 г. издается федеральный Свод законов.

Высшим уровнем федеральной юстиции являлся Верховный суд, в компетенцию которого входило рассмотрение дел исключительной компетенции. Судей всех федеральных судов назначал президент с согласия Сената. В 1873 г. был составлен специальный Свод законов о судоустройстве, замененный в 1911 г. Судебным кодексом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте основные условия, повлиявшие на развитие североамериканских колоний.

2. Какие западноевропейские традиции привнесли в жизнь североамериканских народов колонисты?

3. Каково значение Декларации независимости в становлении американской государственности?

4. Какую форму государственного устройства закрепляла Конституция США 1787 г.?

5. В чем состоит своеобразие судебно-правовой системы США?

6. Каково устройство судебной системы США в Новое время и ее основные принципы?

Судебная система США состояла из двух параллельно функционирующих структур: федерации и отдельных штатов. По конституции США каждый штат имел право устанавливать свою судебную систему, которая состояла из: 1) местных судов, в компетенцию которых входило рассмотрение мелких гражданских и малозначительных уголовных дел; 2) судов первой инстанции, которые рассматривали более серьезные уголовные дела и гражданские дела в границах законов штата; 3) верховного суда штата как апелляционной инстанции на решения и приговоры судов первой инстанции этого штата.

Общефедеральная судебная система состояла из: 1) окружного суда по гражданским и уголовным делам, рассмотрение которых происходило на основе федеральных законов (государственная измена, контрабанда, шпионаж, гражданские споры, стороны которых являются граждане разных штатов и т.д.); 2) апелляционного суда (одного на несколько окружных судов) по решениям и приговорам окружных судов; 3) Верховного суда США — высшего судебного органа страны. Последний одновременно выступает как суд первой инстанции в отношении ряда дел, например, о преступлениях высших должностных лиц, и является высшей апелляционной инстанцией по отношению к другим федеральным судам. Но Верховный суд США не имел полномочий пересматривать дела, рассмотренные судами штатов, за исключением, тех дел, которые затрагивают принципиальные вопросы по федеральному законодательству. В начале XIX в. после судебного прецедента Верховный суд США приобрел право проверки законов и указов на их соответствие Конституции, что по существу означало наделение этого органа правом конституционного надзора и толкования законов.

Закон - В колониальный период в будущих Соединенных Штатах юстиция ограничивалась в основном местными судами общего права. В конце XVII – начале XVIII в. в ряде колоний (Массачусетс, Пенсильвания) были созданы специальные апелляционные суды для повторного разбора дел, решенных местными судьями. Однако в подавляющем большинстве значение апелляционной инстанции имели законодательные собрания колоний или губернаторские советы. При губернаторах действовали также (наподобие английских канцлерских судов) «суды справедливости». В 1673 г., также сходственно с традициями общего права, были созданы в ряде штатов (Пенсильвания, Дэлавер, Мэриленд) специальные суды пробата для рассмотрения дел о завещаниях. Временно существовали также особые сиротские суды (по делам опеки).

До провозглашения независимости общего судебного органа, естественно, не было. Роль высшего апелляционного суда для колоний играл Тайный совет английского короля, куда переносились дела в исключительных случаях. Кроме того, создавались окружные адмиральские суды для разбора дел, связанных с морскими перевозками, корабельным делом, захватом грузов, морским страхованием и т. п. Особо важную сферу составили призовые дела, связанные с законным захватом брошенных судов и их грузов, потерпевших кораблекрушение, оказанием помощи на море. В 1779 г. был сформирован практически первый общий для всех штатов судебный орган – Апелляционный суд по делам о захватах.

Конституция 1787 г. положила начало формированию общефедеральной судебной системы, поставив во главе ее Верховный суд, правда, с очень ограниченными полномочиями. Однако формирование сферы общефедерального права, исключительных полномочий федерации сделало настоятельной задачу создания законченной федеральной судебной системы.

На первой сессии конгресса США был принят Закон о судоустройстве (24 сентября 1789 г.), который заложил принципы федеральной судебной системы*. Основные идеи в организации федеральной юстиции были взяты из исторической системы английских разъездных судов. В новых условиях сложилась, однако, более строгая система точно соподчиненных судебных органов трех уровней.

* Закон 1789 г. действует и поныне, и принципы судоустройства сохранились неизменными.

Низший уровень федеральной юстиции составили районные суды. В стране учреждались 13 особых судебных районов (которые не совпадали географически со штатом). В каждом районе действовал 1 федеральный судья*. Районный суд рассматривал в основном значительные гражданские дела. Позднее он получил и уголовную юрисдикцию в пределах общефедерального законодательства. Иски с требованием менее 10 тыс. долларов (по критерию сер. XX в.) следовало подавать только в суды штата. Исключительной подсудности районных судов подлежали дела, связанные с мореходством, банкротством, авторским и патентным правом, захватом земель. Спорные дела решались при участии суда присяжных.

* В настоящее время существуют 89 районов с 94 федеральными районными судами в составе от 1 до 27 судей; есть и малые участки.

С 1773 г. под общим началом районных судов стали функционировать посредники – комиссионеры, которые были как бы помощниками федеральных судей. Законодательный статус им был придан в 1817 г. Комиссионерами могли становиться лица, имеющие правовую подготовку. Занимались они главным образом мерами по обеспечению иска, освобождению под залог, разбором мелких правонарушений от имени федерального судьи. Комиссионеры выполняли и некоторые нотариальные функции.

Второй уровень федеральной юстиции составили окружные суды. Первоначально, по закону 1789 г., районные федеральные суды объединялись в 3 округа, и в каждом учреждался суд из трех судей (один – федеральный районный судья по месту нахождения и двое судей Верховного суда). Судьи были не постоянными, а разъездными: приезжали в свой округ для рассмотрения дел на одну-две сессии в год. В конце XVIII в. состав суда был сокращен до одного члена Верховного суда, в 1891 г. Конгресс отменил ежегодные обязательные «путешествия». В 1869 г. окружные федеральные суды были реорганизованы в особую категорию судов, с самостоятельным персоналом и подсудностью. В 1891 г. они преобразовались в окружные апелляционные суды. В федерации учреждалось 11 округов, в которые объединялись районные федеральные суды. В каждом округе действовал суд в составе от 3 до 15 судей (в настоящее время – от 4 до 23 в наибольшем округе, включающем Калифорнию и западные штаты). Судьи могли рассматривать дела как единолично, так и в полном составе округа. В 1911 г. окончательно была установлена только апелляционная юрисдикция окружных судов: в них разбирались обжалования на решения районных судов. В подавляющем большинстве случаев окружные суды были последней инстанцией судебного рассмотрения.

Высший уровень федеральной юстиции представлял Верховный суд. Рассмотрению в нем подлежали дела исключительной компетенции, где штат был одной из сторон, либо иски к представителям иностранных государств, споры между штатами. В порядке апелляции в него также могли вноситься только такие дела, когда в ходе рассмотрения вставали проблемы законности или конституционности договора, либо когда затрагивались «существенные федеральные вопросы». В общем виде Верховный суд сам решал, какое дело принимать к своему рассмотрению в порядке апелляции (в конце XIX в. в него поступало до 400 прошений в год из низших судов о т. н. сертиорарии – оставлении дела у себя для рассмотрения; удовлетворялось не более 10% прошений).

Судей всех федеральных судов назначал президент с согласия Сената. Согласно специальному закону – Акту о регулировании судебных процессов (1789) – федеральные суды руководствовались в своей деятельности процедурой, признанной для судов общего права и права справедливости совместно. В 1873 г. был составлен специальный Свод законов о судоустройстве, замененный в 1911 г. Судебным кодексом.

Помимо основных федеральных судов, на протяжении XIX – начала XX в. сформировались специальные суды: территориальные, которые разбирали дела на особых территориях (Гуам, тихоокеанские острова и т. п.), таможенные, налоговые. Своя особая система судов сложилась в федеральном округе Колумбия. Отдельную часть федеральной юстиции составили военные суды, которые действовали непостоянно. Наиболее важной их особенностью стало то, что решения военных судов ни в коем случае не подлежат внесению в Верховный суд.

Наиболее своеобразным, самостоятельным судебным органом стал Претензионный суд (учрежден в 1855 г.). Он был образован для сбора претензий частных лиц к казне Соединенных Штатов. Первоначально эти требования не носили вполне искового характера, поскольку в XVIII-XIX вв. казна считалась неответственной за вред, причиненный действиями ее агентов частным лицам, и рассмотрению подлежали только долговые и подрядовые обязательства. С сер. XIX в. Верховный суд выступил с инициативой пересмотра прежней судебной идеи о суверенном иммунитете государств. Претензионный суд превратился в полноценный орган с правом выносить решения по существу (1862). Правда, окончательное признание судебной юрисдикции этого органа и ответственности казны за причиненный ею вред растянулось почти на сто лет.

Важнейшее отличие американской правовой системы от английской - предопределяющее значение конституции в качестве основного источника права. Соотношение законодательных актов, издаваемых конгрессом США и легислатурами штатов, с одной стороны, и норм общего права - с другой, как основных источников права на протяжении всей истории США не раз подвергалось изменениям. Начиная с ХIХ в. многие штаты вступили на путь кодификации норм общего права, оставляя, однако, за судами широкие полномочия их толкования, притом, что многие правовые институты вообще так и не стали предметом законодательного регулирования. Основная тенденция в дальнейшем развитии американского права - возрастание роли законодательства при сохранении принципиального знания решения Верховного суда США.

Соотношение федерального законодательства с законодательством штатов было определено в Конституции США, однако оно не раз подвергалось весьма существенным изменениям. По существу, и гражданская война 1861-1865 гг., один из переломных моментов в истории страны, была связана со стремлением рабовладельческих штатов Юга, добиться ограничения роли федеральных законов в пользу актов, издаваемых властями штатов.

С ХХ в. возрастанию роли федеральных законов за последние десятилетия в существенной мере содействовали различные социальные программы, например, по образованию, оказанию помощи малоимущим, строительству дорог, борьбе с преступностью и др. Эти программы финансируются федеральными властями лишь при условии, что соответствующие штаты подчиняются требованиям, установленным федеральными законами. В целом же область применения законодательства и общего права штатов, в особенности по проблемам гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса, значительно шире, чем федерального законодательства и сопутствующего ему федерального общего права, представляющего собой совокупность судебных прецедентов, порожденных необходимостью толкования федеральных законов. Размежевание сфер действия законодательства федерации и штатов в конкретных отраслях права представляет известные трудности, поскольку нередко одни и те же правовые институты регулируются как теми, так и другими законами.

Федеральное законодательство США ныне публикуется в систематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту (например, раздел 7 - "Сельское хозяйство", раздел 40 - "Патенты", раздел 50 - "Война и национальная оборона"). По своему составу Свод весьма неоднороден. Некоторые его разделы представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало связанных между собой, другие, напротив, включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права, составленные по определенной схеме. Свод законов США переиздается каждые шесть лет. Принимая очередной закон, американский конгресс указывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы действующего Свода.

В 1892 г. была учреждена Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов, которая представляет собой отчасти государственный орган, отчасти - общественную организацию. Однако, пока из почти 200 предложенных ею проектов одобрение всех или подавляющего большинства штатов получили менее 20 (в основном они относятся к сфере торгового права и важнейший среди них - Единообразный торговый кодекс (ЕТК), впервые предложенный в 1952 г).

Важную роль в разработке проектов унификации законодательства штатов играет также Институт американского права (основан в 1923 г.) - частная организация. Этот институт принял участие в работе над проектом ЕТК и самостоятельно разработал проекты нескольких примерных кодексов, в том числе Примерного УК 1962 г.

В многотомном издании "Обновление изложение права", подготовленном Институтом американского права, в систематизированном виде, в форме, напоминающей статьи законов. Будучи частной систематизацией норм общего права, эти издания не имеют формальной юридической силы закона, однако их "убеждающий" авторитет столь высок, что ссылки на них неизменно содержатся не только в выступлениях сторон в суде, но и в судебных решениях.

Имеются существенные особенности в развитии отраслей права. Нормы о правовом статусе физических лиц, помимо имеющих общеконституционный характер, весьма различаются по отдельным штатам. В частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах колеблется от 18 до 21 года. Правовой статус юридических лиц, обычно именуемых корпорациями, тоже различен.

Американские законы допускают образование корпорации даже одним лицом и не содержат ограничений относительно минимальных размеров ее начального капитала. Единообразный закон о браке и разводе, разработанный Национальной конференцией уполномоченных (1970 г.), полное одобрение получил лишь в 11 штатах, и в регулировании этих вопросов отсутствует единство. Законы ряда штатов требуют гражданской формы регистрации брака, в других штатах законы придают юридическую силу церковному бракосочетанию, однако при условии, что ему предшествует представление лицензии от муниципальных служб. Наконец, в отдельных штатах допускается признание юридических последствий и за фактически установленными брачными отношениями. Имущество супругов после заключения брака чаще всего продолжает оставаться в их раздельной собственности.

Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь непоправимый распад брака, других штатов - ставит условием предварительное раздельное проживание супругов в течение полугода.

Разнообразны и правила наследования. Везде допускается наследование как по закону, так и по завещанию. В отношении небольших по сумме наследств чаще всего действуют упрощенные правила. В отношении крупных наследств действует судебный контроль за решением вопроса о переходе имущества и за его управлением, осуществляемым исполнителем завещания либо "личным представителем" или другими назначаемыми судом лицами. Во многих штатах закон предусматривает особое обеспечение прав пережившего супруга.

В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной конференцией уполномоченных единообразных актов, регулирующих важнейшие правовые институты. В первой половине ХХ в. были подготовлены соответствующие акты о ценных бумагах, купли-продажи, коносаментах, об условной продаже и др., одобренные во многих штатах. Однако центральное место в данной сфере законодательства занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы. Его первый проект был выработан в 1952, затем несколько раз пересматривался по требованию отдельных штатов (ныне действует официальный текст 1978 г.). Он был принят, с весьма небольшими поправками, всеми американскими штатами.

В самостоятельную отрасль правового регулирования, осуществляемого, главным образом, федеральными законами, превратилось так называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных монополий в этой области, стал Закон Шермана 1890 г., который со ссылкой на нормы общего права объявил незаконными объединения, преследующие цель монополизировать междуштатную и внешнюю торговлю США. Закон Шермана, остающийся основой антитрестовского законодательства в США, был дополнен в 1941 г. столь же важными для этой области Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми запрещены попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими актами объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за собой "существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию монополий". Но антитрестовское законодательство имеет своим следствием отнюдь не ликвидацию монополий, а создание весьма гибкой системы государственно-монополистического регулирования экономики.

Весной 1787 г. в Филадельфии собрался конституционный конвент. В его составе были адвокаты, банкиры, предприниматели, плантаторы. Работа конвента происходила при закрытых дверях и без официальных протоколов. Через три месяца напряженной работы 17 сентября 1787 г. конвент принял, не имея на то официальных полномочий, новую конституцию.

В конституции установление избирательных цензов передавалось компетенции штатов. В большинстве штатов был установлен земельный ценз. Избирательных прав не получили цветные - негры и индейцы. В целом из 3 млн. населения США право голоса имели только 120 тысяч.

Законодательная власть принадлежала Конгрессу, состоящему из двух палат - сената и палаты представителей. Каждый штат имел в сенате равное представительство - по 2 сенатора, избираемых законодательными палатами штатов. Сенат избирался на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года. Члены палаты представителей избирались прямыми выборами в количестве пропорциональном населению штата сроком на 2 года. Компетенция конгресса в основном состояла в выработке и принятии законов, а также в бюджетных правах. В конституции подробно расписаны и другие права: налогообложение, таможенная политика, армия и флот, регулирование торговли, чеканка монеты и т.п.

Федеральному правительству конституция предоставила обширные полномочия. Президент избирался коллегией выборщиков на 4 года и был главой государства и главой правительства. Он обладал законодательной инициативой и правом сдерживающего вето в отношении принятых конгрессом законопроектов. Президент являлся главнокомандующим армией и флотом, назначал по согласованию с сенатом высших должностных лиц государства и пожизненно членов Верховного суда.

Верховный суд находился во главе всей федеральной судебной системы, и ему подчинялись низшие суды. Отдельные разделы конституции были посвящены компетенции и правам штатов, а также порядку внесения поправок в Конституцию.

Очень важной особенностью американской конституции 1787 г. было наличие системы сдержек, противовесов и баланса властей. Например, конституция делала невозможной полную смену одновременно всех высших органов власти. Каждая из властей по конституции имела возможности воздействовать на другую.

В колониальный период в будущих Соединенных Штатах юстиция ограничивалась в основном местными судами общего права. В конце XVII – начале XVIII в. в ряде колоний (Массачусетс, Пенсильвания) были созданы специальные апелляционные суды для повторного разбора дел, решенных местными судьями. Однако в подавляющем большинстве значение апелляционной инстанции имели законодательные собрания колоний или губернаторские советы. При губернаторах действовали также (наподобие английских канцлерских судов) «суды справедливости». В 1673 г., также сходственно с традициями общего права, были созданы в ряде штатов (Пенсильвания, Дэлавер, Мэриленд) специальныесуды пробата для рассмотрения дел о завещаниях. Временно существовали также особые сиротские суды (по делам опеки).

До провозглашения независимости общего судебного органа, естественно, не было. Роль высшего апелляционного суда для колоний играл Тайный совет английского короля, куда переносились дела в исключительных случаях. Кроме того, создавались окружные адмиральские суды для разбора дел, связанных с морскими перевозками, корабельным делом, захватом грузов, морским страхованием и т. п. Особо важную сферу составили призовые дела, связанные с законным захватом брошенных судов и их грузов, потерпевших кораблекрушение, оказанием помощи на море. В 1779 г. был сформирован практически первый общий для всех штатов судебный орган – Апелляционный суд по делам о захватах.

Конституция 1787 г. положила начало формированию общефедеральной судебной системы, поставив во главе ее Верховный суд, правда, с очень ограниченными полномочиями. Однако формирование сферы общефедерального права, исключительных полномочий федерации сделало настоятельной задачу создания законченной федеральной судебной системы.

На первой сессии конгресса США был принят Закон о судоустройстве (24 сентября 1789 г.), который заложил принципы федеральной судебной системы*. Основные идеи в организации федеральной юстиции были взяты из исторической системы английских разъездных судов. В новых условиях сложилась, однако, более строгая система точно соподчиненных судебных органов трех уровней: районного, верховного, претензионного.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: