Какому сектору нко государство отдает часть своего обязательство

Обновлено: 02.05.2024

В нашей стране наряду с коммерческими организациями действует очень много некоммерческих организаций (НКО). Положение НКО определено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон № 7-ФЗ).

Как мы уже неоднократно отмечали в своих статьях, НКО не преследует основной целью получение прибыли. Но это не значит, что НКО не может зарабатывать прибыль. НКО может также осуществлять коммерческую деятельность, но она направлена на достижение уставной деятельности (п. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ).

Какие существуют виды НКО?

Деятельность НКО может быть самой разнообразной. НКО могут создаваться в виде общественных, религиозных организаций, казачьих обществ, фондов, государственных корпораций, частных, государственных, муниципальных и бюджетных учреждений, автономных НКО, ассоциаций, ТСЖ, адвокатских и нотариальных палат.

Рассмотрим некоторые из них.

1) Распространенными НКО являются ассоциации и союзы. Их могут учреждать как граждане, так и компании. Законодательством предусмотрены ограничения в части учредителей ассоциаций — не меньше 2-х человек.

Такие НКО создаются на основе общности интересов. Например, различного рода профсоюзные организации, клубы любителей животных.

Члены ассоциации в любое время могут покинуть ее (ст. 123.11 ГК РФ).

2) Среди НКО выделяются фонды. Многие из нас наслышаны о благотворительных фондах. У фондов нет никаких ограничений по количеству учредителей. Фонды не имеют членства.

Фонд может учредить как один человек, так и одна организация. Учредителями благотворительного фонда не могут быть государственные структуры.

Прежде всего, в такой форме НКО создается для достижения социально значимых целей.

Например, известные благотворительные фонды создаются для того, чтобы оказать помощь в сборе денег нуждающимся в операции или в приобретении дорогостоящих лекарств детям.

Создавая НКО в виде фонда, нужно помнить, что ликвидировать его можно только по решению суда (ст. 123.20 ГК РФ).

3) Общественные организации создаются для защиты определенной группы граждан. Например, общественные организации инвалидов.

Такие НКО ограничены количеством учредителей — не менее трех. Создание общественных организаций имеет социально направленную цель — помощь наименее защищенной группе людей.

4) Для того чтобы осуществлять культурную, образовательную, медицинскую деятельность, создаются частные учреждения.

В такой форме создаются языковые центры, медицинские, образовательные центры, частные детские садики.

5) НКО могут быть созданы и в виде автономных некоммерческих организаций (АНО). АНО могут учреждаться как гражданами, так и компаниями.

АНО, так же, как и фонды, частные учреждения, не имеют членства. Примерами АНО, связанными с культурной направленностью, является АНО «Культурный центр Карелии».

Что нужно учитывать при создании НКО?

Создавая НКО, нужно учитывать требования закона в части названия. Название НКО должно, прежде всего, отражать характер деятельности организации и обозначать организационно-правовую форму.

Если НКО создается в форме общественной организации, то в названии нужно приводить еще и территории, на которой она осуществляет свою деятельность.

Например, Новгородская общественная организация «Спортивный клуб бокса» (ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

НКО не может без определенного согласования включать в свое название слова «Россия», «Российская Федерация», за исключением, общероссийских общественных объединений.

Какие преференции оказывает государство НКО?

Благодаря социальной направленности, государство поддерживает НКО, предусматривая для различных форм различного рода льготы. Например, налоговые льготы на федеральном уровне установлены для медицинских и образовательных НКО. При выполнении ряда условий такие НКО могут совсем не платить налог на прибыль (ст. 284.1 НК РФ).

Общественные организации инвалидов могут быть полностью освобождены от уплаты налога на имущество (ст. 381 НК РФ).

Если НКО осуществляют операции, которые связаны с культурной, благотворительной, образовательной и научной деятельностью, то по этим операциям НДС не уплачивается (ст. 149 НК РФ).

Помимо налоговых льгот, НКО выделяются различного рода субсидии из федерального и регионального бюджета. Например, Правительством РФ в 2021 г. были выделены безвозмездные гранты социально ориентированным НКО (распоряжение от 31.07.2021 № 2127-р).

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее - проекты по оказанию общественно полезных услуг).

(п. 2.2 в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

П. 6 ст. 2 не распространяется на религиозные организации, объединения работодателей, ТПП, госкорпорации, госкомпании, а также на созданные ими НКО, государственные и муниципальные учреждения, международные фонды.

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 481-ФЗ, от 05.04.2021 N 75-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

Посредником при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Все, кто когда-либо взаимодействовал с органами государственной власти и госучреждениями, знают, насколько они зарегулированы. Помимо закона о госслужбе, устанавливающего, кого и куда можно нанимать, существует закон о госзакупках, обязательная для использования госорганами система «Электронный бюджет» и еще масса мелких и крупных ограничений. Эти неудобства касаются и государственных исследовательских центров.

Однако нет правил без исключений, и такими исключениями все чаще служат некоммерческие организации, создаваемые и федеральным правительством, и многочисленными органами власти в регионах.

Масштаб проблемы

На федеральном уровне серийное создание государственных НКО началось в 2012 году, когда правительством были учреждены три подобные организации. Потом еще две — в 2013 году, еще четыре — в 2014-м и так далее. Рекорд был поставлен в 2019 году, когда было создано не менее восьми подобных структур, как правило, в виде автономных некоммерческих организаций (АНО): АНО «Центр развития культурных инициатив», АНО «Организационный комитет по подготовке и проведению в 2022 году чемпионата мира по волейболу ФИВБ», Российский фонд развития информационных технологий, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», АНО по защите интересов граждан и организаций в сфере ЖКХ и благоустройства территорий, АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023», АНО «Национальные приоритеты». И это не говоря про НКО, создаваемые разного рода бюджетными учреждениями и госкорпорациями.

Похожая ситуация с регистрацией НКО на уровне субъектов Федерации. Из предварительно найденных нами 326 НКО, напрямую учрежденных региональными правительствами, 99 (30%) были созданы в 2019 году.

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

Очень плохой прогноз: как дефицит импортных метеоприборов бьет по бизнесу

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффетт

Фото: Christian Burri / Unsplash

Восемь способов загубить отпуск и как этого не допустить

Фото: Mark Kolbe / Getty Images

Как искать информацию о здоровье в интернете и не навредить себе

Фото: David McNew / Getty Images

Почему программист откажется от работы в вашей компании — шесть причин

Фото: Shutterstock

Как защитить кожу от солнца: подробная инструкция от дерматолога

Фото: Hannelore Foerster / Getty Images

Сможет ли еврозона сохранить единство перед лицом кризиса — The Economist

Фото: Shutterstock

Энергокризис поднял цены на уголь. Как на этом заработать

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Какую ответственность накладывает регистрация некоммерческой организации, какие документы нужно собрать и почему деньги потребуются в любом случае.


Прежде чем регистрировать некоммерческую организацию, нужно понять свои желания, оценить силы, финансовые возможности и наличие времени: это не хобби. Председатель совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская и юрист ассоциации Софья Прохорова рассказали, к чему нужно быть готовым при регистрации НКО.

Выбрать: коммерческая или некоммерческая организация

Если человек хочет чем-то заниматься самостоятельно, начать свое дело, кому-то помогать, приносить пользу обществу и конкретным людям, но при этом быть руководителем и принимать решения, ему нужно создать организацию (юридическое лицо). Есть два пути, которыми можно воспользоваться: зарегистрировать коммерческую или некоммерческую организацию.

Регистрировать некоммерческую организацию имеет смысл, если человек горит идеей, но не уверен в своих будущих финансовых возможностях. Некоммерческая организация годами может перебиваться с хлеба на воду, лишь бы сдавала отчеты и соблюдала минимальные нормы закона. В основном НКО живут на пожертвования, членские взносы, субсидии, гранты, и предугадать, будет ли пожертвование завтра, практически невозможно. У учредителей НКО нет права требовать по истечении определенного периода дивиденды и в случае их отсутствия обратиться в суд с иском о ликвидации юрлица в связи с недостижением цели. Так могут поступить участники коммерческих организаций.

У коммерческой организации должны быть доход и прибыль. Если в течение трех лет их нет, это основание для беспокойства: претензии могут быть как со стороны участников, так и со стороны налоговой службы.

Если вы точно уверены, что ваше дело будет приносить доход, а со временем и прибыль, тогда есть смысл создать коммерческую организацию. Чтобы остаться верным начальной идее о пользе обществу, часть прибыли можно перечислять на благотворительность.

Поэтому если есть перспективы финансового развития, создавайте коммерческую организацию, если финансовых перспектив и особой уверенности в них нет, но идея нести добро в мир не отпускает, создавайте НКО.

В каких случаях логично регистрировать НКО

Логично регистрировать некоммерческую организацию, когда то, чем ты хочешь заниматься, не делает никто.

Например, вы по собственному опыту знаете: детей с определенным заболеванием стоит учить именно по новой методике, но работающие в этой сфере организации почему-то ее не используют. И вы хотите опробовать эту методику вместе с другими заинтересованными людьми, которые, как и вы, готовы потратить силы, время, деньги на попытки улучшить жизнь детей.

Почему одно время появлялось много организаций родителей детей-инвалидов? Потому что именно родители знали конкретные проблемы детей с определенными заболеваниями, и их помощь и совместные усилия были наиболее эффективными.

Также можно регистрировать новую организацию для деятельности узкой направленности, например, оказания определенного вида социальных услуг.

В любом случае нужны начальные деньги

Если у людей, которые занимаются общественно полезной деятельностью, есть начальные деньги, можно думать о том, чтобы зарегистрировать НКО. Но важно помнить: без денег даже некоммерческая организация функционировать не сможет.

Начальные средства нужны, чтобы заплатить нотариусу, оплатить госпошлину при регистрации юрлица, сделать печать. Кроме того, в штате как минимум должен быть руководитель (директор/председатель) и человек, указанный в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности. Его нужно принять на работу, оформить документы, платить зарплату (за полную ставку не меньше минимальной оплаты труда по вашему региону), налоги и страховые взносы. Директор может работать по совместительству и получать в несколько раз меньше МРОТ, но все равно на это каждый месяц нужны деньги. За нарушение этого требования законодательства может последовать штраф на юрлицо от 50 до 100 тыс. рублей.


Фото: Richard Dykes / Unsplash

Существует много так называемых нулевых НКО, которые ждут, что они вот-вот получат президентский грант и развернут деятельность. Иногда это ожидание длится годами.

Но целью создания НКО не может быть получение денег! Деньги – это средство достижения цели, а не самоцель. Такая подмена понятий очень опасна для нашего сектора.

Цель некоммерческой организации – общественная польза. Она достигается либо с помощью объединения людей для решения их проблем, либо путем оказания услуг, или же сбором денег на добрые дела.

Если денег нет, но помогать очень хочется

Если собственных ресурсов на создание и, главное, содержание организации недостаточно, имеет смысл найти давно существующую НКО и предложить стать ее филиалом, отделением, представительством в вашем регионе, написать совместный проект. У опытной организации, как правило, есть репутация, деньги, возможности, база данных благополучателей.

Лучше расширить возможности и укрепить своим энтузиазмом уже существующую организацию, чем регистрировать новую, а через несколько месяцев понять, что на ее поддержание нет денег, сил и нервов.

Часто бывает так: у человека есть идеи, он зарегистрировал НКО, но денег на деятельность нет. Вместе с тем в его регионе есть организация, которая существует уже 25 лет и занимается тем же самым. Казалось бы – присоединись к ним, работайте и развивайтесь вместе. На мой взгляд, такое сотрудничество может быть эффективным. Да, вам могут отказать, но попробовать стоит. Чтобы сделать что-то хорошее, совершенно не обязательно регистрировать свое юридическое лицо.

Иногда человеком движет еще и тщеславие, желание быть именно руководителем, а не рядовым сотрудником, принимать решения, а не подчиняться им. В этом случае отговорить человека потешить свое самолюбие таким способом — через создание юрлица — очень трудно.

Ограничения для учредителя

Если вы все же хотите зарегистрировать свою собственную организацию, изучите Гражданский кодекс, закон «Об общественных объединениях», закон «О некоммерческих организациях».

Будущий учредитель НКО не должен привлекаться по статьям, связанным с экстремистской деятельностью и финансированием терроризма, и не может быть руководителем организации, исключенной из ЕГРЮЛ как недействующая и имеющая задолженности по налогам и сборам.

Какие документы нужны для регистрации НКО

Чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию, нужно подготовить комплект документов для подачи в территориальное управление Министерства юстиции. Именно этот орган принимает решение о регистрации НКО либо об отказе в регистрации.

При подготовке документов нужно быть очень внимательным. В России (в отличие от Армении, например, где можно зарегистрировать НКО за 15 минут по электронной почте), достаточно строгие правила: забыл строчку в протоколе, не там поставил запятую – тебе отказали.


Фото: Alesia Kazantceva / Unsplash

Документы, необходимые для регистрации некоммерческой организации в России:

    юридического лица (форма № Р11001), подписанное учредителем, в двух экземплярах;
  • устав в трех экземплярах, в котором формулируются основные базовые вещи, связанные с организацией: наименование, структура органов управления для каждой организационно-правовой формы, источники формирования имущества, местонахождение (только муниципальное образование – точный адрес не нужен), цели и предмет деятельности. При регистрации НКО виды деятельности должны быть прописаны четко, формулировка «и иные виды деятельности» недопустима;
  • учредительный протокол либо решение единственного учредителя в двух экземплярах; за государственную регистрацию юридического лица (4 тыс. рублей);
  • НКО, выполняющие функции «иностранного агента», должны приложить также заявление о включении организации в соответствующий реестр.

Если учредитель не сам везет пакет документов в управление Минюста, заявление нужно заверить у нотариуса, который попросит предъявить устав, протокол, форму заявления и паспорт учредителя. Если учредителей несколько, заверить заявление может один из них. Услуги нотариуса тоже нужно оплатить, тарифы уточняйте у нотариусов вашего города.

Официальные требования к документам опубликованы на сайте Министерства юстиции России.

Выбрать организационно-правовую форму

В уставе нужно указать выбранную организационно-правовую форму будущей некоммерческой организации. Отталкиваться нужно от вашей деятельности. Если она, например, связана с аккумулированием денежных средств и последующим их распределением, нужен фонд. Если основная деятельность – оказание услуг, тогда автономная некоммерческая организация. А если хотите объединиться с теми, у кого такие же интересы или проблемы, чтобы действовать совместно, создавайте общественную организацию.

Что происходит с документами потом

Документы можно подать лично или по доверенности в территориальное управление Минюста по региону, где регистрируется организация в часы приема документов. Сроки рассмотрения документов для общественных организаций и движений – 28 календарных дней, для прочих – 14 рабочих дней.

Если в Минюсте находят несущественные замечания (описки, сбившаяся нумерация), регистрацию могут приостановить и вернуть документы заявителю на доработку. Тогда заново собирать все документы и платить пошлину не придется.

В случае существенных нарушений (например, вы все-таки использовали формулировку «и иная деятельность», указали неверную структуру органов управления) Минюст направляет мотивированный отказ в регистрации юрлица с обоснованием причин. Тогда нужно начинать все сначала.

Если Минюст принял положительное решение, документы автоматически уходят в налоговую службу, где вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). После этого налоговая возвращает документы в Минюст, он их оформляет и выдает заявителю. Время межведомственной пересылки четко не регламентировано, но в среднем весь путь занимает до полутора месяцев.

После получения документов о регистрации юридического лица руководитель делает печать, открывает расчетный счет, и новое юридическое лицо начинает работу.

Пальму первенства среди распространенных видов НКО держат различного рода ассоциации или союзы. Такая форма НКО существует еще со времен Ильфа и Петрова. Достаточно вспомнить небезызвестный союз «Меча и орала».

Учредителями ассоциаций могут быть как компании, так и граждане.

Их популярность объясняется разнообразием интересов их создателей.

Например, любители бенгальской породы кошек создают клуб любителей кошек. Как правило, такие клубы объединяет большое количество людей, которых связывает общность интересов. Для членов клуба установлены определенные привилегии в части участия в специализированных выставках, покупке кормов и аксессуаров для животных.

В этом случае, чаще всего, граждане или компании останавливают свой выбор на такой форме НКО как ассоциации или союзы. Такие ассоциации создаются любителями животных, природы, спорта и физкультуры, охраны природы и т.п. Из самого названия ассоциации явствует целевой характер НКО.

Например, Ассоциации «Клуб любителей животных», «Собственников земельных участков коттеджного поселка», «Гимнастический клуб», «Банковский союз», частных охранных предприятий и детективов «Гарант Безопасности», «Профсоюз работников торговли», «Судебных экспертов и оценщиков».

При создании ассоциаций нужно учитывать ограничения в части ее учредителей — не менее двух человек.

Какие есть положительные моменты при создании ассоциации?

Плюсы такой формы НКО — мобильность ее членов. Член ассоциации может покинуть ее по доброй воле в любое время либо может быть исключен в определенных уставом случаях (п.1 и п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

Фонды

В отличие от ассоциаций, Фонды не имеют членства. В отличие от ассоциаций, у Фондов нет ограничений и по количеству учредителей. То есть Фонд может учредить один человек или одна компания.

Например, Фонд кино, Фонд развития моногородов, различные благотворительные Фонды.

В последнем случае учредителями не могут быть государственные структуры — учреждения и органы государственной власти и местного самоуправления.

Фонды учреждаются для того, чтобы достичь социально-полезную цель.

Например, благотворительные Фонды могут быть созданы для того, чтобы оказать бескорыстную помощь людям, нуждающимся в приобретении дорогостоящих лекарств, проведении операции за рубежом.

А благотворительный Фонд «Артист» на протяжении 13 лет осуществляет различного рода благотворительные программы в 63 городах России, оказывает материальную поддержку молодым начинающим артистам.

Как правило, созданию Фонда предшествует работа добровольцев, волонтеров, которые безвозмездно оказывают помощь наиболее незащищенным слоям населения.

Из минусов в деятельности Фонда можно отметить их ликвидацию только по решению суда (ст. 123.20 ГК РФ).

Частные учреждения

Частные учреждения могут быть созданы компанией либо физическим лицом.

Частные учреждения, также, как и Фонды, не имеют членства.

Цель создания частных учреждений — культурная, образовательная, социальная деятельность.

Популярными частными учреждениями являются медицинские, образовательные центры. Такую форму выбирают частные детские садики, языковые центры, спортивно-оздоровительные лагеря. Например, частные учреждения «Английский клуб», «Детский центр», «Образование плюс», «Центр содействия самозанятости».

Чем частные учреждения отличаются от других НКО?

Особенностью данного вида НКО является субсидиарная ответственность учредителя. То есть учредитель является собственником имущества частного учреждения и несет ответственность всем своим имуществом.

Общественные организации

Как следует из самого названия, общественные организации создаются на основе общности целей, для защиты интересов граждан — членов организации.

Общественные организации имеют ограничения по количеству учредителей — их должно быть не менее трех. Причем учредить общественную организацию могут как граждане, так и общественные объединения.

Распространенной формой такой организации является общественная организация инвалидов.

В силу ее социальной направленности таким организациям государство предоставляет немало льгот.

Например, общественная организация инвалидов не платит налог на имущество. Правда, чтобы воспользоваться такой преференцией, доля инвалидов среди членов общественной организации должна составлять не менее 80 % (п. 3 ст. 381 НК РФ).

Автономные некоммерческие организации

На практике распространены и НКО в форме автономных некоммерческих организаций, которые учреждаются гражданами и компаниями.

Автономные некоммерческие организации объединяет с частным учреждением, фондами то, что они не имеют членства. То есть это унитарные НКО.

В отличие от частного учреждения, учредители автономных некоммерческих организаций не отвечают по своим обязательствам организации.

Примеры автономных некоммерческих организаций — АНО «Культурный центр России», АНО «Радуга». Деятельность этих АНО неразрывно связана с культурой и искусством.

Религиозные организации

Наша страна — многонациональная. И наряду с христианством — вероисповеданием большинства граждан, в России проживают народы других религиозных вероисповеданий.

Религиозные организации объединяют граждан для совместного вероисповедания.

Например, религиозные организации русской православной церкви, организация христиан веры евангельской, местная мусульманская религиозная организация «Рамазан».

Учитывая специфику данного НКО, ее учредителями могут быть только граждане России.

В чем минусы данной формы НКО?

Одним из существенных минусов является непростой порядок регистрации таких НКО, при регистрации в Минюст нужно представить документы, связанные с вероучением.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: