Единство взаимных прав и взаимной ответственности личности и государства как принцип правового государства

Обновлено: 23.04.2024

В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5
Идея правовой государственности в истории
политико правовой мысли…………………………………………………5
Понятие и принципы правового государства………………………. 8
Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………. …19
2.1. Содержание принципа……………………………………………….19
2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

Исторически процесс образования правового государства состоял и состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил три этапа. Первый, наиболее ранний во времени – это признание суверенитета власти. После длительной борьбы за права народа, мятежей, восстаний, переворотов, социальных революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом стала борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части, большинства или меньшинства. Паритет (равенство) и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами отношений, особенно сложными между властью и правом не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попрания закона, но и потому, что само право создается властью в процессе законотворчества. Таким образом, власть должна ограничивать свои права свободы ею же созданными законами. Такая ситуация самоограничения представлялась (и поныне представляется) противоестественной, что и отражалось в традициях, обозначенных известными понятиями «всевластие», «своеволие», «самоуправство», «беззаконие» и так далее. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще труднее преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне закона. Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа для преобразования его политической системы в политико-правовом отношении. Центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более трех столетий, которые протекли со времени первых трудов политических философов и первых конституционных документов в Европе и Америке до первой конституции в России и современных конституционных текстов в странах, вступивших на путь демократического развития. Все это не означает, что в истории политико-правовых отношений прежде не модифицировалось право, и не устанавливался высокий статус введенных законов, особенно закрепленных в религиозных текстах. Всегда был высок престиж обычного права в мало эволюционировавших обществах, и оно не устанавливало правового равенства, о котором шла речь выше. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только их легитимность, признание обществом и потому обязательность исполнения обеспечивает действительное соблюдение законов обществом и государством, равно как и создание их системы, и исключает противоправную практику с обеих сторон. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, то есть став гражданским обществом, чьи граждане не скованы дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью, обладают свободами и правами, и такое обладание делает их ответственными за сохранение и умножение этих ценностей. Они же и защищают государство, которое делается ответственным за все виды безопасности человека и общества и их достояния. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они не были сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к порядку и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность.» Таким образом, правовое государство - это такое устройство общества, при котором право как « нормативно закрепленная и реализованная справедливость» имеет приоритет перед государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативными актами, издающимися в его исполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную (при некотором верховенстве последней); высока роль суда, в том числе конституционного, в решении важнейших проблем экономического и политического характера; существует взаимная равная ответственность гражданина и государства, подкрепленная соответствующей нормативной базой. «Правовым можно признать государство, обладающее определенным набором социальных, экономических и юридических признаков. Главные из них – правовое происхождение государства и его способность обеспечить нормальное, естественное развитие человеческого общества. Правовое государство в своем формировании и деятельности исходит из права, потребностей и интересов индивида, отказа от тотального огосударствления чуть ли не всех сторон жизни человека».

Для правового государства характерен ряд принципов, без которых оно не может считаться правовым. «В любом государстве власть в общем и целом существует в правовой форме. Но в конкретных государствах бывают периоды авторитарного правления, когда власть нарушает правовую форму, действует насилием вопреки закону, а затем постепенно восстанавливается государственно-правовая форма. Авторитарное государство не уничтожает свободу подвластных, но оно не дает гарантий свободы, безопасности и собственности всем гражданам.

Государство может быть либеральным, то есть максимально ограниченным свободой подвластных и минимально вмешивающимся в их жизнедеятельность. В либеральном (минимальном) государстве власть считает граждан автономными субъектами, способными самостоятельно решать свои частные дела, и поэтому приходит им на помощь лишь тогда, когда они требуют полицейской или судебной защиты свободы, безопасности и собственности от посягательства других лиц. В таком государстве власть, как правило, не вмешивается в экономику или сферу культурной жизни общества, не ставит задачу оказывать помощь неимущим гражданам за счет богатых.

Наоборот, в социальном государстве власть максимально вмешивается в жизнедеятельность подвластных («максимально» – означает до тех пор, пока такое вмешательство не нарушает естественные права и свободы человека и гражданина), оказывая им всевозможные социальные услуги, причем неимущим бесплатно (естественно, за счет богатых). Но и в первом и во втором случаях власть, так или иначе, связана правом.

Понятие же правового государства предполагает максимальное ограничение власти правом. Правовое государство – это нормативная модель, предполагающая достаточно высокий уровень развитости права и государственности, отражающая уровень, уже достигнутый в наиболее развитых странах. Иначе говоря, правовое государство – это наиболее развитое, с сегодняшней точки зрения, формы подчинения власти правовым законам. В правовом государстве законы дозволяют осуществление административной власти лишь за пределами максимальной меры свободы, установленной запретами общественно вредного. Идеальное правовое государство – это либеральное минимальное государство, или «государство – ночной сторож». здесь граждане максимально руководствуются принципом «не запрещенное разрешено». Права и свободы человека и гражданина в правовом государстве тоже могут быть ограничены законом, но только в той мере, в которой это необходимо, ради защиты свободы всех в соответствии с принципом: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц». Комаров С. А. Выделяет такие принципы правового государства, как: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность законом государства и его органов, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность, взаимная ответственность государства и личности, наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов и других норм юридических актов, единство прав и обязанностей гражданина, наличие развитого гражданского общества, соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Но наиболее важными, значимыми являются следующие признаки, такие как наличие гражданского общества, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, особенности суда и особенности предметов судебного разбирательства. «Прежде всего, правовое государство предполагает гражданское общество, то есть существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности. Они уже объединены обменными отношениями и связаны правом, которое сформировалось в процессе исторического развития. Объективная необходимость в решении появляющихся у них общих дел потребовала появления политической (властной) силы, стоящей над каждой из личностей. Они и создают ее, объединяясь в государство и оказываясь связанными публично-властными отношениями. Оно и в самом деле является, как утверждал Ж.-Ж. Руссо, результатом «общественного договора», если только последний не понимать буквально.

Таким образом государство сразу же начинает рассматриваться лишь как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности индивидов путем решения государственной властью их общих дел. Статья 2 декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 года, прямо указала, что «цель всякого политического сообщества есть охрана естественных и неотчуждаемых прав человека». Декларация прав 1793 года в статье 1 высказывалась по сему поводу еще более определенно: «Цель общества есть общее благо. Правительство установлено, чтобы гарантировать человеку пользование его естественными и неотчуждаемыми правами».

Второй принцип заключается в том, что государство, как и каждый субъект права подчиняется праву, а следовательно своим собственным законам. Без правового равенства субъектов права не может существовать право, а следовательно правовое государство вообще. Поэтому, в правовом государстве, любая попытка правительства выйти за пределы права и поставить себя над людьми рассматривается как правонарушение. В этом случае может быть включен правоостановительный механизм – народ получает право на революцию или смещение виновного правительства. Утверждая, что государство связано правом, означает, что оно не может издавать законов, противоречащих праву и обязано выражать право в виде законов. При этом государство обязано принимать все законы, в которых воплощается право и которые обеспечивают естественные права человека. Государство и его органы должны подчиняться изданным законам на ровне с гражданами. Государство уполномочено законодательствовать лишь в силу права: в процессе исторического становления государства как органа, выполняющего общие дела, сформировалось и его право устанавливать общеобязательные правила поведения. Само собой разумеется, что законодательная деятельность государства оказывается ограниченной тем же естественно возникшим правом.

Третий принцип правового государства – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную – обеспечивает условия, при которых государство может наилучшим образом выполнять свои функции и которые вместе с тем исключили бы узурпацию им принадлежащей народу власти. Принцип разделения властей нельзя понимать буквально. Разделение властей предполагает их кооперацию. Государственная власть остается суверенной, единой и неделимой. Ее разделение означает лишь разделение ее функций между различными институтами. Также существует разделение власти между верховными, региональными и местными государственными органами. Власть и здесь остается единой и неделимой, и речь идет о ее сбалансированном распределении и недопущении сверх концентрации, исключающей компетентное управление вследствие принципиальной невозможности обладать столь же полной информацией, какой обладают на местах. Специализация, сопряженная с кооперацией, независимость в пределах своей компетенции, взаимный контроль государственных органов – таковы свойства и преимущества правового государства, основывающегося на принципе разделения властей. Однако такой механизм будет достаточно эффективен лишь в том случае, если связи между властями, между всеми государственными органами приобретут правовой характер, и тем самым они будут выступать субъектами юридических отношений. Уже в конституции Виржинии 1776 года было закреплено положение о том, что законодательная, исполнительная и судебная власть должны быть самостоятельными и разделены так, чтобы ни одна из них не посягала на законные полномочия других властей. Принцип разделения властей нашел свое воплощение в конституции США 1787 года.

Четвертый принцип состоит в том, что в правовом государстве суд, прежде всего, играет роль органа правосудия. В его функции входят официальное признание наличия или отсутствия права у того или иного субъекта, восстановление нарушенного правового состояния (в том числе отмена неправомерных действий должностных лиц и органов государства, нарушающих субъективные права граждан), и лишь затем, репрессия, в частности, уголовная, применяемая, как правило, как крайняя мера воздействия. Суд в первую очередь выступает как орган разрешения конфликтов между различными субъектами гражданского общества и государства.
Пятый принцип состоит в том, что предметом судебного рассмотрения может стать не только юридический спор, но и сам закон, на основе которого возникший спор должен решаться. Если государство связано правом, то издаваемые им законы не должны противоречить праву и, в частности, естественным правам человека. Исходные начала права фиксируются, превращаясь в основной закон – конституцию. Конституция по сравнению с другими законами обладает высшей юридической силой. Но в реальных условиях изданные государством законодательные и иные нормативные акты могут вступать в противоречие друг с другом и с конституцией. В этом случае непротиворечивость нормативной системы обеспечивают государственные институты конституционного надзора. Этот орган должен быть независим от законодательной и исполнительной власти, так как один издает законы, а другой их применяет. Поэтому таким органом может быть только суд.

«Правовое государство располагает стабильной конституцией и разветвленной системой законодательства, имеет отлаженный механизм, способный обеспечить выполнение указанных задач, а также совокупностью специальных органов, подчиняющихся только и исключительно закону и призванных обеспечить прочный правопорядок в стране».

Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

2.1. Содержание принципа.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

В правовом государстве признается верховенство закона, верховенство права. Специфика правового подхода (и права в целом) состоит в том, что фактически разные люди рассматриваются при правовом типе регуляции в качестве равных, независимых друг от друга, свободных индивидов – субъектов права (абстрактных правовых личностей), чьи взаимоотношения регулируются, «взвешиваются», «измеряются» и оцениваются на единых «весах правосудия» - посредством всеобщего масштаба, одинаковой для всех равной меры. Причем этим субъектом права является не только личность или юридическое лицо, но и должностные лица и различные органы государства. В статье 15 части 2 Конституции РФ сказано, что: "«органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Эта статья приравнивает личность и государства в аспекте соблюдения законов, а значит и в ответственности, которую они должны будут нести в случае их нарушения. «Правовое равенство – это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов». Где нет принципа равенства, там нет права как такового, а, следовательно, не может быть и правового государства. «Для правового государства необходимо, чтобы все, в том числе и государство, соблюдали законы»
Вообще, юридическая ответственность – «государственное принуждение к исполнению требований права. Правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством или обществом».

Взаимная ответственность государства и личности – самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: «Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения к точному и безусловному исполнению закона в отношении властвующего, что и властвующий в отношении к гражданину».

Этот принцип выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем публичной власти и гражданином как первичной клеткой социально-политического организма. Устанавливая и закрепляя в законодательной форме общезначимые, общеобязательные правила поведения и тем самым в определенной степени ограничивая свободу общества и личности, само государство также принимает на себя конкретные обязательства, основным из которых является забота о самосохранении членов сообщества. Конституция РФ закрепляет положение в соответствие с которым: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – является обязанностью государства».

Борьба с преступностью не должна ставиться выше таких социальных ценностей, как права и свободы человека и гражданина. Эти понятия не следует противопоставлять, так как цель борьбы с преступностью - защита гражданского общества в целом и конкретных граждан в отдельности от преступных посягательств. Уголовное законодательство, например, охраняя членов общества от преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, свободу, неприкосновенность жилища, собственности и т.д., одновременно защищает фундаментальные устои общества и государства (конституционный строй, общественный порядок, собственность государства, независимость судебной власти и т.д.). Основное назначение законодательства о преступлениях и наказаниях заключается в предупреждении преступлений методом установления юридических запретов на противоправные деяния, а также в применении наказания к физическим и юридическим лицам, нарушившим эти запреты. Причем, «при осуществлении своих прав и свобод, - говорится в ч. II ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., - каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Взаимная ответственность государства и личности – самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: «Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения к точному и безусловному исполнению закона в отношении властвующего, что и властвующий в отношении к гражданину».

Этот принцип выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем публичной власти и гражданином как первичной клеткой социально-политического организма. Устанавливая и закрепляя в законодательной форме общезначимые, общеобязательные правила поведения и тем самым в определенной степени ограничивая свободу общества и личности, само государство также принимает на себя конкретные обязательства, основным из которых является забота о самосохранении членов сообщества. Конституция РФ закрепляет положение в соответствие с которым: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – является обязанностью государства».

Борьба с преступностью не должна ставиться выше таких социальных ценностей, как права и свободы человека и гражданина. Эти понятия не следует противопоставлять, так как цель борьбы с преступностью - защита гражданского общества в целом и конкретных граждан в отдельности от преступных посягательств. Уголовное законодательство, например, охраняя членов общества от преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, свободу, неприкосновенность жилища, собственности и т.д., одновременно защищает фундаментальные устои общества и государства (конституционный строй, общественный порядок, собственность государства, независимость судебной власти и т.д.). Основное назначение законодательства о преступлениях и наказаниях заключается в предупреждении преступлений методом установления юридических запретов на противоправные деяния, а также в применении наказания к физическим и юридическим лицам, нарушившим эти запреты. Причем, «при осуществлении своих прав и свобод, - говорится в ч. II ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., - каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5
Идея правовой государственности в истории
политико правовой мысли…………………………………………………5
Понятие и принципы правового государства………………………. 8
Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………. …19
2.1. Содержание принципа……………………………………………….19
2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Институт права

Кафедра теории государства и права

Курсовая работа на тему:

«Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства»

Выполнила студент

1 курса СФО Алимбеков А.Г.

Проверил к.ю.н.,

доцент Искужин Т.С.

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО

политико правовой мысли…………………………………………………5

Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………. …19

2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23

Список использованной литературы……………………………………34

В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

В своей работе я хотел бы сначала разобрать, что такое правовое государство, его понятие, его основные принципы, а затем разобрать такой важный принцип, как взаимная ответственность государства и личности, что это такое, в чем она заключается, почему именно взаимная, чем она так важна.
Это важно потому, что наша страна идет по пути развития правового государства, но без помощи своих граждан она не сможет стать таковым. Если граждане не осознают, что такое правовое государство, то идти по этому пути развития будет очень сложно, так как они будут тормозить развитие своими неправильными представлениями о направлениях развития, принципах и необходимых условиях. Они не смогут правильно понять свою задачу, ожидая уравниловки и обеспечения прав «сверху», когда, прежде всего, необходимо обеспечивать эти права «снизу», выполняя свои обязанности в отношении других людей.

В своей работе я использовал труды таких ученых, как Л. И. Спиридонов, С. А. Комаров, В. А. Четвернин, В. С. Нерсесянц, «Юридическую энциклопедию» М. Ю. Тихомирова, а также различные документы, такие как конституция и декларация прав человека, в которых закрепляются основные права человека и гражданина, а также принципы государства, основные направления пути его развития.

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

1.1 Идея правовой государственности в истории политико–правовой мысли

Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно–властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших немало правовой регламентации механизма государственного управления. С момента своего возникновения право, образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путём.
Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем русле углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой (то есть общеобязательным законом), а публично–властная сила (с её возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (то есть соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично–властной силы является основной идеей правовой государственности.Ещё Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей–либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой–либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности — значит, делать очень большое допущение…». Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они и не имели шансов получить последовательного обоснования. Существующая тогда действительность не могла еще дать необходимой информации для этого.
В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.

В их трудах проявились стремление ввести государственное властвование в правовые границы и отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно существенные изменения претерпело и понимание государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, поскольку государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, признанной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым законам» и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение. В России данная концепция развивалась в трудах учёных–юристов либеральной школы — Б.H. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие.

Второе дыхание эта идея обрела в современною мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Италии, Испании, Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас у нас в России) является орудием борьбы за права человеке, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.

Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало и не существует единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.

    1. Понятие и принципы правового государства.

    «Государство – форма организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанной на определенной преобладающей системе производственных отношений. Основной институт политической системы; состоит из совокупности представительных учреждений, исполнительно-распорядительных органов, надзорно-контрольных, судебных учреждений, органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и так далее. Форма государства характеризуется тремя составляющими, к которым относятся: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.» Личность - это индивидуально определенная совокупность социально- значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.
    Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. «Государство выступает продуктом права и объективной потребностью по поддержанию должного порядка в обществе. Цель государства – охрана гражданского права, норм социального и экономического развития».
    Гражданин- это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

    Не всякое государство является правовым, так как для правового государства характерны некоторые особенности. В современном мире большинство государств, как с республиканским (С ША, Франция), так и с монархическим строем (Англия), стремятся к созданию правового государства и защите основных прав и свобод человека. И хотя государство и право суть продукты общества, государство тем не менее подчиняется праву, верховенство которого постоянно декларируется. Подчинившись юридическим нормам, оно превращается в субъекта права, и в этом качестве равноправно с другими субъектами, в первую очередь, с индивидами. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, стало быть, правовое государство. «Для того, чтобы построить правовое государство, прежде всего необходимо преодолеть глубоко укоренившееся формально-догматическое, узко нормативное восприятие правовой деятельности, когда за реальное право выдаются нормативные решения, которые не считаются с принципами и ценностями общества, потребностями его развития.

    Демократия является политической формой, адекватной нормальным экономическим отношениям в обществе. Это предполагает и демократические правовые формы общественных отношений. Одной из важнейших среди них является юридическая конструкция договора, основанная на свободном волеизъявлении равноправных участников, имеющих не только экономическое, но и политическое значение. Правовое государство невозможно без правовой экономики».

    «Юридическая энциклопедия» дает свое определение правового государства. «Правовое государство – это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, при одновременном наличии реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве – власть закона, которому в равной мере подчиняются все – от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. В правовом государстве создаются условия правовой свободы личности, основанные на принципе «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Человек, как субъект права, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность, прежде всего в экономике, в сфере внедрения научно- технического прогресса в производство.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: