Какого размера будут высокомерные люди в день суда

Обновлено: 02.05.2024

«Высокомерные будут воскрешены в День Суда в виде людей размером с муравья (или крупинки), унижение будет покрывать их отовсюду» (хадис привели ат-Тирмизи и ан-Насаи).[2] Суфьян ибн ’Уяйна (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Если человек совершает грех по причине своих необузданных желаний, то имей надежду на его покаяние, ведь Адам (мир ему) ослушался Аллаха, следуя за своими желаниями, затем он покаялся, и ему был прощён его грех. Если же грех совершается по причине высокомерия, то бойся божьего проклятья, ведь Иблис ослушался Аллаха из-за своего высокомерия и был проклят». Высокомерие – это неприступная стена на пути в Рай. Это качество преграждает человеку дорогу к достижению истинной нравственности, подобающей верующим людям. Дело в том, что надменность не разрешает своему хозяину пожелать другим верующим того же, чего он желает самому себе. Высокомерный человек не в состоянии быть простым, доступным, легким, он не может избавиться от своей сердечной злобы, зависти и амбиций. Ему невыносимо трудно сдерживать своё самолюбие и принимать добрые советы и наставления. Упиваясь своим самодовольством, он презирает других людей и ищет их недостатки. И, наверное, трудно найти что-либо скверное и злое, к чему не побуждало бы такое качество как высокомерие. А самым страшным его проявлением является отказ от принятия истины и верного руководства. Человек обязан изгонять любые проявления надменности из своей души. Он должен вспоминать, из чего он создан, как он появился на этот свет, помнить о нужде и потребности в своём Господе. Человек должен осознавать величие Аллаха и своё положение по отношению к Нему. Для того, чтобы избавиться от высокомерия, человеку достаточно лишь вспомнить, что до существования он был ничем, он был создан из земли, затем из капли жидкости, затем стал прилипшим сгустком, затем кусочком мяса и только потом он стал чем-то таким, о чем вообще стоит говорить. Он был неодушевлённым прахом до того, как стал слышать и видеть, чувствовать и двигаться. Он был мёртвым до того, как стал живым, был слабым до того, как стал сильным и способным. Он был неимущим до того, как стал обладать чем-то. После всего этого он снова умёт и станет прахом, затем будет либо наказан, либо почтён в своей могиле, а потом будет воскрешён к жизни и предстанет перед Судом Аллаха, который произведёт великий расчет и воздаст каждому по делам его. Сказал Господь (Велик Он и Славен): «Да сгинет человек! Как же он неблагодарен!Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил,потом облегчил ему путь,потом умертвил его и поместил в могилу.Потом, когда пожелает, Он воскресит его.Но нет же! Он всё ещё не выполняет того, что Он приказал ему». (Коран, 80: 17-23). Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам. Автор: шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла аль-Фаузан Из книги: «аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя».

Сообщается со слов Абдуллы ибн Масуда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом с пылинку». Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?» Пророк ответил: «Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (Муслим)

Высокомерие является одним из самых ненавистных Всевышнему черт характера. Высокомерие характеризуется ощущением собственного превосходства, презрения (явного или скрытого) к другим. Его следы можно увидеть как в словах, в которых человек выражает свое презрительное отношение к другим, так и в грубости общения с другими, в обесценивании чужих мыслей, доводов, чувств, деяний и т.д., в игнорировании других по причине их «незначительности», сарказме, демонстрации своих знаний, имущества, положения и т.д.

В общении с таким человеком обычно чувствуется некое давление, он старается занять больше пространства, говорит больше, меньше слушает, он довлеет над своим собеседником, давит на него, отсюда второй может ощущать тревогу, напряжение, дискомфорт или даже страх (чувство небезопасности). Разговор с таким человеком вряд ли можно назвать приятным, если конечно вы не находитесь с ним в близких отношениях и его высокомерие обращено не в ваш адрес. А если в ваш?

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был скромным и смиренным человеком, далеким от бахвальства, гордыни, преувеличивания своей значимости, в каком бы положении (предводителя или простого горожанина) он ни находился. Однако в отношении высокомерных людей он оставил мудрый совет, в котором он «призвал» к проявлению такой же «гордости» в отношении подобных людей. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы увидите скромного человека, то проявляйте скромность по отношению к нему, а если увидите гордого и высокомерного, то проявляйте к нему тоже гордость и высокомерие, хотя для него это будет унижение, но с вашей стороны это будет милостыня (садака)».

Если вдуматься в эти слова, то можно прийти к выводу, что проявление ответного высокомерия – это порой единственный и адекватный способ быть услышанным тем, кто повержен этой чертой. Дело в том, что с позиции своего «превосходства» доброжелательность и скромность скорее будут приняты им как желание подчеркнуть его степень, а не как черты благого нрава. И получится, что желая блага, человек действует против него – укрепляя в другом его гордость своим смирением.

Когда же высокомерие конфронтируется проявлением подобного поведения, это «отрезвляет» и заставляет человека почувствовать себя менее уверенным и грандиозным. Это немного «уравнивает» его позицию, заставив его почувствовать себя и в приниженной позиции. Вспоминается история, произошедшая с одним из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, Абу Зарром аль Гифари. Он был из знатного рода. После принятия им Ислама у него произошел спор с Билялем, в котором Абу Зарр назвал его сыном чернокожей женщины. Узнав об этом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался и сказал: «Ты попрекаешь его матерью?! Воистину, в тебе еще живо невежество джахилии! У сына белой женщины нет никакого превосходства над сыном черной женщины!» Тогда Абу Зарр раскаялся в содеянном, он прибежал к Билялу, положил свое лицо на землю и стал уговаривать: «Наступи на мое лицо! Наступи на мое лицо!» Но Билял отказался, простив его.

В Коране Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». Чувство унижения, которое может испытать гордец, когда с ним говорят его же тоном, является помощью его душе, так как сбивает с нее налет неповиновения Всевышнему, его необоснованное превозношение самого себя. А со стороны конфронтирующего это будет милостыней в его адрес, потому что он помогает ему, и возможно, его помощь будет оценена гораздо позже, когда будет выявится истинная стоимость вещей и установится справедливость.

В то время как в среде мусульман слабые и незащищенные должны были бы быть для остальных, более благополучных верующих, объектом их поддержки и опеки, они наоборот становятся жертвами несправедливости и гнета. Всевышний Аллах во многих аятах говорит, что не направляет по истинному пути тех, кто является несправедливым. Причинение другому зла, обиды или неприятности – один из худших грехов.

Пусть не отчаиваются притесняемые и пусть не успокаиваются притеснители. Поистине, настанет День, когда первые будут обрадованы, и вторые – разоблачены и унижены. И «ни одна душа не будет обижена».

Благими намерениями…

Всевышний Аллах в хадисе Кудси говорит: «О, рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» Всевышний Аллах, Создатель всего Сущего. Он устанавливает законы Вселенной, природы, людей, Он – главный и единственный Судья. Всевышний Аллах – Тот, Кто является Единым Богом, и Он ни перед кем не несет ответственности, Он, как сказал имам Шафии, Тот, у Кого не спрашивают о Его деяниях.

И несмотря на Свою абсолютную власть, Всевышний сделал несправедливость запретной (!) для Себя!

Несправедливость – это неуважение к другому человеку, его правам; это уничижение, оскорбление или недооценивание его чести, жизни, имущества, семьи. Главный принцип справедливости: «не делай другому того, что не понравилось бы тебе самому в отношении тебя». Зная свои потребности, человек легко может отличить справедливость от несправедливости.

Опасно положение тех, кто чинит несправедливость и считает себя правым. Он упорно не хочет видеть своей неправоты. Осознание и признание своих ошибок требуют мужества, честности и это в какой-то мере встреча с собственной болью. Подобно той, которую испытывает человек вынимая занозу. Но многие готовы жить с ней, заражая остальную кровь и продолжая путь своих бесчинств. Они усугубляют не только свою беду, но еще и заставляют страдать остальных.

Многие даже имеют защитные оправдания. Типа, это не заноза, а часть кожи, поэтому ее не надо вытаскивать. Или «ученые доказали, наличие занозы укрепляет иммунитет». Бред? Бред. Также «бредово» звучат благие намерения угнетателей, моральных, физических или психологических, которые приносят другим страдания якобы из благих побуждений: «Так надо». Иные настолько извращены своей неправотой, что посягают на самое святое – религию. Трактуя хадисы, аяты или высказывания ученых по-своему, объясняют ими свои злодеяния.

Впрочем, для человека, которого отравили ядом, так же мало значимо будет из какого сосуда, хрустального бокала или деревянной миски, вы дали ему выпить, как для того, к кому вы проявляете несправедливость, то, какими идеями это прикрыто.

Иллюзия безнаказанности

Как бы там ни было, жертву можно убедить, что так надо, а окружающих, что это полезно, однако человеку не скрыть свою душу от Всезнающего Всевышнего Аллаха, Который ведает о наших сердца больше нас. Каждый человек понесет ответственность за свои дела и за намерения.

Поистине, Судный час непременно настанет. Я скрыл от людей время его прихода, но открыл признаки его приближения, чтобы каждой душе в этот день воздать за то, что она совершила[1]

Слово Всевышнего – истина. И согласно ему каждый человек ответит за свои деяния и слова. Если не в этом мире, так в следующем. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает для Своего раба блага, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня»[2]

В этом мире угнетатели могут чувствовать себя относительно спокойно. Ведь между их благоденствием и воздаянием могут встать (родовое, общественное или семейное) положение, влияние, власть, мнение общественности, материальные возможности. Ведь есть и такой вид несправедливости, как коллективно признанная, на основе которой допускается ущемление прав определенной категории лиц. Например, женщин, детей, сирот, разведенных и т.п. Иногда этот вид несправедливости называют традициями или обычаями. Но завтра все эти идолы, ослепляющие нас, рухнут, и мы встретимся со своей сутью лицом к лицу.

Справедливость Судного Дня

Справедливость – это истина, которая будет установлена Всевышний в Судный день. Пророк Мухаммад, да благославит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, в Судный День Аллах возьмет права нерогатого скота у рогатого» То есть безрогое животное, которого ударило второе, рогатое, сможет ответить ему.

Органы тела будут свидетельствовать за или против нас. Земля будет говорить о том, что мы на ней совершали. Коран станет заступником для тех, кто был бережен к нему, читал и обучался ему. Всякая мелочь будет взята в расчет. «Совершивший добро на вес пылинки увидит воздаяние за него, и совершивший зло на вес пылинки увидит его, и ему воздастся за него»[3]

Для угнетателей

Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Те ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад»[4]

Также в другом хадисе сказано, что когда в Судный день принесут книгу деяний и человек спросит: «А где же мои хорошие деяния?», ему ответят: «Их перенесли в книги тех, кого ты притеснял, обманывал, оскорблял, клеветал, обижал». Увидев свою книгу, полную плохих деяний, человек скажет: «О мой Господь, я не совершал этих грехов никогда». Но ему будет сказано, что это деяния людей, которых он притеснял, оскорблял, поносил, проклинал, обманывал, с кем не поддерживал хороших отношений.

Пока ваше зло не обратилось против вас (а это непременно случится), спешите покаяться, попросить прощения и восполнить зло совершением добра. Пока не наступил «тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель»[5]

Вспомните, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, перед смертью просил прощения даже у своего верблюда, приговаривая: «О, мой верблюд, не спорь со мной (в Судный День), ведь я не накладывал на тебя ношу, которую ты не был в силах нести»

Всевышний предупреждает, чтобы злодеи боялись мольбы обиженного. «Ведь Он попросит Меня, и Я отвечу ему». Между мольбой угнетенного и ответом на нее нет никаких преград.

Угнетенным

Часто совершенная несправедливость становится начальным звеном цепочки зла. Как говорится, подобное рождает подобное. Самый обыденный пример - потерпев несправедливость на работе, мужчина может позволить себе ее дома, сорвавшись на невинных детях или жене. Или другая жертва чужой несправедливости может предпринять меры по отмщению, выходящие за рамки дозволенного. Такая «контратака», конечно, не только усугубляет ситуацию, но также может ухудшить положение притесняемого перед Всевышним. Несколько рекомендаций, чтобы избежать ухудшения ситуации:

Высокомерие заставляет нас думать о непростительности такого отношения к нам. Пророки, посланник, праведные люди подвергались гонениям, мучениям от рук самых недостойных из людей. Но они были смиренны и даже просили прощения за них. Почему же мы думаем, что не можем быть испытаны?

Терпение необходимо, чтобы несмотря на давление обстоятельств, оставаться в рамках дозволенного, в рамках довольства Аллаха. Легче вступить в драку кулаками или словами, чем сдержать себя, сказав «Побойся Аллаха!» или «Воистину, я пощусь!» Но именно терпение позволяет нам сохранять веру и добро, когда иного разумного способа остановить несправедливость нет.

«Поистине, уверовавшие – это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил»[6]

Сохраняйте свою веру, даже если честь и имущество подвергаются несправедливым нападкам. Потому что и то и другое можно восстановить, а веру… Получится ли?

Бойтесь потерять благословение Всевышнего, близкого к творящим добро и к разбитым сердцам. Верьте в лучший исход и надейтесь на Судный день, когда справедливость будет восстановлена даже между животными. Не пренебрегайте обещанной вам наградой. И пусть обида вместо духовного упадка принесет вам новые блага.

«Высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (Муслим). Такое определение дается в хадисе высокомерию. Именно высокомерие превратило когда-то преданного раба Азазиля в Шайтана, и именно из-за нее люди не принимали Посланников Аллаха (мир ему) и отвергали божьи заповеди. Как видим, высокомерие и гордость становились на пути принятия веры и являются корнем всех болезней души. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что у того, у кого в душе будет хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в Рай.

В хадисе сказано: «В День Суда Всевышний Аллах не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них: такими окажутся блудливый старец, лживый правитель и горделивый бедняк (Муслим).

Что есть высокомерие?

Пророк (мир ему) сказал: «Не войдет в Рай, тот, в чьем сердце есть высокомерие размером с горчичное зерно» (Табарани). Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?». Пророк (мир ему) ответил: «Воистину, Аллах — Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие — это отрицание истины и надменное отношение к людям» (Муслим).

Самый ненавистный из людей

Сообщается, что Муса (мир ему) спросил Аллаха: «О мой Господь, на кого из людей Ты гневаешься больше?» Всевышний Аллах сказал: «На высокомерного, на того, кто злословит, на лжеца и скупого».

Передается в одном хадисе: «Один человек стал есть левой рукой в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк сказал ему: «Ешь правой рукой!» Тот ответил: «Я не могу». Тогда Пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешало ему, кроме высокомерия», – и больше этот человек уже не смог поднести ко рту левую руку» (Муслим).

Аллах унизит высокомерных

«Высокомерные будут воскрешены в День Суда в виде людей размером с муравья (или крупинки), унижение будет покрывать их отовсюду» (Насаи).

Никто не любит высокомерных, горделивых и кичливых. Мы не любим тех, кто принижает других. И наоборот любим и тянемся к смиренным, вежливым и легким людям. Мы ценим тех, кто уважает и почитает нас. Исцеление от высокомерия – в смиренности.

1. Важно осознавать какой вред несет в себе высокомерие, как Аллах Всевышний относится к таким людям, и какой убыток понесут высокомерные в Судный день.

2. Изучайте хадисы пророка, истории о его жизни – как пример смиренности и покорности.

3. Не ставьте себя выше других, высокомерие – качество Всевышнего.

4. Помните о жизни после смерти.

«Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил, потом облегчил ему путь, потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его. Но нет же! Он всё ещё не выполняет того, что Он приказал ему» (Коран, 80: 17-23).

шейх Салих аль-Фаузан
(член Постоянного Комитета по фетвам
и Комитета больших ученых Саудовской Аравии)
Показать полностью.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху. Он одарил нас неисчислимыми благами, показал нам свои знамения, в которых содержится назидание для людей размышляющих.

Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Нет у него соучастников в Его исключительном праве на поклонение, нет у него совладельцев в Его власти. Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник, он не говорил ничего от себя, но все его наставления были ниспосылаемым свыше откровением. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто шел по благодатной дороге Ислама.

О сыны Адама, будьте богобоязненны, повинуйтесь велениям вашего Господа, отстраняйтесь от грехов, и тогда вы достигнете успеха.

Существует одно очень скверное качество, которое может привести к самым плохим для человеческой души последствиям. Аллах и Его Посланник предостерегали о большой опасности, которую несет в себе это качество. К сожалению, на сегодняшний день оно заразило большое количество людей. Это качество – высокомерие, да убережет нас от него Аллах. Некоторые праведные предшественники говорили: «Самым первым грехом и первым ослушанием Аллаха, которое произошло в мироздании, было высокомерие». Всевышний Аллах сказал:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Коран, 2: 34).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил нам, что именно является высокомерием. Сообщается со слов Абдуллы ибн Масуда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом с пылинку». Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?» Пророк ответил: «Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (хадис привёл Муслим).[/center]
«Отрицание истины» – это отказ от неё и неприятие её от того, кто к ней призывает, а «надменное отношение к людям» – это проявление презрения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил, что украшение в одежде и внешнем виде не является высокомерием, напротив, Аллах любит красоту. Высокомерие – это качество, скрытое в глубине сердца, оно проявляется в поведении человека и заставляет его отказываться от истины, а также презрительно относиться к людям. Когда Иблис (сатана) проявил высокомерие и посчитал себя лучше Адама, это толкнуло его к ослушанию, он отказался от повиновения приказу своего Господа и не поклонился Адаму. Именно высокомерие заставило неверующих выступить против посланников Аллаха, когда те явились к ним с ясными знамениями.
«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Коран, 27: 14).

Высокомерие мешает своему обладателю обращаться к Господу с молитвами, мешает поклоняться Создателю.
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Ад униженными» (Коран, 40: 60).

Высокомерие мешает некоторым людям, наделённым богатством или властью, совершать коллективный намаз в мечетях. Ты видишь, что мечеть находится рядом с его домом, он слышит призывы (азан) на все пять намазов. Однако высокомерие не пускает его в мечеть, чтобы он не мог предстать перед своим Господом плечом к плечу со своими братьями по Вере, потому что он считает себя превыше этого.

Также высокомерие мешает некоторым людям действовать в соответствии с Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В одном из хадисов сообщается, что Саляма ибн аль-Аква’ сказал: «Один человек стал есть левой рукой в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк сказал ему: «Ешь правой рукой!» Тот ответил: «Я не могу». Тогда Пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме высокомерия», – и больше [этот человек] уже не смог поднести ко рту [левую руку]» (хадис передал Муслим).

Высокомерие мешает приобретать полезные знания. Праведные предшественники говорили: «Знание [религии] не смогут получить двое: застенчивый и высокомерный».
Высокомерие заставляет человека удлинять свою одежду ниже щиколоток, волочить её по земле и шагать надменной походкой. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды человек шёл в своих украшениях, восхищаясь собой, надменно задрав голову, как вдруг Аллах сделал так, что он провалился. И будет он с грохотом погружаться в землю до самого Судного Дня» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

О сыны Адама, высокомерное отношение к истине и надменность по отношению к людям приводят к тяжёлым последствиям как в этой жизни, так и в Следующей. Самым страшным является то, что сердце высокомерного, заносчивого человека отвращено от верного пути истины. Всевышний Аллах сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него» (Коран, 7: 146).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На того, кто надменно волочит своё платье[1], Аллах даже не посмотрит в День Воскрешения» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Также он сказал: «Высокомерные будут воскрешены в День Суда в виде людей размером с муравья, унижение будет покрывать их отовсюду…» (хадис привели ат-Тирмизи и другие..)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: