Какое второе название естественно правовой теории происхождения государства

Обновлено: 28.04.2024

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или же теория естественного права, - одна из древнейших и наиболее распространенных историко-правовых доктрин. Теория естественного права усматривает главный источник правовых норм в естественной природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают многие представители юридического позитивизма), поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в ряде случаев даже противоречить друг другу. Вариации теории естественного права в разные исторические периоды и у разных философов и мыслителей приобретали категорично различные содержания и идеологическую направленность.

Данная теория достойна изучения хотя бы за то, что лишь она первично вплотную связала государство и право в контексте их возникновения, говоря также о неотделимости одного от другого с самого момента становления общества.

Несмотря на актуальность, данная теория одна из старейших теорий. Отдельные ее положения и дефиниции развивались еще в V- IV вв. до н.э. мыслителями Древней Греции. Характерными для этой периодизации развития государственной и правовой мысли в Древней Греции были споры относительно того, коренится ли право как таковое, безотносительно к его видам и характеру, в самой природе вещей, «в вечном, неименном порядке мироздания», или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как «человеческое установление», возникшее в неопределенном сегменте времени. Софисты в своих учениях основывались на том, что в основе образования права нет, и не может быть ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом, или правдой», составляет некий результат соглашения людей, оплот искусственного изобретения человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие философы античности, значительная часть греческих мыслителей, таких как: Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция которых, разделялась и отстаивалась ими, а более конкретно она заключалась в том, что не все законы и естественно не все права могут являться «искусственным изобретением людей». Наряду с письменными законами, которые были созданы людьми, существуют и вечные, некие неписаные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». В основе этих законов лежит в первую очередь вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях и человеческой жизни, но и «во всем строе мироздания».

Подобные взгляды особенно четко можно проследить в трудах и работах Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеустановленное) право. «Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – это то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается».

В общей системе права место и роль естественного права неравнозначно определялись древнегреческими мыслителями. Одни авторы рассматривали его как первичную, неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть целого права. Другие, в свою очередь, считали право как базис положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам, когда не действует установленное людьми положительное право.

У древнеримских юристов и философов под эгидой естественного права выступали то законы в научном смысле, то ядро положительного права, которое неизменно встречается в праве каждого народа и каждого общества. То, наконец, естественное право противопоставлялось общепризнанному положительному праву, предположим, в вопросе о рабстве, которое, согласно умозаключениям ряда римских авторов, противоречило естественной природе, хотя и было закреплено всюду и везде законами.

В римской правовой доктрине неимоверно широко было распространено мнение, согласно которому наряду с положительным правом, состоящим из jus civile (правом, регулировавшим отношения исключительно между римскими гражданами) и jus gentum (правом, регулировавшим имущественные отношения между римскими гражданами и перегринами) существует jus naturale – так называемое естественное право. Например, по аналогии с Древней Грецией, положительное право относится к области динамичного и развивающегося права, созданное людьми, а естественное - к области императивного, вечного права, порождаемого самой природой и регулирующего отношения, возникающие между людьми в обществе.

Однако в отличие от многих древнегреческих доктринологов правовой системы юристы и философы Рима почти всегда обращали ключевое внимание на то, что существующие правовые школы вступают в конфронтацию, когда юридический факт касается ранее неизвестных и неурегулированных естественно-правовыми институтами отношений. Одно из таких противоречий проявляется, например, в том, что естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, из того, что среди них нет и не может быть различий по классовому и другим социальным признакам, нет и не может быть рабов и господ, а, наконец, положительное право как раз в первую очередь и базируется на таких различиях.

«Значительную эволюцию естественно-правовая теория претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право в то же время (особенно это проявилось в XIV-XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Среди средневековых схоластов не было сомнения в божественном происхождении естественного права. Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права»[6] Активно возник ряд сомнений и споров по поводу того, как же соотносится естественное право с божественными канонами и догмами, сливается ли оно с ними или только сопоставляется.

Выделим, что отдельное место в концепции естественного государства и права занимает теория Общественного Договора, являющаяся неким переложением данной концепции на эпоху Возрождения. Данная теория трактует возникновение государства как соглашения, которое заключается для попытки преодоления социального неравенства в обществе, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как истинного договора между народами и правителями. Цель этого истинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор может давать политическому организму, такому как государство, неограниченную власть над всеми его членами, то есть участниками соглашения; эта власть, направляемая единой волей, и есть общий, незыблемо неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Под сильным влиянием учения и трудов Руссо идеи договорного происхождения государства отстаивал А. Н. Радищев. С чёткой позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель по средствам договора формируемого государства — это «блаженство граждан».

реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства и должностных лиц.

Б) Теорий государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли государства и право.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А4. 1. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

а) Теологическая.

А5. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

в) Психологической.

А6. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

б) Марксистская.

А7. Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

б) Многие современные авторы упрекают создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.

в) Второе название этой теории – марксистская.

г) Второе название этой теории – договорная.

д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

А8. Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

в) Договорная.

6. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

б) Патриархальной.

А9. Теория насилия происхождения государства и права…

а) рассматривает государство как результат божественного творения;

б) рассматривает государство как образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

в) рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

г) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе

А10. Теория теологического происхождения права определяет право как….

а) результат деятельности монарха и его приближенных;

б) результат божественного воздействия;

в) результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

А11. Согласно теории «Естественного права» естественные права …

а) человек приобретает от рождения

б) человек получает от государства

в) принадлежат только гражданину данного государства

А12. Верны ли следующие суждения?

А) Раньше других появилась теологическая теория

Б) Из всех существующих теорий только расовая лишена нравственности, разумного содержания.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Часть В. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

1. Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

4. Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.

5. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

6. Теория имеет долгую историю, но наибольшего своего разви­тия и даже практического применения она достигла в средние века – в пе­риод расцвета колониализма и в первой половине XX в. – в период появле­ния в Европе фашизма.

7. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

В1. Ответы

1. Теологическая теория

2. Марксистская теория

3. Расовая теория

4. Теория насилия

5. Патриархальная теория

6. Расовая теория

В2. Соотнесите фамилии ученых, философов, и созданные ими теории происхождения государства.

В2. Ответы

Часть С. С1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

(Боден Ж. Шесть книг о государстве.Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. )

1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?

С2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Георгий Валентинович Плеханов

Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени».

Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами.

(Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. – Школьный практикум. 9-11 кл. )

1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права?

3. Как бы вы конкретизировали мысль автора о «происхождении права из «нужды» относительно современных реалий?

С3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

(Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М. , 1999. С. 110)

1. Какой исторический процесс смены религий имел в виду Иларион?

Переход от язычества к монотеизму

2. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы? Богу

3. В чем особенность толкования закона Иларионом? Иларион отражает величественность Бога и показывает, что именное Бог может открыть человеку всю сущность существования

4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона? Сущность теологической теории заключается в том, что общество и государство возникло только благодаря Богу и, кроме этого ничего не упоминается

История права насчитывает тысячелетия, ведь всегда нужен был инструмент для оценки поступков, наказаний за противоправные действия. Поиски правды породили суд. Государство и право являются неотъемлемыми частями друг друга. Для общего понимания посмотрим на таблицу:

Теория происхождения

Рассмотрим теории по мере их возникновения.

Теологическая

В XII веке Фома Аквинский стал родоначальником теологической теории возникновения права. В то время, если человек не мог найти причины возникновения каких-либо явлений, то давал божественное объяснение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основа теологической теории – Бог. Он дал нормы, которых стоит придерживаться, в обратном случае предполагалось воздаяние по делам и небесная кара. Передается закон посредством пророка и религиозной литературы. Интересный момент – подобное отношение к возникновению права наблюдалось задолго до средневековья в Древнем Египте, где фараоны были ставленниками богов и исполняли их волю.

Историческая

Родоначальником исторической теории возникновения права был Савиньи в XIX веке. Главная характеристика – право создается народом в процессе его развития. Главное отличие, что носителем права и законодателем является население, а не государство.

Естественно-правовая

Окончательно сформирована в начале XVIII века Гоббсом, Локком. Также последователем данной теории был Радищев. Здесь разведены понятия право и закон. Основное отличие – закон создается государством, а право дается каждому человеку при рождении.

Для различения ввели названия:

  • естественное право – происходит от природы, дается каждому человеку и не нуждается в государственном регулировании;
  • позитивное (писаное) право – собрание законов, созданных государством, но не противоречащих естественному праву.

Недостаток естественно-правовой теории заключается в отсутствии экономических причин создания права.

Патриархальная

Древнейшая теория, родоначальником которой считают Аристотеля. Она основана на принятии правителя страны как главы семьи. Цель – послушание и выполнение законов, для обеспечения порядка и стабильности государства, как родовой общины.

Марксистская

В конце XIX века возникла теория, родоначальниками которой стали Маркс и Энгельс. Согласно данной версии, право появилось вместе с государством и является его неотъемлемой частью, подчиняясь правящему классу.

Правящий класс по теории марксизма – пролетариат, а буржуазный класс является пережитком прошлого. Внедрение права и законов носят принуждающий характер, допускающий применение силы к угнетенному классу.

Классовая

Классический вариант марксистской теории - классовая теория определяет право как совокупность обеспеченных правительством юридических правил, отражающих узаконенную государственную волю экономически господствующего класса. Таким образом, право используется и создается в интересах правящего класса.

Является одним из течений учения Маркса и Энгельса.

Договорная

Считается, что данная теория была основана в V-IV вв. до нашей эры, и базируется на таких понятиях как договоренность, достигнутая благодаря разумной воле общества. Целью является обеспечение свободы и взаимных интересов народа.

Регулятивная

Создана в древние времена с целью установить порядок раздела территории между племенами, условия пользования водоемами и развивалось вместе с обществом. По мере возникновения новых порядков в жизни человека, прогрессировало и право регламентирующее повседневный уклад.

Феноменологическая

Основоположником был Эдмунд Гуссель, теория является разновидностью естественной теории. Суть учения основана на эйдосах – сущностях, представляющих собой чистые юридические формы. Субъектом права определен человек, который должен соблюдать эйдетические нормы.

Примирительная

Зародилась в начале XX века под руководством Гарольда Бермана. Концепция возникновения права с точки зрения примирительной теории представляет собой регулирование отношений между племенами, так как внутри племени существовал старейшина, разрешающий конфликты.

Целью переговоров было заключение договора о примирении, отсюда и название – примирительное право.

Плюсы: имеет историческое подтверждение и предусматривает санкции за нарушение норм права.

Минусы: не учитывает регулирование мирной жизни и не включает действий, направленных на предупреждение правонарушений.

Ирригационная

Теория права, основанная Карлом Августом Виттфогелем в начале ХХ века. Работа названа по процессу, используемому для орошения земель с помощью рек – ирригации. Учение базируется на целевом взаимодействии личностей для создания общего блага.

Патримониальная

Была основана и приобрела популярность после французской революции в начале XVIII века. Название происходит от латинского слова patrimonium, что в переводе означает право собственности на землю. Сущность учения заключается в появлении государства и права в зависимости от обладания землями.

Органическая

Основателем был Спенсер в начале XIX века, а начало свое теория взяла из учения дарвинизма. Проведя параллель между развитием живого организма и общества стали очевидными единые принципы происходящих изменений. А значит, и развитие права происходит путем естественного отбора.

Гуманистическая

Появилась в середине ХХ века под руководством философа Алексеева. Основой теории является принятие неотъемлемых прав человека. Самое важное в данном учении – свобода, как основа развития общества.

Алексеев определил уровни развития позитивного права:

  • право сильного;
  • кулачное право;
  • право власти;
  • право гражданского общества;
  • высшая ступень.

Материалистическая

Еще одна теория взявшая свое начало в трудах Маркса. Но на этот раз последователи сосредоточились на материальных благах и их равномерном распределении между всем населением. Если классовая теория базируется на принадлежности права определенному классу, то материалистическая направлена на справедливое разделение полученных материальных результатов.

Экзистенциалистическая

Была основана в начале ХХ века Мартином Хайдеггером и утверждает изменчивость и динамичность права. Судя по данному учению, правовой основой не может быть мертвое механическое тело юридического права.

Реалистическая

Является противоположностью исторической теории. Теория основана Рудольфом Иерингом в XIX веке. По его мнению, теория права развивается в зависимости от внешних факторов, а именно интересов людей.

Цель права – реализация обеспечения определенных условий жизни человека.

Важнейшим механизмом законности считается отрицание возможного произвола и абсолютная власть государства по отношению к правонарушителю.

Современные теории происхождения права

Современной науке ближе эволюционистские принципы образования и развития права. Но, несмотря на это, по поводу происхождения ведутся горячие споры. Непонятно в какой момент устои жизни первобытного общества сформировались в право и где границы понятий права и государства.

Также остается открытым вопрос о том, какое влияние оказало право на распадающуюся религию. Общественный порядок, формировавшийся под влиянием морали, проистекающей из божественных норм, несомненно, имеет отношение к праву. Поэтому полностью разделить эти два понятия не получается до сих пор.

Договорная теория происхождения государства и права имеет другое название — естественно-правовая теория. У нее множество как приверженцев, так и противников. Одни придерживаются мнения, что эта концепция антинаучная. Другие же называют ее единственно правильной.

Данная теория является одной из древнейших — она возникла в V-IV вв. до н. э. Ее приверженцами были древнекитайский мыслитель Мо-Цзы и древнегреческий историк Геродот.

Суть ее заключается в следующем: государство создано людьми на основе добровольного объединения для всеобщего блага. Два ключевых момента здесь: «людьми» и «добровольно».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. До возникновения государства люди находились в естественном состоянии.
  2. Государство возникает в результате заключения общественного договора.

С этими постулатами согласны все ученые. Однако между ними есть разногласия насчет естественного состояния:

  1. Первое мнение: естественное состояние — это «война всех против всех». У каждого — своя правда, именно поэтому человек волен делать все, то заблагорассудится. Чтобы ограничить свободу, люди договорились жить по общему правилу. В результате они заключают общественный договор. Данной точки зрения придерживались Томас Гоббс, Мо-Цзи, Монтескье.
  2. Противоположной позиции придерживался Жан-Жак Руссо. Он говорил, что естественное состояние — это мир и согласие. Период существования людей до государства — «золотой век человечества». С появлением же частной собственности возникает неравенство, следовательно: противоречия, борьба, «война всех против всех». Руссо идет дальше в своих заключениях: богатые договорились с бедными «давайте жить по общим правилам», но в итоге их обманули — хорошо стали жить только богатые.

Этот «договор» носил не письменный характер и не был заключен юридически, а устанавливался в устной форме.

Истоки теории нашли отражение в ныне действующих документах. Ярким примером является Декларация независимости США, принятая в 1776 г.

Сторонники данной теории приводят в пример Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они правили Новгородским государством. Противники же утверждают, что тогда произошла смена власти, так как государство уже существовало.

Под естественным состоянием понимается состояние, при котором отсутствует установленная политическая власть. По сути, это состояние полной свободы.

Политические теоретики использовали его для лучшего понимания человеческой природы и, как правило, для обоснования рациональности того или иного типа правления.

Сторонники утверждают, что естественное состояние позволяет понять врожденные склонности и наклонности человека. Поскольку поведение индивида не принуждается политической властью, оно будет отражать естественное поведение людей.

Теоретики общественного договора обычно рассуждают о том, какой была бы жизнь в естественном состоянии. Основываясь на своем понимании человеческой природы, они утверждают, что в естественном состоянии люди сталкиваются с определенными угрозами своему благополучию. Следовательно, рациональные люди должны согласиться признать власть государства в обмен на защиту от этих угроз.

Степень власти государства и гарантии, которые оно обязано обеспечить, зависят от взгляда теоретика на природу человека. Как правило, оптимистичный взгляд на человеческую природу приводит к поддержке государства с ограниченными полномочиями, в то время как более пессимистичный взгляд ассоциируется с более могущественным государством.

Природное состояние — это вполне современный подход к изучению природы человека и обоснованию обязанностей государства. В нем воплощены три основных принципа либеральной политической теории: приоритет личности, равенство и свобода личности.

  1. Во-первых, асоциальное состояние природы предполагает, что человека в конечном итоге следует понимать как абстрактную личность.
  2. Во-вторых, люди в состоянии природы считаются морально равными, ни один человек не имеет права доминировать над другим.
  3. В-третьих, люди изображаются как автономные, самоопределяющиеся существа, что подчеркивает свободу как естественное человеческое качество. Такое изображение состояния человека полностью противоречит классическому взгляду, предполагающему, что человека нельзя понять вне общества, в котором он живет.

Основоположники естественно-правовой теории происхождения государства

Рассмотрим происхождение и развитие естественно-правовой теории от античных времен до современности.

Ранняя история

Мифические рассказы о досоциальном и/или дополитическом Золотом веке широко представлены в классической литературе. Известные варианты встречаются в «Трудах и днях» Гесиода и в «Государственном деятеле» Платона. В «Протагоре» Платона заглавный герой описывает изначальное состояние человека как изолированное и опасное от диких зверей и стихий. Божественное вмешательство обеспечило огонь и ремесла, позволившие людям защищаться, а также моральные качества справедливости и уважения, позволившие им жить вместе в мире.

Примерно такой же рассказ был представлен Цицероном. Один из вариантов этих тем заключается в том, что изначально люди жили в состоянии мира и изобилия, пока какое-то событие не породило конфликт, в результате которого возникла необходимость в государстве. Стоик Посидоний объяснял падение человечества возникновением собственности, а согласно Овидию, изменения произошли, когда люди начали есть мясо.

Связь между первоначальным состоянием и происхождением справедливости представлена во второй книге «Республики» Платона. Представитель Платона, Глаукон, утверждает, что справедливость возникла в результате общего компромисса: люди согласились не использовать других в своих интересах в обмен на то, что их самих не будут использовать в своих интересах.

Классические аргументы хорошо сочетались с иудео-христианскими рассказами об Эдемском саде и последующем грехопадении, чтобы поддержать важное средневековое представление о том, что государство возникло как средство от греха.

Но другие теоретики, под влиянием Аристотеля, выступали против традиций естественного состояния и договора, утверждая, что человек по природе своей является политическим животным, и поэтому не могло быть изначального досоциального (или дополитического) состояния. Св. Фома Аквинский и последующие схоластические теоретики утверждали, что даже в Эдемском саду власть была необходима для координации деятельности людей для достижения общего блага.

Гоббс, Локк и Руссо

В период позднего средневековья и раннего нового времени утверждения, согласно которым политическая власть проистекает из дополитического, естественного состояния, обычно поддерживали ограничения на политическую власть.

Новшеством Гоббса было использование аргумента договора для установления абсолютного правительства. Он добился этого, изобразив естественное состояние в ужасающих терминах, как войну всех против всех, в которой жизнь «одинока, бедна, мерзка, жестока и коротка». Гоббс утверждал, что для того, чтобы избежать таких ужасов, люди должны согласиться на абсолютную политическую власть, а только абсолютная власть может предотвратить состояние природы.

Хотя Гоббс использовал устройство естественного состояния в основном в аналитических целях, он также верил в его историческую точность. В качестве доказательств он приводил защитное поведение людей в обществе, «диких людей» в Америке, которые, по его мнению, живут «жестоким образом», и то, как государства противостоят друг другу на международной арене, «в состоянии и позе гладиаторов», с их «крепостями, гарнизонами и пушками», направленными друг на друга.

В состоянии природы, описанном Локком во «Втором трактате о правлении», люди живут по законам природы, которые, в отсутствие правительства, они обеспечивают сами. Люди также устанавливают права собственности, используют деньги и имеют нечто вроде развитой экономики. Но конфликты возникают потому, что люди преследуют собственные интересы и поэтому не беспристрастны в своих спорах.

Признавая необходимость беспристрастного арбитра, локковские индивиды покидают состояние природы, в два этапа формируя сначала общину, а затем правительство. Когда правительство нарушает соглашение, в соответствии с которым оно было создано, люди возвращаются к дополитическому, но не дообщественному состоянию. Природное состояние возвращается только при полном разрушении общества, в результате иностранного вторжения или подобных катастроф.

В своем «Рассуждении о происхождении неравенства» Руссо критиковал других теоретиков за приписывание естественному человеку качеств, которые они находили в своих собственных обществах. Под влиянием антропологических и зоологических открытий Руссо изобразил естественного человека мало чем отличающимся от обезьяны: одиноким, без языка, с ограниченной способностью рассуждать.

Но поскольку его чисто физические потребности удовлетворяются относительно легко, он доволен и, прежде всего, морально невинен. Человек становится развращенным только в процессе постепенного перехода в общество, и Руссо изобразил договор, на основе которого возникает правительство, как ловкое мошенничество, совершаемое богатыми по отношению к бедным.

Политическая теория Руссо стремилась восстановить как можно больше первозданной природной чистоты с помощью нового договора, описанного в «Общественном договоре».

Современное развитие

К концу XVIII века общественный договор подвергся широкой критике на исторических основаниях. Идея была предана забвению, а вместе с ней и естественное состояние. Теория договора была возрождена Джоном Ролзом в книге «Теория справедливости» (1971), хотя Ролз использовал принцип договора для обоснования моральных принципов, а не формы правления.

Принципы справедливости Ролза — это те принципы, которые были бы согласованы в соответствующих справедливых условиях. Состояние природы вновь появляется в его теории как «исходное положение». Его сущность заключается в том, чтобы люди не могли выбрать принципы, выгодные для себя, их помещают за «завесу невежества» и лишают знания об их личных качествах, например, возрасте, религии, расе и богатстве.

Два принципа, выбранные в этих условиях, в высшей степени эгалитарны, гарантируют равную свободу и то, что экономическое неравенство идет на пользу наименее обеспеченным членам общества. По Ролзу, естественное состояние (исходная позиция) теряет всякое историческое притворство. Это просто аналитическое устройство, помогающее определить соответствующие моральные принципы.

Другие теоретики используют договорные механизмы для обоснования моральных принципов, а не правительства. В книге Дэвида Готье «Мораль по соглашению» соответствующие принципы — это те, которые были бы согласованы сторонами, руководствующимися собственными интересами.

«Исходная позиция переговоров» Готье отличается от исходной позиции Ролза тем, что стороны обладают полным знанием своих обстоятельств и интересов. Согласованные принципы представляют собой наименьшую возможную уступку сторон требованиям других, «максимальную относительную уступку».


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: