Какое место занимает конституционный суд украины в судебной системе украины

Обновлено: 27.04.2024

Характеристика судебной системы Украины. Основные формы судопроизводства. Местные суды как основное звено системы судов общей юрисдикции. Апелляционные суды по рассмотрению гражданских, криминальных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.12.2012
Размер файла 17,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Судебная система Украины

1. Общая характеристика судебной системы Украины

Вообще, можно выделить пять основных форм судопроизводства:

1) Конституционное - порядок принятия решений и объявление выводов в делах относительно конституционности законов и других правовых актов; соответствия Конституции Украины международных договоров; соблюдения конституционной процедуры отстранения Президента Украины со своего поста в порядке импичмента; официального толкования Конституции и законов Украины. Осуществляется Конституционным Судом Украины в соответствии с Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 года.

2) Уголовное - порядок возбуждения, расследования, и рассмотрения уголовных дел. Осуществляется общими судами согласно Уголовно-процессуальному кодекса Украины 1960 года.

3) Гражданское - порядок судебного разрешения гражданских, семейных, трудовых, жилищных дел и дел отдельного производства. Осуществляется общими судами согласно Гражданского кодекса Украины 2004 года.

4) Хозяйственное - порядок судебного разрешения дел в спорах, возникающих при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, а также в спорах о признании недействительными актов и дел о банкротстве, дел и заявлений Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам отнесенных законодательством к их компетенции. Осуществляется хозяйственными судами согласно Хозяйственного процессуального кодекса Украины 1991 года.

5) Административное - порядок решения дел в спорах, одной из сторон которых является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо либо другой субъект осуществляющий властные управленческие функции. Эта форма судопроизводства находится в стадии становления и осуществляется административными судами согласно Кодекса административного судопроизводства 2005 года.

Указанные формы судопроизводства в Украине можно поделить на публичные (конституционные и уголовные), движущей силой которого служит обязанность компетентных государственных органов возбудить производство в интересах общества; и частные (гражданское, хозяйственное, административное), в основе которых лежит диспозитивная воля личности, которая выступает на защиту собственного, личного интереса.

Судебная система Украины состоит из совокупности всех судов государства, которые осуществляют судебную власть, а также работа, которых основана на единых принципах организации и деятельности.

Судебную власть представляют независимые суды, которые от имени государства, в порядке, предусмотренном законом, осуществляют правосудие. Они наделены властными полномочиями, заданием которых является обеспечение гарантированных Конституцией Украины и законами Украины прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

Судебную систему образуют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины, которая является единственным органом конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции создают единственную систему судов, которая состоит из общих и специализированных судов.

В соответствии со ст. 125 Конституцией Украины и ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» к системе судов общей юрисдикции принадлежат:

- высшие специализированные суды;

Судебная система общих судов состоит из следующих уровней:

1) местные суды района, района в городе, горрайонные и городские;

2) апелляционные суды;

3) высшие специализированные суды;

4) Верховный Суд Украины.

Хозяйственные и административные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.

Система хозяйственных судов состоит из четырех уровней:

- местные хозяйственные суды;

- апелляционные хозяйственные суды;

- Высший хозяйственный суд;

- Верховный Суд Украины.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства в Украине с 1 сентября 2005 года действует следующая система административных судов:

- местные административные суды;

- апелляционные административные суды;

- Высший административный суд Украины;

- Верховный суд Украины.

Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины в соответствии с Законом «О судоустройстве Украины» по представлению Министра юстиции и согласованию с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специализированного суда. Основанием для создания или ликвидации суда является изменение административно-территориального устройства страны.

Все суды являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Украины и своим названием.

2. Местные суды

Местные суды являются основным звеном (уровнем) системы судов общей юрисдикции. Это обусловлено, в первую очередь с тем, что суды именно этого уровня рассматривают все уголовные, гражданские, хозяйственные и административные дела, а также дела об административных нарушениях, за исключением тех, которые законодательством отнесенные к компетенции других судов.

Основы его организации и деятельности закреплены в Конституции, законе Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Местные общие суды образуют в районе, городе, районах города, а также на территории района и города - горрайонные суды. В названии местного суда используют название населенного пункта, в котором он находится.

Местные общие суды рассматривают уголовные, гражданские дела, административные дела, а также дела об административных нарушениях. Они имеют полномочия относительно судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод лиц при досудебном расследовании уголовных дел (законность и обоснованность задержания, избрания меры пресечения, проведения обыска и тому подобное). Местные суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают все гражданские дела. К ним принадлежат дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, которые возникают из гражданских, земельных, семейных, жилищных, трудовых отношений, а также других правоотношений кроме случаев, когда рассмотрение дел осуществляется по правилам другого судопроизводства.

Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды АР Крым, областей, городов Киев и Севастополь.

Хозяйственным судам подведомственные дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, расторжении хозяйственных договоров и других оснований, дела о банкротстве и делах по заявлениями органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенной к их компетенции, а также другие споры в случаях, предусмотренных ХПК Украины.

В местных хозяйственных судах внедрена более детальная специализация относительно распределения дел. Реализуется она путем образования специализированных коллегий по решению хозяйственных споров. Образуют такую коллегию в составе от трех до семи судей, один из которых назначается председательствующим. Специализация коллегии может быть, например, по таким категориями дел:

- при участии органов государственной налоговой службы, контрольно-ревизионной службы и органов контроля;

- при участии предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водо-, тепло-, энергоснабжения;

- при участии органов государственной власти и местного самоуправления;

- о банкротстве и тому подобное.

Местными административными судами являются окружные суды, которые создаются в округах в соответствие с Указом Президента Украины.

Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон есть орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти АР Крым, их должностное или служебное лицо (кроме дел по поводу их решений, действий или бездеятельности в делах об административных проступках). Они рассматривают также дела относительно обжалования действий или бездеятельности должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти, если истец изберет именно этот, а не местный общий суд для решения своего дела.

В состав местного суда входят: судьи местного суда, председатель и заместители председателя суда. В местном суде, в котором количество судей превышает 15, может быть назначено больше одного заместителя председателя суда.

По своим полномочиям местные суды принадлежат к судам первой инстанции и рассматривают дела, отнесенные законодательством к их подсудности.

3. Апелляционные суды

судебный местный апелляционный юрисдикция

Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, криминальных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд АР Крым.

Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дело являются соответственно апелляционные хозяйственные и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

В состав апелляционного суда входят судьи, которые имеют стаж работы на должности судье не менее 5 лет, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители.

В составе апелляционного суда могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который назначается из числа судей этого суда. Решение об образовании судебной палаты, ее составе, а также назначение секретаря судебной палаты принимаются собраниями судей апелляционного суда. Секретарь судебной палаты организует работу соответствующей палаты, контролирует осуществление анализа и обобщение судебной практики по делам, отнесенных к компетенции палаты, информирует собрания судей апелляционного суда о деятельности судебной палаты.

Количество судебных палат зависит от вида апелляционного суда. В частности, в апелляционных судах областей функционируют традиционно две палаты: судебная палата по уголовным делам и судебная палата по гражданским делам. В апелляционном хозяйственном суде могут образовываться палаты по рассмотрению отдельных категорий дел.

Так, например, в Харьковском апелляционном хозяйственном суде, образовано три судебных палаты по рассмотрению отдельных категорий дел:

- в спорах при участии налоговых и других контролирующих органах;

- по делам о банкротстве;

- в спорах, связанных с заключением, изменением, выполнением договоров.

Апелляционные суды - это суды второго звена судебной системы судов общей юрисдикции. Они имеют одинаковую компетенцию и равные права относительно рассмотрения криминальных, гражданских, хозяйственных, и административных дел, а также дел об административных правонарушениях. Эти суды являются судами высшего уровня для местных судов.

Апелляция может быть подана на приговоры, решения, постановления судов, которые не набрали законной силы, в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. В результате рассмотрения дела апелляционные суды могут, при наличии оснований предусмотренных в процессуальном законодательстве, изменить судебное решение, постановить новое судебное решение или оставить судебное решение без изменений.

Кроме апелляционной проверки законности и обоснованности судебного решения местных судов, апелляционные общие суды рассматривают другие вопросы, которые отнесены к его компетенции:

- в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой инстанции;

- анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

- оказывает местным судам методическую помощь в применении законодательства;

- осуществляет другие полномочия предусмотренные законом.

4. Высшие специализированы суды

Высшими специализированными судами является:

- Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и криминальных дел;

- Высший хозяйственный суд Украины;

- Высший административный суд Украины.

В состав высшего специализированного суда входят судьи, избранные на должность судьи бессрочно, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители.

В высшем специализированном суде образуются палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который назначается из числа судей этого суда. Решение об образовании судебной палаты, ее составе, а также назначения секретаря судебной палаты принимаются собраниями судей высшего специализированного суда по предложению председателя суда.

В этих судах действует Пленум высшего специализированного суда. Он является коллективным органом. В его состав входят все судьи высшего специализированного суда. Пленум служит для решения вопросов связанных с обеспечением единства судебной практики по делам соответствующей судебной юрисдикции, и других общих вопросов.

Высший специализированный суд:

- рассматривает в кассационном порядке дела соответствующей юрисдикции в соответствии с процессуальным законом;

- в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела как суд первой или апелляционной инстанции;

- анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

- оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения законодательства в судебной практике и тому подобное.

Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. Это обязывает суды принимать решение даже в случае отсутствия соответствующей нормы права, применяя при этом собственное усмотрение, аналогию, общие принципы права и тому подобное. В случае отсутствия соответствующей нормы права суд должен действовать по собственной инициативе на основании конституционных норм.

5. Верховный суд Украины

Верховный суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции.

В состав Верховного Суда Украины входят двадцать судей - по пять судей от каждой специализированной юрисдикции (гражданской, криминальной, хозяйственной, административной), из числа которых избирается Председатель Верховного Суда и его заместитель.

Судьей Верховного Суда может быть лицо, которое имеет стаж работы на должности судьи не менее 15 лет или судья Конституционного Суда Украины.

В Верховном Суде действует Пленум Верховного Суда, которой является коллегиальным органом и состоит из всех судей этого суда.

Пленум Верховного Суда Украины:

1) избирает на должности и освобождает из должностей Председателя Верховного Суда Украины, его заместителя в порядке, установленном Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей»;

2) назначает на должность из числа судей Верховного Суда Украины по предоставлению Председателя Верховного Суда Украины и освобождает от должности секретаря Пленума Верховного Суда Украины;

3) заслушивает информацию Председателя Верховного Суда Украины, заместителя Председателя Верховного Суда Украины об их деятельности;

4) предоставляет выводы относительно проектов законодательных актов, которые касаются судебной системы и деятельности Верховного Суда Украины;

5) принимает решение об обращении к Конституционному Суду Украины по вопросам конституционности законов и других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины;

6) предоставляет вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

7) утверждает Регламент Пленума Верховного Суда Украины.

Верховный Суд Украины имеет следующие полномочия:

1) пересматривает дела из оснований неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом;

2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;

3) предоставляет вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

4) обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины.

Подобные документы

Суды общей юрисдикции: система и задачи. Состав, структура и полномочия Верховного суда Российской Федерации. Суды среднего звена. Рассмотрение гражданских дел мировыми судьями. Военные суды в судебной системе. Система федеральных судов общей юрисдикции.

контрольная работа [36,1 K], добавлен 20.01.2015

Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов. Судебная система РФ. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд округа. Мировые судьи.

курсовая работа [31,1 K], добавлен 11.02.2003

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Их место в судебной системе. Состав, структура, компетенция, порядок формирования аппарата суда, судебной коллегии.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 18.11.2009

Суды общей юрисдикции. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия. Верховный суд РФ. Районный суд. Мировой судья. Военные суды. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Конституционный суд РФ.

курсовая работа [58,5 K], добавлен 07.11.2003

Основные принципы российского судопроизводства. Краткая характеристика, основополагающие цели, функции, задачи деятельности основных структурных подразделений судебной системы России: конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Все государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины. Специальным органом обеспечения конституционной законности в Украине является Конституционный Суд Украины.

Порядок формирования, функционирования и компетенция определяются разделом ХІІ (ст.ст. 147-153) Конституции Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины от 16 октября 1996 г.

Конституционный Суд Украины занимает особенное самостоятельное положение в системе судов Украины, является специальным органом обеспечения конституционной законности.

Конституционный Суд Украины – единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматривает конкретных уголовных или гражданских дел, не является апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Формирование состава Конституционного Суда также отличается от формирования иных судебных органов. Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конституционного Суда (ст. 148 КУ). Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей КСУ.

Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционного Суда судьи Конституционного Суда из своегосостава путем тайного голосования избирают Председателя Конституционного Суда (только на один трехгодичный срок).

Судьёй Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, достигший 40-ка лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее 10 лет, проживающий в Украине в течение последних 20 лет и владеющий государственным языком.

Специфика Конституционного Суда Украины, так заметно отличающая его от судов общей юрисдикции, отчётливо выражается в егополномочиях.

Полномочия Конституционного Суда Украины:

1) Конституционный Суд Украины принимает решения и даёт заключения по делам относительно решения вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности): законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Украины; актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины;

3) дача заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для ратификации, согласия наих обязательность;

4) дача заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:

1) по вопросу о конституционности нормативно-правовых актов – Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (Омбудсмен); Верховная Рада Автономной Республики Крым;

2) по вопросам соответствия Конституции Украины международных договоров – Президент и Кабинет Министров Украины;

3) по вопросу о конституционности процедуры импичмента – Верховная Рада Украины;

4) по вопросу об официальном толковании Конституции и законов Украины – неограниченный круг субъектов, в том числе граждане Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства.

Конституция Украины и Закон «О конституционном Суде Украины» закрепляют положения о юридической силе решений этого органа. Решения и заключения Конституционного суда Украины обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы. Несоблюдение решений и заключений Конституционного Суда Украины влекут ответственность согласно закону.

Законы, иные правовые акты или их отдельные положения, если они не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу, теряют юридическую силу со дня постановления Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке.

Судебная власть в Украине— разновидность и полно­правная ветвь государственной власти. В частности, судеб­ные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

Судебная власть реализуется путем осуществления пра­восудия в форме гражданского, хозяйственного, админи­стративного, уголовного, а также конституционного судо­производства.

Правосудие — это особый вид государственной деятель­ности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

Правосудие, в отличие от деятельности органов испол­нительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган исполнительной власти — имеет право за­конодательной инициативы. Правосудие же в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж­ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от

друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчи­няются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в опре­деленных законом случаях, народные заседатели и при­сяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства про­фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кро­ме судей Конституционного Суда Украины и судей, назна­чаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалифи­кационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти огра­ничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не вправе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэто­му контроль здесь носит внутренний характер и осущест­вляется в виде апелляционного и кассационного рассмотре­ния дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важнейший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.

8.2.Конституционные принципы правосудия

Принципыправосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия, Они закреплены Консти­туцией Украины:

1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руководству­ются только законом;

2)равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда должно быть свободно от какой-либо дискриминации;

3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип осно­
ван на презумпции невиновности подсудимого. Не он дол­
жен доказывать свою невиновность, а суд обязан предста­
вить неоспоримые доказательства его виновности;

4) состязательность сторон и свобода в предоставлении
ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом
их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или
истец (в гражданском процессе), с одной стороны, обвиня­
емый или ответчик — с другой стороны имеют равные про­
цессуальные возможности. В частности, они могут делать
заявления, предъявлять доказательства, требовать вызова
свидетелей и т.д.;

5) поддержание государственного обвинения в суде
прокурором. Обвинение — задача государства, а не потер­
певшего. Прокурор, действуя от имени государства, дока­
зывает необходимость применения к подсудимому уголов­
ного закона;

6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

7) гласность судебного процесса и его полная фиксация
техническими средствами. Суть данного принципа состоит
в том, что судебное заседание (за исключением особо огово­
ренных законом случаев) является открытым для публи­
ки;

8) обеспечение апелляционного и кассационного обжа­
лования
решения суда, кроме случаев, установленных за­
коном. Данное право предоставлено любому участнику
судебного процесса с целью исключения судебной ошибки
и принятия единственно верного решения;

9) обязательность решений суда. Решение суда, всту­
пившее в законную силу, подлежит обязательному испол­
нению, как и решение любого другого органа государствен­
ной власти.

В судах отдельных судебных юрисдикции законом могут быть установлены также иные принципы судопроизвод­ства.

8.3. Система судебных органов Украины: понятие, структура

Судебная система Украины— совокупность всех взаимо­действующих между собой судебных учреждений Украины.

Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Суд— орган государственной власти, который рассма­тривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­
ны;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмо­тренных Конституцией и законами Украины, не допуска­ется.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юсти­ции Украины, согласованному с Председателем Верховно­го Суда Украины и председателями высших специализиро­ванных судов.

8.4. Порядок формированиясудейского корпуса

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьии, в определенных законом случаях, народные за­седатели и присяжные.

Законодательством установлен определенный порядок формирования профессионального судейского корпуса.

Кандидата на должность судьи рекомендует квалифика­ционная комиссия судей. К кандидатам на должность про­фессионального судьи предъявляются такие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для


судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области
права. Для судей местных и апелляционных судов — не
менее 3 лет; для судей высших специализированных судов
— не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на должности
судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10
лет;

4) проживание в Украине в течение определенного сро­
ка. Для судей Конституционного Суда — в течение послед­
них 20 лет; для всех других — не менее 10 лет;

5) владение государственным языком;

6) сдача квалификационного экзамена. Это условие не
распространяется на лиц, которые имеют соответствующий
стаж работы на должности судьи.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Каж­дый, кто отвечает указанным требованиям к кандидату в судьи, имеет право обратиться к соответствующей квали­фикационной комиссии судей с заявлением о рекомендации его для назначения или избрания профессиональным су­дьей.

Квалификационная комиссия судей проводит квалифи­кационный экзамен и, с учетом его результатов, дает вывод о рекомендации на должность судьи.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессроч­но.

Впервые назначенный профессиональный судья в тор­жественной обстановке принимает присягу.

Конституция Украины содержит самостоятельные разделы, посвященные правосудию (ХVII), прокуратуре (VII) и Конституционному суду (ХII), которые отличаются достаточно детальной регламентацией вопросов судоустройства и прокурорского надзора. К собственно конституционным основам судебной власти отнесено ряд универсальных демократических начал. Первое из них – осуществление правосудия в Украине только судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации.

Судебную систему общей юрисдикции образуют Верховный Суд Украины, Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межрайонные (окружные) и районные (городские) суды.

В систему общих судов входят военные суды.

К специализированным судам относятся Высший арбитражный Суд Украины, арбитражный суд Республики Крым, арбитражные областные, Киевский и Севастопольский арбитражные суды.

Предполагается создание местных, апелляционных, специализированных и иных судов, что должно найти отражение в новом законе о судоустройстве Украины.

Конституционный суд Украины, состоящий из восемнадцати судей, формируют три ветви власти: Президент Украины, Верховная Рада, Съезд судей Украины.

На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины, не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком (ст. 127 Конституции). В соответствии с Конституцией (ст. 131) создан и действует Высший совет юстиции. К его ведению относится внесение представлений о назначении судей на должность или об освобождении их от должности, принятие решений по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости (невозможности принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать какое бы то ни было участие в политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой). Высший совет юстиции осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного суда Украины и судей высших специализированных судов и рассматривает жалобы н решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

Высший совет юстиции построен следующим образом: Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных и научных учреждений назначают в указанный совет по три члена, а Всеукраинская конференция работников прокуратуры – двух членов Высшего совета юстиции. В последний входят также по должности Председатель Верховного суда Украины, Министр юстиции и Генеральный прокурор Украины.

Конституция Украины 1996 г., возложившая на прокуратуру функции:

1) поддержания государственного обвинения;

2) представительства интересов граждан или государства в суде, в случаях, определенных законом;

3) надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, также применение иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

38. Юстиция зарубежных стран. Юстиция США

Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся разнообразием.Федеральные суды в США действуют на основе акта Конгресса 1789 г., изданного на основе Конституции США 1787 г., а штаты имеют свои законы о судоустройстве. В настоящее время в США законодательство о судебной организации включено в Свод законов США: раздел 28 «Судоустройство и судебный процесс».

Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

1. Районные федеральные суды, размещенные по судебным округам. Их 94. Состоят из 1-18 профессиональных постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их подсудности дела по первой инстанции единолично и с участием 12 присяжных заседателей. (В основном гражданские дела по искам, предъявляемым от имени правительства США, между гражданами разных штатов, иностранцами; споры о несостоятельности, об авторском и патентном праве, все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; уголовные дела о преступлениях, караемых федеральным законом). Районные федеральные суды выдают также запрещающие приказы по ходатайству Генерал-атторнея, касающиеся забастовок, а в случае нарушения запрета налагают высокие штрафы на профсоюзы и лидеров профсоюзного движения. В их компетенцию входит и осуществление конституционного контроля при рассмотрении конкретных дел.

2. Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. Число судей от 10 до 15. Апелляционные жалобы на решения районных судов рассматривают в составе трех судей; по спорным делам в принятии решения принимает участие весь состав суда.

3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (штат Колумбия). Действует в качестве суда первой инстанции по делам особой важности (не более 1-2-х дел в год). Наделен исключительным правом рассмотрения споров, в которых субъектами выступают штаты или официальные представители иностранных государств.

Верховный Суд США – высшая апелляционная инстанция в стране, как для федеральных, так и судов штатов, но практически заслушивает сравнительно небольшой процент поступающих жалоб

К федеральным судам также относятся: Таможенный суд и Апелляционный таможенный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкротстве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые другие.

В 1978 г. в США появилась должность независимого прокурора как блюстителя правовой порядочности власти. Он назначается Генерал-атторнеем и расследует дела в отношении высших должностных лиц, включая президента, при наличии компрометирующих сведений.

Органы предварительного расследования отличаются полной децентрализацией: параллельно действующие структуры, независимые друг от друга. Так, на федеральном уровне расследованием соответствующих категорий дел занимаются:

Власть в Украине функционирует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует на основании и в пределах, определенных Конституцией и законами Украины. Каковы задачи судебной власти, как она функционирует и какую имеет структуру? – расскажет Prostopravo

Prostobank News - новини економіки України та краху росії у нашому телеграм каналі. Підписуйтесь!

Краткое содержание и ссылки по теме

Основной задачей органов судебной власти является осуществление правосудия. Более того, правосудие является исключительной прерогативой судов.

Согласно статье 124 Конституции, правосудие в Украине осуществляют исключительно суды. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

То есть ни один другой государственный орган, как бы ему этого ни хотелось, или не требовали или диктовали обстоятельства, или «политическая», «революционная необходимость» не может брать на себя функции осуществления правосудия. Такое правило действует во всех демократических государствах.

Что касается непосредственного участия народа в осуществлении правосудия, то он его реализует через суд присяжных. Подробно о суде присяжных в Украине читайте здесь.

Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и на любое уголовное обвинение.

Это значит, что там, где есть спор о праве – Вам безусловно в суд; если кого обвиняют в совершении уголовного правонарушения – только суд может признать его виновным. Суды в случаях, предусмотренных законом, рассматривают и другие дела. К примеру, дела отдельного производства об установлении фактов в гражданском судопроизводстве.

В то же время закон может устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Иногда действительно следует попытаться разрешить спор между его сторонами, а в суд обращаться уже как в последнюю инстанцию. Тем более что загруженность украинских судов в наше время является одной из краеугольных проблем правосудия. Это влияет и на эффективность и оперативность рассмотрения дел.

Система судов в Украине

Украинские суды создают единую систему. Не допускается создание чрезвычайных или специальных судов.

Система судов определяется Законом Украины «О судоустройстве и статусе судов».

Высшим судом в системе судоустройства Украины Верховный Суд. Возможно, кто-то ошибочно относит к системе судоустройства Конституционный Суд Украины, однако это орган, выполняющий совершенно иную функцию, не правосудие, поэтому заслуживает отдельного внимания в других публикациях.

В целом система судов в Украине выглядит следующим образом:

Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды. Таким судом является Высший антикоррупционный суд и Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности.

Что касается специализации судов, они делятся на:

  • суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях);
  • хозяйственные суды (рассматривают хозяйственные дела);
  • административные суды (рассматривают дела административной юрисдикции).

Местный суд является судом первой инстанции. В большинстве случаев именно в местный суд Вы будете подавать иск или заявление.

Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах, районах в городах или в отдельном городе.

Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды.

Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.

Апелляционные суды действуют, как правило, как суды апелляционной инстанции, но в некоторых случаях, прямо определенных процессуальным законом, – как суды первой инстанции, по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способах, определенных процессуальным законом.

Верховный Суд не только осуществляет правосудие как суд высшей инстанции, он, в частности:

  1. осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, – как суд первой или апелляционной инстанции, в порядке, установленном процессуальным законом;
  2. осуществляет анализ судебной статистики, обобщения судебной практики;
  3. предоставляет выводы о проектах законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, исполнения судебных решений и других вопросов, связанных с функционированием системы судоустройства;
  4. дает вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о несостоятельности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;
  5. обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также по официальному толкованию Конституции Украины;
  6. обеспечивает единообразное применение норм права судами разных специализаций в порядке и способах, определенных процессуальным законом;
  7. обеспечивает апелляционные и местные суды методически ю информацией по вопросам правоприменения;
  8. осуществляет другие функции, определенные законом.

В составе Верховного Суда действуют:

  1. Большая Палата Верховного Суда;
  2. Кассационный административный суд;
  3. Кассационный хозяйственный суд;
  4. Кассационный уголовный суд;
  5. Кассационный гражданский суд.

Общие положения осуществления правосудия в Украине

1. Независимость судов.

Осуществляя правосудие, суды должны быть независимы от любого незаконного воздействия. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью дискредитации суда или влияния на беспристрастность суда, призывы к неисполнению судебного решения запрещаются и влекут ответственность, установленную законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица должны воздерживаться от заявлений и действий, которые могут подорвать независимость судебной власти.

2. Право на справедливый суд

Каждому гарантируется защита его прав, свобод и интересов в разумные сроки независимым, беспристрастным и справедливым судом, созданным законом. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту на Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

3. Право на полномочный суд

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к юрисдикции которого оно отнесено процессуальным законом. Судья рассматривает дела, полученные в соответствии с порядком распределения судебных дел, установленным в соответствии с законом. На распределение судебных дел между судьями не может влиять желание судьи или других лиц.

4. Равенство перед законом и судом

Правосудие в Украине осуществляется на основе равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых и других признаков.

5. Профессиональная юридическая помощь при реализации права на справедливый суд

Каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь. В случаях, определенных законом, государство обеспечивает предоставление профессиональной юридической помощи безвозмездно.

6. Гласность и открытость судебного процесса

Судовые решения, судебные заседания и информация по делам, которые рассматриваются судом, открыты, кроме случаев, установленных законом. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Любое лицо имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом.

Информация о суде, который рассматривает дело, стороны спора и предмет иска, дата поступления искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного решения, стадии рассмотрения дела, место, дата и время судебного заседания, движение дела из одного суда в другой является открытой и должна быть безотлагательно обнародована на официальном веб-портале судебной власти Украины, кроме случаев, установленных законом.

Рассмотрение дел в судах происходит открыто, за исключением случаев, установленных законом. В открытом судебном заседании вправе присутствовать любые лица. Лица, присутствующие в зале судебного заседания, представители средств массовой информации могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видео и аудиозапись с использованием портативных видео и аудиотехнических средств без получения отдельного разрешения суда, но с учетом ограничений, установленных законом. Трансляция судебного заседания производится с разрешения суда. Если все участники дела принимают участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, осуществляется транслирование хода судебного заседания в сети Интернет в обязательном порядке.

Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда исключительно в случаях, определенных законом.

7. Осуществление правосудия на государственном языке

Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.

8. Обязательность судебных решений

Судебное решение, которым завершается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины.

Судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и должностными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины.

Неисполнение судебных решений влечет юридическую ответственность, установленную законом.

Выводы по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, обязательны для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.

Выводы о применении норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, учитываются другими судами при применении таких норм права.

9. Право на пересмотр дела и обжалование судебного решения

Участники дела, которое является предметом судебного рассмотрения и другие лица имеют право на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях - на кассационное обжалование судебного решения.

Статус судьи

Для того чтобы осуществлять правосудие объективно и беспристрастно, судья должен быть независимым от любого незаконного воздействия, давления или вмешательства.

Судья осуществляет правосудие на основе Конституции и законов Украины, руководствуясь при этом принципом верховенства права. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечет ответственность, установленную законом.

Судья неприкосновенен. Без согласия Высшего совета правосудие судья не может быть задержан или содержатся под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора суда, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, участвовать в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

На должность судьи может быть назначен гражданин Украины, не младший тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добродетельный и владеющий государственным языком.

Судьей апелляционного суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в апелляционном суде, а также отвечающее одному из следующих требований:

  1. имеет стаж работы в должности судьи не менее пяти лет;
  2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее семи лет;
  3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее семи лет;
  4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее семи лет.

Судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, а также отвечает одному из следующих требований:

  1. имеет стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
  2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее десяти лет;
  3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее десяти лет;
  4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее десяти лет.

Назначение на должность судьи осуществляется Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия.

Ответственность судей

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:

Отмена или изменение судебного решения не влечет дисциплинарную ответственность судьи, участвовавшего в его принятии, кроме случаев, когда отмененное или измененное решение принято в результате умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.

Дисциплинарное производство по судье осуществляют дисциплинарные палаты Высшего совета правосудия.

К судьям может применяться дисциплинарное взыскание в виде:

  1. предупреждение;
  2. выговоры – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение одного месяца;
  3. строгого выговора – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение трех месяцев;
  4. представление о временном (от одного до шести месяцев) отстранении от осуществления правосудия - с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи и обязательным направлением судьи в Национальную школу судей Украины для прохождения курса повышения квалификации, определенного органом, осуществляющим дисциплинарное производство в отношении судей и последующей квалификационной оценкой для подтверждения способности судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде;
  5. представление о переводе судьи в суд низшего уровня;
  6. представление об увольнении судьи с должности.

Основаниями для увольнения судьи являются:

  1. неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;
  2. нарушение судьей требований по несовместимости;
  3. совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности;
  4. подача заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;
  5. несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;
  6. нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

Решение об увольнении судьи с должности принимает Высший совет правосудия в порядке, установленном Законом Украины "О Высшем совете правосудия".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: