В целях размещения своего адвокатского кабинета адвокат вправе использовать жилые помещения

Обновлено: 24.04.2024

Настоящие стандарты разработаны в развитие норм ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Кодекса профессиональной этики адвоката и в целях обеспечения оказания высококвалифицированной юридической помощи доверителям в условиях, обеспечивающих адвокатскую тайну, и соответствующих высоким требованиям, установленным для адвокатской деятельности и предъявляемым к лицам, имеющим статус адвоката. Настоящие стандарты распространяются на все адвокатские образования (адвокатские бюро, коллегии адвокатов, адвокатские кабинеты, юридические консультации), на их филиалы.

Под офисом, применительно к нормам настоящего стандарта понимается:

а) помещение, где размещается адвокатское образование;

б) помещение, где размещается филиал адвокатского образования;

в) помещение, где размещается структурное подразделение (контора, фирма, кабинет и т.п.) коллективного адвокатского образования;

г) обособленная часть помещения (зона в помещении), где размещается рабочее место адвоката, либо индивидуальное адвокатское образование;

д) помещение, специально предназначенное для приема граждан по вопросам оказания юридической помощи.

1.Место размещения адвокатского образования

1.1.Местом размещения адвокатского образования является объект недвижимого имущества, обозначенный в правоустанавливающем документе в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

1.2.Адвокатские образования (коллегии, бюро, адвокатские кабинеты, юридические консультации), а также их филиалы и подразделения, могут размещаться в зданиях (помещениях), принадлежащих им на праве собственности, праве аренды (найма) или праве безвозмездного пользования на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями законодательства РФ.

1.3.Использование помещения несколькими адвокатскими кабинетами возможно только в том случае, если за каждым адвокатским кабинетом закреплена зона, позволяющая разместить рабочее место адвоката. План размещения, согласованный сторонами, прилагается к правоустанавливающим документам.

1.4.В договоре должны быть прямо и недвусмысленно указаны сведения о местонахождении адвокатского образования, позволяющие обособить используемое адвокатами помещение (его часть) от помещений, находящегося во владении и пользовании других лиц (другого адвокатского образования).

1.5.При изменении места нахождения или места расположения адвокатского образования, а также режима его работы и реквизитов, его руководитель должен письменно сообщить в Совет АППК в трехдневный срок со дня наступления соответствующих обстоятельств.

1.6.После поступления уведомления проводится проверка в порядке, предусмотренном пунктами 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 настоящего стандарта.

До проведения проверки и решения Совета АППК о новом адресе адвокатского образования считается, что адвокатское образование располагается по прежнему адресу, указанному в реестре адвокатских образований АППК.

2.Требования к помещениям, в которых осуществляется адвокатская деятельность

2.1.Помещение, в котором размещается адвокатское образование, должно соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

2.2.Помещение, являющееся местом размещения адвокатского образования, должно быть оснащено:

- рабочими местами для адвокатов и работников, принятых на работу по трудовому договору (секретарь, бухгалтер, помощник адвоката, стажер);

- офисной мебелью для хранения документов, нарядов, в том числе;

- сейфом для хранения принятых от доверителей в кассу адвокатского образования денежных средств, печати, ордерских и квитанционных книжек, иных документов строгой отчетности;

- средствами связи, включая телефон, факс и электронную почту.

2.3.С целью обеспечения адвокатской тайны прием обратившихся за юридической помощью лиц должен осуществляться в изолированном от других помещений кабинете, обеспечивающем сохранение конфиденциальности.

2.4.В адвокатских образованиях должен быть обеспечен режим хранения документов, позволяющий сохранять адвокатскую тайну:

- руководителями адвокатских образований - в части хранения финансово-хозяйственных документов, как по исполненным адвокатами поручениям, так и по делам, которые находятся в производстве адвокатов;

- адвокатами - в части хранения полученных от доверителя документов, производств по делам, собственных записей и архивов.

2.5.Руководителями адвокатских образований должны быть выполнены практические меры по защите информации, составляющей предмет адвокатской тайны, предусмотренные в Приложении № 2 к решению Совета ФПА РФ от 30.11.2009 (протокол № 3) «Рекомендации по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности».

2.6.Помимо общих требований, здание (помещение), занимаемое адвокатским образованием, должно отвечать следующим дополнительным требованиям:

- на фасаде здания, где размещается адвокатское образование, должна быть размещена вывеска с наименованием адвокатского образования, указанием режима работы и времени приема граждан;

- внутри помещения, являющегося местом размещения адвокатского образования, должна быть представлена следующая информация:

а) сведения об адвокатском образовании, его наименовании, фамилии, имени и отчестве его руководителя;

б) адрес, номер телефона Адвокатской палаты Пермского края, фамилия, имя и отчество ее руководителей;

в) информация о рекомендуемых АППК минимальных ставках вознаграждения при оказании юридической помощи адвокатами, утвержденная решением Совета АППК;

г) информация о порядке и условиях оказания бесплатной юридической помощи.

3.Порядок предоставления адвокатскими образованиями сведений в палату о месте осуществления адвокатской деятельности

3.1.В целях выполнения АППК требований пп.18 ч.3 ст.31 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» о ведении реестра адвокатских образований, руководители адвокатских образований при учреждении (изменении места нахождения) адвокатского образования уведомляют палату о месте размещения адвокатского образования, представляя одновременно копии правоустанавливающих документов на данное помещение.

3.2.Адвокат, принявший решение об учреждении (размещении) адвокатского кабинета в жилом помещении, кроме копий правоустанавливающих документов дополнительно представляет:

- план помещения (квартиры) с указанием в нем кабинета (кабинетов) адвоката;

- письменное согласие лиц, указанных в ч.6, 7 ст.21 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», на передачу изолированной части жилого помещения для обустройства адвокатского кабинета.

3.3.Документы должны быть направлены в палату не позднее трех рабочих дней с момента возникновения прав адвокатского образования на размещение в соответствующем здании (помещении).

3.4.Каждому адвокатскому образованию (филиалу) выдается выписка из реестра адвокатских образований АППК о регистрации адвокатского образования (филиала) по указанному адресу, которая вместе с подлинниками либо надлежаще заверенными копиями правоустанавливающих документов на помещение должна храниться в адвокатском образовании.

4.Контроль за исполнением настоящих требований к размещению адвокатских образований

4.1.Контроль за исполнением требований настоящего стандарта осуществляет Совет АППК путем формирования комиссии, с участием адвокатов-представителей различных форм адвокатских образований (далее комиссия). Количественный состав комиссии и её председатель утверждаются Советом АППК.

4.2.По поручению Совета АППК комиссия проводит проверку исполнения настоящего стандарта.

4.3.Во исполнение настоящего решения руководитель адвокатского образования (адвокат, учреждающий адвокатский кабинет), получивший уведомление, обязан обеспечить доступ комиссии в помещение, занимаемое адвокатским образованием.

4.4.По результатам проверки комиссией составляется акт, который представляется на рассмотрение Совета АППК.

4.5.Совет АППК рассматривает вопрос о регистрации адвокатского кабинета в реестре адвокатских образований АППК на очередном заседании.

4.6.Руководитель адвокатского образования вправе представить свои письменные возражения на акт и лично присутствовать на заседании Совета АППК, на котором будут рассматриваться результаты проверки.

4.7.В случае выявления несоблюдения требований стандарта, изложенных в разделе 2, комиссия вправе предложить установить отмеченные недостатки в согласованный сторонами срок.

4.8.При установлении несоответствия помещения для размещения адвокатского образования требованиям настоящего стандарта Совет АППК на основании акта комиссии вправе отказать адвокатскому образованию во включении в реестр адвокатских образований Пермского края.

4.9.Настоящий стандарт распространяется на все адвокатские образования и их структурные подразделения, как действующие на момент принятия данного решения, так и на вновь создаваемые, и вступает в силу с 1 мая 2015 года.

5.1.Руководителям коллегий адвокатов, их филиалам, бюро и адвокатам адвокатских кабинетов привести занимаемые ими помещения в соответствие с требованиями настоящего стандарта в течение второго полугодия 2015 года.

5.2.За невыполнение требований настоящего стандарта руководитель адвокатского образования (филиала) и адвокаты, допустившие нарушение требований, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) решения Совета АППК, принятого в пределах его компетенции, в соответствии с п.4 ч.1 и ч.2 ст.7 ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и п.6 ст.15 Кодекса профессиональной этики адвоката.

5.3.Контроль за исполнением адвокатскими образованиями настоящего стандарта возлагается на председателя комиссии.

Статья 2. Адвокат

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 п. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 18.07.2019 N 29-П.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также - адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также - Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Статья 22. Коллегия адвокатов

1. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 160-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредительные договоры коллегий адвокатов, созданных до 01.03.2020, признаются неотъемлемой частью их уставов (ФЗ от 02.12.2019 N 400-ФЗ).

2. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Учредители коллегии адвокатов заключают между собой договор об учреждении коллегии адвокатов, определяющий порядок совместной деятельности по ее учреждению и условия передачи ими коллегии адвокатов своего имущества.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Устав должен содержать следующие сведения:

1) наименование коллегии адвокатов;

2) место нахождения коллегии адвокатов;

3) предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;

3.1) порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава;

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

4) источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования);

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) порядок управления коллегией адвокатов;

6) сведения о филиалах коллегии адвокатов;

7) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) порядок внесения в устав изменений и дополнений;

9) иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

6. Требования устава обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Об учреждении, о реорганизации или о ликвидации коллегии адвокатов ее учредители направляют заказным письмом в совет адвокатской палаты уведомление. В уведомлении об учреждении или о реорганизации коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов.

(в ред. Федеральных законов от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

9. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

10. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

О создании или закрытии филиала коллегия адвокатов направляет заказным письмом уведомление в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов, а также в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал коллегии адвокатов. В уведомлении о создании филиала коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в филиале коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов и ее филиала, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов, ее филиалом. К уведомлению должны быть приложены нотариально заверенные копии решения о создании филиала коллегии адвокатов и положения о филиале.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал.

Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал.

Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности.

12. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов.

13. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.

Коллегия адвокатов обязана уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава адвокатов - членов коллегии адвокатов.

(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

14. Коллегия адвокатов несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя.

15. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

16. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.

17. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

18. К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для ассоциаций (союзов), если эти правила не противоречат положениям настоящего Федерального закона.




Выписка из протокола № 3 заседания Совета АПРО от 25 марта 2022 г.

Выписка из протокола № 2 заседания Совета АПРО от 25 февраля 2022 года

Решение Совета Адвокатской палаты Ростовской области от 28 января 2022 года

Выписка из протокола № 1 заседания Совета АПРО от 28 января 2022 г.

Выписка из протокола № 1 заседания Совета АПРО от 28 января 2022 г.

Утверждены решением Совета
Адвокатской палаты Ростовской области
от 26 августа 2011 г.
(с изменениями от 29.08.2014 г.).

Загрузить документ

Настоящий стандарт разработан в соответствии со ст.ст. 7, 8, 20, 29, 35 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и содержат требования к организации деятельности адвокатов по оказанию юридической помощи, обеспечения надлежащих условий для приема обратившихся за оказанием юридической помощи в адвокатских образованиях, хранения документов, содержащих сведения, составляющие адвокатскую тайну.

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

Основными документами, регламентирующими порядок осуществления адвокатской деятельности, является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекс профессиональной этики адвоката, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

Данные нормативно-правовые документы содержат общие нормы, регламентирующие деятельность адвокатов, определяют принципы адвокатской деятельности.

В частности, к основным принципам адвокатской деятельности относится соблюдение адвокатской тайны. При этом Закон и Кодекс содержат лишь общие положения, раскрывающие понятие адвокатской тайны и способы ее обеспечения.

Установление в Стандарте таких требований к размещению адвокатских образований, как расположение его в обособленном помещении, а в случае размещения адвокатского кабинета в жилом помещении - в изолированной части жилого помещения; оборудование помещения, в котором расположено адвокатское образование, сейфом (металлическим ящиком) и соответствующими шкафами, направлено исключительно на соблюдение адвокатской тайны, сохранности полученных от доверителя документов, а также гонорара до сдачи его в банк.

Требование Стандарта о размещении у входа в здание, в котором расположено адвокатское образование, информации о наличии в данном здании адвокатского образования, режиме его работы, времени приема граждан соответствует ст. 1 Закона, в силу которой адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Деятельность адвоката является публичной и должна быть доступной для лиц, обратившихся за указанной помощью. В связи с этим включение в Стандарт таких требований, как размещение у входа в здание информации о наличии в данном здании адвокатского образования, режиме его работы, времени приема граждан, направлено на обеспечение свободного доступа граждан и юридических лиц к получению квалифицированной юридической помощи.

Таким образом, требования к размещению адвокатских образований, включенные в Стандарт, конкретизируют положения Закона и Кодекса и направлены на соблюдение основных принципов адвокатской деятельности.

Место размещения адвокатского образования

Местом размещения адвокатского образования является объект недвижимого имущества, обозначенный в правоустанавливающем документе в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Адвокатские образования (коллегии, бюро, адвокатские кабинеты), а также их филиалы должны размещаться в зданиях (помещениях), принадлежащих им на праве собственности, праве аренды (найма) или праве безвозмездного пользования на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В договоре должны быть прямо и недвусмысленно указаны сведения о местонахождении адвокатского образования, позволяющие обособить используемое адвокатами недвижимое имущество (его часть) от недвижимого имущества, находящегося во владении и пользовании других лиц.

Копии правоустанавливающих документов на помещения, в которых размещено адвокатское образование, представляются в Совет Адвокатской палаты Ростовской области одновременно с извещением об определении (изменении) места нахождения адвокатского образования в трехдневный срок с момента наступления этого обстоятельства.

При извещении Адвокатской палаты Ростовской области о месте осуществления адвокатской деятельности адвокатом, учредившим адвокатский кабинет в жилом помещении, принадлежащем ему или членам его семьи на праве собственности или занимаемом ими по договору найма, кроме правоустанавливающего документа дополнительно представляются:

• план помещения (личного дома, квартиры) с указанием в нем кабинета адвоката;

• письменное согласие лиц, указанных в ст. 21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», на передачу изолированной части жилого помещения для размещения в нем адвокатского кабинета.

В случаях использования на правах аренды одного нежилого помещения для размещения нескольких адвокатских кабинетов адвокатам следует принять меры для соблюдения адвокатской тайны (отдельное помещение для встреч с доверителями, индивидуальный сейф и персональное место работы).

Требования к помещениям, в которых осуществляется адвокатская деятельность

Помещение, в котором размещается адвокатское образование (в том числе адвокатский кабинет) и его структурные подразделения, должно находиться в здании, в которое обеспечивается свободный доступ лиц для обращения к адвокату за оказанием юридической помощи, и соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

У входа в здание на стационарной вывеске должны быть размещены информация о наличии в данном здании адвокатского образования, режиме его работы, времени приема граждан.

Помещение адвокатского образования или его структурного подразделения должно быть оборудовано стационарной телефонной связью, при этом стороной договора на оказание услуг телефонной связи должно быть адвокатское образование. В отношении адвокатского кабинета стороной договора на оказание услуг телефонной связи должен быть адвокат, учредивший кабинет.

Внутри помещения, являющегося местом размещения адвокатского образования (его структурного подразделения), должна быть представлена следующая информация:

а) сведения об адвокатском образовании, его наименовании, фамилии, имени и отчестве его руководителя, адрес и телефон;

б) адрес, номер телефона Адвокатской палаты Ростовской области, фамилия, имя и отчество ее руководителя;

в) рекомендации о порядке определения минимальных ставок гонорара за оказание юридической помощи, утвержденные решением Совета Адвокатской палаты Ростовской области;

г) информация о порядке оплаты гонорара за оказание юридической помощи;

д) информация о порядке и условиях оказания бесплатной юридической помощи;

е) график дежурств адвокатов в порядке ст. 51 УПК РФ, ст. 50 ГПК РФ.

В целях обеспечения сохранности полученного от доверителей гонорара до его сдачи в банк, печати адвокатского образования или его структурного подразделения, бланков строгой отчетности, помещение адвокатского образования или его структурного подразделения должно быть оборудовано сейфом.

При оборудовании помещения для работы в нем адвокатов руководители адвокатских образований и адвокаты должны принять все меры по защите информации, составляющей предмет адвокатской тайны, предусмотренные в Приложении № 2 к решению Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 30.11.2009 г.

Заключительные положения

Контроль за выполнением адвокатами и руководителями адвокатских образований установленных требований к организации оказания юридической помощи осуществляет Совет Адвокатской палаты Ростовской области.

В целях осуществления контроля за соблюдением настоящих Стандартов Совет Адвокатской палаты Ростовской области может поручить проведение проверок членам Совета Адвокатской палаты либо специально созданной комиссии.

По результатам проведения проверки соответствующей комиссией составляется акт, представляемый на рассмотрение Совета адвокатской палаты.

За невыполнение установленных требований к организации оказания юридической помощи адвокат, руководитель адвокатского образования может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом профессиональной этики адвоката.

Настоящие Стандарты распространяются на все адвокатские образования и их структурные подразделения, уже действующие на территории Ростовской области, с 10 февраля 2012 года, а на вновь создаваемые адвокатские образования - с 1 сентября 2011 года.


Все без исключения адвокаты, прокомментировавшие разъяснения Минфина, отметили, что их формулировка все же оставляет вопросы и на практике возможны различные неясности в порядке исчисления НДФЛ адвокатами, учредившими адвокатский кабинет.

Департамент налоговой политики Минфина России опубликовал Письмо № 03-04-05/106356 от 4 декабря о налогообложении доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет.

В документе отмечено, что при определении налоговой базы по НДФЛ доходы, полученные от адвокатской деятельности, могут уменьшаться на сумму профессиональных расходов, установленных п. 7 ст. 25 Закона об адвокатуре. Исходя из п. 6 ст. 21 такого закона адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Для размещения адвокатского кабинета также может использоваться жилье, занимаемое адвокатом и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Следовательно, в составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на внесение платежей за жилое помещение, частично используемое под адвокатский кабинет. Соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов. В связи с этим такие расходы могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Управляющий партнер компании TAXMANAGER, адвокат Василий Ваюкин полагает, что Минфин изменил сложившийся подход к вопросу о возможности учесть расходы на внесение платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет. «Нужно отметить, что ранее Минфин по этой тематике не высказывался, но имелось Письмо ФНС России от 1 августа 2012 г. № ЕД-4-3/12780@, в котором со ссылкой на те же самые нормы права, что и в письме Минфина, обосновывалась позиция о неправомерности учета таких расходов», – отметил он.

Эксперт предостерег, что, несмотря на, казалось бы, положительный для адвокатов подход к проблеме, учесть эти расходы будет крайне непросто. «Ведомство предлагает учитывать их в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности. И при этом не формулирует, каким же образом определить эту часть. Действительно, налоговое законодательство содержит понятие “раздельный учет”, но критерии, в соответствии с которыми ведется такой раздельный учет, к адвокату, использующему жилое помещение под адвокатский кабинет, абсолютно неприменимы. Как определить такие критерии применительно к адвокату? Пропорционально площади, рабочему времени адвоката или количеству проживающих в жилом помещении? И как бы адвокат ни определял эту пропорцию, это все равно будет поставлено под сомнение налоговиками, ведь соответствующих норм Налоговый кодекс не содержит. Представляется, что было бы справедливым определить твердую сумму такого вычета, но это требует внесения изменений в НК РФ», – считает Василий Ваюкин.

Адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова полагает, что позиция Минфина соответствует уже имеющейся практике. «Так, в марте 2020 г. появилась информация о случае, когда адвокат, учредивший адвокатский кабинет, попытался учесть расходы, связанные с поиском и приобретением квартиры, используемой для осуществления адвокатской деятельности, уплатой процентов, начисленных по кредитному договору на ее приобретение, оплатой коммунальных услуг и услуг по ее уборке, оборудованием помещения для приема пищи. По итогам камеральной налоговой проверки инспекция, администрирующая адвоката, пришла к выводу о невозможности учета таких расходов в составе профессионального налогового вычета, однако ФНС России при рассмотрении жалобы адвоката посчитала его позицию справедливой (Решение ФНС России от 12 февраля 2020 г. № КЧ-3-9/1051@)».

Адвокат добавила, что формулировка в последнем абзаце письма оставляет пространство для размышлений: «При этом, учитывая, что соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов, они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности». «Очевидно, что определять эту “часть” необходимо будет отдельно, в каждом конкретном случае; вопросы, как и с помощью каких инструментов, остаются открытыми», – подытожила Екатерина Болдинова.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина добавила, что в письме акцентируется внимание на нескольких условиях. «На мой взгляд, в основе такого разъяснения лежит вышеупомянутое решение ФНС России. Однако в первом случае было установлено, что помещение полностью используется для осуществления адвокатской деятельности, поскольку не было выявлено каких-либо доказательств использования адвокатом спорного жилого помещения с момента приобретения в личных, семейных и бытовых целях, а не для размещения в нем адвокатского кабинета. Именно поэтому, думается, к вычету были приняты не только расходы в виде платы за жилье, но и иные расходы на содержание квартиры. Во втором же случае, на мой взгляд, департамент Минфина имел в виду только тех адвокатов, которые и работают, и живут в одном и том же жилом помещении, поскольку указанное, предположительно, вытекает из формулировки в письме “частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет”. Именно по этой причине ведомство допустило возможность включения в состав профессионального вычета только плату за жилое помещение», – полагает эксперт.

Анна Минушкина предположила, что на практике разъяснение Минфина поставит точку в вопросе, может ли адвокат, учредивший адвокатский кабинет, учитывать в составе своего профессионального вычета часть расходов на содержание жилого помещения, в котором проживает и осуществляет адвокатскую деятельность, однако повлечет ряд других вопросов – например, каким образом обосновать и чем подтвердить то, в какой части помещение используется для работы, а в какой – для личных и семейных нужд.

Адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев позитивно оценил разъяснение: «Такой подход учитывает, что подавляющее большинство российских адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, просто не имеют тех возможностей снятия в аренду или выкупа нежилого помещения для осуществления в нем отдельно, обособленно своей адвокатской деятельности, которые имеют адвокаты, учредившие бюро или коллегию».

По мнению эксперта, выводы Минфина справедливы. «Вместе с тем нельзя не отметить, что учет уплаченных коммунальных платежей, платежей за аренду жилого помещения отвечает принципу экономического основания налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ). Если помещение используется для ведения экономической деятельности и в связи с таким использованием образуется доход, то расходы на эксплуатацию и осуществление прав по этому помещению могут уменьшать налоговую базу по НДФЛ, без этих расходов не могли бы быть получены доходы (или их было бы значительно меньше).

«В письме есть еще один аспект, который заостряет на себе внимание, формально он верный. Адвокат может лишь частично использовать жилое помещение для ведения адвокатской деятельности – другая часть помещения(й) должна быть отведена под само проживание. Но что подразумевается под “частичностью”? Это отдельное изолированное помещение в квартире, или это может быть, условно говоря, рабочее место в жилой комнате? На эти вопросы ответы не даны, и на это следует обратить пристальное внимание. В противном случае, не исключаю риска признания налоговым органом платежей за жилое помещение неучтенными в силу их экономической необоснованности, и указанное письмо Минфина ничем в такой ситуации не поможет», – подчеркнул Вячеслав Голенев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: