Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств пакт

Обновлено: 02.05.2024

Пакт Бриана – это международный договор о всемирном отказе от агрессивных наступательных действий (войны) и закрепление правила разрешения всех конфликтов и разногласий между государствами только мирным путем.

В 1919 году после окончания Первой мировой войны в мире действовали многочисленные пацифистские движения, которые выступали против войны.

В ходе войны были созданы новые виды вооружения, зачастую массового поражения, и вследствие этого, страны победительницы провозглашая мир, стремились к разоружению, но в тоже время не спешили это делать. Более того, правительства этих стран продолжали развитие оружейной промышленности, убеждая общество в необходимости увеличивать вооруженность так, как их партнеры и потенциальные соперники отказываются разоружаться, что, в свою очередь, не гарантирует безопасность другим странам.

Версальско-Вашингтонская система установила дискриминацию побежденных стран. Советская Россия, США, Великобритания и Франция закрепили свое лидерство, в результате чего произошло неравноправное распределение вооружений. Все существующие на тот момент договоры и все переговоры фактически только закрепляли это неравенство. Однако, в 1925 г. государствам удалось подписать Женевский протокол о запрете применения бактериологического и химического оружия.

Локарнская конференция 1925 года своим результатом имела подписание семи договоров, смысл которых заключался в эффективном разделении европейских границ на два вида:

  • восточные границы - не предоставлялось никаких гарантий безопасности;
  • западные границы - согласно договорам, были незыблемыми.

Решением спорных вопросов касательно границ при взаимных соглашениях государств занимался арбитражный суд. На первый взгляд, это вело к развитию мирных отношений и к созданию системы коллективной безопасности.

Но всеобщее движение, которое стремилось к объявлению войны вне закона, охватило весь мир, антивоенные настроения особенно проявлялись в англосаксонских странах. Учитывая общественное мнение, не очень доброжелательное к Франции, которая не выполняла своих обязательств по межсоюзным долгам, а также рассчитывала восстановить главенствующую роль Соединенных Штатов Америки в решении европейских проблем (в противовес Англии), А. Бриан, министр иностранных дел Франции, вдохновленный программой, написанной профессором Джеймсом Т. Шотвеллом из Колумбийского университета, 6 апреля 1927 года обратился к американскому обществу с призывом «о мире».

Готовые работы на аналогичную тему

А. Бриан предложил подписать франко-американский договор, который запрещал бы использовать войны. Таким образом, правящие круги Франции рассчитывали этим соглашением положительно расположить мировую общественность к собственной политике и тем самым закрепить свои позиции в Европе.

Корректировка пакта Бриана

Рассмотрев принцип идеи А. Бриана положительно, 28 декабря 1927 года государственный секретарь США Ф. Келлог предложил заключить не франко- американский двухсторонний договор, а международный многосторонний договор. Ф. Келлог ознакомил с предложением мира правительства европейских государств. Германия ответила первой, в результате чего, в апреле 1928 г. проект Соединенных Штатов Америки, пакт Бриана-Келлога был поддержан другими странами.

Однако, предложение государственного секретаря США создавало препятствия юридического характера для государств, которые вступили в Лигу Наций и были связаны возможностью применения статьи 16-й. В данной статье были прописаны возможности применять санкции против стран агрессоров, которые не исключали применения военной силы.

Значительное возражение озвучило правительство Англии, которое заявило, что категорически против и не допустит любого характера вмешательства в область «особенного интереса» своей страны. Подобным образом, власти Великобритании заранее определили свое право на войну в таких областях, как «самооборона» Английской империи. Также, англичане категорически отвергли возможность участия в подписания данного пакта государств, «правительства которых еще не получили всеобщего признания». Речь, в первую очередь, шла об СССР, с которым Великобритания незадолго до того разорвала все дипломатические отношения.

Правительство Франции 21 мая 1928 года предоставило контрпроект, в соответствии с которым имело право в рамках существующих законопроектов, на законную самооборону. Правительства Италии и Японии приветствовали пакт Келлога-Бриана «как полное уничтожение войны», они поддержали французские замечания.

Подписание пакта Бриана-Келлога

Келлог 28 июня 1928 года опубликовал новый план и пересмотренный проект договора. В документе уточнялось, отказ от войны касается только непосредственных участников пакта и не распространяется на другие страны. Между странами шли долгие споры относительно трактовки понятия «война вне закона», в результате в подписании пакта Бриана-Келлога приняли участие следующие страны:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Бельгия;
  • Канада;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Австралия;
  • Новая Зеландия;
  • Южно-Африканского Союза;
  • Ирландия;
  • Италия;
  • Польша;
  • Франция;
  • Япония;
  • Чехословакия;
  • Индия.

Этот договор не включал в себя автоматических санкций за развязывание войны, а как бы ставил ее вне закона. Но с другой стороны, этот документ не содержал требования к странам, которые подписали его, отказа от права на законную оборону, то есть акт обороны не мог рассматриваться, как акт войны, но только в том случае если он признавался законным. По своему содержанию, данный договор возрождал традицию «мира через закон», которую выработали теоретики естественного права. Данная традиция подразумевает признание права на применение силы для защиты справедливого дела.

Спустя время к пакту присоединились еще 48 стран, в том числе СССР, а к концу 1928 года - почти все существующие на то время государства в количестве 63 стран. К государствам, которые не присоединились к международному договору о мире, относились: Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Саудовская Аравия, Колумбия.

Пакт Бриана-Келлога включал в себя:

  • преамбулу;
  • статью первую, осуждающую военные действия для решения международных споров, отказ стран от войны как инструмента государственной политики;
  • статью второю, в которой странами-участниками признавалось, что для разрешения всех конфликтов и споров они будут прибегать только к мирным способам.

Универсальная форма пакта Келлога открыла возможность присоединения к нему полуколониальных и зависимых стран. Соединенные Штаты 27 августа разослали приглашение о присоединении к пакту Бриана-Келлога 48 государствам (включая Советский Союз, который в переговорах не участвовал). Протокол подписали Польша, Латвия, Румыния, Эстония, чуть позже – Иран, Литва, Турция. Для других стран пакт Келлога-Бриана вступил в силу 24 июля 1929 года.

29 августа 1928 года – дата, когда Советский Союз утвердил пакт и инициировал подписание Московского протокола о досрочном введении в силу обязательств по данному договору. 24 июля 1929 официально пакт Бриана- Келлога вступил в силу.

Впоследствии данный договор о мире послужил основанием для Нюрнбергского процесса, на котором нацистскую Германию обвинили в нарушении пакта.

В 1930 году за подготовку Парижского договора о мире без войны Ф. Келлог был награжден Нобелевской премией мира. А. Бриан еще 1926 году получил такую же премию за Локарнские договоры.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 29.07.2019

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Политология» , преподавательский стаж — 20 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Декларация о международном сотрудничестве в целях разоружения

Принята резолюцией 34/88 Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1979 года

вновь напоминая о закрепленной в Уставе Организации Объединенных Наций решимости народов Организации Объединенных Наций избавить грядущие поколения от бедствий войны и с этой целью объединить свои силы для поддержания международного мира и безопасности,

вновь подчеркивая важность рекомендаций и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на ее десятой специальной сессии, посвященной разоружению, и ссылаясь на принципы, которые она провозгласила в Заключительном документе этой сессии 1 ,

будучи убеждена в том, что необходимо безотлагательно, активно и совместными усилиями далее интенсифицировать комплексную реализацию рекомендаций и решений, единодушно одобренных на десятой специальной сессии, и что в этих целях важное значение имеют непрерывные и постоянные усилия всех государств, предпринимаемые более скоординированным образом и основанные на всемирном сотрудничестве в интересах безопасности и мира,

напоминая о Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 2 , в которой Генеральная Ассамблея провозгласила обязанность всех государств добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении и стремиться к принятию соответствующих мер, направленных на ослабление международной напряженности и укрепление доверия между государствами,

подчеркивая неотъемлемое право всех народов и каждого человека жить в мире и безопасности от угрозы войны, в условиях свободы и независимости, что было вновь торжественно подтверждено Генеральной Ассамблеей в Декларации о воспитании народов в духе мира 3 , безусловное соблюдение которого отвечает высшим интересам человечества и является важнейшей предпосылкой его всестороннего развития,

сознавая, что динамичное углубление разрядки во всех сферах международных отношений во всем мире способствовало бы достижению целей разоружения,

глубоко обеспокоенная тем, что международному миру и безопасности народов по-прежнему угрожает гонка вооружений, особенно в ядерной области, и накопление запасов оружия большой разрушительной силы и что продолжение гонки вооружений вместе с тем противоречит интересам экономического развития и социального и духовного прогресса человечества,

отмечая, в частности, что гонка вооружений несовместима с усилиями, направленными на установление нового международного экономического порядка, и противоречит им,

подчеркивая, что правительства всех стран мира, и особенно государств, обладающих ядерным оружием, несут историческую ответственность за устранение войны из жизни людей в первую очередь путем принятия действенных и решительных мер в области разоружения, направленных на всеобщее и полное разоружение под строгим и эффективным международным контролем,

отмечая, что особая ответственность за достижение всеобщего и полного разоружения, в частности ядерного разоружения, и за предотвращение ядерной войны лежит на всех государствах, обладающих ядерным оружием, и на государствах, имеющих крупный военный потенциал,

исходя из того принципа, что эффективное, конструктивное и постоянное сотрудничество, основанное на взаимном доверии и политической воле, между всеми государствами, независимо от их социальной системы и уровня экономического развития, имеет важное значение для достижения разоружения и выполнения его целей,

будучи убеждена, что такое сотрудничество должно найти свое проявление, развиваться и углубляться во взаимных контактах и на всех форумах, где государства ведут переговоры, о разоружении, особенно в Комитете по разоружению, с тем чтобы как можно скорее были достигнуты цели переговоров,

будучи убеждена также, что такое сотрудничество должно выразить совместную решимость государств добиться решительного поворота в переговорах о разоружении и, в то же время, должно быть поддержано созданием благоприятной атмосферы доверия в отношениях между государствами,

учитывая центральную роль и главную ответственность Организации Объединенных Наций в объединении усилий и установлении сотрудничества между государствами в целях решения проблем разоружения,

торжественно призывает все государства активно содействовать развитию, укреплению и углублению международного сотрудничества для достижения целей разоружения, как их определила Генеральная Ассамблея на своей десятой специальной сессии, и с этой целью, в частности:

а) предпринимать инициативы в направлении ликвидации опасности возникновения ядерной войны и принятия новых эффективных мер, останавливающих и поворачивающих вспять гонку вооружений и прокладывающих дорогу к конечной цели усилий в процессе разоружения, а именно: всеобщему и полному разоружению под эффективным международным контролем;

b) активно использовать свое неотъемлемое право участвовать в переговорах о разоружении, подтвержденное в Заключительном документе десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи;

с) должным образом активно участвовать в мерах в области разоружения, учитывая интересы обеспечения международной, а также национальной безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, и активно им содействовать;

d) добросовестно вести переговоры о разоружении по всем первоочередным вопросам параллельно, включая соответствующие меры по созданию атмосферы доверия, стремясь к тому, чтобы эти переговоры дополняли друг друга и вели к скорейшему достижению решительного перелома в области разоружения;

е) прилагать все усилия к тому, чтобы процесс переговоров о прекращении гонки вооружений и разоружении был непрерывным, шел самыми быстрыми темпами, и в этих целях воздерживаться от создания помех этим переговорам, в частности путем постановки вопросов, не относящихся к разоружению;

f) стремиться в ходе переговоров о разоружении к тому, чтобы они опережали качественное развитие и наращивание вооружений, являющихся предметом этих переговоров, и, по возможности, предотвращали появление новых видов и систем оружия, в особенности оружия массового уничтожения;

g) обеспечить, чтобы многосторонние, региональные и двусторонние переговоры по вопросам разоружения проходили последовательно в соответствии с имеющими отношение положениями Заключительного документа десятой специальной сессии с учетом того, что Организация Объединенных Наций играет центральную роль и несет ответственность первостепенной важности в сфере разоружения;

h) развивать совместные усилия в достижении конкретных мер в области разоружения, осуществление которых все более обеспечивало бы использование значительной части ресурсов, высвобождаемых в результате этих мер, для удовлетворения социальных и экономических потребностей, содействуя, таким образом, преодолению экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами, учитывая тесную взаимосвязь между разоружением и развитием;

настоятельно призывает все государства в интересах дальнейшего улучшения международной атмосферы, необходимой для полного осуществления Заключительного документа десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи и скорейшего продвижения вперед соответствующих переговоров по разоружению, в частности:

а) прилагать настойчивые усилия для ускорения принятия мер и проведения политики, направленных на укрепление международного мира и безопасности и на установление доверия между государствами с целью уменьшения опасности возникновения военных конфликтов и содействия решительному прогрессу процесса разоружения, включая создание благоприятной международной атмосферы, которая обеспечила бы укрепление международного мира и безопасности;

b) предпринимать эффективные меры по приведению в действие системы безопасности, предусмотренной в Уставе Организации Объединенных Наций, и укреплять ее путем ликвидации напряженности и урегулирования споров мирными средствами и в этих целях, в частности, не стремиться к получению военного превосходства и воздерживаться от любых других шагов, которые неблагоприятно отразились бы на усилиях в области разоружения, и в соответствии с этим не использовать свой военный потенциал в агрессивных целях, в частности для угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любого государства, или против народов, находящихся под колониальным или иностранным господством, которые стремятся осуществить свое право на самоопределение и достижение независимости, или для вмешательства во внутренние дела других государств;

с) прилагать последовательные усилия для отказа от всех концепций, опирающихся на военное устрашение и политику с позиции силы и ведущих к усилению или увековечению гонки вооружений и к дальнейшему накоплению запасов оружия;

d) закрепить по возможности в своих конституционных нормах или иным надлежащим путем свою политическую волю и решимость всеми силами содействовать делу мира и международной безопасности и достижению прогресса в области разоружения;

е) активизировать шаги, предпринимаемые через систему Организации Объединенных Наций, и в одностороннем порядке для содействия лучшему пониманию мировой общественностью опасности гонки вооружений и необходимости разоружения и для обеспечения положительного воздействия мировой общественности на усилия правительств по решению вопросов разоружения, используя с этой целью свои системы образования, средства массовой информации и все другие соответствующие институты;

f) принимать, исходя из принципов Устава, все соответствующие меры, в том числе правовые, для предотвращения и запрещения пропаганды войны и гонки вооружений и распространения представлений об их необходимости или полезности из политических, экономических или иных соображений;

g) принимать активные меры, в одностороннем порядке или совместно, для распространения идеалов мира, разоружения, сотрудничества и дружественных отношений между народами;

настоятельно призывает все государства, осуществляя совместную политическую волю, выраженную в Заключительном документе десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, добиваться конкретных мер по разоружению и при этом:

а) на всех переговорах о разоружении руководствоваться общепризнанными принципами международного права, а также соблюдением принципов мирного сосуществования;

b) обеспечить, чтобы проблемы разоружения решались в духе Заключительного документа десятой специальной сессии таким образом, чтобы в результате принятых мер ни одно государство или группа государств не могли ни на каком этапе получать преимущество над другими, чтобы как безопасность государств, участвующих в переговорах, так и безопасность всего международного сообщества была укреплена, и чтобы соблюдался принцип ненанесения ущерба безопасности ни одной из сторон;

с) консультироваться между собой по вопросам разоружения на всех уровнях, включая высший, чтобы в духе доброй воли и стремления сблизить позиции, создавать политические предпосылки для решения этих проблем, а также максимально использовать в интересах разоружения все возможности для сотрудничества, созданные государствами в других областях их взаимоотношений;

d) рассматривать с полной ответственностью и в духе сотрудничества любые предложения и инициативы, цель которых состоит в том, чтобы содействовать достижению взаимоприемлемых конкретных мер в области разоружения и способствовать ускоренному продвижению вперед переговоров по разоружению;

1. заявляет, что положения настоящей Декларации в своем толковании и осуществлении взаимосвязаны и каждое из них является составной частью совместного подхода государств в их решимости полностью уважать и осуществлять все принципы Заключительного документа десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи и развивать широкое международное сотрудничество для достижения целей реального разоружения, определенных Ассамблеей на ее десятой специальной сессии;

2. заявляет далее, что ни одно из положений настоящей Декларации не может толковаться как противоречащее целям и принципам Устава или заменяющее собой Заключительный документ десятой специальной сессии и что ни одно из положений Декларации не может препятствовать непосредственной реализации права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону или его законного права защищать свою территориальную целостность, освобождать свои оккупированные территории в соответствии с Уставом или права колониальных или перемещенных народов бороться с использованием всех средств за свою национальную свободу, независимость и самоопределение.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.


Обычные виды вооружений

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.


Химическое и биологическое оружие

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Время подписания тройственного пакта – соглашения о военном союзе Германии, Италии и Японии

27 сентября 2015 года исполняется 75 лет с подписания Германией, Италией и Японией в Берлине Тройственного пакта.

Тройственный пакт (также Берлинский пакт) — соглашение о военном союзе Германии, Италии и Японии, подписанное 27 сентября 1940 года.

Пакт был заключен сроком на 10 лет и подписан министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом, министром иностранных дел Италии Галеаццо Чиано и послом Японии в Германии Сабуро Курусу.

Тройственный пакт являлся развитием "Антикоминтерновского пакта", заключенного 25 ноября 1936 года Германией и Японией."Антикоминтерновский пакт" имел своей официальной целью сотрудничество в борьбе против Коммунистического Интернационала.

Так, в статье 2-й Германия и Япония приглашали "третьи государства, внутреннему спокойствию которых угрожает деятельность Коммунистического Интернационала, принять оборонительные меры в духе этого соглашения или присоединиться к настоящему пакту". 6 ноября 1937 года к данному пакту присоединилась Италия.

Время подписания тройственного пакта – соглашения о военном союзе Германии, Италии и Японии

К началу 1940-х годов Антикоминтерновский пакт преобразовался в открытый военный союз — Тройственный пакт. Документ фиксировал обязательства сторон по оказанию взаимной политической, экономической и военной помощи, закреплял стремление участников к установлению так называемого "нового порядка" в Европе и Азии.

В преамбуле пакта говорилось, что Германия, Япония и Италия будут сотрудничать друг с другом в целях установления и поддержания "нового порядка" в Европе и в Восточной Азии и что "желанием трех правительств является распространить это сотрудничество на другие страны мира".

В статье 1-й указывалось, что Япония "признает и уважает руководящую роль Германии и Италии в создании нового порядка в Европе". Статья 2-я гласила, что Германия и Италия "признают и уважают руководящую роль Японии в создании нового порядка в великом восточноазиатском пространстве". Германия, Италия и Япония, говорилось в статье 3-й, "будут поддерживать друг друга всеми политическими, экономическими и военными средствами, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению какой-либо другой державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и китайско-японском конфликте".

К Тройственному пакту был приложен специальный секретный протокол, предусматривавший создание объединенной военной и военно-морской комиссии, а также комиссии по экономическим вопросам. Позднее эти комиссии были преобразованы в объединенный комитет Тройственного пакта.

Позже к Берлинскому пакту присоединились правительства Венгрии (20 ноября 1940 года), Румынии (23 ноября 1940 года), Словакии (24 ноября 1940 года) и Болгарии (1 марта 1941 года).

25 марта 1941 года к пакту присоединилось югославское правительство Драгиша Цветковича, но уже 27 марта оно было свергнуто, а новое правительство Душана Симовича не утвердило акт присоединения. Позднее к Берлинскому пакту присоединились Финляндия, Испания, Таиланд, марионеточные "правительства" Хорватии, Маньчжоу-Го и "правительство" Ван Цзин-вэя, созданное японцами на оккупированной территории Китая.

Победа СССР и других государств антифашистской коалиции во Второй мировой войне привела к ликвидации Берлинского пакта.

Подготовка к запуску ракеты

5 марта 2015 года исполнятся 45 лет со дня вступления в силу Договора о нераспространении ядерного оружия. Участниками Договора являются 190 государств. Вне остаются Индия, Пакистан, Израиль, о выходе из Договора заявила КНДР.

Договор о нераспространении ядерного оружия был подготовлен комитетом ООН по разоружению. 12 июня 1968 года он был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. Одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне 1 июля 1968 года началось подписание Договора. Договор вступил в силу 5 марта 1970 года.

Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 года. С 1992 года правопреемником СССР по выполнению Договора является Российская Федерация.

Участниками Договора являются 190 государств. Договор не подписали Индия, Пакистан, Израиль.

О выходе из ДНЯО заявила КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор закрепляет неотъемлемое право государств — его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников Договора.

Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора. На Конференции 1995 года он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу "перечень" мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения.

3-28 мая 2010 года в Нью-Йорке прошла VIII обзорная Конференция по ДНЯО. Она завершилась консенсусным принятием итогового документа, состоящего из двух частей. Первая — анализ ситуации с выполнением всех статей Договора (этот раздел принят со ссылкой, что он лишь отражает мнение председателя). Вторая — согласованные выводы и рекомендации (т.н. План действий), которые содержат 64 практических "шага", нацеленных на укрепление Договора на основе выверенного баланса между тремя его основными составляющими: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.

В 2012 году стартовал очередной обзорный цикл Договора, который завершится Конференцией 2015 года по рассмотрению его действия.

30 апреля — 11 мая в Вене прошла первая сессия Подготовительного комитета (ПК-1) Конференции 2015 года по ДНЯО. В ходе данного мероприятия состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным проблемам нераспространения, контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии.

Вторая сессия ПК прошла в Женеве (22 апреля — 3 мая 2013 года). Ее важным итогом стало подтверждение всеми государствами-участниками того, что ДНЯО остается стержневым элементом системы международной безопасности.

Третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО прошла 28 апреля — 9 мая 2014 года в Нью-Йорке. Одним из центральных событий ПК-3 стало одновременное подписание ядерными державами "на полях" сессии Протокола о предоставлении гарантий безопасности государствам-участникам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Это стало реальным практическим вкладом в дело укрепления режима ядерного нераспространения и продвижения к миру без ядерных вооружений.

Проведение Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия запланировано на 27 апреля — 22 мая 2015 года в Нью-Йорке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: