Какие функции выполняют наднациональные органы европейский суд

Обновлено: 25.04.2024

Все институты ЕС нацелены на то, чтобы продвигать ценности Евросоюза, обслуживать его интересы, а также интересы его граждан. Все эти функции должны выполняться эффективно, гарантированно, непрерывно и последовательно.

В организационной структуре ЕС произошли изменения, по Лиссабонскому договору. Европейский банк и Европейский Совет стали ведущими органами. Совет Европейских сообществ стал официально называться «Совет». Суд Европейских Сообществ стал «Судом справедливости Европейского Союза». Также в договоре стало использоваться название «Европейская Комиссия» вместо «Комиссии Европейских Сообществ».

Перечислим основные институты Европейского Союза: Совет, Европейский парламент, Европейская Комиссия, Европейский Совет, Палата аудиторов, Суд справедливости ЕС, Европейский центральный банк.

Совет ЕС

Совет ЕС – высший орган, выполняющий правотворческие функции, обеспечивающий координацию общей политики государств ЕС. Совет наделяет Комиссию компетенцией для исполнения норм по принятым актам.

В Совете 27 членов, представителей государств-участников. Сбор Совета происходит в двух форматах:

  • по общим вопросам собираются министры иностранных дел государств;
  • специальный Совет собирается в составе соответствующих министров национальных правительств.

Председательствует каждый член Совета поочередно. Председатель созывает заседания, ведет их, организует голосование, следит за подписанием принятых актов. Та страна, которая председательствует в Совете является посредником в отношениях стран ЕС в компромиссных целях.

Решения в Совете принимаются большинством голосов. При голосовании по важным вопросам устанавливаются изъятия из принципа равенства и голоса распределяются определенным образом.

Формации – секторные группы, которые комплектуются Советом в зависимости от рассматриваемого вопроса.

Многие решения принимаются КОРЕПЕР, Комитетом постоянных представителей, который специально создавался для того, чтобы обеспечить непрерывность работы, так как все министры не имеют возможности постоянно находиться в месте заседания Совета. В Комитете происходят предварительные обсуждения, если согласие достигнуто на КОРЕПЕР, вопрос выносится на повестку дня Совета, и решение по нему принимается без дискуссии. Послы государств являются постоянными представителями. Выделяются заседания двух уровней:

  • заседания заместителей постоянных представителей для решения вопросов технического характера;
  • заседания постоянных представителей для решения политических вопросов.

Комитет включает в себя подкомитеты и рабочие группы, где трудятся служащие государств – участников.

Европарламент

Европарламент – орган консультативного и рекомендательного характера, имеет право контроля над Европейской Комиссией и Европейским Советом, может принимать участие в бюджетном и законодательном процессах, выдвигать политические инициативы.

Сначала члены Европарламента выбирались законодательными органами государств, население стало выбирать «евродепутатов» с 1979 года. Полномочия Европарламента в сравнении с полномочиями законодательных федеральных органов стран гораздо уже. Главные функции – консультативная и контролирующая, однако на современном этапе наблюдается тенденция к расширению полномочий Европарламента.

Количество депутатов Европарламента закреплено, но может измениться в связи с увеличением государств – членов, или увеличением населения в стране (например, при объединении Германии). Членов Парламента не должно быть более 732.

Граждане должны быть представлены по регрессивно-пропорциональному принципу, с минимальным порогом в 6 депутатов и максимальным – 96. Члены Европарламента могут быть избраны на пятилетний срок прямым всеобщим голосованием «в свободном и секретном избирательном бюллетене».

Быть членом Европарламента и одновременно членом Парламента своего государства возможно, кроме некоторых должностей. Обязанности члена Европарламента несовместимы с должностями члена правительства государства, члена Комиссии, судьи, генерального адвоката, секретаря Суда ЕС и др.

Сессии Европарламента ежегодные, могут быть созваны чрезвычайные сессии по требованию большинства членов. Решения в Европарламенте принимаются большинством голосов.

Европарламент утверждает состав Еврокомиссии и ее Председателя, обсуждает ежегодный доклад, направленный ему Комиссией. Члены Комиссии имеют право присутствовать на заседаниях Европарламента и выступать от имени Комиссии.

После выборов назначается Омбудсмен, полномочия которого распространяются до следующих выборов, на которых он может быть переизбран вновь. Выполняя свои обязанности, омбудсмен принимает решения независимо. Освобождается от должности по решению Суда по обоснованной просьбе Европарламента. Основаниями для увольнения могут стать: противоправное поведение, несоответствие условиям, требующимся для выполнения данных обязанностей и пр. Омбудсмен принимает жалобы, касающиеся плохой организации деятельности институтов.

Если факты подтверждаются, дело направляется в соответствующее учреждение, где и рассматривается. Омбудсмен информирует лицо, направившее жалобу, о результатах такой проверки и принятых мерах.

Европейская Комиссия

Европейская Комиссия – высший орган исполнительной власти ЕС, который несет ответственность за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контролирует соблюдение договоров ЕС и других правовых документов.

Функционирование Европейского Союза невозможно без основного «двигателя» европейской интеграции. В работе Еврокомиссии учитываются интересы стран – участниц, но основной задачей является урегулирование интересов государств и ЕС. У Еврокомиссии широкие полномочия, куда входят:

  • законодательные (директивы, стандарты, нормативы);
  • исполнительные (расследования, штрафные санкции);
  • организационные;
  • бюджетные;
  • внешнеполитические (переговоры).

Полномочия Еврокомиссии имеют сходство с полномочиями национальных правительств. Еврокомиссия имеет в своем составе 27 граждан, уполномоченных работать в Еврокомиссии 5 лет. Кандидатуры Председателя и еврокомиссаров представляются Европарламенту на утверждение, после чего они назначаются государствами при согласии ЕС.

Члены комиссии действуют в личном качестве и не являются представителями государств. Должностные лица Комиссии имеют привилегии и иммунитеты. Они выполняют свои обязанности независимо, не руководствуясь инструкциями и распоряжениями своего государства.

Если принцип независимости нарушен, это может послужить причиной отставки члена Комиссии. Отстранить от работы членов Комиссии могут правительства государств, при этом Европарламент вправе высказать вотум недоверия Комиссии, суд ЕС при несоответствии требованиям члена Комиссии, необходимым для выполнения обязанностей. Каждый член Комиссии работает в своей области.

В Комиссии существуют комиссары по вопросам конкурентной борьбы, по вопросам торговых отношений, по бюджетной политике, правосудию и пр.

Комиссия состоит из структурных подразделений: генеральной дирекции, юридической службы, технической службы. Лицо, которое занимает должность Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности, автоматически становится заместителем председателя Комиссии.

Европейский Совет

С середины 1970-х годов главы государств стали встречаться и обcуждать наиболее важные вопросы. Саммиты получили неофициальное название – Европейский Совет. В 1986 году Европейский Совет был признан официальным органом. Председатель Еврокомиссии стал входить в состав Европейского Совета.

Роль Евросовета в том, что он намечает политические, экономические, культурные ориентиры ЕС, определяет приоритетные направления развития, осуществляет общее политическое руководство.

Евросовет не обладает функциями законодательного органа, юридически обязательных к исполнению документов не выпускает и не принимает.

Европейский Совет собирается один раз в четыре года, принимая решения консенсусным методом. Лиссабонский договор определил Европейский Совет как основной институт ЕС и определил пост Постоянного председателя Европейского Совета. Председатель выполняет в основном административные функции: координирует работу Европейского Совета, занимается организацией проведения его заседаний. Председатель выступает с отчетом перед Европарламентом после каждого саммита. Председатель Европейского Совета представляет ЕС на международном уровне в рамках своих полномочий

Счетная палата

Палата аудиторов была основана в 1975 году. Она состоит из 27 членов, назначенных Советом на шестилетний период.

Задачей Палаты является контроль за финансами Европейского Союза. Палата занимается проверкой отчетности о доходах и расходах всех органов, учрежденных ЕС. Законность и правильность расходования, грамотное управление финансовыми потоками – все это является предметом деятельности Палаты аудиторов.

Осуществив проверку, Счетная палата представляет документ с выводами в отношении финансовых операций. Документ представляется в Европейский парламент и Совет.

Суд ЕС

В судебную систему ЕС входят: суд ЕС, Суд первой инстанции, специализированные суды.

Важнейшая роль в европейской интеграции принадлежит Суду ЕС. Его главная задача: обеспечить применение права Европы. Суд рассматривает споры между государствами ЕС и Союзом, между институтами, обеспечивает единообразную трактовку законодательства. В состав суда входят судьи, которые назначаются государствами при общем одобрении. Судьями являются лица независимые, обладающие необходимыми качествами, имеющие экспертное мнение по правовым вопросам. Судья наделяется полномочиями на шесть лет.

Судья не может быть отправлен в отставку государством до истечения срока полномочий, но отстранить судью от исполнения обязанностей можно при однозначном мнении остальных судей и генеральных адвокатов. Судьи не могут занимать политические или административные должности дополнительно. Из состава Суда выбирается Председатель, который организует работу Суда и ведет заседания. В состав Суда ЕС входят восемь генеральных адвокатов, назначенных в том же порядке, что и судьи. Количество генеральных адвокатов может быть увеличено при необходимости. Также суд может принять решение о рассмотрении дела без генерального адвоката.

Таким образом, генеральные адвокаты принимают участие в рассмотрении более серьезных дел и формируют прецедентное право ЕС.

Государства-члены и институты являются в суде агентами или поверенными. Агенты назначаются для каждого дела, их помощниками могут выступать советники и адвокаты.

В Суде существуют палаты. Председатель палаты назначается Судом на годичный срок. Кворум Суда полного состава составляют восемь судей. Решение принимается большинством голосов, председатель в голосовании участия не принимает. В палате работают 3-5 судей.

В палату направляются апелляции, обращения.

Если государством-членом или институтом предъявлен иск, он рассматривается Судом полного состава. Решение Суда не обжалуется.

В 1988 году был создан Суд первой инстанции, он не является самостоятельным институтом ЕС, а лишь дополняет Суд ЕС и подчиняется ему. Суд первой инстанции выполняет функцию разгрузки и берет на себя рассмотрение наименее важных дел. Он состоит из 27 судей, судьи-докладчики играют роль генеральных адвокатов. Решения данного суда могут быть оспорены и обжалованы в порядке апелляции.

Специализированные судебные палаты создаются после консультаций с Судом ЕС. Они наделены компетенциями по разрешению спорных ситуаций. Решения специализированных палат обжалуются в Суд первой инстанции.

Лиссабонский договор говорит о том, что Суд ЕС должен включать Суд справедливости, Генеральный суд и специализированные суды.

Суд справедливости составляют судьи от каждого государства, ему должны оказывать содействие генеральные адвокаты. Суд справедливости принимает решения по искам, дает предварительные заключения по просьбе судов и трибуналов по вопросам трактовки закона.

Генеральный суд включает, как минимум, одного судью от государства-члена и рассматривает дела наименьшей сложности.

Европейский центральный банк

Положения о Европейском центральном банке содержатся в Договоре о функционировании Европейского Союза. ЕЦБ разрешает вопросы, касающиеся евро. Он независимо осуществляет свои полномочия, управляет финансами, принимает необходимые меры.

Управление ЕЦБ состоит из членов Исполнительного совета ЕЦБ и управляющих национальных центральных банков, валютой которых является евро.

В Совет входят президент, вице-президент и четыре члена. Их назначает Европейский Совет путем голосования. Претендентами являются лица, обладающие авторитетом, опытом, имеющие рекомендации. Они назначаются на восемь лет и не могут переизбираться.

ЕЦБ и национальные центральные банки являются Европейской системой центральных банков и проводят денежно-кредитную политику Союза. Главная задача ЕСЦБ – поддержание ценовой стабильности и оказание общей экономической поддержки в рамках Союза.

Европейский суд, отстаивающий права каждого человека – это наивысший судебный орган, который имеет юридическое распространение на все страны-члены Совета Европы. Палата Европейского суда выступает одной из последних надежд на восстановления справедливости для огромного количества людей.

Основные задачи Европейского суда и этапы его работы.

Масштабы задач, которые выполняются судом, более понятны, если заглянуть в главный офис, где каждое утро сотрудники разбирают почту. Это как минимум 1500 писем, написанных от руки на различных языках. Их насчитывают около 41. Работа достаточно трудоемкая, ведь не каждый почерк отличается идеальной каллиграфией. При этом, переводчики должны оперативно и качественно распознавать и доносить суть каждого письма. Кроме того, из этой груды необходимо выделить те, что нуждаются в незамедлительной реакции. Ответ на письма истцов – одна из основных задач суда.

Европейский суд — это единственное место в Европе, где возможно рассмотрение жалоб на работу самого правительства и страны в целом. Месторасположением суда является французский город Страсбург. Именно в нем и проходят важнейшие заседания. Однако Европейский Суд по мере выполнения своих функций может назначать заседания и тем самым выполнять свою работу и в других городах Европы.

Вся работа беспрекословно опирается на Конвенцию о защите прав и свобод каждого гражданина. Осуществляется она по принципу двух типов контроля: рассмотрения докладов и индивидуальных обращений.

Работа по рассмотрению индивидуальных обращений делится на 2 этапа:

1. В первом комиссия определяет приемлемость жалоб. Поднять этот вопрос можно на различных стадиях изучения. Он рассматривается довольно тщательно.
2. Принятие решения Европейским судом по самому вопросу жалобы.

Органами, которые осуществляют контроль, назначены Европейская комиссия и Европейский суд. Комиссия – это некий фильтр писем на пути к Суду.

Для того чтобы подать свое обращение в суд, необходимо четко изучить рамки приемлемости. Потому что при несоблюдении определенных условий, назначенных вышестоящими органами, жалоба рассматриваться не будет, что означает отказ на защиту прав международным судом. Поэтому лучше проконсультироваться со специалистом.

Рассмотрение жалоб

Существуют основные условия принятия жалоб:

1. Государство обязательно должно входить в состав членов Европейского Совета.
2. Жалобы, сделанные анонимно, приниматься комиссией не будут, ведь Европейский суд гарантирует абсолютную конфиденциальность каждому.
3. Индивидуальное обращение не станут принимать в случае, если Комиссия признает его несовместимым с Конвенцией.

Зачастую Комиссия, отстаивающая права и свободы человека, в силу своего авторитета не желает рассматривать дела, несущие мизерную значимость. Это отвлекает внимание Европейского суда от дел, которые несут большую серьезность и требуют немедленного вмешательства. Поэтому жалобы наподобие штрафа за нарушение дорожного движения будут сразу приравниваться к неприемлемым.

Завершающим этапом рассмотрения по праву считается пленарное заседание, назначаемое Председателем. Приоритетность заседания указывается в Конвенции и Правилах настоящего времени. Пленарный суд проводится в присутствии как минимум одной трети его членов. Созывается он не так часто, но не менее одного раза в год.

Что касается Палат Европейского суда, то здесь ситуация немножко отличается. Все Палаты работают на постоянной основе. Однако их работа планируема. Председатель назначает время определенных сессий, на которых рассматриваются четко поставленные вопросы. Во всех остальных случаях Большая Палата и Комитеты созываются в ситуации срочной необходимости, и только с подачи Председателя.

Неотъемлемой частью работы Европейского суда являются разнообразные заседания и совещания. Проводятся они строго за закрытыми дверями, и несут полную конфиденциальность. В заседаниях имеют право принимать участия судьи, секретарь и его заместитель. Кроме того, здесь не обойтись без сотрудников секретариата, председателя и переводчиков. Остальные лица могут быть допущены только в случаях, требующих специального разрешения. После изучения дела и высказываний всех членов, суд приходит к общему консенсусу путем голосования.

Голосование происходит в присутствии определенного количества членов Европейского суда и его Председателя. Как и везде, побеждает большинство. В случае разделения голосов поровну проводится голосование повторного характера. Если же ситуация при голосовании остается такой же – то решающим является голос самого Председателя.

Решение Палаты выносятся большинством. Ее члены вправе воздержатся от голосования. Все происходит путем поднятия руки, и должно иметь четкую формулировку выносящихся вопросов. Количество голосов и решение суда документально регистрируются.

Таким образом проходит вся работа в Европейском суде. К его непосредственным функциям относят рассмотрение обращений о нарушении прав, которые гарантированы каждому гражданину Конвенцией. Данные обращения должны быть поданы физическим лицом либо же группой лиц, и иметь конкретные жалобы на правовую работу государства.

Европейский суд имеет полноправную высшую юридическую силу на территории стран, которые являются членами Совета Европы. Решения принимаются на основе голосования и являются нормативными. Кроме того, суд может назначить определенные компенсации в пользу истца, права и свободы которого были нарушены государством незаконно.

Членами Европейского суда выступают лишь высококвалифицированные судьи, к чьему мнению в станах прислушивается не только государственная власть, но и пресса с населением. Именно поэтому, подавая правильно оформленную жалобу, вы можете быть уверены в компетентности данного правового органа.

Европейский Суд является международным судебным органом. Его юрисдикция распространяется на все государства, которые входят в Совет Европы и ратифицировали Европейскую конвенцию. Ратификация Европейской Конвенции о защите прав человека является обязательной для возможности рассмотрения вопросов, касающихся применения конвенции.

Заданием Европейского Суда является обеспечение соблюдения положений конвенции для стран-участников. Свою деятельность Суд осуществляет путем рассмотрения жалоб от физических лиц, группы лиц или неправительственных организаций. Европейский Суд также рассматривает жалобы одного государства-участника к другому участнику за нарушение статей Европейской конвенции.

Порядок рассмотрения дела

Для того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, она должна быть подана в срок до 6 месяцев после вынесения решения государственным судом. До подачи иска в Европейский Суд должны быть использованы все внутренние правовые средства. Вместе с жалобой подаются копии решений судов первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции. Не рассматриваются жалобы против организаций и частных лиц.

В компетенцию Европейского Суда не входит отмена судебного решения по отношению к государству-участнику, так как он не является Судом первой инстанции. Также он не имеет компетенции давать указания законодателю или распоряжения о принятии мер. Суд принимает к рассмотрению жалобы, чтобы установить, допущено ли нарушение положений конвенции. Чаще всего Судом принимаются решения о компенсации материального и морального ущерба.

В соответствии со статьей 46 Европейской конвенции, за исполнение решений отвечает Комитет министров Совета Европы. Надзор Комитета осуществляется не только за своевременной выплатой компенсации, но и за тем, как государство-участник исправляет нормы расхождения внутреннего права с положениями конвенции. Вынесенное судом решение обязательно для выполнения государством-ответчиком.

Исполнение решений Суда

Рассмотрим процедуру исполнения решений Европейского Суда. Комитет министров, получив решение Суда, передает его послу государства-ответчика с указанием о дальнейшем представлении информации об исполнении. При удовлетворительном отчете государства-ответчика об исполнении судебного решения Комитетом принимается резолюция о выполнении своих функций. Но, если государством–ответчиком не приняты меры или не выплачена денежная компенсация, то Комитет министров принимает решение вернутся к рассмотрению дела.

Итак, Европейский Суд как международная судебная инстанция после рассмотрения во всех судах на государственном уровне, имеет право:
— принимать к рассмотрению индивидуальные и межгосударственные иски против одного, нескольких государств или Европейского союза;
— устанавливать факт нарушения права заявителя;
— выносить решение о выплате компенсации заявителю;
— разъяснять положение конвенции;
— устанавливать факт массового нарушения прав человека в определенном государстве.

Европейским Судом выносятся такие типы решений:
— решение о неприемлемости жалобы;
— решение о приемлемости или неприемлемости жалобы в виде отдельного документа;
— окончательное решение – постановление.

Решение Европейского Суда является окончательным и не может быть обжаловано в суде высшей инстанции. Суды нижестоящей инстанции, которыми являются суды первой инстанции, апелляционной или кассационной инстанции в границах определенного государства, обязаны выполнять решение Европейского Суда. Невыполнение положений тянет за собой юридическую ответственность для страны-ответчика.

При вынесении решения, Европейский Суд передает его Комитету министров, который в итоге дает отчет по исполнению решения страной-ответчиком на протяжении 3 месяцев, если Судом не предусмотрен иной срок.

В соответствии со ст. 44 Конвенции, решение Европейского Суда считается окончательным и обжалованию не подлежит, если:
— стороны не собираются заявлять с ходатайством в Большую палату;
— по истечении срока в три месяца после постановления решения;
— при отклонении заявления Большой палаты о ходатайстве.

Обычно содержание решения печатается в официальных изданиях государства-заявителя и государства-ответчика.

Европейская Конвенция о Правах Человека (ЕКПЧ) – международное соглашение, которым был утвержден ряд политических и гражданских прав для всех, подписавшихся под договором стран-участниц Совета Европы. Специальным механизмом их защиты стал единственный орган Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Местом его дислокации стал Страсбург (Франция), а именно Дворец прав человека. Под юрисдикцию Суда подпадают все страны, что подписали Европейскую Конвенцию.

Исторический момент

Европейский Суд учредили в 1959 году, этот орган с 1998 года поглотил все полномочия, что были разделены ранее между Судом, Комиссией и Комитетом министров СЕ (Совета Европы). Этот международный орган рассматривает в установленном международным правом порядке обращения и жалобы граждан, права и свободы которых были ущемлены в государствах-участниках СЕ. За несоблюдение регулируемых конвенцией норм может наступить должная правовая реакция – индивидуальная жалоба.

Весь период существования Суда международного значения позволил мировому сообществу утвердиться во мнении что ЕКПЧ – уважаемый и влиятельный, а еще эффективный инструмент защиты человеческих прав на международном уровне. Этот регулирующий механизм действенен не только на территории Европы, а и по всему миру. На данном этапе развития всего 47 государств, являющиеся участниками СЕ, автоматически становятся членами Европейского суда, регулирующего права человека.

Государства-участники Совета Европы, находящиеся под юрисдикцией ЕСПЧ:

Австрия, Азербайджан, Андорра, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Македония, Польша, Россия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Турция, Словения, Финляндия, Украина, Франция, Черногория, Чехия, Хорватия, Эстония, Швейцария, Швеция.

Дела, попадающие под влияние Европейского Суда

ЕСПЧ не имеет полномочий в рассмотрении уголовных дел и вынесении приговоров по ним. Основоположное предназначение этого органа – проверка достоверности соблюдения обязанностей теми государствами, что являются подписантами ЕКПЧ. В вынесенном Судом решении должен фигуририровать факт наличия или отсутствия нарушений по выполнению обязательств, предусмотренных международным договором.

Предусмотрено три уровня нарушений, что подлежат рассмотрению ЕСПЧ:

1. Случаи, где нарушение норм по ЕКПЧ наблюдаются со стороны государственной власти. В качестве примера: сотрудник правоохранительных органов ведет себя по отношению к заключенному жестоко и неуважительно, тем самым унижает человеческое достоинство, а, значит, нарушая права гражданина. В этой ситуации нарушается запрет на пытки, что оговаривается в ЕКПЧ.
2. Ненадлежащее выполнение своих обязательств государством. В частности, когда нет полномерного расследования дела, ущемляются права потерпевшей стороны, а, значит, не наступает восстановление тех правах что были нарушены.
3. Невыполнение государством норм конвенции международного значения. На этом уровне находятся дела, в течение которых права гражданина не были защищены государством.

Практически в каждом государстве-участнике СЕ имели место нарушения на каждом из уровней. 1959-1998 годы – тот период, за который ЕСПЧ сумел рассмотреть тысячи дел, основная часть которых включала в себя индивидуальные жалобы граждан. Как показывает современная практика нормы, включенные в I раздел Конвенции и еще в протоколы дополнений к этому разделу, приобретают ту трактовку, что дает им Европейский Суд.

Для выполнения своей основной функции, а именно выполнения обязательств странами-подписантами ЕКПЧ, Европейский Суд берет на себя обязательство рассмотрения конкретного случая, а также вынесения вердикта по нему. К производству принимаются те индивидуальные жалобы, что были поданы одним из участников. Заявителем может выступать:

• Физическое лицо;
• Группа граждан;
• Неправительственная организация;
• Государство – член СЕ.

Таким образом, все граждане, их объединения, неполитические организации, что попадают под юрисдикцию государства-подписанта ЕКПЧ, могут напрямую обращаться в ЕСПЧ за восстановлением справедливости, если имеет место факт нарушения свобод, прав, регулируемых Конвенцией. Страна-подписант международного договора имеет право обратиться с жалобой на нарушение конвенционных норм другим членом СЕ. Но обращение может иметь место, когда соблюдены некоторые условия.

Условия, соблюдение которых, позволяет обращаться в Европейский Суд

• Предмет. Стать предметом жалобы могут исключительно права, прописанные в тексте ЕКПЧ и в ее Протоколах. Несмотря на то, что перечень регулируемых норм очень широк, он не охватывает всех современных прав, встречающихся в новейшем конституционном законодательстве современных стран. Например, право на социальное обеспечение, на труд-нормы, что регулируются другим международным документом, а именно Европейской Социальной Хартией. Следовательно, такие положения не могут попасть под юрисдикцию ЕСПЧ.
• Субъект. Участником процесса, истцом может быть исключительно потерпевший. И в тех случаях, когда с обращением выступает группа лиц, каждый из них будет являться отдельным участником процесса и отстаивать собственные интересы.
• Сроки. Подавать жалобу следует не позднее как через 6 месяцев после вынесения решения государственным судебным органом.
• Ратификация. В ЕСПЧ могут рассматриваться исключительно те нарушения, что имели место после даты ратификации ЕКПЧ государством, под юрисдикцией которого находится потерпевший.
• Соблюдение всех судебных ступеней. Жалоба может быть принята к рассмотрению лишь после прохождения иска по всем внутригосударственным судебным инстанциям.


Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights , фр. Cour européenne des droits de l’homme ) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Содержание

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб


Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. [3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова [4] [5] , в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению [6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб [7] .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: