Федерация понятие государственно правовые признаки виды федеративных государств

Обновлено: 16.04.2024

Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Материал с изменениями 2020 — ЗДЕСЬ.

План.

  • Федеративное устройство. Понятие.
  • Субъект Российской Федерации. Понятие.
  • Признаки федеративного государства.
  • Функции федерального государства.
  • Особенности федеративного устройства России.
  • Субъекты Российской Федерации (список).
  • Федеральные округа РФ.
  • Принципы федеративного устройства.
  • Разделение полномочий между центром и субъектами.

Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Признаки федеративного государства:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • наличие двухпалатного парламента
  • верховенство федерального права
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • наличие двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Функции федерального государства:

  • децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
  • интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация построена:

  • по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
  • по национальному принципу — республики, автономные округа

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

Национальные образования:
  • 22 республики;
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • одна автономная область (Еврейская Автономная область).
Территориальные образования:
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • 46 областей.
Все эти субъекты группируются в:
  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов.

Федеральные округа РФ.

Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

С 2000 года:

С января 2010 года:

С марта 2014 года:

Крымский.

Принципы федеративного устройства.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

  • республики обладают признаками государства,
  • государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

Федерация (от лат.foederatio — союз, объединение)— это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции)являются субъектами (членами)федерации и имеют свое собственное административно-территориальное устройство.

В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом случае говорят об асимметричности федерации, т.е.о наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации (М.В.Баглай, Б.Л.Железнов, В.А.Туманов и др.).

В настоящее время насчитывается более 30 федеративных государств, в которых проживает одна треть населения планеты (США, ФРГ, Бельгия, Бразилия, Индия, Исламская Федеративная Республика Коморские Острова, Танзания, Папуа — Новая Гвинея и др.).

Современные федерации в большинстве случаев от унитарных государств отличаются более высоким уровнем социальной и национальной напряженности, связанным в немалой степени с несовершенством федеративной структуры и неразвитостью политико-правовых связей внутри федерации.

Выделяют признаки федеративного государства как абсолютного, так и факультативного характера. К признакам, которые являются обязательными, относятся:

— добровольность объединения государственных образований в единое государство;

— единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов федерации;

— симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;

— разграничение компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации;

— наличие двухуровневой системы законодательства (собственно федерации и ее членов);

— существование самостоятельной системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации;

— наличие единого федерального гражданства.

К признакам факультативного характера, т.е.необязательно присущим федерации, но встречающимся на практике в ряде государств, относятся:

— наличие собственной конституции субъекта федерации;

— существование самостоятельной судебной системы на этом регионально-субъектном уровне;

— возможность установления гражданства субъекта федерации;

— асимметричный конституционный статус членов федерации.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.

В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации (институт федеральной интервенции или федерального вмешательства).

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации, организованные на территориальной основе, которых большинство (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика),на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия) и на смешанной национально-территориальной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).

Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: конституционные и договорные.

Конституционные федерации создаются как бы «сверху » в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия), а договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, ОАЭ).

В настоящее время конституционное право не признает права выхода (сецессии) субъектов из состава федерации, признается лишь право самоопределения внутри федерации.

Размежевание предметов ведения федерации и ее субъектов. Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов, чего не делается при определении полномочий даже политической автономии (в последнем случае предоставляется лишь право издания местных законов по некоторым вопросам). Существует несколько способов такого размежевания, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов:

1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные полномочия субъектов; 3) совместная компетенция федерации и субъектов;

Формы участия субъектов федерации в решении общегосударственных вопросов. Существует множество таких способов. К их числу относятся: 1) осуществление совместной компетенции федерации и ее субъектов. По вопросам совместной компетенции могут быть изданы и законы федерации, и законы ее субъектов, но в данной сфере отношений превалирует федеральный закон, действует он, а не закон субъекта федерации; 2) создание особой палаты в парламенте, обычно называемой сенатом и рассматриваемой как орган специфического представительства субъектов (установлено представительство в данную палату от субъектов в равном или неравном количестве). Федеральный закон не может быть принят без согласия этой палаты. Он принимается без ее согласия, только если нижняя палата преодолеет отказ верхней палаты (ее вето) квалифицированным большинством голосов; 3) автоматическое включение по должности должностных лиц субъектов федерации в общефедеральные органы; 4) периодически созываемые совещания премьер-министра федерации и премьер-министров (главных министров, губернаторов) ее субъектов (Индия, Канада, Папуа — Новая Гвинея и др.); результаты таких совещаний иногда оформляются федеральным законом, иногда, хотя это сделать и не удается, они используются в практической деятельности исполнительных органов; 5) совещания президента и глав исполнительной власти субъектов; 6) совещания руководителей одноименных министерств (департаментов) федерации и ее субъектов, которые во многом формируют политику в данной отрасли экономики, управления. Такого рода совещания направлены также на координацию практических действий.

• В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);
• наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);
• они наделены правом принимать региональные законы;
• у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
• Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
• В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
• В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
• В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
• Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
• Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
• Симметричные
• асимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:
• территориальные
• национальные
• смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:
• договорные
• конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

23. Конфедерация, как переходная форма государственного устройства.

Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Государства-конфедерации
Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — федерация, её субъекты не имеют права на сецессию.
Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
Конфедерацией на данный момент является Союзное государство — Союз России и Белоруссии.
Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

Изучим понятие федерации, а также определим их признаки и виды.

Понятие федерации

Федерация (от лат. слова foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, которая представляет собой сложное (союзное) государство, включающее государственные образования с определенной политической самостоятельностью и специфическими признаками.

Составляющие федерацию государственные образования (в виде республик, штатов, земель) выступают в качестве её субъектов (членов) и обладают своим собственным административно-территориальным устройством.

В разных странах федеративное устройство имеет неоднородную структуру и определенные признаки. Его особенности предопределяются историческими условиями формирования конкретной страны, своеобразием культуры, национальным и религиозным составом населения. В подобных случаях отмечается асимметричность федерации, т.е. присутствует определенное неравенство в правовом статусе её субъектов.

В настоящее время в мире имеется более 30 федеративных государств, в которых проживает около трети населения планеты (США, Германия, Бельгия, Индия, Бразилия, Танзания и т.д.).

Современные виды федераций в большинстве ситуаций отличаются от унитарных государств повышенным уровнем национальной и социальной напряженности, что связано с несовершенством федеративного устройства и слабым развитием политико-правовых связей внутри территориальных образований.

Признаки федерации

В теории выделяют совокупность признаков федерации (федеративного государства), которые подразделяются на две группы признаков: абсолютные (обязательные) и факультативные.

В состав обязательных признаков федерации (федеративного государства) включают:

– добровольный характер объединения государственных образований в единое государство;

– единую территорию страны, которая сложилась как результат вхождения территорий субъектов;

– симметричный конституционный статус отдельных субъектов федерации и их равноправие;

– разграничение в компетенции между центром и регионами;

– присутствие двухуровневой системы законодательства (центра и её субъектов);

– наличие системы самостоятельных органов исполнительной и законодательной власти субъектов;

– существование единого федерального гражданства.

Факультативными признаками федерации (т.е. необязательно присущими ей) являются:

– существование собственной конституции у регионов, которая учитывает их характерные признаки;

– наличие на региональном уровне самостоятельной судебной системы;

– возможность введения гражданства субъекта;

– асимметричный конституционный статус для членов федерации.

Государственные образования, которые формируют федерацию, не выступают в качестве государства в полном смысле слова. Они не имеют суверенитета, права на односторонний выход из союза, юридически лишены права на самостоятельное участие в международных отношениях и союзах.

В случае нарушения федеральной конституции или законодательства центр имеет право на принятие принудительных мер в отношении данного субъекта (институт федерального вмешательства или федеральной интервенции).

Виды федерации

В зависимости от роли и значения национального (лингвистического) фактора при определении её структуры выделяют следующие виды федерации:

– федерации, которые организованы на территориальной основе, они составляют большинство (США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

– федерации, которые основаны на национальной основе (Бельгия, Пакистан, Нигерия, частично Индия);

– федерации, которые организованы на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).

В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, различают два основных вида федерации: конституционные и договорные.

Конституционные федерации учреждаются «сверху» в результате принятия конституции (Бразилия, США, Канада), а договорные федерации формируются «снизу» на базе соглашения или договора между субъектами федеративных взаимоотношений (Швейцария, ОАЭ).

Федерация – это (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Признаки федерации:

  • состоит их субъектов федерации (штатов, земель, республик и т.д.), то есть политических образований, имеющих ряд признаков государства, но не имеющих государственного суверенитета; субъекты имеют собственное административно – территориальное деление;
  • единая территория страны;
  • верховная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • двухуровневая система законодательства;
  • единые вооружённые силы; В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Например, вооруженные силы Швейцарии состоят из вооруженных сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т. н. «национальная гвардия» которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах).
  • единая денежная система;
  • двухуровневая система налогов;
  • компетенция федеральных властей и властей субъектов разграничена союзной конституцией;
  • субъекты имеют свои конституции, свои высшие органы власти и управления, судебные органы;
  • высший орган федерации имеет двухпалатную структуру;
  • единое федеральное гражданство, допускается гражданство субъектов федерации.

Виды федерации

В зависимости от роли и значения национального (лингвистического) фактора:

– федерации, которые организованы на территориальной основе, они составляют большинство (США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

– федерации, которые основаны на национальной основе (Бельгия, Пакистан, Нигерия, частично Индия);

– федерации, которые организованы на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).

В зависимости от видов правовых актов:
  • конституционные федерации учреждаются «сверху» в результате принятия конституции (Бразилия, США, Канада),
  • договорные федерации формируются «снизу» на базе соглашения или договора между субъектами федеративных взаимоотношений (Швейцария, ОАЭ).
По объему прав субъектов:
  • жесткие, т. е. высокая степень централизации (Германия, США)
  • мягкие (Россия).
По тенденциям развития:
  • центробежные, т. е. тенденция к распаду (Швейцария, США);
  • центростремительные, т. е. тенденция к сближению (Россия).
По правовому статусу субъектов:

симметричные и ассиметричные.
В симметричных федерациях субъекты равноправны (в РФ, согласно конституции 1993 г) . В асимметричных не равноправны (Индия) . Асимметрия может быть связана с наличием в составе федерации несубъектов, а федеральных округов, федеральных территорий, владений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: