Какими чертами по мнению автора должны обладать граждане тоталитарного государства а какими вожди

Обновлено: 27.04.2024

Тоталитарное государство является полной противоположностью идеального правового.
При наличии тех или иных отличий и специфических черт между тоталитарными режимами для них является характерным то, что они, используя привлекательные социальные мифы, желают мобилизовать население своих государств на исполнение изначально нереальных, то есть утопических, хоть и довольно благозвучных общественных проектов. В связи с этим основой почти каждого тоталитарного режима является обширная идеологическая доктрина, которая охватывает все жизненно значимые аспекты бытия человека.

Сущность идеологии в тоталитаризме

Идеологические доктрины тоталитарных режимов, зачастую включают в себя «единственно верные» ответы на все появляющиеся у членов социума вопросы. Широкая пропаганда данных доктрин является попутчиком каждого человека на протяжении всего его жизненного пути.

Она проявляется уже в детском саду, находит свое продолжение в образовательных учреждениях, контролирует все вариации СМИ: периодическую печать, радио и телепередачи, то есть от рождения до смерти человек пребывает под прицелом жесткого идеологического контроля.

Итогом данной деятельности становится формирование единой идеологии, которую, по идеи действующей власти, должны поддерживать все без исключений население страны. Данная идеология направляет социум на некое конечное и идеальное состояние: «коммунизм», «расово чистое общество», «исламское государство» – ради достижения которого нужны какие-то жертвы, а также стоит преодолеть временные неудобства и ограничения на настоящем этапе жизни.

Любая идеология тоталитаризма состоит из призыва, основанного на категорическом отрицании имеющегося положения вещей и направленного на завоевание мира с целью построения «светлого будущего».

Крайне важной составляющей тоталитарной идеологии стоит признать создаваемый ею «образ врага», помогающий текущему режиму объединить население страны перед лицом мифической угрозы со стороны врагов и диверсантов внутри социума либо со стороны внешнего окружения.

Ради анонсируемых им высоких целей и результатов тоталитарный режим не отрицает и даже практикует систематическое нарушение не только гражданских прав, но и прав человека. Центральная же идея тоталитаризма во всех существующих его вариациях - полное подчинение каждого отдельно взятого человека и всего социума в целом тотальному контролю со стороны государственной власти.

Однопартийная система

Краеугольный камень в основе тоталитарного режима есть однопартийная система. Формирование данной системы является первым шагом к тоталитаризму.

Политическая партия, которая стремится к провозглашению своего абсолютного господства, как правило, находит свое вдохновение в идее объединенной воли класса либо нации. Саму себя данная партия отождествляет с единственно истинным выразителем данной воли, наделяя себя, таким образом, монопольным правом действовать от лица всего класса либо нации.

В тактических целях, партия может сотрудничать и создавать союзы с иными политическими партиями, но настоящей ее целью является не сотрудничество, а монополия, в связи с этим при первом же удобном случае она без жалости ликвидирует всех политических оппонентов.

Тоталитарное правление не терпимо к любому виду оппозиции и инакомыслия, поэтому ключевая цель тоталитарных партий - достижение полного господства над аппаратом государственной власти в стране.

Формирование однопартийной системы – ключевая мера, которая влияет на само существование тоталитарного режима. В связи с этим, установившись один раз, однопартийная система будет защищаться всеми известными современному государству силами и средствами.

Любое требование уничтожить однопартийную систему и поспособствовать приходу демократии с характерной ей многопартийностью, тоталитарный режим рассматривает в качестве прямого посягательства на устои государственной безопасности. Более того, данные требования провозглашаются антинародными и антигосударственными и наказания за них крайне жестоки и беспощадны, ибо террористическая диктатура не в состоянии являться прочной, если будет разрушена ее фундаментальная основа – однопартийная система.

Соотношение партии и государства

Довольно важным аспектом в формировании тоталитарного режима можно признать полное объединение партийного аппарата с государственным. Получив господствующие позиции, партия трансформирует государственный аппарат в свое монопольное пользование, передавая все государственные посты и должности своим функционерам. В итоге государство трансформируется партийное, а партия в государственную.

Партийные вожди являются как руководителями государства, так зачастую и нескольких высших государственных должностей. Назначение на любую государственную должность является невозможным без получения согласия партийных инстанций, и в короткие сроки не остается ни одной должности, которая могла бы быть занята человеком, не являющимся членом правящей партии.

В государстве с тоталитарным режимом устанавливается система, согласно которой ни один закон, ни одно постановление государственной власти не могут быть приняты без предварительного согласования с партийным руководством. Формально законодательные акты принимаются государственными органами, но на самом деле их роль становится буквально номинальной. Точно так же любому постановлению местных органов власти нужно изначально получить предварительное одобрение партийной организации региона.

Итак, можно сказать, что не только исполнительная, но и законодательная власть целиком находится под партийным контролем, и в государстве не наблюдается ни одной сферы, которая была бы свободна от всепроникающего влияния правящей партии, как правило, называющей себя просто Партией (с прописной буквы). Формально имеющееся разделение властей теряет всякое практическое значение, так как в тоталитарном государстве и парламент, и правительство, и суд являются де-факто исполнительными органами той самой Партии.

Сращении партии и государства выражается в полном подчинении всех государственных структур партийным. Так, с помощью партийного контроля за назначением всех лиц офицерского состава армия из вооруженной силы страны становится вооруженной силой партии. Правоохранительные органы государства начинают выполнять функцию партийных, а все выступления против Партии возводятся в ранг государственных преступлений и становятся уголовно наказуемыми.

Государственный бюджет де-факто становится партийной кассой, а все ресурсы государства становятся, по существу, ресурсами партии и траты их происходят на усмотрение партийных функционеров без каких бы то ни было санкций государственной власти.

Характерные черты тоталитаризма

Имеющиеся совпадения в способах организации и функционирования власти дают нам возможность утверждать о том, что невзирая на различия в идеологиях, а порой и на принципиальную вражду между ними, тоталитарные государства похожи в своих политических структурах и методах управления. Данное сходство находит свое проявление в совокупности таких признаков:

  • насильственное насаждение однопартийной системы, когда все политические партии, помимо лидирующей, удаляются с политической арены, после чего монополия на государственную власть отходит одной единственной партии, зачастую, возглавляемой лидером с харизмой;
  • объединение господствующей партии и государства, когда партийные органы реализуют тотальный контроль над органами государственного управления или целиком подменяют их, перетягивая управление напрямую на себя;
  • унификация социальной жизни, когда все независимые общественные организации упраздняются, а остаются и формируются только такие, в которых гарантируется монопольное влияние правящей партии и ее идеологической доктрины;
  • насаждение авторитарного образа мышления, когда споры любого толка по социально-политическим вопросам являются запрещенными, идеология правящей партии провозглашается единственно истинным учением, а высшим авторитетом по всем без исключений вопросам объявляется партия и ее очередной лидер;
  • формирование сильного и обширного репрессивного аппарата, ориентированного на подавление любого реального и даже потенциального сопротивления режиму, массовое использование предупредительных репрессий, которые направлены не только на отдельно взятых личностей, но и на целые классы населения либо даже целые этносы;
  • установление всеобъемлющего контроля над всеми средствами массовой коммуникации и информации: печатными изданиями, радио, кинематографом, телевидением.

Государство-механизм и государство-организм

Исходя из своей структуры, тоталитарное государство – это самая совершенная и, в то же время, самая жестокая политическая система, которая предназначена для того, чтобы подавлять человеческую личность и народ, в общем и целом.

Она подобна хорошо выверенному механизму, который работает безотказно и точно до тех пор, пока его звенья исправные, а их взаимодействию ничего не препятствует. Но исключительно тесная взаимосвязь всех звеньев политической организации тоталитарного государства делает его крайне чувствительным даже к самым мелким сбоям и нарушениям.

Тоталитарное государство создает впечатление монолитного и твердого, но его твердость может являться обманчивой, как хрупкая твердость стекла. Посредством огромных внутренних напряжений и чрезмерно жесткого сцепления составляющих государственного механизма даже самые мелкие сбои в одном его звене ставят под угрозу целостность всей системы.

Это порождает перманентный страх и вызванную этим страхом беспощадную жестокость тоталитарного режима к любому проявлению инакомыслия. Это объясняет резкую нетерпимость к либерализму, многопартийности, плюрализму, так как для тоталитаризма смертельно опасным является все, что является основой адекватной жизни демократического и правового государства.

Самые простые в рамках либеральной демократии высказывания граждан по вопросам политики и права, хозяйственной деятельности и нравственности, с которыми можно выразить как согласие, так и несогласие, но за которые никого не осудят и не привлекут к ответственности, тоталитарным режимом рассматриваются в качестве тяжких политических преступлений, которые являются угрозой безопасности государства.

Практически все тоталитарный режим в состоянии наделить политическим значением, например, осуждая человека за длинные волосы или узкие брюки не потому, что они опасны сами по себе, а потому, что в самом факте самостоятельно принятого решения даже таких малозначительных вопросов власть видит политический акт – неповиновение системе.

В отличие от тоталитарного государства либеральная демократия напоминает, скорее, живой организм, нежели машину. Пусть его действия не наделены такой математически выверенной точностью, но с помощью гибкости и подвижности частей он в состоянии не только компенсировать те или иные отдельные дефекты, но и восстановить потерянные либо недостающие детали с помощью приспособления к перманентным изменениям условий жизни.

Сопоставляя две предложенные модели – правовое и тоталитарное государства можно отметить, что они составляют крайние противоположные точки некоего ряда. На одном его конце находится идеальная модель государства, в максимальной степени приспособленного для раскрытия индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. На другом – столь же идеальная модель государственного механизма, полностью подавляющего личность, загоняющего ее в рамки «служения» какой-то великой идее.

Между данными двумя полюсами находится достаточно обширный спектр политических систем, которые приближаются к тому либо иному концу ряда, почти никогда не достигая его.

Истории не известны реальные государственные образования, которые были бы абсолютно правовыми либо абсолютно тоталитарными. Однако история любого государства – это развитие тенденций, которые приближают его к той или иной идеальной модели. И для каждого отдельно взятого человека его сознательное участие в политической жизни обусловлено способностью видеть данные тенденции и своими действиями помогать либо препятствовать их развитию.

Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается системой «сдержек и противовесов», то есть специальных организационно-правовых методов, которые, с одной стороны, обеспечивают относительную самостоятельность, независимость ветвей власти, с другой — их взаимодействие, взаимоограничение полномочий.

В системе разделения властей законодательная власть в правовой форме закрепляет основы государственной и общественной жизни, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат основой для деятельности судебной власти. Вместе с тем, законодательная власть не всесильна, она ограничена исполнительной и судебной властью.

Исполнительная власть непосредственно реализует правовые нормы, принятые законодателем, выполняет многообразную управленческую деятельность. Гарантией против злоупотреблений исполнительной власти является то, что в правовом государстве каждый гражданин может обжаловать незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть отправляет правосудие. Она призвана охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни. Особая роль суда в механизме государства определяется тем, что он является арбитром в спорах о правах.

(А.А. Опалёва. Текст адаптирован)

1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Почему необходимо разграничивать единую государственную власть? Какова цель такого разделения?

3. Какова роль законодательной власти в системе разделения властей? В чём заключается особая роль суда в механизме государства?

4.Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. (Обязательно укажите соответствующую ветвь власти.) Назовите один любой высший судебный орган РФ.

5. Существует мнение, что без системы «сдержек и противовесов» разделение властей неэффективно. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

6. Гражданин К. обратился в органы социальной защиты для получения пенсии по утере кормильца. Но ему там отказали, так как сочли предоставленную им информацию недостаточной для назначения такого вида пенсии.

Куда следует обратиться гражданину К. для защиты своих прав? Приведите фрагмент текста, который может помочь ответить на вопрос.

Обществознание ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Обществознание ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Обществознание ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Практика по тексту 2 части
Читаем внимательно и пишем ответы строго через 10 точек!

Только в развитом гражданском обществе существуют условия, которые заставляют людей принимать социальный порядок добровольно, без боязни и страха. Очевидно, что гражданское общество и государство должны находиться в постоянном динамическом равновесии. С одной стороны, резкое ослабление или ликвидация гражданское общества может привести к образованию тоталитарного государства, с другой - ослабление государства ведет к разрастанию гражданского общества и падению его управляемости.

В этой связи актуальными являются механизмы социального управления, которые помогают наиболее полно согласовать интересы различных социальных групп и организаций, сформировать определённый общественный порядок. Цель такого воздействия заключается в том, чтобы совершенствовать условия жизни людей, их взаимоотношения, укреплять социальные отношения, солидарность, улучшить деятельность функционирующих в обществе институтов и организаций.

Механизмы социального порядка обусловлены тем, что общество посредством проводимой социальной политики определяет исполнение социальной роли личностью, фиксируемое определёнными нормами с помощью разнообразных мер (от воздействия общественного мнения до репрессий).

Реализация социальной политики опирается на ряд принципов. Важнейший из них - формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и социальных стандартов. Основу её должны составлять солидарность общества, сокращение уровня обездоленности населения, преодоление эгоизма отдельных ее слоев, оставивших за бортом жизни большинства своих сограждан. Она строится на соблюдении критериев социальной безопасности общества, таких как. продолжительность жизни, здоровье населения, масштабы популяризации доходов, доля безработных и т.п., базируется на социальных гарантиях государства, обеспечивающих при любых условиях минимальные жизненные стандарты всем членам общества.

В выработке и реализации социальной политики принимают самое непосредственное участие органы власти (законодательной, исполнительной, судебной), все гражданские институты общества (политические, различные общественные объединения граждан, отдельные люди). Заметим, что вопросы социальной политики связаны не только с системой социальной защиты населения — поддержкой материнства, детства, молодёжи, пожилых и инвалидов и т.д., — но с проблемами достойного труда, занятости населения, многозначностью труда в жизнедеятельности, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного профессионального образования, повышением уровня и качества жизни и т.д.

ЗАДАНИЕ 21: Как авторы объясняют необходимость равновесия государства и гражданского общества? Предположите, почему это равновесие носит динамический характер.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

Почему во всех демократических странах есть парламенты?

Государство как организация политической власти, с одной стороны, и население страны, с другой стороны, неразрывно связаны. Способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, определяют политический режим. Какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, с помощью каких методов государство осуществляет свою власть, как вырабатываются политические решения и влияет ли общество на этот процесс — вот вопросы, ответы на которые помогают уяснить суть установившегося в стране политического режима.

Политические режимы разделяют на демократические и антидемократические. К последним в современном обществе относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим

Слово «тоталитаризм» (от лат. totalis — весь, целый, полный) было введено в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини. Ему же принадлежит фраза, ставшая своеобразной формулой тоталитаризма: «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества — одна из важнейших черт этого режима. В своём романе-антиутопии «1984» английский писатель Дж. Оруэлл упоминает, в частности, некий прибор под названием «телескрин». Он находится в каждом доме и позволяет соответствующим государственным органам отслеживать все обстоятельства частной жизни людей.

В реальных условиях подобный контроль достигался, конечно, не с помощью «телескринов». Для этих целей использовались другие средства. В обществе насаждались настроения взаимной слежки и доносительства. Под особое подозрение попадали так называемые «чуждые элементы»: представители «неарийских» наций, «паразитических» классов. В этих государствах особую роль начинала играть правящая партия во главе с вождём, которая вскоре становилась, как правило, единственной, поскольку всякая оппозиция власти уничтожалась. Власть становилась полностью бесконтрольной со стороны общества, ни перед кем не неся ответственности за принимаемые решения. Поскольку партия одна, то её взгляды на общественное устройство становились официальной политикой государства и должны были разделяться всеми членами общества.

ДОКУМЕНТ

Фрагмент из работы известного французского социолога и политолога Доминика Кола (р. 1944): «Письменность обеспечивает монополию на истину. Сталин заставлял переписать на свой лад историю большевистской коммунистической партии. Мао Цзэдун пишет, переписывает и исправляет свои сочинения в соответствии с китайской политической конъюнктурой… Более того, считается, что хранение какого-либо текста означает согласие с ним, поэтому текст таит в себе угрозу для всякого, кто берёт его в руки…»

Автор отмечает, что «письменность обеспечивает монополию на истину». А есть ли в современной жизни средства, которые обеспечивают подобную монополию?

Такой порядок поддерживался с помощью карательной системы, массового террора, который в конечном счёте был направлен не столько на выявление врагов режима, сколько на устрашение населения, подавление воли людей. Но удерживать власть одним насилием и принуждением было бы очень сложно. Способствовать сохранению устойчивости режима могло выдвижение крупных целей, требующих мобилизации общества, например установление мирового господства.

Тоталитарный режим утвердился в 20-х гг. XX в. в фашистской Италии, а в 30-х гг. в нацистской Германии. Среди главных причин, вызвавших к жизни эти режимы, — стремление значительной части населения к стабильности, «твёрдой руке» или к реваншу. Эти настроения возникали из-за трудностей жизни, вызванных в одних странах экономическим кризисом, а в СССР ускоренной модернизацией экономики. В ряде случаев сказалась и слабость демократических традиций.

ФАКТЫ

Уже в первый год прихода Гитлера к власти в Германии были осуществлены следующие меры: введён запрет на свободный выезд граждан из страны, ряд профессоров изгнаны из высших учебных заведений, опубликованы чёрные списки «неистинных арийских писателей», издан закон об обеспечении единства партии и государства.В Италии в конце 1920-х гг. место всеобщих парламентских выборов заняло одобрение общенационального списка из 400 кандидатов. Составлением списка занималась фашистская партия, ставшая к тому времени единственной.

Несмотря на то что «архитекторы» тоталитарного строя рассчитывали на длительность существования созданных ими порядков («тысячелетний рейх»), эти «конструкции», к счастью для человечества, оказались по историческим меркам недолговечными. Сегодня лишь в отдельных странах (например, в Северной Корее) сохраняются черты тоталитаризма.

Авторитарный режим

Слово «авторитаризм» происходит от латинского autoritas — власть, влияние. История человечества даёт нам много примеров авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мира, и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. В основном они существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Чтобы лучше осмыслить признаки авторитаризма, сопоставим его с тоталитарным режимом. Отметим сначала общие черты. Авторитарному режиму также присуща монополия на власть одной группы, одной партии. Её лидер становится общенациональным вождём. Роль парламента, если он есть, других представительных органов очень незначительна. Политическая оппозиция, если и допускается, находится под строгим контролем государственных органов, и в случае малейшей угрозы правящему режиму её деятельность безжалостно пресекается, а политические противники всячески дискредитируются или даже физически уничтожаются.

Для удержания власти широко используются вооружённые силы. Права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются.

Вместе с тем в условиях авторитаризма отсутствует чрезмерная жёсткость власти и её вездесущность. Сохраняется в значительной степени свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей. Власть опирается не только на армию, но и на церковь; поддерживаются традиции, в ряде случаев — патриархальный уклад жизни.

ФАКТЫ

В 1973 г. в Чили в результате военного переворота был свергнут президент С. Альенде, лидер социалистов. К власти пришёл генерал А. Пиночет. Он запретил деятельность всех партий, создал тайную военную полицию. В 1980 г. Пиночет без проведения выборов был объявлен президентом. Одновременно стал расширяться частный сектор в экономике, в страну был допущен иностранный капитал.

Встречаются политические режимы, сочетающие черты тоталитаризма и авторитаризма. К ним политологи относят, в частности, режим Ф. Франко в Испании, установившийся в 1939 г. на много лет. Этому режиму были присущи следующие черты: диктаторские полномочия лидера, запрет на деятельность политических партий, отсутствие политических свобод. Вместе с тем сохранялось значение католической церкви, поддерживались многие традиционные нормы.

Демократия

Слово «демократия» в переводе с греческого означает «народовластие». В отличие от бесконтрольной власти в условиях тоталитаризма и авторитаризма в демократическом государстве власть подконтрольна обществу. Это обеспечивается свободой средств массовой информации (кто, как не вездесущие журналисты, способен обнаруживать и показывать злоупотребления чиновников, руководителей разного ранга), наличием политической оппозиции (партии, стремящиеся к власти, зорко следят за тем, что делает правящая партия, и не упускают случая отметить её промахи и просчёты), активной работой общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).

Другим способом ограничения власти является её разделение. «Чтобы не было возможности злоупотребить властью, — писал французский мыслитель XVIII в. Ш. Монтескьё, — необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он имел в виду три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Более обстоятельно принцип разделения властей будет рассмотрен в следующих параграфах.

Однако в условиях демократии народ не просто «контролёр» власти, он, как записано в конституциях многих стран, её источник.

ДОКУМЕНТ

Статья 3 Конституции Российской Федерации:«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

В приведённом тексте Конституции указано, что народовластие может осуществляться как непосредственно (прямая демократия), так и через выборные органы власти (представительная демократия). На уроках истории вы узнали, что непосредственной формой народовластия в Древнем мире была афинская демократия: все свободные граждане участвовали в принятии политических решений в соответствии с правилами правления большинства. Но одно дело — небольшой полис (его население, по подсчётам историков, редко превышало 10 тыс. человек), другое дело — современные страны с многомиллионным населением.

Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме референдума (от лат. referendum — то, что следует сообщить) — всенародного голосования по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни. Так, именно всенародным голосованием была принята в 1993 г. ныне действующая Конституция нашего государства.

Большую роль в современном мире играет представительная демократия, при которой граждане осуществляют своё право на управление государством не лично, а через избранных ими своих представителей. Отсюда понятно, какое значение в условиях демократии придаётся организации и проведению выборов при их непременно соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности, которая позволяет полнее учитывать и выражать интересы различных групп населения.

ФАКТЫ

В годы Великой французской революции идея народного представительства стала очень популярной. Парламентарий выглядел в глазах общественного мнения более значимой фигурой, чем маркиз или граф.

Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций, включая партии, и др.) и равенство всех перед законом.

В последней трети минувшего века число стран, перешедших к демократическим формам правления, возросло. В 70-е гг. XX в. демократический режим утвердился в Греции, Испании, Португалии. В конце 80-х — начале 90-х гг. на путь демократического развития встало большинство бывших коммунистических стран, включая и наше государство. Укрепились демократические традиции в ряде стран Азии и Африки. Вместе с тем наблюдаются и процессы отхода от утвердившихся было демократических норм. Это происходит, в частности, в некоторых странах Латинской Америки.

МНЕНИЯ

Существуют разные взгляды на формы демократии в современном мире. Согласно одной точке зрения, эталоном демократии является её западноевропейский вариант с упором на защиту прав и свобод отдельного человека. Основу другой позиции составляет убеждение в том, что демократические ценности должны сочетаться с культурными и историческими традициями каждой страны, в частности с коллективистскими ценностями, идеалами самоограничения личности. Иными словами, «лицо» демократии в каждой стране должно быть своим.

Каково твоё отношение к этим позициям?

Если идти от наших представлений о справедливом, устойчивом, отвечающем интересам большинства политическом устройстве, то в демократическом режиме можно обнаружить немало недостатков (чрезмерная зависимость от общественного мнения, огромные затраты на избирательные кампании и др.). Тем не менее демократия — это единственный режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.

Задания по тексту «Демократия»
Демократия требуется не для хорошего управления государством, но в качестве гаранта, обеспечивающего нам право беспрепятственно стремиться к осуществлению высших идеалов общественной и частной жизни.
Демократия по сути своей – средство для защиты социального мира и свободы личности.
Происходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока высшая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочным: вовсе не источник власти, а её ограничение является надёжным средством от произвола. Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.
Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу. И хотя идеал этот представляется нам отвратительным, тем не менее, их действия являются вполне бескорыстными. Этого, однако, нельзя сказать о руководителях такого государства. Чтобы участвовать в управлении тоталитарной системой, недостаточно просто принимать на веру благовидные объяснения неблаговидных действий. Надо самому быть готовым преступать любые нравственные законы, если этого потребуют высшие цели. И поскольку цели устанавливает лишь верховный вождь, то всякий функционер, будучи инструментом в его руках, не может иметь нравственных убеждений.
(По А. Хайеку)
1) С опорой на текст и знания обществоведческого курса сформулируйте любые три вопроса, позволяющие сравнить демократический и недемократический режимы.
2) При каком условии демократия может выродиться в деспотию? Какое средство, по мнению автора, может помешать власти стать диктатурой?
3) Как автор характеризует демократию? (Выпишите любые два предложения из текста.)
4) В тоталитарном государстве нередко политические идеалы более значимы, чем моральные ценности. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём опасность такой ситуации (приведите два объяснения).
5) Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране? (Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые три направления влияния.)
6) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Опасность такой ситуации в том, что человек перестаёт быть человек, он становится био-роботом который выполняет приказы политиков.
Не имея моральных ценностей человек становится жестоким который убивает без всякого зазрения совести.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: