Каким органом избираются председатели и судьи верховного суда рк

Обновлено: 25.04.2024

1. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

2. Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета.

3. Председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

Заключения пленарного заседания носят рекомендательный характер.

3-1. Председатели судебных коллегий областных судов назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.

4. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, сроком на пять лет.

5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.

Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.

6. (Исключен - Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2);

7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были соответственно назначены или избраны на аналогичную должность в другом суде.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, которые не были назначены на аналогичную должность в другом суде, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, которые не были назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.

8. При реорганизации или упразднении суда, уменьшении числа судей соответствующего суда судьи этого суда, а также судья при переводе в другой суд в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 настоящего Конституционного закона, с их согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

9. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, освобожденные от должности по основаниям, указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.

Сноска. Статья 31 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 245-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.12.2015 № 437-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 13.03.2017 № 52-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132.

Раздел 1. Общие положения

Статья 2. Символы государственной власти

Статья 4. Единство судебной системы

Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан

Раздел 2. Судебная система

Глава 1. Районные и приравненные к ним суды

Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов

Статья 7. Состав районного суда

Статья 8. Полномочия районного суда

Статья 9. Председатель районного суда

Глава 2. Областные и приравненные к ним суды

Статья 10. Образование областных и приравненных к ним судов

Статья 11. Структура и состав областного суда

Статья 12. Полномочия областного суда

Статья 13. Исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 № 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 14. Председатель областного суда

Статья 15. Председатель судебной коллегии областного суда

Статья 16. Пленарное и расширенное пленарное заседания областного суда

Статья 16-1. Исключена Конституционным законом РК от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2)

Глава 3. Верховный Суд Республики Казахстан

Статья 17. Полномочия Верховного Суда

Статья 18. Структура и состав Верховного Суда

Статья 19. Исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 № 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2)

Статья 20. Председатель Верховного Суда

Статья 21. Председатель судебной коллегии Верховного Суда

Статья 22. Пленарное и расширенное пленарное заседания Верховного Суда

Статья 22-1. Исключена Конституционным законом РК от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2)

Раздел 3. Статус судей

Глава 1. Правовое положение судей

Статья 23-1. Статус судей международных судов, делегированных от Республики Казахстан

Статья 26. Гарантии независимости судьи

Статья 28. Требования, предъявляемые к судье

Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Статья 29-1. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями

Статья 33. Приостановление полномочий судьи

Статья 34. Освобождение от должности и прекращение полномочий председателя суда, председателя судебной коллегии и судьи

Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи

Статья 35-1. Пенсионное обеспечение судьи

Статья 36. Высший Судебный Совет

Статья 37. Судейское сообщество и его органы

Статья 38. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Глава 2. Дисциплинарная ответственность судей

Статья 39. Основания дисциплинарной ответственности судей

Статья 40. Виды взысканий, применяемых в отношении судьи

Статья 41. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 42. Сроки рассмотрения дисциплинарного дела

Статья 43. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 44. Решения Комиссии по качеству правосудия

Статья 44-1. Решения Судебного жюри

Статья 45. Срок действия дисциплинарного взыскания

Статья 46. Исключена Конституционным законом РК от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Глава 3. Материальное и социальное обеспечение судей

Статья 47. Материальное обеспечение судьи

Статья 48. Исключена Конституционным законом РК от 29.12.2010 № 370-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

Статья 49. Ежегодные отпуска судей

Статья 50. Компенсация при переезде

Статья 52. Обеспечение судей мантиями

Статья 53. Медицинское обслуживание судей

Статья 54. Компенсации в случае получения увечья (травмы, ранения, контузии, профессионального заболевания) или гибели (смерти) судьи

Статья 55. Компенсация расходов на погребение

Статья 55-1. Лишение судьи гарантий по материальному и социальному обеспечению

Раздел 4. Обеспечение деятельности судов

Статья 56. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Раздел 5. Заключительные и переходные положения

Статья 58. Законодательные акты, признанные утратившими силу

Статья 59. Введение в действие настоящего Конституционного закона и связанные с ним особенности деятельности судей

Zakon.kz

Zakon.kz

С момента провозглашения государственной независимости Казахстана реализован комплекс мер по совершенствованию правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, формированию независимой судебной системы, отвечающей международным правовым стандартам и адекватной современным тенденциям общественно-политической жизни.

Принятым в декабре 1991 года Конституционным законом «О государственной независимости» было предусмотрено осуществление государственной власти в Республике Казахстан на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Позднее этот принцип был закреплен в Конституции 1993 года, утвердившей основные организационные аспекты институционализации судебной власти.

С принятием Конституции 1995 года и Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан», введены принципиально новые положения о правосудии как непосредственной форме осуществления судами государственной власти, о независимости судебных органов от законодательных и исполнительных структур. Закреплено единство судебной системы путем упразднения арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции. Введен порядок назначения судей местных судов Президентом страны и избрания судей Верховного Суда Сенатом Парламента. Предусмотрено образование Высшего Судебного Совета и Квалификационной коллегии юстиции, усилены гарантии независимости судей с укреплением их статуса и роли в системе защиты прав и свобод человека.

Важным достижением судебной реформы стал Указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции по обеспечению деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу - Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде (в последующем функции переданы Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде).

Логическим завершением первого этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.

В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере, принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Успешное функционирование этих судов позитивно отражается на развитии рыночных институтов, инвестиционном режиме в республике.

Дальнейшая специализация судов нашла воплощение в образовании Указом главы государства от 9 сентября 2004 года межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.

Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем, по Указу главы государства от 4 февраля 2012 года такие суды образованы во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширяет возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия.

На сегодня во всех регионах созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях, в том числе с участием присяжных заседателей, а также специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.

Одним из важных этапов реформы судебной системы стало принятие в 2005 году Закона о разграничении подсудности, направленного на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.

Данным законом из подсудности Верховного Суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции. В компетенцию районных судов передана и часть гражданских дел, которая прежде рассматривалась в областных судах.

Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в Основной закон страны.

Благодаря принятым новеллам, система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста.

В том же году были внесены поправки в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которым расширены полномочия республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегий судей. Если раньше правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей были наделены председатели Верховного и областных судов, то теперь эти полномочия переданы дисциплинарно-квалификационным коллегиям судей. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи образован новый орган - Судебное жюри. В последующем, функции дисциплинарно-квалификационных коллегий переданы Судебному жюри, которое является коллегиальным органом, формируемым с учетом представительства судов всех уровней. Это позволило исключить возможность неправового влияния на судей местных судов, обеспечить единообразный подход в оценке их деятельности.

Одним из действенных механизмов реализации принципа независимости судов стало упразднение Квалификационной коллегии юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета. Эта конституционная поправка позволила окончательно обособить суды от исполнительной власти. Одновременно усилена роль Высшего Судебного Совета как единого органа, осуществляющего отбор квалифицированных судейских кадров, а также уполномоченного давать рекомендации на назначение судей судов всех уровней.

Как логическое продолжение системной работы по оптимизации судоустройства, с 1 января 2010 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы».

Согласно данному Закону, судебная система Казахстана состоит из судов первой инстанции (районные и приравненные к ним суды), апелляционной и кассационной инстанций (областные и приравненные к ним суды), а также надзорной инстанции (Верховный Суд).

Таким образом, в республике выстроена трехзвенная система правосудия с оптимальной организационной структурой, приближенная к нуждам населения и обеспечивающая своевременное и качественное разрешение судебных дел.

Сегодня в Казахстане функционируют 378 судов. Это – Верховный Суд Республики, 17 областных и 360 районных судов, в том числе специализированных (10 военных, 16 экономических, 32 административных, 17 - по уголовным делам и 19 - по делам несовершеннолетних).

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи местных судов назначаются Президентом, а судьи Верховного Суда – избираются Сенатом Парламента. Судьей можно стать при наличии юридического образования, при достижении 25 лет, двухлетнего стажа работы по юридической специальности и сдачи квалификационного экзамена.

Судьи судов всех уровней обладают единым статусом, различаясь только по объему полномочий. Судья выполняет свои обязанности на постоянной основе. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренным законом.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей – такие действия преследуются по закону.

Принципиальное значение для обеспечения объективности судопроизводства имеет введение запрета для судей быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность. Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

В целях упрощения, расширения доступа к правосудию и повышения оперативности рассмотрения дел главой государства 17 февраля 2012 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию». Законом предусмотрено исключение института направления дел на новое судебное рассмотрение, вступление в законную силу судебных актов апелляционной инстанции со дня их оглашения. Кассационное производство предусматривает проверку законности вступивших в законную силу судебных актов. При этом, апелляционное и кассационное разбирательства стали обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный Суд.

Таким образом, на сегодня создана отвечающая условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам судебная система, которая обеспечивает должный уровень правовых и социальных гарантий, а также высокую профессиональную ответственность судей за соблюдение конституционных принципов правосудия.

В целях реализации решений VI Съезда судей, состоявшегося в ноябре 2013 года, в ноябре текущего года Президентом страны подписаны, разработанные Верховным Судом, Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур». Положения данных законов направлены на дальнейшее совершенствование судебной системы путем введения ряда новелл, а также корректировок норм, регламентирующих деятельность судов.

В частности, совершенствуются процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи, повышается роль и значение кадрового резерва на судейские должности, при Верховном и областных судах создается отдельный орган, на который будут возложены функции по решению оперативных организационных вопросов.

Закон по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур предусматривает введение упрощенной формы рассмотрения несложных дел искового производства, расширение сферы применения приказного производства, ограничение подсудности Верховного Суда путем установления некоторых категорий дел, не подлежащих пересмотру в порядке судебного надзора.

Законом также вносятся поправки в процессуальное законодательство, позволяющие широко применять информационные технологии в судопроизводстве. В частности, предоставляется возможность подавать заявления в форме электронных документов как в суды первой, так и вышестоящих инстанций, а также право получения копий судебных документов в электронном виде.

Ведется работа над проектом нового Гражданского процессуального кодекса, который сейчас находится на стадии предварительного согласования с заинтересованными государственными органами. Проект предусматривает удобный для участников процесса порядок рассмотрения дел, широкое применение примирительных процедур и использование современных электронных технологий.

Предполагается расширение категорий гражданских дел с обязательным предварительным досудебным порядком разрешения спора. В качестве дополнительных мер по упрощению судебных процедур создается возможность дистанционного исследования доказательств и заслушивания объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Планируется расширение круга процессуальных действий, совершаемых в электронном режиме.

Законопроектом вводится в ГПК новая глава, предусматривающая детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения.

Дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, планируется с введением новой процессуальной фигуры – судьи-медиатора, который в отличие от действующих медиаторов будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

На сегодня в судах осуществляется пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).

В рамках мер по созданию в Казахстане системы административной юстиции, Верховным Судом разрабатываются концепция и проект Административного процессуального кодекса. С принятием этого кодекса связывается повышение роли правосудия в защите прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных актов и действий государственных органов и должностных лиц.

Также Верховным Судом осуществляется работа над проектами Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», направленных на совершенствование механизма пенсионного обеспечения судей.

По итогам изучения зарубежных практик в области оценки качества судебной деятельности, с начала 2014 года в судах республики введена принципиально новая система мониторинга работы судов. Она становится надежным инструментом дальнейшего совершенствования деятельности судов, исключив вероятность какого-либо умаления независимости суда при отправлении правосудия.

В частности, для оценки состояния судебной деятельности применяются социологические опросы различных категорий респондентов, в целях изучения отношения населения к судебной системе и результатам ее функционирования, выяснения степени информированности населения о работе судов, оценки соответствия уровня судебной защиты прав и свобод граждан ожиданиям общественности, изучения эффективности организации деятельности судов.

Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане в 2015 году запланировано проведение независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов в 200 судах республики. Предыдущее аналогичное исследование было проведено в первом полугодии 2012 года Центром исследования правовой политики совместно с Программой развития ООН в Казахстане. В ходе анонимного анкетирования приняло участие 6000 участников судебных процессов в 114 судах всех регионов Республики.

По данным социологического исследования 82,4% участников опроса доверяют судьям, более 80% казахстанцев убеждены в справедливости рассмотрения дела и беспристрастности судьи.

Казахстанская модель мониторинга качества судебной деятельности была успешно презентована на состоявшемся 3-5 сентября 2014 г. в г.Астане совещании председателей Верховных Судом стран – членов Шанхайской организации сотрудничества.

Международными экспертами выражена заинтересованность и дана положительная оценка проводимой работе. При экспертном содействии Программы развития ООН планируется продолжить изучение используемых другими странами систем оценки качества работы судов, на предмет внедрения в судебной системе Казахстана наиболее передовых методик.

Стоит отметить, что Верховным Судом последовательно осуществляется взаимодействие с международными партнерами по всем ключевым направлениям развития. Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане. Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом в рамках инициативы по верховенству права, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и Фондом международного правового сотрудничества (IRZ), Американской Ассоциацией юристов.

Признанием проводимой государством работы по усилению судебной защиты прав и свобод граждан, явилось принятие судейского сообщества Казахстана в 2012 году полноправным членом Международной Ассоциации судей.

На современном этапе развития судебной системы большое значение придается использованию в судах современных информационных технологий. Результатом начатого 10 лет назад внедрения в судах автоматизированных компьютерных систем, стала эффективно используемая Единая информационно-аналитическая система судебных органов, посредством которой автоматизированы все основные процессы в судах, от распределения судебной нагрузки до ведения судебной статистики. Создана единая электронная база судебных актов, посредством которой осуществляется опубликование судебной информации на интернет-ресурсах судов.

В судах Казахстана активно используются сервисы по приему электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания, замечаний на протокол; возможности электронной почты, единой системы документооборота с государственными органами; электронное извещение участников судебных разбирательств; аудио- видеозапись судебных разбирательств. Проектами законодательных актов предусматривается расширение сферы использования электронных технологий в судебном процессе.

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности судов осуществляется уполномоченным органом - Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (далее – Департамент), созданным Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.

Департамент в рамках установленных полномочий осуществляет организационное, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

В целом, об эффективности принятых последовательных мер, направленных на защиту прав, свобод физических и юридических лиц свидетельствует улучшение позиций Республики Казахстан в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Независимость судов».

Если в 2011 году в данном рейтинге Казахстан занимал 111-е место, то по итогам 2014 года позиции республики улучшились на 25 пунктов, она переместилась на 86-е место.

Дальнейшие меры по последовательному укреплению независимости судебной системы, обеспечению эффективности и доступности правосудия направлены на формирование судебной системы, отвечающей всем общепризнанным современным международным стандартам.

kzl.sud.kz

kzl.sud.kz

Заместитель заведующего кадровой службы ВС С. Сулеймен: Новое часто воспринимается критически, но преобразования положительно отразятся на качестве правосудия.

Комиссия по качеству правосудия при Верховном Суде (ВС) начала работу три месяца назад. На нее возложены три значимые задачи: оценка деятельности судей-претендентов в кадровый резерв, на вышестоящую должность и их профессиональная деятельность, сообщает Zakon.kz.

- Сагатбек Болатбекович, скажите, какую главную цель ставит перед собой новый коллегиальный орган ВС - Комиссия по качеству правосудия?

- ВС сейчас делает акцент на качестве судопроизводства. Этот главный лейтмотив заложен в деятельность вновь созданной Комиссии. Объявленный 2019-й годом качества правосудия, накладывает на Комиссию задачу - тщательно проверять деятельность каждого судьи по отправлению правосудия. Эту работу должны делать только судьи, так как, кроме как самих судей, никто полно не знает эту сложнейшую работу. В состав Комиссии, также как и в других правовых государствах, вошли судьи с многолетним стажем, принципиальные и порядочные. Многие из них при этом рассматривают дела ничуть не меньше коллег.

Вообще, ВС при создании Комиссии изучил опыт коллег развитых стран ОЭСР и наша деятельность в ее рамках аналогична с ними.

Позволю себе напомнить принципы новой системы формирования кадровой политики. О них недавно говорил Председатель ВС. Они касаются вновь назначаемых и действующих судей. Кроме еще большего ужесточения отбора судей, внедрена европейская методика индивидуальной оценки судей, мониторинг судебных актов (о ней я уже говорил) и новые подходы в судебном образовании. Система уже "отсеивает" профессионально слабых, склонных к коррупции и с этическими проблемами. Возможно, будучи осведомленным об этом, немало действующих судей, как мне известно, уже пожелали оставить свои должности. И это при том, что зарплата их существенно повышена.

Словом, работа Комиссии кипит: в сентябре мониторинг судебных актов войдет в основную свою фазу - на деле начнем оценивать профессиональную компетентность судей согласно новой методике, соответствующей стандартам стран ОЭСР.

- Один блогер, ставший в последнее время весьма осведомленным судебным экспертом, утверждает о якобы "непрозрачной" деятельности Комиссии, приводя нелицеприятные доводы бывшего председателя гражданской коллегии Карагандинского облсуда Жанны Сейдалиной. Она, насколько мне известно: профессионал с большим стажем работы. Тогда почему Комиссия отказала ей в рекомендации на занятие вакантной должности судьи ВС? Правда, что это в действии "крестовый поход против неугодных", как говорит тот же блогер?

- Никто не умаляет профессиональных качеств Жанны Каримовны. Скажу больше: как мне известно, члены Комиссии - судьи характеризуют Ж.Сейдалину сильным цивилистом. 13 лет судейского стажа, 7 из них председателем судебной коллегии облсуда, большой опыт работы в органах прокуратуры и аппарате ВС – свидетельствуют о вкладе в развитие судебно-правовой системы.

Однако Комиссия, рассматривая материалы желающих занять в данном случае должность судьи ВС, учитывает не только степень "хорошести" профессиональных и личных качеств кандидатов. Принималось во внимание и число непосредственно рассмотренных ими дел, отмененных и измененных судебных актов. Из протокола Комиссии следует, что в 2016-2018 годы коллегией Карагандинского облсуда, которой руководила Жанна Каримовна, окончено более 17 тысяч дел. Из них она председательствовала лишь на 368 (2%). Докладчиком была только по 187 (1%). При этом ею, как председателем коллегии, за три года не рассмотрено ни одного дела на государственном языке. Тогда как, напомню, по Закону она должна председательствовать на заседаниях коллегии.

Из этого же Протокола следует, что за 4 месяца т.г. из почти 2,5 тысяч рассмотренных на коллегии дел Ж.Сейдалина доложила по 16-ти (0,6%), тогда как нагрузка председателя коллегии с учетом дополнительной работы должна составлять не менее 30% от нагрузки судьи. Показатели отправления правосудия по области в течение этих трех лет остаются на прежнем уровне, улучшений качества работы нет.

Отказав Ж.Сейдалиной в рекомендации, Комиссия посчитала, что показатели отмен и изменений обусловлены слабыми ее организаторскими способностями, как председателя коллегии, и незначительным участием в рассмотрении дел. Вообще, нужно отметить, что назначение судьи на вышестоящую должность – многоэтапный процесс и решение вновь созданной Комиссии, имеющий, кстати, рекомендательный характер - всего лишь одна его ступень. Однако, до последующего этапа (пленарное заседание) Жанна Каримовна отозвала свое заявление.

- А организаторские способности насколько необходимы для судьи ВС?

- Комиссия в целом оценивает материалы, представленные, кстати, самим кандидатом. Другие дополнительные сведения Комиссия не истребует и сама их не находит.

И потом, деятельность судьи ВС не ограничивается лишь отправлением правосудия в кассации. Он также участвует и выступает в работе конференций, обучает коллег местных судов, обобщает судебную практику, выступает в СМИ и т.д.

Здесь мне хотелось бы быть правильно понятым. Речь не идет только о бывшем председателе коллегии Карагандинского облсуда (Ж.Сейдалина является сейчас судьей того же суда). Примерно такая же формулировка в отказе рекомендовать на должность судьи ВС звучала и в отношении другого кандидата – председателя коллегии другого облсуда. Однако тот, признав "скромный" багаж рассмотренных конкретно им самим дел, тут же в корне изменил свою деятельность. Он стал непосредственно председательствовать на процессах и докладывать по делам. Вот это, я считаю, мотивация! Ведь он может в будущем снова подать заявку на участие в конкурсе, что не возбраняется сделать и Ж.Сейдалиной.

- Тот же блогер утверждает о якобы забракованных в марте 2018 года по указанию Ж.Асанова почти 40 кандидатах, рекомендованных ВСС для назначения в судьи. Что Вы можете сказать об этом?

- Помните, Елбасы во время своего Послания в октябре прошлого года высказал серьезные претензии председателям ВСС и ВС по поводу коррупции и даже о существовании неких тарифов для назначения на судейские должности. Ведь это была не просто критика, за этим, конечно, стояли существенные упущения в деятельности ВСС.

ВСС – автономное госучреждение. У него всего одна ясная задача – рекомендовать Главе государства кандидатов, кто претендует стать впервые судьей, и судьей, кто достоин на вышестоящую судейскую должность. Словом, он создан для обеспечения конституционных полномочий Президента по формированию судейского корпуса, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Председатель ВСС и остальные 15 его членов назначаются Указом Главы государства. Поэтому Председатель ВС никак не может подменить весь этот орган и его "голос" там является одним из 16-ти.

Члены ВСС обладают равными правами: должность Председателя ВС не дает ему преимущества перед другими членами Совета при голосовании. Решение Совета принимается большинством голосов и несогласие с ним одного из членов не может служить основанием для невнесения проекта Указа Главы государства на его рассмотрение.

Да, 6 марта прошлого года ВСС планировал рекомендовать Президенту на 158 судейские вакансии, 80 из которых изъявили желание стать судьями впервые. Претендентов на эти должности было 345.

Председатель ВС, как член ВСС, и должностное лицо, несущее ответственность за качество отправления правосудия в стране, предложил отложить принятие решения по ним на две недели, чтобы более детально изучить личности каждого кандидата, впервые претендующего на должность судьи. Отведенного месяца не хватило изучить всех, тем более по многим из них у него возникли сомнения.

Да, он с согласия претендентов попробовал изучить их профуровень с применением эффективных HR-инструментов. Это ситуационные задачи, ускоренный психологический тест и эссе. Эти инструменты разработаны экспертами "Назарбаев Университет" и компаниями "Price Waterhouse and Coppers" и "Deloitte", представителями КазГУ, КазГЮУ, ЕНУ и Академии правоохранительных органов при поддержке Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. (Кстати, эти новшества в последующем были поддержаны Главой государства и нашли отражение в действующих законах).

Из принявших участие в собеседовании 71 кандидата принцип "проходного балла" ВСС (по трем инструментам) успешно прошли всего трое! Эти сведения и были направлены в ВСС до его заседания. И в отношении прошедших тогда отбор трех кандидатов Указ состоялся и они уже работают судьями.

Что касается остальных претендентов, то они вправе участвовать в любое время на последующих конкурсах с учетом уже новых внедренных стандартов.

- Спасибо Сагатбек Болатбекович, за обстоятельный разговор. Руководство страны не раз указало на необходимость дальнейшего совершенствования судебной системы и формирования достойного судейского корпуса. Звучали предостережения не допустить "случайных людей" в судах. Проводимые преобразования в судебной системе, несомненно, уникальны и общество, возможно, не готово сразу принять их.

- ВС совместно с ВСС начата комплексная работа по модернизации кадровой политики судебной системы. Полностью переформатированы порядок и инструменты отбора судейских кадров. Сегодня кандидаты в судьи должны пройти проверку на детекторе лжи, сдать тесты, решить кейсовые задачи, написать эссе и побеседовать в формате интервью с 7-8 судьями. Если раньше конкурс проходил каждый четвертый, то сейчас – лишь двадцатый кандидат. Новшество позволяет пополнять судейский корпус лишь наиболее достойными претендентами.

Люди в большинстве своем консерваторы и все новое вначале часто воспринимают с большой долей скепсиса, критически. Это нормально. Но преобразования, конечно, в самое ближайшее время дадут свои результаты и они, несомненно, положительно отразятся на качестве казахстанского правосудия и обеспечении верховенства закона в целом.

1. Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

2. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.

3. В судах в соответствии с конституционным законом могут создаваться судебные коллегии. Порядок наделения полномочиями председателей судебных коллегий определяется конституционным законом.

Сноска. Статья 82 в редакции Закона РК от 21 мая 2007 г. N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

Статья 1 . 80 81 82 83 84 . 98

Лучшие юристы


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: