Согласно теории правового государства разрешено все что не запрещено

Обновлено: 18.04.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Элементом нормы права не является …
гипотеза
преюдиция
диспозиция

2. Финляндия является … республикой
парламентской
президентской
полупрезидентской

3. Предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности – это …
субъективное право
правоспособность
дееспособность

4. Толкование – уяснение …
имеет внешнюю форму выражения
не имеет формы внешнего выражения
имеет конклюдентную форму выражения

5. В России правовая доктрина …
является источником права
не является источником права
является источником только федерального права

6. Стадией законодательного процесса не является …
законодательная инициатива
толкование закона
опубликование закона

7. Представителем теологической теории происхождения государства является …
Дж. Локк
А. Августин
К. Каутский

8. Англосаксонская правовая семья отличается от романо-германской, помимо прочего, тем, что англосаксонское право …
не делится на частное и публичное
не придает первостепенного значения правам человека
не признает нормативно-правовые акты источником права

9. В президентской республике президент избирается …
всенародным голосованием или коллегией выборщиков
парламентом
специально создаваемым для этого парламентским органом

10. К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относится …
отсутствие умысла
необходимая оборона
примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда

11. Правонарушение является деянием …
противоправным
умышленным
преступным

12. Обыденное толкование является видом … толкования.
официального
субъективного
неофициального

13. Криминалистика относится к числу … наук
теоретико-исторических юридических
отраслевых юридических
прикладных

14. Понятие основанное, помимо прочего, на принципе целесообразности:
юридическая ответственность
законность
правопорядок

15. К числу профилирующих отраслей права относится …
теория государства и права
гражданское право
экологическое право

16. Определения понятий закрепляют … нормы.
коллизионные
дефинитивные
оперативные

17. К специально-юридическим функциям права не относится …
экономическая
регулятивная
охранительная

18. Конфедерация является …
формой устройства государства
межгосударственным объединением
формой правления государства

19. Изменение индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права, является одной из функций …
правовой культуры
правосознания
правовой психологии

20. Расцвет теории естественного права приходится на …
эпоху античности
эпоху буржуазных революций XVII–XVIII вв.
начало ХХ в.

21. Пробелы в праве можно преодолеть в ходе …
правотворческой деятельности
правоприменительной деятельности
систематизации нормативных правовых актов

22. Признаком государственного органа не является наличие …
государственно-властных полномочий
организационной структуры
срока полномочий

23. Среди стадий правового регулирования первой является …
применение права
возникновение субъективных прав и юридических обязанностей
нормативная регламентация общественных отношений

24. Подразделение права на публичное и частное характерно для …
романо-германской правовой семьи
англосаксонской правовой семьи
семьи религиозного права

25. Представителем исторической школы права является …
Карл Савиньи
Джон Локк
Томас Гоббс

26. Акты применения права принимаются …
уполномоченными органами и должностными лицами
юридическими лицами
народом на референдуме

27. Элементом нормы права является:
преюдиция
презумпция
санкция

28. Правовой прецедент является основным источником права в странах…
англосаксонской правовой семьи
романо-германской правовой семьи
правовой семьи религиозного права

29. Запрещающие нормы права реализуются в форме…
соблюдения
исполнения
использования

30. Способом изложения норм права не является … способ.
формальный
прямой
бланкетный

31. Согласно социологической теории права право есть система …
санкционированных государством обычаев
общая воля, закрепленная в законе
система общественных отношений, защищенных со стороны государства.

32. Консолидация может осуществляться:
только уполномоченными субъектами
любыми лицами
только главой государства

33. Представителем психологической теории права является …
Ф. Энгельс
Л.И. Петражицкий
Г. Кельзен

34. Совокупность всех правовых явлений в том или ином обществе выражается понятием …
правовая идеология
правовая система
правосознание

35. Прецедентный путь формирования права был основным в …
Германии и других странах романо-германской правовой семьи
Великобритании и других странах англосаксонской правовой семьи
Иране и других странах семьи религиозного права

36. Для западного пути образования государства не было характерно …
сохранение общины
появление частной собственности в сфере производства
формирование демократических институтов

37. Обыденное правосознание, как правило, присуще лицам, не имеющим …
среднего общего образования
юридического образования
ученой степени в области права

38. Одним из принципов законности является …
неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения
обязательность кодификации законов
участие граждан в формировании государственных органов

39. Нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие по…
способу правового регулирования
функциям права
месту в системе права

40. Республика не может существовать в … форме.
парламентской
монархической
смешанной

41. Каким из элементов правового воспитания является принуждение…
формой
объектом
методом

42. Цель и мотивы противоправного деяния относятся к элементам …
объективной стороны правонарушения
субъективной стороны правонарушения
объекта правонарушения

43. Источником права в материальном смысле являются …
государственные органы
общественные отношения
правовые доктрины

44. Федеральные министерства являются …
коллегиальными органами
единоначальными органами
одни министерства являются коллегиальными органами, а другие – единоначальными

45. Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения называется …
умыслом
виновностью
вменяемостью

46. В парламентской республике парламент:
вправе выразить недоверие правительству и инициировать его отставку
как правило, не вправе сделать это
вообще не вправе сделать это

47. Какое понятие шире по содержанию: «механизм государства» или «аппарат государства»?
механизм государства
аппарат государства
эти понятия тождественны

48. Общепризнанные принципы и нормы международного права …
не являются составной частью правовой системы России
являются составной частью правовой системы России
являлись составной частью правовой системы СССР

49. Элементом формы государства не является …
форма государственного устройства
система государственного устройства
государственный режим

50. События как юридические факты подразделяются на два вида:
юридические акты и юридические поступки
абсолютные и относительные
правомерные и правоправные

51. Предусмотренная нормой права и/или договором мера должного поведения субъекта правоотношения – это …
правомерное поведение
правовая активность личности
юридическая обязанность

52. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние по …
социальной значимости
сферам государственной деятельности
формам осуществления

53. В число элементов правовой системы любого общества входит …
правотворчество
юридическая практика
правопорядок

54. К признакам права не относится …
прецедентность
нормативность
формальная определенность

55. Правопорядок формируется на основе и в результате реализации …
всех социальных норм
норм права и морали
норм права

56. Источником формирования государственной казны не являются …
займы
налоги
кредиты

В силу части 1 статьи 6 федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Я подала жалобу, подписанную электронной цифровой подписью, на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное должностным лицом налоговой, через официальный сайт налоговой. Дату подписания электронного цифрового документа можно установить достоверно. КоАП РФ предоставляет подателю жалобы право выбора того, куда подавать жалобу по делу об административном правонарушении: напрямую в суд и в орган, вынесший оспариваемое постановление. Претензий у налогового органа к форме и формату данной жалобы не возникло, в связи с чем жалоба с материалами дела была направлена в суд.

Судом данная жалоба была возвращена без рассмотрения и без вынесения какого-либо определения просто сопроводительным письмом.

На действия суда мною была подана жалоба в квалификационную коллегию судей, которая нарушения законодательства не нашла. Позиция коллегии:

«документы, обращения, жалобы по делам об административных правонарушениях не могут быть поданы в суд общей юрисдикции в электронном виде, поскольку производство по таким делам осуществляется по правилам КоАП РФ, нормами которого не предусмотрена подача таковых в электронном виде. По смыслу положений, закрепленных в главе 30КоАП РФ, жалоба на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты подлежат подаче в вышестоящий суд на бумажном носителе».

Т.е. в данном случае в федеральном законе формулировка: "если не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе" вроде как не предполагает какого-либо скрытого смымсла: чтобы требовать бумажный вид так и должно быть написано - только бумажный вид. Судьи же идут как всегда по пути выявления скрытых смыслов.

Хотя какие в КоАП могут быть скрытые смыслы? Этот документ должен быть как Устав - все должно быть прямо и перпендикулярно, т.к. этот документ касается каждого гражданина.

Также коллегия сослалась на позицию Конституционного Суда РФ о том, что

"из права каждого на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами"

Может я чего не допонимаю, но разве способ подачи документа (по почте, лично, через представителя, по эл. почте) - это и есть процедура судебной защиты? И разве отсутввие в Кодексе (возможно в силу того, что он написан намного раньше того, как придумали электронную подпись) указания на обязательный бумажный вид жалобы или прямого запрета на использование ЭЦП можно трактовать как запрет на подачу документа в электронном виде?

Правовое государство – одна из наиболее востребованных концепций развития государств в наше время. Она предполагает следование определённым принципам развития, которые исследованы доктринально и изложены в целом ряде трудов, однако, как мы можем видеть, многие современные государства отклоняются от теоретических формул, создавая аутентичные варианты развития. С одной стороны, это обусловлено особенностями развития каждой цивилизации, определяющими её индивидуальный путь к формированию правового государства. С другой стороны, это может быть воспринято исследователями как отказ от идеи правового государства, декларируемой законодательно, и выбор иной парадигмы государственного развития.

Конституция России декларирует как свершившийся факт, что Россия является правовым государством, однако, учёные-правоведы и критики власти в один голос утверждают, что данное конституционное положение есть фиктивное и верховенство права для нашей страны пока не достигнутый результат, а цель. Многие из них склоняются к тому, что Россия в своём развитии двигается более в сторону полицейского государства, нежели правового.

Для полицейского государства характерен политический режим, близкий к авторитаризму или тоталитаризму, в зависимости от качеств лидера или главной политической силы, стремление урегулировать все сферы общественных отношений, вплоть до мельчайших деталей. Отличный пример мы находим в истории России: петровский идеал – «регулярное государство». Стоит отметить, что лидер полицейского государства является связующей, объединяющей силой, с утратой которой государство меняется, распадается или входит в кризис. Так, после смерти Петра I, как мы знаем, началась эпоха дворцовых переворотов. Из этого мы можем сделать вывод, что в основе существования полицейского государства в любом случае лежат два важнейших элемента: лидер и идея. При этом идея становится основной парадигмой развития государства, а лидер позиционируется в общественном сознании как вождь или руководитель, ведущий граждан государства к этой идее.

Полную противоположность полицейскому государству представляет государство правовое. Квинтэссенция правового государства есть верховенство права, достижимое, на мой взгляд, в случае симфонии государственных и общественных интересов. Из этого утверждения логично проистекает, что государство в понимании Ф. Лассаля и В. Ленина не может быть правовым, поскольку являет собой инструмент подавления, а значит, не может выражать интересы всего общества. Прямым доказательством этому является история СССР: нельзя не согласиться с исследователями, которые считают, что Советский Союз в разные периоды представлял собой авторитарное или тоталитарное государство, но неизменно сохранял свою полицейскую сущность.

Наибольшую трудность в анализе правового государства представляет тот факт, что ни в одной стране до сих пор не сложилось полностью правовое государство. Этот факт даёт критикам идеи правового государства основания полагать, что правовое государство, не существующее в реальности ныне, никогда и не будет существовать, вытесняясь другими режимами, более удобными с позиций осуществления публичной власти. Как бы то ни было, попробуем предельно точно определить наиболее значимые черты правового государства.

Главнейшим признаком правового государства является верховенство права. Эта черта подразумевает приоритет правового регулирования над каким-либо иным, подчинение всех без исключения субъектов общественных отношений праву. Здесь, на мой взгляд, важно уделить внимание соотношению понятий «право» и «закон». Следует отметить, что в неправовом государстве и государстве, находящемся в переходном состоянии от неправового к правовому указанные понятия могут расходиться. В частности, юристы указывают на возможность появления неправовых законов, однако, такие законы лишь формально отождествляются с правом. Они легальны, но не легитимны, поскольку не получают поддержки общества, а значит, право и закон в неправовых государствах не тождественны.

Иной порядок предусмотрен теорией правового государства. Если К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право, как волю, возведённую в закон, то социологическая школа юриспруденции определяет данное соотношение формулой: право создаётся обществом, а закон – государством. Чтобы примирить данные точки зрения отметим, что право, созданное обществом, не имеет гарантий реализации в том случае, если не поддерживается государством в плане возможности принуждения к исполнению. Следовательно, оптимальной моделью будет общественная воля, возведённая в закон государством. Получается идеальный вариант взаимодействия общества и государственной власти в правовом государстве, который, разумеется, предполагает некоторые условия, такие как, скажем, определённый культурный уровень населения. Чтобы создавать право, гарантируемое впоследствии государством, граждане должны обладать развитым правосознанием, высоким уровнем правовой культуры, пониманием толерантности, умением избегать межличностных конфликтов и разрешать противоречия в обществе мирным путём.

В качестве следующей определяющей черты правового государства назовём защиту прав человека. Права человека в правовом государстве должны защищаться в первую очередь судом, но не только им. Важно привлечение институтов гражданского общества к защите прав человека: разнообразные объединения, целью которых является охрана прав и свобод – неотъемлемый институт правового государства. Причём объединения должны не сражаться против государства, не желающего полноценно защищать права своих граждан, а действовать как добровольный помощник государства, поскольку, будучи правовым, оно определяет в качестве первостепенной задачи заботу о защите прав своих граждан.

Вышеизложенное приводит к мысли о том, что правовое государство – своеобразная утопия наших дней. Невозможно удержаться от проведения параллелей с классическими утопиями: разработаны исключительно теоретически, но при этом целым рядом государств восприняты и установлены в качестве одной из целей развития. Кроме того, нельзя не согласиться с мыслью Г.В.Ф. Гегеля: все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй – как фарс. Так, после революции 1917 г. в России была воспринята чуждая идея – социализм, провозглашённая центральной идеей существования государства, определяющим фактором общественной жизни. После краха СССР нашей страной была воспринята другая чуждая этике предыдущих политических режимов идея – правовое государство. Появившись в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР как цель, в Конституции 1993 г. эта идея фигурирует уже как свершившийся факт. Не может не напоминать «брежневскую» конституцию, декларировавшую окончание построения социализма, тогда как даже формально, с точки зрения теории, об этом не могло идти и речи.

Тем не менее, не будем отрицать, что концепция правового государства является невероятно притягательной. Однако процесс создания правового государства, в том виде, как он мыслится ныне, требует существования развитой правовой культуры граждан. В обществе низкой правовой культуры привносимая извне концепция правового государства представляется инородным образованием, которое будет отвергаться с силой, пропорциональной той, с которой концепция будет насаждаться. И вот здесь мы обнаруживаем парадокс: чтобы общество восприняло идею правового государства и начало его формирование, власти приходится оказать на общество давление, не исключено даже, что в виде принуждения, пусть и обеспеченного государственно-властными полномочиями. Очень уж подобный путь напоминает большевистский лозунг «Железной рукой загоним человечество к счастью!». Возникает резонное сомнение: а так ли необходимо немедленное формирование правового государства в обществе, которое к нему ещё не готово?

Итак, из всего вышеизложенного следует вывод об утопичности идеи правового государства, столь востребованной сейчас в мировом сообществе. Как бы то ни было, надо признать, что эта утопия не кажется сейчас настолько далёкой от реальности, как классические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Следовательно, мы можем предположить на уровне допущения, что последовательные преобразования способны создать условия для формирования правового государства.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им по мнению античных мыслителей считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех[533].

Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных[534].

Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Д. Локк был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Д. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства состоит "в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека"[535].

Т. Джефферсон, автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Т. Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также М.Ф. Вольтер, К.А. Гельвеций, Ж.- Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные мыслители.

Э. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества, людей, подчиненных правовым законам"[536]. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Философская концепция правового государства по Э. Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р.Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера и других оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу "умственные и нравственные силы"[537].

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М.Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интереса от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении;

2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав;

3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы[538].

В.М. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли. "Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано, ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"[539]. В то же время В. М. Гессен вносит определенные коррективы в содержательную сторону правового государства. Он отстаивает свободу законодательной деятельности в том смысле, что государство не связано обычным и законодательным правом, так как нет "вечных" обычаев и законов. По самому существу своему законодательная власть не может быть ограничена законом. В этой идее заложено принципиальное практическое положение: законы должны соответствовать уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.

С.А. Котляревский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства[540].

В послеоктябрьский период в России в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм, сосредоточение реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной, не связанной законом государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева, А.В. Венгерова, В.Е.Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Р.3.Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А. Халфиной, В.Н. Хропанюка, 3.М. Черниловского, В.А.Четвернина и других.

Контрольные вопросы

1. Что такое правовое государство?

2. Назовите основные признаки правового государства.

3. Какова роль Конституции РФ?

4. В чем заключается принцип суверенности государственной власти?

5. Что Конституция РФ провозглашает высшей ценностью?

6. Назовите известных мыслителей, излагавших свои идеи правовой государственности.

7. Назовите представителей русской политико-правовой мысли, внесших значительный вклад в развитие теории правового государства.

Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 8. Кем создается право Европейского Союза? Право Европейского Союза — результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.Субъектами этой деятельности выступают государства — члены Союза,

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

3. Возникновение государства. Теории

3. Возникновение государства. Теории Возникновение государства – это сложный длительный процесс, эволюция, начавшаяся много тысяч лет назад в различных регионах мира.Первыми государствами являются Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон,

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

5. Возникновение государства

5. Возникновение государства Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными,

29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период

29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период Слово «нотариус» произошло от латинского «notarius», что значит «писец», «скорописец», «секретарь», «стенограф», «делопроизводитель». В Древнем Риме так называли рабов, ведших деловую переписку своих господ.В XV–XVII

38. Возникновение Римского государства

38. Возникновение Римского государства Условно историю Рима можно разделить натри периода: царский (753–510 гг. до н. э.); республики (509-27 гг. до н. э.); период империи (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.).Основание города Рима связано с именами легендарных Ромула и Рэма и относится к 753 г. до

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц

§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц Создание идеи юридического лица, как самостоятельного субъекта гражданского права, самостоятельного центра хозяйственной жизни, составляет одну из крупнейших заслуг римского права; только через него эта юридическая форма

31.1 Развитие идей правового государства

31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. В эпоху Возрождения …
утверждается политико-правовой теоцентризм
происходит становление материалистического понимания государства и права
происходит замена религиозно-политического культа бога культом земного человека

2. Произведение Августина Блаженного, в котором он выражает свои социально-философские взгляды
«Государство»
«Законы»
«О граде Божьем»
«Сумма философии»

3. Идеи Монтескье, на которых основаны современные западноевропейские демократические государства
приоритет закона
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
Бог – средство для поддержания порядка и воспитания нравственности
климат и географическое положение влияют на устройство общества

4. Представителим Франкфуртской школы философии:
К.Ясперс
М.Хоркхаймер
А.Адлер
Г.Маркузе

5. Одним из признаков буржуазной цивилизации является:
наличие гражданского общества
безусловный приоритет власти над обществом
политико-правовой фетишизм
невысокий уровень политической культуры масс

6. В современном мире роль научного фактора в политике …
возрастает
игнорируется
уменьшается
не меняется

7. Утверждение «Всякая власть впору своему народу» принадлежит …
Монтескье
Сен-Симону
Гоббсу
Бисмарку
Руссо

8. Правовая установка «разрешено все, что не запрещено законом» не учитывает … аспекты общественных отношений
политические
религиозные
моральные
культурные
цивилизационные

9. Автор философско-политической работы «Государь»
Платон
Сократ
Аристотель
Макиавелли

10. Труд Т.Гоббса, посвященный государству, называется …
«Город Солнца»
«Левиафан»
«Государство»
«Политика»

11. Политико-правовой фетишизм означает …
принадлежность к нацизму
полный приоритет государственности над гражданственностью, власти над обществом
отрицание значимости политико-правового фактора в жизни общества
обожествление природы политики и права

12. Первые социальные философы:
Гераклит
Демокрит
Сократ
Платон
Зенон
Аристотель

13. Главный ориентир политико-правового строительства
личность
общество
государство
экономика

14. Равенство граждан перед законом делает граждан равными во всех отношениях
да
нет

15. Политическое учение, родина которого Россия
Коммунизма
Консерватизма
Либерализма
Анархизма
Коллективизма

16. Мораль – это …
система нормативных требований общества
система оптимальных требований к поведению человека, не обладающая характером долженствования
нравственные критерии для оценки явлений, процессов действительности
неправовая и неполитическая, но, тем не менее, нормативная идеология, вырабатываемая обществом независимо от государства

17. Верно ли утверждение: «Установка «все разрешено, что не запрещено законом» — исчерпывающий регулятор всех общественных отношений»?
нет
да

18. Верное утверждение
право и мораль – суть одно и то же
мораль первична по отношению к праву
право является базисом формирования морали
право и мораль не имеют граней соприкосновения

19. Идеология и практика культа личности в СССР привели к …
распаду СССР
падению производительности труда и тотальному дефициту
созданию столь высокой государственно-иерархической политической системы, что право в ней оказалось излишним
формированию сильной центральной власти, способной обеспечить правопорядок в обществе

20. Предтечей культовской идеологии и практики был …
буддизм
бакунизм
бланкизм
бонапартизм

21. Анархизм – это …
идея отрицания власти как таковой
идеология непримиримых борцов за свободу человека
идейно-психологиический феномен, означающий отрицание государственной власти
необычный факт действительности

22. Культ личности – это …
форма духовно-идеологического отчуждения гражданского общества от политико-правовой системы, и, прежде всего – от государства
признание особых заслуг личности перед обществом
способ легитимации властных отношений
то же, что и гуманизм

23. Утверждение Гегеля «моральные законы несравненно выше человеческих» означает …
необязательность соблюдения моральных требований
ненаказуемость нарушений моральных норм
государственный характер юридического законодательства;
негосударственное происхождение морали
принадлежность морально-нравственного комплекса гражданскому обществу

24. Для административно-командной системы характерна …
гипертрофированная вертикальная структура, которая ставит на недосягаемую высоту в общественной иерархии личность вождя и его окружение
особая роль правовых методов регулирования общественных отношений
пассивность и безынициативность в решении политических проблем
большая роль профессионализма в решении управленческих задач

25. Политическая идеология либерализма в качестве основной ценности предполагает …
демократию
предпринимательство
духовное развитие общества
свободу человека

26. Демократия в США доказывает, что это …
бесперспективный путь общественного развития
лишь один из возможных вариантов политического развития, приемлемый не в каждой стране
универсальный вариант политического режима
эталон общества свободы и гуманизма

27. Наилучшая форма государства, по Аристотелю
полития
демократия
тирания
олигархия

28. «Общество» и «государство» впервые стал различать …
Руссо
Маккиавелли
Монтескье
Сен-Симон
Гоббс
А.Смит

29. Идеи, лежащие в основе теории общественного договора:
человек по природе добр
природа человека изначально зла
прообраз государства – семья, в которой старший защищает и заботится о младшем, а младший уважает и подчиняется старшему
государство – механизм, которому невозможно противостоять, но необходимо подчиняться

30. Автор теории, согласно которой в основе возникновения государства лежит общественный договор
Т.Гоббс
Ф.Бэкон
Г.Лейбниц
Дж. Локк

32. Русские философы в своих убеждениях исходили из принципа …
«человек по природе зол»
«человека не перевоспитаешь»
«человек – существо обучаемое»
«человек по природе добр»

33. Политика Рима в отношении покоренных народов divide et impera переводится как …
Берите все
Разделяй и властвуй
Понимай и помогай
Жги и разрушай

34. Автор идеи разделения властей в государстве
Т.Гоббс
Дж.Локк
Н.Макиавелли
Аристотель

35. Основоположник марксистской теоретической традиции в России
В.Ленин
Г.Плеханов
И.Сталин
Л.Троцкий

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: