Какие задачи вытекают из главных целей управления государственной собственностью

Обновлено: 28.04.2024

Главная цель управления государственной собственностью является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности в общенациональных интересах российского народа как первичного собственника.

Генеральная цель управления госсобственности расчленяется на цели более низкого уровня иерархии, которые представлены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ. цели и задачи Концепции представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Цели и задачи управления государственной собственностью

Система управления государственной собственностью должна основываться на соблюдении ряда основополагающих принципов:

Принцип целевого использования государственной собственности

Основное отличие государственной собственности от иных форм собственности состоит в том, что она используется в интересах всего общества. Поэтому управление государственной собственностью должно преследовать своей целью создание материальных условий для реализации функций государства, в частности, субъектов Российской Федерации. Среди этих функций, прежде всего, следует выделить экономическую и социальную. Наличие обособленной государственной собственности позволяет субъекту Федерации использовать ее для реализации отдельных аспектов экономической и социальной политики. Если для коммерческих структур основной целью деятельности является извлечение прибыли, то использование объектов государственной собственности в значительном числе случаев подобной цели не предусматривает. Создание, например, детских домов, образовательных учреждений, передача им объектов государственной собственности (земельных участков, зданий, сооружений) предназначено для реализации социальных функций и не ставит своей целью извлечение прибыли. Равным образом, наделение недвижимым имуществом казенных и унитарных предприятий должно обеспечивать безопасность государства, сохранение наукоемких производств, либо убыточных, но социально и экономически необходимых производств. Использование государственной собственности не по целевому назначению подрывает роль государства как социального института, призванного стоять на страже интересов всего общества.

Принцип эффективности управления

Данный принцип заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий должен быть обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом. Управляющий должен добиваться максимально высоких показателей объекта управления при соблюдении ряда условий, вытекающих из природы государственной собственности. Дело в том, что далеко не для всех объектов государственной собственности важным является, например, способность приносить прибыль и максимизация этой прибыли. Те объекты собственности, которые ориентированы, в основном, на удовлетворение социальных потребностей (социальное обеспечение, образование, культура), должны в качестве показателя эффективности применять не критерий максимизации прибыли, а критерий снижения издержек при повышении уровня предоставляемых социальных услуг.

Принцип профессионализма управления

Этот принцип вытекает из предыдущего. Повышение активности управления невозможно без привлечения высококвалифицированных управленцев, менеджеров. Собственник заинтересован в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих. Вместе с тем необходимо также создание системы поощрения управляющих, повышения их мотивации. Значительной проблемой в России стало то, что государство и субъекты Федерации не имеют финансовых возможностей для привлечения высококлассных менеджеров. Но следует помнить, что практически во всех странах мира зарплаты государственных служащих либо менеджеров на государственных предприятиях существенно проигрывают зарплатам в частном секторе. Выходом из положения может являться повышение престижа управления государственным имуществом, создание системы социальных льгот и преимуществ, например, профессиональная подготовка менеджеров за счет государства. Эти меры доступны и для сегодняшней России. Принципиальным вопросом является повышение мотивации менеджеров. Эта задача может быть достигнута путем создания системы бонусов, размер которых зависит от экономических показателей объекта государственного имущества.




Принцип необходимости и достаточности государственного участия в предпринимательской деятельности.

Данный принцип предусматривает оптимизацию объектов государственной собственности, включение в нее только тех объектов, которые должны существовать только в подобной форме собственности, использоваться для удовлетворения публичного интереса, поскольку излишнее присутствие государства в экономике способно только повредить. В связи с этим должно быть оптимизировано количество государственных унитарных предприятий в соответствии с числом, необходимым для исполнения тех целей и задач, которые не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами другой организационно-правовой формы. Кроме того, участие государства (субъектов Федерации) в капитале акционерных обществ также может ограничиться рядом целей – либо получением существенной прибыли по размеру дивидендов и пополнением доходов бюджета, либо наличием такого пакета акций, который позволяет оказывать существенное влияние на управление деятельностью общества (в ряде случаев - не менее 50%). Приобретение меньших по размеру пакетов акций может осуществляться лишь с целью формирования пакета акций его последующей перепродажи и получения существенной прибыли от данной сделки, а также для осуществления дополнительных инвестиций и поддержки инноваций.

Принцип постоянного контроля за деятельностью управляющих, ответственности за результаты управления.

Осуществление контроля за деятельностью менеджеров со стороны представителей собственника – один из важных элементов успешной реализации принципа эффективности управления. Вместе с тем, значение контроля и ответственности в деятельности менеджеров таково, что заслуживает выделения в качестве отдельного принципа. Собственник должен осуществлять постоянный мониторинг деятельности менеджера, прежде всего, путем получения регулярных отчетов. Перед менеджером должны ставиться конкретные задачи по результатам управления, и по итогам отчетного периода собственник оценивает результаты и в необходимых случаях привлекает менеджера к ответственности в различных формах: лишение бонусов (премии), прекращение контракта, передача материалов в правоохранительные органы и т.д. Существующая система контроля за деятельностью управляющих не позволяет собственнику своевременно вмешиваться в ситуацию в случае неэффективного использования собственности. Эта проблема должна решаться путем создания системы предоставления отчетности государственными органами и управляющими, постоянного поступления, обработки и анализа информации о работе управляющих и объектов управления. Осуществление действенного контроля позволит повысить эффективность управления госсобственностью.

Обязательность качественного правового обеспечения процессов управления.

При организации системы управления государственной собственностью необходимо четко определить функции управления ею и ту оргструктуру, которая будет их выполнять, разделив их между всеми необходимыми государственными формированиями (законодательными и исполнительными, федеральными, отраслевыми, региональными и местными), обеспечив рациональную координацию между ними как по вертикали, так и по горизонтали. Одной из важнейших функций организации управления государственной собственностью является организация процессов разработки и принятия системы законодательных актов, обеспечивающей благоприятную среду для эффективного использования государственной собственности. Этим занимаются представительные и исполнительные федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Построение механизмов взаимодействия между ними должно преследовать две задачи: наиболее полное обеспечение потребностей в нормативно-правовых актах и своевременность появления и исполнения этих актов. Механизм правового регулирования государственных отношений собственности – это система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на отношения собственности. Он включает в себя: правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность, правосознание, юридические акты и акты применения права, реализации прав и обязанностей, иные элементы.

Использование многообразия форм и методов управления.

Многообразие объектов государственной собственности предполагает наличие и различных способов и методов управления ими. Специфика каждого конкретного субъекта Федерации предусматривает наличие существенных особенностей в методах и формах управления государственной собственностью в каждом из них. По каждому конкретному объекту государственной собственности должны быть определены особенности управления, сочетание экономических и административных мер, способствующих повышению эффективности управления им. Применение различных инструментов управления должно способствовать повышению экономической эффективности использования собственности. Использование различных вариантов и сочетаний инструментов управления позволяет найти оптимальное сочетание их для каждого конкретного объекта. Необходимо разработать и утвердить концепцию управления государственной собственностью на каждом уровне ее существования, в которой отражались бы политика управляющих, формы и методы ее осуществления.

Совершенствование организационной структуры управления.

На каждом уровне управления необходимо закрепить структуры органов управления, исключающих дублирование функций управления, и закрепить ответственность за принимаемые решения.

Управление государственной собственностью осуществляется с помощью системыметодов. Традиционно в административно-правовой науке выделяются две группы методов: методы прямого воздействия и методы косвенного (опосредованного) воздействия.

Прямые методы управления содержат в себе способы, приемы, действия непосредственного и обязательного определения поведения и деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления. Их признаками являются:

Ø прямое влияние субъекта на волю исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд;

Ø односторонний выбор способов решения стоящей задачи, варианта поведения, однозначное разрешение ситуации, надлежащее обязательному исполнению;

Ø безусловная обязательность распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь собой различные виды юридической ответственности

Косвенные методы воздействуют на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов, убеждений действовать определенным образом (использование экономических инструментов воздействия на хозяйствующие субъекты). Примером косвенного метода, применяемого в управлении государственной собственностью, может служить закрепление за соответствующими государственными органами, представляющими государство в экономических отношениях, права на сохранение за собой определенного процента доходов, получаемых от сделок, совершаемых с участием данного органа.

А.Д. Иванов, рассматривая практику управления государственным имуществом субъектов российской Федерации, выделяет пассивные и активные методы управления имуществом.

Пассивные методы управления, согласно этой классификации, направлены на оптимизацию структуры государственного имущества путем изменения форм собственности. К методам пассивного управления, например, движимым имуществом автор относит приватизацию, передачу в залог имущества и акций хозяйствующих субъектов, покупку и продажу акций, выступление региона в качестве стратегического инвестора.

Применение активных методов управления предполагает, что регион, оставаясь собственником, осуществляет эффективный менеджмент принадлежащего ему объекта имущества (пакетом акций) с целью «повышения уровня доходов от владения пакетами акций, а также обеспечения эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности предприятий региона»

Как и любой вид государственного управления, управление государственной собственностью должно быть основано на сочетании прямых и косвенных, активных и пассивных методов.

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном (муниципальном) секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:

1. Стратегические цели:

- Защита интересов общества и безопасности государства

- Обеспечения сохранности, рационального использования, капитализации государственного (муниципального) имущества;

- Повышение доходности от использования государственного и муниципального имущества (рост национального богатства);

- Сокращение расходов на содержание государственного и муниципального имущества (оптимизация платежного баланса).

- Решение социальных задач связанных с использованием имущества (повышение благосостояния населения; увеличение занятости; снижение темпов инфляции).

2. Тактические цели:

- увеличение доходов соответствующих бюджетов на основе эффективного управления государственной и муниципальной собственностью;

- оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной (муниципальной) собственности в процесс совершенствования управления;

- использование государственных (муниципальных) активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей государственные (муниципальные) органам исполнительной власти решают следующие задачи:

- полная инвентаризация объектов государственной (муниципальной) собственности,

- разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

- повышение эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

- классификация объектов государственной (муниципальной) собственности по признакам, определяющим специфику управления;

- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

- определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

- обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного (муниципального) имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

- обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Указанные задачи являются приоритетными для всех государственных (муниципальных) органов исполнительной власти.

В основу деятельности органов власти положены следующие принципы управления государственным (муниципальным) имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

- Единство управления на всех уровнях.

- Разграничения полномочий между субъектами управления.

- Подотчетности, подконтрольности, самостоятельности, эффективности, достоверности, платности, конкурентности.

Кроме общих принципов существуют принципы управления:

- Определение цели управления.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

- Выбор способа достижения цели.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

- Построение системы управления.

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

- Обеспечение эффективности управления.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

- Обеспечение профессионализма управления.

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.

Управление государственной собственностью – это необходимый элемент экономической политики государства и соответствующая научно обоснованная целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, входящим в состав государственной собственности, для эффективного обеспечения собственного функционирования и непосредственного решения задач публичного управления.

Значение управления государственной собственностью

Государство для обеспечения функционирования системы публичного управления и непосредственного решения задач публичного управления наделяется имуществом, которое составляет государственную собственность. Эффективность управления государственной собственностью определяет не только эффективность функционирования системы публичного управления и решения задач публичного управления, но и эффективность экономического развития государства в целом и отдельных территорий.

Сегодня в теории публичного управления все чаще отмечается недостаточная эффективность управления государственной собственностью, в том числе неэффективность функционирования хозяйственных обществ с участием государства, государственных предприятий. При этом отдельными авторами указывается на то, что государственные предприятия и организации с участием государства функционируют чаще всего в стратегически значимых отраслях, и потому эффективность их функционирования не должна оцениваться только с точки зрения прибыли, необходимо учитывать и социально полезный эффект от функционирования таких организаций.

Тенденции развития управления государственной собственностью

Теория развития публичного управления позволяет выделить следующие специфические характеристики управления имуществом, составляющим государственную собственность:

  • государство выступает одновременно и как собственник определенного имущества, и как регулятор отношений собственности;
  • цель формирования и управления государственной собственностью заключается в обеспечении экономической безопасности и экономическом развитии государства;
  • государственная собственность является отражением интересов общества;
  • распределение полномочий по управлению государственным имуществом между Федерацией и регионами ввиду федеративного устройства государства;
  • отдельные объекты государственной собственности (природные ресурсы, объекты культурно-исторического наследования, казна и пр.) могут находиться исключительно в собственности государства;
  • при управлении государственной собственностью могут использоваться такие исключительные инструменты как приватизация, реквизиция, национализация, установление налоговых платежей и др.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1990-е гг. в новом российском государстве утвердилась концепция управления государственным имуществом, предполагающая формирование государственного сектора экономики как системы экономических отношений по использованию имущества, составляющего государственную собственность:

  • закрепленного за федеральными государственными предприятиями и учреждениями на правах на ограниченном вещном праве – оперативного управления или хозяйственного ведения,
  • составляющую государственную казну РФ;
  • имущественные права, которые вытекают из участия страны в коммерческих организациях и предприятиях и пр.

В принятой государственной программе управления федеральным имуществом, которая была утверждена федеральным правительством в 2014 г., категория государственного сектора экономики не используется. Сегодня это категория заменена термином «федеральное имущество».

В свою очередь, в теории система управления государственным имуществом представлена следующим образом. Предприятия и учреждения, которые функционируют за счет собственности государства и управляются органами публичного управления составляет государственный сектор экономики. Функционирование государственного сектора экономики предполагает разделение полномочий собственника имущества и управляющего имуществом, которыми в современной практике чаще всего выступают приглашенные управленцы.

В 1990-х гг. в России начались масштабные преобразования государственной собственности посредством ее приватизации. Это наглядно демонстрирует сокращение количества занятых в государственном секторе. Важными тенденциями управления государственной собственностью сегодня являются:

  • сокращение участия государства в основных фондах;
  • сокращение объема государственных инвестиций;
  • сокращение числа государственных предприятий и организаций.

Современная система управления государственной собственностью определяется следующими ключевыми аспектами:

  • управление государственной собственностью реализуется на основе утвержденной государственной политики исходя из поставленных целей управления;
  • управление государственной собственностью предполагает формирование законодательной и подзаконной базы такого управления;
  • формирование специальных органов публичного управления, наделение их полномочиями по управлению государственным имуществом;
  • инвентаризация и учет объектов, составляющих государственную собственность, и распределение их между субъектами управления;
  • утверждение программ функционирования и отчетности по управлению имуществом, составляющим государственную собственность, и др.

Перспективы развития управления государственной собственностью

В практике публичного управления сегодня наметились противоречия между разработкой и реализацией целей управления государственным имуществом:

  • органы управления – Министерство экономического развития и Росимущество – прогнозируют и планируют увеличение поступлений в бюджеты в виде прибыли от управления государственным имуществом, при этом фактически происходит процесс сокращения объектов государственной собственности;
  • государство связывает цели управления государственным имуществом с выполнением государственных функций, при этом предусматривается отчуждение имущества, которое востребовано в экономическом обороте;
  • возрастание сложности управления, в том числе за счет роста объема законодательной и программной базы управления государственным имуществом.

В качестве приоритетных тенденций развития управления государственной собственностью можно выделить следующие:

Исторически государство учреждается для передачи в его ведение важнейших социально-экономических задач – обеспечения правопорядка, правосудия, обороны и пр. Реализация переданных государству полномочий объективно требует привлечения соответствующих ресурсов, в том числе и имущественных. При этом государство всегда выступает инструментом территориальной общественной организации, а потому становится исключительным собственником отдельных видов имущества, в отношении которых недопустимо установление альтернативной формы собственности.

Следуя положениям отечественных нормативно-правовых актов, категория государственная собственность подразумевает имущество, собственником которого выступает Российская Федерация и субъекты, ее образующие. Другими словами, федеративное административно-территориальное устройство России обусловливает возможность существования двух видов государственной собственности:

  • собственности федеральной;
  • собственности региональной.

Размежевание государственной собственности между федерацией и субъектами на конституционном уровне отнесено к числу вопросов совместного ведения федерации и субъектов. Исключительную собственность федерации составляют объекты:

выступающие основой национального богатства:

  • это ресурсы морской экономической зоны, ресурсы территориальных вод и континентального шельфа;
  • это природные богатства, включенные в состав охраняемых, или тех, что используются особым образом, например, природные парки, рекреационные объекты и пр.;
  • исторические, культурные, природные, художественные ценности, учреждения культуры федерального значения;

обеспечивающие функционирование федеральных органов власти и, соответственно, решение федеральных задач:

  • государственная казна, в том числе средства бюджета федерации, внебюджетных фондов, Банка России и др.;
  • имущество отечественных вооруженных сил и др.;

используемые для оборонного производства;

Готовые работы на аналогичную тему

Соответственно, в число объектов, составляющих государственную собственность на уровне регионов, подлежит включению:

  • имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственной власти на региональном уровне;
  • объекты, составляющие инфраструктуру региона;
  • земли под объектами региональной собственности и пр.

Содержание управления государственной собственностью

Управление государством находящимся в его собственности имуществом предполагает не только реализацию полномочий собственника, но и возложение на государство соответствующих обязанностей. Непосредственное осуществление прав и обязанностей собственника возлагается государством на соответствующие государственные органы.

Управление государственным имуществом всегда реализуется исходя из конкретных целей и задач государственной деятельности органа, в ведение которого оно находится. Иначе говоря, целью управлении государственным имуществом выступает обеспечение выполнения государственных функций конкретным субъектом государственной власти. При этом в правомочия такого субъекта управления не включаются полномочия по разграничению и перераспределению имущества, эти полномочия предшествуют управлению, являются его предпосылкой.

Гражданско-правовая трактовка категории собственность предполагает единство трех правомочий собственника – права пользоваться, права владеть и права распоряжаться. Управление собственностью, в свою очередь, наиболее тесно связано с таким правомочием собственника как распоряжение объектом собственности. Так, назначение государственного имущества, как федерального, так и регионального, предполагает постоянное его использование, которое фактически осуществляют учрежденные государством организации, а также частные организации и физические лица, которым такое имущество передано, или неограниченный круг лиц, когда речь идет об объектах общего пользования.

Способы управления государственной собственностью

К числу основных способов управления государственной собственности относятся следующие:

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной собственностью включают:

· целеполагание. Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;

· ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;

· комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;

· постоянное совершенствование управления;

Способы управления государственной собственностью:

а) на базе объектов управления:

- посредством имеющегося законодательства;

- через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;

- через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

- учетно-регистрационная деятельность государства;

- порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);

- управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;

- решения о приватизации и национализации;

- порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

- оперативное, или текущее, управление;

- перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

Рис. 2.1. Подсистемы обеспечения системы управления государственной собственностью (СУГС).

В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.

Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.

Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.




Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.

Согласно Конституции государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

Рис. 2.2. Важнейшие органы управления государственной собственностью.

Целями управления государственной собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель – увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы преобразования отношений и структуры собственности – одна из самых важных в любой стране.

В одних странах эти преобразования носит устойчивый системный характер, в других – осуществляются в ходе политических и экономических реформ.

Приватизация, как процедура перераспределения собственности, должна служить решением следующих задач:

- повысить эффективность использования активов;

- усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;

- расширить доступ предприятия к капиталам;

- обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;

- сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;

- увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;

- обеспечить более справедливое распределение прибыли.

В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами передавать свое имущество в частную собственность. Согласно действующему законодательству основными способами могут быть (рис.2.3.):

- преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;

- продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;

- продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;

- возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Рис.2.3. Юридические способы приватизации.

Приватизация, являясь процедурой распределения собственности (перераспределение между государственной и частной собственностью), в период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на отсуждении имущества путем его купли – продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Существование акции означает, что в собственности государства имеется разных размеров портфель акций различных предприятий страны, отражающих динамику и состояние в каждый момент времени перераспределительных отношений собственности между государством и остальными собственниками.

Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации представлены на рис.2.5. Ими могут быть :

- акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;

- незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.

Рис.2.4. Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.

Акция – особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.

Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.

Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.

Для эмитента выпуск акций означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над собой акционерам и выплатой им части своих доходов в виде дивидендов.

Рис.2.5. Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием.

Управление государственным портфелем акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис.2.6.

Рис.2.6. Объекты управления государственным портфелям акций.

В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.

Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

Рис. 2.7. Виды сделок с объектами недвижимости.

Задачи управления государственной собственностью, стоящие на современном этапе в РФ:

- классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;

- инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использование объектов по назначению;

- обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;

- рациональная структура и состав объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности. Создание новых объектов;

- обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;

- повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.

Научно-обоснованная целевая ориентация процессов управления государственной собственностью служит определенной предпосылкой их рациональной организации и результативности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: