Какие виды судов не используют для водного туризма

Обновлено: 26.04.2024

Парусный туризм — одна из разновидностей спортивного. Однако в отличие от остальных, для занятий им требуется немало знать и уметь. Во-первых, необходимы знания и навыки по обслуживанию судов. Во-вторых, придется пройти курс обучения и получить права на управление судном. И, наконец, не обойтись без определенных финансовых вложений. Лишь выполнив все эти условия, можно отправляться в путь, к покорению водной стихии.

Парусный туризм и его особенности

Путешествие под парусом представляет собой довольно сложное мероприятие. Туристам необходимо не только уметь ходить под парусом, но и разбираться в вопросах кораблестроения, а именно:

  • В вопросах конструирования, постройки и испытаний судов, используемых в парусном туризме.
  • Во взаимосвязях моря, парусной лодки и человека.

Парусный туризм (или любительский яхтинг) — это вид деятельности, главная цель которой состоит в общении с природными стихиями (воздухом и водой), а не в победе над другими участниками и не в развитии каких-либо физических качеств. В этом его основное отличие от других туристических дисциплин. Любительский яхтинг подходит тем, кто готов тратить собственные силы и средства просто для того, чтобы поплавать по морю или океану.

Поход под парусом заключается в прохождении определенного маршрута и командном управлении судном. Не стоит путать любительский яхтинг с морской прогулкой миллионера в окружении головокружительных красоток на собственном корабле.

В данном виде туризма решающую роль играют погодные условия. Это еще одно его принципиальное отличие. Для паруса нужен ветер, поэтому при полном штиле суда и их команды бездействуют.

Достоинства парусного туризма

  • Возможность насладиться пейзажами. При качественно подобранном маршруте можно увидеть множество прекрасных мест. Главное при этом — не отвлекаться от управления судном.
  • Совершенствование навыков. Управление судном развивает навыки в этой области, а также тренирует моторику и реакцию.
  • Безопасность. Перед отправлением в путешествие участники в обязательном порядке проходят инструктаж. по желанию (или при необходимости) группа может воспользоваться услугами профессионального капитана. Все это снижает потенциальные риски.
  • Уверенность в себе. Ведь яхта у большинства людей ассоциируется c зажиточностью и высоким уровнем жизни.

Несмотря на все преимущества парусного туризма, следует помнить о том, что он противопоказан людям, имеющим проблемы с кровеносными сосудами и артериальным давлением. Кроме того, не следует брать на борт детей — для них это слишком опасно, да и выполнять управление судном они, как правило, не могут.

Немного истории

Как известно, в прошлом лодки использовались исключительно для перевозки грузов и пассажиров. Чаще всего, это было прерогативой богатых людей. Лишь с 1662 г. в Голландии стали проводиться соревнования на яхтах, а спустя еще 100 лет — в США. Остальной мир заинтересовался этим видом спорта немного позднее.

В нашей стране парусный туризм начал развиваться в эпоху правления Петра I. Император лично привез в Россию первые яхты и даже преподавал в Королевском Яхт-клубе.

Поначалу яхтинг существовал исключительно как соревновательный вид спорта. И лишь со временем он эволюционировал в разновидность путешествия по морю, имея целью воссоединение человека с природой.

Основные типы судов в парусном туризме
Морские путешествия человек начал совершать буквально сразу же после изобретения лодки. Исторически сложилось, что некоторые виды судов наиболее часто используются в парусном туризме:
    . Самое первое плавательное средство для совершения водных походов, на которое начали ставить паруса. Именно посредством экспериментов с байдарками были выявлены особенности малых парусников, отработаны основные технические решения, испытаны разные типы парусов. Вплоть до настоящего времени байдарка с парусом для морских прогулок не теряет своей популярности.
  • Яхта. Слово голландского происхождения, которое переводится как «гнать, преследовать». Представляет собой судно с водоизмещением до 3000 кг и применяется в целях спорта и туризма. Яхты бывают 3-х типов: парусные, гребные и оснащенные двигателем. Выступает наиболее востребованным судном в туризме.
Виды парусов

Название «парусный туризм» говорит само за себя — это путешествие под парусом. Последний применяется в качестве основного или дополнительного двигателя при попутном ветре. Главные требования к парусам — простота, удобство и безопасность. Их изготавливают из легких материалов, обычно бязи или перкаля. Их не закрепляют на мачте накрепко, поскольку паруса должны легко и быстро опускаться и подниматься.

Существует 3 типа паруса:
  1. Прямой. Такие паруса устанавливаются поперек судна и закрепляются на реях — горизонтальных балках, имеющихся на мачте. Обычно изготавливаются в виде прямоугольника или трапеции. Чтобы управлять им, необходимо разворачивать рей. Соединяя несколько прямых парусов, можно получить большую площадь. Это свойство сделало такой парус очень распространенным. На каждые 5 м² паруса требуется один член команды для управления им.
  2. Шпринтовый. Такой парус получил свое название из-за присутствия в сооружении особой детали, крепящейся у мачты — шпринта. Задача шпринта — удерживать верхний угол паруса.
  3. Рейковый. Назван так вследствие того, что в сооружении присутствует реек — тонкий шест, устанавливаемый на мачте. Один его конец, более короткий и толстый, направлен вниз, в другой, тонкий и длинный — вверх. Реек подходит для установки парусов самой различной формы.
Величина паруса зависит от размера судна:
  • На байдарки устанавливается парус площадью до 2 м², при этом высота мачты — 2,5 м.
  • Для 3-х местных судов необходим парус в 2,5 м², а мачта высотой 3 м.
  • На 5-местные лодки ставят паруса площадью 3 м², мачта при этом должна иметь высоту 3,5 м.
Немного о погоде

Парусный туризм напрямую зависит от ветра и погодных условий. Это факторы не просто комфортного путешествия, но и безопасности команды.

Отправляясь в морское путешествие, необходимо помнить:
  • Утром и вечером ветер более сильный, а к полудню стихает.
  • Ночью прослеживается рост атмосферного давления, и ветер минимален.
  • Днем давление на суше ниже, чем над морем, поэтому появляется бриз.
  • Медленное снижение давления говорит о вероятности небольшого дождя, а быстрое — грозы или ливня.
  • Если мачта судна выше 10 м, следует к силе ветра по прогнозу добавить еще процентов 20, поскольку с высотой сила ветра растет.
Правила безопасности

Парусный туризм очень увлекателен. Однако водная стихия всегда несет в себе определенную опасность для человека.

Необходимо знать основные правила, отправляясь в путешествие, и соблюдать их:
  • К походу под парусом следует хорошо подготовиться. Если на это не было времени или отсутствует психологическая уверенность — лучше отложить мероприятие.
  • Чаще всего травму на яхте можно получить при падении за борт. Ведь судно часто кренится, а пол на палубе скользкий. Поэтому обязательно следует крепко держаться.
  • Крайне необходимо научиться пользоваться спасательным жилетом и страховочным поясом, а также позаботиться об их наличии.
  • С огнем нужно обращаться очень осторожно. Яхты выполнены из материала, способного быстро возгораться, поэтому сгореть судно может за считанные минуты.
  • Необходимо помнить, что гик (нижнее горизонтальное устройство, удерживающее парус) расположен примерно на уровне человеческой головы и может двигаться от одного борта до другого сам по себе. Сила удара при этом такова, что может повлечь летальный исход.
  • Курение допускается только с наветренной стороны судна, чтобы пепел не мог попасть на палубу.
  • Необходимо ознакомиться с расположением на яхте огнетушителей, сигнальных средств, а также научиться подавать сигналы бедствия.
Интересное о любительском яхтинге
  • Россияне питают особую страсть к яхтам — на их аренду наши соотечественники тратят больше, чем жители других государств.
  • Основным флотом планеты выступают чартерные яхты — их удельный вес в общем количестве кораблей составляет 94%.
  • Европейцы любят отдыхать, а азиаты — трудиться, в том числе на воде, поэтому яхты последних оборудованы залами для переговоров.
  • Существует яхта в виде острова с растущими пальмами, несколькими вулканами и даже вулканом, которая признана самой необычной.

Парусный туризм — это незабываемые путешествия, которые в последние годы привлекают все большее количество людей по всему земному шару. Это не самый дешевый вид туризма, но он позволяет увидеть живописнейшие природные пейзажи и познакомиться с объектами мировой истории и культуры.

Катамаранинг – удивительное слово. О фициально не существует, но используется повсеместно. Спроси любого водника о катамаранинге, и он найдёт, что рассказать. В сети на тематических форумах термин встречается регулярно, но в профильной литературе его не найдешь (его нет даже в Википедии).

Логика проста – катамаранингом следует называть сплав на катамаранах. Однако, ёмкий и многозначный термин рафтинг (поход на надувных плотах) занял его место и подменил понятие.

Сплав по белой воде привычно называют рафтингом. Однако, рафтинг — это поход исключительно на плотах. Для каяков, каноэ, байдарок и других судов объединяющим определением является «сплав».

Катамаран и рафт. В чем причина отличия терминов?

Причины несовпадения терминологических взглядов кроются в том, что слово «Rafting» было заимствовано у американских водников. При этом в США нет понятия «водный поход»: спортсмены со всем снаряжением приезжают на реку и катают сложный участок, отрабатывая навыки.

Надувной плот

Существует и коммерческий вариант – своего рода водный аттракцион, когда за плату желающие могут пройти на лодке с опытным инструктором несложный, но бурный участок. Катамараны там распространены меньше, поэтому для реалий жизни американцев обобщающего вполне достаточно.

Надувной спортивный катамаран

У нас коммерческий спуск на рафтах постепенно вытесняет кат, так как его сборка и выход на воду занимает около трех часов у группы. Для наглядности сравним оба типа суден, чтобы не смешивать понятия.

Сравнительная таблица надувных судов

Катамаран в России появился намного раньше и по ряду причин распространён гораздо больше. Как и почему сплав на отечественном судне не получил отдельного названия, так и останется загадкой. Скорей всего, в термине просто никто не нуждался, ведь мероприятие можно было просто назвать водным походом на катамаране. Во всяком случае, в маршрутных книжках используется именно это словосочетание.

Почему важно разграничение понятий?

У нас существует водный туризм в классическом виде, унаследованный от советской водной школы, то есть прохождение маршрутов со всеми характерными особенностями: сложной заброской и выброской, волоками, завалами, обносами.

Спортивная часть является лишь составляющей этой глобальной задачи, неслучайно сами водники именуют себя туристами, а не спортсменами. Суть этого явления значительно шире имеющегося определения рафтинга, даже если не брать во внимание вид используемого плавсредства.

Чертеж катамарана И. Сизова

Конструкция по И.Сизову

Не стоит сбрасывать со счетов и такой тонкий момент, как национальная гордость. Спортивный кат создан в Советском Союзе, и именно на нём нашим водникам удалось пройти сложнейшие маршруты страны. Как он создавался, подробно описано в статье История появления катамаранинга. Всем, кто причастен к водному туризму, хорошо известно это обстоятельство, так что не каждый катамаранщик согласится назвать излюбленный вид досуга рафтингом в честь заморской лодки.

Термин «Катамаранинг» необходим

Рассуждать о необходимости разграничения понятий можно долго, но, подводя итог, следует привести факты, не подлежащие сомнению:

  • У нас в стране основным направлением экстрима, связанного с использованием судов, является водный туризм. Спортивные и коммерческие сплавы на плотах тоже существуют, но это менее масштабное явление;
  • Для прохождения бурных рек основным судном остается катамаран. Он удобен при транспортировке, привычен и позволяет проходить сложные препятствия.

Исходя только лишь из этого, термин «катамаранинг» может и должен существовать. Он позволит избежать путаницы, точнее передаст смысл явления.Не зря этому виду экстремального туризма посвящена целая рубрика сайта.

Сплавсредства

Водный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.

Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.

А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.

Для выбора из этого великолепия обязательно нужно правильно определить средство сплава. Вот и посмотрим, каковы они – эти средства, на что способны, чем отличаются друг от друга.

Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.

Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.

Лодка каяк фото

Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.

Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.

Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.

Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.

Байдарка резиновая - надувная лодка фото

Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.

Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.

Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.

К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.

Каркасная байдарка

Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.

Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.

Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!

Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.

Наверняка будут моменты, когда вы с гневом и негодованием будете стоять над кучей разнородных частей и, держа в руках инструкцию, восклицать: «Чего они тут понаписали! Оно же туда не влазит!».

Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.

Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).

Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.

  • Средний класс прочно и основательно оккупировали катамараны.

Катамаран для сплава по горным рекам

По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.

А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.

Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.

Обратимся на момент к истории.

История катамаранов

Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.

В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.

Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.

А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.

Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.

Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.

Другими словами, катамаран-четвёрка – настоящая «рабочая лошадка» любого сложного, экстремального сплава.

Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.

Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.

Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.

И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.

  • Перейдём к тяжелому классу сплавсредств – к плотам.

Рафт - надувной плот для сплава экстремалов

Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.

Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.

Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.

В чём его преимущество перед, например, катамаранами или русскими плотами? Да в том же, что и у Макдональдса перед нашей столовой – в доступности, широком распространении, в простоте и непритязательности.

Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!

Русский плот

О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».

Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.

Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.

Как видно, работа длительная, требует умения владеть топором. Зато какое удовольствие – смотреть на построенный своими руками дредноут! Даже лентяи-катамаранщики (они-то давно собрали свою посудину) любуются готовым к спуску на воду кораблём.

А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.

Картинка плота на реке - честера

Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.

Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.

Действительно, честер удачно вписался между плотом и катамараном: большое водоизмещение (следовательно, устойчивость к опрокидыванию) и удивительная поперечная манёвренность.

Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.

Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.

Видео

Смотрите ролик сплава на катамаране:

Сплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.

Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.

маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.

Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от

часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных

походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий

может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у

рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы

и рафты шьются специальные «фартуки», чтобы плавательные средства не заливало


Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I — VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня — летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.

Вейкбординг — представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.

Дайвинг — очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.

Водные лыжи — один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.

Виндсерфинг — это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг — это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) — $500, гидрокостюм — $200, итого $1700.

Каякинг — сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.

Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления — гребной слалом, родео и сплав.

Слаломный каякинг — это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

Рафтинг (сплав) — сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.

Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров — от 1000-1500 $.

Водный туризм — недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей

Экзотические плавсредства

Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.

Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).

Туры на подводных лодках

Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .

Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.

Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.

До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.

Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.

Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.

Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.

Катание по морским волнам

Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.


В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).

В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Дайвинг

Магическая сила подводного мира заключается в универсальности его среды: имеется отличие от положения на земле и в воздухе, под водой можно двигаться во все стороны, самостоятельно выбирая направление.

Подводное плавание (diving) — один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. Несмотря на это, а также дороговизну снаряжения, которая не каждому по карману, движение дайверов расширяется с каждым годом как у нас в стране, так и за рубежом. Человека всегда манил к себе загадочный подводный мир. В настоящее время только в Европе любителей подводного плавания насчитывается свыше 3 млн.


Однако, если во многих других видах туризма можно обойтись без специальной обучения и подготовки, в подводном плавании это недопустимо. Единственная, даже незначительная ошибка под водой может стоить аквалангисту жизни. Поэтому без надлежащего обучения под руководством опытных инструкторов и приобретения необходимых практических навыков спускаться под воду не рекомендуется даже самым отчаянным авантюристам. Дайвинг-центры не допускают до погружения новичков, не прошедших специального курса обучения и не имеющих специальной лицензии.

Во многих странах созданы центры подготовки водолазов-любителей и центры организации подводного туризма.

Большинство центров по подготовке и обслуживанию любителей подводного плавания объединены в ассоциации. Крупнейшим из них является PADI (Professional Association of Diving Industrion), имеющая около 200 подводных центров в 175 странах мира (число подводников с сертификатами PADI около 6 млн человек), CMAS (Confederation Mondile des Activites Subag Nation), SGL (Scubargo Education Association) и др.

По некоторым подсчетам подводным плаванием в мире увлекаются не менее 30 млн человек.

Задачами таких центров являются подготовка подводников-любителей, разработка мероприятий по обеспечению безопасности подводных путешествий, аттестация и сертификация членов подводных центров, разработка карт и атласов подводных объектов.

Полный курс обучения начинающего дайвера включает в себя: обучение плаванию с дыхательной трубкой, аквалангом сначала в бассейне, а затем на открытой воде, подводное ориентирование, способы подводного плавания, ориентирование под водой по компасу и с помощью подводных ориентиров, плавание в условиях ограниченной видимости и ночью, поиск под водой предметов и подъем их на поверхность, глубоководное погружение.

Одна из опасностей, связанных с дайвингом, — это возможность возникновения кессонной болезни. Поэтому необходимо тщательно следить за глубиной погружения, временем нахождения под водой и скоростью подъема на поверхность. Не рекомендуются многократные погружения под воду в один день и многодневные погружения без перерыва.

Определенную опасность представляют собой морские течения при открытой береговой линии, а также прибойные волны вблизи скал и рифов.

Кроме того, опасность для туристов, занимающихся подводным плаванием, представляют некоторые морские обитатели (ядовитые медузы, ежи, морские звезды, моллюски, морские змеи, рыбы, а в некоторых местах также морские хищники, например акулы).

Особенно большое внимание уделяется подводному плаванию в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Норвегии. Так, в Швеции имеется свыше 300 центров подготовки туристов-подводников, в Финляндии — около 60.

В России также создаются специальные организации подводного туризма — «Бадди», «Морские технологии», «Золотой Галеон», «Подводный клуб МГУ» и др.

Подводное плавание включает в себя разные направления. Наиболее популярным из них является подводная археология (поиск и исследование затонувших объектов — городов, кораблей). Более половины участников подводных центров занимаются подводным плаванием с целью поиска и обследования погибших судов, часть из них участвует в кладоискательстве.

Большое распространение подводная археология получила в прибрежных морских районах, где имеются затонувшие части античных или средневековых городов. Различные экспедиции, связанные с глубоководным погружением, работают и на реках и озерах (например, на Днепре, в районе острова Хортица, в высокогорных священных озерах на бывшей территории империй инков и майя и т.д.).

Другим направлением подводного плавания является участие в научных исследованиях с целью изучения подводного мира.

Очень увлекательным видом деятельности в дайвинге является подводная видео- и фотосъемка, как любительская, так и профессиональная.

В последнее время получил распространение подводный ритуальный туризм — оказание различных почестей и возложение венков на месте затонувших судов и массовой гибели моряков в результате катастроф или военных действий. Такой вид туризма особенно популярен в северо-восточных регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и в республике Карелия). Данные регионы имеют значительный потенциал для приключенческого, научного, учебного и ритуального подводного туризма. По данным АО «Морские технологии» только в Российском бассейне Балтийского моря и прилегающих озерах находится свыше 6000 затонувших объектов. На базе этих объектов создан «Атлас объектов на дне Финского залива и Балтийского моря».

В России подводный туризм популярен также в бассейнах Черного, Каспийского, Азовского и Баренцева морей, а также на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, озера Байкал, Белое и др.

Одним из развивающихся направлений в дайвинг-туризме является подводное плавание в северных морях.

В Кандалакшском заливе на Белом море (одном из наиболее доступных из наших северных морей для дайверов) функционирует несколько современных дайвинг-центров, оснащенных современным подводным оборудованием, катерами, ботами и моторными лодками.

Один из них под названием «Полярный круг», открытый усилиями энтузиастов из подводного клуба Московского государственного университета в 2004 г., располагается у старинного поморского поселка Нильмогуба. На морском льду оборудован комфортабельный мобильный лагерь, состоящий из нескольких фанерных домиков-балков на полозьях. В них могут с удобствами разместиться 3-4 дайвера, в тепле облачиться в гидрокостюм, проверить снаряжение. Балки установлены в непосредственной близости от майн — отверстий во льду для ныряния. Один из балков занят под столовую и кают-компанию.

Спуски под лед в легководолазном снаряжении относятся к наиболее экстремальному виду дайвинга, поэтому во время таких спусков особое внимание уделяется безопасности.

У подводников клуба МГУ есть прекрасно оборудованное судно «Картеш», на котором летом можно посетить любую точку русского Севера. Базируется судно в Чупе (Кандалакшский залив Белого моря) или Тернберке (Баренцево море).

Еще один дайвинг-центр имеется на берегу Авачинской бухты на Беринговом море.


Эти центры у наших полярных морей привлекают любителей подводного экстрима почти нетронутой природой и, конечно, относительной транспортной доступностью.

Как отличить в дайвинге отдых от спорта, а спорт от экстрима? Бывалые подводники отвечают просто: «по цвету бездны». Если аквалангист опустился на глубину, где вода имеет голубую окраску, это отдых, приятный и относительно безопасный. Если цвет воды при дальнейшем погружении сменился на синий, это уже спорт, а там, где начинается черная вода, это экстрим.

Самыми экстремальными и опасными видами подводного плавания являются технодайвинг, т.е. глубоководные декомпрессионные погружения на разных дыхательных смесях в открытой воде, а также проникновение в подводные пещеры (подводная спелеология) и на затонувшие объекты.

Подводные исследования в пещерах требуют не только специального снаряжения и подготовки, но и большого мужества. Существуют очень сложные пещеры, до дна которых приходится продвигаться несколько суток, преодолевая очень сложные препятствия в виде глубоких колодцев и завалов. Однако стремление увидеть то, что доступно немногим, преодолевает все.

Для тех же, кто очень хочет почувствовать себя дайвером, но в силу разных причин (возраста, состояния здоровья, характера) не может погружаться на большие глубины, туристические центры, расположенные на морских курортах на острове Маврикий, продумали такой вид развлечений, как «снуба дайвинг». Это один из простейших способов погружения под воду. На голову ныряльщику одевается специальный шлем, в который через длинный шланг подается воздух. На талию надевается пояс с грузом — и вперед, вернее вниз. Дайверов погружают на глубину 3-4 м возле рифов, куда подплывают прикормленные стайки рыбок, моллюсков и мелких морских животных. Возраст ныряльщиков практически не ограничен — от 7 до 77 лет. «Снуба дайвинг» очень популярен среди мам с малышами и пожилых людей.

Сплавы на байдарках — весьма увлекательное занятие, которое как вид туризма завоевало огромную популярность. Одни относят сплавы к экстриму, другие считают активным отдыхом. И в том, и в другом случае необходимо знать, что представляет собой подобный водный поход и как к нему подготовиться.

Чем отличаются сплавы на байдарках

Туристическое путешествие представляет собой прохождение маршрута в безопасных водах, спокойных либо с умеренным течением. Они рассчитаны на любителей, не стремящихся к получению острых ощущений. Профессиональные спортивные сплавы на байдарках выполняются по бурным порожистым рекам, с водопадами и множеством различных препятствий. Для таких сплавов необходимо иметь хорошие навыки и определенный уровень физической подготовки.

Для сплава используются байдарки — узкие, длинные лодки с заостренным носом и кормой. Управляют ими при помощи двухлопастных весел. Достоинства байдарки заключаются в том, что она обладает хорошей устойчивостью, может легко передвигаться на мелководье и в местах с бурной растительностью. Умещается в байдарке обычно от 1 до 3 человек, но можно встретить и четырехместное судно.

Сплавы на байдарках можно организовать на любом водоеме, но чаще всего для этого используются узкие речушки. Судно развивает скорость за счет силы гребца. Весло имеется у каждого участника похода. Иногда байдарку оснащают парусом, но как показывает практика, он не всегда необходим и удобен.

Маршруты для новичков прокладываются по рекам, в которых порогов нет либо они присутствуют в малом количестве. Более опытные туристы предпочитают маршруты посложнее. Для преодоления порогов, даже если они не слишком сложные, необходимо быть физически сильным, владеть техникой и знать особенности прохождения порогов в зависимости от вида байдарки.

Какие бывают байдарки

Сегодня выпускается три вида таких судов:
  1. Надувные.
  2. Каркасные.
  3. Каркасно-надувные.

Каждая разновидность имеет свои преимущества и недостатки и предназначается преимущественно для конкретного типа сплава. Поэтому, готовясь к походу, важно правильно определиться с лодкой.

Надувная байдарка

Признается оптимальным вариантом для начинающих туристов. Она универсальна — на ней можно сплавляться по горным речкам, прогуливаться вдоль берега в спокойной воде, ловить рыбу. Представляет собой бескаркасное судно, состоящее из двух баллонов, наполненных воздухом. Оболочка лодки выполнена из ПВХ, устойчивого к воздействию агрессивных сред, грибков и различных микроорганизмов.

Преимущества надувных байдарок следующие:
  • Небольшая масса (до 10 кг), позволяющая без труда транспортировать лодку к водоему.
  • Малый объем в спущенном состоянии — такая байдарка легко превращается в компактный сверток и умещается в рюкзак.
  • Быстрота спуска на воду — чтобы надуть лодку и спустить на воду, потребуется не более 15 мин.
  • Хорошая устойчивость и управляемость — недаром их используют для путешествий по бурным рекам в любую погоду.
  • Высокая проходимость — сплавы на байдарках организуются и на водной глади, и на участках с большим количеством камней или растительности.
К недостаткам надувных конструкций можно отнести:
  • Отсутствие возможности «взять» волну, образуемую порогами, из-за чего порой приходится делать долгие вынужденные остановки.
  • Невысокая прочность — если оставить лодку на солнце или перестараться при надувании, она может просто расползтись по швам, что потребует качественного ремонта.
Каркасная байдарка

Предназначена для прогулок в спокойной воде. Представляет собой прочное судно, сделанное из дюраля либо алюминия, обтянутого прочной оболочкой. Иногда конструкция дополняется специальным фартуком, препятствующим попаданию в лодку воды.

Плюсами каркасных байдарок являются:
  • Высокие скоростные характеристики: если на надувных байдарках требуют от гребца приложения достаточных усилий, то каркасные лодки легко развивают скорость при менее интенсивной гребле.
  • Вместительность: внутри байдарки много места, предназначенного для перевозки багажа и провизии.
  • Хорошая грузоподъемность: допустимый вес пассажиров вместе с багажом достигает 100 кг, при этом не страдают скоростные качества.
Минусы судна:
  • Высокая стоимость.
  • Большой вес — чтобы доставить судно к месту начала похода, понадобится прицеп или багажник на крыше автомобиля.
  • Длительность сборки.
Каркасно-надувная байдарка

Эта разновидность объединяет в себе характеристики двух предыдущих. Основу конструкции составляет металлический каркас, а снаружи имеется два воздушных баллона, за счет которых достигается высокая устойчивость и маневренность. Такие лодки подходят для путешествий по ровной глади с умеренным течением.

Достоинства каркасно-надувных лодок таковы:
  • Малый вес.
  • Хорошая маневренность и устойчивость.
  • Компактность.
  • Наличие достаточного места для багажа.

Основными недостатками считаются длительность сборки и слишком дорогой ремонт в случае повреждения.

Как выбрать байдарку
Выбор судна зависит, прежде всего, от цели похода. Но в то же время следует оценить и основные характеристики байдарки, ведь от них напрямую зависит комфорт путешествия:
  1. Во-первых, важно знать вес байдарки в разобранном виде. Этим определяется способ ее транспортировки к водоему. Легкое изделие можно донести в рюкзаке, а увесистое придется везти на автомобиле.
  2. Во-вторых, скорость сборки. Чем больше времени требуется на то, чтобы подготовить байдарку к спуску на воду, тем раньше придется начинать подготовку к сплаву. В этом плане выигрывают надувные судна.
  3. В-третьих, вместимость. Тому, кто собирается управлять судном самостоятельно, нужна достаточная физическая сила. А если в лодке будет несколько человек, им потребуется работать синхронно, в противном случае можно перевернуться или потерять управление.
Как подготовиться к походу

Сплавы на байдарках, как и любые путешествия по воде, требуют тщательной подготовки.

Экипировка для сплава включает в себя 2 комплекта одежды и обуви:
  • Футболка, брюки, кроссовки, пара носков из хлопка, непродуваемая куртка. Этот комплект необходим в ночное время, когда прохладно и много насекомых.
  • Купальный костюм, брюки из нейлона, светлая рубашка с длинным рукавом, дождевик (на всякий случай), пляжная обувь. Такая одежда необходима непосредственно во время заплыва.
К основному инвентарю, который может пригодиться в многодневном походе, можно отнести:
    . .
  • Нож. с комплектом запасных батареек.
  • Спички.
  • Гигиенические принадлежности.

По желанию перечень можно дополнить. Однако следует иметь в виду, что багажник в байдарках, даже вместительных, все же имеет ограниченный объем.

Правила безопасности

Вода всегда представляет собой потенциальную опасность для человека. А потому сплавы на байдарках требуют соблюдения определенных правил поведения. Особенно это касается преодоления порожистых рек с быстрым течением.

Если знать и соблюдать приведенные ниже правила, путешествие станет безопасным и принесет только положительные эмоции:
  • Находясь у реки или в байдарке, следует обязательно надевать спасательный жилет независимо от навыков плавания.
  • Ни в коем случае не оставлять лодку и снаряжение без присмотра, особенно при движении по реке. Иначе их может унести течением.
  • При ухудшении самочувствия или появлении потенциальной опасности незамедлительно сообщить об этом остальным участникам похода.
  • Проверить целостность и исправность лодки и походного инвентаря до отправления в путь.
  • Всегда находиться в поле зрения других участников группы либо иметь средства связи.

Таким образом, сплавы на байдарках подразумевают заблаговременную и тщательную подготовку, а также соблюдение несложных требований безопасности. Это непременное условие успеха, призванное сделать прогулку незабываемой, подарить массу незабываемых впечатлений и при этом сохранить свое здоровье и жизнь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: