Какие суда используются для водного туризма и каковы правила подготовки их к походу

Обновлено: 28.04.2024

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы письмено в тетрадях.

В походах по рекам, озёрам, морям и водохранилищам удачно сочетаются элементы познавания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма.

Водный туризм доступен практически каждому здоровому человеку. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд особенностей.

В самом простом походе турист-водник должен:
-уметь хорошо плавать;
-собирать и ремонтировать туристское судно;
- правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие и снаряжение;
- правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега.

Турист - водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приёмами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки.

С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть:
- сильные течения,
- пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения),
- перекаты (мелководные участки русла реки,
- расположенные поперёк реки по всей её ширине),
- захламлённое русло,
- плотины и т. п.

Водная среда достаточно опасна: человек, неожиданно попавший в воду, может утонуть, а при низких температурах в воде может наступить быстрое переохлаждение.

Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Для водного туризма используются различные виды лёгких гребных судов, наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, долблёнки, плоскодонки и суда местной постройки.

Большинство туристов - водников совершают свой первый поход на корпусно - разборной байдарке . Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, распознавать препятствия.

Подготовка к водному путешествию

Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой всё, что может потребоваться для её ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвёртку, клещи, деревянный молоток и др.

Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом её необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить отвёртка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

В походе необходимо соблюдать ряд основных правил обеспечения безопасности.

Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застёгивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых (металлических) ёмкостях с плотно завинчивающимися крышками.

Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, бельё, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках.

Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов. Спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег
При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины — вёсла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку от берега, занимает своё место.

В походе судно должнонаходиться на расстоянии зрительной и голосовой связи с идущими впереди и сзади.

Подходя к берегу , рулевой разворачивает лодку против течения и направляет её под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут вёсла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит её к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит её к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают вёсла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег.

При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра. Кроме того, нужно помнить, что в таёжной и тундровой зонах лучше выбирать хорошо проветриваемые места — там меньше комаров.

Туристы-водники часто устраивают биваки у впадения притока в основную реку, где обычно хорошо ловится рыба. Желательно для бивака использовать места старых стоянок и старых кострищ. Не рекомендуется устраивать бивак на острове — ночью уровень воды может подняться.

Остановившись на ночлег , туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда должны быть привязаны.

Если погода ненастная , то организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях кричать нельзя — это грубейшее нарушение дисциплины.

Возможные аварийные ситуации в водном походе

Судно перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести её на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.

Судно перевернулось на пороге . Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывёт к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи — продукты, костровые и спальные принадлежности.

Спасение тонущего . Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лёжа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку.

Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.

При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец верёвки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит.

На этом занятии мы узнаем, что такое водный туризм. Познакомимся с типами судов, используемых в водном туристском походе. Узнаем, как правильно подготовится к водному турпоходу. А также познакомимся с правилами безопасного проведения водного похода.

ВложениеРазмер
vodnye_pohody.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Водные походы и обеспечение безопасности на воде Выполнил: Герасимов С.В. учитель ОБЖ МБОУ «Полх – Майданская средняя школа»

Водный туризм Водный туризм доступен практически каждому здоровому человеку. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд особенностей.

Важно знать В самом простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие и снаряжение; правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега. Турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки.

Препятствия С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть : сильные течения, пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения), перекаты (мелководные участки русла реки, расположенные поперек реки по всей ее ширине), захламленное русло, плотины и т. п.

Препятствия Водная среда достаточно опасна: человек, неожиданно попавший в воду, может утонуть , а при низких температурах в воде может наступить быстрое переохлаждение.

Дисциплина Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте , а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Виды судов Для водного туризма используются различные виды легких гребных судов; наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки . Используются также шлюпки, долбленки, плоскодонки и суда местной постройки.

Байдарка Большинство туристов-водников совершают свой первый поход на корпусно-разборной байдарке . Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, распознавать препятствия.

Подготовка Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др.

Подготовка Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом ее необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить: отвертка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

Запомни Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок , который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застегивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запомни Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых (металлических) емкостях с плотно завинчивающимися крышками. Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, белье, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках.

Запомни Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке - в носовой части поверх багажа, в байдарке - на носовой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

Запомни При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Правила безопасного поведения При посадке нельзя прыгать в лодку , необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины - весла и кладут их по бортам . Рулевой, оттолкнув лодку на воду, занимает свое место.

Правила безопасного поведения В походе судно должно находиться на расстоянии зрительной и голосовой связи с идущими спереди и сзади. Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях это грубейшее нарушение дисциплины.

Правила безопасного поведения Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и направляет ее под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут весла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит ее к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит ее к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают весла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег.

Выбор привала При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра

Выбор привала Туристы-водники часто устраивают биваки у впадения притока в основную реку , где обычно хорошо ловится рыба. Желательно для бивака использовать места старых стоянок и старых кострищ. Не рекомендуется устраивать бивак на острове ночью – уровень воды может подняться.

Выбор привала Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда должны быть привязаны. Если погода ненастная, то организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

Возможные аварии СУДНО перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести ее на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.

Возможные аварии СУДНО перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи - продукты, костровые и спальные принадлежности.

Возможные аварии Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лежа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.

Возможные аварии При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец веревки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит

Викторина 1.В самом простом походе турист-водник должен уметь: хорошо плавать , хорошо нырять, иметь хороший слух 2.С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? перевалы, пороги, ступени 3.Водная среда достаточно опасна: может наступить быстрое перегревание, быстрое переохлаждение, быстрое переутомление 4.Крик на воде должен означать только одно: «Терпим катастрофу!», «Терпим бедствие!», «Терпим аварию!» 5.При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть, кормовая часть лодки. 6.Среди легких гребных судов наиболее распространены шлюпки, байдарки, долбленки ответ 7.Вытаскивать тонущего на лодку следует с кормы, с борта 8Спасательные круги должны быть надуты и уложены в лодке – в носовой части , в кормовой части ОТВЕТЫ: Хорошо плавать Пороги Быстрое переохлаждение «Терпим аварию» Носовая часть Байдарки С кормы В носовой части

Назовите основные особенности водного туризм и подготовки к нему. Назовите основные опасные факторы водного туризма. Расскажите, какие суда используются для водного туризма и каковы правила подготовки их к походу. Перечислите правила безопасного поведения туриста-водника на воде во время похода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович


Презентация к уроку в 5 классе "Опасности на воде и водном транспорте".

В представленной работе рассмотрены вопросы: причины происшествий на воде, порядок поведения на воде в летний период, правила поведения на водном транспорте.


Протокол классного родительского собрания. Тема: Обеспечение безопасности несовершеннолетних. Ответственность родителей за обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.


Презентация к уроку ОБЖ "Обеспечение питанием и водой"

Презентация к уроку ОБЖ "Обеспечение питанием и водой" в 6 классе.

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ»

В разгаре летнего сезона большинство детей стремится к воде. При этом никогда не следует забывать, что водные объекты «наказывают» тех, кто не умеет грамотно вести себя, не знает или не со.


Презентация к уроку ОБЖ по программе Латчук В.Н. "Обеспечение питанием и водой"

В данной презентации расматриваются вопросы о способах добычи и видах еды и воды в условиях автономного существования.

Водные походы

Водный туризм - это походы по рекам, озерам и водохранилищам на туристских судах.

Водный туризм - это походы по рекам, озерам и водохранилищам на туристских судах.

В нашей стране более 40 тыс. рек длиной и свыше 250 тыс. озер . Поэтому каждая туристская группа может выбрать водный маршрут в соответствии со своими интересами. В водном туризме удачно сочетаются элементы познания, активного отдыха, оздоровления, физической культуры и спорта. Он доступен каждому практически здоровому человеку независимо от возраста. Поэтому по числу занимающихся водный туризм делит первое место с наиболее массовым пешеходным

В отличие, например, от пешеходного или лыжного туризма водный технически более сложен. Даже в самом простом походе турист должен уметь собрать, а в случае необходимости и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение. Он должен уметь садиться и сходить с судна, правильно грести и управлять им, подходить к берегу и отваливать от него. Турист-водник должен хорошо знать препятствия, встречающиеся на реке, и уметь легко различить их, знать способы преодоления этих препятствий и уметь ими пользоваться. Еще до похода турист должен заранее внимательно изучить маршрут, возможные препятствия и подобрать надежный экипаж.

Водный туризм потенциально опасен, так как ареной деятельности туриста является водоем. Даже в самых простых походах возможны аварии судов, приводящие к попаданию туристов в воду с воздействием на них опасных факторов переохлаждения, ударов о различные предметы в воде, сбоя дыхания. При этом могут быть повреждены или утрачены суда, продовольствие и снаряжение. Поэтому турист-водник должен знать и уметь оказывать первую помощь. Все эти знания накапливаются в результате постепенного перехода от простых к более сложным походам.

Чрезвычайные ситуации на воде требуют специальной подготовки, причем психической подготовки уделяют внимание не менее чем спортивной. Особенную роль играет способность не растеряться в сложившейся ситуации. Важно не поддаваясь панике, суметь выплыть на берег, используя любую возможность для спасения себя и своего плавательного средства.

Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Как выбрать маршрут?
Принцип постепенного перехода от простых к более сложным походам является основным принципом обеспечения безопасности.

Для новичков лучше всего выбрать реки, расположенные близко к дому. Реки первой категории сложности отличаются не очень быстрым течением. Это равнинные реки, не содержащие препятствий, требующих индивидуального подхода для преодоления. Основными видами препятствий являются пороги (участок реки с резким возрастанием скорости течения и уклона реки) и шивры (каменистый участок русла реки с быстрым течением, небольшой глубиной, с большим количеством камней. Наиболее характерными препятствиями на реках первой категории сложности являются мели (сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных берегов навстречу друг другу), завалы , а также искусственные препятствия - низкие мосты, плотины и т. п.

Подготовка к водному путешествию

Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др.

Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом ее необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить: отвертка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

Личное снаряжение туриста - дело действительно сугубо личное, так как в простых водных походах практически нет ограничения по весу. Но вот список, того, что нужно иметь при себе:

Палатка, обычно берется двух или трехместная. Если поход проходит не по лесистой местности, целесообразно взять двухслойную шатровую палатку.

Для разведения костра необходимы топор и спички .

Стоит взять фонарик с запасными батарейками , он вам очень пригодится для ночных прогулок.

Для того, чтобы было удобно спать, берут либо коврики из пенополиэтилена , либо надувные матрасы .

Кроме того, полезно взять спальные мешки , рекомендуем двухместные.

Кружки и миски особого затруднения в выборе не должны вызвать, но взять их тоже стоит.

Самая необходимая вещь - это аптечка , в ней должны быть лекарства и медикаменты на все возможные случаи жизни, при этом посмотрите, чтобы сама аптечка была герметично закрыта от воды.

Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок , который необходимо постоянно держать при себе.

Запас спичек, сухой спирт и соль надо хранить в пластмассовых емкостях с плотно завинчивающимися крышками.

Рюкзак должен быть удобен в носке и непроницаем для воды.

Водный туризм связан с большой степенью риска и, чтобы свести его к минимуму, рекомендуем запастись некоторым специальным снаряжением.
Спасательный жилет необходим всем, как умеющим плавать, так и не умеющим. Когда вы попадаете в воду в результате переворота судна, это всегда неожиданность. В спасательном жилете , даже если вы растерялись, вас не утащит под воду.

Переохлаждение приводит к очень неприятным последствиям, поэтому лучше использовать в походе гидрокостюм или шерстяную одежду . И последнее, чем не стоит пренебрегать - защита для головы . Это может быть что угодно - от ультрасовременного спортивного шлема до хоккейной каски , главное, чтобы шлем прочно держался на голове и предохранял ее от повреждений.

Спасательные круги должны быть надуты и уложены : в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Правила безопасного поведения на воде

Нельзя выходить в плавание на неисправной и полностью необорудованной лодке.

Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды . Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила. При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. Садиться на балки нужно равномерно. Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее.

При плавании по реке нужно знать ее характер, скорость течения. Если произошла катастрофа, нельзя терять самообладание. Нужно постараться удержаться на плаву, держась за перевернутую лодку и не терять весла. С помощью них нужно стараться помогать себе добраться до берега. Быстро гребите к берегу, помогая себе веслом и контролируя при этом поток реки. Важно не забывать о подводных течениях и камнях, возможном переохлаждении организма.

Для уменьшения травм нужно подогнуть под себя ноги и постараться отталкиваться от возникающих камней и преград веслом. Особенно внимательным нужно быть при прохождении сложных рек и водоемов. Видя перед собой непреодолимые преграды, такие как пороги, водовороты или даже водопад – нужно постараться достичь берега самостоятельно, оставив плавсредство. Когда это уже невозможно, приложите все силы чтобы остаться перед большим камнем, держась за него и ждать, покуда придет помощь с берега.

Не забывайте о своем дыхании и работайте с ним. Спасательный жилет не идеален, поэтому всегда держать Вашу голову над водой он не сможет. К тому же большие волны будут вас все равно накрывать. В связи с этим работайте с дыханием, помните о больших волнах. Всегда будьте готовы к тому, что Вас окатит с головой, и доступа кислорода не будет еще несколько секунд, а может и на минуту.
Помните о переохлаждении организма. Критическая продолжительность в воде низких температур горных рек – 15 минут. Если за 7 минут у Вас не получилось спасти Вашу лодку, бросайте ее и плывите к берегу сами.
Самое главное – не проявляйте паники и пассивного ожидания помощи. Спасение утопающих дело рук самых утопающих. Трезвое мышление, объективная оценка ситуации и действие спасут Вашу жизнь и здоровье.

И все же, несмотря на ужасы, рассказанные выше, сходить в водный поход стоит.

Данная статья посвящена проблеме подготовки и проведения водных туристских походов, организационным основам таких походов, особенностям водных путешествий, тактике сплавов и аспектам обеспечения безопасности туристов при сплаве.

Отдых на воде, чистый воздух, неограниченная возможность купания, рыбалки, охоты, доступная всем возрастам физическая нагрузка в виде гребли, богатство и разнообразие впечатлений способствуют оздоровлению и укреплению организма в водном походе. В водный поход, в зависимости от его сложности, можно пойти с детьми, людьми старшего и пожилого возраста. Сравнительно большая грузоподъемность лодки позволяет брать с собой больше груза, более комфортабельно обставить походный быт, взять больше продуктов, посуды и прочего снаряжения. Однако водный туризм раскрывает свои положительные качества только тем, кто овладел техникой передвижения по воде, соблюдает правила, законы и обычаи, выработанные практикой, помогающие туристам провести и закончить маршрут без аварий.

Турист-водник должен знать устройство своего судна, назначение всех его деталей и снастей, научиться грамотно, размещать груз, овладеть техникой посадки и выхода из лодки , техникой гребли, ведения судна по курсу, подхода к берегу и отвала от него. Необходимо знать внешний вид и названия элементов, слагающих русло и долину реки, законы водного потока, внешние признаки препятствий, быть знакомым с требованиями, предъявляемыми к судну, с навигационными качествами и маневренными элементами судна, с техникой ведения судна в сложных условиях и тактикой водного путешествия. Разумеется, пригодятся и способность ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, а также при отсутствии таковых, умение ставить палатку и разжигать костер в любых погодных условиях, навыки по оказанию первой помощи пострадавшему в водном походе (к сожалению, такое тоже бывает), а также по ремонту вышедшего из строя туристского судна. Организационные основы подготовительного этапа водного туристского похода включают в себя несколько аспектов, важнейшими из которых являются следующие.

1. Подготовка к походу начинается с общего собрания участников, на котором утверждается маршрут, календарный план похода, составляется смета расходов, распределяются основные организационные, хозяйственные и прочие обязанности. Уделяется особое внимание разработке маршрута, выбору судна для сплава, организация стоянки в водном походе. Каждый вид выбранного судна диктует обычно свой способ сплава, свой маршрут и особенности материально технического обеспечения.

2. Одним из важнейших аспектов организации водных походов является подготовка его участников, а именно, туристов-водников. В системе обучения кадров для водного туризма предусмотрена подготовка туристских организаторов и руководителей туристских походов. Наиболее удачной была бы система подготовки кадров, при которой на первом этапе все туристы обучаются основам техники сплавов и управления судами, а на втором правильно организовать обучение в самом учебно-тренировочном походе.

3. На подготовительном этапе водного похода необходимо обязательно учитывать ряд требований, которыми предъявляются к руководителям и участникам, а именно: требования к туристскому опыту группы, требования к разработке маршрута, требования к снаряжению, требования к продуктам питания, требования к аптечке.

Учет технических и тактических схем преодоления встречающихся на пути препятствий, так как именно в водных маршрутах они бывают и на воде в виде порогов, топляков и других препятствий, так и на рельефе местности, когда необходимо доставить плавсредства до места начала активной части пути.

Обладая сходными параметрами, каждый вид судна имеет свои особенности по применению технико-тактических схем. Для байдарок это возможность развивать высокую скорость в направлениях вперед и назад, в то же время разворот ее и параллельное смещение в боковом направлении требует относительно больших усилий. Для легких лодок и рафтов – их исключительная поворотливость и легкость, с которой возможно параллельное смещение лодки в боковом направлении на значительные расстояния. Особенностью сплава на надувных плотах является их большая устойчивость по сравнению с легкими лодками и соответственно возможность преодоления валов большей крутизны и более крутых сливов. Однако, общими подходами, независимо от типа судна, нужно руководствоваться при преодолении прижимов, прохождение поворотов русла, преодоление сливов и водопадов, во время работы в валах и «бочках», при преодолении мощных шивер.

Тактика движения комбинированных групп обладает целым рядом особенностей и оставляет много возможностей для творчества у руководителя группы. В группе, состоящей из судов одного типа, эти возможности ограничены и в основном сводятся к периодической смене экипажа, идущего впереди, и прокладыванию линии движения на сложных участках наиболее опытным экипажем. Тактика движения комбинированных групп определяется характером реки и составом группы, а скорость движения определяется скоростью наиболее медленного судна.

Обеспечение безопасности при проведении походов обеспечивается комплексом мероприятий, часть из которых необходимо осуществлять в период подготовки к походу, другие – непосредственно в процессе путешествия. Обязанность каждого руководителя и участника путешествия – стремиться к 100 % страховке в водных путешествиях, особенно повышенной сложности. Мероприятия по обеспечению безопасности путешествия в период подготовки к походу сводятся к следующему. Выбор маршрута должен быть в соответствии с туристским опытом и возможностью группы. В любом случае в предпоходный период необходимо подробное изучение маршрута всеми участниками группы. Важным является и выбор средств сплава, соответствующих характеру реки.

Урок 10
Водные походы и обеспечение безопасности на воде



image

В походах по рекам, озёрам, морям и водохранилищам удачно сочетаются элементы познавания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма.

image

Водный туризм доступен практически каждому здоровому человеку. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд особенностей.

image

В самом простом походе турист-водник должен:

- уметь хорошо плавать;
- собирать и ремонтировать туристское судно;
- правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие и снаряжение;
- правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега.

Турист - водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приёмами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки.

С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть:

- сильные течения,
- пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения),
- перекаты (мелководные участки русла реки,
- расположенные поперёк реки по всей её ширине),
- захламлённое русло,
- плотины и т. п.

Водная среда достаточно опасна: человек, неожиданно попавший в воду, может утонуть, а при низких температурах в воде может наступить быстрое переохлаждение.

image

Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Для водного туризма используются различные виды лёгких гребных судов, наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, долблёнки, плоскодонки и суда местной постройки.

Большинство туристов - водников совершают свой первый поход на корпусно - разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, распознавать препятствия.

Подготовка к водному путешествию

image

image

Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой всё, что может потребоваться для её ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвёртку, клещи, деревянный молоток и др.

image

Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом её необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить отвёртка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

image

В походе необходимо соблюдать ряд основных правил обеспечения безопасности.

Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застёгивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых (металлических) ёмкостях с плотно завинчивающимися крышками.

Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, бельё, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках.

Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов. Спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

image

При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег

image

image

При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины — вёсла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку от берега, занимает своё место.

В походе судно должно находиться на расстоянии зрительной и голосовой связи с идущими впереди и сзади.

Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и направляет её под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут вёсла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит её к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит её к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают вёсла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег.

image

При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра. Кроме того, нужно помнить, что в таёжной и тундровой зонах лучше выбирать хорошо проветриваемые места — там меньше комаров.

image

Туристы-водники часто устраивают биваки у впадения притока в основную реку, где обычно хорошо ловится рыба. Желательно для бивака использовать места старых стоянок и старых кострищ. Не рекомендуется устраивать бивак на острове — ночью уровень воды может подняться.

Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда должны быть привязаны.

image

Если погода ненастная, то организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

image

Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях кричать нельзя — это грубейшее нарушение дисциплины.

Возможные аварийные ситуации в водном походе

image

Судно перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести её на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.

image

image

Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывёт к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи — продукты, костровые и спальные принадлежности.

image

Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лёжа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку.

image

Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.

image

image

При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец верёвки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит.

image

image

Проверьте себя

■ Почему посадку в лодку производят, когда она уже на воде? Обоснуйте свою точку зрения.
■ Какие суда используются для водного туризма в вашем населённом пункте (регионе)?
■ Каковы правила подготовки их к походу на воде?

image

После уроков

image

Подготовьте проект на тему «Основные опасные факторы водного туризма. Как их избежать».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: