Принципы судебной системы японии нового времени

Обновлено: 19.04.2024

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми высокими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и для адвокатов. Его правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов Суда.

Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают главным образом в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из пяти судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд может в случае необходимости учредить еще одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел — все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов с учетом их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входят споры имущественного и неимущественного характера между супругами, дела о наследстве, а также дела о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья и лишь в отдельных случаях — коллегия из трех судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды — низшая судебная инстанция (их около 600) — рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи.

Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 году суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор согласно установленному правилу нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1947 года и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.

С 1947 года в Японии отсутствует система административной юстиции и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Все судьи независимы и «действуют, следуя голосу своей совести» (ч. 3 ст. 76 Конституции). Введён запрет на учреждение особых (чрезвычайных) судов.

Заключение

Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам:

Япония — унитарное демократическое государство, являющееся парламентской конституционной монархией.

Конституция Японии 1947 года провозгласила социальную обязанность государства прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также «народного здравия».

Конституция впервые в истории Японии декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. В соответствии с Конституцией был установлен потолок военных расходов — 1% валового национального продукта в год. Это позволило инвестировать денежные средства в промышленность. Беспрерывное обновление основного капитала привело к стабилизации и в политической жизни.

Также Конституция Японии содержит широкий перечень демократических прав и свобод, большинство из них напрямую заимствованы из американской Конституции.

Принципиально новым явлением стало закрепление автономии местных органов управления. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и довольно широким перечнем других дела. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. При этом население обладает инструментами отрешения от должности как местных органов власти, так и лиц, замещающих высшие государственные должности.

Всё вышеперечисленное позволило японскому государству после завершения Второй мировой войны совершить заметный скачок как в плане экономического развития, так и в отношении охраны прав и свобод собственных граждан. Во многом благодаря этому и менталитету своего населения Япония на данный момент считается одним из самых развитых государств мира.

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась “от имени императора и согласно законам”. Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституции предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля.

С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена, кровная месть. В 1874 г. ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве.

В 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовались коллегии административных судов.

С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.

Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров. В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд.

Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов.

На прокуратуру возлагалось: а) руководство предварительным расследованием; б) поддержание обвинения в суде; в) опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности. В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

Политический режим кайзеровской Германии на рубеже XIX - XX вв.

Германской империи (1871—1918): Вильгельма I, Фридриха III и Вильгельма II(кайзер-император)

В августе 1866 года, в результате война между Австрией и Пруссией, в Центральной Европе, под именем Северогерманского союза, возникло по сути дела новое государство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германских государства. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру (отто фон бисмарк) и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права.

В 1870 году Бисмарк спровоцировал Францию, Франция была разгромлена и перед Северогерманским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство – Германская империя. Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов.(из 25го вопроса)

Политический режим германской империи

в 1869 году возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется круг социалистических партийных изданий, представительство социал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет. В 1878 году рейхстаг, по настоянию Бисмарка, проводит так называемый исключительный закон против социалистов.

Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. Он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 году был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 году закон о страховании по инвалидности и старости, что и явилось одним из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования (бонапартизма). добиться ослабления влияния социалистов в среде рабочего класса ему не удалось. В 1890 году «исключительный закон» был отменен. Вместе с ним был устранен и сам Бисмарк. Вильгельм 2 в 1908 году принимает закон о союзах и собраниях, названный в народе «исключительным законом против молодежи», который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности и прочее. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигархии толкнули Германию к войне за передел мира. После объявления войны сначала России, затем — Франции, В 1916 году в Германии фактически установилась военная диктатура.

1916 “О вспомогательной службе Отечеству обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет

В конце 1918 года стала проводиться политика «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. В конце октября 1918 года, с этой целью были приняты два конституционных закона. Но новая политическая либерализация уже не могла спасти правящий режим. В результате Ноябрьской революция Вильгельм II был вынужден отречься от престола, монархия была свергнута и в стране установилась парламентская республика.

Судебная власть в Японии – это ветвь власти, независимая от законодательной и исполнительной ветвей, для которой характерна структура, включающая много звеньев.

Конституционные принципы судебно-правовой системы Японии, на которых основано ее функционирование:

  • судебная власть полностью принадлежит Верховному суду и судам низшей инстанции, которые созданы на законном основании (ст. 76 Конституция Японии);
  • запрет на формирование особых судов;
  • автономность осуществления административных прав в пределах судебной системы.

Правовая система Японии основана на судебной и юридической практиках.

Власть Японии подразделяется на три ветви:

  • Парламент - законодательная власть;
  • Кабинет министров – исполнительная власть;
  • Судебная власть - верховный суд и вся судебная система.

Судебная власть решает вопросы о конституционности любого закона, приказа или других официальных актов.

Кабинет министров выдвигает кандидатуру Верховного судьи, но утверждает ее Император. Судьи низших судов назначаются Кабинетом министров по предложению Верховного суда. Парламент решает вопросы отстранения судей от должности.

Судебная система Японии

В Законе о судах от 1947 описана «унифицированная» структура судебной системы, которая включает:

  • Верховный суд;
  • Высшие суды;
  • Семейные суды;
  • Суммарные или дисциплинарные (первичные) суды;
  • Местные суды.

Высшие суды – это суды первой инстанции, рассматривающие дела о государственной измене и другие государственные преступления. Являются апелляционными инстанциями по уголовным и гражданским преступлениям, которые изначально рассматривались по семейным делам окружными судами. Высшие суды расположены в Токио, Нагои, Осаке, Хиросиме, Сендае, Фукуоке, Такаматсу и Саппоро. Внутренняя компетенция разграничивается на основании территориальной подсудности, т.е. территория Японии разделена на 8 частей, все они находятся под юрисдикцией отдельного Высшего суда (кроме Фукусимы). Высшие суды наделены правом учреждать свои филиалы.

Готовые работы на аналогичную тему

Только у Токийского Высшего суда есть право оспаривать решения Комиссии по контролю законности в торговле и Патентного бюро. Такие дела рассматриваются коллегиально в составе 5 судей. В основном, в Высших судах все дела рассматриваются тремя судьями. Структуру суда образуют судьи и Президент. Президенты назначаются Императором по рекомендациям Кабинетов министров.

Семейные суды работают при окружных судах и их отделениях, они рассматривают семейно-правовые, наследственные дела и дела о преступлениях несовершеннолетних (до 20 лет). В их полномочия входит контроль над объектами, которые склонны к нарушению уголовного законодательства (отбывающие наказание условно).

Суммарные или дисциплинарные (первичные) суды ведут незначительные гражданские и уголовные дела с суммой иска не более 900 тыс. иен.

Местные суды рассматривают все дела в первой инстанции, за исключением дел, отнесенных к компетенции суммарных судов.

Дела могут рассматриваться коллегиально или единолично.

Коллегиальное рассмотрение споров и преступлений предусмотрено:

  • если на первой инстанции суд принял решение о коллегиальном рассмотрении;
  • уголовные дела с мерой наказания - пожизненное заключение, смертная казнь, или сроком заключения не менее одного года;
  • апелляционные жалобы kokoku на решения и приказы суммарных судов.

Верховный суд находится в Токио, он рассматривает апелляционные жалобы jokoku и kokoku (вид апелляционных жалоб) в установленном гражданским процессуальным кодексом порядке.

К апелляциям jokoku относятся:

  • апелляционные жалобы Высшего суда на решение судов 1-й и 2-й инстанций;
  • «прямая» апелляция местного или семейного суда на решение судов первой инстанции или суммарных судов;
  • законные случаи апелляционных жалоб, поданные в Верховный суд или Высший суд;
  • «особая» апелляционная жалоба на решение Высшего суда, как судом 3-й инстанции;
  • «чрезвычайная» апелляционная жалоба, которая подается Генеральным прокурором на решение, принятое по уголовному делу.

Только нарушение Конституции может быть основанием для подачи вышеперечисленных жалоб. Также основанием для подачи является нарушение процедуры судопроизводства в судах низших инстанций.

Верховный суд в случае установления важности данного дела для судебной практики, сохраняет за собой право принимать к рассмотрению дело в порядке jokoku.

К апелляциям kokoku относятся: апелляции гражданских дел, связанные с грубым нарушением Конституции, или с потребностью в изменении прежнего решения Верховного суда, которое не соответствует применению и толкованию норм права; апелляции уголовных дел с участием несовершеннолетних, в которых выявлено нарушение Конституции или несоответствие принятых по делу судебных актов прецедентам.

Делопроизводство в Верховном суде могут осуществлять Верховная палата (15 судей) или коллегия из Нижних палат в составе 5 судей. Для слушания дела и вынесения приговора организуют кворум (9 судей Верхней палаты или 3 судей каждой из Нижних палат).

Существующая в Японии апелляционная система является определенной гарантией, которая должна обеспечить обоснованность и законность принимаемых судебных решений, однако главную роль в эффективности и качестве правосудия играет принятие обществом решений, которые принимаются судьями, так называемый общественный контроль.

Особенности судопроизводства в Японии

Круг действия общих судов Японии широк, ими рассматриваются административные, гражданские, налоговые, уголовные дела и т.п.

В основном дела в судах 1-й инстанции рассматриваются единолично, однако контроль в судебных инстанциях высшего уровня осуществляется составом из 3-х или 5 судей.

Для ускорения судебного процесса в Японии предусмотрено судебное проектное планирование (судья составляет план и график, согласно которым проходит разбирательство, привлекает к этому процессу все участвующие стороны).

В Японии распространено участие граждан, не имеющих юридического образования в судебном процессе. Привлеченные граждане должны обладать широким спектром знаний, достаточным опытом работы и авторитетом, они могут являться членами судебных комитетов, а также членами комитетов надзора прокурора (подобно суду присяжных).

Правительство способствует развитию многообразия способов разрешения споров. Приоритетным направлением в осуществлении Японских реформ является совершенствование механизмов управлении судебной системой. В стране давно закрепился в деловом обороте институт арбитража.

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась “от имени императора и согласно законам”. Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституции предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля.

С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена, кровная месть. В 1874 г. ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве.

В 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовались коллегии административных судов.

С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет. Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров.В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда.По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. На прокуратуру возлагалось: а) руководство предварительным расследованием; б) поддержание обвинения в суде; в) опротестование приговоров и осуществление надзора за судами. В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности. В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

Политический режим кайзеровской Германии на рубеже XIX - XX вв.

Германской империи (1871—1918): Вильгельма I, Фридриха III и Вильгельма II(кайзер-император)

В августе 1866 года, в результате война между Австрией и Пруссией, в Центральной Европе, под именем Северо-Германского союза, возникло по сути дела новое государство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германских государства. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру(отто фон бисмарк) и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права. В 1870 году Бисмарк спровоцировал Францию, Франция была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская

империя. Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов.(из 25го вопроса)

Политический режим германской империи

в 1869 году возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется круг социалистических партийных изданий, представительство социал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет. В 1878 году рейхстаг, по настоянию бисмарка, проводит так называемый исключительный закон против социалистов.

Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 году был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 году закон о страховании по инвалидности и старости, что и явилось одним из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования (бонапартизма). добиться ослабления влияния социалистов в среде рабочего класса ему не удалось.В 1890 году «исключительный закон» был отменен. Вместе с ним был устранен и сам Бисмарк. Вильгельм2 В 1908 году принимает закон о союзах и собраниях, названный в народе «исключительным законом против молодежи», который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности и прочее. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигархии толкнули Германию к войне за передел мира. После объявления войны сначала России, затем — Франции, В 1916 году в Германии фактически установилась военная диктатура.

1916 “О вспомогательной службе Отечеству обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет

В конце 1918 года стала проводиться политика «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. В конце октября 1918 года, с этой целью были приняты два конституционных закона. Но новая политическая либерализация уже не могла спасти правящий режим. В результате Ноябрьской революция Вильгельм II был вынужден отречься от престола, монархия была свергнута и в стране установилась парламентская республика.

Государственно-политические преобразования периода Мэйдзи стали предпосылкой реформирования всей системы юстиции и правоприменения. Первоначальные попытки возродить традиционные принципы судебно-правовой системы (1870–1880-е гг.), отправляясь от древних китайских образцов эпохи Цин, не могли соответствовать общей политике модернизации и «вестернизации» право-государственного уклада Японии. Как и при разработке Конституции 1889 г. (см. § 72), на формирование новых начал судебной организации и на кодификацию права оказал прямое влияние западный опыт. В итоге с конца XIX в. в Японии сложилась совершенно новая система юстиции и правоприменения.

Развитие судебной организации

Конституция 1889 г. установила общие начала новой судебной организации. Провозглашалась независимость судебной власти, ее подчиненность закону, судьям гарантировалась значительная независимость. Главой судебной системы считался император, суды действовали от его имени. Еще до принятия Конституции, в рамках прежней полу-административной юстиции были проведены процессуальные новшества: заседания стали открытыми, в т.ч. для прессы (1872), были полностью запрещены пытки свидетелей и обвиняемых при разборе дел (1874).

Новая система органов юстиции была сформирована на основании Положения о судоустройстве 1890 г., принятого одновременно с первым для Японии Уголовно-процессуальным кодексом; в их разработке приняли активное участие видные германские правоведы. По новому закону суды были соподчинены в несколько инстанций, установлена строго территориальная подсудность.

Основными органами общей юстиции стали местные суды (к концу 1920-х гг. их насчитывалось 281 по стране) и районные суды (51); они рассматривали основную массу гражданских и уголовных дел. Местный судья единолично решал незначительные дела, по которым могло быть назначено наказание не свыше 1 года заключения или 300 йен штрафа и гражданские с небольшой суммой иска; районные, где дела решались коллегиально, кроме того, действовали как суд второй инстанции в отношении местных. (Незначительные дела и правонарушения разбирали низовые, полицейские суды, которые были вправе назначить наказание не свыше 20 дней ареста или 20 йен штрафа). Третью условную инстанцию составили окружные апелляционные суды (их было 7 в конце 1920-х гг.), где дела рассматривались только в порядке обжалования, которое было обставлено сложными формальностями. Во главе судебной системы находился Высокий с у д. В нем разбирались обвинения в государственной измене, преступления против членов императорской династии, а также совершенные членами династии. Гражданские процессы против членов династии могли проходить только в центральном, Токийском апелляционном суде.

Председатели всех судов назначались от имени императора, судьи – Министерством юстиции. Судьи апелляционных судов должны были иметь 10-летний стаж юридической или преподавательской работы. Членство в Высоком суде было практически пожизненным и ограничивалось только возрастом (63 года, 65 – для председателя).

Представителями государства в процессах выступали прокуроры, объединенные системой Министерства юстиции. В 1893 г. был принят закон об адвокатах. Однако участие адвокатов в процессах и их роль были ограниченными: так, свои вопросы участникам процесса они могли задавать только через председательствующего, «недостойное» поведение адвокатов в процессе могло стать предметом разбора дисциплинарного суда единственно по представлению прокурора, да и вообще списки лиц, допускаемых к защите велись в прокуратуре.

Отдельно была создана система административных судов (по Закону 1890 г. их было 17 на страну). Члены этих судов назначались императором (а фактически премьер-министром). Административные суды были вправе разбирать иски к налоговым органам, по поводу лицензирования (какой-либо деятельности), привлечения к общественным работам, пограничные споры о собственности, споры с полицией и местными властями. Значимость их для формирования законности действий администрации была весьма условной, однако создание таких судов было особо предусмотрено Конституцией 1889 г.

Некоторым обновлениям судебная система Японии подвергалась в 1920-е годы. Наиболее важным новшеством стал пересмотр Уголовно-процессуального кодекса (1922) и в связи с ним введение суда присяжных при разборе уголовных дел в районных судах (1923; фактически их деятельность развернулась только с 1928 г.). Участие присяжных было обязательным при обвинениях, которые могли повлечь осуждение на смертную казнь, каторгу или бессрочное заключение. В задачу присяжных входило только установление фактических обстоятельств дела (в отличие от принятого на Западе вердикта и о виновности). Коллегию присяжных составляли 12 мужчин старше 30 лет и с повышенным цензом оседлости; назначали их тайно, следуя списку префектуры. Однако приговор присяжных для суда не был абсолютно обязательным; более того, на их решение допускалась формальная апелляция со ссылкой на несоответствие закону. Поэтому орудием демократического контроля общества над администрацией суды присяжных не стали.

Характерным новшеством юстиции стало создание на основании Закона 1922 г. (поначалу только в двух крупнейших городах) особых семейных судов по делам несовершеннолетних (до 18 лет). Этим судам вменялось в обязанность решать дела подростков, не прибегая к чисто уголовным наказаниям, а основываясь на иных методах психического и физического принуждения (еще в 1900 г. в Японии были созданы специальные исправительные школы).

В 1921 г. был создан арбитраж по коммерческим спорам. Новый порядок, хотя весьма своеобразный и продолжительный, разбора дел (в день можно было заслушивать лишь одного свидетеля и любое дело растягивалось на 1–1,5 мес.) был установлен Гражданско-процессуальным кодексом (1926–1929 гг.)

С принятием новой конституции Японии 1946 г. была реформирована и судебная система. Конституция установила полную самостоятельность судебных властей, подчиненных Верховному суду (по образцу США), несменяемость судей, гласность и открытость судопроизводства. Новая судебная организация была установлена Законом о судоустройстве 1947 г.

Законом 1947 г. была сформирована четырехуровневая система судов, единых для гражданских и уголовных дел. Император лишался судебных функций. Особые и административные суды упразднялись. Основная масса дел приходится на т. н. суммарные суды (568 на страну) и районные суды (232 суда с 300 отделениями в наиболее населенных районах). Рассмотрение дел по первой инстанции в них производится судьей единолично, апелляционный разбор – коллегиями по 3 и 5 судей. Высокие суды (их 8) уполномочены рассматривать только апелляции на решения низовых органов юстиции. Верховный суд, помимо апелляционных функций, был наделен полномочиями конституционного надзора, а также установления правил судопроизводства и управления судебными делами. Судьи Верховного суда (в числе 15-ти) назначались кабинетом министров. Главный судья – императором. Срок полномочий судей всех уровней определялся Конституцией в 10 лет, после этого судьи могли переназначаться. Судьба судей Верховного суда решалась избирателями при новых парламентских выборах. Для всех судей были установлены требования профессионального стажа и повышенный возрастной ценз. Новый Уголовно-процессу-альный кодекс (1947) существенно демократизировал процесс, отменил важное ранее предварительное слушание, основанное на презумпции виновности обвиняемого.

После принятия в 1949 г. Закона о несовершеннолетних повсеместно были сформированы семейные суды, которые стали частью общей юстиции. Суды были образованы в каждой префектуре. Как и раньше, в них решались вопросы об ответственности несовершеннолетних. Решения выносились с учетом мнения социальной защиты и воспитательных учреждений.

Сложившаяся в ходе послевоенной правовой реформы судебная система сохранилась неизменной в Японии до конца XX в.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: