Правила процедуры и делопроизводства в конституционном суде утверждаются его

Обновлено: 23.04.2024

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Одобрен Государственной Думой 22 октября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 27 октября 2010 года

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2001, № 7, ст. 607; № 51, ст. 4824; 2004, № 24, ст. 2334; 2005, № 15, ст. 1273; 2009, № 23, ст. 2754) следующие изменения:

1) в части первой статьи 3:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;";

б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;";

2) статью 12 дополнить частью второй следующего содержания:

"На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.";

3) дополнить статьей 131 следующего содержания:

"Статья 131. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи.";

4) часть вторую статьи 16 изложить в следующей редакции:

"Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.";

5) в части пятой статьи 18 слова "по основанию, указанному в пункте 6" заменить словами "по основанию, указанному в пункте 6, 7 или 8";

6) статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.";

7) статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.";

8) статью 22 признать утратившей силу;

9) часть пятую статьи 23 изложить в следующей редакции:

"Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.";

10) в части первой статьи 24:

а) в пункте 1 слово "пленарных" исключить;

б) в пункте 2 слова "в пленарных заседаниях и заседаниях палат" заменить словами "в его заседаниях";

11) статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.";

12) часть вторую статьи 30 изложить в следующей редакции:

"Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.";

13) первое предложение статьи 31 изложить в следующей редакции: "Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым.";

14) часть первую статьи 32 изложить в следующей редакции:

"Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.";

15) части вторую - четвертую статьи 34 признать утратившими силу;

16) статью 35 дополнить словами ", а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона";

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.";

б) часть четвертую дополнить словами ", или в случаях прекращения производства по делу";

18) в части второй статьи 41 слово "пленарном" исключить;

19) в части первой статьи 42 слово "пленарном" исключить;

20) пункт 3 части первой статьи 43 изложить в следующей редакции:

"3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона.";

21) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Созыв заседаний

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.";

22) статью 46 признать утратившей силу;

23) статью 47 изложить в следующей редакции:

"Статья 47. Назначение дел к слушанию

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.";

24) дополнить статьей 471 следующего содержания:

"Статья 471. Разрешение дел без проведения слушания

Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48 - 53 настоящего Федерального конституционного закона, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.";

25) в части шестой статьи 54 слова "до десяти минимальных размеров оплаты труда" заменить словами "до одной тысячи рублей";

26) часть третью статьи 59 изложить в следующей редакции:

"Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.";

а) часть первую признать утратившей силу;

б) в части второй слова "в пунктах 1, 2, 3 и 4" заменить словами "в пунктах 1, 2, 3, 31 и 4";

28) статью 73 признать утратившей силу;

29) часть первую статьи 75 дополнить пунктом 101 следующего содержания:

"101) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;";

30) часть первую статьи 77 изложить в следующей редакции:

"Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.";

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.";

б) второе предложение части третьей изложить в следующей редакции: "Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.";

в) дополнить частью пятой следующего содержания:

"Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.";

32) части первую и вторую статьи 83 изложить в следующей редакции:

"Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.

Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации в таком же порядке, в каком это решение было принято. В случае, если вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.";

33) в абзаце первом части первой статьи 87 слово "решений" заменить словом "постановлений";

34) в абзаце первом части первой статьи 91 слово "решений" заменить словом "постановлений";

35) в абзаце первом части первой статьи 95 слово "решений" заменить словом "постановлений";

а) в части первой слова "или подлежащим применению" исключить;

б) в части второй слова "либо возможность применения" исключить;

37) пункт 2 статьи 97 изложить в следующей редакции:

"2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.";

38) статью 98 изложить в следующей редакции:

"Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление по делу заявителя, в котором применен обжалуемый закон, а по требованию заявителя - орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом исполнение данного судебного постановления, и суд, рассматривающий дело, для которого данное судебное постановление может иметь значение. Соответствующий суд может приостановить исполнение судебного постановления или производство по делу до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления.";

39) в статье 100:

а) в части первой:

в абзаце первом слово "решений" заменить словом "постановлений";

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.";

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, предусмотренное пунктом 2 или пунктом 3 части первой настоящей статьи, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.";

40) в статье 101 слова "примененного или подлежащего применению" заменить словами "подлежащего применению им";

41) в статье 102 слова "применен или" исключить.

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

2. В период до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Конституционный Суд Российской Федерации вносит в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации изменения, направленные на урегулирование процедуры разрешения дел без проведения слушания, а также иные изменения, вытекающие из положений Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального конституционного закона).

(с изменениями на 24 марта 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Конституционным Судом
Российской Федерации
в пленарном заседании
1 марта 1995 года N 2-1/6

Настоящий Регламент на основе Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с последующими изменениями) регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд).

Глава 1. Общие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда

§ 1. Заседания Конституционного Суда

1. Конституционный Суд проводит заседания:

2) по вопросам принятия обращений к рассмотрению (параграф 28 настоящего Регламента);

3) по слушанию дела;

4) по принятию итогового решения по делу (закрытое совещание судей Конституционного Суда) (параграф 58 настоящего Регламента);

5) по разрешению дела без проведения слушания;

6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом, в том числе для принятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.

2. Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда в соответствии с графиком проведения заседаний Конституционного Суда, а также по инициативе Председателя Конституционного Суда, по требованию заместителя Председателя Конституционного Суда, или не менее трех судей Конституционного Суда (далее - судей), или комиссии, созданной Конституционным Судом.

4. В заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего параграфа, могут рассматриваться иные вопросы, помимо вопросов соответствия обращений требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и принятия обращений к рассмотрению, в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом подлежащие рассмотрению в заседании Конституционного Суда.

5. На заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего параграфа, могут присутствовать сотрудники аппарата Конституционного Суда, если Председателем Конституционного Суда (председательствующим в заседании Конституционного Суда) или Конституционным Судом не будет решено иное.

Вопрос о присутствии сотрудников аппарата Конституционного Суда на заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 4-6 пункта 1 настоящего параграфа, решается Конституционным Судом.

Иные, помимо сотрудников аппарата Конституционного Суда, лица могут присутствовать на заседаниях Конституционного Суда только с разрешения Конституционного Суда. Данное правило не распространяется на заседания по слушанию дела.

6. Порядок ведения протокола и стенограммы заседания Конституционного Суда по отдельным видам заседаний определяется настоящим Регламентом. В части, не урегулированной настоящим Регламентом, применяются следующие правила:

1) на заседаниях Конституционного Суда ведется протокол и стенограмма (кроме случаев, когда Конституционным Судом принято решение об отсутствии необходимости ведения стенограммы);

2) если Конституционным Судом принято решение о проведении заседания без участия сотрудников Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающих протоколирование и стенографирование, то протокол заседания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда, а стенографирование не осуществляется;

3) протокол заседания Конституционного Суда должен содержать: дату заседания и время его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые Председателем Конституционного Суда (председательствующим в заседании Конституционного Суда) результаты голосования;

4) с протоколом и стенограммой (если таковая велась) заседания Конституционного Суда вправе знакомиться только судьи, если Конституционным Судом не принято решение о возможности ознакомления с ними сотрудников аппарата Конституционного Суда для целей подготовки проектов документов. Сотрудники Секретариата Конституционного Суда вправе знакомиться с протоколом и стенограммой заседаний Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 настоящего параграфа, если Конституционным Судом не будет решено иное. Стороны в соответствии с частью четвертой статьи 59 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда по слушанию дела;

5) судья вправе принести на протокол и стенограмму свои замечания, которые рассматриваются Конституционным Судом.

§ 2. Рабочие совещания судей

1. Для рассмотрения вопросов, которые не требуют согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" или настоящему Регламенту проведения заседания Конституционного Суда, могут проводиться рабочие совещания судей.

2. Рабочие совещания судей созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению - заместителем Председателя Конституционного Суда. Рабочее совещание судей может быть созвано по требованию любого из судей.

3. На рабочие совещания судей могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от числа действующих судей. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.

6. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол и (или) стенограмма.

7. Решения рабочих совещаний судей имеют обязательный характер для судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда.

§ 3. Комиссии и рабочие группы, создаваемые в Конституционном Суде

1. Для предварительного изучения и подготовки проектов решений по вопросам изменения настоящего Регламента, обобщения практики Конституционного Суда, кадровым, бюджетным и другим вопросам Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда, если иное не установлено настоящим Регламентом.

2. Комиссия, образованная на основании пункта 2 параграфа 19 и пункта 3 параграфа 21 настоящего Регламента, формируется из трех судей, определяемых по жребию (за исключением судьи, в отношении которого данная комиссия будет осуществлять проверку).

3. Конституционный Суд или Председатель Конституционного Суда для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы. В состав рабочей группы могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

§ 4. График проведения заседаний Конституционного Суда. Отпуск судей

1. Конституционный Суд в заседании определяет даты проведения заседаний Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 § 1 настоящего Регламента. Дата проведения закрытого совещания судей (по принятию итогового решения) может определяться на предыдущем закрытом совещании судей.

2. Ежегодный отпуск предоставляется всем судьям одновременно на срок, установленный законом. Время начала и окончания ежегодных отпусков судей определяется в заседании Конституционного Суда.

§ 5. Решения Конституционного Суда

2. При принятии решения Конституционного Суда, если форма такого решения не установлена Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом, Конституционный Суд определяет, подлежит ли оно оформлению в виде отдельного документа либо заносится в протокол заседания Конституционного Суда.

4. Оформленное в виде отдельного документа решение Конституционного Суда подписывается Председателем Конституционного Суда или лицом, исполняющим обязанности Председателя Конституционного Суда.

5. Особенности процедуры принятия и оформления решений Конституционного Суда, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, установлены главой 7 настоящего Регламента.

§ 6. Законодательная инициатива Конституционного Суда

Решение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, принимается Конституционным Судом в порядке, установленном для принятия итоговых решений Конституционного Суда.

§ 7. Послание Конституционного Суда

§ 8. Полномочия Председателя Конституционного Суда по вопросам организации деятельности Конституционного Суда

1. Наряду с полномочиями, перечисленными в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", Председатель Конституционного Суда:

1) представляет на рассмотрение Конституционного Суда даты проведения заседаний Конституционного Суда, время начала и окончания ежегодных отпусков судей;

2) созывает плановые, а в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, - внеплановые заседания Конституционного Суда, а также закрытые совещания судей (по выработке итогового решения) или рабочие совещания судей, председательствует на них;

3) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

4) осуществляет полномочия представителя нанимателя по отношению к государственным гражданским служащим аппарата Конституционного Суда;

5) направляет судей в служебные командировки;

6) утверждает штатное расписание аппарата Конституционного Суда, а также представляет на рассмотрение Конституционного Суда численность и структуру аппарата Конституционного Суда, положение о Секретариате Конституционного Суда;

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом и иными решениями, принятыми Конституционным Судом.

2. Председатель Конституционного Суда регулярно информирует судей о своей деятельности.

§ 9. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда

1. В случаях, когда Председатель Конституционного Суда не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда.

3. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя Конституционного Суда заместителем Председателя Конституционного Суда временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье.

Глава 2. Вопросы, касающиеся гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенности судей, награждения судей государственными наградами и иными знаками отличия

§ 10. Приостановление полномочий судьи по состоянию здоровья

1. В случае временной нетрудоспособности судьи, препятствующей его участию в заседаниях Конституционного Суда, Конституционный Суд может принять решение о приостановлении полномочий этого судьи на период его временной нетрудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Конституционного Суда.

2. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда в случае прекращения временной нетрудоспособности, подтвержденного медицинскими документами, либо в случае, если временная нетрудоспособность перестала препятствовать судье участвовать в заседаниях Конституционного Суда.

4.1. Делопроизводство при рассмотрении обращений в Секретариате Конституционного Суда


4.1. Делопроизводство при рассмотрении обращений
в Секретариате Конституционного Суда

4.1.1. В процессе рассмотрения обращений Секретариатом Конституционного Суда формируются следующие документы: ответы заявителю, заключения (справки) по обращению для его передачи судьям для предварительного изучения в соответствии со статьей 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

4.1.2. Переписка с заявителями по поводу обращений осуществляется Секретариатом Конституционного Суда и Представительством на бланке Секретариата Конституционного Суда за подписью исполнителя (либо по решению начальника соответствующего подразделения за его подписью) с указанием должности, инициалов и фамилии подписавшего. Форма бланка Секретариата Конституционного Суда утверждается Председателем Конституционного Суда.

4.1.3. При рассмотрении обращения исполнителями создаются внутренние документы по обращению, наименование которых в электронных папках обращений АИС "Судоделопроизводство" в целях унификации должно соответствовать установленному формату:

Петров И.И. - ст. 155 ТК (Иванов И.И.),

где: а - фамилия и инициалы заявителя (кратко - наименование заявителя-юрлица);

б - кратко - предмет обжалования;

в - фамилия и инициалы исполнителя (если это заключение или справка, подготовленные несколькими исполнителями, указывается несколько исполнителей).

4.1.4. Заключения (справки) готовятся отраслевыми управлениями Секретариата Конституционного Суда по обращениям, требующим, по мнению управления, изучения судьями в порядке статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и подписываются начальником (заместителем начальника) управления с указанием исполнителя в тексте документа и даты подготовки материала.

Заключения (справки) по обращениям оформляются на стандартных листах бумаги формата A4. В заголовке к тексту документа указывается наименование документа. Они подписываются начальником (заместителем начальника) управления. В случае совместной подготовки документа двумя управлениями их подписи располагают на одном уровне (строке). При этом необходимо указывать фактическую должность лица, подписавшего документ, и его фамилию. Не допускается подпись документа с предлогом "за" или проставлением черты перед наименованием должности. На следующей строке после наименования должности подписавшего должна быть напечатана дата подготовки аналитического документа.

4.1.5. Текст документов, как правило, оформляется шрифтом Times New Roman размером 14 с межстрочным полуторным интервалом, с выравниванием текста по ширине (кроме заголовков, а также иных структурных элементов текста, выравниваемых в соответствии с настоящей Инструкцией и общеупотребительными правилами). Начало абзаца устанавливается через 12,5 мм от границы левого поля документа. Размеры полей каждого листа документа, оформленного как на бланке, так и без него, должны быть не менее: 20 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее, 20 мм - нижнее поле.

При оформлении документа на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы вверху страницы справа.

При ссылке в тексте документа на правовой акт указывается вид акта, дата его принятия, номер и название.

При ссылке на иные документы указывается вид документа, дата, номер и его наименование (или краткое описание содержания, если нет наименования).

Адрес на исходящем документе-ответе размещается в правом верхнем углу текстового поля бланка с выравниванием по левому краю с одинарным межстрочным интервалом, между адресом и фамилией адресата - пустая строка.

При адресовании документа в организацию или ее структурное подразделение без указания фамилии должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже.

При адресовании документа конкретному должностному лицу наименование организации и ее структурного подразделения указывается в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном.

При адресовании документа руководителю организации ее наименование входит в наименование должности адресата.

При наличии приложения к документу на него делается ссылка ниже текста документа, например: Приложение: на 4 л.

При необходимости указывается наименование приложения и количество листов по каждому наименованию, например: Приложение: на 15 л., справка, чек-ордер об уплате государственной пошлины от 12 января 2009 года.

4.1.6. Первые экземпляры исходящих документов подписываются соответствующими должностными лицами. Если документ отправляется в несколько адресов, то все отправляемые экземпляры документа подписываются соответствующим должностным лицом.

Подпись отделяется от текста пустой строкой (либо несколькими), в состав подписи входят: наименование должности лица, его личная подпись и ее расшифровка.

Если документ подготовлен на бланке Секретариата Конституционного Суда, в составе подписи наименование "Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации" не указывается.

4.1.7. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и/или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается, а само обращение передается на временное хранение в ООД с пометкой "в дело".

4.1.8. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит передаче на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение (в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).

4.1.9. При поступлении материалов от заявителя без обращения в Конституционный Суд и не содержащих каких-либо требований, исполнитель осуществляет возврат материалов с уведомлением заявителя об отсутствии требований к Конституционному Суду.

4.1.10. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, оно может быть направлено в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. Конституционный Суд не обязан осуществлять пересылку материалов по просьбам граждан в случае, если заявитель заведомо обращается не по подведомственности.

В АИС "Судоделопроизводство" в ЭРК поступивших в Отдел писем обращений делопроизводитель Отдела писем заполняет карточку "Резолюция" по каждому обращению и передает обращения на рассмотрение исполнителям.

4.1.12. При работе с обращениями в АИС "Судоделопроизводство" исполнитель Отдела писем заполняет в ЭРК обращения разделы: "Тип документа", "Вид заявителя", "Содержание", также выбирает тему в рубрике "Тематика". При направлении обращения в отраслевое управление делопроизводитель Отдела писем в ЭРК обращения заполняет рубрику "Обжалуемые статьи".

4.1.14. В случае осуществления возврата почтой ответа Конституционного Суда, что свидетельствует о неполучении заявителем ответа, делопроизводитель ставит пометку на конверте "в дело", свою подпись, дату и передает ответ с приложенными материалами в ООД.

При приеме обращения в управлении проверяется наличие приложений к нему.

4.1.16. Если при работе с обращением будет обнаружена ошибка в данных ЭРК этого обращения, то по требованию сотрудника - исполнителя по обращению сотрудником ООД вносятся необходимые исправления.

4.1.17. При подготовке ответа на обращение исполнитель создает в АИС "Судоделопроизводство" электронную папку с наименованием, содержащим входящий номер обращения (обращений этого заявителя) и Ф.И.О. (либо наименование) заявителя, куда помещает ЭРК входящего документа-обращения; создает в электронной папке обращения ЭРК внутреннего документа-ответа с файлом текста ответа. После этого исполнитель по обращению передает оформленные документы делопроизводителю своего подразделения для регистрации результатов рассмотрения обращения.

4.1.18. При отправке заявителю ответа прикладываются все направленные заявителем в Конституционный Суд документы, в том числе оригиналы правоприменительных документов и документ об уплате заявителем государственной пошлины со справкой о ее возврате за подписью руководителя Секретариата Конституционного Суда (Приложение 19).

При этом один экземпляр обращения списывается "в дело" исполнителем и передается на хранение в ООД вместе с копией ответа заявителю и копией справки о возврате государственной пошлины.

4.1.19. Ответ заявителю о возврате обращения в случае его отзыва на стадии рассмотрения в подразделении Секретариата Конституционного Суда готовится исполнителем по обращению за подписью начальника подразделения Секретариата Конституционного Суда.

В АИС "Судоделопроизводство" ответственный за работу с общим почтовым ящиком Конституционного Суда создает электронную папку с наименованием, содержащим входящий номер обращения и Ф.И.О. (либо наименование) заявителя, куда помещает ЭРК входящего документа-обращения; создает в электронной папке обращения ЭРК внутреннего документа-ответа с файлом текста ответа.

Ответственный за работу с общим почтовым ящиком Конституционного Суда распечатывает направляемый ответ, визирует его и передает делопроизводителю Отдела писем для регистрации результатов рассмотрения обращения.

4.1.21. На обращение заявителя, поступившее в электронном виде и являющееся вопросом о порядке и условиях обращения в Конституционный Суд, о ходе рассмотрения ранее присланного обращения заявителя, дается ответ справочного характера в электронном виде с "Общего почтового ящика электронной почты КС РФ" без его регистрации в АИС "Судоделопроизводство".

4.1.22. Ответы на обращения, поступившие в Конституционный Суд в электронном виде на "Общий почтовый ящик электронной почты КС РФ" и заверенные УКЭП, или обращения, поданные через личный кабинет, направляются заявителю также в электронном виде соответственно по электронной почте Конституционного Суда или через личный кабинет заявителя.

Подготовка ответа заявителю осуществляется в обычном порядке на бланке Секретариата Конституционного Суда, после чего ответ сканируется в Отделе писем, и дальнейшие действия в АИС "Судоделопроизводство" описаны в пункте 4.1.15. настоящей Инструкции.

4.1.24. Делопроизводитель по результатам рассмотрения обращения исполнителем принимает документы (обращение с приложенными материалами), в АИС "Судоделопроизводство" снимает назначенное поручение с контроля (закрытие резолюции), осуществляет проверку заполнения рубрик в ЭРК обращения.

4.1.25. Если исполнителем подготовлен ответ на обращение, делопроизводитель проверяет наличие созданной электронной папки документа и размещение в ней ЭРК внутреннего документа с файлом ответа, передает документы для отправки ответа заявителю в ООД. Делопроизводитель регистрирует передачу обращения в ООД через режим "Движение" АИС "Судоделопроизводство" - для отправки ответа на обращение и списания "в дело".

4.1.26. Если обращение соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", исполнитель управления готовит заключение (справку) по этому обращению.

4.1.27. Начальник управления (заместитель начальника) подписывает заключение (справку), подготовленное исполнителем управления по обращению, с указанием исполнителя и даты подписания в тексте документа.

4.1.28. После согласования руководителем Секретариата Конституционного Суда подготовленного заключения (справки) обращение с подготовленными по нему материалами передается в Секретариат Председателя Конституционного Суда.

Перед передачей обращения исполнители либо делопроизводители управлений, в которых подготовлены документы по обращению, в АИС "Судоделопроизводство" создают в электронной папке обращения ЭРК внутренних документов с файлами текстов подготовленных документов. Если заключение подготовлено по нескольким обращениям разных заявителей, то электронные папки обращений разных заявителей в управлении не объединяются, а в электронной папке обращения каждого заявителя создаются ЭРК внутренних документов с одинаковыми файлами текстов подготовленных управлением (управлениями) документов.

Секретариат Председателя Конституционного Суда передает поступившее из Секретариата Конституционного Суда обращение с заключением (справкой) управления (управлений) на изучение судье (судьям), которому (которым) Председатель Конституционного Суда поручил предварительное изучение этого обращения. При передаче обращения судье для предварительного изучения электронная папка обращения через режим "Движение" в АИС "Судоделопроизводство" направляется адресату.


3.3. Формирование дел

3.3.1. Законченные делопроизводством документы группируются в дела в соответствии с Номенклатурой дел. Дела, передаваемые на хранение в Архив Конституционного Суда, формируются и оформляются.

3.3.2. Поступающие 3.3.2. Сотрудник структурного подразделения, ответственный за ведение делопроизводства, формирует дела.

Документы дела располагаются в хронологической, вопросно-логической последовательности или их сочетании.

При формировании в дело помещают по одному экземпляру каждого документа одного календарного года (за исключением переходящих дел), предварительно удалив из них металлические скрепки и скобы.

В дело не помещаются документы, подлежащие возврату, и черновики. Приложения к справкам (таблицы, копии приказов, распоряжений, выписки, телеграммы и др.), содержание которых отражено в других документах, как правило, в дело не подшиваются. Они группируются в справочный том дела, который не подлежит сдаче в Архив Конституционного Суда и хранится в структурном подразделении.

Материалы судебного дела составляют оригинал обращения с приложениями к нему и иные документы (отзывы сторон, копии писем судьи-докладчика и ответы на них должностных лиц государственных органов и иных организаций, заключения экспертов и специалистов), протокол и стенограммы заседания Конституционного Суда, итоговое решение по делу (оригинал), особые мнения судей, мнения судей, список рассылки решения, копии сопроводительных писем, справка об исполнении решения.

Заключения, справки управлений Секретариата Конституционного Суда, иные документы информационного характера, не относящиеся к материалам дела, оформляются в отдельный том (справочный).

Протоколы совещаний судей по принятию итоговых решений оформляются в отдельное дело.

Протоколы и стенограммы заседаний Конституционного Суда, на которых решается вопрос о принятии или отказе в принятии обращений к рассмотрению, с приложением оригиналов определений, особых мнений судей, мнений судей, а также по вопросам организации и деятельности Конституционного Суда оформляются в отдельные дела.

Обращения, рассмотренные в заседаниях Конституционного Суда, на которых решается вопрос о принятии или отказе в принятии обращений к рассмотрению, и документы к ним (переписка, копии писем судьи-докладчика и ответы на них должностных лиц государственных органов и иных организаций, копии определений, сопроводительных писем и справок) оформляются отдельно.

Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными для них сроками хранения.

Документы в личных делах располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления.

Лицевые счета по заработной плате работников группируются в отдельные дела и располагаются в них по алфавиту фамилий, имен, отчеств.

Дело на бумажном носителе не должно превышать 250 листов.

Изъятие документов из дел постоянного хранения допускается в исключительных случаях и производится с разрешения руководителя Секретариата Конституционного Суда с обязательным оставлением в деле заверенной копии документа и акта о причинах выдачи подлинника, который подшивается в дело.

Изменение состава документов дела (изъятие документов, замена их копиями) отражается в графе "Примечание" внутренней описи дела со ссылкой на соответствующий акт.

3.3.3. Сотрудник структурного подразделения, ответственный за ведение делопроизводства, оформляет дела.

Документы дела подшиваются на четыре прокола в твердую обложку; листы дела нумеруются; составляется внутренняя опись документов дела (Приложение 16); в конце дела подшивается лист-заверитель (Приложение 15); оформляется обложка дела (Приложение 14).

В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, все его листы (кроме внутренней описи и листа-заверителя) нумеруются арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу, не задевая текста документа, простым графитовым карандашом.

Листы дел, состоящих из нескольких томов, нумеруются в каждом томе отдельно. Сложенный лист разворачивается и нумеруется в правом верхнем углу. При этом лист любого формата, подшитый за один край, нумеруется как один лист.

Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются; при этом вначале нумеруется конверт, а затем очередным номером каждое вложение в конверте.

В случаях обнаружения большого числа ошибок в нумерации листов дела проводится перенумерация. При наличии отдельных ошибок в нумерации листов дела допускается употребление литерных листов.

На обложке дел постоянного хранения указывается полное наименование организации в именительном падеже, структурное подразделение, сдающее дело, название дела, число, месяц, год начала и окончания дела, количество листов в деле и срок его хранения. Также предусматривается место для наименования государственного архива, в который дела будут сдаваться на постоянное хранение.

Наименование судебного дела должно соответствовать названию решения Конституционного Суда, в скобках указывается номер и дата решения, а также наличие в деле стенограммы.

Начальной датой дела является дата первого документа в деле. Это может быть дата регистрации входящего документа, либо дата документа, изданного в Конституционном Суде. Конечной датой является дата документа, закрывающего дело.

Датой дела, содержащего протоколы заседаний, являются даты первого и последнего протокола в деле.

Дата дела может не указываться только на обложках дел, содержащих годовые планы и отчеты, так как их даты отражаются в заголовках дел.

Датами начала и окончания личного дела являются даты подписания приказов о приеме и увольнении лица, на которое оно заведено.

Обложка дела заполняется черными чернилами (шариковой ручкой) разборчивым почерком.

Дела, оформленные с нарушением установленных требований, подлежат переоформлению.

Частичному оформлению подлежат дела временного (менее 10 лет) хранения: они могут оставаться в скоросшивателе, листы не нумеруются, внутренние описи не составляются, листы-заверители не подшиваются. Эти дела остаются в подразделениях до истечения срока их хранения.

3.3.4. На завершенные делопроизводством дела постоянного хранения, оформленные в соответствии с настоящими требованиями, составляются описи.

Описи составляются ответственным за делопроизводство сотрудником структурного подразделения на дела постоянного хранения, дела временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу.

Отдельные описи составляются на единицы хранения электронных документов.

Описи дел составляются по установленной форме в двух экземплярах (Приложение 17).

При составлении описи дел соблюдаются следующие требования:

заголовки дел вносятся в опись в соответствии с расположением их в Номенклатуре дел;

каждое дело вносится в опись под самостоятельным порядковым номером;

если дело состоит из нескольких томов, то каждый том вносится в опись под самостоятельным порядковым номером;

графы описи заполняются в точном соответствии с теми сведениями, которые вынесены на обложку дела (тома);

графа описи "примечание" используется для отметок о приеме дел, особенностях их физического состояния, о передаче дел другим структурным подразделениям со ссылкой на необходимый акт, о наличии копий.

Сотрудник Архива Конституционного Суда оказывает методическую помощь при составлении описей дел структурного подразделения.

Опись дел подписывается сотрудником структурного подразделения, ответственным за делопроизводство, и передается на утверждение руководителем подразделения.

Начальник подразделения утверждает опись дел подразделения.

3.3.5. На основе описей дел структурных подразделений сотрудником Архива Конституционного Суда составляется сводная опись дел постоянного хранения и передается на рассмотрение и согласование ЭК.

3.3.6. С момента заведения и до передачи в Архив Конституционного Суда дела хранятся по месту их формирования. Руководители подразделений и сотрудники, отвечающие за делопроизводство, несут ответственность за сохранность документов и дел.

Сотрудник структурного подразделения, ответственный за делопроизводство, хранит дела подразделения в упорядоченном виде. Для обеспечения их сохранности выделяется отдельное помещение либо шкаф.

Сотрудник структурного подразделения выдает дела во временное пользование.

При выдаче дела из подразделения соблюдаются правила пользования архивными документами (оформляется карточка-заменитель с информацией о выданном деле или информация о выдаче дела заносится в журнал учета под подпись).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: