Какие отсеки должны быть выгорожены непроницаемыми переборкам на всех судах

Обновлено: 26.04.2024

Днище судна состоит из днищевых перекрытий, которые представляют собой части днища, заключенные между бортами и переборками. В процессе эксплуатации судна днищевые перекрытия испытывают следующие нагрузки: гидростатическое давление воды, равномерно распределенное или сосредоточенное давление груза в трюме, сосредоточенные и вибрационные нагрузки в МО, гидродинамическое воздействие волн в оконечностях судна, усилия от общего продольного изгиба, реакции кильблоков при постановке судна в док, гидростатическое давление испытательного набора.

В зависимости от условий эксплуатации, размеров и назначения судна днищевые перекрытия могут иметь различную конструкцию. При длине судна менее 50 м днищевые перекрытия могут выполняться без настила второго дна. При длине от 50 до 61 м согласно Правилам Регистра установка настила второго дна обязательна в МО и в нос от него до переборки форпика. При длине судна более 61 м настил второго дна обязательно устанавливается от переборки форпика до переборки ахтерпика. Днищевые перекрытия могут набираться по различным системам набора. Размеры элементов набора определяются по расчетам прочности и Правилам Регистра. Ниже рассматриваются наиболее часто встречающиеся конструкции днищевых перекрытий.

Днищевое перекрытие без второго дна, набранное по поперечной системе набора

Днищевой набор состоит из балок таврового поперечного сечения. Балки имеют вертикальную стенку и горизонтальный поясок. В диаметральной плоскости вдоль всего судна установлен вертикальный киль. Параллельно ему на расстоянии 1100—2200 мм расположены днищевые стрингеры. Поперек судна на каждом шпангоуте установлены сплошные флоры. Во флорах и стрингерах выполняют круглые или овальные вырезы для уменьшения массы перекрытия. Между вырезами на стенки флоров приваривают ребра жесткости. В стенках поперечного и продольного набора у днища вырезают голубницы — отверстия для протока воды и прохода выступающих валиков сварных швов. Флоры со шпангоутами соединяются скуловыми кницами. Вертикальный киль разрезают на поперечных переборках, а стрингеры на каждом флоре. Флоры разрезают на вертикальном киле. Стенки балок и пояски между собой сваривают. К поперечным переборкам продольный набор крепится с помощью книц. Для удобства перевозки грузов и обслуживания трюма на днищевой набор укладывают деревянный настил— пайол. Рассмотренная конструкция днища применяется на небольших сухогрузных судах.

Днищевое перекрытие без второго дна, набранное по продольной системе набора

Такую конструкцию обычно имеют днищевые перекрытия в танках нефтеналивных судов. Характерной особенностью является наличие большого количества продольных днищевых ребер жесткости. Ребра выполняют из профильного проката (симметричного или несимметричного полособульба) или сварными — таврового профиля. В нижней части продольных ребер жесткости делают прорези в виде гребенки, что улучшает условия приварки балок к днищу и обеспечивает сток нефтепродуктов к какому-либо борту. В районе скуловой части днищевые продольные ребра жесткости на длинных судах пропускают через поперечные переборки, не разрезая. В диаметральной плоскости устанавливают высокий вертикальный киль, который подкрепляют кницами, доходящими до первого продольного ребра жесткости. В ДП может располагаться продольная переборка. Сплошные флоры разрезают на вертикальном киле и продольных переборках. К продольным переборкам они привариваются и дополнительно крепятся с помощью книц. В нижней части флоров вырезают фигурные голубницы для прохода продольных ребер жесткости и перетока нефтепродуктов.

Днищевое перекрытие со вторым дном, набранное по поперечной системе набора

Настил второго дна обеспечивает общую продольную прочность корпуса, удобство укладки груза и обслуживания трюма, препятствует проникновению воды внутрь судна при получении пробоины в днище. Образовавшееся междудоннос пространство служит для хранения жидких судовых запасов и приема балласта. В диаметральной плоскости установлен вертикальный киль. Параллельно килю с каждого борта идут днищевые стрингеры, количество которых зависит от ширины судна. Поперек судна устанавливают сплошные, непроницаемые, брикетные или облегченные флоры. Непроницаемые флоры выгораживают междудонные отсеки. Сплошные флоры в нагруженных районах корпуса располагают на каждом шпангоуте, обычно в носовой части, в районе МО и под пиллерсами. Бракетные флоры ставят в районе грузовых трюмов обычных сухогрузных судов через два-три сплошных. Облегченные флоры похожи на сплошные, но имеют несколько большие размеры вырезов-лазов в стенках. Облегченные флоры могут ставиться вместо бракетных. Настил второго дна у скулы может отгибаться вниз, образуя скуловой стрингер (крайний междудоиный лист). На некоторых судах настил второго дна у борта может отгибаться вверх или подходить к борту горизонтально.

Днищевое перекрытие со вторым дном, набранное по продольной системе набора

Такая конструкция днищевых перекрытий чаще всего применяется на крупных сухогрузных судах. В последнее время она стала использоваться и на танкерах, где настил второго дна в танковой части предохраняет море от загрязнения нефтепродуктами при получении пробоины в днище. В середине ширины судна устанавливают вертикальный киль. Днищевые стрингеры в данном случае могут быть поставлены несколько реже, чем при поперечной системе набора, но количество их с каждого борта также зависит от ширины судна и колеблется от одного до трех. По днищу и под настилом второго дна располагают днищевые продольные ребра жесткости и продольные ребра жесткости второго дна. Под настилом второго дна ставят сплошные и водонепроницаемые флоры, расстояние между которыми составляет 3,2—3,6 м, причем в МО и носовой оконечности сплошные флоры устанавливают на каждом втором шпангоуте. В сплошных флорах делают фигурные вырезы для прохода продольных ребер жесткости.

На водонефтенепроницаемых флорах продольные ребра жесткости могут разрезаться и крепиться к флорам с помощью бракет. В середине пролета продольных балок между сплошными флорами могут быть поставлены стойки-распорки , в этом случае поперечное сечение продольных балок может быть уменьшено. На судах, перевозящих в трюмах тяжелые грузы, вместо продольных балок могут быть установлены днищевые стрингеры с большими вырезами. Такая конструкция в некоторых случаях дает выигрыш в грузоподъемности и ряд технологических преимуществ. Система набора днища с часто расставленными облегченными стрингерами применялась раньше на русских военных кораблях и получила название русской системы набора.

Все днищевые перекрытия средних, больших и крупных добывающих, многих приемно-транспортных и некоторых обрабатывающих судов имеют поперечную систему набора (рис.1.12,а), а многих обрабатывающих и некоторых крупных приемно-транспортных — продольную систему (рис. 1.12,6).

Вертикальный (туннельный) киль не разрезают, сплошные флоры разрезают для установки вертикального (туннельного) киля, а для прохода продольных балок набора днища и настила двойного дна во флорах предусматривают вырезы соответствующих размеров. Туннельный киль используют для прокладки магистральных трубопроводов. Это облегчает уход за ними и предохраняет их от замораживания. В стенках туннельного киля располагают горловины междудонных танков, что позволяет не делать горловин в настиле второго дна, особенно в настиле рефрижераторных трюмов.

Благодаря таким преимуществам туннельный киль получил широкое распространение на промысловых судах. Расстояние между стенками туннельного киля может достигать 1,8 м. На водонепроницаемых флорах вырезы заваривают или продольные балки набора разрезают и крепят к флорам с помощью бракет.

Днищевые стрингеры разрезают на каждом сплошном флоре и на поперечных переборках, а для прохода бракетного флора в стенке стрингера предусматривают вырезы соответствующих размеров. Для обеспечения доступа ко всем частям двойного дна в стрингерах, как и в проницаемых флорах, делают круглые или овальные отверстия. Флор и бракету под скуловой кницей горизонтального между -донного листа подкрепляют стойкой. При высоте двойного дна более 0,9 м стенки сплошных флоров, днищевых стрингеров и вертикального (туннельного) киля подкрепляют вертикальными ребрами жесткости (стойками) из профильной стали или стальной полосы. При продольной системе набора днища вместо продольных днищевых балок могут быть установлены дополнительные стрингеры, в которых, в отличие от основных стрингеров, делают вырезы больших размеров.

Двойное дно нефтеналивных судов строят в соответствии с требованиями Международной конвенции по охране окружающей среды.

Днищевые перекрытия малых добывающих судов без двойного дна выполняют по поперечной системе набора (рис. 1.12,в). Флоры, днищевые стрингеры и вертикальный киль изготовляют из сварного таврового профиля. Вертикальный киль разрезают на поперечных переборках, флоры — на вертикальном киле, днищевые стрингеры — на флорах и поперечных переборках. Соединение вертикального киля и днищевых стрингеров с поперечными переборками усиливают кницами или уширением поясков киля и стрингеров. Шпангоуты и флоры соединяют скуловыми кницами, а при отсутствии такой возможности — сваркой встык. Шпация у малых добывающих судов составляет 0,5—0,6 м. В большинстве случаев дополнительно устанавливают брусковый киль, повышающий жесткость днища.

Системы набора днища

Литература

Устройство и основы теории морских судов - Горячев А.М., Подругин Е.М. [1983]
Матрос II класса - Михайлов B.C., Носовский А.И., Корниецкий Л.В., Носенко В.М. [2009]

Каждому водонепроницаемому отсеку (трюму), танку (цистерне), коффердаму, шпангоуту и др. должен быть присвоен номер.

Нумерация водонепроницаемых отсеков (трюмов), танков (цистерн), коффердамов, шпангоутов и др. конструкций судна производится в соответствии с нумерацией, приведенной в Информации по аварийной посадке и остойчивости.

Каждой платформе и палубе, отделению и помещению присваивается наименование в соответствии с построечной спецификацией.

На всех дверях, люках (за исключением люковых закрытий трюмов), горловинах танков (цистерн), запорных устройствах судовой вентиляции, пробках замерных отверстий, головках воздушных труб танков заводом-строителем судна должны быть укреплены стационарные планки или сделаны надписи наименований помещений, куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции — принцип действия и наименование вентилируемого помещения, например, — «Вытяжная машинных помещений».

На палубе или фальшборте над каждой водонепроницаемой переборкой наносится маркировка: в числителе арабскими цифрами — номер переборки и в знаменателе римскими цифрами — номера отсеков, которые разделяет данная водонепроницаемая переборка. Начало стрелки указывает номер шпангоута водонепроницаемой переборки в корме, конец стрелки указывает номер водонепроницаемой переборки в носу; маркировка наносится на хорошо видимом месте белой краской размером 200x200 мм.


На каждом судне с обоих бортов должны быть нанесены:

  • через каждые пять шпангоутов их номера на внутренней части фальшбортов или на видных местах палубы у бортов судна. Номера шпангоутов наносятся синей краской. Под номером шпангоута, находящимся на водонепроницаемой переборке, наносится черта, высота цифр — 100 мм, ширина штриха — 10 мм;
  • забортные отверстия (кингстоны и др.) путем нанесения круга, разделенного по горизонтали чертой. В верхней части круга указывается первая буква наименования отверстия, а в нижней — расстояние в метрах от кромки верхней палубы до верхней кромки отверстия. Обозначения наносятся на фальшбортах черной или белой краской только на бортах их расположения.

Внутренний диаметр круга — 250 мм, высота букв и цифр — 100 мм, ширина штриха — 10 мм;


В машинных помещениях, гаражах, других больших помещениях судна и во всех их междупалубных пространствах, расположенных ниже летней грузовой марки для плавания судна в пресной воде, должны быть нанесены:

  • с обоих бортов ватерлиния по полкам шпангоутов на видных местах синей или белой краской шириной полосы 20 мм и не реже чем на каждом пятом шпангоуте;
  • номера синей краской в грузовых трюмах на каждом пятом шпангоуте.

ПРИМЕЧАНИЕ. Судостроительные заводы знаки маркируют электросваркой.

Отнесение водонепроницаемых и противопожарных закрытий, горловин цистерн и запорных устройств судовой вентиляции к той или иной группе маркировки на эксплуатируемых судах определяется судовладельцем или капитаном судна, а на строящихся судах в соответствии с настоящим Наставлением и ОСТом — заводом-строителем.

Запорные устройства судовой вентиляции (главные электро- и турбовентиляторы) машинных помещений, не оборудованные фильтрами грубой очистки, маркируются буквой С.

Запорные устройства специальной судовой вентиляции, оборудованные фильтрами грубой очистки, фильтрами-поглотителями ФВУ, фильтрами тонкой очистки, а также фильтрами-противогазами на воздушных трубах танков (цистерн) пресной воды, маркируются буквой X.

Запорные устройства судовой вентиляции на вентиляционных системах, не вошедших в группы X и Б, маркируются буквой Т.

Вахтенные, выставляемые на период открытия помещений, имеющих маркировку Б и Т, обязаны:

  • следить за выполнением требований по обеспечению пожаробезопасности и водонепроницаемости в помещениях и вблизи них; при обнаружении в помещениях пожара или появления первичных его признаков (дым, запах гари), поступления забортной воды немедленно доложить вахтенному помощнику капитана и, оставаясь на месте, принимать меры по борьбе с пожаром и водой;
  • поддерживать связь с людьми, работающими или находящимися в этих помещениях;
  • не допускать в помещения лиц, не имеющих на то разрешения;
  • после минования надобности, осмотреть помещение, проверить надежность задраивания закрытий и доложить вахтенному помощнику капитана или старшему механику судна.

На шкафчиках, выгородках для пожарных кранов (или на переборках вблизи их установки) и других местах на судне должны быть нанесены хорошо различимые поясняющие надписи.

Судовые трубопроводы должны иметь отличительные знаки и окраску.

Электрораспределительные щиты также должны иметь соответствующие условные обозначения.

Литература

Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС) - ЦНИИМФ [2004]
Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ [2004]

После выбора практической шпации судна необходимо определить длину каждого из районов, на которое разделено судно согласно Правилам Регистра.

Район возможного положения пиковых переборок на судне с учётом требований международных конвенций согласно Правилам Регистра:

Lфорпика = (0,05 ¸ 0,08)L, м.

Lахтерпика = 0,05L, м.

Район переходной шпации:

Длина машинного отделения определяется в зависимости от длины судна LМО = kL, где значение k зависит от расположения МО и типа СЭУ и берется в пределах k = 0,13¸0,17 (см. рис. 14), причем большим значениям L соответствуют меньшие значения k.

Для того чтобы определится с длиной оконечностей и переходного района, а также любого района судна, необходимо учитывать, что водонепроницаемые переборки ставятся через некоторое количество рамных шпаций, а не обыкновенных. Поэтому длина отсеков, в том числе и пиков, также должна быть кратной ар.н.

Исходя из этих причин, конечное значение длины проектируемого судна может измениться относительно заданной длины судна.


Рис. 14. Значения коэффициента k: 1 – при среднем расположении, 2 – кормовом расположении МО.

Согласно Правилам Регистра [10] общее число поперечных водонепроницаемых переборок на грузовых судах должно быть не менее указанного в таблице 4. Эти требования основаны на условиях непотопляемости и являются минимальными. При этом форпиковая, ахтерпиковая переборки и переборки, выделяющие МО, являются обязательными.

Окончательное решение о количестве поперечных переборок принимается исходя из размеров грузовых помещений, которые определяются назначением судна и удобством обработки грузов. На универсальных сухогрузных судах длина трюмов составляет 20-30 м, на контейнеровозах она кратна длине контейнеров с учетом зазоров на их укладку, на накатных судах палубой переборок может быть вторая и даже третья палуба, а верхние твиндеки вообще не иметь переборок.

Зависимость числа переборок от длины судна

Длина судна, м до 65м 65-85 85-105 105-125 125-145 145-165 165-185 свыше 185
Общее число переборок с МО в средней части по согласованию с Регистром
с МО в корме судна

Для танкеров в соответствии с рекомендациями МАРПОЛ для двух корпусных танкеров максимальное расстояние между поперечными переборками, определяющее длину грузовых танков Lт, должно быть не более:

- для танкеров с одной диаметральной переборкой м :

Lт = (0,25b/B + 0,15)L;

для танкеров с двумя продольными переборками:

- для бортовых танков: Lт = 0,2L;

- для средних танков шириной, равной или большей В/5: Lт = 0,2L;

- для средних танков шириной меньшей В/5: Lт = (0,5b/B + 0,1)L;

Здесь b – ширина танка.

Увеличение длины отсеков является предметом специального рассмотрения Регистром. Все водонепроницаемые переборки, расположенные между форпиковой и ахтерпиковой переборками, как правило, должны быть доведены до палубы надводного борта.

Переборки делят корпус на отсеки, обусловливая судну непотопляемость, и участвуют в обеспечении общей продольной и местной прочности. Как опорные конструкции, переборки воспринимают усилия от давления воды на днище и борта и давления груза на палубу, удары переливающейся жидкости в отсеке при качке, давление воды при аварийном затоплении отсека или давление жидкости при незаполненном соседнем отсеке, усилия от общего продольного изгиба.

Количество переборок на судне зависит от длины судна и расположения МО и определяется Правилами Регистра, а также расчетами непотопляемости. Обязательны к постановке поперечные переборки фор- и ахтерпика, носовая и кормовая переборки МО. Максимальное расстояние между соседними переборками в трюмах сухогрузных судов — 30 м, танкеров — 0,2 L.

Переборки классифицируются следующим образом:

по расположению на судне:

  • поперечные
  • продольные
  • диагональные (под 45° к ДП);

по месту установки:

  • трюмные
  • твиндечные
  • переборки шахт
  • переборки цистерн
  • у надстроек — фронтальные, бортовые, кормовые; внутри помещений — выгородки
  • водонепроницаемые
  • огнестойкие
  • отбойные

Конструкция плоских переборок

Плоские переборки (рис. 51) состоят из полотнища и ребер жесткости. Листы полотнища переборки длинной стороной могут располагаться горизонтально или вертикально. Горизонтальное расположение листов дает возможность плавно изменять толщину полотнища по высоте в зависимости от условий эксплуатации. Нижние листы переборки у днища и настила второго дна имеют увеличенную толщину из-за интенсивной коррозии в этих местах и большой нагрузки. Толщина верхнего пояса переборок в тапках со светлыми нефтепродуктами увеличивается вследствие сильной химической коррозии в газовой среде. Вертикальное расположение поясьев позволяет установить более толстый лист в ДП под доковой стойкой по всей высоте переборки. Это улучшает условия восприятия реакции килевой дорожки дока.

Ребра жесткости переборки также могут располагаться вертикально или горизонтально. Если высота переборки меньше ее ширины или если днище и палуба судна выбраны по продольной системе набора, то с точки зрения прочности и технологичности выгоднее ставить вертикальные ребра жесткости— стойки. На переборках крупнотоннажных танкеров в плоскости бортовых стрингеров устанавливают мощные горизонтальные балки — шельфы , служащие опорами стоек. Если переборка узкая и высокая (например, переборка форпика) или борт набран по продольной системе набора, то на полотнище переборки устанавливают горизонтальные ребра жесткости. Продольные переборки танкеров из условий общей продольной прочности подкрепляются горизонтальными ребрами жесткости. Стойки и горизонтальные ребра жесткости переборок к балкам судового набора крепятся кницами.

Конструкция гофрированных переборок: а — с трапециевидным гофром; б — с волнистым гофром

Гофрированные переборки (рис. 52) собирают из отдельных элементов, имеющих в поперечном сечении форму трапеции — трапециевидный гофр или форму волны — волнистый гофр.

Такую форму придают плоским листам стали под мощными прессами в специальных штампах. Гофрированные переборки получили широкое распространение на судах из-за ряда технико-экономических преимуществ. Благодаря отсутствию ребер жесткости трудоемкость изготовления гофрированных переборок на 10—15 % ниже, а масса в среднем па 25 % меньше, чем трудоемкость изготовления и масса плоских переборок. Коробление гофрированных конструкций при сварке (особенно тонколистовых) уменьшается, следовательно, уменьшаются затраты на правку. На танкерах улучшаются условия зачистки танков.

Гофры поперечных переборок обычно располагают вертикально, а продольных — горизонтально. Гофрированные переборки могут подкрепляться мощным рамным набором, расположенным в плоскости перпендикулярной к плоскости гофр. Толщины листов плоских и гофрированных переборок, а также размеры стоек, ребер жесткости и гофр определяются по Правилам Регистра исходя из условий прочности.

В трюмах и твиндеках сухогрузных судов на протяжении от поперечных переборок до поперечного комингса грузового люка могут устанавливаться в ДП продольные полупереборки , конструкция которых аналогична конструкции вышеописанных переборок.

Независимо от количества переборок и удовлетворения требованиям непотопляемости на всех судах устанавливают ахтер- и форпиковую (таранную) переборки. Ахтерниковую переборку размещают на таком расстоянии от кормового перпендикуляра, чтобы обеспечить размещение дейдвудных труб между ахтерштевнем и переборкой. По высоте переборку доводят до палубы надводного борта, а в отдельных случаях — до первой водонепроницаемой между переборкой и ахтерштевнем палубы или платформы. Расположение форпиковой (таранной) переборки должно до минимума сводить ее разрушение при повреждении носовой оконечности судна. Устанавливают ее не далее чем на 0,08 L, от носового перпендикуляра. По высоте ее доводят до палубы надводного борта, а при наличии простирающихся за переборку бака или непрерывной палубы, расположенной выше палубы надводного борта, — до палубы бака или непрерывной палубы. Остальные водонепроницаемые переборки доводят до палубы надводного борта.

Согласно требованиям Правил запрещается установка дверей и горловин ниже палубы переборок в форпиковой переборке и переборках, разделяющих трюмы, - на судах, имеющих в символе класса знак деления на отсеки, и ниже палубы надводного борта — на судах, не имеющих в символе класса знака деления на отсеки. В особых случаях, по согласованию с Регистром, допускается установка дверей специальных типов в переборках между трюмами и по одной двери в каждой переборке машинных помещений (кроме дверей в туннели гребных валов).

Плоские переборки состоят из полотнища, длинные стороны которого располагают поперек судна (толщину поясьев уменьшают в сторону верхней палубы), и набора в виде вертикальных стоек или горизонтальных ребер, устанавливаемых с одной стороны полотнища. Высота поперечных (кроме таранных) переборок промысловых судов обычно меньше ширины, поэтому их выполняют с вертикальными стойками.

При продольной системе набора палубы и днища стойки располагают в плоскости продольных балок настила второго дна и палубы и соединяют кницами с продольными балками. При поперечной системе набора палубы и днища кницы стоек доводят до ближайших к переборке флора и бимса. При высоте борта менее 3 м, а также в верхних междупалубных помещениях концы стоек срезают „на ус”, не соединяя с палубой и днищем. Поперечные переборки промысловых судов,в связи с частыми морскими швартовками усиливают горизонтальными ребрами жесткости между бортом и ближайшей к нему стойкой переборки, приваривая ребро к стойке и срезая „на ус” у борта. При высоте переборки больше ее ширины (таранная переборка), а также при продольной системе набора борта на поперечных переборках устанавливают горизонтальные ребра жесткости, усиливая соединение последних с бортовыми продольными балками при помощи книц.

Конструкция переборок

Прочность и жесткость гофрированных переборок обеспечивают гофры, чаще волнистые или трапециевидные (коробчатые). Жесткость гофрированных переборок иногда увеличивают установкой в перпендикулярном гофрам направлении рамных балок (рис. 1.16). Часто из технологических соображений гофрированные переборки размещают на сварных тавровых балках, ширина пояска которых для этого достаточна.

Литература

Устройство и основы теории морских судов - Горячев А.М., Подругин Е.М. [1983]

Судовые помещения образуются путем разделения надстроек и отсеков корпуса выгородками на отдельные замкнутые пространства.

Уставом службы все судовые помещения подразделяются на: служебные, жилые и общего пользования. Служебные помещения, место, где размещены технические средства, медслужба, хранятся грузы, судовые запасы, выполняются различные судовые работы, а также пищеблок и пассажирские.

Жилые помещения — каюты, в которых размещается судовой экипаж. В каютах запрещается хранить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества и материалы, а также пользоваться электронагревательными приборами. Помещения общего пользования— для приема пищи, отдыха, проведения культурно-массовых мероприятий и санитарно-гигиенические.

Кают-компания — место для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приема пищи командным составом.

Помещения для топлива и коффеpдамы

На самоходных судах топливо для силовой установки хранят в специальных отсеках: топливных цистернах — для жидкого топлива и угольных ямах (топливо — уголь) —для твердого топлива. Отсек (топливную цистерну) делят по ширине судна одной-двумя продольными переборками, чтобы жидкое топливо не переливалось на один борт и не увеличивало крен (наклонение) судна.

Если рядом с цистерной располагается жилое помещение или грузовой трюм, то между ними устраивают узкий (500—600 мм по длине судна) отсек, называемый коффердамом (оставляют пустым или оборудуют вытяжными вентиляционными трубами, которые выводят на открытую палубу). Переборки, отделяющие коффердам, должны быть водо- и газонепроницаемыми. При хранении топлива в вставных цистернах, расположенных в машинном отделении, устройство коффердама не требуется. На нефтеналивных судах коффердам размещают в носу за форпиком и грузовыми танками — отсеки для перевозки жидких грузов.

Доступ в помещение

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все помещения. Для этой цели к дверным замкам всех помещений должно быть предусмотрено два комплекта ключей. Во время общесудовой тревоги каюты

экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.

Ключи первого комплекта должны храниться:

· от помещений станций пожаротушения и от дверей запасных выходов — в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения непосредственно у запасных выходов,

· от специальных помещений и помещений с материальными ценностями — у заведующих помещениями;

· от всех прочих запираемых на замок помещений — у заведующих помещениями, а после окончания рабочего дня — у назначенных приказом по судну лиц вахтенной или пожарной службы;

· от кают членов экипажа — у членов экипажа.

Ключи второго комплекта от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, хранятся на специальной доске, размещенной в установленном приказом по судну помещении. Доска с ключами запирается на замок, опечатывается и находится под наблюдением лиц вахтенной службы, а ключ от нее должен храниться у вахтенного помощника капитана. Вторые комплекты ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должны находиться на хранении у старшего помощника капитана, а при его отсутствии — у вахтенного помощника капитана.

8.1

4. Расположение и конструкция водогазонепроницаемых
и огнезащитных пеpебоpок

Поперечные и продольные переборки создают водонепроницаемость между отсеками, являются жесткими связями корпуса и обеспечивают вместе с поперечными и продольными связями прочность судна.

Для ограничения распространения огня (при пожаре) устанавливаются огнезадерживающие переборки. Общее их количество и места расположения различны. Обычно поперечные огнезадерживающие переборки располагают в корпусе судна от борта до борта, в надстройках — по всей ширине, в междупалубном пространстве — по всей высоте. В огнезадерживающих переборках проемы имеют противопожарные двери с ручным (на месте) и дистанционным управлением (по закрытию и открытию их).

Внутри корпуса и надстроек пассажирских судов следующие конструктивные элементы должны быть огнестойкими:

· шахты машинных и котельных помещений; выгородки трапов;

· переборки и палубы, отделяющие посты управления от смежных помещений;

· переборки и палубы, отделяющие жилые помещения от хозяйственных, машинных и котельных помещений, а также от грузовых трюмов и помещений для хранения топлива;

· переборки и палубы кладовых для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов, а также камбузов и всех прочих помещений, в которых хранится или используется топливо;

· переборки и палубы проходов, служащие для эвакуации пассажиров и экипажа.

По согласованию с Регистром перечисленные конструктивные элементы могут быть выполнены как огнезадерживающие конструкции.

Пассажирские суда длиной 65 м и более должны быть разделены на главные вертикальные противопожарные зоны поперечными огнестойкими переборками типа А-30.

По согласованию с Регистром в зависимости от конструктивных особенностей судна, количества горючих материалов в помещениях и применения повышенных активных средств борьбы с пожаром могут быть допущены другие конструкции, но не ниже типа В-15.

Расстояние между огнестойкими или огнезадерживающими переборками рекомендуется принимать не более 40 м.

Огнестойкая или огнезадерживающая переборка должна простираться от борта до борта по всей ширине корпуса, надстройки и рубки, а по высоте — от днища до верхней палубы пассажирской надстройки (рубки).

Огнестойкая или огнезадерживающая переборка может быть выполнена с уступом, причем тип конструкции участка палубы, образующего этот уступ, должен быть не ниже типа конструкции вертикальной противопожарной переборки.

Двери и проходы в переборках, должны быть равноценными по огнестойкости самой переборке и должны открываться и закрываться с обеих сторон переборки усилиями одного человека.

Двери должны быть самозакрывающегося типа. На посту управления должен быть указатель положения дверей («Открыто» — «Закрыто»).

Прочие отверстия, прорезаемые в переборке, должны быть заделаны негорючим материалом таким образом, чтобы не была нарушена огнестойкость переборки.

Закрытия отверстий в других огнезадерживающих конструкциях должны быть уплотнены так, чтобы они сохраняли непроницаемость для пламени.

Трапы, проходящие только через одну палубу, должны быть выгорожены на одной из двух палуб огнезадерживающими конструкциями и самозакрывающимися дверями.

Трапы, проходящие более чем через одну палубу, должны быть выгорожены на всех палубах огнезадерживающими и самозакрывающимися дверями, из выгородок трапов должны быть выходы на открытую палубу или в коридоры, ведущие на открытые палубы.

1. Изучить представленный материал.

2. Составить конспект.

3. Вставить в конспект иллюстрации (фото) люковых закрытий разных типов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: