Какие возможности дает электронное правительство гражданам и государственным органам

Обновлено: 18.04.2024

Электронное правительство – это инструмент, обеспечивающий функционирование органов государственного управления за счет применения информационных технологий с целью упрощения процесса взаимодействия государства, граждан и хозяйствующих субъектов при предоставлении им государственных услуг.

Причины создания электронного правительства в системе государственного управления

Государственное управление является неотъемлемой частью современного общества. Технологии государственного управления по мере развития общества и усложнения его потребностей претерпевают существенные изменения, совершенствуясь в соответствии с требованиями времени. Одной из таких технологий, активно развиваемых на современном этапе существования российского общества, является электронное правительство.

Современное общество характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Люди на ежедневной основе используют текстовые редакторы для создания и изменения документов, табличные редакторы для выполнения подсчетов, банкоматы для получения заработной платы, платежные терминалы для совершения покупок и так далее.

Информационные технологии существенно облегчают жизнь современных людей. Именно это их качество побудило государственную власть к внедрению системы электронного правительства, призванного обеспечить упрощение взаимодействия государства и населения, а также хозяйствующих субъектов. Кроме того, информационные технологии призваны обеспечить рост эффективности функционирования органов государственного управления. Также к положительным аспектам внедрения электронного правительства в системе государственного управления можно отнести сокращение затрат на функционирование органов государственного управления и совершенствование процесса предоставления государственных услуг.

Готовые работы на аналогичную тему

Электронное правительство призвано обеспечить коммуникацию органов государственного управления с гражданами и хозяйствующими субъектами преимущественно посредством сети Интернет, выступающей наиболее доступным средством электронных взаимодействий.

Преимущества электронного правительства

Внедрение электронного правительства в системе государственного управления позволяет добиться положительных результатов в отношении различных аспектов государственного управления. В частности, за счет создания электронного правительства обеспечивается:

  • во-первых, приближение государственных служащих к населению и хозяйствующим субъектам при одновременном снижении значимости субъективных факторов этого взаимодействия;
  • во-вторых, обезличенное взаимодействие органов государственного управления и государственных служащих с населением и хозяйствующими субъектами при наличии контрольных механизмов, обеспечивающих возможность самостоятельного отслеживания процесса предоставления государственных услуг;
  • в-третьих, ускорение роста экономики страны за счет устранения субъективных препятствий на пути развития бизнеса, упрощение регистрационных и иных процедур в отношении хозяйствующих субъектов;
  • в-четвертых, снижение степени бюрократизации и коррупционности экономики за счет устранения прямого взаимодействия хозяйствующих субъектов, граждан и государственных чиновников, лишенных возможности требовать чего-либо от обратившихся в органы государственного управления представителей населения и бизнеса;
  • в-пятых, повышение эффективности функционирования органов государственного управления и производительности труда государственных служащих, обусловленное сокращением времени на личное взаимодействие с потребителями государственных услуг и перевода рутинных операций в автоматизированный режим;
  • в-шестых, расширение возможности участия граждан в формировании гражданского общества посредством обеспечения свободного доступа к различной информации;
  • в-седьмых, рост прозрачности работы органов государственного управления.

Система электронного правительства дает возможность осуществления открытого и прямого диалога государственной власти с населением, хозяйствующими субъектами. В этот диалог могут быть вовлечены любые социальные службы, руководители органов государственного управления различного статуса и ранга и так далее.

Электронное правительство обеспечивает доступность интерактивного взаимодействия органов государственного управления с населением и хозяйствующими субъектами.

Оценка эффективности функционирования электронного правительства в системе государственного управления

Различные преимущества создания электронного правительства в системе государственного управления, с точки зрения специалистов, тем не менее, требует оценки влияния этого правительства на эффективность функционирования государственной власти.

Правительства разных стран осуществляют разработку методологии, позволяющей оценивать эффект от внедрения электронного правительства в систему государственного управления. Помимо этого, существуют и частные разработки в данной области, суть которых сводится к следующему:

О портале государственных услуг

Для облегчения взаимодействия граждан и государства и упрощения процесса получения гражданами государственных услуг создан единый портал государственных и муниципальных услуг (далее – единый портал). Он не только обеспечивает доступ к справочным сведениям о существующих государственных и муниципальных услугах, но и осуществляет предоставление этих услуг в электронной форме.

Все услуги, размещенные на едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия её предоставления в выбранном регионе. Таким образом, первым шагом для получения доступа к возможностям единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта.

Портал государственных услуг сегодня

По состоянию на апрель 2013 года ежемесячная аудитория портала составляет более 3,3 млн посетителей. Количество пользователей, имеющих активированную регистрацию на портале, – более 3,7 млн человек. В месяц через портал в электронном виде оказывается более 1,1 млн государственных услуг.

Ежедневно портал государственных услуг упрощает взаимодействие граждан с государством, делает его более простым и приятным.

Популярные услуги

Наиболее популярными являются услуги:

· проверки штрафов (ГИБДД);

· оформления заграничного паспорта (ФМС);

· проверки состояния лицевого счёта в системе пенсионного страхования (ПФР);

· проверки наличия налоговых задолженностей (ФНС);

· приёма налоговой декларации на доходы физических лиц (ФНС) и другие.

Принцип работы портала государственных услуг

· с получением пароля посредством заказного письма, отправленного «Почтой России»;

· по USB-ключу или смарт-карте, выдаваемых при личном визите в центр продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком»;

· с помощью приобретения квалифицированного сертификата и средства электронной подписи;

· с помощью универсальной электронной карты.

При любом способе получения доступа к порталу пользователь проходит аутентификацию и подтверждает свою личность, после чего получает доступ к своей персональной информации.

Получение услуг онлайн

На портале в данный момент доступны в электронном виде 511 услуг. Это означает, что услуга полностью, включая получение результатов, осуществляется через интернет. Для её получения не требуется бумажных носителей (документов, справок, заявлений и так далее) и личного присутствия гражданина в ведомстве, оказывающем услугу.

Типовой алгоритм получения услуги в электронном виде таков:

1. авторизация на портале;

2. поиск услуги по ведомству/категории/жизненной ситуации/популярности или с помощью полнотекстового поиска;

3. получение детального описания услуги;

4. заполнение анкеты персональными данными, требующимися для получения услуги;

5. получение информации о статусе рассмотрения заявки;

6. оплата пошлины/штрафа/задолженности, связанных с получаемой услугой;

7. получение справочной информации, подразумевающейся получаемой услугой.

Набор и порядок требующихся действий для получения услуг в электронном виде зависит от их типа и может различаться для различных услуг.

Упрощение процесса личного получения услуг

Некоторые услуги в данный момент не могут быть полностью оказаны в электронном виде и требуют личного присутствия гражданина в оказывающем услугу ведомстве. К таким услугам относятся постановка и снятие с учёта транспортных средств, получение заграничного паспорта нового образца и прочие услуги. Портал государственных услуг позволяет максимально упростить получение и таких услуг, даёт возможность заблаговременно осуществить все действия, которые возможно осуществить в режиме онлайн, на портале, а затем записаться на приём в ведомство, оказывающее услугу, в определённый день и определённое время во избежание необходимости тратить время в очереди.

Оплата онлайн

Портал предоставляет возможность оплаты штрафов и задолженностей в режиме онлайн. Преимуществом оплаты через портал государственных услуг является то, что данные об оплате в обязательном порядке поступают в специализированную базу данных, что ускоряет процесс обновления информации о штрафах и задолженностях, позволяя гражданам получать наиболее полную и актуальную информацию о своих задолженностях.

Оплата онлайн возможна различными способами – банковской картой, электронными деньгами, а также с баланса мобильного телефона.

1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее - Концепция).

2. Мининформсвязи России совместно с Минэкономразвития России, ФСО России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить управление реализацией Концепции.

3. Установить, что расходы федеральных органов исполнительной власти на реализацию Концепции осуществляются в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Зубков

ОДОБРЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 мая 2008 г. № 632-р

КОНЦЕПЦИЯ формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 219)

I. Введение

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее - Концепция) разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации.

Под электронным правительством в Концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Концепция основывается на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, а также на Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года.

В соответствии с Концепцией разработан план мероприятий по ее реализации.

II. Предпосылки для формирования в Российской Федерации электронного правительства

Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.

Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. Информационно-коммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.

Практически завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Практически все органы государственной власти поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. К настоящему времени разработаны технические решения по построению защищенной системы межведомственного электронного документооборота, создана и введена в опытную эксплуатацию ее 1-я очередь, включающая 18 объектов. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.

Вместе с тем результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа.

До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме.

Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.

Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ организаций и граждан к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам.

Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий и отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведут к росту технологической зависимости органов государственной власти от поставщиков средств информационно-коммуникационных технологий, снижают экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушают права граждан и организаций на равный и недискриминационный доступ к государственным информационным системам.

Порядок работы органов государственной власти практически не поддерживает оперативное информационное обновление сайтов в сети Интернет. Сайты нередко не содержат сведения о порядке и условиях оказания услуг организациям и гражданам, которым не доступна открытая информация, содержащаяся в ведомственных базах данных.

Ведомственные сайты в сети Интернет практически не используются для поддержки предоставления гражданам государственных услуг. Не определены приоритеты перевода государственных услуг в электронный вид. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти сайтам в сети Интернет и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.

В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг.

Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения организаций и граждан в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации на бумажном носителе.

Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами, что создает значительные неудобства для граждан.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.

Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

III. Цели и задачи формирования электронного правительства

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:

повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

повышение качества административно-управленческих процессов;

совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;

создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.

IV. Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства

1. Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий

В целях расширения возможности удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий необходимо обеспечить:

развитие ведомственных сайтов в сети Интернет, полноту и своевременность размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через них к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;

формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах организациям и гражданам;

внедрение в практику деятельности ведомств центров обработки телефонных обращений граждан;

создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами;

создание технологических серверных площадок в сегменте сети Интернет для органов государственной власти Российской Федерации для размещения их сайтов в сети Интернет.

Развитие сайтов государственных органов в сети Интернет

Сайты государственных органов в сети Интернет обеспечат:

оперативное размещение информации, связанной с деятельностью ведомства, его организационной структурой, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность данного государственного органа, информации о реализуемых ведомством программах и проектах, а также сведений о целевых и фактических показателях результативности его деятельности;

оперативный доступ к открытой информации, содержащейся в ведомственных информационных системах;

публикацию сведений о предоставляемых государственных услугах и условиях их получения, включая регламенты их предоставления, бланки форм, анкет и заявок, справочных и методических рекомендаций по их заполнению и сдаче, разъяснений для неподготовленных категорий граждан;

организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;

обеспечение обратной связи и обработку обращений граждан.

В целях обеспечения полноты размещаемой информации, а также ее оперативного обновления и актуализации предусматривается формирование единых требований, определяющих общий детализированный перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет. Необходимо определить нормативно-технические требования к функциональности и информационной безопасности сайтов государственных органов, обмену информацией и навигации между отдельными сайтами государственных органов. Предусматривается формулирование технологических и организационных требований, обеспечивающих полный, равный и недискриминационный доступ всем категориям организаций и граждан к сайтам государственных органов в сети Интернет.

Предполагается доступ пользователей к сайтам государственных органов в сети Интернет и интерактивным сервисам. Электронные платежи осуществляются пользователями с различных программно-аппаратных платформ, включая мобильные электронные устройства. При этом существенную долю составляют граждане, которые имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности и др.) и для которых электронные формы взаимодействия зачастую оказываются наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам.

В составе таких требований необходимо предусмотреть применение механизмов, обеспечивающих достоверность размещаемой информации и исключающих нерегламентированные и неконтролируемые публикации и изменения размещаемых сведений.

С учетом этих требований также определяются принципы оформления сайтов с использованием элементов государственной символики.

В целях реализации указанных требований предполагается разработка методических рекомендаций по организации информационного наполнения и обеспечению функционирования сайта органа государственной власти в сети Интернет.

Необходимо разработать механизмы контроля за соблюдением установленных требований к сайтам органов государственной власти в сети Интернет, а также определить ответственность уполномоченных должностных лиц.

Государственным органам необходимо создавать и поддерживать самостоятельные сайты в сети Интернет.

На федеральном уровне, а также на уровне каждого субъекта Российской Федерации для размещения информации о деятельности государственных органов предусматривается создание единого интернет-портала (портал государственных услуг), объединяющего в рамках общей системы навигации сайты соответствующих государственных органов в сети Интернет.

Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде

Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и предоставляемым ими государственных услугах необходимо предусмотреть создание центров общественного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, на базе пунктов коллективного доступа, организуемых в рамках реализации механизма оказания универсальных услуг связи. Кроме того, центры общественного доступа или информационные терминалы могут устанавливаться в органах исполнительной власти, оказывающих государственные услуги организациям и гражданам.

В центре общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и оказываемых ими государственных услугах, размещаемой в ведомственной информационной сети или сети Интернет, могут содержатся автоматизированные рабочие места или информационные терминалы, подключенные к сети Интернет или ведомственной информационной сети.

Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений организаций и граждан

В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации создаются ведомственные центры обработки телефонных обращений.

В случае обращения граждан в федеральный орган исполнительной власти запрос в центр телефонного обслуживания осуществляется по единому федеральному номеру, в случае обращения в региональные органы власти - по единому региональному номеру.

На уровне субъекта Российской Федерации предусматривается создание единого регионального центра телефонного обслуживания.

Ведомственные центры обработки телефонных обращений обеспечат:

прием и обработку телефонных запросов организаций и граждан;

предоставление организациям и гражданам общей справочной информации;

предоставление справочной информации о времени и месте приема граждан, телефонах ответственных за взаимодействие с гражданами сотрудников, об условиях и о порядке предоставления государственных услуг;

переключение на центр телефонного обслуживания другого ведомства в случае, если содержание обращения относится к сфере его компетенции;

информирование заявителей об их правах и о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц;

предоставление заявителям информации о статусе и результатах оказания им государственной услуги.

В целях обеспечения эффективной организации создания и последующего функционирования ведомственных центров телефонного обслуживания предполагается разработать единые требования, определяющие необходимый перечень и условия предоставления информации по телефонным обращениям, порядок взаимодействия с гражданами в случае телефонного обращения и технологически


В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму. Также говорится о проблемах и угрозах его применения. Особое внимание уделяется опыту Российской Федерации во внедрении технологии электронного правительства. Раскрывается возможность перехода от электронного к смарт-правительству.

Ключевые слова: электронное правительство, умное правительство, государственные услуги, коррупция, показатель развития

The article discusses basic concepts of e-government. The concept of the development of the information society. Under E-government is the transformation of public administration in an open network form. As well as talks about the problems and threats of its use. Special attention is paid to the experience of Russian Federation in implementation of e-government. Reveals the possibility of a transition from an electronic to a smart government.

Keywords: e-government, smart-government, public services, corruption, development index

Электронное правительство - это современная система, с использованием сети Интернет, принятая правительством для связи учреждений друг с другом, частными учреждениями и с общественностью в целом. При этом необходима доступность информации для создания прозрачных отношений, характеризующихся скоростью и точностью, и направленных на улучшение качества работы.

Многие считают, что концепция «электронного правительства» возникла с началом распространения интернета в середине девяностых годов, а правительственные приложения датируются несколькими десятилетиями раньше. Считается, что первое использование термина «электронное правительство» было зафиксировано в ходе выступления президента США Билла Клинтона в 1992 году. Главной целью государств, в первую очередь, являлось повышение эффективности государственного фонда и обслуживание граждан. В настоящее время идет гонка между правительствами мира в области внедрения электронного правительства, так как многие страны мира, развитые и развивающиеся, уже приняли эту концепцию. Это выражается в представлении важнейшей информации в сети Интернет и осуществлении через эту сеть правительственных и коммерческих сделок. Кроме того, это предоставляет возможность обмена информацией между правительством и гражданами при недоступности традиционных известных методов.

Концепция электронного правительства может быть не нова, но она переходит на новый уровень. Снижение расходов по-прежнему является важным фактором при оказании услуг, но при добавлении общественной ценности она постепенно переходит в качество основной цели электронного правительства.

Показатель развития э-правительства представляет собой композиционный показатель из трех важных аспектов электронного правительства, как показано на рисунке 1, а именно: предоставление онлайн-услуг, телекоммуникационные связи и человеческий потенциал. Каждый из этих наборов индексов сам по себе является составным показателем, они могут быть извлечены и проанализированы независимо друг от друга [1].


Рис. 1. Элементы электронного правительства

Согласно такой схеме, каждый показатель включает в себя несколько показателей:

  1. Развитие человеческого капитала.
    1. Процент образования среди взрослых;
    2. Общий процент обучающихся.

    Данный показатель дает общие сведения об образования и посещаемости в стране.

    1. Телекоммуникации.
      1. Пользователи интернета;
      2. Телефонные линии;
      3. Число интернет-линий с безлимитным доступом;
      4. Число абонентов сотовой связи.

      Говоря о телекоммуникации, имеется ввиду степень развития коммуникационной инфраструктуры в государстве, предлагая принять субиндексы, такие как распространение широкополосного доступа к интернету и мобильной связи.

      1. Онлайн-услуги.
        1. Предложение онлайн-услуг;
        2. Электронные консультации;
        3. Механизмы принятия решений.

        Степень развития онлайн-услуг с точки зрения количества, качества и разнообразия каналов и степень их использования публикой. А так же степень использования интернета правительством для осуществления прозрачности и коммуникации с общественностью и вовлечения его в формулирование политики и развития услуг.

        Важность электронного правительства.

        Необходимость электронного правительства обуславливается тем фактом, что при организации системы управления должны учитываться мировые технологические достижения. Такое управление позволяет обеспечить три фактора, лежащие в основе электронного правительства: подотчетность, прозрачность и надлежащий режим.

        Одной из задач ЭП является борьба с финансовой и административной коррупцией. Для борьбы с коррупцией государства принимают различные меры, которые, однако, считаются традиционными и не гарантируют максимального понижения коррупции. Поэтому борьба с коррупцией путем ЭП не только защищает от ее распространения, но и предотвращает ее.

        Административная реформа требует от правительственных учреждений прозрачность и ясность в планах своей работы. При этом подразумеваются не только ответы на запросы граждан, но и работа над тем, чтобы детальная информация о деятельности была доступна.

        Онлайн-услуги являются частью глобальной реконструкции предоставления информации и услуг правительства. Государственные учреждения предоставляют информацию и услуги с помощью нескольких управляемых каналов транспортировки и доставки, и, несмотря на то, что предоставление информации и услуг традиционными методами, такими как телефон, факс или ручные методы происходит успешно, самая важная цель состоит в том, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг. Главным преимуществом онлайн-услуг является доступность в любое время и из любого места, где есть возможность подключиться к сети.

        С моей точки зрения, электронное правительство является важным фактором для снижения доли возможных потенциальных, подозрительных и незаконных отношений должностных лиц и сотрудников. Это означает, в первую очередь, распространение и обмен потока информации публично с помощью различных средств связи. Это облегчает задачи, выполнение которых необходимо для борьбы с различными формами коррупции, а также сохраняет связь между гражданами и лицами, принимающие решения. Это позволит окружить и осадить коррупцию и ее источники. Другими словами, электронное правительство означает откровенность с общественностью в отношении структуры и функции государственных аппаратов и финансовой политики государственного сектора, способствует подотчетности, а также позволяет повысить степень доверия, мобилизовать и поддерживать разумную экономическую политику.

        Цели электронного правительства.

        Есть несколько целей ЭП, из которых можно выделить следующие:

        − Предоставление услуг местным жителям, быстро и недорого. Также это позволит гражданам осуществлять демократию и участие во всех вопросах, повысить эффективность местных единиц, что приводит к экономии времени.

        − Достижение эффективной коммуникации, а также уменьшение количества административных сложностей.

        − Создание лучшей рабочей среды для любого использования информационно-коммуникационных технологий в учреждениях. Создание инфраструктуры для электронного правительства поможет легко и удобно работать через упрощенное и улучшенное взаимодействие и интерфейс связи между правительством и другими сторонами.

        Стратегии электронного правительства:

        − Добиться большей эффективности и доли от инвестиций.

        − Обеспечить удобный доступ к государственным услугам и информации.

        − Оказание услуг, направленных на удовлетворение потребностей заказчика.

        − Интеграция связанных с ними услуг.

        − Укрепление доверия пользователей.

        − Расширение участия граждан в услугах.

        Электронное правительство России.

        С 2002 г. в России реализуется федеральная целевая программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002–2010 годы)». В тексте программы ее глобальная цель обозначена как формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой:

        − для повышения качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти;

        − повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;

        − внедрения единых стандартов обслуживания населения;

        − повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и телекоммуникационных технологий;

        − повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления;

        − обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти [2].

        Законодательство о праве на информацию имеет большое значение для развития открытых государственных данных. В Российской Федерации, в свет вышло Постановление Правительства № 583 от 10 июля 2013 года, устанавливающее правила для классификации информации государственного сектора как открытых данных. Указан срок обновления этой информации, а также другие требования, касающиеся опубликования информации в формате открытых данных.

        В современной России наблюдается положительная тенденция обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации о государственном управлении в рамках формирования системы «электронного правительства». Однако излишняя декларативность правовых норм порождает такие ситуации, при которых нарушение законов не всегда влечет за собой наступление юридической ответственности, а недостаточная определенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации органов исполнительной власти создает условия для ограничения прав и свобод человека и гражданина [3].

        Европейские страны продолжают свое мировое лидерство в развитии электронного правительства. В обзоре, составленном Организацией Объединенных Наций в 2014 г., Россия занимала 17-ое место с показателем Развития Электронного Правительства (E-Government Development Index - EGDI) равным 0.7296.

        Математически, EGDI является средневзвешенным из трех нормализованных показателей наиболее важных аспектов электронного правительства, а именно: объем и качество онлайн-сервисов, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и индекс человеческого капитала. Каждый из этих наборов индексов сам по себе является комплексным показателем, они могут быть извлечены и проанализированы в отдельности.


        Каждый индекс находится по формуле






        =0.7296


        Ниже приведена таблица показателей для нескольких стран мира:

        Показатели EGDI для нескольких стран мира

        Страна


        Уровни взаимодействия электронного правительства.

        Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан представлена на рис. 1. Здесь можно выделить следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон:

        − C2B (customer-to-business) — между гражданами и частными компаниями;

        − B2B (business-to-business) — между частными компаниями;

        − G2C (Government-to-citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;

        − G2B (Government-to-business) — между государством и частными компаниями;

        − G2G (Government-to-government) — между органами государственного управления.

        ЭП предусматривает автоматизацию взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G. Рассмотрим перспективы внедрения ЭП на данных уровнях подробнее [4].

        http://compress.ru/archive/cp/2006/5/21/01.jpg

        Рис. 2. Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан

        Препятствия на пути электронного правительства:

        Основными проблемами государственной политической системы на сегодня являются коррупция и устаревшая система государственного управления. Высокий уровень коррупции сдерживает социально-экономическое развитие государства и препятствует интеграции бизнеса в глобальную экономику. Также при преобразовании государственных услуг в электронный формат встает вопрос цифрового неравенства граждан, так как не у всех есть возможность выхода в интернет. Преобразования всех государственных услуг на всех уровнях управления в электронный вид по причине недостаточного взаимодействия между ведомствами, низкого спроса на электронные услуги со стороны граждан. Кроме того, возникают сложности при регистрации на портале и предоставлении электронных документов, а также технические ошибки, устранение которых занимает много времени. Огромные средства направлены не только на создание сайтов и информационных систем, но и на их техническое обслуживание и эксплуатацию. Многие из данных ресурсов уже не поддерживаются, а большая часть существует лишь для отчетности перед контролирующими структурами, притом, что деньги из бюджета на них выделяются вне зависимости от текущего состояния. В связи с этим для государства и общества представляется оптимальным оставить в интернете минимум — официальные сайты. Нет необходимости в создании собственных государственных социальных сетей государственными организациями, когда можно сотрудничать с уже существующими и широко используемыми порталами [5].

        Переход ксмарт-правительству.

        За последние несколько лет использование электронного правительства позволило правительствам служить обществу с помощью интернета. Это также позволило правительствам эффективно захватывать, обрабатывать и публиковать данные и улучшить принятие решений. Таким образом, достижения в области интеллектуальных технологий, улучшенная связь между гражданами и глобальная связанная экономика в мире открыли правительствам возможность, и даже в какой-то степени заставляли их, пересмотреть свою роль в современном обществе. Правительства начинают принимать концепцию перехода электронного правительства на качественно новый уровень, реализуя все имеющиеся возможности для улучшения услуг, для предоставления интегрированного бесшовного опыта обслуживания, взаимодействия с гражданами, совместной разработки политики и внедрения решений для благосостояния общины. Таким образом, правительство превращает себя в «умное правительство».

        Появление социальных СМИ, мобильных приложений, большого количества аналитических данных и расширение гибридных приложений дало гражданам возможность соединения с правительством по новому пути.

        1. Развертывание широкополосных сетей;
        2. Использование смарт-устройств и агентов;
        3. Развитие интеллектуального городского пространства;
        4. Разработка Web-приложений и электронные услуги;
        5. Доступность правительственных данных.

        Заключение.

        Электронное правительство — это система из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой административно-правовых институтов. Признаками «электронного правительства» являются: уменьшение сферы административного усмотрения, усиление действия принципа оперативности при подготовке и принятии управленческих решений, надлежащий уровень прозрачности в процессе предоставления государственной услуги за счёт автоматического извещения получателя услуги или контролирующего органа о процессе их реализации. Формирование и функционирование «электронного правительства» сопровождается изменениями в системе органов исполнительной власти, заключающимися в создании органов со специфическим правовым статусом, которые обладают при этом различными функциями. В современной России наблюдается положительная тенденция обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации о государственном управлении в рамках формирования системы «электронного правительства». Основные возможности повышения эффективности «электронного правительства» в ближайшем будущем, прежде всего, связаны именно с управленческими, а не техническими решениями, поскольку само по себе «электронное правительство» не может полностью решить многие проблемы, в числе которых — повышение эффективности государственного управления и снижение коррупции [3].

        Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, государственное управление, EGDI, гражданин, государственная власть, услуга, деятельность органов, повышение эффективности, российская Федерация, Россия.


        В статье автор пытается определить юридическое понятие электронного правительства России, сравнить его становление с зарубежным опытом других государств.

        Ключевые слова: электронное правительство, государство, государственное управление, цифровое управление.

        Одним из условий развития современного механизма государственного управления в настоящее время является концепция электронного правительства. Понятие «электронное правительство» берет свое начало от английской аббревиатуры «e-government» (electronic government) или «i-government» (information government). Впервые он был использован на Западе в конце 1970-х годов и применялся не только к деятельности государственных органов, но и в сфере бизнеса. Однако, в ходе совершенствования сферы государственного управления стало понятно, что «электронное правительство» как термин намного шире сфер государства и экономики, что он включает в себя не только взаимодействие органов власти друг с другом, бизнесом и гражданами, но и деятельность государства по глобальному внедрению в повседневную жизнь человека компьютерных технологий.

        На данном этапе в науке есть несколько подходов к понятию e-government. Ряд ученых, проводя полный разбор и перевод этого словосочетания, отмечают, что слово «government» переводится в разных значениях [1]. Например, это и власть в целом, и правительство как отдельный орган, и сам процесс руководства или управления. Поэтому ошибочно понимать под ним только деятельность правительства, как это происходит в большинстве отечественной литературы. Сейчас концепция электронного правительства включает в себя три составляющих: government to government или G2G (государство для государства)- сфера взаимодействия государственных органов или должностных лиц между собой, government to business или G2B (государство для бизнеса)- взаимодействие различных субъектов бизнеса с государством и наоборот, government to citizens или G2C (государство для граждан)- система электронных государственных услуг для граждан. Во многих государствах данная концепция так и осталась лишь сферой G2C [4].

        В различных странах становление и развитие системы электронного правительства проходило неравномерно и непоследовательно. Именно поэтому профессор М. А. Сединкин в зависимости от особенностей географического положения и национальности выделяет четыре типа электронного правительства:

        – континентально-европейский (страны Западной, Восточной и Центральной Европы),

        – англо-американский (Канада, США, Великобритания),

        – азиатский (Сингапур, Южная Корея),

        Наиболее успешный из них является англо-американский тип электронного правительства, реализуемый в США и Великобритании. Это является следствием успешного законотворческого процесса и реализации принятого законодательства. Кроме того, в настоящее время в Америке создано специальное ведомство по электронному правительству и информационно-цифровым технологиям, которое осуществляет контроль и надзор за соблюдением вышеперечисленного законодательства, а также занимается вопросами упрощения взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами. Это позволяет экономить деньги и время граждан. Механизмы предоставления электронных государственных услуг в США отличаются высокой мобильностью. Получить их можно не только через официальные порталы и сайты, но и через специальные приложения в мобильных устройствах и центрах обслуживания граждан.

        Интересный путь становления проделала и азиатская модель e-government, представленная в Южной Корее. Там уже в 1987 году был принят первый закон о расширении распространения и поощрении использования информационных систем. Причиной этому был резкий скачок в развитии компьютерных технологий, начавшийся в 1970-х годах. Именно в Корее впервые были разработаны приложения для мобильных устройств, предоставляющие государственные услуги и действующие на разных платформах — как iOS, так и Android.

        В России данная система начала свое развитие в 2000-х годах и до сих пор не получила легального закрепления, но в доктрине пользуется большой популярностью. Под электронным правительством в отечественной юридической литературе понимают новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

        Многие ученые в своих работах уже изучили данную сферу, и на основе их работ я могу выделить ряд проблем. Во-первых, в российской концепции понятие e-government ряд исследователей использует в понимании электронного правительства, что является не совсем верно. Government- в переводе с английского может означать не только правительство, как определенный орган власти, но и все органы власти в целом или непосредственно сам процесс управления. Последнее представляется наиболее удачным употреблением, ведь процесс управления как термин шире, чем термин «орган власти». Так и профессор С. А. Олейник предлагает взамен e-government или “электронное правительство” использовать понятие электронного государства или электронного управления [1]. Во-вторых, в большинстве зарубежных стран, также как в России, e-government ошибочно рассматривают только как широкое введение и применение современных мобильных электронно-информационных технологий в сфере государственного управления. Однако, в данном случае технологии являются лишь средством в системе преобразования отношений государства с гражданами, юридическими лицами или государственными органами. Можно сказать, что таким образом создается новый вид государственного управления.

        Если анализировать правовое регулирование российской системы e-government, то она наиболее полно представлена в трех нормативно-правовых актах: Федеральной программе «Электронная Россия 2002–2010», государственной программе «Информационное общество 2011–2020» и в концепциях развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [6]. Для начала, в 2003 году в России был создан информационный ресурс, который предоставил гражданам эффективный и быстрый доступ к информации о деятельности и организации исполнительной власти.

        В 2007 году был создан совершенно новый подход к осуществлению обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти всех уровней, на основе создания общероссийского Государственного информационного центра. В 2010 году была разработана первая полная концепция электронного правительства Министерством информационных технологий и связи совместно с Министерством экономического развития и торговли. Согласно этой концепции основными задачами стали модернизация экономики, общественных отношений, обеспечение прав граждан путем повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий. Конечным результатом всех нововведений стал единый портал государственных услуг, осуществляемый через сеть Интернет. Первичный список осуществляемых услуг был достаточно скуден. В него включались лишь услуги по информированию граждан о деятельности государственных органов и их должностных лиц, статистика и отчетность по исполнению указов и распоряжений Президента РФ, программ и концепций, расходованию бюджетных средств. Сейчас же он включает более 20 направлений деятельности, таких как услуги в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, услуги в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в налоговой сфере, нотариальные услуги, гос. закупки и др. Сейчас список предоставляемых услуг расширен почти до 80, но многие из них еще не начали полноценную работу. В некоторых регионах они работают лишь в тестовом режиме.

        С 1 января 2013 во всех субъектах РФ заработали единые многофункциональные центры, которые по принципу «одного окна» оказывают тот же перечень государственных услуг, что и единый портал для тех граждан, которые не используют сеть Интернет. Кроме того, к направлениям электронного правительства относятся: электронная дорожная инфраструктура, online-страхование и удаленные банковские услуги, проведение широкополосного доступа в интернет в социально-значимые объекты и т. д. Сейчас в условиях мировой пандемии коронавируса данные услуги являются не только актуальными, но и жизненно необходимыми.

        Для улучшения деятельности государственных органов была создана единая автоматизированная система Управление. Она позволяет осуществлять электронный документооборот между различными органами власти различных уровней, проводить информационно-аналитическую деятельность, мониторинг и контроль за исполнением приоритетных направлений, а также реализовывать основные задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ.

        28 мая 2019 года Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ была принята программа Цифрового государственного управления на 2018–2024 года. Целями данного проекта являются: внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; создание платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица, а также единое пространство доверия электронной подписи на базе единой системы идентификации и аутентификации; создание платформы межведомственного взаимодействия и обмена данными, в том числе нормативной справочной информацией, на базе системы межведомственного электронного взаимодействия и единой системы нормативной справочной информации; обеспечение функционирования платформы поиска работы и подбора персонала на базе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», включая взаимодействие между образовательными учреждениями, работодателями и студентами/выпускниками при организации стажировок и практик посредством электронного документооборота; обеспечение развития системы «Мир» и введение, функционирование и развитие удостоверения личности гражданина («электронный паспорт») Российской Федерации и т. д. Всего в программе указано более 60 направлений деятельности электронного или как названо в программе цифрового правительства [2].

        Подводя итог, можно сделать вывод, что в Российской Федерации пройден первый этап становления электронного правительства. Созданы все условия для реализации в полном объеме прав граждан и юридических лиц. На втором этапе законодателю следует задуматься об обеспечении безопасности созданных систем и электронных баз данных, правовом закреплении их понятия и статуса, равному и открытому доступу к ним всех субъектов права, появлению и развитию понятия «электронная демократия» и исключению недавно появившегося негативного явления «электронная коррупция» [2].

        Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, государственное управление, услуга, государство, гражданин, Россия, США, Великобритания, единый портал, Южная Корея.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: