Какие органы осуществляют общегосударственный контроль тест

Обновлено: 24.04.2024

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

Статья 26. Контрольные (надзорные) органы

1. Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.

2. Осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, может быть возложено на государственные или муниципальные учреждения.

3. Определение федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Определение органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

6. В случае возложения полномочий по осуществлению отдельного вида федерального государственного контроля (надзора) на публично-правовую компанию федеральным законом о виде контроля устанавливается, что принятие нормативных правовых актов, отнесенное настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов, осуществляется публично-правовой компанией или федеральным органом исполнительной власти.

7. Федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, предусматривающими возложение полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению на государственные или муниципальные учреждения, определяются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов, отнесенными настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Основные органы финансового контроля в РФ
Федеральное собрание
Президент
Центральный банк
Правительство
Счетная палата
Профсоюзы
Политические партии

2. Целью президентского контроля является
подготовка заключения на проект бюджета
контроль за рациональным использованием государственных средств
обеспечение целостности экономического пространства страны
обеспечение единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории

3. Целью государственного финансового контроля в РФ является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение …
экономической обоснованности государственных расходов
полноты поступления средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ
полноты поступления средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов
законности и правильности расходования средств
сохранности и повышение эффективности использования частной собственности
экономической безопасности Российской Федерации

4. Наиболее существенные элементы контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно–ревизионных мероприятий
субъект контроля
объект контроля
предмет контроля
принципы контроля
методика контроля
техника и технология контроля
процесс контроля
сбор и обработка исходных данных для проведения контроля
результат контроля
принятие решения по результатам контроля

5. Виды контроля в зависимости от субъекта контроля
государственный
ведомственный
предварительный
последующий
общественный
независимый
внутрихозяйственный
правовой
гражданский

6. Основные методы бюджетного контроля
проверка, обследование, анализ, ревизия
проверка, обследование, мониторинг, анализ, ревизия
проверка, мониторинг, анализ, ревизия
обследование, анализ, мониторинг, ревизия

7. Важнейшие направления работы Счетной палаты
научно-методическая
контрольно-ревизионная
консультационная
экспертно-аналитическая
информационная деятельность

8. Положения, характеризующие государственный (муниципальный) финансовый контроль:
система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию и распределению финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти
система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти
система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти
является формой реализации контрольной функции финансов

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Мониторинг – это …
периодический контроль финансового состояния субъекта
совокупность проверок финансового состояния субъекта
постоянный контроль финансового состояния субъекта в целом или одной из сторон.
специальная программа финансового контроля субъекта

2. Минфин РФ не осуществляет …
контроль поступления и расходования средств федерального бюджета
проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций
контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти
контроль целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов

3. Федеральное казначейство не осуществляет …
контроль исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов
кассовый контроль деятельности бюджетных организаций
контроль состояния государственных финансов в целом по стране
контроль совместно с Центральным банком состояния государственного внутреннего и внешнего долга

4. Ревизия не бывает …
предварительной
тематической
полной
частичной

5. Основным методом финансового контроля не является …
ревизия
счетная проверка счетов
экономический анализ
социологическое исследование

6. Главным направлением реформирования финансового контроля является …
разработка и реализация единого правового акта контроля
повышение ответственности финансовых работников за некачественную работу и нарушения законодательства
унификация различных контрольных органов
устранение дублирующих и параллельных функций различных контрольных органов

7. Основным видом финансового контроля не является …
предварительный контроль
комплексный контроль
текущий контроль
заключительный контроль

8. Финансовый контроль – это …
одна из стадий управления финансами
совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов
совокупность действий по проверке вопросов деятельности субъектов хозяйствования
форма реализации контрольной функции финансов

9. К функциям Счетной палаты РФ не относится …
контроль поступления и расходования средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности
назначение и освобождение от должности министра финансов
финансовая оценка проектов федеральных законов

10. К основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов не относится …
отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии процессов
важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций
желание развития успеха конкретной деятельности
выявление финансовых нарушений

11. К публичным финансовым нарушениям не относится …
нецелевое использование денежных ресурсов
убыточная деятельность организаций
тайное заимствование средств одних субъектов у других
коррупция

12. В функции финансового контроля не входит …
обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств
предупреждение кризисных ситуаций в финансовой системе
стимулирование интенсификации финансовых процессов
обеспечение своевременного поступления и расходования денежных средств

13. Главный орган государственного финансового контроля в РФ
Счетная палата
Министерство финансов
Государственная Дума
МВД

14. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
проверка расходов всех звеньев финансовой системы
соблюдение правил учета и отчетности
недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств
проверка правильности и своевременности поступления доходов

15. К основным проблемам финансового контроля не относится …
отсутствие единой правовой базы финансового контроля
низкая ответственность финансовых работников за некачественную работу и нарушения законодательства
огромное множество различных контрольных органов
большая текучесть работников контрольных органов

5.1. Дайте определение понятию «финансовый контроль».

5.2. Какие виды финансового контроля выделяют?

5.3. Дайте определение понятию «аудиторский контроль».

5.4. Дайте определение понятию «проверка»

5.5. Дайте определение понятию «обследование».

5.6. Дайте определение понятию «надзор».

5.7. Дайте определение понятию «наблюдение».

5.8. Дайте определение понятию «ревизия».

2.3. Тесты по теме «Финансы и финансовая система»

1. Финансы всегда:

а) имеют денежную форму выражения;

б) представляют как всеобщий эквивалент;

в) регулируют процесс демонетизации золота.

2. Главное назначение финансов:

а) быть на службе предприятий;

б) собирать налоги;

в) обеспечивать потребности государства в денеж­ных средствах.

3. Финансы - это.

а) исторический продукт форм собственности;

б) совокупность денежных отношений по форми­рованию и использованию фондов денежных средств.

4. Финансовая система - это.

а) государственные мероприятия, направленные на мобилизацию финансовых ресурсов;

б) множество сфер и звеньев финансовых отноше­ний с различной ролью в общественном воспроиз­водстве.

5. Выберите функции финансов:

а) контрольная, распределительная

б) обобщающая, контрольная

в) обобщающая, распределительная

6. Какие органы осуществляют общегосударственный контроль?

а) финансовые службы предприятий;

б) аудиторские фирмы;

в) органы государственной власти и управления;

7. Централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств:

А: федеральных органов власти

Б: региональные органы власти

В: местные органы власти

10. Государственный кредит – это кредит, при котором государство выступает:

Г: посредником при предоставлении кредита

11. Основными задачами Министерства финансов являются:

А: разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики:

Б: составление проекта исполнения федерального бюджета

В: противодействует легализации доходов, добытых преступным путем

Г: обеспечение устойчивости государственных финансов

Д: концентрация финансов на приоритетных направлениях экономики

12. Направлениями финансовой политики являются:

А: бюджетная политика

Б: налоговая политика

В: валютная политика

Г: страховая политика

Д: формирование законодательной базы

13. К звеньям финансовой системы относятся:

А: бюджетная система

Б: финансы предприятий

В: финансы населения

Г: государственный кредит

Д: валютная система

15. Выделяют следующие виды финансового прогнозирования:

16. В чем состоят результаты финансовой политики?

а) бездифицитность бюджета;

в) развитие реального сектора;

г) рост благосостояния населения;

д) увеличение роста экспорта наукоемкой продукции.

2.4. Блиц-опрос по теме «Финансы и финансовая система»

Верно ли данное выражение (ответьте «да» или «нет»).

1. Финансы - это совокупность денежных отноше­ний, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических проблем.

2. Главное условие роста финансовых ресурсов - уве­личение национального дохода.

3. Финансам не присуща функция контроля.

4. Основная задача финансового менеджмента по мо­билизации и использованию денежных фондов корпора­ций состоит в минимизации реальных пассивов и акти­вов корпораций.

5. Сложившаяся в настоящее время система управ­ления финансами получила развитие в процессе эконо­мических реформ перехода к планово-централизованной экономике.

6. Базовой конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение до­верия к финансовым, банковским и кредитным инсти­тутам.

7. Всякие денежные отношений выражают финансо­вые.

8. Финансы выполняют три функции: 1) распредели­тельную; 2) стимулирующую; 3) контрольную.

9.Главное условие роста финансовых ресурсов -­ уменьшение национального дохода.

10. Децентрализованные финансы - это экономичес­кие денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

11. Финансовая политика направлена на формирова­ние максимально возможного объема финансовых ресурсов, т. к. они являются материальной базой любых пре­образований.

12. К централизованным финансам относятся госу­дарственный бюджет и внебюджетные фонды.

13. Основоположником регулирующей политики яв­ляется А. Смит.

14. Управление финансами при планово-директивной политике осуществлялось из единого центра - Мини­стерства финансов, которое занималось всеми вопроса­ми использования финансового механизма в народном хозяйстве.

15. Основа современной финансовой политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, прива­тизация государственной собственности и переход к сме­шанной экономике, базирующейся на сочетании част­ных и государственных предприятий.

16. Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на микроуровне, а децентрализованные - на макроуровне.

Обобщенной формой контроля является социальный контроль, ко­торый можно разделить на государственный и негосударственный. К негосударственному контролю относятся общественный контроль (например, средств массовой информации), контроль органов местного самоуправления. Кроме внутригосударственного контроля существует международный (наднациональный) и регионально-континентальный (европейского содружества и других объединений) контроль (напри­мер, контрольная деятельность Совета Министров Совета Европы в от­ношении государств, признающих юрисдикцию Европейского суда по правам человека).

Государственный контроль — деятельность уполномоченных субъектов (государственных органов и должностных лиц) по проверке фактических данных о соответствии (несоответствии) контролируемых объектов формально-определенным нормативам (стандартам), завер­шающаяся принятием решения о мерах реагирования, адекватных по­лученным результатам.

Цель контрольной деятельности — установление отклонений в де­ятельности объекта контроля от формально-определенных нормативов (стандартов). Меры реагирования: поощрительные или штрафные сан­кции; корректирующие (восстановительные) меры; организационные меры.

Государственный контроль неразрывно связан с государственным управлением и в этой сфере его осуществляют следующие государ­ственные органы:

1) органы общей компетенции — общий, подведомственный кон­троль;

2) высшие по подчиненности органы ведомственной компетенции — ведомственный контроль;

3) специализированные контролирующие органы межведомствен­ной компетенции, созданные для осуществления сугубо контрольных полномочий по предметной направленности, — межведомственный контроль.

Контроль распространяется на все сферы государственного управ­ления и исполняется в форме проверок, ревизий, проведения рейдов, затребования отчетов и др. При этом возможны два основных вида контроля: (1) контроль со стороны органов государственного управле­ния за подконтрольными им объектами; (2) контроль над органами го­сударственного управления всеми уполномоченными субъектами.

Наиболее типичными органами государственного контроля, кото­рые позволяют говорить о формировании самостоятельной конт­рольно-надзорной власти, являются Конституционный Суд, проку­ратура, Счетная палата, омбудсман. У этих органов государства контроль (надзор) является основной функцией и отличается от ведом­ственного, межведомственного (специализированного) контроля. Кон­ституционный Суд осуществляет конституционный контроль — про­меряет соответствие правовых актов конституции. Счетная палата — постоянно действующий орган финансового контроля над своевремен­ным выполнением расходной части Государственного бюджета, расхо­дованием бюджетных денег; образованием и погашением внутреннего н внешнего долга; финансированием общегосударственных программ; законностью и своевременностью движения денег Госу­дарственного бюджета и денег внебюджетных фондов в учреждени­ях Национального Банка и уполномоченных банках и Обудсман— осуществляет контроль над соблюдением прав человека в государстве. Прокуратура— единственный орган в государстве, который осуществляет надзор за выполнением действующих на территории государства законов. Надлежащие координация и взаимодействие между контролирующими органами и прокуратурой обеспечивают эффективность их деятельности по охране и защите правопорядка и за­конности в обществе.

Структура государственного контроля: субъект, объект, содержа­ние.

Рассмотрим указанные элементы на примере государственного контроля над деятельностью политических партий. Его осуществля­ют: 1) Министерство юстиции Украины (субъект) — за соблюдением политической партией (объект) требований Конституции и законов Украины, а также собственного устава (содержание)] 2) Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии (субъек­та) — за соблюдением политической партией (объект) порядка участия политических партий в избирательном процессе (содержание).

Государственный контроль может проводиться уполномоченным органом государства по собственной инициативе или по поручению много органа (внешняя инициатива).

Стадии государственного контроля:

1) Информационная (познавательная) — установление фактов (статис- | ичсские наблюдения, бухгалтерский учет, инвентаризация, отчет, аудит [3] " лр.).

2) Аксиологическая (оценочная) — оценка фактов, уяснение степени их соответствия конкретным управленческим решениям и формулирование возможных выводов двух типов: наличие оснований для реагирования, отсутствие оснований для реагирования.

3) Регулятивная — применение средств реагирования: поощрение, штрафные санкции, право восстановительные санкции, организационные меры.

Виды государственного контроля по сферам осуществления: налоговый; финансовый; бюджетный; валютный; пограничный ( миг­рационный) таможенный; санитарно-эпидемиологический; экологи­ческий. Могут осуществляться и другие виды контроля — государ­ственный контроль над деятельностью общественных организаций; государственный контроль над предпринимательской деятельностью ит. п.

Виды государственного контроля (надзора) по субъектам:

пар­ламентский — осуществляется парламентом над исполнением прави­тельством законов, которые принял парламент;

президентский — осу­ществляется Президентом над содержанием законов, принимаемых парламентом, и др.;

административный — осуществляется различны­ми административными органами. Например, административный кон­троль над торговым обслуживанием населения в Харьковской области осуществляют: а) Управление по делам защиты прав потребителей по Харьковской области; б) Главное управление потребительского рынка горисполкома; в) райисполком; г) должностное лицо, ответственное за цены торгового предприятия;

судебный — осуществляется органами судебной власти (не постоянно, а одноразово) при рассмотрении конк­ретных административных, гражданских, уголовных дел в судах; также за законностью решений органов местного самоуправления;

кадрово- судебный — осуществляется Высшим Советом юстиции над кадровым составом судей страны;

избирательно-правовой — осуществляется Цен­тральной избирательной комиссией за соблюдением избирательных прав граждан;

информационно-телерадиокоммуникационный -— осу­ществляется Национальным Советом Украины по вопросам телевиде­ния и радиовещании и др.

Виды государственного контроля — в пространстве: общегосу­дарственный и местный; по временным стадиям: первичный, проме­жуточный и конечный; п о методу проведения: полный (всеохватываю­щий) и выборочный (частичный). .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: