Что означают категории гуманизм демократичность нравственность в системе правового государства

Обновлено: 28.03.2024

«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

Субъекты и признаки демократического правового государства

К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

  • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
  • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

Готовые работы на аналогичную тему

  • власть народа должна носить реальный представительный характер;
  • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
  • наличие и соблюдение принципов такого государства.

Принципы демократического правового государства

Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

  • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
  • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
  • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
  • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
  • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
  • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
  • гласность действий государственных органов;
  • контроль населения страны над властными структурами.

Для Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

Субъекты и признаки демократического правового государства

К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

  • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
  • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

  • власть народа должна носить реальный представительный характер;
  • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
  • наличие и соблюдение принципов такого государства.

Принципы демократического правового государства

Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

  • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
  • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
  • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
  • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
  • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
  • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
  • гласность действий государственных органов;
  • контроль населения страны над властными структурами.

Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.10.2017

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

происшедшее ослабление российской государственности, а это движение в сторону, противоположную обществу, основанному на праве. Разрушение тоталитарного государства не было подкреплено четкими представлениями о принципах создания нового демократического государства;

принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в конкретизации текущих законов, разработке правил и процедур, упорядочивающих осуществление и соблюдение прав и свобод;

непосредственное действие прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, не снимает вопроса о совершенствовании механизмов и процедур, призванных защищать и обеспечивать права и свободы граждан.

крайне сложная экономическая ситуация, неупорядоченная приватизация, потеря управляемости экономики, сосредоточение огромных богатств в руках небольшой группы людей определили резкую поляризацию общества по признаку отношения к собственности и степени материальной обеспеченности. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом нашей жизни. Такая ситуация неизбежно порождает нарушение законов, связанное с переделом денежных и сырьевых ресурсов, незаконным вывозом капитала за границу, стремление уклониться от налогообложения.

Таким образом, учитывая тормозящие факторы развития правового государства в России, следует отметить, что правовое государство способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности и согласовании интересов, нравственных началах. После затянувшейся эпохи насилия и подавления свободы личности должен идти поиск новых форм жизни, обеспечивающих справедливость и благо всех членов общества.

Вопросы для обсуждения на семинаре

Назовите и охарактеризуйте признаки и черты правового государства.

Что означают категории «гуманизм», «демократичность», «нравственность» в системе правового государства?

Дайте характеристику понятиям «господство права» и «разделение властей» и определите их значение для формирования правового государства.

Что означает выражение «Права человека "держат дистанцию" между индивидом и государством»?

Какие необходимо принять меры, чтобы ограничить самовластие государства и обеспечить автономию и свободу личности?

Как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организацииобщества?

Почему необходимо при организации правового государства учитывать традиции, правовые представления, особенности правосознания народа, его социальную психологию?

Каковы критерии и их содержание при организации отношений между индивидом и государством?

вместо того, чтобы полагаться па самого себя. Но это доказыва­ет только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свобо­де. Цель общественной жизни состоит в гармоническом согла­шении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого"'.

Б. Чичерин ссылается на пример Англии, где нелюбовь к вмешательству государства возведена была в догмат. "А меж­ду тем, в последние пятьдесят лет под влиянием настоятельной практической необходимости, государство постоянно расширя­ло свои ведомства". Также и "Северная Америка не может слу­жить ни нормой, ни доказательством в пользу индивидуалисти­ческой теории" 2 .

В середине XIX в. происходит изменение взглядов па гра­ницы государственного вмешательства в жизнь общества, хотя концепции неограниченной свободы индивида и невмешатель­ства государства, отрицание его роли в оказании благ человеку сохранились до настоящего времени в пеоконсервативпых, ли­беральных теориях Д. Белла. Л. Лппсста, Э. Шилса, Ф. Хайс-ка, Р. Нознка, М. Фридмена и др. Все большее распростране­ние получают теории, согласно которым роль правового госу­дарства не сводится только к охранительным функциям: оно обретает определенные (пока весьма ограниченные) социальные функции. В противовес первоначальным замыслам буржуаз­ных либеральных идеологов, отстаивающих свободу конкурен­ции и недопустимость государственного вмешательства в про­цесс перераспределения собственности и ресурсов, правовое го­сударство обретает новые качества, переходит в новую стадию развития.

В конце XIX — начале XX в. правовое государство и в теории и па практике обретает те черты, свойства и характери­стики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по отношению к власти); демократичность (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы); нравствен­ность (забота об "общем благе"); ограничение всевластия (раз­деление властей, создание сдержек и противовесов).

1 Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. С. 201. -' Там же. С. 202, 204.

§ 1. Основные признаки правового государства 177

Обобщая практику современных ему правовых государств, Б. Кистяковскин писал: "Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человече­ство как реальный факт"'.

Анализируя условия становления идеи н принципов пра­вового государства, можно с уверенностью сказать, что само это понятие не могло бы сложиться без таких "облагораживаю­щих" свойств, как права человека, как "человеческое измере­ние" государственности. Поэтому в своем становлении и раз­витии нрава человека н правовое государство неразделимы. И верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, по в конечном сче­те — его цель, которой подчинены все иные его характеристи­ки. Б. Кистяковскнй подчеркнул это важнейшее свойство пра­вового государства, отметив, что осуществление неотъемлемых прав человека и гражданина — непременное условие всякого политического, правового и социального прогресса. Поэтому оно должно быть основополагающим в любой теории, которая стремится выработать взаимоотношения личности и власти 2 .

О сущности и признаках правового государства написано много. Исследователи выделяют различные признаки государ­ства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей.

Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существен­ное содержание права составляет свобода и право есть только там, где есть свобода личности. "Если мы сосредоточим свое внимание на правовой организации конституционного государ­ства, то для уяснения его природы наиболее важными являются именно эти свойства права. Поэтому правовой порядок есть конституционная система отношений, при которой все лица дан­ного общества обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения"\

П. Новгородцев, анализируя природу правового государ­ства, подчеркивал, что она основана па свободе и нравах челове­ка н именно в этом качестве государство сохранило практичес-

1 Кшчияковскип Б. Государство правовое н социалистическое // Вопросы

философии 1990 № 6. С. 143

^ См Кпиняммский Б. Социальные науки н право М, 1916 С 490

1 Кисгняковскнн Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) //

Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990. № 3. С. 56.

178 Глава VI. Права человека и правовое государство

кую ценность необходимой и целесообразной организации, ока­зывающей человечеству элементарные, но незаменимые услуги'.

Существует несколько понятий правового государства, од­нако при различиях конкретных структурных элементов, вклю­ченных в эти понятия, неизменным выступает свобода личнос­ти, объективированная в системе ее неотъемлемых прав. К этому главному, определяющему элементу привел многовеко­вой поиск нормальных отношений между личностью и государ­ством, которое в своей первоначальной сущности "нависало" над индивидом, подавляло его, ограничивало его свободу, навя­зывая ему стандарты поведения, удобные прежде всего госу­дарству. На самых ранних этапах его существования этой цели служило божественное обоснование государственной власти, наделение его качествами, определяющими первичность по от­ношению к индивиду (патернализм, забота о подданных и т. д.). И в этом смысле свободы не имели даже правящие, привилеги­рованные классы и слон, поскольку государство изначально не знало ограничений и самоограничений. Законы государства в добуржуазиую эпоху не опирались на принцип формального равенства и, следовательно, ставили в различные позиции по отношению к власти представителей различных классов и со­циальных групп.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникло на путях поиска свободы и в свою очередь стре­мится быть гарантом этой свободы. "Всемирная история, — писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объек­тивации достигнутых ступеней познания в государственно-пра­вовых формах" 2 . Правовое государство в современных усло­виях — высшая ступень развития свободы и ее выражения в определенных государственно-правовых категориях. Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свобо­дами человека. Права и свободы индивида — важнейший про­тивовес всесилию государственной власти, призванной обеспе­чить ее ограничение и самоограничение. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первич­ным, определяющим, системообразующим признаком правово-

§ 1. Основные признаки правового государства 179

ю государства, с которым связаны иные его признаки, служа­щие осуществлению свободы и прав человека: построение госу­дарственной и общественной жизни на принципах права, разде­ление властей, взаимная ответственность индивида и государ­ства. Цель правового государства — обеспечение границ сво­боды индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очер­ченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве. Права человека "держат дистанцию" меж­ду индивидом и государством. Правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты.

В исторических реалиях не было еще идеального правово­го государства, выражавшего его первоначальный замысел п предназначение. С начальных периодов формирования право­вого государства необходимо было искать и находить ответы на важнейшие вопросы: каким должно быть государство, чтобы обеспечить справедливый порядок отношений между ним и индивидом? как ограничить самовластие государства и обеспе­чить автономию п свободу личности? каковы должны быть ус­ловия и гарантии, обеспечивающие уверенность человека в пред­сказуемости действий властей? как соблюсти баланс в обеспе­чении свободы личности и ограничении ее эгоизма и произво­ла? наконец, как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организации общества? Каждый из этих вопросов несет в себе противоречия, подчас очень глубокие и труднопреодолимые. Ведь речь идет о поис­ках тончайших гранен, переступив которые государство может стать тоталитарным, либо, напротив, ввергнет общество в анар­хическую неуправляемость, противоборство антагонистических сил и своеволие эгоистических страстей.

Исследуя в начале века причины кризиса идей правового государства, П. Новгородцев писал: "Опыт жизни показал, что идеальные начала правового государства не только не могли быть немедленно осуществлены, но еще и заключали в себе, вместо пол­ной гармонии, известный антагонизм, который вообще делал их неосуществимыми в чистом и безусловном выражении"'. Поэто­му п в конце XX в., когда мы говорим о правовых государствах Германии, Испании, Австрии, Швейцарии, Франции и др., следует

Поа/ородцсн П. Указ. соч. С 18.

Глава VI. Права человека и правовое государство

учитывать трудности реализации всех принципов правового го­сударства, их зависимость от состояния экономики и расстанов­ки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений н мировом сообществе, от национальных и ис­торических особенностей страны, ее персоноцснтрнстскоп либо систсмоценгрнстской ориентации. Б. Кистяковский писал, что "нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов н времен, как пет капитализма или другой хозяйственной и обще­ственной организации, одинаковой для всех стран. Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеоб­разную окраску и свой собственный оттенок" 1 .

Такое своеобразие проявляется и в особенностях правово­го государства различных стран мира, в специфике правовых институтов и процедур защиты прав человека. Поэтому для постижения правовой государственности наряду с его призна­ками, системой процедур, механизмов защиты прав человека следует учитывать традиции, правовые представления особен­ности правосознания народа, его социальной психологии. Про­возглашение правовой государственности не есть конституци­онная констатация уже достигнутого н завершенного процесса: это длительное развитие, переход от одной ступени формирова­ния к другой.

Трансформацию представлений о правовом государстве можно наблюдать, анализируя смену теории Руссо, считавшего народную волю, выражаемую непосредственно и объективируе­мую в общественном договоре, основой государства, теорией представительства Монтескье, который утверждал, что не на­род, а лучшие из людей, стоящие выше обычного уровня, спо­собны к управлению.

Теория народного суверенитета, выдвинутая Руссо, был; видоизменена: общая воля, по мнению Монтескье, Локка, раскрывается в решениях представительных (законодательных)! органов, наряду с которыми независимо существуют исполни тельная и судебная власти. Это создает условия в отношения "индивид — государство" для обеспечения приоритета прав и свобод человека.

1 Кистяковский Б. В .защиту права (Интеллигенция и правосознание). С. 52. г

§ 1 Основные признаки правового государства 181

Если народный суверенитет Руссо построен на отчужде­нии личностью своих прав в пользу общности, то у Локка и Монтескье неотчуждаемые права и свободы становятся ограни­чителями власти, первичны по отношению к пей. Если народ­ный суверенитет у Руссо неотчуждаем и неделим, то сторонни­ки теории разделения властей считают его, наряду с правами человека, необходимым условием ограничения всевластия го­сударства и сохранения свободы личности.

Однако сторонники теории правового государства пони­мали невозможность отъединения юридических свойств право­вого государства от взаимоотношений индивидов и социальных общностей. Локк выдвигает принцип "согласия" как условие общественного договора, Монтескье отстаивает принцип "поли­тической свободы", которая необходима для обеспечения безо­пасности гражданина или его уверенности в своей безопаснос­ти. Кант, считая республику наиболее приемлемым и прочным государством, основанном па правовом законе, подчеркивает важность гражданской свободы, равенства, самостоятельности. Для Гегеля государство воплощает не только юридические на­чала, но и разум, и свободу.

Русские либеральные юристы считали необходимым усло­вием существования государства, основанного на праве, соли­дарность общества (Б. Кистяковскпй, С. Котляревский, П. Нов­городцев). Последний расширил сферу факторов, необходи­мых для существования правового государства: "Новые зада чи правового государства более чем какие-либо иные требуют укрепления и поддержки со стороны факторов нравственных, средств воспитания и всяких способов общественного воздей­ствия на умы и характеры людей, долженствующими свобод­ными усилиями общества создать более совершенное обще­ство" 1 .

Таким образом, следует сделать следующие выводы.

Во-первых, теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансфор­мируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится опре-

Новм/юднсв П. Указ соч. С. 370.

' Права человека

Глава VI Права человека и правовое государство

дсляющим ориентиром, высшим приоритетом. Для обеспече­ния этого принципа необходимы разделение властей, призван­ное их уравновешивать; господство правового закона, осно­ванное на таком законе ограничение индивидуализма с це­лью предотвратить злоупотребления правами и свободами как самих граждан, так и злоупотребления, неправомерные дей­ствия государства, всех его властей. Приоритет прав челове­ка не снимает с него ответственности за надлежащее исполь­зование своих прав и свобод и одновременно возлагает от­ветственность за обеспечение этих прав на государство. Со­здается особая правовая связь: взаимная ответственность го­сударства и гражданина, которая не колеблет свободы после­днего, но лишь стремится разумно сочетать свободу всех ин­дивидов общества.

В-третьих, правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граж­дан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав чело­века. Эти процедуры, механизмы, институты не являются неиз­менными, они находятся в динамике, совершенствуются, при­спосабливаясь к изменяющимся условиям жизни общества. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защи­щающих права человека, создает механизм, без которого не мо­жет функционировать правовое государство: конституционные суды (ФРГ, Испания, Италия, Австрия, Россия), Конституцион­ный Совет (Франция), Верховный суд (США), Государствен­ный Совет (Италия), административные суды, суды общей юрис­дикции, омбудсманы (Швеция, Испания, Великобритания, Фин­ляндия, Франция, Польша и др.), медиатор-посредник (Фран-

$ 2. Права человека п формирование правового гоеударства в России 183

ция) — вот далеко не полный перечень механизмов, обеспе­чивающих права и свободы человека.

Важное значение имеет принцип связанности законода­теля правами человека.

В-четвертых, правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, конфрон­тацией, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно разви­ваться в обществе, где есть согласие граждан относительно прин­ципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к го­сударственным учреждениям и друг другу. Нравственные фак­торы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных цен­ностей — эти пеправовые факторы оказывают неоценимое вли­яние на отношение к нравам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда не удавалось воплотить в жизнь в атмосфере неста­бильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компонент культу­ры общества, воплотившей многовековые представления о са­моопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд и распо­ряжений, а как равноправный партнер государства, участвую­щий в принятии решений, осуществляющий в предусмотрен­ных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государственной власти.

Принципы права – основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.

В зависимости от авторского понимания сущности права зависит и количество принципов и из названия.

- демократизм в формир. и реализации права,- законность,- национальное равноправие, - гуманизм,- равенство граждан перед законом,- взаимная ответственность гос-ва и личности.

- социальная свобода,- социальная справедливость,- демократизм,- гуманизм,- равноправие,

- единство юридических прав и обязанностей,- ответственность за вину,- законность.

В.Д.Перевалов и В.И.Леушин:

- справедливость,- уважение прав человека,- равноправие,- законность,- правосудие,

- правовые аксиомы (закон обратной силы не имеет; дозволено все, что не запрещено законом; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение).

Принципы права отличаются в зависимости от его сущности, исторических этапов развития, политических режимов, сложившихся правовых систем.

В теории права принято подразделять принципы права на:

- общеправовые (свойственные всем отраслям),

- межотраслевые, свойственные для двух и более отраслей (принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве),

- отраслевые, хар-ны для одной правовой отрасли (гражданского права: граждане и юр.лица свободны в заключении договора, в уголовном праве: индивидуализация наказания, в трудовом праве: принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда).

Некоторые предлагают классифицировать принципы в зависимости от типов права (на принципы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического права); от сферы и хар-ра нормативного регулирования (на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные, специально-юридические, нравственные и др.)

Для современного этапа развития общества характерны следующие социально-правовые принципы:

- нравственно-правовые (общечеловеч. справедливость; свобода, разрешено все, что не запрещено правовым законом; юридическое равенство всех перед правовым законом; братство (интернационализм); гуманизм; веротерпимость; защита социально слабых; гармоническое сочетание личных и обществ. интересов; стимулир. социально полезной активности субъектов права),

- экономико-правовые (экономич. плюрализм при наличии частной и гос-ной собственности; паритетность собственности; свобода конкуренции; антимонополизм; свобода предпринимательства; свободный труд; оплата по труду; безопасность труда; экономическое содействие развитию среднего класса),

- эколого-правовые (охрана окружающей среды; рацион.использование природ. ресурсов),

-политико-правовые (народовластие; самоуправление; политический плюрализм; разделение гос-ных властей; сочетание наци. и интернационального, интересов регионов и центра),

- собственно-правовые (точность в определ. круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство юридических прав и обязанностей; презумпция невиновности; юридическая ответственность за вину; соответствие наказания тяжести, опасности содеянного; последующий закон отменяет предыдущий; закон обратной силы не имеет).

18. К общеправовым принципам относятся:

- демократизм,- социальная справедливость,- гуманизм,- равноправие,- законность,- единство прав и обязанностей,- юрид. ответств. только за виновное противоправное деяние.

Принцип демократизма означает, что единственным источником гос-ной власти в РБ является народ, который осуществляет свою власть через представительные и иные органы согласно Конституции. Воля народа реализуется путем референдумов и в актах, издаваемых гос-ными органами. Защита прав гарантируется демократическим правосудием.

Принцип социальной справедливости означает, что обеспечиваются интересы всех слоев общества. Справедливость обеспечивается судебными органами и осуществляется в пределах законодательства. Именно в законе устанавливается соразмерность между количеством и качеством труда и его оплатой, между причиненным вредом и его возмещением, между тяжестью преступления и наказанием за него.

Принцип гуманизма предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правам и свободам. (ст.2 Конституции РБ говорит, что высшей ценностью и целью общества и гос-ва являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Правильно понимаемый гуманизм предполагает наличие различных мер правового воздействия, вплоть до строгих наказаний за нарушения требований закона.

Принцип равноправия означает равенство всех перед законом (ст.22 Конституции РБ: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов»). Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики (ст.11 Конституции РБ).

Принцип законности в праве заключается в строгой иерархии НПА. Он выражается в требовании верховенства закона, т.е. все органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и других актов законодательства (ст.7 Конституции РБ). Все правовые акты, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы. Некоторыми авторами выдвигается принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета закона перед иными НПА.

Принцип единства прав и обязанностей заключается в том, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями (часть 2 ст.2 Конституции РБ: «Гос-во ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед гос-вом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагает, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, предусмотренное в законодательном акте.

От принципов права необходимо отличать правовые аксиомы: закон обратной силы не имеет; дозволено все, что не запрещено законом; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение (это юридически значимые положения, принимаемые без особых доказательств в силу признания их истинности и практической целесообразности), которые закрепляются в законодательстве и имеют нормативное значение.

Существование человечества на современном этапе в максимально широком понимании основано на определенных философско-этических и политических постулатах, реализация которых предопределяет саму возможность сохранения мирового сообщества в существующем виде. При этом соответствующий тезис актуален для любых периодов исторического развития, с той лишь разницей, что происходят определенные преобразования внутри самих философско-этических основ человеческой жизнедеятельности.

В условиях существования глобальных проблем человечества, развития мирового рынка, оружия массового поражения, и т.д. исследователи обнаруживают философское основание сохранения нашей планеты и человека во внедрении и распространении гуманистических идей, с политической точки зрения аналогичной по значимости ценностью выступает демократическое устройство. Рассмотрим данные сферы подробнее и попробуем выяснить их соотношение в современном мире.

Так, под гуманизмом, термин которого произошел от латинского слова «Humanitas» – человечность, в наиболее общем виде предлагается понимать:

Гуманизм – особая философско-этическая жизненная позиция, утверждающая высшей ценностью человеческую жизнь, его право на самоопределение, свободное волеизъявление и возможность самостоятельно определять смысл и форму собственной жизни.

При этом на значимость идей гуманизма в общечеловеческом масштабе указывает, в том числе существование в настоящее время специальной международной организации – Международного гуманистического и этического союза (МГЭС), учрежденного в 1952 году. Основной целью функционирования данной организации выступает развитие и пропаганда идей гуманизма.

В настоящее время в числе членов МГЭС насчитывается 38 стран-участников мирового сообщества и 117 организаций. При этом в политической сфере идеи гуманизма тесно взаимосвязаны с демократическими началами государственного устройства. В этой связи предлагается провести общую характеристику демократического политического режима.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и признаки демократии

В настоящее время получила широкое распространение точка зрения о том, что демократические начала политического управления являются максимально приемлемой формой государственной организации, способствующей эффективному поступательному развитию государства, общества и личности.

При этом с учетом сложности и многоаспектности рассматриваемой категории, в научной и учебной литературе встречаются самые разнообразные подходы к определению демократии. Одной из наиболее распространенных дефиниций, в основе которой в том числе положен буквальный перевод демократии с греческого, выступает следующее определение:

Демократия – один из наиболее распространенных политических режимов, в основе формирования которого лежит принцип коллективного принятия решений при соблюдении требований к равному воздействию членов общества на исход соответствующего процесса или его существенные стадии.

При этом для формирования целостного понимания демократии принято выделять ряд наиболее характерных для рассматриваемого политического режима признаков и особенностей, в том числе:

  1. Формирование органов государственной власти и назначение высших должностных лиц происходит непосредственно народом, путем участия граждан в честных, прозрачных и состязательных выборах;
  2. Основным и единственным легитимным источником политической власти в государстве является народ;
  3. Широкое распространение имеют институты гражданского общества и самоуправления граждан, действие которых направлено на достижение общего блага и удовлетворение существующих интересов и потребностей;
  4. В правовой сфере развиты и закреплены принципы законности, политического и социального равенства, обеспечены права человека и социальных общностей, и т.д.

Демократия на протяжении исторического развития человечества характеризовалась наличием множества разнообразных форм выражения и установления с учетом конкретно-исторических, социальных, этнических и иных особенностей соответствующего общества.

Одним из наиболее распространенных является выделение прямой демократии, в рамках которых предполагает самостоятельное осуществление гражданами прав по принятию политических решений, и представительной демократии, предполагающей осуществление аналогичного права, но уже через деятельность избираемых народом депутатов и иных должностных лиц, которым делегируется часть суверенных прав граждан.

Соотношение гуманизма и демократии в современном мире

Исходя из рассмотренных в настоящей статье признаков и особенностей демократии и гуманизма, представляется целесообразным согласиться с выдвигаемой в юридической литературе точкой зрения о том, что гуманизм и демократия в настоящее время выступают двумя взаимосвязанными подсистемами единой необходимой для выживания человека системы гуманно-демократических идей.

Фактически это выражается в том, что гуманное отношение людей друг к другу в конечном итоге становится выгодным для всех членов цивилизованного общества. При этом постепенно приобретая свойства мировоззрения, утверждающего идеи уважения и ненасилия к человеку, с одной стороны превращается в реальный инструмент реализации демократии, а с другой – ее необходимым регулятором, ограничивая возможности превращения демократии в беспредел и анархию.

Таким образом, проведя соответствующий анализ, в рамках данной статьи представляется целесообразным сделать вывод о том, что в современных условиях развития человечества система «гуманизм-демократия» не только оправдана, но и приобретает свойства максимальной оптимальности и устойчивости на текущем этапе исторического прогресса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: