Какие мероприятия государство осуществляет на фазе экономического спада

Обновлено: 26.04.2024

Цикличность экономики – это свойство экономической системы, которое проявляется в периодической смене фаз экономического развития с положительного тренда на отрицательный и обратно.

Цикличность экономики как объект государственного регулирования

Несмотря на утверждения классиков политической экономии, рыночный механизм регулирования экономических отношений не является идеальным. Он имеет ряд серьезных недостатков, которые приносят обществу в целом, его отдельным группам и членам серьезные негативные последствия, а сам рынок не в состоянии самостоятельно нейтрализовать их.

Одним из подобных недостатков считается цикличность экономики. Она развивается посредством смены одного цикла на другой. При этом сам цикл обязательно включает в себя следующие составные части (фазы):

  • подъем (оживление) – период роста основных макроэкономических показателей;
  • пик – момент, в котором макроэкономические показатели достигли своих максимальных значений в цикле;
  • спад (рецессия) – период снижения основных макроэкономических показателей;
  • дно (депрессия) – момент, в котором макроэкономические показатели достигли своих минимальных значений в цикле.

Переход экономики от фазы роста к фазе спада (чаще всего ее называют кризисом) сопровождается большим числом социально-экономических событий негативного характера (обесценивание сбережений, увольнение, потеря заработка, дефицит в магазинах и т.д.). А обратный переход к фазе оживления экономики может растянутся на несколько лет, тем более, если спад был очень существенным.

Рыночное регулирование не способно сгладить те крайности, которое готовит обществу циклическое развитие экономики. Отсюда следует, что существует потребность в государственном регулировании цикличности экономики.

Основы государственного регулирования цикличности экономики

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное регулирование цикличности национальной экономики направлено на сглаживание колебаний экономического цикла и поддержание макроэкономического равновесия внутри страны с учетом развития международных экономических отношений. В настоящее время оно диктуется той антициклической (стабилизационной) политикой, которое высшие органы государственной власти разрабатывают и утверждают.

Теоретической основой деятельности государства в области регулирования экономики выступают концепции, с одной стороны, неоклассической школы, которая выступает за активную деятельность государства, ограниченную только сферой денежного обращения, и с другой стороны, неокейнсианской школы, которая видит в государстве единственную силу способную значительно повлиять на характер деловой активности в экономике.

Государственное регулирование цикличности экономики по своему содержанию может быть как стимулирующим (имеет место при фазе рецессии, чтобы предотвратить дальнейший спад), так и сдерживающим (рестрикционным) (имеет место при фазе оживления, чтобы предотвратить «перегрев» экономики).

Государственные органы, регулируя цикличность национальной экономики, преимущественно используют инструменты двух групп: фискальной (бюджетно-налоговой) группы и монетарной (денежно-кредитной) группы.

Фискальные инструменты государственного регулирования

Главными фискальными инструментами, с помощью которых государство регулирует цикличность экономики, являются налоги и государственные (бюджетные) расходы.

Если государство ставит перед собой цель простимулировать национальную экономику, то оно должно будет снизить ставки по налогам и увеличить объем бюджетных ресурсов через механизм государственных закупок. В результате этих мер у населения и субъектов хозяйствования в распоряжении останется больше денежных ресурсов, которые могут быть использованы на увеличение потребления, на расширение производства, на обновление производственной базы, на вложение инвестиций в иных формах. Иными словами, будет происходить рост деловой активности в стране.

Если государству требуется, наоборот, снизить деловую активность в стране, оно принимает противоположные бюджетно-налоговые меры. Т.е. произойдет повышение налоговых ставок и сокращение объема бюджетных ресурсов. Таким образом денежная масса будет постепенно изыматься из экономики, что соответствующим образом отразиться на всех экономических субъектах.

Государственное регулирование фискальными инструментами может осуществляться автоматически (через действие «встроенных стабилизаторов») и дискреционно (посредством принятия органами власти директивных решений).

Монетарные инструменты государственного регулирования

Главными монетарными инструментами, с помощью которых государство регулирует цикличность экономики, являются:

  • ключевая ставка процента Центрального банка (ставка рефинансирования);
  • норма обязательных резервов коммерческих банков;
  • государственные ценные бумаги.

В данном случае механизм влияния на экономику будет аналогичным, как и в случае с фискальными инструментами. Стимулирующая государственная политика будет требовать от органов власти принятия таких решений, как снижение процентных ставок, снижение нормы банковских резервов, выкуп у держателей выпущенных ранее государственных ценных бумаг. Данная политика получила название «дешевых денег», поскольку их предложение в национальной экономике увеличивается при сохранении спроса на прежнем уровне.

Следовательно, в периоды экономического «бума» в стране правительство повышает процентные ставки и нормы банковских резервов, а также осуществляют дополнительную эмиссию государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Данная политика получила название «дорогих денег», поскольку их предложение в национальной экономике сокращается при сохранении спроса на прежнем уровне.

iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

В начале 2020 года вряд ли можно было предсказать, что нас ждет самоизоляция во втором квартале.

Когда закрыты офисы, рестораны, магазины, спортивные клубы и парикмахерские, люди теряют часть дохода или даже весь доход и тратят меньше денег. Снижается деловая активность — начинается рецессия.

На фондовых рынках во время рецессии случаются панические распродажи, но инвесторам важно сохранять спокойствие. В статье расскажу, что важно знать о рецессии инвесторам и тем, кто не зарабатывает на ценных бумагах.

Что такое рецессия

Рецессия — это спад в производстве и замедление экономики. Слово происходит от латинского recession — «отступление».

Короткие периоды спада экономисты рецессиями не считают, а затяжные рецессии называют депрессиями. Слово депрессия пугает людей, поэтому последний раз его использовали в 30-х годах во время Великой депрессии.

Национальное бюро экономических исследований США считает, что нельзя точно разделить кратковременный спад и рецессию. Четко определить периоды рецессии невозможно, но можно определить максимумы и минимумы развития экономики. Спад наступает после того, как экономика разгоняется до пика, а заканчивается, когда экономика опускается до минимума.

Официальные данные о рецессии появляются не сразу после замедления экономики, а только через полгода-год . Это время нужно для анализа макроэкономических показателей: валового внутреннего продукта, безработицы, уровня жилищного строительства и других.

Средняя продолжительность спада экономики в США — 17,5 месяцев. Великая депрессия длилась 43 месяца. Самая продолжительная рецессия после Второй мировой войны длилась 18 месяцев — с декабря 2007 по июнь 2009 года. После Второй мировой войны рецессии происходили каждые 5,5 лет. Последняя рецессия закончилась 129 месяцев назад. То, что происходит в США весной 2020 года, официально не объявлено рецессией, но близко к ней. Возможно, в 2021 году после анализа экономисты решат, что это была рецессия.

Отличие от стагнации. Стагнация часто происходит перед рецессией. Во время стагнации экономика не растет, но и не замедляется. То есть макроэкономические индикаторы близки к значениям за предыдущие периоды.

Как правило, стагнация связана с внутренними экономическими причинами. Например, отток капитала и снижение инвестиций не дают промышленности расти. Российская экономика ориентирована на экспорт природных ресурсов, поэтому снижение цен на них тоже приводит к стагнации.

Причины возникновения

Влияние международной ситуации. Крупнейшими мировыми экономиками являются китайская и американская. Замедление производства и потребления в каждой из этих стран влияет на их партнеров по всему миру.

Международная торговля сокращается во время рецессии, потому что падают экспорт и импорт. Нарушаются цепочки поставок — это приводит к остановке производств в разных странах.

Шоки в экономике. Рецессии часто возникают после шоков в экономике. В 2019 году таких шоков было несколько. Сначала обострилась торговая война между США и Китаем: обе страны повышали тарифы на импорт, а США даже назвали Китай валютным манипулятором. В начале 2020 года Штаты все же исключили Китай из списка манипуляторов.

Одновременно с торговыми войнами США и Китай боролись за господство в высокотехнологичной сфере. США объявили, что китайская компания «Хуавей» угрожает национальной безопасности страны.

Цены на нефть марки Brent в течение 2019 года менялись c 52 до 75 $ за баррель. На цены влияли отношения США и Ирана, а также атака дронов в Саудовской Аравии.

После начала эпидемии коронавируса в Китае в декабре 2019 года спрос на нефтепродукты резко сократился: люди стали меньше использовать транспорт. После этого цены на нефть рухнули — это серьезный шок для мировых рынков.

Проблемы финансового рынка. Некоторые спады начинаются с проблем финансового рынка, например с кредитных бумов. Мировой финансовый кризис 2007 года начался с бума ипотечных кредитов в США. У заемщиков не спрашивали подтверждение доходов, кредиты давали всем желающим. Цены на недвижимость росли. Люди надеялись, что они смогут на этом заработать, поэтому покупали несколько домов сразу. Частные инвестиционные банки тоже хотели заработать — выпускали ипотечные облигации и рискованные производные финансовые инструменты.

Но в 2006 году цены на недвижимость начали падать, многие заемщики перестали платить. Бум высокорисковых ипотечных кредитов в США привел к банкротствам банков и длительному мировому финансовому кризису.

3.10. стабилизационная политика государства: Основы макроэкономического анализа, Н.С. Косов, 2007 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебное пособие содержит теоретические основы по макроэкономическому анализу для студентов, обучающихся по специальности «Информатик-экономист».

3.10. стабилизационная политика государства

Государство в целях сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период перегрева стремится сдерживать деловую активность.

В современных условиях возникает ряд новых факторов, которые привносят в экономические циклы оттенки, с которыми необходимо считаться при проведении антициклической политики.

Первое это явление синхронизации экономических циклов, т.е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами, распространением результатов НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже к нулевым результатам усилий в данной области.

Второе это тот факт, что углублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.) тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете и производства.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению инвестиций, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к росту инфляции.

В период подъема экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика в фазе подъема характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются сторонники кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к спаду экономической активности.

Основы макроэкономического анализа

Основы макроэкономического анализа

Комментарии, рецензии и отзывы

3.10. стабилизационная политика государства: Основы макроэкономического анализа, Н.С. Косов, 2007 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебное пособие содержит теоретические основы по макроэкономическому анализу для студентов, обучающихся по специальности «Информатик-экономист».

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Антикризисная политика – это совокупность мер государственного управления, применяемая для прогнозирования и своевременной диагностики кризисных экономических ситуаций, исследования причин их возникновения, выработки мер, направленных на сдерживание их развития, и комплексных программ, обеспечивающих выход из кризисных ситуаций и восстановление экономики.

Сущность и значимость антикризисной политики

Развитие любой экономической системы представляет собой цикл, неизбежно включающей в себя фазы экономического подъема и спада. Ни одной стране не удается избежать экономических кризисов, однако государства активно проводят политику, направленные на сглаживание или предотвращение негативных последствий этих кризисов.

Кризисные явления в экономике предъявляют высокие требования к системе государственного управления. В этот период именно органы государственного управления несут ответственность за экономическую безопасность государства. Антикризисная политика формирует условия для выживания хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Антикризисная политика государства обеспечивает защиту населения и хозяйствующих субъектов и формирует условия для предотвращения банкротств, снижения качества и уровня жизни граждан, поддержку инвестиционного и потребительского спроса, препятствование созданию барьеров административного характера в сфере бизнеса.

Значение государственного регулирования экономики особенно возрастает в период кризиса. На государство возлагается организационная и координирующая роль при реализации мероприятий правового, финансового, организационного, управленческого характера, осуществляемых на различных уровнях управления в период кризиса. Также на государство ложится наибольшая часть расходов по финансированию антикризисных мер. Для периода кризиса в экономике характерно расширение государственного экономического сектора, призванного реализовывать социально-значимые стратегические функции.

Готовые работы на аналогичную тему

Антикризисная политика государства нацелена на выполнение следующих действий:

  • во-первых, осуществление прогнозирования динамики внутренних и внешних факторов, способных оказывать влияние на развитие государства в социально-экономическом плане;
  • во-вторых, диагностика кризисных явлений в экономике на ранних стадиях их развития;
  • в-третьих, разработка программ и методов, а также мер, направленных на преодоление и смягчение кризисных явлений в экономике;
  • в-четвертых, подготовка на систематической основе кадров, способных осуществлять антикризисное управление на любых его уровнях.

Принципиальные основы антикризисной политики

В основе осуществления антикризисной политики государства находятся следующие принципы:

  • во-первых, принцип научной обоснованности антикризисных мер, подразумевающий продуманное и основанное на научных методах управление кризисными явлениями;
  • во-вторых, принцип правовой обеспеченности антикризисного управления, подразумевающий законодательное закрепление различных мер антикризисного регулирования;
  • в-третьих, принцип поддержки финансовой системы, подразумевающий реализацию мер, направленных на обеспечение стабильности развития финансовой системы не только в период кризиса, но и на этапе экономического роста;
  • в-четвертых, принцип оказания помощи крупным хозяйствующим субъектам структурообразующего характера;
  • в-пятых, принцип приоритетности социальной защиты граждан;
  • в-шестых, принцип поддержки субъектов малого предпринимательства и формирование условий для расширения самозанятости граждан;
  • в-седьмых, предотвращение массового высвобождения трудовых ресурсов, основных фондов и прочего.

Методический подход к осуществлению антикризисной политики

Разработка методологии осуществления антикризисной политики предполагает работу по следующим направлениям:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: