Государственные корпорации компании как субъекты финансового права

Обновлено: 24.04.2024

Государственные корпорации и государственные компании являются самостоятельными субъектами административного права.

В ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственная корпорация – некоммерческая организация, юридическое лицо; его учредитель – Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа, не имеет членства; создается и действует на основании ФЗ о данной корпорации, который признается её учредительным документом, то есть специальных учредительных документов не имеет.

Корпорация является собственником имущества, передаваемого ей Российской Федерацией. Корпорация призвана осуществлять главным образом не частные, а публичные функции, т.е. в интересах всего общества.

Вместе с тем, государственные корпорации различаются между собой по основам правового статуса, целям создания, задачам и функциям. Государственные корпорации могут быть отраслевыми, межотраслевыми, создаваемыми для выполнения определенных государственных задач.

Так, приняты федеральные законы: «О Российской корпорации нанотехнологий» («Роснанотех»); «О банке развития», «О фонде содействия реформированию ЖКХ», «О государственной корпорации «Ростехнологии». И др.

Особенности административно-правового статуса государственных корпораций многопланово проявляются в системе и целях управления ими.

Органами управления государственной корпорации являются:

· Наблюдательный совет – высший орган управления;

· Правление – коллегиальный исполнительный орган

· Генеральный директор – единоличный исполнительный орган

· Ревизионная комиссия – орган внутреннего финансового контроля корпорации

Общее для органов данных корпораций сводится к тому, что их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т.д., причем каждого из них, определены федеральными законами о соответствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравнению с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Иерархически, функционально и юридически их объединяет общность цели создания и деятельности корпорации. Они призваны, кроме всего прочего, обеспечить единство управления корпорации. Этому способствует то, что генеральный директор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельностью. В известной степени скоординированы правомочия генерального директора и наблюдательного совета.

В силу государственной природы корпораций, порядка формирования, сути полномочий их органы должны быть отнесены к государственным органам корпораций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые целями деятельности корпораций. Вместе с тем в законах порядок формирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации. Наряду с совпадением норм по принципиальным вопросам организации и правового регулирования деятельности корпораций в законах имеются нормы, предусматривающие особенности организации управления соответствующей корпорации.

В управленческом аспекте существенными особенностями обладает корпорация «Росатом». Она объявлена Законом уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

«Росатом» наделен широкими полномочиями и функциями в области государственного управления использованием атомной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Издаваемые корпорацией нормативные правовые акты являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц.

Кроме того, на корпорацию возложены функции «оказания государственных услуг, управления имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области». Следовательно, в корпорации концентрируются отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства.

Однако, вопреки этому, «Росатом» как единый субъект права не является государственным органом.Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют её органы управления. Обозначение корпорации в законе в качестве «уполномоченного органа», «органа государственного управления», строго говоря, является не совсем удачным. Ведь по Закону корпорация «Росатом» «является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации».

Действительно, Закон признает корпорацию единым образованием, определяет полномочия Президента РФ и Правительства РФ в отношении именно корпорации и полномочия самой корпорации в определенных областях ее деятельности. Но признавая корпорацию органом государственного управления, в нем вместе с тем обстоятельно регламентируется организационно-правовой статус, включая полномочия, органов управления корпорации, практически и юридически реализующих полномочия корпорации, реально организующих ее многообразную деятельность. Налицо случай вольного, непрофессионального обращения с понятием «орган государственного управления».

Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет некоторые особенности.

Наблюдательный совет корпорации формируется Президентом РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного совета. Перечень полномочий наблюдательного совета является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Иго изменение возможно лишь законом.

Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. На генерального директора возложено руководство текущей деятельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным органом он действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями. Генеральный директор возглавляет правление корпорации, организует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления.

Правление корпорации образуется в составе генерального директора, являющегося его членом по должности, и других членов. Последние назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генерального директора и работают в корпорации на постоянной основе. Деятельностью правления руководит генеральный директор корпорации. Полномочия правления немногочисленны и в основном не являются решающими в юридическом смысле, хотя и важными по существу.

Государственная корпорация

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным "законом", предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных "законом", предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных "статьей 52" Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации. К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

· утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

· утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

· определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

· принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с "законодательством" Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.

Государственная компания

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального "закона".

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании.

В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании.

К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:

· утверждение "программы" деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, если иное не установлено федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании;

· утверждение системы оплаты труда работников государственной компании, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

· определение порядка использования прибыли государственной компании;

· принятие решения о передаче части имущества государственной компании в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, к компетенции высшего органа управления государственной компании могут быть отнесены также иные вопросы.

Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с "законодательством" Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных компаний.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!


Статья посвящена вопросу сущности такого субъекта российской правовой системы, как государственные корпорации. Исключительное положение и индивидуальные законодательные акты, регулирующие деятельность каждого конкретного субъекта, выводят государственные корпорации за рамки гражданского права и оборота, делая их уникальным правовым явлением.

Ключевая особенность рассматриваемой категории юридических лиц, имеющая место в общих нормах закона, заключается в том, что регулирование каждой конкретной государственной корпорации и государственной компании регулируется отдельным федеральным законом, в соответствии с которым создаются указанные юридические лица.

Отсюда исключительность государственной корпорации и государственной компании как юридических лиц. В данном случае нельзя признать их абстрагированными организационно-правовыми нормами. По своей сути, речь идёт об особой аккумуляции государственного капитала, а иногда и создание особого субъекта, обладающего публично-правовыми полномочиями.

Особенно ярко эта особенность государственных корпораций проявляется в случае госкорпорации «Росатом». Так, ФЗ «О Росатоме», устанавливает целый спектр полномочий публично-правового характера. По этому поводу Д. Г. Биченов и В. В. Колобов пишут следующее: «Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» переданы властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти. В силу ст. 8 указанного закона Росатом принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также может признавать не действующими на территории РФ акты органов власти РФ и бывшего СССР. …Названной государственной корпорации не только переданы в полном объеме полномочия, составляющие компетенцию органов государственной власти (см. ст.ст. 7–14 указанного Закона), включая и компетенцию в области нормативно-правового регулирования, но также и право иметь собственные военизированные охранные подразделения. По существу, данная госкорпорация выступает в качестве органа государственной власти. При этом властные полномочия осуществляются Росатомом в отношении других участников рынка — субъектов гражданского права (ст.ст. 23, 33, 38–40 названного Закона)» [1].

Госкорпорации имеют привилегированное положение и исключены из-под действия норм антимонопольного законодательства в части запрещения на ограничивающие конкуренцию нормативные акты, что установлено п. 3 с. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

Анализируя положение иных госкорпораций, в научной литературе можно встретить следующие выводы и предложения: «Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права.

В связи с этим представляется целесообразным упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти…фонд… хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. В качестве первого шага на этом пути целесообразно установление законодательного запрета на создание новых госкорпораций» [2].

Соглашаясь с тем, что государственные корпорации являются особыми субъектами, выходящими за рамки такого института гражданского права, как юридические лица, представляется, что ограничение государства в части возможности создания новых госкорпораций недопустимо, как и изменение статуса уже существующих госкорпораций. Оценка необходимости создания подобных правовых субъектов, а также их функционирования выходит за рамки гражданского права, потому при их изучении невозможно основываться только на положениях данной отрасли права и науки, как и исключительно положениях корпоративного права.

В свою очередь, О. С. Ивашкина пишет следующее: «Из всего вышесказанного следует, что Государственная корпорация — юридическое лицо, не похожее по определенным признакам на корпорацию, но соответствующее признакам некоммерческого юридического лица. Из этого сложилась путаница между понятиями, для разрешения проблемы нужно на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации, обозначив ее специфику, отличительные черты» [3].

В данном случае, соглашаясь, что госкорпорации, фактически, не являются корпорациями, следует отметить, что попытка втиснуть госкорпорации в рамки гражданско-правового института юридических лиц является некорректной.

Следует признать, что в данном случае в отечественном правопорядке создан особый субъект, место которого в главе 5 ГК РФ, наряду с прочими публично-правовыми образованиями.

Данный факт подтверждается тем, что госкорпорации могут обладать и отдельные из них обладают целым перечнем прав публично-правового характера, имеют исключительное положение в части антимонопольного законодательства. Более того, тот факт, что создание госкорпорации обусловлено актом публичного права — отдельным законом, ещё более обособляет данный субъект от института юридических лиц. Таким образом, госкорпорации и, потенциально, госкомпании, следует признать особыми субъектами гражданского права.

Основные термины (генерируются автоматически): госкорпорация, Государственная корпорация, государственная власть, антимонопольное законодательство, государственная компания, исключительное положение, корпорация, особый субъект, публично-правовой характер, юридическое лицо.


В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Ключевые слова: государственные корпорации; правовой статус государственных корпораций; классификация; признаки; юридическое лицо; организационно-правовые формы юридического лиц; некоммерческая организация.

Для более ясного и подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её с помощью единых признаков, являющимися отличительными от иных юридических лиц, а также следует указать общие черты, при этом дать аналогичную классификацию, а также не забыть изучить и дать ответ на вопрос о юридической природе данного учреждения.

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная государством на основании имущественного взноса, а также созданная для выполнения социальных, управленческих или других общественных функций [1]. Государственная корпорация конструируется при помощи федерального закона. Имущество, которое было передано государственной корпорации Российской Федерацией, относится к собственности государственной корпорации. В соответствии с такой нормой мы можем выделить следующие особенности корпорации:

− неизменным учредителем государственной корпорации может являться только государство. К этому можно добавить, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не имеют в своём арсенале, таких функций, как создание государственной (или муниципальной) корпорации;

− при создании государственной корпорации цели носят масштабный характер и не направлены лишь на удовлетворение определенных граждан или юридических лиц

− федеральные законы, выполняющие функции учредительного документа являются особым порядок учреждения государственной корпорации;

− выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственные корпорации не могут быть органом государственной власти, а также не могут быть отраженными в системе органов исполнительной власти [2];

− государство может в не которых случаях гарантировать какие-либо обязательства государственной корпорации [3]. Следует отметить, что государственная корпорация — является основным инструментом не прямого управления, а иного регулятивного воздействия государства на социальные отношения [4].

− исключено членство в государственной корпорации;

В своей статье я изучаю и исследую государственную корпорацию, как одну из организационно-правовых форм юридического лица (некоммерческой организации), не вношу в данное понятие признаки, присущие «корпорациям», которые вносят, как экономисты, так и различные правоведы. Под характерным понятием корпораций можно выделить разновидность юридического лица, которое объединяет некоторое количество лиц, с общим достижением единой цели [5]. На мой взгляд такое определение не является соответствующим «унитарному» представлению государственной корпорации [6]. По мнению Н. Н. Пахомовой законодательство создало определение государственной корпорации именно для того, чтобы заложить презумпцию идентичного функционирования данного субъекта в экономическом обороте вместе с другими субъектами гражданского права, хотя, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не имеет возможности быть определенной к «классическим» корпорациям [7]. Иными словами, законодатель подразумевает под корпорацией со специальной правоспособностью такую форму организационных отношений, которую формирует государственные корпорации. Поистине, государственная корпорация является одним из видов государственных учреждений.

Государственные корпорации, как исключительный вид юридических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, имеют определенные специфические признаки, которые в совокупности определяют и отличают их от иных видов юридических лиц. При изучении законодательства, о нормативно-правовом регулировании деятельности государственных корпорация, можно выделить следующие характерные признаки [8]:

  1. В государственных корпорациях отсутствуют обязательные для других юридических лиц учредительные документы. В данном признаке подразумевается учредительных договор или устав. Они замещены федеральными законами, которые создают единовременно государственную корпорация, и производят регулирование их деятельность (так называемые «именные законы»);
  2. Формирование имущества государственной корпорации происходит из имущественного взноса, выплат субсидий из федерального бюджета, доход, полученный в ходе их деятельности, добровольных имущественных отчислений, а также из средств резервного фонда. Государственная корпорация является собственником этого имущества;
  3. Ликвидации, реорганизации и банкротства государственной корпорации регулируются специализированным законом о государственной корпорации, а не общим для юридических лиц законодательством;
  4. Ещё одним исключительным признаком государственных корпораций является значительно меньший контроль со стороны государственных органов, а также не особо строгие требования к раскрытию информации.

Имеется и ещё одна классификация государственных корпораций:

По формированию органов:

По способу финансирования

− с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости;

− определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

и по прочим основаниям.

Таким образом, государственная корпорация считается одним из обликов юридических лиц некоммерческих отношений, которые, по собственной правовой природе является государственным учреждением, а не классической «корпорацией» в видение экономистов и правоведов. Регулирование деятельности государственных корпораций посредством «именных» федеральных законов, ограничения в контроле со стороны государственных органов, а также особенные критерии о публикации информации о деятельности дают возможность государству создавать особенные учреждения, иным образом выходящие за рамки общего законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, юридическое лицо, имущественный взнос, лицо, некоммерческая организация, правовой статус, признак.

Ключевые слова

государственные корпорации, правовой статус государственных корпораций, классификация, признаки, юридическое лицо, организационно-правовые формы юридического лиц, некоммерческая организация

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

При этом государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает

Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, сильно отличающейся от признанных.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории.

Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме.

Правовой статус коммерческой организации по действующему.

Исходя из вышесказанного, правовой статус коммерческой организации в России по действующему законодательству в

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух и более лиц

В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность

Четвертым признаком юридического лица можно выделить то, что юридическое лицо несет.

Особенности учредительных документов корпорации

Органы управления корпоративного юридического лица. юридическое лицо, лицо, государственная регистрация, Российская Федерация, период ликвидации, государственная регистрация изменений, указанное юридическое лицо, ликвидируемое юридическое лицо.

Участие государства в акционерных обществах | Статья в журнале.

В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты.

юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Организация как субъект финансовых правоотношений

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной

Организации — это: ‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; ‒ компании и другие корпоративные.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям для

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение.


Финансовое право — отрасль достаточно молодая и активно развивающаяся. В связи с этим, многие вопросы финансовых отношений не урегулированы полностью и должным образом, например, нет единых критериев классификации субъектов финансового права.

Так, статья 9 НК РФ: «Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов…». [2, ст. 9]

В статье 11 того же Налогового кодекса РФ раскрываются определения терминов, используемых в налоговом праве, в том числе и понятия организаций: «организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ». [2, ст. 11]

Однако в Налоговом кодексе, содержащем закрытый перечень плательщиков налогов и сборов такого самостоятельного участника правоотношений, как индивидуальный предприниматель, нет. Если буквально толковать статьи 9 и 11 НК РФ есть организации (юридические лица) и физические лица («простые» граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, которые к предпринимательству и вообще к коммерческой деятельности отношения не имеют). Следовательно, возникает вопрос, куда относить ИП как сторону налогового права? И что на самом деле понимается под понятием «организация» в финансовом праве?

Для начала рассмотрим признаки субъекта финансового права, позволяющие ему быть участником финансовых правоотношений. Во-первых, правоспособность — возможность иметь права и обязанности в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Во-вторых, дееспособность — способность приобретать и осуществлять свои права, создавать для себя и нести обязанности в процессе финансовых правоотношений. В-третьи, деликтоспособность — возможность нести ответственность.

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о их создании.

Используя терминологию гражданского законодательства, можно провести градацию организаций на две большие группы: коммерческие организации и некоммерческие организации. В свою очередь, коммерческие организации являются весьма неоднородными.

Развитие рыночных отношений способствовало появлению субъектов, о существовании которых ранее не знали в России. Это финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы, ассоциации, холдинги офшорные, трастовые компании, дочерние, зависимые общества, банки, биржи, консалтинговые центры, акционерные инвестиционные фонды и др. Однако не все перечисленные субъекты можно отнести к числу юридических лиц, поскольку ряд из них представляют систему взаимосвязанных компаний (например, финансово-промышленная группа). [3, с. 75]

В том же Налоговом кодексе в статье 19 указывается, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, а в ч. 2 указанной статьи к вышеперечисленным участникам добавляются филиалы и «иные обособленные подразделения российских организаций» [2, ст.19], которые юридическими лицами не являются.

Вернёмся к нашему первоначальному вопросу. Индивидуальные предприниматели обладают всеми признаками субъекта финансовых правоотношений, как и юридические лица, более того, они так же должны проходить государственную регистрацию, порядок которой регулируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

А определение организации, указанное в статье 11 НК РФ, необходимо «разбить» на отдельные элементы, что позволит понять содержание нормы.

‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

‒ компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью;

‒ иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Таким образом, если использовать расширительное толкование норм, понятие «организация» в финансовом праве шире, чем понятие «юридическое лицо», так как включает в себя ещё и, например, индивидуальных предпринимателей. А вопросы, поднятые в статье, требуют правового регулирования и совершенствования законодательства.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Российская газета, № 238–239, 08.12.1994. Ст. 48.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Российская газета, № 148–149, 06.08.1998.
  3. К вопросу о субъектах финансового права. Мошкова Д. М.: Актуальные проблемы российского права. 2016. № 11 (72) ноябрь. С.72–79.

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, юридическое лицо, государственная регистрация, РФ, гражданская правоспособность, законодательство РФ, Налоговый кодекс, образование, предпринимательская деятельность, признак субъекта.

Похожие статьи

Особенности государственной регистрации индивидуальных.

Индивидуальный Предприниматель, предпринимательская деятельность, физическое лицо, Гражданский Кодекс РФ, обязанность, личное имущество, гражданский оборот, государственная регистрация.

Особенности правового статуса индивидуального.

На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует закрепление понятия «Индивидуальный предприниматель», зато в ст. 2 Гражданский Кодекс РФ указывает, что такое предпринимательская деятельность.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений, обладают рядом особенностей, которые отличают их от других субъектов права. Генезис понятия «юридическое лицо» в науке и законодательстве.

«Физическое и юридическое лицо». Понятие, характеристика.

Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия «индивидуальный предприниматель», которое по своему значению несколько

У физического лица с момента рождения возникает налоговая правоспособность, что многократно было отмечено в юридической литературе.

Государственная регистрация юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц. Автор: Тришина Ирина Станиславовна.

Согласно ст.333.33 НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000 руб [2].

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от.

Правовые основы государственной регистрации.

Индивидуальный Предприниматель, предпринимательская деятельность, физическое лицо, Гражданский Кодекс РФ, обязанность, личное имущество, гражданский оборот, государственная регистрация.

Предпринимательство без образования юридического лица.

Ст. 23–25 ГК РФ регулирует правовой статус индивидуальных предпринимателей. Лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица согласно законодательству Российской Федерации.

Особенности учета деятельности субъектов малого.

Правовые основы государственной регистрации. государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, физическое лицо, место жительства, жилое помещение.

К вопросу об особенностях правового статуса юридических лиц.

Категория «юридическое лицо» была определена в проекте Гражданского уложения (1905 г.), однако этот законопроект не был принят.

По его мнению, законодатель не охватывает всего объема правоспособности данного субъекта правоотношений.

Добровинская Алла Владимировна, доцент кафедры гражданского права Всероссийского Государственного университета Юстиции (РПА Минюста России), доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" Финансового университета при Правительстве РФ.

Данная статья посвящена одному из новых видов юридических лиц, появившихся не так давно в российском гражданском праве. Рассмотрены основные виды и формы госкорпораций, порядок и причины их возникновения, основные цели деятельности. Анализируются вопросы целесообразности создания и существования подобных организационно-правовых форм юридических лиц в России.

Ключевые слова: государственная корпорация, правоспособность, виды деятельности, права учредителя юридического лица, право на участие в управлении, право на получение ликвидационной доли, право на оспаривание решений органов управления.

State corporation as a legal form of legal entity

This article focuses on one of the new types of legal persons, which appeared not so long ago in the Russian civil law. Describes the main types and forms of the state corporations, the procedure and the reasons of their occurrence, the main objectives of the activities. Author considers problems of expediency of creation and existence such organizational-legal forms of legal entities in Russia.

Key words: state corporation, legal capacity, the types of activity, founders' rights as a legal person, the right to participate in management, the right to get liquidation quota, the right to dispute the court decision.

Государственная корпорация как новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, наделенная правами юридического лица, получила свое развитие в законодательстве сравнительно недавно.

Она была узаконена в качестве таковой Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в виде дополнительной статьи 7.1 "Государственная корпорация".

Так, согласно п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основе Федерального закона. Из данного определения видно, что законодатель впервые практически отказался от нормативного регулирования правового положения некоммерческой организации, т.к. указанная статья говорит лишь о том, что государственная корпорация является некоммерческой организацией, обладающей правом собственности на переданное ей имущество. Никаких других императивных или диспозитивных норм, относящихся к государственным корпорациям, Закон не содержит. Это значит, что правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться законом, которым и будет создаваться корпорация. В частности, федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее - высший орган управления государственной корпорации).

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций .

Представляется, что в данном случае нормативно-правовое регулирование будет вынуждено подменяться индивидуально-правовым. Более того, для создания и деятельности государственных корпораций даже не требуется никаких учредительных документов - все вопросы должен будет решать специальный закон . Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в данном случае законодатель использовал термин "корпорация" не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия "организация", к тому же звучащий весьма солидно. В этом смысле представляется правильным мнение В. Ема, высказанное в известном учебнике по гражданскому праву: "Благодаря корпоративным правам участники корпорации могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом. Реализуя свои корпоративные права, участники корпорации влияют на формирование воли данного корпоративного образования, являющегося самостоятельным субъектом гражданского права - юридическим лицом" .

См.: Гражданское право. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. М., 2003. С. 209.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. Т. I. С. 103.

Анализируя такой подход к корпоративным образованиям, несложно прийти к выводу о том, что члены государственной корпорации не могут иметь типичных корпоративных прав.

Порядок создания таких корпораций сильно отличается от порядка создания иных юридических лиц. Так, государственные корпорации учреждены в распорядительном порядке на основании федеральных законов Российской Федерацией. Таким образом, они созданы в результате властных мер, а не на основе объединения членов, как традиционные корпорации. Также государственные корпорации не имеют учредительных документов, на них не распространяются правила о лицензировании отдельных видов деятельности. Анализ различных федеральных законов, посвященных гражданско-правовому статусу государственных корпораций, не позволяет сделать однозначный вывод о правовой природе прав учредителя государственной корпорации. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Это означает, что Российская Федерация как учредитель государственной корпорации не сохраняет каких-либо вещных прав на имущество, переданное государственной корпорации для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следовательно, государственная корпорация не может быть отнесена к той группе юридических лиц, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности.

Первой государственной корпорацией, созданной на основании данного Закона, стало "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", просуществовавшее всего пять лет и ликвидированное Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" .

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3223.

На смену ей пришли государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", созданная Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и более десятка других государственных корпораций в наиболее важных отраслях народного хозяйства нашей страны.

Классификацию госкорпораций можно проводить по различным основаниям, главным образом в зависимости от сферы их деятельности, цели, функций, которые государство хочет возложить на учреждаемую им организацию. Так, основаниями для классификации госкорпораций могут служить:

Можно также выделить и иные основания для классификации госкорпораций, например формирование исполнительных органов - президентские, правительственные, общественные, срочные, бессрочные, с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку либо без указания его стоимости и определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией, с правом формирования внутрихозяйственных фондов и с вменением обязанности формировать специальные внутрихозяйственные фонды и другие.

Как уже было отмечено ранее, госкорпорации создаются и ликвидируются на основании федерального закона в качестве сложноструктурной организации с весьма широкими функциями и полномочиями в своей многогранной деятельности. Так, на Российскую государственную корпорацию нанотехнологий изначально были возложены следующие основные функции:

  1. рассмотрение проектов в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств корпорации;
  2. осуществление организационной и финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий;
  3. финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции на основе нанотехнологий;
  4. финансирование проектов по подготовке специалистов в области нанотехнологий;
  5. мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств корпорации.

В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выполняются и другие функции.

Государственная корпорация может заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана. Цели существующих в стране государственных корпораций весьма разнообразные. Например, целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологической продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии").

Наконец, государственная корпорация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам перед третьими лицами, при этом Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация не находится на бюджетном финансировании. Она относится к числу государственных организаций, функционирующих, хотя об этом прямо не упоминается в Законе, на основе принципа самофинансирования своей деятельности за счет доходов, получаемых от данной деятельности. Так, Государственная корпорация "Ростехнологии" - согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии" - вправе получать в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации. Кроме того, она также вправе участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения. Доходы от такого участия поступают в собственность корпорации.

Поэтому можно сказать, что в число основных целей деятельности государственной корпорации входят не только разработка, производство и экспорт изготовляемой продукции, выполнение работ и оказание услуг, но и извлечение прибыли для финансирования данной деятельности.

Также специфика госкорпораций заключается в том, что все госкорпорации выполняют несоразмерно большой объем публичных управленческих функций, что роднит их с учреждениями публичного права. Так, например, Государственная корпорация "Росатом", в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", обеспечивает проведение государственной политики в ряде областей, осуществляет оперативно-правовое регулирование и выполняет иные функции публичного характера. При этом "Росатом" совместно с Министерством обороны РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в ее компетенцию. И здесь следует отметить, что государственная корпорация в связи с публично-правовым характером выполняемых ею функций не может осуществлять свою деятельность и в качестве некоммерческой организации. Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что госкорпорации могут рассматриваться как организации, обладающие некоторыми признаками юридического лица, выполняющими не только частные, но и значительные публичные функции. На данном этапе развития современного гражданского законодательства о юридических лицах организационно-правовую форму подобных корпораций сложно осмыслить, используя только понятие юридического лица в его нынешнем понимании. В связи с чем представляется правильным мнение авторов, считающих, что государственная корпорация как юридическое лицо должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус. Такой организацией, например, является Центральный банк РФ .

См.: Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 219, 220.

Следует также отметить, что современная конструкция государственной корпорации, предусмотренная ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не укладывается ни в одну из унифицированных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Вероятно, именно по этой причине некоторые специалисты ставят под сомнение целесообразность существования государственной корпорации в ее современном виде как разновидности некоммерческой организации, указывая, что модель государственной корпорации не укладывается ни в одну из перечисленных унифицированных форм некоммерческих организаций, поэтому целесообразность ее существования в таком виде достаточно сомнительна .

См.: Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8. С. 65, 66.

По мнению известного российского цивилиста Е.А. Суханова, государственная корпорация, несмотря на свое название, близка к учреждению с теми отличиями, что, во-первых, она является собственником своего имущества, во-вторых, Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлено иное .

См.: Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 231.

При этом некоторые авторы считают, что, исходя из внутренней противоречивости конструкции государственной корпорации, представляется целесообразным исключение данной организационно-правовой формы некоммерческой организации из российского законодательства .

Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 231.

Следует учитывать и мнение о том, что в самой организационно-правовой форме государственной корпорации, несмотря на наличие соответствующего наименования, не просматривается даже зачатков корпоративных отношений или образования, конструируемого по типу корпорации, поскольку государственная корпорация фактически представляет собой учреждение, которому принадлежит на праве собственности определенное имущество .

Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 12.

Однако, несмотря на указанные недостатки госкорпорации как корпоративного образования, в то же время было бы неправильным отрицать право государства на создание подобных юридических лиц для достижения тех или иных публичных и социально значимых целей только из-за того, что они не укладываются в современную систему некоммерческих юридических лиц. При этом представляется возможным согласиться с тем, что они могут рассматриваться в качестве группы юридических лиц, целью создания которых является "решение общих дел". Для достижения этой цели они могут наделяться властными полномочиями .

См.: Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.

Все вышесказанное о цели, функциях, характере деятельности государственной корпорации, праве собственности на имущество, принадлежащее корпорации, и имущественном обеспечении ее деятельности явно свидетельствует о том, что подобная организационно-правовая форма юридических лиц на современном этапе должна представлять собой индивидуальную группу в системе юридических лиц в российском гражданском праве наподобие юридических лиц, имеющих индивидуальный статус. Что подтверждает пример Российской корпорации нанотехнологий. Так, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 2287-р Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в ОАО "Роснано", а перед тем, в декабре 2010 года, ОАО "Роснано" учредило дочернюю компанию - RUSNANO USA, Inc. Организация создана с целью представления интересов ОАО "Роснано" и проектных компаний на территории США и Канады.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007.
  2. Степанов Д.И. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10.
  3. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  4. Ефимова Л. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8.
  5. Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998.
  6. Гражданское право. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. I. М., 2003.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: