Какие изменения произошли в судебной системе и системе судопроизводства

Обновлено: 27.04.2024

С октября 2019 года вступили в силу изменения в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы России (АПК, ГПК) в рамках «судебной реформы». Именно в силу этой реформы появились и начали свою деятельность кассационные суды общей юрисдикции, которые по аналогии с системой арбитражных судов в заседаниях в «очном» порядке рассматривают жалобы и представления на судебные акты, вступившие в законную силу. Однозначно появление таких независимых судов кассационной инстанции относительно апелляционных судов является положительным моментом.

Однако противоречия и недостатки в процедурах рассмотрения дел в судах общей юрисдикции до конца так и не были устранены и доведены до уровня системы арбитражного судопроизводства. В частности, без изменения сохранились нормы ГПК, которые оставили судам первой инстанции полномочия по рассмотрению ходатайства о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на решение этого же суда и в целом по разрешению вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству (п. 1 ч. 1 ст. 325.1, ст. 323 ГПК РФ). В отличие от судов общей юрисдикции, в арбитражном процессе решение о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на постановление суда первой инстанции и принятии к производству апелляционной жалобы решается непосредственно самим судом апелляционной инстанции (ч. ч. 2-4 ст. 259, ч. 1 ст. 261 АПК).

Порядок разрешения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству и восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, который закреплён в АПК, является более отвечающим принципам права и эффективным с точки зрения процесса, ибо по сравнению с ними, согласно ГПК суд первой инстанции принимает решение (постановление) и сам же затем рассматривает ходатайство о восстановлении срока на обжалование этого же судебного акта, что явно не отвечает, как минимум, принципам беспристрастности и объективности суда.

В судах кассационной инстанции и в арбитражном, и в гражданском процессах действуют уже соответствующие друг другу правила, которые полностью закрепляют за кассационным судом полномочия по рассмотрению ходатайств о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы и в целом вопроса о принятии жалобы, представления к своему производству (ч. ч. 2-4 ст. 376.1, 378 ГПК, ч. ч. 2-4 ст. 276, 278 АПК).

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

В чём суть нового закона?

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.

С какой целью приняты поправки?

Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. В результате нововведения будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда. Изменения позволят усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.

Какова компетенция новых апелляционных судов?

Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 1-й апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской Воронежской, Калининградской, Костромской, Псковской и других областей.

Какие дела будут рассматривать кассационные суды?

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

Эти суды являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Каков состав новых судов?

Новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут состоять из президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Где расположены новые суды?

Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Для рассмотрения жалобы обязательно приезжать в соседний регион?

Необязательно, помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу вне места постоянного пребывания суда. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Когда Закон № 1-ФКЗ вступает в силу?

Закон вступил в силу 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Когда новые суды начнут работать?

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

Как будет осуществляться судопроизводство в переходный период?

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

28 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон № 451-ФЗ, который вносит ряд крупных поправок в процессуальное законодательство. Изменения настолько значительные, что юристы уже прозвали закон «процессуальной революцией». 5 самых важных аспектов процессуальной реформы рассмотрим в этой статье.

Представительство в арбитражных судах

Принятый закон № 451-ФЗ вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, а именно в ч. 3 ст. 59. Согласно новой редакции этой статьи представлять интересы стороны в арбитражном процессе смогут только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Также в новой редакции перечислены те, на кого требование о высшем юридическом образовании не распространяется. К ним относятся арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов.

Стоит отметить, что перечень не является закрытым. К законным представителям, например, к руководителю организации, требование о наличии юридического образования или ученой степени также предъявляться не будут.

Представительство в судах общей юрисдикции

Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.

Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.

Подведомственность = компетенция. Подсудность

Ранее разграничивая полномочия судов и относя дело к тому или иному процессу, мы говорили о подведомственности. Принятый закон № 451-ФЗ исключил из законодательства этот термин, заменив его термином «компетенция». Сама же компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов осталась неизменной. Изменения претерпел Кодекс административного судопроизводства, который дополнили двумя новыми категориями дел:

  • дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
  • дела о признании информационных материалов экстремистскими (п.п. 2.2, 2.3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Во-первых, мировые суды теперь смогут рассматривать дела по имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей при цене иска до 100 000 рублей.

Во-вторых, наконец-то оптимально решен вопрос с неподсудными делами, по которым суд уже начал производство. Ранее лицо, обратившееся не в тот суд, было вынуждено заново подавать документы в надлежащий суд, теряя при этом время. Теперь при неверной подаче документов в суд, которому дело неподсудно, если суд уже начал производство, он самостоятельно может передать дело по подсудности в соответствующий суд. Такая норма будет закреплена в ст. 39 АПК РФ и в ст. 33 ГПК РФ.

В-третьих, суд общей юрисдикции может теперь уже будучи в процессе переходить из одной процедуры в другую, в случае если такой переход будет необходим. Например, если в ходе дела суд установит, что дело, рассматриваемое в порядке гражданского судопроизводства, должно быть рассмотрено в административном порядке, то суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. Сторонам никаких дополнительных действий предпринимать не придется. Такие изменения будут отражены в новых редакциях ст. 33.1 ГПК РФ и ст. 16.1КАС РФ.

Что касается административного и гражданского судопроизводства, также необходимо отметить, что если в одном заявлении указаны требования, которые относятся к различным видам производства и разделить их не представляется возможным, то по общему правилу дело будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Если разделить требования возможно, то суд будет принимать решение по рассмотрению этих требований в рамках отдельных судопроизводств.

Упрощенное производство. Новые границы

Согласно действующей редакции ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, если цена иска не превышает для юрлиц 500 000 руб., для ИП — 250 000 руб.

Принятый закон № 451-ФЗ устанавливает новые границы для рассмотрения дел в арбитражном процессе в порядке упрощенного производства. Суммы увеличены, теперь для юрлиц это 800 000 руб., а для ИП — 400 000 руб. Кстати, в процессе обсуждения законопроекта суммы хотели увеличить значительней, для гражданского процесса до 500 000 рублей, а для арбитражного — до 1 млн руб. Вместе с тем, для гражданских дел сумма упрощенного производства осталась прежней — 100 000 руб.

Помимо прочего, изменения ограничений по сумам затронули и приказное производство. Теперь и в гражданском процессе, и в арбитражном сумма приказного производства единая — в пределах 500 000 руб.

Новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции

По опыту системы арбитражных судов, суды общей юрисдикции постигла масштабная реформа, которая влечет за собой создание новых пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. При том, что новые суды разделены на судебные округа, которые не будут территориально совпадать с субъектами РФ. В структуру каждого нового суда будет входить президиум и три коллегии: по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам.

В настоящий момент в одном суде может совмещаться несколько инстанции, что снижает качество и независимость судопроизводства, по мнению законодателей. В виду этого система судов общей юрисдикции изменится, и по своей иерархии будет напоминать систему арбитражах судов.

То есть теперь, если дело начато в мировом суде, апелляция, как и ранее, будет проходить в районном, а вот кассация теперь будет не в президиуме областного суда, а в новом кассационном суде (например, для Ростовской области кассация будет располагаться в городе Краснодаре, четвертый кассационный суд общей юрисдикции). А если, например, дело начато по первой инстанции в областном суде, то апелляция будет не в судебной коллегии Верховного Суда, как ранее, а в новом апелляционном суде (так, для Ростовской области это третий апелляционный суд общей юрисдикции в городе Сочи).

Такое реформирование системы судов общей юрисдикции должно повысить независимость и самостоятельность судебных инстанций, которые осуществляют пересмотр судебных актов.

Создание новых апелляционных и кассационных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 29.07. 2018 № 1-ФКЗ«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Как быть с жалобами, которые были поданы до начала работы новых апелляционных и кассационных судов? Они будут рассмотрены прежними судами, в которые были поданы соответствующие жалобы (ст. 7 Закона № 1-ФКЗ)

Кроме того, еще одно важное изменение в кассации, о котором стоит упомянуть. С началом работы новых судов, в кассационной инстанции заработает принцип «полной кассации». Что это значит? Ранее, при подаче кассационной жалобы судья единолично рассматривал ее на наличие оснований подачи такой жалобы. И только если основания, по усмотрению судьи, были обоснованы, жалоба передавалась на коллегиальное рассмотрение. То есть судья сам единолично выбирал жалобы. Теперь же судья единолично проверяет жалобу только по формальным основаниям и если формально жалоба подходит, то такую жалобу коллегиально рассмотрят в судебном заседании.

Что еще важно знать в связи с реформой

Ранее планировалась, что принятые нормативно-правовые акты, вносящие изменения в процессуальные кодексы, вступят в силу 1 октября 2019 г. В дальнейшем день вступления в силу изменили и обозначили днем начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Однако и этот день пока неизвестен. Пленум Верховного Суда РФ должен установить дату работы новых судов, но не позднее 1 октября 2019 г.

Какие еще изменения принесла процессуальная реформа?

  • исполнительный лист в гражданском и арбитражном процессах будут выдавать теперь только по ходатайству взыскателя;
  • в отношении должников в исполнительных документах должно быть указано больше сведений:
  1. для организации — наименование, адрес места нахождения, ИНН и ОГРН;
  2. для физических лиц — ФИО, адрес, дата и место рождения, место работы и на выбор: СНИЛС, ИНН, паспортные данные, ОГРНИП, реквизиты водительского удостоверения, свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • теперь в арбитражном процессе заявление на отвод судьи будет рассматривать сам судья, на которого заявлен отвод. В настоящий момент такое заявление рассматривает председатель состава или председатель арбитражного суда.

Наиболее спорным моментом процессуальной реформы был отказ от мотивировочной части по большинству судебных решений по гражданским делам. Вместе с тем мотивировка осталась неизменной.

Также законодатели хотели изменить порядок извещения сторон по гражданским делам, возложив на стороны ответственность по самостоятельному отслеживанию хода дела, если сторонам уже было ранее направлено определение о принятия искового заявления к производству. Но и это положение в закон не вошло.

Редакция от 08.12.2020

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным конституционным законом от 08.12.2020 N 7-ФКЗ, вступающих в силу с 19.12.2020. См. справку к редакции.

Часть 2 статьи 15 - изложена в новой редакции

2. Полномочия судьи 2. Полномочия судьи

прекращаются или прекращаются или

приостанавливаются по решению приостанавливаются по решению

соответствующей квалификационной соответствующей квалификационной

коллегии судей, за исключением коллегии судей, за исключением

случаев прекращения полномочий случаев прекращения полномочий

судьи в связи с истечением их судьи в связи с истечением их

срока или достижения им срока или достижения им

предельного возраста пребывания в предельного возраста пребывания в

должности судьи. Решение должности судьи, а также случаев,

соответствующей квалификационной указанных в части 3 настоящей

коллегии судей о досрочном статьи. Решение соответствующей

прекращении полномочий судей за квалификационной коллегии судей о

совершение ими дисциплинарных досрочном прекращении полномочий

проступков может быть обжаловано в судей за совершение ими

Верховный Суд Российской дисциплинарных проступков может

Федерации. быть обжаловано в Верховный Суд

Дополнение статьи 15 частями 3 - 4. См. текст новой редакции

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской

Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской

Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации,

Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей

Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного

Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и

судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей

юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда,

арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по

интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента

Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь

и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о

невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения

гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на

жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное

проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними

детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные

денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за

пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться

иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о

прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий

судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление

Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со

дня получения такого представления.

Часть 1 статьи 18 - изложена в новой редакции

1. Конституционный Суд 1. Конституционный Суд

Российской Федерации является Российской Федерации является

судебным органом конституционного высшим судебным органом

контроля, самостоятельно и конституционного контроля в

независимо осуществляющим судебную Российской Федерации,

власть посредством осуществляющим судебную власть

конституционного судопроизводства. посредством конституционного

Часть 2 статьи 18 - изложена в новой редакции

С октября 2019 года вступили в силу изменения в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы России (АПК, ГПК) в рамках «судебной реформы». Именно в силу этой реформы появились и начали свою деятельность кассационные суды общей юрисдикции, которые по аналогии с системой арбитражных судов в заседаниях в «очном» порядке рассматривают жалобы и представления на судебные акты, вступившие в законную силу. Однозначно появление таких независимых судов кассационной инстанции относительно апелляционных судов является положительным моментом.

Однако противоречия и недостатки в процедурах рассмотрения дел в судах общей юрисдикции до конца так и не были устранены и доведены до уровня системы арбитражного судопроизводства. В частности, без изменения сохранились нормы ГПК, которые оставили судам первой инстанции полномочия по рассмотрению ходатайства о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на решение этого же суда и в целом по разрешению вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству (п. 1 ч. 1 ст. 325.1, ст. 323 ГПК РФ). В отличие от судов общей юрисдикции, в арбитражном процессе решение о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на постановление суда первой инстанции и принятии к производству апелляционной жалобы решается непосредственно самим судом апелляционной инстанции (ч. ч. 2-4 ст. 259, ч. 1 ст. 261 АПК).

Порядок разрешения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству и восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, который закреплён в АПК, является более отвечающим принципам права и эффективным с точки зрения процесса, ибо по сравнению с ними, согласно ГПК суд первой инстанции принимает решение (постановление) и сам же затем рассматривает ходатайство о восстановлении срока на обжалование этого же судебного акта, что явно не отвечает, как минимум, принципам беспристрастности и объективности суда.

В судах кассационной инстанции и в арбитражном, и в гражданском процессах действуют уже соответствующие друг другу правила, которые полностью закрепляют за кассационным судом полномочия по рассмотрению ходатайств о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы и в целом вопроса о принятии жалобы, представления к своему производству (ч. ч. 2-4 ст. 376.1, 378 ГПК, ч. ч. 2-4 ст. 276, 278 АПК).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: