Кас понятие цель и порядок проведения предварительного судебного заседания

Обновлено: 23.04.2024

На этапе подготовки дела к судебному разбирательству судья может назначить предварительное судебное заседание. Согласно ст. 152 ГПК предварительное заседание проводится не по всем делам. Вопрос о необходимости такого заседания решается судьей, осуществляющим подготовку дела к судебному разбирательству (п. 13 ст. 150 ГПК).

Проведение предварительного судебного заседания на этапе подготовки призвано способствовать оперативности процесса, а также гарантировать законность при осуществлении процессуальных прав сторонами. Это обеспечивается процессуальной формой судебного заседания. Предварительное заседание, исходя из ст. 152 ГПК, проводится в целях, которые можно разделить на две группы:

— осуществления подготовительных действий: определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела; определение достаточности доказательств;

— осуществления действий, не относящихся к подготовке дела к судебному разбирательству: а) процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, направленных на окончание дела; б) исследование обстоятельств, имеющих значение для дальнейшего движения дела (установление фактов пропуска срока исковой давности и сроков обращения в суд, причин пропуска таких сроков).

Предварительное судебное заседание для целей, выделенных в первую группу, может проводиться по сложным делам, при возникновении трудностей с определением предмета доказывания по делу, для контроля суда над объемом доказательств, решения вопроса об истребовании доказательств. При необходимости на рассмотрение в предварительном заседании могут быть вынесены другие вопросы, перечисленные в ч. 1 ст. 150 ГПК, и иные процессуальные вопросы.

Если при подготовке дела обнаружена ошибочность его возбуждения (когда у заявителя отсутствует право на предъявление иска) либо он не выполнил условия реализации этого права, судья выносит определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения. Обнаружив наличие обстоятельств, служащих основанием для прекращения дела (ст. 222 ГПК), либо оставления заявления без рассмотрения (абз. 2–6 ст. 220 ГПК), либо приостановления производства (ст. 215, 216 ГПК), судья назначает предварительное судебное заседание для установления этих обстоятельств с помощью имеющихся доказательств. Стороны должны быть осведомлены об этих обстоятельствах и предупреждены о последствиях прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения. Судья обязан проконтролировать правомерность осуществления таких распорядительных действий, как отказ истца от иска, заключение сторонами мирового соглашения, и разъяснить процессуальные последствия этих действий. Заявление об отказе истца от иска отражается в протоколе судебного заседания, а мировое соглашение приобщается к материалам дела.

В предварительном судебном заседании рассматривается возражение ответчика относительно пропуска без уважительных причин срока исковой давности. Но для установления факта пропуска срока исковой давности суду нужно установить факты материально-правового значения, например о наличии (отсутствии) основания возникновения обязательства, о моменте его возникновения и других, поэтому такие вопросы не могут разрешаться в предварительном судебном заседании, а исследуются при судебном разбирательстве. В предварительном заседании ответчик может возражать против рассмотрения дела по существу также ссылаясь на неуважительность причин пропуска сроков обращения в суд, установленных законом (например, ст. 256, 260 ГПК). В обоих случаях судья выносит решение. Решение суда об отказе в иске без исследования иных обстоятельств дела может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Процессуальный порядок проведения предварительного судебного заседания обусловлен его подготовительными целями.

Такое заседание не связано с рассмотрением и разрешением дела по существу, то есть в нем не должны исследоваться доказательства, устанавливаться факты материально-правового значения, взаимное положение субъектов спора и другие вопросы, относящиеся к сути правового конфликта.

Предварительное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку дела к судебному разбирательству.

Такое заседание проводится с участием истца, ответчика, лиц, предъявивших заявление в защиту чужих интересов, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, их представителей.

В соответствии со ст. 155.1 ГПК участие сторон в предварительном судебном заседании может быть обеспечено за счет использования систем видеоконференц-связи.

В предварительном судебном заседании стороны могут заявлять ходатайства, представлять суду доказательства, копии материалов дела ответчику, излагать свои доводы по всем возникающим вопросам. При этом стороны вправе обосновывать свою позицию ссылкой на представленные ими доказательства и на нормативные акты. Указанные действия, в отличие от действий в судебном разбирательстве, не обязательно должны осуществляться в строгой последовательности, закрепленной законом; они направлены на уточнение позиций сторон и определение перспектив дела.

Статья 129. Срок проведения предварительного судебного заседания

Предварительное судебное заседание должно быть назначено и проведено в течение десяти дней со дня открытия производства по делу.

1. С учетом изменений, внесенных в п. 4 ч. 5 ст. 122, ч. 7 ст. 130 ГПК, проведения предварительного судебного заседания не является необходимым. Одновременно в. 129 ГПК изменилась лишь относительно срока проведения заседания, он сократился с месяца до 10 дней. То, что оно "должно быть назначено", в норме осталось. По нашему мнению, из системного толкования указанных норм и учитывая цель законодателя сократить сроки рассмотрения дел, следует исходить из того, что предварительное судебное заседание является факультативной процессуальным действием и проводится только в случае, если судья сочтет это необходимым.

2. Если судья решил провести предварительное судебное заседание, оно должно быть проведено в десятидневный предельный срок. Этот срок исчисляется со дня вынесения постановления об открытии производства по делу. Суды должны учитывать сокращенные сроки рассмотрения некоторых категорий дел (часть первая статьи 157 ГПК), поэтому предварительное судебное заседание следует назначить и проводить в такой срок, чтобы обеспечить их своевременное рассмотрение.

Упомянутый в статье срок касается только даты предыдущего судебного заседания и не распространяется на проведение судом процессуальных подготовительных действий, предусмотренных в главе 3 ГПК. Этой нормой суду предоставляется возможность самостоятельно определять время, когда дело будет готово для рассмотрения его по существу. И это логично, поскольку невозможно предусмотреть срок, в течение которого смогут быть выполнены подготовительные действия, если, например, придется провести их в полном объеме. Кроме того, глава 3 ГПК не ограничивает суд предусмотренными в ней процессуальными действиями, пп. 8 п. 6 ст. 130 ГПК уполномочивает суд совершать и другие действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству. Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения целей этой стадии суд не может и не должен быть ограничен временными рамками. Он обязан, используя имеющиеся процессуальные средства, уделить достаточно внимания спора, будет предметом судебного разбирательства по существу. И понятно, что когда для суда будут установлены временные рамки для проведения подготовительных действий, то вся подготовительная процедура превратится в процессуальную формальность и не будет способствовать правильному и быстрому разрешению дела.

С другой стороны, неопределенность временных границ может привести к ситуации, когда дело будет затягиваться по разным причинам и судья сознательно не назначать дело к рассмотрению, зная, что за это не предусмотрено никаких санкций.

КАС РФ Статья 138. Предварительное судебное заседание

1. Предварительное судебное заседание проводится в целях:

1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

2) определения достаточности доказательств по административному делу;

3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства, в том числе путем использования примирительных процедур.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Указанные лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 142 настоящего Кодекса либо системы веб-конференции в соответствии со статьей 142.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители либо в случае обязательного ведения дела с участием представителя только представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

4. В предварительном судебном заседании суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

5. В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

5.1. В предварительном судебном заседании может быть разрешен вопрос о передаче дела, принятого судом к своему производству, в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

6. После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

7. О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со статьями 205 и 206 настоящего Кодекса.

Подборка наиболее важных документов по запросу Предварительное судебное заседание кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предварительное судебное заседание кас

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 135 "Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству" КАС РФ "Доводы, касающиеся непроведения судом предварительно судебного заседания, основаны на неправильном понимании нормы права, поскольку согласно п. 11 ч. 3 ст. 135 КАС РФ предварительное судебное заседание назначается не по каждому административному делу, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 138 КАС РФ. Вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания относится к компетенции суда."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" "В соответствии с п. 15 и п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 по смыслу части 2.1 статьи 113 ГПК РФ, частей 1 и 6 статьи 121 АПК РФ, части 8 статьи 96 КАС РФ под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства. Наряду с размещением судебных актов (копий судебных актов) в режиме ограниченного доступа информация о времени и месте судебных заседаний, тексты судебных актов размещаются судом в порядке, предусмотренном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предварительное судебное заседание кас

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Групповой иск: сравнительный анализ нормативных конструкций АПК, ГПК и КАС РФ
(Долганичев В.В.)
("Закон", 2021, N 2) В-третьих, одной из главных новелл ГПК и АПК РФ стало закрепление процедуры сертификации группы, осуществляемой в рамках предварительного судебного заседания. В КАС РФ такие положения отсутствуют. Однако из толкования норм ст. 42 КАС и разъяснений Верховного Суда РФ можно заключить, что в административном судопроизводстве сертификация группы тоже проводится, только вне рамок предварительного заседания. Также по-разному сформулированы последствия несертификации группы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Стадии судебного разбирательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Согласно ч. 1 ст. 138 КАС РФ предварительное судебное заседание проводится в целях:

Нормативные акты: Предварительное судебное заседание кас

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2020)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" 58. При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе провести предварительное судебное заседание. Такое заседание может быть назначено при возникновении необходимости уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; определения достаточности доказательств по административному делу; выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (пункт 11 части 3 статьи 135, часть 1 статьи 138 КАС РФ).

Согласно п. 11 ч. 3 ст. 135 КАС суд разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, из чего можно сделать вывод, что проведение предварительного судебного заседания не является обязательным по всем административным делам. В арбитражном процессе предварительное судебное заседание проводится по всем делам, кроме тех, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства.

Согласно ст. 138 КАС предварительное судебное заседание проводится в целях:

1. уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

2. определения достаточности доказательств по административному делу;

3. выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

4. процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

5. выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Иными словами, во время предварительного судебного заседания проверяется готовность дела к рассмотрению, а также устраняются имеющие место вопросы.

В частности, в предварительном судебном заседании обсуждается вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон. Причем в этом случае неявка лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, является препятствием для утверждения такого соглашения. Суд, проверив условия соглашения о примирении сторон, выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении. Указанные определения суда могут быть обжалованы. В арбитражном процессе мировое соглашение утверждается исключительно в основном судебном заседании. Поэтому прекращение производства по делу, за исключением прекращения ввиду утверждения мирового соглашения, возможно в предварительном судебном заседании.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Суд извещает лиц, участвующих в деле, их представителей о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. КАС предусматривает возможность участия указанных лиц в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

При проведении предварительного судебного заседания ведется протокол.

В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители (в случае обязательного ведения дела с участием представителя - только представители) вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

В предварительном судебном заседании суд вправе совершать следующие действия:

· приостановить производство по административному делу, если есть на то основания, предусмотренные ст. 190 и 191 КАС;

· прекратить производство по административному делу полностью или в части, если имеются на то основания, предусмотренные ст. 194 КАС;

· оставить административное исковое заявление без рассмотрения (ст. 197 КАС), за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

Вслед за ГПК КАС вводит правило о возможности в предварительном судебном заседании выяснять причины пропуска административным истцом установленного законом срока обращения в суд. Если суд установит факт пропуска указанного срока без уважительной причины, то принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. В этом случае требуется рассмотрение данного вопроса в основном судебном заседании коллегией судей. В АПК не предусмотрена возможность отказа в удовлетворении иска ввиду пропуска срока исковой давности в предварительном судебном заседании. Данный вопрос подлежит исследованию в основном судебном заседании.

КАС предусматривает два возможных варианта завершения предварительного судебного заседания. Во-первых, суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому. В качестве обстоятельств, препятствующих переходу из предварительного судебного заседания в основное, могут выступать следующие: дело должно быть рассмотрено коллегиальным составом судей; лица, участвующие в деле, их представители не были надлежащим образом извещены и пр.

Во-вторых, суд выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству. В данном определении указывается на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены самостоятельные определения, а также устанавливаются время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

В арбитражном процессе предусмотрена возможность перехода из предварительного судебного заседания в основное. Согласно ч. 4 ст. 137 АПК в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания. Если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований ч. 4 ст. 137 АПК.

При наличии возражений лиц, участвующих в деле, относительно продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции суд назначает иную дату рассмотрения дела по существу, о чем указывает в определении о назначении дела к судебному разбирательству.

1. Предварительное судебное заседание проводится в целях:

1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

2) определения достаточности доказательств по административному делу;

3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

2. Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Указанные лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 142 настоящего Кодекса.

3. В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители либо в случае обязательного ведения дела с участием представителя только представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

4. В предварительном судебном заседании суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

5. В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

6. После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

7. О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со статьями 205 и 206 настоящего Кодекса.

Понятие и виды примирительных процедур

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) - это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);

поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);

исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);

гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 "О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды" предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: