Какие изменения произошли в рамках реализации принципов правового государства

Обновлено: 28.04.2024

Проблемам становления и развития правового государства в юридической, философской, политологической литературе уделяется в последние годы большое внимание. При этом важно иметь в виду, что содержащееся в статье 1 Конституции РК положение о том, что наша страна утверждает себя правовым государством, означает стремление Казахстана к правовому государству, осознание того, что этот путь достаточно сложный и тернистый [1]. Важнейшим принципом правового государства является принцип верховенства права.

Существуют различные взгляды, точки зрения относительно определене права. Полагаем, что выражением правовых ценностей является такой "позитивный" документ как демократическая по своей сути Конституция. Для правового государства характерна "связанность" государственных органов, должностных лиц не только актами, обладающими более высокой юридической силой, но и собственными юридическими актами. В этой связи важно обеспечить "выстраивание" всей иерархии правовых актов в соответствии с Конституцией, смысл которой, ее толкование и применение должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами правового государства. Одним из важнейших органов, призванных обеспечивать верховенство Конституции является Конституционный Совет.Конституционный Совет дает толкование Конституции РК в целях единообразного понимания смысла конституционных норм. Приведем пример. Так, 8 января 2009 года Конституционный Совет РК принял к рассмотрению обращение Президента страны о проверке на соответствие Конституции Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений», принятого Парламентом 26 ноября 2008 года и представленного на подпись Главе государства 2 декабря 2008 года. 10 февраля 2009 года состоялось заседание Конституционного Совета РК по рассмотрению обращения Президента страны о проверке конституционности Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам вероисповедания и религиозных объединений».

Тем самым будет поставлена окончательная точка по поводу закона, вызвавшего дискуссию в казахстанском обществе [2]. Правовое государство базируется на разделении и взаимодействии властей. Наиболее отчетливо этот принцип реализуется в законотворческой сфере. Это касается не только принятия Парламентом и подписания Президентом законов, но и области международно-правовых отношений (подписание международных договоров Главой государства и их ратификация Парламентом) и т.д., но и в разграничении сферы законодательного регулирования.

В правовом государстве, т.е. таком, где есть эффективное управление, одним из важнейших является принцип непридания актам, устанавливающим или усиливающим ответственность, обратной силы. Эта основополагающая идея правового государства закреплена в 77 статье Конституции РК, которая гласит: «Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон». И хотя в данной норме речь идет о законах, однако указанный принцип имеет универсальный характер и распространяет свое действие на все действующее законодательство.

В связи с проблемами в финансовой и экономической области в мировом масштабе, на наш взгляд, Конституционным советом и органами прокуратуры должна быть проведена контрольная проверка основных нормативных правовых актов по поводу соблюдения данного принципа.Отступление от принципа недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение участников общественных отношений, приводит к нарушению других принципов правового государства, а значит, прав и свобод граждан. В этом случае нарушается принцип доверия гражданина государству. Государство, по существу, произвольно посягает на уже приобретенные и охраняемые права. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства – это принцип, важнейшими элементами которого являются разумная стабильность регулирования правовых отношений, недопустимость произвольного изменения законодательства, установление оптимального периода для адаптации граждан, субъектов хозяйствования к новым правовым правилам. Усилия органов законодательной, исполнительной и судебной власти должны быть направлены на утверждение в повседневной практике не только такого важнейшего принципа, как запрещение обратной силы закона, но и на поддержание доверия гражданина к государству при осуществлении его органами правотворческой функции, а также защиту приобретенных прав.

Важнейшим требованием оптимального управления является принцип информированности граждан о принятых актах законодательства. Согласно ст. 4 Конституции РК «Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения».В связи с этим полагаем положительным усилия государственной власти по развития электронного правительства и развития компьютерной грамотности казахстанских граждан.

Выскажем собственное мнение по поводу развития электронного правительства в РК. На сегодняшний день в РК уже существуют электронные веб-сайты каждого отдельного акимата, где каждый может получить необходимую информацию о том или ином регионе, либо поставить интересующие вопросы главе исполнительного органа – акиму области. В научном обществе англосаксонских стран используется термин «электронное правление» как «менеджериалистический» стиль управления, делающий основной упор на информационно-технологическую составляющую во взаимодействии с гражданами как с клиентами, чьи запросы к государству должны быть удовлетворены [3, c.70]. В ряде стран Азии подчеркивается особая роль «электронного управления» на основе общественного доверия к государству и признания его компетентности в вопросах определения и реализации потребностей граждан, в том числе благодаря информационно-технологической составляющей государственного управления. В Скандинавских странах принята концепция «электронного демократического правления», в которой подчеркивается особая роль граждан в принятии государственных решений на всех уровнях: местном, региональном, и общегосударственном [3, c.71]. В наиболее широком смысле под электронным правительством понимается «применение информационно-коммуникационных технологий», в частности технологии Интернет, для оптимизации государственного управления. В то же время зачастую в понятие электронного правительства вносятся идеологические моменты.

Так, по мнению консультационной, компании Gartner Group, электронное правительство представляет собой «трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов» [4, c.51]. Здесь также немаловажным вопросом является значение электронного правительства в качестве рычага для снижения уровня коррупции. Эта идея получило широкое признание, как в научных разработках, так и в политическом дискурсе. В то же время сама связь электронного правительства и коррупции оценивается на интуитивном уровне и не становится предметом самостоятельных исследований [5, c.48]. Для политической практики характерно, что снижение коррупции воспринимается не как цель, а скорее как дополнительный положительный эффект, «бонус» для государств, реализовавших проекты электронного правительства.Это подтверждает в частности анализ программ развития электронного правительства, принятых в различных государствах: среди целей внедрения электронного правительства декларируется прежде всего повышение качества оказываемых услуг, снижения затрат, а также повышение уровня участия граждан в управлении государством и развитие демократии, но никак не снижение коррупции [6, с.36]. Суть электронного правительства заключается в переводе государственных услуг в режим онлайн, что уже само по себе предполагает минимизацию личного контакта между гражданином и чиновником.

По мере реализации проектов электронного правительства: сокращается количество контактов гражданина и представителей государства (принцип «одного окна» предполагает оказание всех необходимых государственных услуг в одном месте); меняется характер этих контактов: «местом встречи» чиновника и гражданина все чаще становится веб-портал; изменится и характер самих государственных услуг: в условиях электронного правительства они приобретают стандартизованный, деперсонализованный характер, что снижает возможности применения коррупционных механизмов. «Обезличенное общение чиновника и гражданина, позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов - вот конечная цель создания электронного правительства» [7].

Другим важным моментом в этом вопросе является существенное сокращение дискреционных полномочий чиновников. Это связано с тем, что внедрение информационных технологий независимо от политической воли, в силу технологических моментов требует формализации всех административных процедур и разработки единого четкого алгоритма принятия решений. В наиболее полной форме данная тенденция должна отразиться в разработке так называемых электронных административных регламентов (ЭАР). Идея ЭАР заключается в упорядочении административных полномочий и формализации основных административных процессов [5, с. 53]. При этом программа электронного правительства и электронного акимата должна стать действенным механизмом в руках каждого гражданина. В городе Алматы разработана городская целевая программа «Создание электронного акимата города Алматы на 2006 – 2008 годы». Данная программа была утверждена в конце 2005 г. Так, в настоящее время оказываются две информационные услуги – это справочная информация об акимате на веб-сайте almaty.kz/ и справки о границах избирательных участков. Кроме того, существуют интерактивные приемы обращений граждан в виде вопросов акиму на сайте, или «электронная приемная», поисковая система по ведомственной информации участников Единой информационной системы, и транзакционные услуги – регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства и справки об адресе регистрации проживания жителей города юридическим лицам. Вместе с тем в ближайшее время планируется предоставление девяти новых электронных услуг, в том числе прием заявок на получение (покупку) земли, прием административных штрафов и коммунальных платежей, а также размещение на электронной карте города слоев по заявкам организаций для размещения информации о расположении банкоматов, заправок, аптек и т.д. [7].

Закрепление в законодательстве прав граждан и их реализация должны иметь стабильный характер. Гражданин должен быть уверен, что он не подвергнется таким правовым последствиям, которые он не мог предвидеть в момент принятия своего решения. Провозглашение Республики Казахстан как социального государства предполагает, исходя из природы такого государства, с одной стороны, защиту от неблагоприятного воздействия рынка наиболее уязвимых слоев населения, а с другой стороны, содействие развитию экономической активности граждан, преодолению иждивенческих настроений в социальной сфере. Поэтому важнейшим правилом правотворческой деятельности должно стать прогнозирование последствий принятия правовых решений, к какой бы области оно не относилось (пенсионная система, труд, уголовная или административная ответственность и т.п.). Безусловно, право не должно быть "всепроникающим". В основе правового регулирования надо шире использовать не разрешительный, а запретительный порядок, т.е. не перечислять, что можно сделать, а указывать, от чего гражданин должен воздерживаться.Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов.

Актуальными являются: адекватность правового регулирования потребностей общественного развития, предсказуемость развития права, равенство всех перед законом и судом, гарантированность правосудия (право на объективный, беспристрастный и независимый суд), право на квалифицированную юридическую помощь, на презумпцию невиновности, прогнозирование последствий принятия нормативных актов. Для правового государства характерно создание отлаженного механизма восстановления нарушенного права. Суд действительно должен быть независимым, беспристрастным и компетентным. Этому содействует бессрочный характер назначения судьи на должность, т.е. на постоянной основе. Вместе с тем полагаем, что увлечение анализом причин так называемой судебной волокиты уводит часто в сторону от решения другой, самой важной задачи – правильности отправления правосудия. Надо бояться не отмены судебных постановлений, а сохранения неправосудных постановлений.

Вот над этим надо всем вместе работать. Конечно, пока судебное постановление не отменено, оно должно исполняться. Другого утверждения быть не может. В случае вынесения судом или иным государственным органом решения, основанного на акте, впоследствии признанном неконституционным, оно подлежит пересмотру в зависимости от того, с какой даты такой нормативный правовой акт признан Конституционным Советом не имеющим юридической силы. В этом случае пересмотр дел судами может осуществляться в порядке, предусмотренном для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список литературы

1 Сапаргалиев Г.С. Конституционное право РК. – Алматы, 2008. – 345 с.

2 Решения Конституционного Совета // Ресурсы Интернет

3 Стырин Е.М. Региональное электронное правительство в России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2006. - № 1. – С. 70 – 96.

5 Солодов В.В. Е-Government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 21.– 2006. - № 1. – С. 47-70.

6 Мониторинг и оценка «электронных правительств». Компания «Процесс Консалтинг». – М., 2003. – 201 с.

Ерофеев Е. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину? // Connect. – 2004. - № 4. – С. 23-30.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержа­тельная сторона); а также наиболее последовательное связывание с помо­щью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел конституционное закрепление в ст.2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью». Главное предназначение правового государства - гарантировать каж­дому гражданину возможность всестороннего развития личности. При этом права челове­ка и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

Второй принцип реализуется с помощью следующих способов и средств.

1. В рамках правового государства особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека – самое главное в понимании природы правового государства.

В правовом госу­дарстве закон, принятый верховным органом власти при строгом со­блюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются пред­ставителями народа и выражают соответственно общественные инте­ресы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министер­ствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом в России действует последний, как обладающий высшей юридической силой.

2. Ограничение государственной власти через реализацию прав и свобод че­ловека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противове­сов», правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Так как государство само себя никогда не ограничит, то ограничение его власти возможно только посредством другой власти, с которой государство не может не считаться. В качестве такой власти выступают пра­ва человека и гражданина, которые являются своеобразным про­явлением власти личности, волей гражданского общества. Только осознание необходимости инициативного поведения граждан смо­жет стать гарантией приоритета прав человека и граждани­на как высшей ценности над правами государства.

3. Правовое государство опирается на принцип разделения властей, который в современной интерпретации имеет три акцента: социальный, политический и юридический. С точки зрения социальной, разделение властей обусловливается разделением общественно необходимого труда по осуществлению властных функций, его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения властей заключается в демонополизации власти, рассредоточении ее по различным участкам и рациональной организации. Юридический аспект разделения властей реализуется через конституционное закрепление важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение ветвей власти.

Система «сдержек и противовесов», установленная в российской Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, ис­полнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль при­зван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необхо­димости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законода­тель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демокра­тическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импич­мент, запрет ответственным работникам исполнительных органов из­бираться в состав законодательных структур, заниматься коммерчес­кой деятельностью. Важным средством контроля правительства является принятие бюджета и контроль со стороны парламента за его выполнением.

Демократический характер судебной власти реализуется через общественный контроль, характерной особенностью которого является гласное судопроизводство. Объективно-критический взгляд общественности – это эффективная форма демократического контроля. Суд обязан исходить не из принципа целесообразности, а из неукоснительного приоритета закона. Для демократического суда характерны следующие правила, общепринятые в практике судопроизводства: презумпция невиновности, необратимость закона, сомнения – в пользу обвиняемого, добровольное признание вины нуждается в доказательствах, один свидетель – не свидетель, нельзя быть судьей в собственном доме. Важной предпосылкой торжества законности является право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства. Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Способствовать ограничению государственной власти может также федерализм. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти вертикальным и тем самым становится средством ограни­чения государственной власти, системой сдержек и противовесов. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контроли­ровать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произво­ла в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений федерализм может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.

5. Взаимная ответственность государства и личности - еще один способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равно­правных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотруд­ничестве и ответственности.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, кото­рый выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от огра­ничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедли­вость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конститу­ции Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограниче­ния и обязуется подчиняться общим установлениям государства. При­менение государственного принуждения должно носить правовой ха­рактер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью долж­ны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и пра­вовой культуры, наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и некоторые другие. По своей сути все принципы правового государства являются такими ограничениями, которые укрепляют позицию законной и легитимной власти.

Суть правового государства заключается в разрушении монопо­лии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной лич­ности. Подлинное правовое государство создает условия для того, чтобы граждане воспринимали себя активными участника­ми политического процесса, усиливали позитивные и снижали негативные свойства го­сударственности.

Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов;

внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права; разделение властей;

высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

недопущение монополизма в политике и экономике;

единство прав и обязанностей граждан;

взаимная ответственность человека и государства;

наличие развитого гражданского общества.

Принципы – это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель государства, которое могло бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права. А) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и закона.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

1. гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

2. экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствлевания и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

3. налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

5. до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании НПА и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. Более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения. До второй половины XX в. характерно сочетание правового принципа с социальным, что даёт формулу социального правового государства.

Ряд идей о правовом государстве получил в античном мире., затем они формулировались в эпоху переходного периода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Цицерон «Государство»: государство – это дело народа. Эти идеи получили развитие в трудах Спинозы, Гоббса, Локка (государство – это сопротивление всякому произволу), Вольтера, Монтескье, Руссо. Кант – объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Но он не употреблял термина правовое государство. Главнымпризнаком по Канту – верховенство закона. Термин «правовое государство» ввёл немецкий учёный Моль. В России распространителями данного термина были Чичерин, Новгородцев, Коркунов, Кистяковский. Отношение К. Маркса – негативное, так как он полагал, что государство отомрёт при коммунистическом строе.

В Конституции современной России поставлена задача построения правового государства. Закреплены основополагающие принципы правовой государственности.

Гражданское общество и правовое государство немыслимы друг без друга. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «правовое общество». Первое намного старше второго. Становление гражданского общества это долгий и особый период истории человечества. Понятие гражданское государство формулировалось еще в Древнем Риме и Греции. Аристотель полагал, что государство – это совокупность граждан, гражданское общество. Он употреблял термины «государство» и « гражданское общество» как синонимы.

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его в «узде».

Гражданское общество – это такое общество, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государсто способствует динамичному развитию экономике и политической свободе, находтся под контролем общества, государствннная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.

Основными признаками гражданского общества являются:

Ø свобода (обеспечивается в полной мере тогда, когда индивид независим от государства, является собственником, не находится под полным контролем со стороны сословия, класса, семьи; самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации, свободно формулировать свои политические убеждения; права и свободы признаются и защищаются государством; существует гарантии прав и свобод человека, механизм их защиты)

Ø плюрализм (наличие в обществе различных классов, слоёв, социальных грунн, имеющих собственные (порой отличающиеся) интересы, наличием политических сил, выражающих эти интересы, свободной конкуренции политических сил, структурированностью политической системы, достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей, отсутствием обязательной государственной идеологии)

Ø открытость (информационной свободы, свобода мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны)

Ø правовой характер (им обладает общество, где имеет место быть правовое государство, то есть государство основанное на праве, соблюдении конституции, законов, подзаконных актов)

Ø самоуправляемость и саморазвитие (индивиды, классы, социальные группы устанавливают самостоятельно взаимоотношения и самостоятельно регулируют их. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра)

Структура гражданского общества:

Экономическая (совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества: отношения собственности, производства материальных и нематериальных благ, распределения, обмена, потребления, частные, ГУПы, МУПы, и иные юридические лица, физические лица и иных социальные институты)

Политическая (совокупность институтов и отношений в рамках, которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть: государство, политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.; политические отношения между элементами данной системы, политическое сознание, нормы, традиции, право)

Социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними: межличностные отношения, семья – ячейка общества, большие социальные общности людей, связанные друг с другом общими интересами; отношения между крупными социальными группами)

Информационная (совокупность непосредственно информации, СМИ, предприятий, учреждений, организаций, граждан, осуществляющих информационную деятельность)

Духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование, отношения, связанные с образованием; образовательные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие (научные, культурные, религиозные) отношения и институты.

Приведённые системы составляют только основу гражданского общества –многогранного явления в структуру которого входит много элементов( обычаи, нормы и др.)

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержательная сторона); а также наиболее последовательное сдерживание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Главное предназначение правового государства - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. При этом права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

Демократия, так же как и правовое государство, не представляется возможной без свободы человека, реализации которой служат политические институты при условии, если они не просто законны, но и легитимны. Свобода процветает только в том случае, если обществу удается создать институты, обеспечивающие ее стабильность и продолжительное существование. По мнению Ральфа Дарендорфа, «институты - это рамки, в которых мы осуществляем свой выбор, например экономическое процветание. Институты гарантируют нам соблюдение наших прав, следовательно, - социальную справедливость. Если мы хотим, чтобы как можно большее число людей имело лучшие шансы в жизни, мы должны добиваться этого через институты, не переставая оттачивать и совершенствовать эти структуры».

Второй принцип реализуется с помощью следующих способов и средств.

1. В рамках правового государства особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека - самое главное в понимании природы правового государства.

В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются представителями народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом в России действует последний, как обладающий высшей юридической силой.

2. Ограничение государственной власти через реализацию прав и свобод человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Так как государство само себя никогда не ограничит, то ограничение его власти возможно только посредством другой власти, с которой государство не может не считаться. В качестве такой власти выступают права человека и гражданина, которые являются своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества. Только осознание необходимости инициативного поведения граждан сможет стать гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

3. Правовое государство опирается на принцип разделения властей, который в современной интерпретации имеет три акцента: социальный, политический и юридический. С точки зрения социальной, разделение властей обусловливается разделением общественно необходимого труда по осуществлению властных функций, его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения властей заключается в демонополизации власти, рассредоточении ее по различным участкам и рациональной организации. Юридический аспект разделения властей реализуется через конституционное закрепление важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение ветвей власти. Система «сдержек и противовесов», установленная в российской Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он может блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Важным средством контроля правительства является принятие бюджета и контроль со стороны парламента за его выполнением.

Демократический характер судебной власти реализуется через общественный контроль, характерной особенностью которого является гласное судопроизводство. Объективно-критически й взгляд общественности - это эффективная форма демократического контроля. Суд обязан исходить не из принципа целесообразности, а из неукоснительного приоритета закона. Для демократического суда характерны следующие правила, общепринятые в практике судопроизводства: презумпция невиновности, необратимость закона, сомнения - в пользу обвиняемого, добровольное признание вины нуждается в доказательствах, один свидетель - не свидетель, нельзя быть судьей в собственном доме. Важной предпосылкой торжества законности является право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства. Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Способствовать ограничению государственной власти может также федерализм. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти вертикальным и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений федерализм может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.

5. Взаимная ответственность государства и личности - еще один способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности.

Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», - гласит ст. 2 Конституции Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из выше приведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры, наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и некоторые другие. По своей сути все принципы правового государства являются такими ограничениями, которые укрепляют позицию законной и легитимной власти.

Суть правового государства заключается в разрушении монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. Подлинное правовое государство создает условия для того, чтобы граждане воспринимали себя активными участниками политического процесса, усиливали позитивные и снижали негативные свойства государственности.

Идея правового государства, зародившаяся во времена античной древности, продолжает свое развитие и сегодня. Считается, что пока ни одной стране не удалось в полной мере воплотить все гуманистические принципы свободы и независимости личности, создать систему управления, построенную на основе верховенства закона.

Необходимость правового государства

Правовое государство – это цель развития любой страны. Но продвинуться в понимании способов его построения ученым-юристам мешают четыре момента:

  1. попытки разграничить социальный и капиталистический подходы к рассмотрению данного вопроса;
  2. ориентация на труды античных философов;
  3. влияние идеи марксизма;
  4. неопределенность принципов функционирования органов власти.

Теория правового государства имеет собственные ценности, никак не связанные с буржуазной или социалистической идеологией. Античные города также не могут служить примером, поскольку они были основаны на бесправном труде рабов, чья свобода откровенно попиралась.

Многие ученые сводят понимание сущности правового государства к соблюдению и защите интересов гражданского общества, которое понимается как единственный источник власти. Поэтому население может контролировать деятельность исполнительных и законодательных органов. При таком взгляде государство воспринимается как институт, полностью подчиненный обществу, обслуживающий его интересы.

К характеристике правового государства нельзя подходить только с позиций соблюдения законности, при этом необходимо учитывать целый ряд социально-экономических и политико-правовых и факторов, способных повлиять на развитие гражданского общества в стране.

Выделяют следующие основные задачи правового государства:

  1. обеспечение соблюдения законов;
  2. защита прав и свобод каждого человека;
  3. справедливое разрешение конфликтов, возникающих в обществе;
  4. гарантия правопорядка и безопасности.

Органы государственной власти могут оказаться как орудием насилия, так и способом защиты прав людей. Если властные структуры учреждены гражданским обществом и подконтрольны ему, то исключаются и возможные злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Для построения правового государства необходима демократическая форма правления. Кроме того, население страны должно обладать высоким уровнем юридической грамотности, развитым самосознанием и экономической независимостью. Следует помнить, что по-настоящему правовым может быть лишь государство, обладающее достаточным авторитетом для защиты своих интересов на международной арене.

Современным людям необходима власть, основанная на справедливости и гуманистических идеалах, но при этом достаточно сильная, чтобы суметь отстаивать свою позицию. Такой может быть лишь власть, учрежденная гражданским обществом.

Идея правового государства востребована в наши дни, поскольку она отвечает основным потребностям людей.


Социальное правовое государство

Многие ученые считают, что правовое государство обязательно должно быть социальным.

Впервые понятие «социальное государство» появилось в конце XIX века. Его ввел в научную терминологию немецкий ученый Л. Штайн. В труде «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии» По данной теме мы уже выполнили реферат ИГИПЗС подробнее он утверждал, что социальное государство должно неукоснительно следовать принципу равенства всех граждан перед законом, способствовать развитию и реализации их трудового и творческого потенциала, заботиться о благосостоянии и достатке населения.

Затем, в 1929 году, о необходимости построения социального правового государства заявил немецкий ученый X. Хеллер. Он видел в этом пути развития гражданского общества своеобразную альтернативу как буржуазной, так и коммунистической идеологии.

В Конституции ФРГ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция ФРГ подробнее и ряда других стран понятие «социальное правовое государство» закреплено юридически.

Данная модель государственного управления обладает следующими основными характеристиками:

  1. построение мирных взаимоотношений между различными нациями, классами и другими социальными группами населения;
  2. обеспечение достойного уровня жизни всех граждан;
  3. особая забота о представителях социально-незащищенных категорий: пенсионерах, инвалидах, сиротах, одиноких и больных людях;
  4. основное внимание вопросам социальной сферы: развитию здравоохранения, образования и культуры;
  5. признание человека высшей ценностью.

Правовое социальное государство – это провозглашенный многими учеными и общественными деятелями новый идеал формы организации власти. Он заключается в том, что система политических и правовых институтов страны реально обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод, гарантирует соблюдение баланса интересов всех классовых и социальных групп населения. И все это осуществляется на основе конституции и закона.

Формирование социальных правовых государств происходит в рамках общечеловеческого прогресса.

Формирование правового государства в России

Определить тип государства, сложившийся в современной России, достаточно сложно. В начале 90-х годов XX века с мировой политической арены окончательно исчезла такая социалистическая держава, как СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее . Наряду со становлением гражданского общества в нашей стране наметился и переход к построению правового государства.

В Конституции России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , которая была принята в 1993 году, имеется целый ряд положений, свидетельствующих об этом. Там утверждаются основные права и свободы личности, сформулированы принципы разделения властей и верховенства закона.

Но дальнейшая реализация стратегии развития правового государства в России пока не ясна. Переходный период завершился неопределенностью: на каких принципах в дальнейшем будет формироваться система управления в нашей стране окончательно не известно.

Для успешного построения правового государства необходимо решить ряд социально-экономических задач:

  1. развитие среднего и малого бизнеса;
  2. реформирование судебной системы;
  3. формирование правового самосознания у представителей подрастающего поколения;
  4. повышение ответственности должностных лиц и государственных органов за неправомерные деяния;
  5. противодействие коррупции.

При выполнении этих условий построение правового государства в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее станет возможным.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: