Какие изменения были произведены при объединении верховного суда и высшего хозяйственного суда

Обновлено: 28.04.2024

В судебной системе России произошло глобальное изменение. 6 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов (Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 4-ФКЗ). Теперь вместо двух высших судов в России будет создан один - Верховный суд РФ. Что явилось предпосылкой такого объединения и каковы его последствия? Эти вопросы мы адресовали автору.

- Если посмотреть глобально, то причин для объединения судов несколько. Первая и самая главная причина - это действующее противоречие в позициях двух высших судов. В частности, ранее зачастую Высший арбитражный и Верховный суды выносили разные решения по одним и тем же делам. Поэтому, чтобы разрешить данное противоречие и выработать единую судебную практику, законодатели решили упразднить суды. И передать функцию по рассмотрению экономических дел от Высшего арбитражного Верховному суду РФ.

Вторая предпосылка - это различная степень открытости судов и различающийся порядок судопроизводства. В частности, Высший арбитражный суд до объединения был более открытый, неоднократно публиковал свои решения. И отличался эффективной системой рассмотрения дел за счет технологий электронного документооборота (возможны были даже заседания в режиме онлайн). Верховный же суд характеризовался неполной публикацией и недоступностью своих судебных актов. Кроме того, электронное производство в нем не было развито. Соответственно, чтобы сделать судебную систему более эффективной, власти пошли на объединение двух высших судов. И создали единый суперсуд.

- Какие функции будут возложены на новый Верховный суд РФ и какие вопросы им будут рассматриваться?

- Верховный суд РФ станет высшим судебным органом по гражданским, административным и уголовным делам, а также по разрешению экономических споров (п. 1 ст. 2 Федерального конституционного закона РФ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, далее - Закон N 3-ФКЗ). В пределах своей компетенции он будет осуществлять следующие основные полномочия.

Во-первых, это надзор за деятельностью нижестоящих судов. Нижестоящими по отношению к Верховному суду РФ будут верховные суды округов, республик и арбитражные суды округов, субъектов и пр. Так вот, новый суд будет выявлять и исправлять допускаемые этими судами ошибки и пересматривать их решения.

Во-вторых, Верховный суд РФ будет рассматривать некоторые особые дела в качестве суда первой инстанции (п. 3-5 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ). К числу таких дел относятся административные дела по оспариванию нормативных и ненормативных актов президента, правительства, прекращению деятельности средств массовой информации, политических партий, религиозных организаций и пр. А также дела по разрешению экономических споров между федеральными и региональными структурами власти.

В-третьих, новый суд будет разъяснять нижестоящим судам вопросы применения законодательства, судебной практики и международных договоров (п. 7 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ).

Суть вопроса. Верховный и Высший арбитражный суды объединили. Теперь вместо двух высших судов в России будет создан один - Верховный суд РФ. Он будет рассматривать гражданские, уголовные и административные дела. А также дела по разрешению экономических споров (п. 1 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ).

- Скажите, а какое место будет отведено в Верховном суде РФ экономическим спорам?

- Разрешением экономических споров, ранее подсудных Высшему арбитражному суду РФ, будет заниматься специальная судебная коллегия в составе нового суда. Она будет называться коллегией по экономическим спорам. И в ее состав войдет 30 судей. Однако более подробно специфика данного подразделения будет известна немного позднее (подп. 7 п. 2 ст. 3 N 3-ФКЗ).

Обратите внимание! Новый Верховный суд будет рассматривать некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Это дела по оспариванию нормативных и ненормативных актов президента, правительства, прекращению деятельности СМИ, политпартий, религиозных организаций и пр. А также дела по разрешению экономических споров между структурами власти.

- Изменится ли как-то порядок обращения в новый Верховный суд РФ? Например, можно ли будет обратиться туда напрямую, минуя суды более низкой инстанции?

- В целом порядок не изменится. А значит, миновать суды более низкой инстанции не удастся. По-прежнему сначала нужно пройти нижестоящие суды. А только потом обратиться в Верховный суд РФ.

Например, фирмам и предпринимателям по спорам, связанным с их экономической деятельностью, сначала следует обратиться в арбитражный суд своего субъекта РФ. Если решение их не удовлетворит, то придется идти во вторую инстанцию - арбитражный апелляционный суд. Затем - в ФАС своего округа. И только потом - в Верховный суд РФ, который пересмотрит решение нижестоящего суда в порядке надзора.

Но по тем вопросам, которые Верховный суд будет рассматривать в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, можно будет обращаться в суд напрямую. Перечень таких ситуаций приведен в пунктах 3-5 статьи 2 Закона N 3-ФКЗ.

На заметку. Прийти в Верховный суд РФ минуя нижестоящие инстанции, нельзя. Однако по тем вопросам, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, можно обратиться напрямую.

- А можно оспорить решения Верховного суда РФ?

- Можно, но не все. Те дела, что Верховный суд РФ рассмотрит в качестве суда первой инстанции, можно пересмотреть во второй инстанции - в апелляционной и кассационной коллегиях, которые будут находиться в том же Верховном суде РФ. А вот решения, вынесенные Верховным судом РФ в порядке надзора, обжалованию не подлежат (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 3-ФКЗ).

Однако есть возможность обратиться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека. Этот суд принимает жалобы как от граждан, так и от юрлиц. Но следует учитывать, что Европейский суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к внутригосударственным судам и не может отменить либо изменить их позицию по определенному вопросу. Он выносит свое решение. При этом должна быть учтена особая специфика при обращении в этот суд. Так, в жалобе нарушителем интересов следует указывать государство. Обращения, направленные против частных лиц и фирм, Европейский суд не примет. Ну и, конечно, должно быть нарушено именно то право лица, что поименовано в Европейской конвенции по правам человека (Конвенция от 04.11.50).

- Понятно. А имеют ли прецедент решения нового Верховного суда РФ? То есть можно ли его решения, вынесенные в отношении конкретной ситуации, с уверенностью применять и к другим похожим ситуациям?

- Да. Несмотря на то что в России официально прецедент не является источником права (то есть вынесенное решение не распространяется на все аналогичные), суды нижестоящих инстанций могут ориентироваться на разъяснения судов высшей инстанции. В том числе и на разъяснения Верховного суда РФ.

- Когда начнет работать новый суд? И где он будет располагаться территориально?

- Верховный суд будет располагаться в Санкт-Петербурге. В Москве же будет создано его представительство. Оно будет обеспечивать постоянную связь суда с органами госвласти и способствовать в осуществлении судейских полномочий. Причем планируется, что в случае необходимости Верховный суд будет проводить заседания не только по месту своего пребывания, но и в других местах. Однако каким образом такая возможность будет работать, пока неизвестно.

Что касается срока, то теоретически заработать суд должен по истечении шестимесячного переходного периода, отсчитываемого с 15 февраля 2014 года (ст. 3 Закона N 4-ФКЗ). То есть во второй половине августа текущего года. Но как показывает практика, к указанному сроку следует отнестись скептически ввиду массы проблем, связанных с формированием нового судейского состава. А также с необходимостью внесения и принятия корректив в процессуальное законодательство.

Важное обстоятельство. Решения, вынесенные Верховным судом РФ в порядке надзора нижестоящих судов, обжалованию не подлежат.

- Ну и последний, самый, наверное, важный на данный момент вопрос. Куда обращаться за разрешением споров, пока единый Верховный суд не начал свою работу?

- Как я уже отметил, для передачи Верховному суду РФ полномочий Высшего арбитражного суда РФ предусмотрен шестимесячный переходный период. Но вопрос о том, как будет работать ВАС РФ в этот период, еще не разрешен. Поэтому пока предпринимателям и фирмам по вопросам, связанным со своей экономической деятельностью, в порядке надзора следует обращаться в Высший арбитражный суд РФ до его полного упразднения.

"Упрощенка", N 3, март 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.

Объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ прошло ударными темпами. Менее чем за год была разработана концепция объединения двух судебных систем. В августе 2014 года в России появился объединенный Верховный суд РФ.

Наличие двух судебных систем являлось избыточным. Тем более что обе они применяли в своей работе одни и те же кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс. Только суды общей юрисдикции использовали их для решения споров с физическими лицами, арбитражные - для разрешения дел компаний и индивидуальных предпринимателей. При этом позиции ВС и ВАС по целому ряду вопросов не совпадали. Устранить разночтения законов должно было объединение судов.

Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня. Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу. Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.

Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже. "Если мы не находили поддержки в судах общей юрисдикции, то имели надежду, что ВАС это поправит, - говорит Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании "Каменская & партнеры". - Теперь мы имеем единый суд, внутри которого идет дискуссия, кто и когда будет рассматривать дела и чья это будет компетенция. Эта дискуссия недоступна нам и мы не можем на нее влиять. Все происходит исключительно между коллегиями".

Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража. Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор.

В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными. Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.

Сейчас ведется работа по объединению баз данных дел ВС РФ и ВАС РФ. С ноября 2014 года проходил эксперимент по объединению электронных баз арбитражей и судов общей юрисдикции в двух регионах: Санкт-Петербурге и Самарской области. Программы ГАС "Правосудие" и системы арбитражей оказались совместимы. Поэтому начиная с 15 июля эту работу планируется начать по всей стране.

Постепенно появляются трансляции заседаний. Белгородская область была выбрана в качестве тестовой площадки для испытания оборудования, предназначенного для видеотрансляций судебных заседаний, 15 мая была проведена первая в России прямая видеотрансляция судебного заседания по системе ГАС "Правосудие".

Конечно, не обошлось и без недостатков. Объединение ВС РФ и ВАС РФ привело к увеличению общего срока рассмотрения дел. "Раньше мы знали, что можем пройти три инстанции и получить результат, теперь их восемь, - говорит Рустам Курмаев, партнер Goltsblat BLP. - Срок рассмотрения дела составлял 12-14 месяцев. Теперь он может достигать 2 лет".

Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже

Тем не менее эксперты отмечают, что российская юрисдикция постепенно становится более привлекательной. А именно это и было главной целью реформы. "Одна из задач реформы - это выстроить судебную систему таким образом, чтобы российская система стала конкурентоспособной", - говорит Иван Марисин, управляющий партнер московского офиса Quinn Emanuel. На возврат споров с российскими участниками в юрисдикцию РФ влияет общая международная обстановка. Последние годы в России набирала популярность англо-саксонская система. "До 60 процентов дел в высоком суде Англии были связаны с Россией", - отмечает Марисин. Но теперь увлечение английским правом снижается. "Когда оказывается, что эта система может быть очень жесткой, приходит разочарование", - поясняет эксперт. Кроме того, введение санкций сказалось и на работе судов. "Санкционная война приводит к тому, что не удовлетворяются иски стран, попавших под санкции", - поясняет Алексей Панич, партнер юридической фирмы "Герберт Смит Фрихилз СНГ ЛЛП".

По словам экспертов, тех, кто вернулся к рассмотрению дел в российской юрисдикции, ждет приятный сюрприз. "Все удивляются, насколько дешево можно рассмотреть дело в российской юрисдикции", - отмечает Валерий Еременко, партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Цены в РФ пока несопоставимы с зарубежными.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 28 февраля 2014 года и одобрен Советом Федерации 5 марта 2014 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон подготовлен в целях реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Законом о поправке к Конституции Российской Федерации предусматривается объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также передача вопросов осуществления правосудия, отнесённых к ведению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

В связи с этим Федеральным законом вносятся соответствующие изменения в законы Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», в федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О международных договорах Российской Федерации», «О судебных приставах», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О финансировании судов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации», в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Ряд положений указанных законов Российской Федерации и федеральных законов приводится в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом в положения законодательных актов, определяющих полномочия и статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вносятся изменения, направленные на передачу соответствующих полномочий новому Верховному Суду Российской Федерации, отдельные положения признаются утратившими силу.

Кроме того, Федеральным законом в соответствующие законодательные акты вносятся изменения, касающиеся порядка формирования Верховного Суда Российской Федерации, его новой структуры, полномочий Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

В то же время решаются вопросы организационного обеспечения (включая финансовое, материально-техническое и иное) арбитражных судов, которое возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. В связи с этим в Федеральном законе содержатся переходные положения, направленные на поддержание бесперебойного финансирования арбитражных судов.

Переходные положения Федерального закона также касаются вопросов полномочий представителей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в органах судейского сообщества.

Категории

Обратная связь

Судебная реформа: объединение Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Cуда

С 1 января 2014 вступают в силу положения Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), согласно которым, в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, планируется объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд (далее – ВХС), образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Так же в связи с совершенствованием судебной системы Республики Беларусь принят Указ Президента от 29.11.2013 №529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и Указ Президента от 29.11.2013 №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

Согласно положениям Декрета хозяйственные суды областей (г.Минска) будут переименованы в экономические суды областей (г.Минска) и будут являться частью системы общих судов. Полномочия ВХС, Пленума ВХС и Президиума ВХС, перейдут, соответственно, к Верховному Суду, Пленуму Верховного Суда и Президиуму Верховного Суда.

При этом принятые к рассмотрению судебными коллегиями Верховного Суда дела, будут рассматриваться в пределах компетенции в рамках суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии Верховного Суда смогут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела и в апелляционном порядке.

Поскольку одной из целей принятия Декрета было обеспечение единства судебной практики, последний абзац на наш взгляд требует дополнительных комментариев, так апелляционная инстанция рассмотрения дел в настоящий момент существует лишь в системе хозяйственных судов, и определяется главой 31 ХПК. Означает ли данная новелла Декрета то, что апелляционная инстанция появится и при рассмотрении нехозяйственных споров, сказать затруднительно, т.к. Декрет по этому вопросу содержит бланкетную норму, которая ссылается на пока еще не принятый нормативный правовой акт. Таким образом, дальнейшую судьбу данного института судопроизводства мы узнаем только с течением времени.

Указ Президента №530 с 01.01.2014г. унифицирует систему органов принудительного исполнения судебных постановлений, которую возглавит Министерство юстиции Республики Беларусь. При этом порядок исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов будет продолжать осуществляться в соответствии с процессуальным законодательством (гражданским или хозяйственным – в зависимости от вида правоотношений).

Стоит обратить внимание и на тот факт, что ВХС упоминается в Конституции Республики Беларусь, в этой связи может сложиться мнение, что рассматриваемая судебная реформа повлечет необходимость изменения Конституции. При этом реализация таких изменений потребует проведения референдума, т.к. ВХС упоминается, в том числе в Разделе IV Конституции, который в соотв. с ч.3 ст.140 Конституции может быть изменен только путем референдума.

При этом непосредственно Конституция не проводит разграничения полномочий Верховного суда и ВХС по вопросам принятия дела к производству, а ведь судебная реформа реализуется именно в этом направлении и, следовательно, для ее реализации изменения Конституции не требуется.

В подтверждение данного тезиса стоит привести положения ч.2 и ч.3 ст.109 Конституции, согласно которым система судов строится на принципах территориальности и специализации, а судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Проводимая судебная реформа, считаем, соответствует данным конституционным требованиям.

Кроме того нельзя и не отметить, что грядущая судебная реформа навряд ли станет панацеей от всех проблем существующих в системе правосудия, скорее даже наоборот – в течении определенного периода времени после вступления в силу принятых изменений, пока не выработается устойчивая правоприменительная практика, проблем, возможно, будет еще больше чем в настоящее время, и это в целом характерно для ситуации, когда новая правовая норма порождает новые общественные отношения, а не наоборот.

В этой связи, необходимо максимально полно проанализировать судебную практику предыдущих лет, постараться сохранить достигнутые позитивные наработки и предпринять меры по преодолению существующих негативных моментов. Причем особо хочется подчеркнуть, что только работы законодателя и суда в этом направлении будет явно недостаточно, большая ответственность лежит и на остальных участниках судебных правоотношений: сторонах, их представителях, специалистах, экспертах и др.

Константин Радьков, помощник адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

Под ред.: управляющего партнера, адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Валентины Завадской

партнера, адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Елены Плавинской

Законы об объединении ВАС РФ и ВС РФ подписаны Президентом РФ

В России появится единый высший судебный орган – Верховный суд РФ. Вчера Президентом РФ Владимиром Путиным подписаны соответствующие законы.

Напомним, что документы разработаны в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным российским судам. Он также призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

В свою очередь, Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" определены полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ. Сформированы основы его компетенции по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Как отмечается в справке к документу, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Уточнены функции Пленума, Президиума и Председателя ВС РФ. Суд формируется в составе 170 судей.

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ скорректированы отдельные нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Так, установлен перечень видов федеральных судов; предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ; вместо Военной коллегии ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ, а вместо Дисциплинарного судебного присутствия – Дисциплинарная коллегия ВС РФ.

В целях формирования первоначального состава ВС РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" предусматривается создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ.

Отбор кандидатов на должности судей ВС РФ будет осуществляться на конкурсной основе. Сформирован перечень должностей, в отношении которых проводится конкурс, и их количество. Установлены требования к кандидатам на должности судей, определена процедура проведения квалификационного экзамена и порядок производства в Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ.

Помимо этого, предусмотрены изменения в отношении прокуратуры РФ. Заместители Генпрокурора РФ теперь назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ и иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, за исключением прокуроров городов, районов и приравненные к ним прокуроров, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ вступили в силу сегодня (6 февраля 2014 года). Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.Так, Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ вступят в силу по истечении 180 дней.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: