Какие государственные органы имеют право распоряжаться секретными сведениями

Обновлено: 03.05.2024

Обычно считается, что государственную тайну положено знать только государственным служащим. Но это не совсем верно. Иногда с секретными сведениями сталкиваются и обычные люди, например, при работе с государственными заказами. Так что риск столкнуться в реальной жизни с такой информацией есть и у обычного гражданина нашего государства.

При ответе на вопрос «Что такое государственная тайна?» стоит понимать, что это сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если сведения наносят ущерб безопасности другого государства, государственной тайной они не являются. Считается, что каждая страна самостоятельно должна обеспечивать охрану информации, доступ к которой она ограничивает.

В каких же сферах можно встретить государственную тайну? Каких вопросов она касается?

В Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» определено, что государственную тайну составляют следующие сведения.

  1. В военной области к ним следует относить, например, информацию о численности российских войск, о состоянии их боевой готовности и вооруженном обеспечении.
  2. В области экономики, науки и техники засекречивают, как правило, сведения о тех достижениях науки и техники, разглашение которых может повлиять на безопасность государства.
  3. В сфере внешней политики и экономики примером служит информация о финансовой политике в отношении иностранных государств, за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности.
  4. В области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности относят, в частности, информацию о средствах и методах защиты государственной тайны, о лицах, которые сотрудничают на конфиденциальной основе с органами государственной власти.

Кто же относит сведения к секретным, а также присваивает им степень секретности («секретно», «совершенно секретно», «особой важности»)?

Засекречивать информацию имеют право исключительно органы государственной власти и учреждения, которым данные полномочия доверил Президент России. Об этом говорит Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Из данного документа следует, что относить сведения к государственной тайне имеют право не только силовые органы власти, такие как МВД России, ФСБ России, ФСО России, МЧС России, Минюст России, Минобороны России, но и другие ведомства, не связанные с правоохранительной и военной службами, например, Минфин России, Минэкономразвития России, Роскосмос, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России и Минтранс России.

Если Вы хотите узнать больше об актуальных вопросах защиты государственной тайны, то приглашаем на обучение в Приволжский институт повышения квалификации ФНС России по программам «Техническая защита информации. Организация защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну», «Техническая защита информации. Способы и средства защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, от утечки по техническим каналам», «Защита государственной тайны».

Подавайте заявки на обучение, мы ждем Вас!

А.Ю. Панов,
доцент кафедры социально-правовых дисциплин,
кандидат юридических наук, доцент

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац исключен. - Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац исключен. - Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

  • Раздел I. Общие Положения (ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
    • Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
    • Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
    • Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
    • Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
    • Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
    • Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
    • Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
    • Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
    • Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
    • Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
    • Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
    • Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
    • Статья 20. Органы защиты государственной тайны
    • Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
    • Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне
    • Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
    • Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
    • Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
    • Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
    • Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
    • Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль
    • Статья 32. Прокурорский надзор

    Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
    "О государственной тайне"

    С изменениями и дополнениями от:

    6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г., 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня 2021 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    21 июля 1993 года

    Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

    Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

    Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

    Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

    Засекречивание сведений и их носителей - это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

    Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

    Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

    Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

    Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей - снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

    Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

    Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

    Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

    Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

    Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"

    Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

    Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете "Российские вести" от 30 сентября 1993 г. N 189, в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 39-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

    Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 4 настоящего Закона

    1. Палаты Федерального Собрания:

    осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

    рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

    определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    2. Президент Российской Федерации:

    утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

    утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

    утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

    заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

    определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

    в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

    3. Правительство Российской Федерации:

    организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

    представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

    представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

    устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

    организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

    определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

    устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

    устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

    заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

    в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

    4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

    обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

    обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

    устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

    обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

    реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

    вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в пункт 5 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г.

    5. Органы судебной власти:

    рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

    обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

    обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

    определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

    Конституционные положения предусматривают, что, вне зависимости от права каждого человека на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любыми законными способами, есть перечень сведений, которые представляют собой государственную тайну. Ее регулирование происходит с помощью специального федерального закона (ФЗ).

    Закон, касающийся государственной тайны, принят в 1993 году. Во 2 статье он содержит определение понятия «государственная тайна». Она представлена сведениями, подлежащими защите государством (в области его деятельности, включая оперативно-розыскную, военную, внешнеполитическую, экономическую, разведывательную). Распространение этой информации может нанести ущерб безопасности гражданам и стране в целом.

    Государственная тайна — непременный атрибут механизма властвования. Она способна выполнять не только функцию защиты некоторых сведений от распространения, но и обладает политическим оттенком, так как представляет собой непременный атрибут реализации властных полномочий государства.

    Составляющие государственной тайны

    Сведений, составляющие тайну страны (ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»), включают информацию:

    1. военная сфера:
      1. содержание оперативного и стратегического планирования, документации боевого управления при подготовке и осуществлении операций; сведения об оперативном, стратегическом и мобилизационном развертывании Вооруженных Сил (ВС РФ), воинских формирований, органов и прочих войск (предусмотрено ФЗ «Об обороне»), включая их боевую и мобилизационную готовность; создания и использования мобилизационных ресурсов;
      2. планирование строительства ВС РФ, других войск России, аспекты развития техники и вооружения, состав и итоги исполнения целевых программ, НИОКР в сфере выпуска и совершенствования образцов техники и вооружения для военных целей;
      3. разработка, технология, производство, производственные объемы, хранение, уничтожение ядерных боеприпасов, включая их составные элементы; технические средства, методы защиты перечисленных боеприпасов от неправомерного применения; ядерные энергетические и специальные физические установки для обороны;
      4. тактико-технические характеристики и возможности боевого использования образцов техники и вооружения; свойства, рецептуры или технологии выпуска новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ для военных целей;
      5. дислокация, предназначение, готовность, мера защиты режимных и прочих важнейших объектов, включая их проектирование, постройку, эксплуатацию; отвод земель, недр и акватории для них;
      6. дислокация, действительные наименования, организационная структура, вооружение, численность войск и состояние их боевого обеспечения, включая военно-политическую и (или) оперативную обстановку.
      1. содержание планов подготовки государства и его отдельных регионов к возможным военным действиям; мобилизационные мощности промышленности в области выпуска и ремонта вооружения; объемы выпуска, поставок, запасов стратегических видов материалов и сырья; размещение, фактические размеры и использование материальных резервов страны;
      2. использование инфраструктуры страны для обеспечения способности к обороне и безопасности государства;
      3. силы и средства гражданской обороны; дислокация, предназначение и защищенность объектов административного управления; степень обеспечения безопасности граждан; функционирование транспортной сферы и связи в Российской Федерации для обеспечения безопасности страны;
      4. объемы, планы (задания) государственного оборонного заказа; выпуск и поставки (в натуральном и денежном выражении) вооружения, военной техники и прочей продукции для военных целей; наличие и наращивание мощностей в области их выпуска, связи организаций по кооперации; разработчики и изготовители вооружения, военной техники и продукции для оборонного комплекса; наличие и наращивание мощностей по их производству;
      5. достижения науки и техники, НИОКР, которые имеют важное оборонное или экономическое значение и оказывают влияние на безопасность страны;
      6. запасы в Государственном фонде платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, драгоценных камней и металлов; объемы запасов в недрах земли; добыча, производство и потребление стратегических видов полезных ископаемых России (перечень определяет Правительство РФ);
      1. внешнеполитическая и экономическая деятельность государства, распространение информации о которой может нанести ущерб безопасности страны;
      2. финансовая политика в отношении зарубежных государств (исключая обобщенные показатели по внешнему долгу); финансовая или денежно-кредитная деятельность;
      1. силы, средства, источники, методы, планы и результаты разведывательной, контрразведывательной, оперативной и розыскной деятельности, работе в сфере противодействия терроризму; финансирование перечисленной деятельности;
      2. лица, которые сотрудничают или сотрудничали на секретной основе с органами, ведущими оперативно-розыскную, разведывательную, контрразведывательную деятельность;
      3. организация, силы, средства и меры обеспечения безопасности для объектов охраны государства; информация об их финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
      4. система связи, включая президентскую, правительственную, шифрованную; шифры, их разработка, обеспечение и изготовление; методы и средства анализа шифровальных средств и средств специальной защиты; информационные и аналитические системы специального назначения;
      5. методы и средства защиты сведений, находящихся под секретом;
      6. организация и фактическое состояние защиты государственной тайны;
      7. защита Государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны;
      8. расходная часть федерального бюджета, которая связана с обеспечением безопасности и обороны страны;
      9. подготовка персонала, раскрывающие мероприятия, которые проводятся для обеспечения безопасности страны;
      10. меры, обеспечивающие защиту в инфраструктуре РФ критически важных и потенциально опасных объектов от посягательства террористов;
      11. результаты финансового мониторинга организаций и физических лиц в области получения сведений, полученных по причине их вероятной причастности к терроризму.

      К государственной тайне и засекречиванию не относятся следующие сведения:

      • чрезвычайные происшествия и катастрофы, которые угрожают безопасности и здоровью людей, включая их последствиях; стихийные бедствия, включая их прогнозы и последствия, признанные официально;
      • состояние экологической сферы, здравоохранения, демографии, санитарии, культуры и образования, сельского хозяйства; сведения о состоянии преступности в стране;
      • привилегии, гарантии и компенсации, которые государство предоставляет гражданам, должностным лицам, компаниям, учреждениям и предприятиям;
      • факты нарушения прав и свобод граждан;
      • размеры запаса (золотой запас, запас государственных валютных резервов);
      • состояние здоровья высших должностных лиц государства;
      • факты нарушения закона органами власти и должностными лицами на уровне государства.

      Разработкой развернутых перечней информации, которая подлежит засекречиванию, занимаются органы государственной власти. Их руководители имеют полномочия в области отнесения информации к государственной тайне (Перечень сведений, отнесенных к ней). В Перечень включается информация, полномочиями по распоряжению которой наделяются данные органы. В этом процессе происходит установка степени их секретности.

      Целевые программы в сфере разработки и модернизации образцов вооружения и военной техники, НИОКР по решению заказчиков данных работ и образцов предусматривают разработку отдельных перечней сведений, которые подлежат засекречиванию. Их утверждение происходит посредством соответствующих руководителей органов власти в государстве.

      Руководители органов власти в государстве, которые имеют полномочия по отнесению информации к государственной тайне, осуществляют несколько действий:

      • рассмотрение обоснованных предложений в области отнесения информации к государственной тайне (информацию представляют органы государственной власти, предприятия, организации и учреждения);
      • принятие решений, касающихся отнесения сведений к государственной тайне, включая ответственность за эти решения;
      • разработка развернутых списков сведений, которые подлежат засекречиванию в отраслях (министерствах, ведомствах), включая указание меры секретности;
      • внесение предложений в межведомственную комиссию, которая защищает государственную тайну, с целью создания открытого общегосударственного Перечня сведений, включенных в состав государственной тайны.

      Межведомственная комиссия занимается защитой государственной тайны. В этом процессе она осуществляет несколько действий:

      • создание Перечня информации, которая относится к государственной тайне;
      • согласование распределения полномочий распоряжаться информацией между министерствами, ведомствами и другими органами власти в государстве;
      • подготовка Перечня для утверждения Президентом РФ и к опубликованию, представление его на рассмотрение Правительства.

      Сведения, относимых к государственной тайне, основаны в современных условиях на перечневой системе (пирамиде), которая включает несколько элементов:

      1. Сведения, составляющие государственную тайну, в основе которых лежат правовые положения части 4 статьи 29 Конституции РФ и II раздела 5 статьи Закона РФ «О государственной тайне»;
      2. Информация, которая относится к государственной тайне по 9 статье Закона РФ «О государственной тайне» и Указу Президента РФ от 30.11.95 «года № 1203;
      3. Развернутые списки информации, которая подлежит засекречиванию, правовой основой является 9 статья Закона РФ «О государственной тайне». Они утверждаются должностными лицами, имеющими полномочия относить ее к государственной тайне (формируются действующие Перечни должностных лиц, которые наделяются полномочиями, что регулируется распоряжением Президента РФ № 151).

      В статью 7 Закон РФ «О государственной тайне» включает информацию, которую нельзя относить к государственной тайне, она не может быть засекречена. Перечень этих сведений мы рассмотрели выше, они включают информацию о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, состоянии санитарии и демографии; размере золотого запаса страны; состоянии здоровья высших должностных лиц и др.

      Отнесение информации к государственной тайне, включая ее засекречивание, представляет собой введение ограничений на распространение и доступ, что предусматривает законодательство.

      Постановление Правительства РФ № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» содержит положение о том, что степень секретности должна соответствовать тяжести ущерба, который может наноситься безопасности страны в случае их распространения.

      Постановление гласит, что такие сведения в соответствии со степенью секретности делятся на информацию особой важности, совершенно секретную информацию и секретную информацию.

      В число информации особой важности необходимо включить сведения в сфере военной, экономической, внешнеполитической, разведывательной и научно-технической деятельности. Для такой информации характерно, что ее распространение способно нанести ущерб интересам России.

      Совершенно секретные сведения включают информацию в сфере перечисленной деятельности. Ее распространение наносит ущерб интересам отдельного министерства или ведомства, некоторым отраслям экономики.

      Секретные сведения включают все другие сведения из тех, которые составляют государственную тайну. Ущерб безопасности здесь подразумевает ущерб, который нанесен интересам организации или учреждения в перечисленных выше сферах.

      Тайна государства, как и прочие виды охраняемых сведений, может располагаться на специальных носителях, так и вне их. Она подлежит защите с помощью закона и правовых актов, где устанавливаются правила и ограничения, отнесенные к субъектам, которые обладают допуском к ней.

      2 статья Закона РФ «О государственной тайне» гласит, что система защиты государственной тайны представляет собой совокупность органов защиты, средств и методов защиты информации, которые они используют, носителей, мероприятий для этих целей.

      В число органов защиты государственной тайны необходимо включить:

      • межведомственную комиссию, проводящую защиту государственной тайны;
      • федеральный орган исполнительной власти, имеющий полномочия в сфере обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, технической защиты информации и противодействия техническим разведкам, включая их территориальные подразделения;
      • органы власти в государстве;
      • учреждения и предприятия, включая их структурные подразделения, призванные защищать государственную тайну.

      Средства и методы защиты самой тайны и ее носителей включают присвоение ей определенной степени секретности. Это может быть также создание определенного шифра, хранение в таких условиях, которые исключают доступ к информации лиц, которые не должны знать о ней.

      Меры, которые проводятся для защиты тайны и ее носителей, включают проверку лиц в процессе решения вопроса о допуске к государственной тайне; выяснение наличия недееспособности или судимости лица и др.

      Кроме Закона РФ «О государственной тайне» регулирование сведений, представляющих государственную тайну, осуществляет:

      • Постановление Правительства РФ № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» (контролирует порядок доступа некоторых лиц к государственной тайне);
      • Инструкция, касающаяся порядка допуска граждан и должностных лиц страны к государственной тайне;
      • Положение о порядке прохождения военной службы и др.

      Что касается работы экономистов, то информация, составляющая государственную тайну, часто обладает весьма значительной коммерческой ценностью. Особенно это касается экономической и научно-технической сферы и определяет острый интерес к овладении ею лицами, которые надеются в ходе ее использования незаконно получить материальную выгоду. По этой причине не исключены попытки завладеть такими сведениями, осуществляемые физическими и юридическими лицами, которые намерены использовать полученные материалы в предпринимательстве или перепродаже ее заинтересованным субъектам.

      Защита сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой важный элемент обеспечения безопасности отдельного человека, общества и государства в целом. Здесь можно отметить фактическую охрану всех областей безопасности, в том числе политическую, экономическую и военную. По этой причине защита государственной тайны может потребовать кроме перечисленных мер использования мер уголовного характера.

      Защита тайны посредством уголовного законодательства

      Уголовное законодательство предусматривает степень ответственности за несколько информационных преступлений в области оборота государственной тайны:

      • шпионаж и измена государству;
      • разглашение тайны государства;
      • потеря документации, в которой содержится государственная тайна.

      Необходимо более подробно рассмотреть указанные случаи. Статья 275 УК РФ установила ответственность за государственную измену. Она представляет собой шпионаж со стороны российского гражданина, выдачу определенных секретных данных государства и прочую помощь зарубежной стране, предприятию, их представителям, заключающуюся в проведении враждебной деятельности, которая наносит ущерб внешней безопасности нашей страны. Указанная статья содержит примечание. В соответствии с ним лицо, которое совершило преступление, предусмотренной настоящей статьей или статьями 276 и 278 УК РФ, должно освобождаться от уголовной ответственности. Это происходит в случае, когда оно добровольно и своевременно сообщает органам власти об этом или другим способом способствует предотвращению последующего ущерба интересам страны. Также в его действиях не должно содержаться иного состава преступления.

      Сегодня очень распространенным является общественно опасное действие, которое рассматривает 283 статья УК. Оно заключается в разглашении информации, которая представляет собой тайну. Эта информация была доверена лицу или становится известна ему по службе (работе), но становится достоянием других субъектов. В этом случае должны отсутствовать признаки измены государству. Квалифицированный вид подобного преступления представляет собой то же деяние, которое повлекло по неосторожности к тяжким последствиям.

      В соответствии с 276 статьей, ответственность иностранного лица или лица без гражданства наступает за шпионаж. Он состоит в сборе, передаче, хищении или хранении сведений, составляющих государственную тайну, для передачи другому государству, зарубежному предприятию. Это может быть передача или сбор сведений по заданию иностранной разведки. все это потенциально способно причинить ущерб внешней безопасности нашей страны.

      Статья 284 рассматривает ответственность лица, которое имеет допуск к государственной тайне и нарушило правила ее использования.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: