Какая зарплата у судостроителя

Обновлено: 25.04.2024

⏱ Время прочтения — 7 минут

Рынок труда восстанавливается

Число вакансий, размещенных в области судостроения в России, за первые месяцы текущего года превысило 4 300, что больше значений конца 2020 года на 59%. Если сравнивать первый квартал 2020 и первый квартал 2021, то перевес также на стороне текущего года — прирост на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

В течение прошлого года максимальный рост вакансий к январю 2020 года отмечался в марте — на 94%. Далее в апреле и в мае активность работодателей резко снизилась, и лишь к лету предприятия начали активнее набирать персонал. В целом со второй половины 2020 года наблюдались положительные приросты, что свидетельствует о постепенном восстановлении рынка труда.

Текущий 2021 год также начался с позитивных трендов: в январе было размещено на 21% больше вакансий, чем в соответствующем месяце 2020 года, в феврале — на 39%, а в марте — на 81%.

Северо-Западный федеральный округ и Санкт-Петербург, входящий в его состав, традиционно имеют большую долю предложений о работе по специализации «Судостроение», чем в целом по России. Доля вакансий по специализации «Судостроение» от всех производственных вакансий в первом квартале 2021 года осталась неизменной по сравнению с прошлым годом по России и Санкт-Петербургу — 2% и 6% соответственно. По Северо-Западному федеральному округу доля вакансий по данной специализации увеличилась за квартал с 5% до 6%.

Больше всего предложений о работе для судостроителей из разных регионов страны за первый квартал 2021 года было открыто для кандидатов из Санкт-Петербурга (31%), Приморского края (12%), Нижегородской области (6%), а также из Москвы (5%). Доля вакансий, приходящихся на Ярославскую, Московскую, Ленинградскую, Мурманскую области и Крым в совокупности не превысила 15% в общей региональной структуре рынка труда.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

Растет количество вакансий с вахтовым графиком работы в регионах: по сравнению с концом прошлого года, в первом квартале 2021 года доля таких вакансий в Приморском крае увеличилась с 4% до 6%, в Нижегородской области — с 12% до 14% от общего числа всех вакансий. В Москве и Санкт-Петербурге показатели остались стабильными — на уровне 4% и 3% соответственно.

Соискательская активность на открытом рынке труда

При этом 15% россиян, заинтересованных в работе в сфере судостроения, согласны на вахтовый метод работы — этот показатель увеличился на 2% по сравнению с концом 2020 года. Так, в Астраханской области количество соискателей-вахтовиков равно 41%, в Архангельской области — 34%, в Приморском крае — 19% от общего числа соискателей в сфере судостроения. В Москве и Петербурге данные значения равны 12% и 8% соответственно.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

Судостроительной промышленности нужны рабочие и ИТР

Инженеры различных направлений, сварщики, конструкторы, мастера, слесари, сборщики, технологи, токари, стропальщики и операторы станка — эти специалисты возглавили список самых востребованных в судостроении по итогам первого квартала 2021 года в России.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

О балансе спроса и предложения в профобласти судостроения говорить пока не приходится. В Санкт-Петербурге уровень конкуренции среди специалистов в марте 2021 года равен 2,4 резюме на одну активную вакансию, что меньше, чем в конце прошлого года, на 0,5 п.

В других регионах страны, включая Северо-Запад, до подобных показателей еще далеко. В среднем на одно предложение о работе приходится два резюме, при норме в 5−6 резюме на вакансию. Здесь есть явный дефицит рабочих кадров в отрасли.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

Тенденции изменения зарплат в судостроении

Средняя предлагаемая заработная плата в отрасли судостроения за последних три месяца снизилась на 2 500 рублей и находится на уровне 65 000 рублей. При этом, данное финансовое вознаграждение превышает на 7 000 рублей предложение работодателей в первом квартале прошлого года.

С учетом того, что определенная часть вакансий относилась к работе вахтовым методом, средний предлагаемый заработок по некоторым позициям существенно превысил зарплатные ожидания соискателей. Речь идет о сварщиках, слесарях, сборщиках, токарях. С другой стороны, финансовые ожидания в резюме инженеров, конструкторов, мастеров и стропальщиков куда выше того, что могут предложить работодатели в вакансиях. Смогли достигнуть компромисса с работодателем в разрезе ожидание/предложение технологи и операторы станков.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

В разрезе самых популярных вакансий в судостроении наибольшие предложения по зарплате по всей России зафиксированы у сборщиков (95 000 рублей в среднем), сварщиков (93 000 рублей), токарей (75 000 рублей), слесарей (70 650 рублей). Чуть ниже уровень предлагаемого дохода у инженеров и конструкторов — по 60 000 рублей. Операторы станка и мастера в среднем могут рассчитывать на 55 000 рублей.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

Кто ищет работу: портрет кандидата в сфере судостроения

Сами кандидаты, заинтересованные в новой работе, в основном имеют профессиональный стаж более 6 лет (78%), еще у 20% соискателей опыт работы от 1 года до 6 лет, 2% соискателей могут назвать себя начинающими специалистами. Возраст большинства потенциальных работников варьируется от 26 до 45 лет (73% суммарно) и от 46 до 55 лет (11%). Что касается уровня образования, то 70% специалистов имеют на руках диплом вуза, 16% — ссуза, и 10% соискателей получили только школьный аттестат.

Обзор рынка труда в сфере судостроения: итоги первого квартала 2021 года

HeadHunter

Сервисы для соискателей

Молодым специалистам

Сегодня на сайте 900693 вакансий , 60112047 резюме , 1807700 компаний и за неделю 2669203 приглашений


Мы продолжаем разговор на тему заработной платы в судостроении. Тема оказалась интересной, захватывающей и совсем не такой простой, как показалась мне на первый взгляд, в связи с чем, изучение ее заняло намного больше времени, чем я ожидала. После первой вводной статьи, захотелось разобраться во всем более детально. Казалось бы, вопрос зарплаты всегда обсуждаем, ответы лежат на поверхности и о чем бы тут ещё говорить. В интернете огромное количество сайтов с не меньшим количеством вакансий и указанной суммой оплаты за труд, изучай, не хочу. Но это только на первый взгляд. Не хотелось изобретать велосипед, но данные фактические от данных свободно указанных в сети и на сайтах предприятий это две разные картины.

Для изучения данной темы, я решила обратиться к нескольким источникам, чтобы информация была действительно достоверной. Было решено помимо просмотра вакансий на сайтах предприятий, кадровых агентств и прочих служб, побеседовать также с кадровыми отделами предприятий судостроения и конечно же с сотрудниками.

Первая трудность, с которой я столкнулась это повышенная конфиденциальность запрашиваемой информации. Многие кадровики испуганно извинялись и сообщали о том, что вот совсем недавно подписывали документ о неразглашении коммерческой тайны и отправляли меня со своими вопросами к начальству. Начальники в свою очередь охотно соглашались помочь, но в ответах ловко лавировали между цифрами и рассказывали в основном об условии труда и квалификации сотрудников. Некоторые даже называли тему опасной. Мое же, сугубо личное мнение, что специалисты любой отрасли имеют право знать о перспективах своей профессии, о нынешнем положении дел в своей сфере и почему бы им не знать, на что можно рассчитывать, тем самым определяясь с местом будущей работы. К чему такая секретность? Давайте разбираться.
Для того чтобы увидеть более полную картину я взяла несколько различных регионов России и основные профессии судостроительной отрасли, чтобы сравнение получилось более наглядным. Первое, что сразу бросилось в глаза, это разница в зарплате между заводами и коммерческими организациями. На вторых предприятиях зарплата все-таки выше и даже некоторые сотрудники, называя цифры оклада, скромно поясняли: «мы же не частная фирма».

Хотелось бы теперь пояснить, откуда берется разница в окладах указанных в сети и реальной картиной. Над этим вопросом я задумалась после того, как одна из сотрудниц кадрового отдела спросила меня: «Вы хотите узнать сумму оклада или месячного заработка?». А есть разница? Действительно есть. Сумма, которую указывают в вакансиях, это не всегда та сумма, которую сотрудник получит за отработанный месяц и вот почему. Во-первых, некоторые профессии подразумевают повременную или сдельную оплату труда, т.е. в первом случае вам заплатят за отработанное количество времени, а во втором, за выполненный объем работ. Соответственно, цифра, указанная в объявлении это так называемая точка отсчета, остальное зависит от вас. Сделал больше, получил больше и наоборот. Второй вариант изменения оплаты зависит непосредственно от региона, в котором вы работаете. В некоторых регионах существует северная надбавка и районный коэффициент, благодаря которым к вашей зарплате прибавляется 50, а иногда и 80% вознаграждения. Ну и конечно есть третий вариант повышения оплаты, это всегда желанная премия, которая по утверждению руководителей имеет место быть. Так что учитывая все выше сказанное, цифры, которые я укажу ниже уже не вызывают грустной ухмылки.

В общем, картина выглядит следующим образом:

Все указанные выше суммы также варьируются от разряда специалиста и категории. Существует ещё одна особенность. Дело в том, что зачастую, когда в вакансии указанно, что работник требуется на постоянной основе, то зарплата значительно меньше, чем если предприятие нанимает на работу сотрудника на короткий срок (временно, на определенную работу или объект). Получается, что работники, у которых на предприятии довольно большой стаж, получают меньше, чем специалист, который устроился по договору на месяц и сделал ту же самую работу. Причину такой несправедливости мне объяснили очень просто. Это способ привлечь специалистов, которые в связи с тяжелой работой и не всегда нормальными условиями труда, просто не согласятся выполнять задание за меньшие деньги.

Пообщалась я и с руководителями подрядных судоремонтных предприятий. Очень хотелось выяснить с чем связана разница в зарплатах между заводами и частными подрядными предприятиями. Почему сотрудникам частных организаий предлагают более высокую оплату и так ли это? Выяснилось, что догадки по поводу не правдоподобно заниженных сумм заработной платы на заводах подтвердились, не хотят они афишировать стоимость вознаграждения. Тайна это коммерческая. Однако то, что в частных фирмах (подрядных организациях) платят больше, оказалось не правдой. Это может быть только в случае, если бригада работает на объекте день и ночь, но такого количества работы (в судоремонте у подрядных организаций) просто нет. По крайней мере в Санкт-Петербурге.

В процессе написания статьи, мне удалось поговорить со студентами, учащимися на судоремонтников. Оказывается, молодые специалисты совсем не мечтают после окончания обучения трудиться на родном судостроительном заводе, практически все парни мечтают попасть на работу в иностранную фирму, объясняя это тем, что оклады там значительно выше и условия намного лучше. В наше время уже не обязывают отрабатывать после окончания учебы на заводах и верфях. А может стоит? Но это уже совсем другая тема для размышления.

Тренд первый: сокращение числа вакансий

Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года

Северо-Западный федеральный округ и Санкт-Петербург, входящий в его состав, традиционно имеют большую долю предложений о работе по специализации «Судостроение», чем в целом по России. Доля вакансий по специализации «Судостроение» от всех производственных вакансий в IV квартале осталась неизменной по сравнению с прошлым годом по России и Санкт-Петербургу — 2% и 6% соответственно. По Северо-Западному федеральному округу доля вакансий по данной специализации снизилась за квартал с 6% до 5% к концу года.

Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года

Тренд второй: Петербург и Приморье лидируют по числу вакансий

Больше всего предложений о работе для судостроителей из разных регионов страны за минувший квартал было открыто для кандидатов из Петербурга (29%), Приморского края (11%), Нижегородской области (6%), а также из Москвы (5%). Доля вакансий, приходящихся на Ярославскую, Московскую, Архангельскую, Ленинградскую области и Крым в совокупности не превысила 15% в общей региональной структуре рынка труда.

Растет количество вакансий с вахтовым графиком работы: за год доля таких вакансий в Петербурге увеличилась с 0,6% до 3% от общего числа предложений о работе, в Приморском крае и Москве рост составил 4% с начала года. Наибольшая доля вакансий с вахтовым графиком работы наблюдалась в Нижегородской области — 12% от общего числа вакансий за год.

Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года

При этом почти каждый десятый россиянин (13%), заинтересованный в работе в сфере судостроения, согласен на вахтовый метод работы. В Москве количество соискателей-вахтовиков равно 15%, в Приморском крае — 9%, в Петербурге — 8% и Нижегородской области — 7% от общего числа соискателей в сфере судостроения.

Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года

Тренд третий: востребованы квалифицированные рабочие и инженеры

Сварщики, токари, операторы станков, инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, слесари, мастера — эти специалисты возглавили список самых востребованных в судостроении по итогам IV квартала в России.

С учетом того, что определенная часть вакансий относилась к работе вахтовым методом, средний предлагаемый заработок по некоторым позициям существенно превысил зарплатные ожидания соискателей. Речь идет о токарях, сварщиках, слесарях и операторах станков. С другой стороны, финансовые ожидания в резюме инженеров и инженеров-технологов куда выше того, что могут предложить работодатели в вакансиях.

В разрезе самых популярных вакансий в судостроении наибольшие предложения по зарплате по всей России зафиксированы у сварщиков (85 000 рублей в среднем), токарей (80 000 рублей) и операторов станков (70 000 рублей). Чуть ниже уровень предлагаемого дохода у слесарей — 66 250 руб. Инженеры-конструкторы могут в среднем рассчитывать на 65 000 рублей, а мастера — на 60 000 рублей.

Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года

Тренд четвертый: предлагаемые зарплаты в отрасли растут

Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года

Тренд пятый: острый дефицит специалистов

О балансе спроса и предложения в профобласти судостроения говорить пока не приходится. В Петербурге уровень конкуренции среди специалистов равен 2,9 резюме на одну активную вакансию, в других регионах страны, включая Северо-Запад, до подобных показателей еще далеко. В среднем на одно предложение о работе приходится два резюме.

Российский рынок труда в сфере судостроения: итоги 2020 года

HeadHunter

Сервисы для соискателей

Молодым специалистам

Сегодня на сайте 901126 вакансии , 60112127 резюме , 1807697 компаний и за неделю 2666907 приглашения


В словарях пишут, что судостроение - это отрасль тяжелой промышленности и коллективной деятельности. От себя могу добавить, что коллектив, участвующий в этой деятельности, немаленький, а значит, сфера судостроения может обеспечить людей рабочими местами. А, так как работа тяжелая, то и оплата должна быть высокая.

Пока все получается очень логично и хорошо. Но в процессе написания статьи и общения с работниками судостроения оказалось, что не все так гладко. «Специалистов не хватает», - жаловались почти все руководители предприятий. Я задумалась, отчего же так происходит. Специфика интересная, работа всегда есть и конкуренция не 30 человек на одно рабочее место. Так может, дело в заработной плате? Давайте разбираться.

Для начала я обратилась к Российской статистике. По данным Росстата Российской Федерации все выглядит так:
Потребность организаций в работниках по профессиональным группам


Цифры измеряются в тыс. чел.
- 2008 год (синий)
- 2011 год (бордовый)
1 - Руководители организаций и их структурных подразделений (служб)
2 - Специалисты высшего уровня квалификации
3 - Специалисты среднего уровня квалификации
4 - Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием
5 - Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности
6 - Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства
7 - Квалифицированные рабочие промышленных предприятий (машиностроение, судостроение, строительство)
8 - Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин
9- Неквалифицированные рабочие


Судя по таблице, нехватка работников судостроения стоит почти на первом месте. Да, конечно за 3 года потребность в рабочей силе сократилась, но все же цифры внушающие.
Проведя самостоятельные расчеты, на основании вакансий размещенных в интернете , я попыталась выяснить, каких именно профессий не хватает в нашей отрасли, вот что у меня получилось:
58% - это квалифицированные токари, электрики, механики, автоматчики, судоремонтники, станочники;
42% - инженеры-технологи, инженеры-конструкторы.

А ознакомившись с данными по заработной плате Российского центра занятости, я составила следующую таблицу:


1 – Московская обл. 3 – Нижегородская обл.
2 – Ленинградская обл. 4 – Ярославская обл. 5 – Ростовская обл.

То, что заработная плата в регионах, значительно ниже столичной, ни для кого не секрет. Да и для некоторых городов зарплата в 30 000 рублей очень даже неплохой показатель. Может, задерживают оплату? За этой информацией я обратилась к председателю Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта Максименко Сергею.

«Задержек на наших предприятиях не бывает», - четко заявил Сергей Прокофьевич. Он объяснил, что во всех организациях действует коллективный договор, в котором прописан пункт об индексации. Она происходит раз, а иногда и два раза в год (в зависимости от того как указано в договоре). Поэтому выплата заработной платы не только не задерживается, но ещё и сумма её периодически увеличивается. Коллективные договоры формируются на основании отраслевого регионального соглашения. «Сейчас ведутся переговоры с исполнительной властью, для того, чтобы заручиться их поддержкой» - добавил председатель профсоюза.

Перспективы неплохие, радуют, но что по этому поводу думают непосредственно руководители организаций? Тут мнения разделились и даже не на равные части. Оказалось, что у многих предприятий судостроения профсоюзов нет. Да и говорят о них руководители скептически, считают, что это не влияет на уровень зарплат. Такого же мнения относительно профсоюзов, как оказалось, придерживаются не только в России. Например, Андрис Келехсашвили, руководитель SIA Skipper (Латвия) поделился мнением: «Вера в профсоюз пропала и разрушена. Тот профсоюз, который был раньше, морально устарел, а в новых, не вижу смысла. Нет доверия. А что касается уровня зарплат в отрасли, то за последние 2 года он увеличился примерно на 10%». Все опрашиваемые мной руководители Российских судостроительных предприятий тоже заявили, что зарплата растет стабильно. Разница между 2009 и 2012 годом значительно ощущается. А работников (особенно молодых специалистов) не хватает потому, что работа очень тяжелая и если приходят, то только на практику и долго не задерживаются. Очень не хватает именно квалифицированных специалистов, уже обученных профессии. В связи с этим многие предприятия иногда сами проводят обучение работников.

Подводя итоги, хочется пожелать работникам столь тяжелой отрасли терпения и дальнейшего роста заработной платы. Будем надеяться, что недостатка в квалифицированных кадрах в ближайшее время не будет.

Судостроитель является квалифицированным экспертом, который специализируется на проектировании и монтаже сложных корабельных конструкций. Использование высокоточного оборудования требует от исполнителя глубоких технических знаний и навыков.

Сколько получает судостроитель

Так какова же зарплата судостроителей в разных регионах страны?

Тарификация труда профессионалов на территории Российской Федерации

Сложная ситуация в российской экономике не влияет на увеличение заказов в сегменте строительства кораблей и вспомогательного оборудования.

Средняя зарплата работников судостроительных заводов и верфей в России составляет 30 000 рублей в месяц (примерно 517 баксов) .

Наибольшее количество официальных вакансий открыто в Санкт-Петербурге.

Так, например, в компании «АЛМАЗ» усредненный показатель достигает 71 547 рублей / 1233 у.е ., в концерне – «Электроприбор» — 86 913 рублей , в крупной организации «Рубин» — 167,6 тыс. руб .

За последние 5 лет было открыто значительное количество новых рабочих мест.

Судостроитель

На 2019 год была утверждена норма, увеличивающая вдвое тарификацию труда по специализированной сетке.

В результате оплата по 1 разряду достигает 27 000 рублей, а минимальная зарплата (включая компенсации и стимулирующие выплаты) – 32 тыс. RUB.

Для объективности рассмотрим выручку судостроителей в разрезе некоторых регионов страны, а именно:

  • Хабаровский край – от 25 до 69тыс. руб;
  • Мурманская область – до 80 тыс. руб.;
  • Ленинградский регион –25 – 75 тыс. руб.;
  • Калининградская территория – от 48 тыс. руб.;
  • Астраханская провинция – 27– 69 тыс. руб.;
  • республика Карелия – 30 -60 тыс. руб.;
  • Приморский край – от 25 тыс. руб.

Конечный уровень заработка специалиста во многом привязан к его разрядности и персональному объему опыта.

Судостроение

Начинающий работник может рассчитывать на прибыль в размере 35 тыс. RUB / 603 доллара .

Со временем его оклад будет увеличиваться.

Для отличных доходов потребуется получение специализированного технического образования.

Открытые вакансии в России

Проанализируем оклады специалистов в наиболее высокооплачиваемых организациях:

  • Архангельск. Организация «Севгипрорыбфлот» набирает в профессиональную команду квалифицированных мастеров для проектирования и сбора различных по классу судов (малые, транспортники, буксиры, технический флот). В задачу работника также входит модернизация устройств и переоборудование систем. Эксперт получает здесь от 40 000 RUB в месяц ;
  • Омск. Компания «Судопроект» набирает в команду инженеров-конструкторов, которые имеют стаж работы в данном сегменте 3-5 лет. В обязанности специалиста также входит формирование проектно-конструкторской документации, переоборудование и модернизация судов. Мастер зарабатывает от 30 000 RUB ежемесячно ;
  • Санкт-Петербург. Предприятие «Транспетрочарт» создает рабочие места для квалифицированных инженеров судостроения. По должностной инструкции мастера должны сопровождать строительный процесс, контролировать все этапы, проводить технологическое исследование проекта и своевременно докладывать о выполнении утвержденных работ. Специалист получает от 35 тыс. рублей в месяц ;
  • Ярославль.«Ярославский судостроительный завод» нуждается в экспертах, которые умеют работать в программе «AutoCad» и «MSOffice». Профессионал зарабатывает здесь прибыль от 40 000 RUB . В конце года руководство организации осуществляет персональные выплаты по результатам работы.

Верфь

Жалованье технических исполнителей в Украине

В Советское время украинская отрасль судостроения находилась на высоком уровне развития. Сегодня данный сегмент находится в плачевном состоянии.

Центром производства кораблей и буксиров в стране остается город Николаев.

Средняя зарплата судостроителя здесь достигает 5500 гривен . В 2018 году планируется увеличение минималки на 16,5% , что позволит возрасти жалованью инженеров до 6407 гривен /228 американских долларов .

В городе Киеве выручка коллег составляет 10 тыс. UAH .

Николаев

Выходя на пенсию, инженер в сегменте судостроения в стране может рассчитывать на мизерную пенсию.

Так, например, специалисты со стажем свыше 35-и лет получают доход в размере 2500 гривен ежемесячно / 89 у.е .

Именно по этой причине молодые специалисты не спешат трудоустраиваться на отечественных предприятиях и предпочитают зарубежные компании (вариант трудовой эмиграции).

Рейтинг наиболее крупных судостроительных компаний мира

Абсолютными лидерами в сфере кораблестроения является Южнокорейская республика. Именно здесь сосредоточены передовые технологии.

Hyundai

Далее по критерию масштабов следует США и Япония.

Проанализируем оклады мастеров в разрезе лидирующих компаний:

  • «Hyundai», «Daewoo», «Samsung» — в общей сумме корейский судостроительные компании располагают 10-ю мощными верфями. Организации спустили на воду более 250 судов разных классов. В 2017 годы отрасли пережила глубокий кризис, что привело к сокращению 4000 рабочих мест. Средний заработок судостроителей достигает 2500 — 45000 долларов в месяц ;
  • «CSSC», «СSIC» и «Sinipacific» — китайские компании имею в своих активах больше 27 верфей. Каждая из организаций поставила заказчика более 45-и судов разных по категории использования. В стране дешевая рабочая сила, поэтому выручка специалистов составляет 1700 баксов ;
  • «Aker Kvaerner» — компания, которая объединяет капиталистов с Финляндии, США, Норвегии, Франции, Бразилии и Вьетнама. На 13-и верфях произведено более 43-х кораблей. Оклад мастеров здесь достигает 3000 баксов .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: