Судебная практика виды рабочего времени

Обновлено: 17.04.2024

Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Комментарий к ст. 101 ТК РФ

1. Под ненормированным рабочим днем законодатель понимает особый режим работы, установление которого возможно не для всех, а только для отдельных категорий работников.

В связи с этим применению режима ненормированного рабочего дня предшествуют разработка и принятие соответствующего перечня должностей работников. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем может включаться в текст коллективного договора, соглашения или утверждаться в виде самостоятельного локального нормативного акта. Поэтому порядок утверждения перечня может иметь как договорный (при заключении коллективного договора, соглашения), так и установленный законодателем для локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, характер.

2. Комментируемая статья не называет конкретных правовых оснований привлечения работников, чьи должности приведены в указанном перечне, к работе по режиму ненормированного рабочего дня. Определенным объяснением применения работодателем своего права служит положение статьи о том, что трудовая функция работника может выполняться за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. В то же время работодатель должен располагать объективными причинами, определяющими необходимость выполнения работником трудовой функции после окончания рабочего дня. Эти причины или основания должны иметь эпизодичный характер, например необходимость завершения процедуры переговоров, в которых работодатель является стороной.

При этом эпизодичный характер привлечения работников к труду после окончания рабочего дня свидетельствует, что планировать или заранее предусмотреть необходимость такой работы сложно, хотя в отдельных случаях ее вероятность достаточно очевидна (например, составление квартальных, годовых отчетов; увеличение объема заказов сезонной продукции).

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем работодатель определяет самостоятельно. При его составлении учитывается сфера деятельности, характер труда работников, своевременность выполнения принятых на себя обязательств и все остальные обстоятельства, способствующие эффективной работе организации.

3. Правительство РФ дает развернутый перечень таких должностей в отношении организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета:

- руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

- лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

- лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности (см. п. 3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884).

Отнесение к перечню должностей работников с ненормированным рабочим днем тех, чей труд не поддается точному учету во времени, или тех, кто распределяет время работы по своему усмотрению, означает, что они могут самостоятельно решать вопрос о работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, если это определено должностными инструкциями или локальными нормативными актами. В данной ситуации работа по режиму ненормированного рабочего дня осуществляется по инициативе самого работника, т.е. предварительного распоряжения руководителя организации о привлечении его к такой работе не требуется.

4. Ознакомление работника перед заключением трудового договора под роспись с локальными нормативными актами организации, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором означает, что он знает о своей обязанности работать по режиму ненормированного рабочего дня. Иными словами, применение режима ненормированного рабочего дня не требует получения (всякий раз) предварительного согласия работника, если его должность указана в перечне и ему это известно.

5. Режим ненормированного рабочего дня охватывает всех работников организации, чьи должности указаны в перечне. Ограничений по применению труда беременных женщин, инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, не установлено (если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям).

Что касается работников в возрасте до 18 лет, то ст. 268 ТК запрещено привлекать их к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Поэтому следует признать, что они не могут привлекаться и к работе с ненормированным рабочим днем.

6. Используя режим ненормированного рабочего дня, работодатель не вправе поручать работнику выполнение работ, не определенных его трудовой функцией.

7. В отношении отдельных категорий работников режим ненормированного рабочего дня устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами. Так, в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей указывается, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 14).

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, устанавливается, что работникам железнодорожного транспорта может быть установлен режим работы с ненормированным рабочим днем, за исключением работников, обслуживающих пассажирские поезда, поездных электромехаников, а также начальников, механиков-бригадиров пассажирских поездов, не несущих сменного дежурства, рабочее время которых определяется так же, как и у проводников пассажирских вагонов поезда (п. 37).

8. За работу с ненормированным рабочим днем в качестве компенсации предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (см. комментарий к ст. 119).

Частью 4 ст. 45 Закона о государственной гражданской службе установлено, что в случае, если дополнительный оплачиваемый отпуск гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

9. К работникам с режимом ненормированного рабочего дня также применяются нормы о продолжительности работы, смены (ст. 94 ТК), о сверхурочной работе (ст. 99 ТК), о запрещении работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК) и др.

10. От работы с ненормированным рабочим днем следует отличать дежурство. Работник с ненормированным рабочим днем может привлекаться и к дежурствам по окончании рабочего дня. В период дежурства работник своей трудовой функции не выполняет, он привлекается к работе для принятия мер в целях решения неотложных вопросов, возникающих у работодателя, обеспечения контроля за соблюдением в организации надлежащего порядка (см. Постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.1954 N 233 "О дежурствах на предприятиях и в учреждениях").

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Комментарий к ст. 91 TК РФ

1. В понятии рабочего времени можно выделить время непосредственного выполнения работником трудовых обязанностей и иные, относящиеся к нему, периоды (см. комментарий к ст. ст. 108, 109, 258, 264 ТК и др.).

2. Максимальная 40-часовая норма еженедельного рабочего времени установлена для всех работников независимо от вида трудового договора, а также организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.

3. Минздравсоцразвития России должен установить порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю. Однако такой порядок пока не определен.

4. Учет отработанного работником времени за каждый рабочий день, независимо от вида учета рабочего времени (поденного, еженедельного или суммированного), ведет работодатель.

Судебная практика по статье 91 TК РФ

Положением абз. 2 ст. 91 ТК РФ предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Следовательно, привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации дополнительным отдыхом соответствующей продолжительности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, руководствовался пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктом 10 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", статьями 60.1, 91, пунктом 1 статьи 259, 284 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110.

3) согласно путевого листа N 2531 16 апреля 2008 г. рабочее время водителя К.Н. было с 8 часов 05 минут до 17 часов 30 минут, то есть более 8 часов, согласно путевого листа N 2546 от 17 апреля 2008 г. рабочее время у указанного лица было с 6 часов 40 минут до 17 часов 30 минут, то есть более 9 часов. В табеле учета рабочего времени водителя К.Н. за 16 апреля 2008 г. и 17 апреля 2008 г. сверхурочная работа не указана, что является нарушением части 3 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации;

Суды, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 названного Кодекса, статьями 66, 91, 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.08.2009 N 588н, Положением о системе оплаты труда работников государственных учреждений, организаций, отнесенных к ведению Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 03.02.2015 N 22, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 105, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", пришли к выводу о несоответствии оспариваемых пунктов предписания, а, следовательно, и пунктов 1, 2 представления действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов учреждения в сфере его экономической деятельности.

По мнению заявителя, статьи 135, 149 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 15 (части 1 - 3), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют работодателю нарушать принцип равенства при установлении дополнительных выплат работникам, а статьи 91, 186 Трудового кодекса Российской Федерации и пункт 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы допускают уменьшение размера среднего заработка работнику за дни сдачи им крови и ее компонентов.

По смыслу изложенных норм закона, указанные действия работник обязан осуществлять в течение рабочего времени, понятие которого закреплено в статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 91, 93, 256 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 2.1, 4.2, 4.6, 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статей 7, 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статей 4, 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 329-О, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А43-46070/2018 об оспаривании решения фонда от 01.11.2018 N 45/ПДС, суд апелляционной инстанции признал заявление фонда подлежащим удовлетворению, с чем согласился суд округа.

Шевель С.С. признана виновной в том, что она, являясь директором муниципального бюджетного учреждения культуры (МБУК) . " . ", в период с 15 декабря 2017 года по 21 августа 2018 года, умышленно, вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, связанной с повышением личного материального благосостояния, используя свое служебное положение, связанное с возможностью издания приказов и распоряжений, обязательных для исполнения лицами, находящимися в ее непосредственном подчинении, а также возможностью расходования денежных средств Учреждения, в нарушение ст. ст. 22, 91 ТК РФ, незаконно, без согласования с работодателем, включила себя в список лиц, подлежащих премированию, издала два приказа о поощрении работников от 15 декабря 2017 года N 20 и от 27 августа 2018 года N 14, на основании которых ей выплачены денежные средства на общую сумму 10 000 рублей, которые Шевель С.С. обратила в свою пользу и распорядилась по своему усмотрению. В результате действий Шевель С.С. МБУК . " . " причинен имущественный ущерб в размере 10 000 рублей.

В ходе проверки установлено, что Хахалева Е.В. в нарушение требований статей 21, 91, 155 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и пунктов 3.2 и 4.1 Правил внутреннего трудового распорядка Краснодарского краевого суда, утвержденных врио председателя этого суда 13 апреля 2012 г. (далее - Правила трудового распорядка), без законных оснований и уважительных причин отсутствовала на рабочем месте 128 рабочих дней (в 2016 г. - 27, в 2017 г. - 37, в 2018 г. - 39, в 2019 г. - 25), находясь в других регионах Российской Федерации или за границей, получив при этом за неотработанные дни денежное вознаграждение судьи в полном объеме, которое в общей сумме составило 653 039,72 рубля (231 384,31 рубля в 2017 г., 257 417,16 рубля в 2018 г., 164 238,25 рубля в 2019 г.). Названные выплаты производились на основании табелей учета использования рабочего времени, содержащих недостоверные сведения о нахождении Хахалевой Е.В. в указанные дни на рабочем месте, в том числе (в 2017 и 2018 гг.) согласованные ею как председателем судебной коллегии по административным делам.

Проверка показала, что Хахалева Е.В. в нарушение требований статей 21, 91, 155 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и пунктов 3.2 и 4.1 Правил внутреннего трудового распорядка Краснодарского краевого суда, утвержденных врио председателя этого суда 13 апреля 2012 г. (далее - Правила трудового распорядка), без законных оснований и уважительных причин отсутствовала на рабочем месте 128 рабочих дней (в 2016 г. - 27, в 2017 г. - 37, в 2018 г. - 39, в 2019 г. - 25), находясь в других регионах Российской Федерации или за границей, получив при этом за неотработанные дни денежное вознаграждение судьи в полном объеме, которое в общей сумме составило 653 039,72 руб. (231 384, 31 руб. в 2017 г., 257 417, 16 руб. в 2018 г., 164 238, 25 руб. в 2019 г.). Эти выплаты производились на основании табелей учета использования рабочего времени, содержащих недостоверные сведения о нахождении Хахалевой Е.В. в указанные дни на рабочем месте, в том числе (в 2017 и 2018 гг.) согласованных ею как председателем судебной коллегии.

Определением от 24 декабря 2020 года N 3010-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы А.С. Лазарева на нарушение его конституционных прав статьями 91, 135, 149, 153 и 186 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 100 TК РФ

1. Настоящая статья, определяя структуру и содержание понятия "режим рабочего времени", закрепляет положение о его установлении правилами внутреннего трудового распорядка данного работодателя, а для отдельных работников - трудовым договором.

2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4952) для некоторых категорий работников (транспорта, связи и др.) режим рабочего времени и времени отдыха определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России (см. комментарий к ст. 333 ТК).

Судебная практика по статье 100 TК РФ

Таким образом, оспариваемые положения статей 57 и 100 Трудового кодекса Российской Федерации не могут расцениваться как нарушающие права работников.
Кроме того, как следует из представленных материалов, Ю.Н. Миронов связывает нарушение своих прав с изменением работодателем без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору режима рабочего времени, которое, как установлено судом, обусловлено заявлением самого работника и с которым он был ознакомлен под роспись.

Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу части первой статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Согласно части второй статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1.32 Отраслевых правил по охране труда при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов (ПОТ Р О-13153-ЖДРМ-946-03), утвержденных МПС России 11 августа 2003 г. N ЖДРМ-946, работодатель (его представитель) должен обеспечивать работникам режимы труда и отдыха в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Особенностями регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров и Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).

Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).

Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).

Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).

Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть вторая статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Юркевича М Ю об оспаривании пунктов 8, 9 и 15.1 Положения о порядке учета рабочего времени и времени отдыха лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденного приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 17 августа 2009 г. № 264,

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

В силу пункта 9 Положения в рабочее время также не включается дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте, который может быть предоставлен сотрудникам при работе в ночное время, при продолжительности смены 12 или более часов.

Пунктом 15.1 Положения установлено, что в рабочее время не засчитывается время отдыха в конечном (промежуточном) пункте маршрута при условии предоставления специально оборудованного помещения или места для отдыха.

Юркевич М.Ю., ранее проходивший службу в отделе Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (далее - ГФС России) в г. Биробиджане и являясь лицом начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 8, 9 и 15.1 Положения ссылаясь на то, что они противоречат статьям 91, 106, 108, 109 и 209 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают его трудовые права.

Заявитель в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

ГФС России и Министерство юстиции Российской Федерации (далее Минюст России) в своих письменных возражениях указали на то, что Положение утверждено компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя ГФС России Садриева Р.Г., представителя Минюста России Чижиковой Т.Ю проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 8 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ в редакции, действовавшей на момент издания Приказа, сотрудники федеральной фельдъегерской связи подразделяются на начальствующий состав состоящий в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации и прикомандированный к федеральному органу исполнительной власти в области фельдъегерской связи, служащих и рабочих. Начальствующий состав федеральной фельдъегерской связи проходит службу в соответствии с действующим Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Статьей 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (далее - Положение о службе), в редакции, действовавшей на момент издания Приказа, предусмотрено, что на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени. При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен.

Статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ установлено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами содержащими нормы трудового права, коллективным договором соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы ТК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», в соответствии с которым (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Положения,) особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и указанным федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить нормативные правовые акты определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников.

На основании приведенных выше норм ГФС России издан Приказ в соответствии с полномочиями, предусмотренными Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 2004 г. № 1074 (утратил силу с 7 апреля 2014 г.)

Трудовое законодательство определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (часть 1 статьи 91 ТК РФ), а время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Одним из видов времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены) (статьи 106, 107 ТК РФ).

В силу статьи 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Из изложенного следует, что пункт 8 Положения в полной мере соответствует приведенным нормам ТК РФ, по смыслу которых время отдыха в рабочее время не включается. Следовательно, и пункты 9 и 15.1 Положения предусматривающие, что дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте предоставленный сотруднику при работе в ночное время, при продолжительности смены 12 или более часов, а также время отдыха в конечном (промежуточном) пункте маршрута при условии предоставления специально оборудованного помещения или места для отдыха не включаются в рабочее время, не противоречат нормам ТК РФ.

В настоящее время статья 8 Федерального закона № 67-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 143-ФЗ, согласно которой сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи подразделяются на лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи являющихся сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации состоящих в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, работников. Лица начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи проходят службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ).

Часть 2 статьи 3 названного закона допускает применение норм трудового законодательства к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В главе 8 Федерального закона № 342-ФЗ содержатся нормы регулирующие служебное время и время отдыха сотрудника органов внутренних дел.

Указанным законом определено, что служебное время - период времени в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени (часть 1 статьи 53). Продолжительность служебного времени сотрудника органов внутренних дел в дневное и ночное время одинакова (часть 9 статьи 53). Время отдыха - время, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей. Перерыв в течение служебного дня является одним из видов времени отдыха (статья 55).

Исходя из положений статьи 54 Федерального закона № 342-ФЗ продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня количество служебных и выходных дней определяются режимом служебного времени сотрудника органов внутренних дел, который устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.

Из указанных выше норм также следует, что перерывы в течение служебного дня, являясь временем отдыха сотрудника, не включаются в служебное время, поскольку в этот период времени сотрудник свободен от выполнения служебных обязанностей.

Учитывая, что продолжительность перерывов данным федеральным законом не установлена, а нормы трудового законодательства могут применяться к регулированию отношений, связанных со службой в органах внутренних дел, следует признать, что оспариваемый пункт 8 Положения соответствует и Федеральному закону № 342-ФЗ, и ТК РФ.

Не содержится противоречий федеральному закону и в пунктах 9 и 15.1 Положения.

Довод заявителя о несоответствии пункта 9 Положения, которым установлен дополнительный перерыв для отдыха, статье 109 ТК РФ предусматривающей предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов на отдельных видах работ, обусловленных технологией и организацией производства и труда, является несостоятельным Этот пункт норм трудового законодательства Российской Федерации не нарушает, поскольку предоставляет сотруднику дополнительные гарантии на отдых.

Согласно статье 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Пункт 15.1 Положения отношения, связанные со служебными командировками, не регулирует, на что необоснованно указывает заявитель, а устанавливает перерыв для отдыха при совершении сотрудником ГФС России служебных поездок.

Поскольку оспариваемые нормы Положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы заявителя, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Юркевича М Ю об оспаривании пунктов 8, 9 и 15.1 Положения о порядке учета рабочего времени и времени отдыха лиц, начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденного приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 17 августа 2009 г. № 264, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации ^ ' М ' Назарова

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;

для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.

Настоящим Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

Комментарий к ст. 92 TК РФ

1. Сокращение продолжительности рабочего времени может устанавливаться для различных категорий работников - с учетом вредности и (или) опасности условий труда (см. комментарий к ст. 94 ТК), в целях социальной защиты работников (инвалидов I или II группы, лиц в возрасте до 18 лет).

2. Правительство РФ в Постановлении от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5618) поручило Минздравсоцразвития России в 6-месячный срок после вступления в силу данного документа установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

3. До введения в действие такого акта продолжает действовать прежний порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда.

Порядок применения Списка определен Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20. Оба документа с учетом внесенных позднее изменений и дополнений (опубликованные отдельным изданием) действуют в части, не противоречащей ТК.

4. Продолжительность рабочего времени сокращается работникам, занятым в соответствующем вредном производстве, цехе, профессии и должности, если они работают в таких условиях не менее половины рабочего дня.

5. С учетом специфики содержания труда и его условий сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться ТК и иными федеральными законами и для других категорий работников (педагогические, медицинские работники и др.) - см. комментарий к ст. ст. 333, 350 ТК.

Судебная практика по статье 92 TК РФ

Однако, как следует из представленных Ю.В. Петровым судебных постановлений, вынесенных по его иску о восстановлении на работе, взыскании задолженности по заработной плате, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, вопрос о предоставлении ему права на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на основании положений статей 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 не рассматривался, а оспариваемые нормы при разрешении его конкретного дела не применялись. В связи с этим жалоба заявителя не может расцениваться как отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

СТАТЬИ 92 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА,
ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ

Статьи 92, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судом в ее конкретном деле положений статей 117 и 146 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому ее жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 92 И 117 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 г. издало постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное Постановление установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: