Какая государственная структура осуществляет охрану государственной границы в россии
Обновлено: 25.04.2024
ПОГРАНИ́ЧНЫЕ ВОЙСКА́ (пограничная охрана), воинские формирования, предназначенные для вооруж. защиты политич., воен. и экономич. интересов государства на его сухопутных и морских границах. Общие задачи пограничных структур разл. государств: обеспечение порядка следования лиц, транспорта, грузов, товаров, животных в установленных пунктах пропуска через государственную границу ; выявление и задержание нарушителей границы; пресечение самостоятельно или совм. с таможенными органами (см. Таможня ) перемещения через границу взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, наркотич. веществ, оружия, боеприпасов и др. предметов, запрещённых к ввозу в страну или вывозу из неё; контроль за соблюдением своими и иностр. судами порядка плавания и пребывания в территориальных водах государства и его исключительной экономической зоне . Сфера деятельности пограничных формирований, их наименование (войска, охрана, стража), задачи и состав адекватны характеру угроз государству в пограничной сфере, его материально-технич. возможностям, способности обеспечить взаимодействие с местной администрацией, субъектами охраны границы, местным населением и др. В зависимости от характера решаемых на границе задач государство строит пограничные формирования как войсковую, полицейскую или гражд. структуру с подчинением соответствующему гос. органу управления (напр., в США охрана сухопутных границ возложена на службу иммиграции и натурализации, мор. побережья – на подразделения сухопутных войск национальной гвардии ; во Франции охрану гос. границы осуществляет пограничная полиция из состава МВД и департаментская жандармерия , находящаяся в структуре МО; в Италии сухопутные и мор. границы охраняются силами финансовой гвардии с привлечением подразделений карабинеров , полиции, частей сухопутных войск и ВМС и др.). Во мн. государствах при переходе с мирного на воен. положение пограничные формирования переподчиняются командованию вооруж. сил на ТВД.
(см. текст в предыдущей редакции)
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
ГАРАНТ:
См. Положение о Государственной пограничной комиссии, утвержденное Указом Президента РФ от 27 октября 2003 г. N 1264
Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях обеспечения реализации государственной пограничной политики Российской Федерации
3. Признать утратившими силу Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. N Пр-1937.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
25 апреля 2018 года
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 25 апреля 2018 года N 174
Основы государственной пограничной политики Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящими Основами определяются цель, основные задачи и направления реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (далее - государственная пограничная политика), а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - субъекты государственной пограничной политики) при ее реализации.
2. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
3. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
4. Государственная пограничная политика представляет собой совокупность правовых, политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер, реализуемых субъектами государственной пограничной политики в сфере защиты национальных интересов в пограничном пространстве Российской Федерации (далее - пограничное пространство).
5. Государственная пограничная политика осуществляется на основе следующих принципов:
а) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, нерушимость государственных границ;
б) мирное разрешение пограничных вопросов;
в) соблюдение международных обязательств, законности при осуществлении пограничной деятельности;
г) приоритет национальных интересов в выстраивании межгосударственного пограничного сотрудничества;
д) единство целей и задач государственной пограничной политики и последовательность действий по их реализации;
е) адекватность мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве.
6. Государственная пограничная политика осуществляется в пограничном пространстве, включающем в себя государственную границу Российской Федерации (далее - государственная граница) и приграничную территорию Российской Федерации (далее - приграничная территория), подводную среду и воздушное пространство Российской Федерации, а также исключительную экономическую зону, континентальный шельф Российской Федерации, другие морские пространства, в пределах которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию.
II. Состояние национальной безопасности в пограничном пространстве
7. Состояние защиты национальных интересов в пограничном пространстве определяется эффективностью функционирования системы обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой являются защита и охрана государственной границы.
8. Защита государственной границы осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а ее охрана - пограничными органами федеральной службы безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на охрану государственной границы. Состав и численность подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на охрану государственной границы, а также формы и способы осуществления ими пограничной деятельности соответствуют характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и задачам по их нейтрализации.
9. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности направлена на недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также на противодействие международному терроризму и транснациональной преступности в пограничном пространстве.
10. В целях повышения эффективности пограничной деятельности:
а) осуществляется наращивание оперативного и технического потенциалов пограничных органов федеральной службы безопасности, а также их взаимодействие с другими органами федеральной службы безопасности, подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и иные виды контроля;
б) предусматривается создание межведомственных группировок сил и средств для совместных действий, направленных на локализацию кризисных ситуаций на государственной границе. Практика применения таких группировок на различных участках государственной границы, в том числе на море, показала эффективность их работы;
в) ведутся обустройство и техническое оснащение государственной границы. В приоритетном порядке создана новая пограничная инфраструктура, а также технически обустроены участки государственной границы в Северо-Кавказском регионе, где наблюдается сложная оперативная обстановка. Реализованы первоочередные меры по укреплению государственной границы с Украиной. Создается социальная и пограничная инфраструктура на российско-казахстанской государственной границе, а также в Арктике и Дальневосточном регионе. Сокращается доля необустроенных участков государственной границы;
г) в рамках технического оснащения ежегодно обновляется от 5 до 10 процентов вооружения и техники, используемых для охраны государственной границы. В практику пограничной деятельности внедряются современные технические средства, включая высокотехнологичные и многофункциональные пограничные комплексы и системы;
д) развивается система пропуска через государственную границу. Открыты и функционируют воздушные, железнодорожные, автомобильные и морские пункты пропуска через государственную границу, а также места упрощенного пропуска через государственную границу для граждан, проживающих в приграничных районах Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины. Для сокращения времени на проведение контрольно-проверочных мероприятий уменьшено количество государственных контрольных органов в пунктах пропуска, в практику их деятельности внедрены принципы "одного окна" и "одной остановки";
е) в плановом порядке ведется работа по международно-правовому оформлению государственной границы с сопредельными государствами и разграничению морских пространств в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и мирного разрешения пограничных вопросов;
ж) функционирует институт пограничных представителей Российской Федерации, к компетенции которых относится в том числе разрешение инцидентов на государственной границе;
з) развивается пограничное сотрудничество с уполномоченными органами сопредельных государств, с 48 иностранными государствами заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам, в 48 иностранных государствах организована деятельность официальных представителей органов федеральной службы безопасности. Осуществляется пограничное сотрудничество в многостороннем формате, в том числе в рамках Совета командующих Пограничными войсками, Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности, а также в рамках взаимодействия подразделений береговых охран.
11. На выявление и нейтрализацию угроз безопасности Российской Федерации и оказание содействия в формировании национальных пограничных служб направлена деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности, дислоцированных в Республике Абхазия, Республике Армения, Республике Белоруссия, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Таджикистан и Республике Южная Осетия.
12. Созданная система защиты и охраны государственной границы в целом обеспечивает поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также решение других задач, связанных с защитой национальных интересов и обеспечением национальной безопасности в пограничном пространстве.
13. Под воздействием преимущественно внешних факторов изменились характер вызовов и угроз в пограничном пространстве и уровень их проявления на отдельных участках государственной границы. Происходит наращивание инфраструктуры Организации Североатлантического договора на северо-западном и западном направлениях. Сохраняются предпосылки к возникновению очагов напряженности на отдельных участках внешних и внутренних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), на границах Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с Грузией. Увеличиваются риски распространения терроризма и экстремизма, транснациональной преступности. Не устранены социально-экономические причины, обусловившие отток населения с приграничной территории и повышение уровня криминализации на этой территории.
14. Основными угрозами национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) территориальные притязания некоторых сопредельных государств и связанная с этим возможность конфликтов и инцидентов на государственной границе;
б) притязания иностранных государств и транснациональных корпораций на стратегические ресурсы Арктики и Дальнего Востока;
в) усиление экономического и демографического влияния иностранных государств на отдельные приграничные районы с низким уровнем социально-экономического развития;
г) разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств по дестабилизации общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах в связи с неразрешенностью социально-экономических проблем, сохранением религиозных, этнических противоречий, сепаратистских проявлений среди населения, проживающего в этих районах;
д) попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
е) трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов;
ж) опасность возникновения на приграничных территориях Российской Федерации и отдельных сопредельных государств стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также эпидемий, эпизоотий и возможность их трансграничного распространения.
15. Факторами, влияющими на эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, являются:
а) незавершенность международно-правового оформления государственной границы с некоторыми сопредельными государствами и разграничения морских пространств;
б) недостаточные обустройство и техническая оснащенность отдельных участков государственной границы, а также низкие темпы строительства (реконструкции), обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу;
в) неурегулированность правоотношений в сфере ограничения прав иностранных граждан на пользование земельными участками, расположенными на приграничной территории;
г) недостаточная организация межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за пребыванием иностранных граждан на приграничной территории с регламентированным посещением;
д) низкая мотивация участия граждан в охране государственной границы.
III. Цель, основные задачи государственной пограничной политики и направления ее реализации
16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве.
17. Основными задачами государственной пограничной политики являются:
а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;
б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности;
в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе;
г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности;
д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию;
е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов.
18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:
а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе:
актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе;
совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы;
развитие системы защиты и охраны государственной границы;
совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;
б) обустройство государственной границы;
в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;
г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;
д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.
19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности;
б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики;
Пограничная служба ФСБ РФ - это структурное подразделение подотчетное Федеральной Службе Безопасности России основной задачей которого является защита, охрана и оборона государственной границы Российской Федерации, её сухопутных и водных рубежей, а также исключительных экономических зон, относящихся к территории России.
Все задачи Пограничной Службы ФСБ РФ
1. защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
2. охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;
3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
История. Почему так получилось?
Впервые в более менее похожем виде пограничные войска начали свою деятельность в 1893 году в качестве Отдельного Корпуса пограничной стражи подотчетного, как это ни странно, Министерство Финансов Российской Империи. Корпус создан по указу императора Александра III от 15 октября 1893 года.
Организационное деление выглядело так: корпус - бригада - отдел. Все тогдашние корпуса в совокупности подчинялись Шефу, или же, почетному командиру корпуса.
В 1918 году корпус был упразднен и с созданием нового государства перешел в ведение КГБ СССР (Комитет Государственной Безопасности) и просуществовал в таком виде вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. КГБ, к слову, являлось аналогом и предком настоящей ФСБ.
С 1991 по 1993 год пограничные войска находились в ведении стран-участниц Содружества Независимых Государств, а уже в 1993 году погранцы перешли в ведение Российской Федерации в качестве Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации. Служба просуществовала в таком виде до 2003 года, когда и перешла в ведение ФСБ.
Автор статьи
Читайте также:
- Распределение обязанностей между сотрудниками кадровой службы государственной
- Шекспир когда на суд безмолвных тайных дум
- В специальные обязанности заместителя главного судьи входит
- Проверка алиби это компетенция суда а не органов предварительного расследования
- Назначение и подготовка судебного разбирательства рб реферат