Какая государственная структура осуществляет охрану государственной границы в россии

Обновлено: 25.04.2024

ПОГРАНИ́ЧНЫЕ ВОЙСКА́ (по­гра­нич­ная ох­ра­на), во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния, пред­на­зна­чен­ные для воо­руж. за­щи­ты по­ли­тич., во­ен. и эко­но­мич. ин­те­ре­сов го­су­дар­ст­ва на его су­хо­пут­ных и мор­ских гра­ни­цах. Об­щие за­да­чи по­гра­нич­ных струк­тур разл. го­су­дарств: обес­пе­че­ние по­ряд­ка сле­до­ва­ния лиц, транс­пор­та, гру­зов, то­ва­ров, жи­вот­ных в ус­та­нов­лен­ных пунк­тах про­пус­ка че­рез го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу ; вы­яв­ле­ние и за­дер­жа­ние на­ру­ши­те­лей гра­ни­цы; пре­се­че­ние са­мо­стоя­тель­но или совм. с та­мо­жен­ны­ми ор­га­на­ми (см. Та­мож­ня ) пе­ре­ме­ще­ния че­рез гра­ни­цу взрыв­ча­тых, от­рав­ляю­щих, ра­дио­ак­тив­ных, нар­ко­тич. ве­ществ, ору­жия, бо­е­при­па­сов и др. пред­ме­тов, за­пре­щён­ных к вво­зу в стра­ну или вы­во­зу из неё; кон­троль за со­блю­де­ни­ем свои­ми и иностр. су­да­ми по­ряд­ка пла­ва­ния и пре­бы­ва­ния в тер­ри­то­ри­аль­ных во­дах го­су­дар­ст­ва и его ис­клю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зо­не . Сфе­ра дея­тель­но­сти по­гра­нич­ных фор­ми­ро­ва­ний, их на­име­но­ва­ние (вой­ска, ох­ра­на, стра­жа), за­да­чи и со­став аде­к­ват­ны ха­рак­те­ру уг­роз го­су­дар­ст­ву в по­гра­нич­ной сфе­ре, его ма­те­ри­аль­но-тех­нич. воз­мож­но­стям, спо­соб­но­сти обес­пе­чить взаи­мо­дей­ст­вие с ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей, субъ­ек­та­ми ох­ра­ны гра­ни­цы, ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем и др. В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра ре­шае­мых на гра­ни­це за­дач го­су­дар­ст­во стро­ит по­гра­нич­ные фор­ми­ро­ва­ния как вой­ско­вую, по­ли­цей­скую или гражд. струк­ту­ру с под­чи­не­ни­ем со­от­вет­ст­вую­ще­му гос. ор­га­ну управ­ле­ния (напр., в США ох­ра­на су­хо­пут­ных гра­ниц воз­ло­же­на на служ­бу им­ми­гра­ции и на­ту­ра­ли­за­ции, мор. по­бе­ре­жья – на под­раз­де­ле­ния су­хо­пут­ных войск на­цио­наль­ной гвар­дии ; во Фран­ции ох­ра­ну гос. гра­ни­цы осу­ще­ст­вля­ет по­гра­нич­ная по­ли­ция из со­ста­ва МВД и де­пар­та­мент­ская жан­дар­ме­рия , на­хо­дя­щая­ся в струк­ту­ре МО; в Ита­лии су­хо­пут­ные и мор. гра­ни­цы ох­ра­ня­ют­ся си­ла­ми фи­нан­со­вой гвар­дии с при­вле­че­ни­ем под­раз­де­ле­ний ка­ра­би­не­ров , по­ли­ции, час­тей су­хо­пут­ных войск и ВМС и др.). Во мн. го­су­дар­ст­вах при пе­ре­хо­де с мир­но­го на во­ен. по­ло­же­ние по­гра­нич­ные фор­ми­ро­ва­ния пе­ре­под­чи­ня­ют­ся ко­ман­до­ва­нию воо­руж. сил на ТВД.

(см. текст в предыдущей редакции)

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

ГАРАНТ:

См. Положение о Государственной пограничной комиссии, утвержденное Указом Президента РФ от 27 октября 2003 г. N 1264

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения реализации государственной пограничной политики Российской Федерации

3. Признать утратившими силу Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. N Пр-1937.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

25 апреля 2018 года

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 25 апреля 2018 года N 174

Основы государственной пограничной политики Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цель, основные задачи и направления реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (далее - государственная пограничная политика), а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - субъекты государственной пограничной политики) при ее реализации.

2. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

3. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.

4. Государственная пограничная политика представляет собой совокупность правовых, политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер, реализуемых субъектами государственной пограничной политики в сфере защиты национальных интересов в пограничном пространстве Российской Федерации (далее - пограничное пространство).

5. Государственная пограничная политика осуществляется на основе следующих принципов:

а) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, нерушимость государственных границ;

б) мирное разрешение пограничных вопросов;

в) соблюдение международных обязательств, законности при осуществлении пограничной деятельности;

г) приоритет национальных интересов в выстраивании межгосударственного пограничного сотрудничества;

д) единство целей и задач государственной пограничной политики и последовательность действий по их реализации;

е) адекватность мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве.

6. Государственная пограничная политика осуществляется в пограничном пространстве, включающем в себя государственную границу Российской Федерации (далее - государственная граница) и приграничную территорию Российской Федерации (далее - приграничная территория), подводную среду и воздушное пространство Российской Федерации, а также исключительную экономическую зону, континентальный шельф Российской Федерации, другие морские пространства, в пределах которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию.

II. Состояние национальной безопасности в пограничном пространстве

7. Состояние защиты национальных интересов в пограничном пространстве определяется эффективностью функционирования системы обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой являются защита и охрана государственной границы.

8. Защита государственной границы осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а ее охрана - пограничными органами федеральной службы безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на охрану государственной границы. Состав и численность подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на охрану государственной границы, а также формы и способы осуществления ими пограничной деятельности соответствуют характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и задачам по их нейтрализации.

9. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности направлена на недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также на противодействие международному терроризму и транснациональной преступности в пограничном пространстве.

10. В целях повышения эффективности пограничной деятельности:

а) осуществляется наращивание оперативного и технического потенциалов пограничных органов федеральной службы безопасности, а также их взаимодействие с другими органами федеральной службы безопасности, подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и иные виды контроля;

б) предусматривается создание межведомственных группировок сил и средств для совместных действий, направленных на локализацию кризисных ситуаций на государственной границе. Практика применения таких группировок на различных участках государственной границы, в том числе на море, показала эффективность их работы;

в) ведутся обустройство и техническое оснащение государственной границы. В приоритетном порядке создана новая пограничная инфраструктура, а также технически обустроены участки государственной границы в Северо-Кавказском регионе, где наблюдается сложная оперативная обстановка. Реализованы первоочередные меры по укреплению государственной границы с Украиной. Создается социальная и пограничная инфраструктура на российско-казахстанской государственной границе, а также в Арктике и Дальневосточном регионе. Сокращается доля необустроенных участков государственной границы;

г) в рамках технического оснащения ежегодно обновляется от 5 до 10 процентов вооружения и техники, используемых для охраны государственной границы. В практику пограничной деятельности внедряются современные технические средства, включая высокотехнологичные и многофункциональные пограничные комплексы и системы;

д) развивается система пропуска через государственную границу. Открыты и функционируют воздушные, железнодорожные, автомобильные и морские пункты пропуска через государственную границу, а также места упрощенного пропуска через государственную границу для граждан, проживающих в приграничных районах Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины. Для сокращения времени на проведение контрольно-проверочных мероприятий уменьшено количество государственных контрольных органов в пунктах пропуска, в практику их деятельности внедрены принципы "одного окна" и "одной остановки";

е) в плановом порядке ведется работа по международно-правовому оформлению государственной границы с сопредельными государствами и разграничению морских пространств в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и мирного разрешения пограничных вопросов;

ж) функционирует институт пограничных представителей Российской Федерации, к компетенции которых относится в том числе разрешение инцидентов на государственной границе;

з) развивается пограничное сотрудничество с уполномоченными органами сопредельных государств, с 48 иностранными государствами заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам, в 48 иностранных государствах организована деятельность официальных представителей органов федеральной службы безопасности. Осуществляется пограничное сотрудничество в многостороннем формате, в том числе в рамках Совета командующих Пограничными войсками, Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности, а также в рамках взаимодействия подразделений береговых охран.

11. На выявление и нейтрализацию угроз безопасности Российской Федерации и оказание содействия в формировании национальных пограничных служб направлена деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности, дислоцированных в Республике Абхазия, Республике Армения, Республике Белоруссия, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Таджикистан и Республике Южная Осетия.

12. Созданная система защиты и охраны государственной границы в целом обеспечивает поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также решение других задач, связанных с защитой национальных интересов и обеспечением национальной безопасности в пограничном пространстве.

13. Под воздействием преимущественно внешних факторов изменились характер вызовов и угроз в пограничном пространстве и уровень их проявления на отдельных участках государственной границы. Происходит наращивание инфраструктуры Организации Североатлантического договора на северо-западном и западном направлениях. Сохраняются предпосылки к возникновению очагов напряженности на отдельных участках внешних и внутренних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), на границах Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с Грузией. Увеличиваются риски распространения терроризма и экстремизма, транснациональной преступности. Не устранены социально-экономические причины, обусловившие отток населения с приграничной территории и повышение уровня криминализации на этой территории.

14. Основными угрозами национальной безопасности в пограничном пространстве являются:

а) территориальные притязания некоторых сопредельных государств и связанная с этим возможность конфликтов и инцидентов на государственной границе;

б) притязания иностранных государств и транснациональных корпораций на стратегические ресурсы Арктики и Дальнего Востока;

в) усиление экономического и демографического влияния иностранных государств на отдельные приграничные районы с низким уровнем социально-экономического развития;

г) разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств по дестабилизации общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах в связи с неразрешенностью социально-экономических проблем, сохранением религиозных, этнических противоречий, сепаратистских проявлений среди населения, проживающего в этих районах;

д) попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию;

е) трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов;

ж) опасность возникновения на приграничных территориях Российской Федерации и отдельных сопредельных государств стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также эпидемий, эпизоотий и возможность их трансграничного распространения.

15. Факторами, влияющими на эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, являются:

а) незавершенность международно-правового оформления государственной границы с некоторыми сопредельными государствами и разграничения морских пространств;

б) недостаточные обустройство и техническая оснащенность отдельных участков государственной границы, а также низкие темпы строительства (реконструкции), обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу;

в) неурегулированность правоотношений в сфере ограничения прав иностранных граждан на пользование земельными участками, расположенными на приграничной территории;

г) недостаточная организация межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за пребыванием иностранных граждан на приграничной территории с регламентированным посещением;

д) низкая мотивация участия граждан в охране государственной границы.

III. Цель, основные задачи государственной пограничной политики и направления ее реализации

16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве.

17. Основными задачами государственной пограничной политики являются:

а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;

б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности;

в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе;

г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности;

д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию;

е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов.

18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:

а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе:

актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе;

совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы;

развитие системы защиты и охраны государственной границы;

совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;

б) обустройство государственной границы;

в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;

г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;

д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.

19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:

а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности;

б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики;

Пограничная служба ФСБ РФ - это структурное подразделение подотчетное Федеральной Службе Безопасности России основной задачей которого является защита, охрана и оборона государственной границы Российской Федерации, её сухопутных и водных рубежей, а также исключительных экономических зон, относящихся к территории России.

Все задачи Пограничной Службы ФСБ РФ

1. защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

2. охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;

3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

История. Почему так получилось?

Впервые в более менее похожем виде пограничные войска начали свою деятельность в 1893 году в качестве Отдельного Корпуса пограничной стражи подотчетного, как это ни странно, Министерство Финансов Российской Империи. Корпус создан по указу императора Александра III от 15 октября 1893 года.

Организационное деление выглядело так: корпус - бригада - отдел. Все тогдашние корпуса в совокупности подчинялись Шефу, или же, почетному командиру корпуса.

В 1918 году корпус был упразднен и с созданием нового государства перешел в ведение КГБ СССР (Комитет Государственной Безопасности) и просуществовал в таком виде вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. КГБ, к слову, являлось аналогом и предком настоящей ФСБ.

С 1991 по 1993 год пограничные войска находились в ведении стран-участниц Содружества Независимых Государств, а уже в 1993 году погранцы перешли в ведение Российской Федерации в качестве Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации. Служба просуществовала в таком виде до 2003 года, когда и перешла в ведение ФСБ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: