Как заставить налоговую исполнить решение суда

Обновлено: 30.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение налоговым органом решения суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Неисполнение налоговым органом решения суда

Судебная практика: Неисполнение налоговым органом решения суда

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Неисполнение налоговым органом решения суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Здесь следует упомянуть и несколько отличающуюся позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 ноября 2011 г. N 7608/11: признано законным приостановление по ст. 242.3 БК РФ операций по расходованию средств с лицевого счета налоговой инспекции, не исполняющей решение суда по другому делу об обязании возвратить налогоплательщику из бюджета излишне уплаченный налог. Президиум отметил, что приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством. То есть, несмотря на то, что налоговый орган обязан возвращать налог не из тех средств, за счет которых финансируется его властная и хозяйственная деятельность, операции по расходованию средств с лицевого счета в соответствующих случаях могут приостанавливаться.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Особенности правового регулирования института приостановления операций по счетам налогоплательщика
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2020, N 6) По одному из дел ООО было привлечено к налоговой ответственности за неуплату налогов. В обеспечение его исполнения налоговым органом было принято решение о принятии обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика. Налогоплательщик обжаловал решение о привлечении его к ответственности и просил суд также наложить обеспечительную меру, предусмотренную п. 3 ст. 199 АПК РФ, - приостановить действие оспариваемого акта. Суд удовлетворил ходатайство налогоплательщика и вынес определение о приостановлении действия решения налогового органа о приостановлении операции по счетам. Однако налоговый орган не исполнил это решение арбитражного суда, что вынудило налогоплательщика обжаловать это бездействие сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем и в судебных инстанциях . Для налоговых органов приоритетными являются положения НК РФ. Согласно ст. 76 НК РФ как введение приостановления операций по счету, так и снятие блокировки производятся банками исключительно по решению уполномоченного налогового органа. Логика налогового органа состоит в том, что решение принимается и отменяется только налоговым органом, но никак не судом. Вместе с тем согласно п. 9.1 ст. 76 НК РФ, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Данная норма предусмотрена только для налогоплательщиков-организаций. Поэтому суды подтвердили неправомерность бездействия налогового органа.

Нормативные акты: Неисполнение налоговым органом решения суда

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) Хозяйственное общество оспорило в арбитражном суде решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента при оплате физкультурно-оздоровительных услуг за работников. Этим же решением налогового органа обществу предложено удержать налог при выплате дохода работникам.

Сейчас я переехала в другую область и хочу поменять место постоянной регистрации.

Разбирательство продолжится с налоговой по старому месту регистрации или уже в новом?

Могу ли я подать жалобу в прокуратуру на налоговую, тк она не исполняет решение суда не смотря но то, что пытается обжаловать сроки вступления в законную силу?

Могу ли я ипользовать полученое решение суда чтобы разблокировать р/с в налоговой по новому адресу регистрации?

Ответы на вопрос:

В прокуратуру жалобу нет смысла подавать. Если суд вынес решение, а они его не исполняют - подавайте в суд заявление о назначении штрафа (ст.119 АПК РФ). Если решение суда вступило в законную силу то оно обязательно. Можете предъявлять его.

Здравтсвуйте, получайте исполнительный лист и уже в принудителньом порядке заставьте налоговую исполнять решение суда. Также можете написать жалобу руководству ФНС.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.09.2018)

Статья 12. Виды исполнительных документов

1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

Разбирательство в плане неисполнения решения суда должно осуществляться по месту нахождения органа, обязанного судом исполнить решение суда.

Вы вправе подать жалобу в районную прокуратуру в соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации":

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Принятое решение суда обязательно к исполнению, а налоговая совершает нарушение в отношении Вас.

Да, можете попробовать потребовать разблокировки по новому месту жительства. Отказ обжаловать.

1 Разбирательства с налоговой, в случае вашего переезда буде осуществляться по месту нахождению той налоговой инспекции

2 Обращение в прокуратуру по поводу неисполнения налоговой инспекцией решения суда на основании ст 10 ФЗ О прокуратуре РФ вам ничем не поможет

вам нужно к приставм обращаться, которые на основании федерального закона №229-ФЗ Об исполнительном производстве осуществляют принудительное исполнение судебных решений.

Разбираться надо с тем налоговым органом, с которым у Вас есть судебное решение.

Можете подать заявление в прокуратуру, только вот это Вам на вряд ли поможет. Отпишутся, ссылаясь на судебный порядок.

Можете использовать судебное решение, мотивиров, что оно вступило в законную силу. Для этого надо обратиться к судебным приставам, которые обязаны исполнять решения судов. Но налоговый орган может обратиться к приставам с заявлением об отсрочке или приостановлении ввиду того, что предпринимаются меры по обжалованию. И вполне возможно, что им будет предоставлен определенный срок.

Но на их заявления и ходатайства, жалобы Вы также можете подать возражения.

АПК РФ Статья 16. Обязательность судебных актов

""1. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

""1.1. Специализированный арбитражный суд в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора, может также направлять запросы.

Запросы о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым специализированным арбитражным судом делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.

Запросы должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен в специализированный арбитражный суд в течение месяца со дня получения этих запросов, если иной срок не указан специализированным арбитражным судом.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 422-ФЗ)

""2. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим "Кодексом" и другими федеральными "законами".

""3. Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.

""4. Признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных решений определяются международным договором Российской Федерации, федеральным "законом".

"

В конце прошлого года выиграли суд у ПФР о назначении пенсии моей матери. Срок обжалования прошёл месяц назад, и она пошла с решением в районное представительство ПФР. Там заявили, что решение суда исполнять не будут. Как заставить ПФР выполнить решение суда?

Ответы на вопрос:

Если ПФР не исполняют решение суда, то вам нужно будет обратиться к приставам. Решение суда должны исполнять судебные приставы. Обращайтесь к ним для решения суда по ПФР.

Давид! В соответствии со ст. 428 ГПК РФ Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Раз ПФР отказывается исполнить решение суда, необходимо отнести исполнительный лист в службу судебных приставов, написав заявление о принудительном исполнении решения суда. В подтверждение передачи исполнительного листа в канцелярии ФССП на копии заявления должна быть проставлена отметка о получении.

После поступления заявления и исполнительного листа в службу судебных приставов будет принято постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем ПФР предложат в течение 5 дней добровольно исполнить решение суда, в противном случае решение будет исполнено принудительно.

Вы вначале разберитесь с ситуацией. То, что месяц прошел для подачи апелляции (ст. 320 ГПК РФ), ничего не значит. На решении суда есть печать и отметка о том, что решение вступило в силу? Посмотрите внимательно. И потом, с решением суда к ответчикам не обращаются. Надо в суде районном подать заявление о выдаче исполнительного листа. Получить его. И с ним, а не с решением суда (!) идти в ПФР.

Возможно также, что ПФР подал апелляцию. Вам тоже должна апелляционная жалоба прийти. В связи с чем, еще не рассматривали жалобу. Но, повторяю: посмотрите решение суда. Наличие печати.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для государственных органов, юридических лиц, общественных объединений. Данное правило закреплено в статье 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Наказание за неисполнение решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 17.14 КОАП РФ, может быть: для должностных лиц (если нет признаков злостности и препятствия исполнению, необходимых для состава преступления) – штраф 10000-20000 рублей

для юридических лиц – штраф 30000-100000 рублей. При злостном уклонении от исполнения предусмотрена уголовная ответственность. Вы можете 1. Обжаловать бездействие территориального органа Пенсионного фонда РФ в вышестоящий территориальный орган ПФР. Например, жалоба на бездействие районного управления ПФР подается в областное отделение. 2. Обжаловать бездействие Пенсионного фонда РФ в прокуратуру. Прокурор осуществляет надзор за исполнением закона и соблюдением прав граждан. В случае выявления нарушений – а неисполнение решения суда является нарушением, – прокурор выносит обязательные для исполнения протест или представление.

1. Жалобу в Прокуратуру за неисполнения решения суда, с требованием провести проверку прокурорскую.

Для принудительного исполнение решения суда! В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» .

Всего Вам наилучшего!

Надо в суде взять исполнительный лист и предъявить к исполнению.

Можно пока прокурору жалобу подать -

ГПК РФ Статья 13. Обязательность судебных постановлений

1. Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

Судебное постановление, за исключением постановления, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, может быть выполнено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если постановление принято судом коллегиально, оно подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью.

При выполнении судебного постановления в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного постановления на бумажном носителе.

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

2. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

3. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

.

Нередко инспекция отказывает в возврате переплаты или в возмещении налогов по очевидно надуманным основаниям. В итоге налогоплательщики вынуждены обращаться в суд. Выиграв спор о взыскании с инспекции денег, вам предстоит столкнуться с исполнением решения суда, что зачастую вызывает не меньшие трудности, чем сам судебный процесс.

Вот у вас на руках исполнительный лист, и в нем указана сумма, которую налоговики должны вернуть . Но вероятность того, что инспекция вернет переплату или незаконно взысканные налоги только на основании вашего заявления и исполнительного листа, вспомнив об обязательности исполнения судебных актов, невелика . Тем более если инспекция еще собирается обжаловать решение суда, а значит, у нее осталась надежда на его пересмотр .

Но все же есть достаточно действенный способ вернуть деньги.

Обращаемся в Казначейство

За возвратом денег можно обратиться в территориальное отделение Федерального казначейства (далее - ОФК), в котором ИФНС открыты лицевые счета как получателю бюджетных денег . В ОФК нужно подать :

- заявление о взыскании денег с должника с указанием реквизитов счета, на который следует перечислить деньги. Можно использовать форму, приведенную в приложении N 3 к специальному Административному регламенту ;

- копию решения суда, заверенную его канцелярией;

- доверенность на представителя организации, подписавшего заявление (если это не руководитель).

Внимание! Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления решения суда в силу. Этот срок будет указан в исполнительном листе . Пропуск этого срока - основание для возврата исполнительного листа .

Бывает, что ОФК возвращает исполнительные листы без исполнения, когда копия судебного решения не заверена надлежащим образом. Порядок заверения можно посмотреть в Инструкции по делопроизводству, утвержденной ВАС . В частности, согласно Инструкции на копии судебного акта делается отметка о дате вступления его в законную силу. Иногда такую отметку работники судебного состава сделать забывают, что является формальной причиной для ОФК исполнительный лист вернуть. Однако, поскольку дата вступления судебного акта указывается в исполнительном листе, суды признают действия ОФК неправомерными . Такой же позиции придерживаются и в Федеральном казначействе . Суды признавали несущественным и то, что копия судебного акта не прошита прочной ниткой, концы которой должны быть выведены на оборотную сторону последнего листа, заклеены бумажной наклейкой и опечатаны печатью канцелярии суда . Вместе с тем суд может посчитать существенным нарушением отсутствие на копии судебного акта печати отдела делопроизводства или судебного состава . Поэтому, если полученная копия решения суда не заверена в установленном порядке, стоит сходить в канцелярию суда и попросить ее работников сделать на копии все необходимое. Вряд ли вам в этом откажут, учитывая, что ВАС настаивает на неукоснительном соблюдении судами Инструкции по делопроизводству .

Чего ждать от Казначейства

Судебный акт должен быть исполнен (то есть деньги должны быть возвращены) в течение 3 месяцев с момента поступления документов в ОФК .

- информацию об источнике образования задолженности и о КБК, по которым производятся расходы по исполнению судебного акта;

- платежный документ на перечисление средств.

Когда налоговый орган все это сделает, ОФК перечислит деньги на ваш расчетный счет. Если в трехмесячный срок инспекция деньги по исполнительному листу не вернет, то ОФК приостановит операции по расходованию денег на ее лицевых счетах . Именно это обстоятельство - главный стимул для налогового органа к исполнению судебного решения, когда в процесс вовлечено ОФК. Ведь приостановление операций по счету поставит под угрозу получение зарплаты самими инспекторами.

И Президиум ВАС считает законной блокировку счетов инспекции в ситуации, когда она не исполнила судебное решение о возврате налоговой переплаты. Более того, ВАС не раз указывал, что это прямо установленная обязанность ОФК . При этом само по себе неисполнение решения суда в трехмесячный срок - уже достаточное основание для приостановки операций по ее счетам. То есть инспекция не сможет избежать блокировки счета, ссылаясь, например, на недостаточность средств финансирования для выплаты по исполнительному листу .

Рассмотренный вариант взыскания долгов с ИФНС не является единственным. Также с исполнительным листом можно обратиться в службу судебных приставов. Только вряд ли этот путь окажется более быстрым.

ч. 1 ст. 180 АПК РФ

статьи 78, 79 НК РФ; ч. 1 ст. 16 АПК РФ

ч. 1 ст. 273, ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 305 АПК РФ

п. 3 ст. 239, ст. 242.1 БК РФ

ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ; п. 2 ст. 242.1 БК РФ

утв. Приказом Минфина от 22.09.2008 N 99н

ч. 1 ст. 21 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ; пп. 6, 7 ч. 1 ст. 320, п. 1 ч. 1 ст. 321 АПК РФ

п. 3 ст. 242.1 гл. 24.1 БК РФ

п. 3.33 Инструкции, утв. Приказом ВАС от 25.03.2004 N 27

п. 6 ч. 1 ст. 320 АПК РФ; Постановление Президиума ВАС от 20.07.2010 N 5525/10

Письмо Казначейства от 21.09.2010 N 42-7.4-05/9.3-611

Постановление ФАС УО от 21.05.2012 N Ф09-3002/12

Постановление ФАС МО от 10.02.2011 N КГ-А40/17852-10

Письмо ВАС от 15.08.2008 N ВАС-С02/КАУ-1305

пп. 5-7 ст. 242.3 БК РФ; Постановление Президиума ВАС от 20.10.2010 N 10247/10

п. 2 ст. 242.3 БК РФ

п. 3 ст. 242.3 БК РФ

п. 8 ст. 242.3 БК РФ

Постановления Президиума ВАС от 01.11.2011 N 7608/11, от 20.10.2010 N 10247/10

Постановление Президиума ВАС от 20.10.2010 N 10247/10

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N18, 2012

Глава 12 части 1 НК РФ носит название «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм». Статья 78 указанной главы документа по большей части раскрывает процедуру зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, а также регламентирует положения в части их возврата.

А статья 79 закрепляет механизм возврата таких сумм, но уже излишне взысканных. Тем не менее не все знают, как правильно потребовать у налоговых органов возвратить излишне уплаченные и излишне взысканные налоги.

Излишне уплаченный налог

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. А также по заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика. Деньги налоговики должны вернуть в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма соответствующего заявления утверждена Приказом ФНС от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов» (далее — Приказ N ММВ-7-8/182@) (Приложение N 8).

Если данный месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, то согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата. В случае изменения ключевой ставки в отдельные периоды времени, исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки (смотрите Приказ ФНС от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее — Приказ ФНС РФ N ММ-3-1/683@), а также Письмо Минфина от 01.08.2007 N 03-02-07/2-136).

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ). Если предусмотренные штрафные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения установленного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата (п. 12 ст. 78 НК РФ).

При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, налоговым органам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Излишне взысканный налог

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статье 79 НК РФ. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Об этом сказано в пункте 3 статьи 79 НК РФ.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а также заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика (форма решения в Приложении N 3 к Приказу N ММВ-7-8/182@).

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ. В случае если указанные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. Возврат суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Зачет при возврате налога

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Такой зачет происходит по правилам статьи 78 НК РФ.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены некоторые вопросы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм. Так, Пленум ВАС РФ в пункте 32 Постановления N 57 указал, что зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

В связи с этим не может быть произведен зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней по инициативе налогового органа в следующих ситуациях:

  • зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней не может быть произведен налоговым органом в счет погашения той задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена;
  • не может быть произведен налоговым органом зачет пеней в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Особенности зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней налоговым агентом разъяснены в пункте 34 Постановления N 57. Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов. В связи с этим, как пояснил Пленум ВАС РФ, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:

  • если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
  • если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

В пункте 35 Постановления Пленум ВАС РФ N 57 указано, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней в счет погашения задолженности распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.

Таким образом, решение арбитражного суда о возврате налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм пени подлежит безусловному исполнению налоговым органом. Налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет этой суммы в счет погашения имеющейся задолженности. Разъяснения, касающиеся момента исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, содержатся в пункте 36 Постановления N 57.

Пленум ВАС указал, что необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный ее получателем банк. Следовательно, налоговый орган считается исполнившим обязанность по возврату этой суммы налогоплательщику только с момента поступления суммы пени, подлежащей возврату, в указанный налогоплательщику банк.

Учет и контроль возврата и зачета налогов

Информационный ресурс результатов работы по зачетам и возвратам ведется территориальными налоговыми органами и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в электронном виде.

Факт излишней уплаты (излишнего взыскания) устанавливается специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, в чьи функции входит сверка с налогоплательщиками. Сотрудником отдела в течение десяти рабочих дней после наступления срока уплаты налога (сбора) формируется список налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания).

Излишне уплаченная (взысканная) сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам. При расчете излишне уплаченной суммы налога исключаются платежи по НДФЛ, уплаченные в текущем году. Данный список передается для согласования в отдел камеральных проверок, аналитический отдел и отдел ввода и обработки данных. После чего список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства для проведения мероприятий по зачету подтвержденной переплаты в счет недоимки, задолженности по пеням и штрафам в рамках статьи 78, 79 НК РФ.

После проведения указанных мероприятий отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел работы с налогоплательщиками для формирования извещений об обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).

Для целей данных методических рекомендаций перед принятием решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, страховых взносов, налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в том числе:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: