Как в древних афинах назывались особые повинности богатых граждан в пользу государства

Обновлено: 28.04.2024

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящ. Литургиарий м. книга-служебник, описание чина вечерни, утрени и обедни. Литургисать или-совать, совершать литургию.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Литурги́я — главнейшее христианское богослужение в Исторических церквях , во время которого совершается таинство Евхаристии . В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» (например, Литургия часов ).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Утреннее или дневное христианское богослужение включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии. Цикл духовных песнопений. Литургии П. И. Чайковского, .

Примеры употребления слова литургия в литературе.

И Алексий негромко, но твердо попросил передать патриарху настоятельную просьбу посольства хотя благословить их сразу же после литургии.

Таким образом, древняя комедия в своих сценах еды как части культовой службы и в трактовке этой еды параллельно идущим жертвоприношением дает нам полную аналогию литургии, с ее приготовлением к трапезе, вкушению и его жертвенному толкованию.

В тишине, когда ночь встречается с утром, он услышал откуда-то нежный звон серебряного колокольчика, в который звонят во время возношения даров на литургии.

Амвросия, Серапиона Тмуитского, Литургии римская, эфиопская, армянская, галликанская и др.

При этом литургия совершалась на славянском языке, который только что был укрощен и, как зверек, сидящий в клетке из глаголических букв, доставлен с балканских просторов в столипу мира.

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились -право на свободу и личную независимость от другого человека; -право на земельный участок на полисной территории; -право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; -право на ношение оружия и службу в ополчении; -право на участие в делах государства; -право на почитание и защиту отеческих богов; -право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем: беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; -приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; -защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет); -повиноваться законам и избранным властям; -принимать активное участие в общественной жизни; -почитать отеческих богёв. Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: права гражданства; права приобретать недвижимость; права заключать браки с афинскими гражданами. К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею. Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет. Каждое заседание имело свой порядок и свою намеченную повестку. Собиралось 10 раз в год. Позднее число заседаний возросло до 30-40 раз в год. Народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Осуществляло функции управления, избирая должностных лиц и контролируя их деятельность. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях. Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Компетенция Совета была довольно обширна и заключалась в следующем: а) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства. г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних связей. д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в области прихода и расхода государственных средств. Конфискация имущества, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспечение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета; е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь. На первое место в управлении выдвигается коллегия стратегов. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой продовольствия в Афины и т.д. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры. Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием и имели право требовать созыва заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер. Особое место в системе государственных учреждений занимала гелиэя или суд присяжных. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах. Также ей принадлежали важные полномочия в области управления и законодательства. Например, решение финансовых вопросов. Реформы Солона и Клисфена.Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные. Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд. По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Реформы Клисфена были напрвлены на ликвидацию старых племен. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территорий, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение изгнание из государства как мера наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане. Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот.

Общественный строй.Полноправнымиафинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: 1) право на свободу и личную независимость от другого человека; 2) право на земельный участок на полисной территории; 3) право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; 4) право на ношение оружия и службу в ополчении; 5) право на участие в делах государства; 6) право на почитание и защиту отеческих богов; 7) право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем: 1) беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; 2) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; 3) защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет); 4) повиноваться законам и избранным властям; 5) принимать активное участие в общественной жизни; 6) почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: 1) права гражданства; 2) права приобретать недвижимость; 3) Права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

Государственное устройство. По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись: 1) Народное собрание; 2) Совет пятисот; 3) гелиэя; 4) коллегия стратегов; 5) коллегия архонтов.

Верховным органом власти былоНародное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциямиколлегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенцииколлегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называ­емую докимасию) и в гелиэе.

Высшим судебным органом былагелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Афинское право.

Источники афинского права: обычаи и писаные законы.Далее появляется писаное право в виде Законов Драконта.

Правовое положение населения Афинского государства. Все население делилось на свободных и рабов, среди свободных выделялись полноправные граждане и метэки. Полноправными считались жители Афин, родители которых являлись гражданами Афинского государства. Только граждане обладали правом участвовать в деятельности народного собрания. Они могли избирать и быть избранными на государственные должности. Среди обязанностей гражданина Афин нужно назвать обязательность военной службы. Богатые граждане несли различного рода повинности в пользу государства. Метэки - это проживавшие в Афинском государстве иностранцы. Они не пользовались политическими правами, им было запрещено приобретать недвижимость. Метэки были обязаны уплачивать различные сборы, призывались на военную службу. Некоторые иностранцы занимали привилегированное положение, их права и обязанности соответствовали статусу полноправных граждан.

Рабы. Рабами становились иностранцы, захваченные в плен во время военных походов; дети, рожденные рабыней. До реформ Солона в рабство можно было попасть за долги. Раб считался вещью, собственностью господина. Ответственность за ущерб, причиненный рабом, возлагалась на хозяина. Хозяин имел право наказать раба плетьми, но смертную казнь рабу мог назначить лишь суд.

Право собственности и обязательственное право. В Афинском государстве было достаточно развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собственника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства. Афиняне различали «вольные» и «невольные» обязательства, возникавшие из договоров и деликтов.

Семья и наследование. Заключение брака считалось одной из обязанностей афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи, заключаемого женихом и главой семьи невесты. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической деятельности. Мужчины обладали большой властью и над своими детьми. Афинянин мог в любое время развестись с женой, а женщина имела право подать заявление о расторжении брака архонту. Афинское право допускало наследование по закону и наследование по завещанию. При отсутствии завещания наследство отца равными частями распределялось между сыновьями. Дочери не допускались к разделу наследства при наличии сыновей. Внебрачные дети также не могли стать наследниками по закону.

Преступления и наказания. За государственную измену, оскорбление богов, присвоение имущества храмов преступнику грозила смертная казнь. Виновному иногда предоставлялось право совершить самоубийство, для этого ему предлагали на выбор яд, меч или веревку. Обман народа оратором на народном собрании, внесение противозаконных предложений на обсуждение собрания карались штрафом. За взяточничество суд мог назначить виновному смертную казнь, выбрать в качестве наказания штраф, конфискацию имущества. Демосфен сообщает, что преступника также лишали политических прав гражданина. Дела об убийстве возбуждались в порядке частного обвинения. Преступник мог заключить с родственниками убитого сделку, уплатить им вознаграждение и освободиться от наказания. Закон предоставлял мужу, заставшему жену и другого мужчину на месте преступления (прелюбодеяния), право убить любовника. Грабителям и разбойникам грозило обращение в рабство.

Судебный процесс.Право возбудить судебное дело принадлежало полноправным гражданам, его были лишены несовершеннолетние, женщины, метэки и рабы. В Афинах существовали две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Выбор того или иного типа процесса зависел от характера правонарушения. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец (обвинитель) был лично заинтересован в исходе дела и добивался материального возмещения своего ущерба. Истец (обвинитель) должен был уплатить судебную пошлину и мог в любое время прекратить процесс. Процесс graphe начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения истец (обвинитель), как правило, не получал никаких материальных выгод, не платил пошлину и был обязан довести дело до постановления судебного решения. Истец (обвинитель) самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик (обвиняемый) по делу мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства, подтверждающие позицию участников спора. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд доказательства запечатывались в специальные сосуды, с тем чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судьи выносили решение.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах Средиземного моря, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому как древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми здесь были денежное хозяйство и финансовые связи. Значительно большую роль в созидании государственности античного мира сыграли финансовые системы и военная политика.Античные государства почти с самого начала своего образования стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных форм здесь проходило на фоне колонизации – поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной – других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства развились в значительные империи – в период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов. Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное государство составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным политическим

1 Андреев Ю.В. История Древней Греции. М., 1996.

строем. Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил истории пример более высокой степени вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке. В своем становлении и развитии античная государственность прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило в форме примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором клановые отношения объединялись с преимуществами крупной земельной собственности. Расцвет античной государственности принес с собой народовластие в форме демократической республики или особой монархии. Венцом исторического движения античной государственности стало оформление особой полувоенной, бюрократической монархии, которая станет образцом политических форм большинства европейских и азиатских народов в последующей истории.В античную эпоху условный центр мировой истории переместился в Европу. Она стала в экономическом, социальном и культурном отношении более развитой, чем остальной мир. Здесь стали вырабатываться политические и юридические формы, определяющие мировое развитие, в том числе и путем прямого культурного и политического влияния. Особая роль принадлежит здесь системе римского права. Оно стало основой для последующего становления и развития большинства систем мирового правового уклада, оказало воздействие на формирование первых правовых принципов международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического мышления. 1

Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы. Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившхся в более

1 История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский.-М.,2003.

архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э.(Законы Драконта). 1

Основными источниками о государственном и политическом устройстве городов-государств Древней Греции, их правовой системе мы узнаем из сочинений древних авторов –Плутарха, Фукидида, Геродота и др.,а так же из дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

________________________

1 История государства и права зарубежных стран Часть 2 Крашенниковой Н. А Издательство НОРМА—ИНФРА - М Москва,1998

2.Полис как форма античной государственности. Своеобразие общественно-политического устройства Афин. Правовое положение населения в Афинах V-IV в.в. до н. э. Политическая организация рабовладельческой демократии. Государственный строй Афин периода их расцвета.

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древ-ней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полисный этап принято подразделять на три периода:

ü гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

ü архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

ü классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

- Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.К концу данного периода родоплеменньге отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

- Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афин-

ского государства.Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособ-

ленных родовых обшин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

• эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча-

• геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно

попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

• демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал так промежу-

точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических

и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин.

По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-

экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела

-К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древне-

греческого рабовладельческого общества, полисного строя.

В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид-

ских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин,поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе

развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут-риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра-бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан бази-ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекра-

тивший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с цельюпротивостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов,в которых преобладали олигархические порядки, господствовала арис-

тократия.Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской

войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и

мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие оп-

ределенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:

ü право на свободу и личную независимость от другого человека;

ü право на земельный участок на полисной территории;

ü право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

ü право на ношение оружия и службу в ополчении;

ü право на участие в делах государства;

ü право на почитание и защиту отеческих богов;

ü право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За пре-

ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда-

нин, состояли в следующем:

ü беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

ü приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

ü защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались

военнообязанными с 18 до 60 лет);

ü повиноваться законам и избранным властям;

ü принимать активное участие в общественной жизни;

ü почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточ-

ный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

• права приобретать недвижимость;

• права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только

своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

1 История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. - М., 2002.

Государственный строй Афин периода их расцвета.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

ü Народное собрание;

ü Совет пятисот;

ü коллегия стратегов;

ü коллегия архонтов.

- Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане внезависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избираладолжностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ-

альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы.

В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

-Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани-

на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания,деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания.

1) в Древних Афинах особая повинность в пользу государства, возлагавшаяся на богатых граждан; 2) богослужение в христианской церкви.

Смотреть что такое ЛИТУРГИЯ в других словарях:

ЛИТУРГИЯ

(от λιτός — общий и εργον — дело) — название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех хр. смотреть

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ, -и, ж. 1. Утреннее или дневное христианское богослужение,включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди идругие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии.2. Цикл духовных песнопений. Литургии П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.II прил. литургический, -ая, -ое. Ранние литургические молитвы(заимствованные из синагогального наследия). Литургическая музыка. *Литургическая драма - средневековое религиозное представление, входившее впасхальную или рождественскую церковную службу. смотреть

ЛИТУРГИЯ

литургия 1. ж. Главное христианское церковное богослужение (у православных - обедня, у католиков - месса). 2. ж. Общественная повинность (в Древней Греции, Древнем Риме и Византии).


. смотреть

ЛИТУРГИЯ

литургия ж. церк.liturgy, mass

ЛИТУРГИЯ

литургия См. богослужение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. литургия песнопения, дело, евхаристия, обедня, богослужение, месса, повинность, служба Словарь русских синонимов. литургия сущ., кол-во синонимов: 8 • богослужение (21) • дело (97) • евхаристия (7) • месса (8) • обедня (7) • песнопения (42) • повинность (13) • служба (54) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: богослужение, дело, евхаристия, месса, обедня, песнопения, повинность, служба. смотреть

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ

• Λειτουργία, в Афинах, к государственным повинностям, падавшим преимущественно на богатых граждан, относились так называемые Л., личные усл. смотреть

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: