Как установить статус сироты через суд

Обновлено: 26.04.2024

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

В судебном порядке можно решить вопрос о получении статуса сироты или это также ни возможно?

Ответы на вопрос:

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ

(ред. от 04.11.2014)

"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом "порядке";

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости;

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения.

Как получить сертификат на квартиру? Я ребенок-сирота, изначально Администрация включила меня в общий список на получение квартиры, не увидели документы, подтверждающий мой статус, поэтому мне уже в 30 лет пришлось подать в суд, чтобы меня включили в список как сироту, а теперь выходит закон и там говорится, что сироты, которые подавали в суд не имеют право на сертификат. Моей вины нет, что сотрудники Администрации халатно отнеслись к своим обязанностям и я 10 лет стояла не в той очереди. Как восстановить справедливость и требовать получения сертификата?

Такой вопрос, пошёл я вставать на биржу труда как сирота после получения диплома, чтобы получить статус безработного и получать пособие, но мне сказали надо предоставить справку о стату се, что-то сирота, она у меня есть, но не оригинал, но мне её прислала опека на почту маил, я скачал на пк и распекал её и меня с ней не хотят ставить как сироту, а чтобы получить оригинал он в другом городе, по этому можно чтобы они как-то меня так поставили с тем что у меня есть?

В 2003 году закончила школу, был статус сироты, но прописана была у бабушки, хотя опекунство с неё сняли и она выписала меня из своей квартиры.4 года была без прописки, но жила в РФ. Долго пыталась судами и жалобами получить квартиру как сирота, и только к 30 годам отсудила. Сейчас пытаюсь приватизировать, но всё упирается в то, что в бти не принимают документы, пока не докажу, что жила в РФ, а доказать могу судом. Суд переносится один за другим, то свидетели, то справки. Почему я не могу приватизировать, или как мне это сделать без решения суда? Жила на тот момент, 20 лет назад в своей области, но нигде не работала и в больницу не обращалась, подтвердить сложно, свидетелей не достаточно.

Имеет ли право ребенок в статусе сирота получать свою пенсию по потере кормильца и детское пособие по предварительной опеке? Временный опекун ребенку уже назначен, она же и будет постоянной приемной мамой, ведется сбор дополнительных необходимых бумаг. В одной опеке сказали, что может получать, в другой опеке, где оформляется опекунство сказали, что такое право появляется только при постоянной опеке. Как по закону? Спасибо.

Такой вопрос, я в документах РФ я круглая сирота (в свидетельстве рождения в наличии есть только мать) и стою в очереди на квартиру. Но у меня есть отец на Кипре и хочу получить второе гражданство на Кипре. Какие могут быть последствия при получении? Могут ли лишить статуса сироты и права на квартиру и так же лишать ли меня пособий как сироте?

Неправомерные действия опеки?

После смерти дочери взяла из детдома двух ее детей под опеку. 1 ребенок инвалид, статус сироты. По 2 ребенку - подаем иск о лишении род. прав отца осужденного за тяжкое преступление. Директор дд перед тем как детей отдала, закрыла счета детей в сбере, там есть средства от государства по инвалидности и пособия. На новые счета опека отказалась переводить детям. Кроме того, мне даже не сообщили о том что есть какие то средства. Умолчали. Снять сейчас опека мне не дает разрешения, мотивирует тем что нужно сначала потратить такую же сумму, а потом они разрешат. Это же не законно? Как поступить?

Далее. Я пол года не получала пособия по инвалидности на девочку, они уходили на старый счет дииектора дд и отказа в пфр не было (я получила справку в пфр об этом) при этом, пфр отказываются пояснить ч письменной форме кто получал эти деньги. Мое заявление уже месяц без ответа. Как мне получить деньги и куда обращаться чтобы мне или разрешили снять или перевели детям на ном. счета?

Мой опекун вступил за меня в наследство на четверть жилого дома, в этот момент я была несовершеннолетняя, теперь мне отказывают в предоставлении жилья, как сироте, можно ли аннулировать наследство, чтобы получить жилье по статусу?

Мне 28 лет могу ли я получить выплату так как вышла замуж по статусу сироты?

Мне 19 лет и у меня статус сироты.

Согласно статье 34.1 закона о трудовой занятости, впервые ищущие работу сироты могут получать пособие в размере среднемесячной зарплаты в регионе проживания.

Официально я нигде не работал и трудового стажа нету, он нулевой. Раньше подрабатывал курьером в режиме самозанятого, но страховых взносов в пенсионный фонд не делал.

Сейчас я снят с учета и более не являюсь самозанятым.

Смогу ли я при таких условиях претендовать на пособие по безработице как сирота, впервые ищущий работу, если раньше был самозанятым?

Мне 31 год, оба родителя умерли до достижения мной 18 лет. статус сироты получен не был, т. к. опека меня не поставила на учет и не было опекуна. Как мне сейчас получить статус сироты?

Моя мама круглая сирота, в 1995 году выпустилась из интерната и ей предоставили место в общежитии, если не ошибаюсь закон о предоставлении жилья сиротам вышел в 1996 году, подать заявление на жилье можно до 23-х лет. В силу незнания моя мама этого не сделала. Можно ли сейчас получить жилье? Как я поняла, в администрацию нужно обратиться с заявлением на получение жилья с статусом сироты. В случае отказа, обращаться в суд. У нее на руках только решение суда о лишении родительских прав ее родителей, данный документ может использоваться в качестве подтверждения статуса сироты? Есть ли вообще шанс добиться чего-то спустя столько лет?

Я имею статус сироты. Закончила бакалавриат. Мне 25 лет. Если сейчас хочу поступить в магистратуру в иной университет, смогу ли я поступить как сирота и получать выплаты?

Я отчислилась из колледжа на 3 курсе, сейчас хотела восстановиться но сказали что нет бюджетных мест, учиться на платной основе не могу так как должна получать пенсию из-за статуса круглая сирота. Как мне быть и как снова начать учиться если все наборы студентов уже завершились?

Я сирота (родители умерли), мне 26 лет, от родителей осталась квартира, но приватизирована на сестру, я и мои дети там только прописаны, так как у меня нет собственного жилья я встала на очередь на квартиру до достижения 23 лет. Квартира 62 кв метра, прописано 6 чел. В данной квартире не имею возможности проживать со своими детьми из-за отсутствия нормальных жилищных условий. Какую жилплощадь мне могут дать в статусе сироты с двумя однополыми детьми? Я хочу выйти замуж, у будущего мужа есть только маленькая доля в его нынешней квартире, должен ли он предоставить мне как сироте какую то жилплощадь или квадратуру в из его доли? Могу ли я получить компенсацию и в каком объеме за до сих пор не предоставленное мне жилье как сироте?

У меня есть долг по исполнительному производству, Карты арестованы. У меня статус сироты. Сейчас поступила в техникум и буду получать соц выплату от техникума как сирота денежную компенсацию еды и одежды и соц стипендию могут ли они эти выплаты снимать с Карты в счёт погашения долга по ип? Если нет, то что нужно сделать чтоб они сняли арест с Карты на каторжный я буду получать эти деньги и не трогали их?

Как получить статус сироты в свои 35 лет если мать лишина родительских прав а отец с самого рождения отсутствовал и до сих пор неизвестно нахождение.

Отец остался один с двум детьми (детям - 2 года и 4 месяца). Мама умерла. Мама была в статусе - сирота. Квартиру, как сирота, получить не успела. Своего жилья нет. Живут в съёмной квартире. Какую помощь от государства отец с детьми может получить.

Отец умер после 18 лет, мать когда была несовершеннолетней. Получаю пенсию по потере кормильца на обоих родителей, т.к обучаюсь на очном отделении. В собственности ничего нет, могу ли я получить квартиру и как признать статус сироты?

Мы, семья Яриных, проживающих по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, п. Костино (численность населения 1500 человек), обращаемся к вам с просьбой разобраться в нашей непростой ситуации. 29 июня 2019 года в п. Костино произошло наводнение, в связи с чем мы утратили имущество и дом пошёл под снос. Утрату имущества зафиксировали представители комиссии. И выдали финансовую помощь за потерянное имущество в размере по 100 т. р. на человека. Т. К. наша семья состоит из 4-х человек мы получили 400 т. р., на эти деньги мы приобрели абсолютно всю мебель и бытовую технику, сделали ремонт в пустующем доме сына, который умер 4 года назад по болезни. И всё бы хорошо, но спустя такое время, почти 1'5 года, мы стали получать "письма счастья" от органов опеки и попечительства, от соцзащиты, от судов. От нас требуют вернуть с каждого по 50 т. р., мотивируя это тем, что мы ввели в заблуждение комиссию. Мы никого в заблуждение не вводили, что пострадало, то и говорили, оценку производили не мы, а представители комиссии. Исходя из этого, мы считаем, что вина не наша, а именно комиссии. Объясните, пожалуйста, как может не пострадать бытовая техника и мебель, если дом пошёл под снос?

Такие письма получили не только мы,а также все жители п. Костино, кому была выдана финансовая помощь по затоплению. Деньги нам взять негде (200 т. р.) т. к. в нашей семье из 4-х человек 2 инвалида по состоянию здоровья: Я, Ярина Любовь Викторовна (Ишемическая болезнь сердца+сахарный диабет), пенсия в размере 7 т. р., из которых 5 т. р. уходит на лекарственные препараты, и моя дочь Ярина Наталья Андреевна, которая во время наводнения заболела вирусным энцефалитом, пенсия в размере 9 т. р. из которых ВСЕ уходят на дорогостоящие лекарственные препараты и обследования, муж Ярин Андрей Николаевич, потерявший работу из-за COVID-19, и опекаемая мною внучка Ярина Варвара Николаевна, имеющая статут сироты, пенсия 9 т. р. Деньги требуют даже с ребёнка-сироты (7 лет) .

В вышестоящие региональные органы обращаться бесполезно, т. к. при обращении вежливо отписываются. И что нам делать? Очень надеется, что не оставите без внимания нашу просьбу.

С уважением, семья Яриных

Адрес: Ирутская область, Нижнеудинский район, п. Костино улица Школьная 6-2.

Помогите пожалуйста, мне 18 лет, живу с отчимом и собакой. Мать сидит в тюрьме. На днях меня избил отчим. Я написала заявление в полицию, но оттуда тишина. Живём мы в общежитии, в комнате выданной моей матери (младшей сестре (умерла) и мне) как погорельцам. Я была у отчима на опеке до 18 лет. Сейчас я прошу его съехать к себе (у него комната в этом же общежитии, но на 3 этаже) . Он отказывается, по поводу моего заявления в полицию, говорит, что "да ты на катке упала, вот у тебя и синяки) что делать? Можно ли записав заявление в кжв получить хоть какое нибудь жилье (у меня есть статус сироты, но меня снимут с очереди в мае, т.е мать вернётся из тюрьмы) . Помогите пожалуйста, я уже не знаю что делать.

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Подборка наиболее важных документов по запросу Статус ребенка сироты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Статус ребенка сироты

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, удовлетворяя требование физического лица к администрации муниципального образования и управлению образования администрации муниципального образования о возложении обязанности внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, со снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указал, что по смыслу положений статьи 109.1 ЖК РФ во взаимосвязи со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20 ноября 2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как в силу прямого указания данного Закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющийся необходимым условием получения мер социальной поддержки.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 8 "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение" Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен; учитывая, что статус истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается свидетельством о рождении (повторным), свидетельством о смерти отца истца (повторным) и свидетельством о смерти матери истца, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Статус ребенка сироты

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Кого можно отнести к детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Статус ребенка-сироты имеет значение для получения льгот и предоставления мер социальной поддержки (например, для получения благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда). Такой статус можно подтвердить, например, свидетельствами о смерти родителей, распоряжением органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними (п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ; ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 5.5 Положения, утв. Решением Совета депутатов городского округа Истра МО от 25.10.2017 N 11/11).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Конституционное обеспечение права на получение дополнительного профессионального образования субъектами со специальным социальным статусом
(Матюшева Т.Н.)
("Современное право", 2021, N 11) Некоторые субъекты образовательных правоотношений имеют особый правовой статус (это дети-сироты, дети-инвалиды и т.д.). Формализация специальных статусов личности детей с особенностями физического развития, проживания или воспитания, содержание которых может быть реализовано исключительно посредством соответствующих гарантий, конкретизирует конституционное определение "каждого" как субъекта права на образование.

Нормативные акты: Статус ребенка сироты

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) Доказательств наличия у Г. обстоятельств трудной жизненной ситуации, перечисленных в пункте 3 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также гражданам, имевшим ранее статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 26 декабря 2012 года N 730, ответчиком представлено не было.

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) Основания для такого подхода дает и содержание подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в ныне действующей редакции, согласно которому проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (и, следовательно, таким детям-сиротам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда), если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом данная норма не содержит такого условия, как наличие у детей-сирот статуса малоимущих, несмотря на то, что впоследствии на это жилое помещение с детьми-сиротами должен быть заключен договор социального найма.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: