Как типология государства влияет на политико правовые и социальные явления отношения в государстве

Обновлено: 25.04.2024

В реальной действительности существовало и существует множество государств, отличающихся друг от друга определенной спецификой. Возникает потребность на основе сопоставления общих и специфических свойств привести их в определенную систему, дать видовую и типологическую характеристику. Это позволяет не только упорядочить существующие сведения о данном явлении общественной жизни, но и получить новые знания, выявить факторы, влияющие на функционирование государства, прогнозировать его дальнейшее развитие. Таким образом, тип государства – это абстрактная категория, собирательный образ, отражающий качественные свойства реально существовавших и существующих государств.

Типология является особой разновидностью классификации. Поэтому наряду с общими у них есть и отличительные свойства. Классификация основывается хотя и на устойчивых, но второстепенных, порой видимых свойствах государства. Так, Ж. Боден, используя географический критерий, делил народы на южные, средние и северные. Г. Еллинек, в зависимости от степени динамизма, подразделял государства на статические и динамические. Основываясь на своеобразии режима, можно выделить авторитарные, тоталитарные, либеральные и демократические государства. По отношению к религии – светские, клерикальные, теократические и атеистические государства и т. д.

Типология же должна основываться на объективных критериях, апробированных социальной практикой и отражающих сущностную природу государства. Типология позволяет:

• познать естественно-исторический процесс развития государств (что не означает полного игнорирования субъективного фактора), установить последовательность эволюционного и революционного перехода от одного состояния к другому;

• выявить внутреннюю логику, тенденции и закономерности функционирования государства и на этой основе определить перспективы его дальнейшего развития;

• на основе познания общих закономерностей определить специфику функционирования отдельных государственно-правовых явлений, установить их системные связи друг с другом и зависимость от иных явлений социальной действительности.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

1. В основе формационного подхода лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие своеобразие влияния на сущностную природу государства экономического базиса и надстройки. Для определения типологической принадлежности конкретного государства необходимо ответить на три вопроса:

1) какому типу производственных отношений соответствует данное государство (какая форма собственности в нем преобладает)?

2) инструментом политической власти какого класса оно является?

3) каково социальное назначение данного государства?

Ответы на эти вопросы позволяют выделить рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.

Таким образом, согласно формационному подходу, тип государства – это система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения.

Формационный подход не лишен некоторых погрешностей, которые выражаются в игнорировании цикличности, возможной возвратности развития государств, умалении значимости духовно-культурной жизни общества, в механистической, прямолинейной трактовке государственного прогресса, при котором социалистическое государство рассматривается как высшее и исторически последнее. Кроме того, из этой типологии выпадает азиатский (восточный) тип государства, при котором источником собственности являлась государственная власть, в то время как в западных (европейских) государствах, наоборот, источником власти являлась собственность. Положение человека в европейских странах определялось его отношением к средствам производства (объемом собственности). Положение человека в странах Востока определялось его ролью в пирамиде государственной власти. Чем выше должность, тем больше материальных благ имел чиновник. При этом «пирамидальное устройство» охватывало все общество.

2. По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, У. Ростоу, О. Шпенглера и других, цивилизационный подход дает более точную типологию государств. Они считают его основой духовно-культурную жизнь общества, которая выражается в совокупности духовных ценностей, обеспечивающих гармоничную жизнедеятельность человека. Ценность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии. По их мнению, именно духовные факторы способны парализовать или стимулировать развитие социально-экономических отношений, а не наоборот. Чем выше уровень духовности и культуры в обществе, тем стабильнее развивается его экономический потенциал и растет благосостояние населения.

В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизаций (хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и т. д.). Тем самым данный подход объясняет и иллюстрирует все многообразие общественного развития. В соответствии с этим (довольно неопределенным критерием) выделяются более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т. д.).

Однако цивилизационный подход дает возможность систематизировать не столько государства, сколько разные общественные системы. Он отличается нечеткостью и незавершенностью разработки.

Представляется, что формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности весьма удачно дополняют друг друга, раскрывая объективную картину развития государственности, так как религия, культура, уровень технического развития имеют лишь косвенное отношение к государству.

Особо следует сказать о переходном государстве. Некоторые авторы, ссылаясь на то, что переходный процесс занимает весьма продолжительное время, позволяющее видоизменяться не только государству, но и национальным, культурным, религиозным и т. п. духовным ценностям и ориентирам, утверждают его как самостоятельный тип государства. Причем этот тип существует как при формационном, так и цивилизационном подходах. В качестве примера делаются ссылки на Японию, Южную Корею, удачно соединившие традиции национальной культуры с западноевропейскими технологиями.

В условиях современной глобализации наблюдаются тенденции универсализации, стандартизации государств при увеличении количества относительно самостоятельных государств и усложнении системы взаимодействия различных политических систем, основанной на новых универсальных цивилизационных и формационных свойствах. При этом транснациональная глобализация должна проходить на основе свободного самоопределения отдельных стран. Иначе она превратится в новую форму колонизации и уничтожения самобытности народов.

Сейчас на фоне усиливающегося технологического прогресса и снижения национальной специфики усиливается конфликт между государствами. Капитал в условиях глобализации приобретает мировые параметры. Возникает новая форма существования человечества, при которой постоянно изменяется система доминирующих факторов (экономических, политических, религиозных, технологических, информационных и т. д.) определяющих роль и значение современных конкретных государств, степень успешности их существования в современной действительности. В зависимости от степени самодостаточности, самостоятельности и способности оказывать системно-структурные влияния на мировую политику все государства можно поделить на три видовые, динамично изменяющиеся группы:

1) успешные (способные задавать тон и определять основной вектор развития общественной системы);

2) промежуточные (способные действовать относительно самостоятельно);

3) неуспешные (зависимые государства).

В результате их взаимодействия формируются корпорации стран (к примеру, северо-атлантическое сообщество). Теряется связь права с территорией и суверенным государством (европейское право, естественные права человека). Изменение ценностей влияет на специфику права и государства. Существующая ценность разрушается, и на ее месте формируется новая.

Согласно собственно юридическому подходу (Г.В. Назаренко) критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное.и цивилизованное.

Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.

Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По Г. Кельзену. в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Аналогичную трактовку типологии государств дают американские и немецкие политологи. Они делят все государства на демократические и антидемократические (Р. Макайвер, Р. Дарендорф). При таком подходе фактически проводится типологизация политического режима, а не государства в собственном смысле слова.

3.Функции государства.

Внутренние функции - это направления деятельности государства по отношению к обществу, которые проявляют себя в экономической, политической, идеологической и социальной областях.

Внешние функции - это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения геополитических интересов данного государства.

В свою очередь, внутренние функции в зависимости от сферы общественной жизни делятся на политические, экономические, социальные, идеологические.

Политические функции представляют собой направления деятельности государства, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.

Экономические функции государства заключаются в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может проявляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хозяйственно-организаторскую деятельность административно-командными методами, в других случаях берет на себя роль "ночного сторожа", которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.

Социальные функции - это направления деятельности государства, которые призваны обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества и социальную защищенность личности, общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реализация социальных программ, социальное обеспечение нетрудоспособных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих функций способно привести государство к ослаблению, а затем к распаду и в конце концов - к гибели.

Идеологические функции государства проявляются в целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации. Содержание (отбор и оценка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.

Внешние функции как основные направления деятельности государства направлены на установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами.

Государства, воспринявшие оборонительную доктрину, осуществляют две внешние функции: сотрудничество с другими государствами и оборона от внешних нападений.

Функция обороны государства включает в себя систему специальных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.

Функция сотрудничества с другими государствами осуществляется в экономической сфере (международный координатор - ООН и ее специализированные учреждения), в политической области (международный координатор - Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и научно-технической сфере (ЮНЕСКО - образование, наука, культура; МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергетике, другие международные организации).

Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих территорий.

Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспансионистская функция ряда государств получила во время так называемых мировых и колониальных войн.

Государство - категория историческая. В ходе развития государства происходит эволюция его функций: одни функции возникают, другие отмирают, ряд функций изменяет свое содержание.

По времени действия могут быть выделены постоянные и временные функции. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его существования. Временные функции возникают на определенных этапах развития государства. К числу постоянных функций следует отнести социальные и экономические функции. Типичным примером временной функции государства на ранних этапах его существования является функция классового господства, то есть подавление одного класса другим.

В новой классификации (Г.В. Назаренко) в качестве критерия выделения функций используются объекты государственного воздействия:

1. Общественный порядок и национальная (государственная) безопасность.

2. Народное хозяйство, то есть экономика, финансы, образование, здравоохранение, оборона и так далее.

3. Права и свободы граждан.

В соответствии с объектами можно выделить три функции государства:

Первая функция - охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности. Указанная функция является исключительно важной, так как государство исторически возникает из необходимости создать в обществе порядок, свести к минимуму эксцессы (крайности) и обеспечить безопасность существования. В этом плане государство есть организованное общество, то есть социум, в котором поддерживаются порядок и безопасностью другой стороной рассматриваемой функции является защита национальной безопасности, то есть защита интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угроз.

Вторая функция государства - это регулятивно-управленческая деятельность по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением и обороной.

Третьим, не менее важным направлением деятельности государства, является функция обеспечения прав и свобод граждан. Это особая функция: она проявляется, с одной стороны, в самоограничении власти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.

Средствами осуществления функции охраны порядка и безопасности являются:

а) специальный аппарат, реализующий политическую деятельность;

б) вооруженные силы, служба безопасности, внешней разведки, внутренние войска и другие "силовые" структуры.

Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и эволюции государства. Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая теория государства и права, патриархальная теория государства, договорная теория государства, теория насилия, марксистская теория государства и права, теория естественного права, историческая школа права и др. Наряду с попытками осмысления причин появления государства огромную роль для познания подлинной сущности государства, создания его работающей теоретической модели играет также классификация различных типов государств по характерным признакам. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Общие закономерности возникновения и развития государства также интересны для изучения предмета и выяснения его сущности. Выделяют два основных пути возникновения государства: восточный (азиатский) и западный.

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

Глава 2. Предмет науки теории государства и права

Глава 2. Предмет науки теории государства и права Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. В общем виде можно сказать,

Глава 3. Метод науки теории государства и права

Глава 3. Метод науки теории государства и права Значение методологии применительно к любой науке - добывание и истолковывание фактов для последующего применения их в процессе развития науки. Современная наука предъявляет большие требования к методам, вследствие чего

Глава 4. Место теории государства и права в системе общественных наук

Глава 4. Место теории государства и права в системе общественных наук Появление социальных наук тесно связано с современным миром и его требованиями эмпирического познания общества. Социальные науки играют важную роль в обществе - в политике, в средствах массовой

§ 2.1. Теории происхождения государства и права

§ 2.1. Теории происхождения государства и права Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и

Глава 2. Методы теории государства и права

Глава 2. Методы теории государства и права § 1. Значение методологии в познании государства и права Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали

§ 3. Основные теории происхождения государства

§ 3. Основные теории происхождения государства Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.Теологическая теория является одной из самых

1.3 Функции теории государства и права

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

1.5 Методология теории государства и права

1.5 Методология теории государства и права Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе

2.6 Другие теории происхождения государства

2.6 Другие теории происхождения государства Выше отмечалось, что кроме потестарной теории, объясняющей причины происхождения государства, существуют и иные концепции.Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» — бог и «логос» — учение,

Глава 2. Теории происхождения государства

Глава 2. Теории происхождения государства 2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и праваВопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На

Глава II Вопросы теории государства и права

Глава II Вопросы теории государства и права § 10. Государство, его признаки и формы Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства,

Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Подходы к типологии государства

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.
Ответы по ТГП
В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают:

1) демократические государства;
2) авторитарные государства;
3) тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства делятся на:

1) монархии;
2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:

1) идеологизированные
2) деидеологизированные.

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: