Как спали моряки на парусных судах

Обновлено: 07.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сон на флоте - бесценное богатство

"З доровый сон подводника - ещё один удар по Пентагону!", таков был лозунг. Особенно хорошо спится прямо на торпедах:

В принципе, любой, проходивший военную службу, знаком с дефицитом сна. Но если в других местах это явление периодическое, то на корабле в море - это постоянная проблема. Впрочем, круговорот вахт безжалостно вырывает моряков из объятий Морфея и у берега. Это касается и гражданских судов.

Да вот хотя бы меня взять. Второй механик несёт вахту с полуночи до четырёх утра и с полудня до шестнадцати вечера. В море ли, у причала ли, будильнику без разницы. Отнеся ночную вахту, пока помоешься, то да сё - уснуть раньше полпятого вряд ли удастся. А там как повезёт - на двух разных судах моя каюта была у стальных дверей, ведущих на палубу и грюкать ими начинают где-то с восьми.

Представьте тогда старинные времена, когда матросы жили в одном кубрике. Одна вахта пытается спать, другая под вопли и дудки будящих её встаёт и с кашлем и проклятьями выбирается на палубу. Через короткое время с грохотом вваливается сменившаяся, мокрая и намёрзшаяся. Только угомонились - команда: все наверх! Какой-нибудь шквал надвигается. Днём в том же кубрике принимают пищу, общаются, а то и дерутся. Всё это при пытающейся поспать ночной вахте.

А сами кубрики - мокрые вонючие помещения, скрипучее дерево, выматывающая душу качка - ведь кубрик всегда на носу, где она всегда наиболее сильно чувствуется - кишащие кусачие насекомые и шныряющие в полутьме крысы.

Впрочем, на военных кораблях были свои прелести, там спали не в кубриках, а в орудийных палубах без всякой вентиляции при закрытых орудийных портах.

Вот нашёл схемку расположения личного состава над и среди пушек на подвесных койках:

Так выглядели эти койки:

А каково в ней было лежать? Вот так примерно:

И для подвешивания их даже специальный коечный узел имеется с заданными характеристиками - быть исключительно надёжным против саморазвязывания и в то же время быть легко развязываемым в момент уборки коек:)

Кстати, интересен сам вопрос - а когда появились подвесные койки? Я, как всегда, готовя заметку почитал, что нашёл по теме, так вот, в одних местах пишут, что они появились в 17 веке. И ещё перед началом Цусимского боя матросы увязывали свои койки перед боем и выставляли эти тугие свёртки вдоль бортов как дополнительную защиту от пуль и осколков.

В другом месте прочитал, что Колумб перенял устройство гамаков у индейцев и уже на обратном пути испанцы спали в них.

А в третьем приводятся ссылки, что ещё задолго до Колумба, в 14-м веке при перевозке пилигримов в святую землю Палестину использовались подвесные койки, причём одна подвесная койка делилась на двоих. Спали на койке «валетом», как предписывалось в уложении «Statuta Massiliae» .

Со временем размеры судов и кораблей росли, пушечные палубы исчезли и появилась возможность устройства более-менее сносных жилых помещений.

А койки стали выглядеть так.

На старом американском линкоре:

На старом советском крейсере:

Такие же были и на эсминце во время моей первой корабельной практики, помните, в заметке о крысах я рассказывал, только иллюминаторов не было. И спал я на первом этаже, прямо на рундуках, где как видите, никаких пружин нет, а расстилался тощий ватный матрас. Но разве проблема выспаться на таком в 19 лет?

Только дайте спокойно поспать:)

Recent Posts from This Journal

Кто такие "Контролёры клюва", "Специалисты по душу" или "А-бандиты" на американской подводной лодке

Давненько не выкладывал ничего со своего Дзен-канала, меж тем там уже более 960-ти статей. Вот последнее. Изначально команда атомной подлодки…


Квест - сварить повидло из абрикосов-дички

Для этого надо знать, где эта дичка растёт. А у меня есть два знакомых дерева в зарослях на гористом берегу балаклавской бухты. Я уже делал такое…


Зайдём-ка в Балаклаву с заднего хода.

99,9% людей попадают в Балаклаву на транспорте со стороны Севастополя. Но есть и вход с противоположной стороны, хотя там в основном входят те,…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 10 жетонов
  • Социальный капитал 625
  • В друзьях у
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 10 жетонов

Как я покупал перстень для тещи в городе Синдбада-морехода Как мичман Зацепин не смог убить матроса Беридзе Как монгола на ракетном катере прокатили Как мы йеменский тральщик утопили Как я ливийский береговой ракетный комплекс ремонтировал Как умирают пароходы История короткой жизни, любви и…

Comments

Со сном разное получалось. Многое зависело от организации службы, особенностей конструкции жилой палубы и парохода.
Довелось, ещё матросом жить в "твиндеке" (условный твиндек на деле) на буксире, т.е. нижняя палуба на днище, в носовой части. Не. это не кубрик. В носу, ниже ватерлинии, отсек с четырьмя двухместными каютами и глухими иллюминаторами. Летом жарко, зимой тепло и комфортнее главной палубы. Единственное - каюта имела форму трапеции. Часть каюты это скула носовой части.
Обычно размещали в них, парами с одной вахты людей. Что б не мешали друг другу.
Потом, на Волгонефти, была двухместная каюта. труба. вдоль носовой переборки две койки, вдоль кормовой шкафчики, стол, умывальник. Вот это была беда. Особенно летом. Каюта прямо над главными двигателями. Над выхлопным коллектором.
На палубу босой ногой не ступить. Жара неимоверная, а если ещё и рейс на нижнюю Волгу. снизу дизель жарит, сверху солнце греет. Два иллюминатора. Не помогают. Ставили в них "воздухозаборники" картонные - а ля ветраус. Чуть легче. но тому, кто спал прямо под ними. Опять таки в каюте люди с одной вахты.
Ну, а потом было проще. Каюты индивидуальные. Маленькие и не очень. С умывальником, шкафчиком и пружинной койкой. С вполне приличным отоплением и вентиляцией.
Самые просторные, как обычно, у капитана и деда.
На ОТ1500, вот где шикарная жилуха. Надстройка на амортизаторах, машина в корму сдвинута, в жилой части тишина. На главной палубе - прачечная,душевая и санузел, для машинной вахты, столовая экипажа и камбуз. Остальное вторая и третья палубы. На каждой по общему санузлу. Не совмещённому. В каютах умывальники, холодильники, каюты просторные. Причем у всех офицеров двухкомнатные. Кабинет + спальня. У деда и кепа ещё и свои санузлы.
Вентиляция естественная + кондиционирование общее. Все выходы на палубы и в рубку в выгородках. Дверьми можно обхлопаться - не слышно.
По голове никто не бегает. Шумы и звуки только при открытых в нос иллюминаторах. Но терпимо.
А так. рай. В машине вентиляция такая, что если пустить на вытяжку. закрыв двери. То двери открыть нельзя. Присасывало. 4е мощных вентустановки. Левый - правый борт. По две.
Шикарный пароход.

Если посмотреть какой-нибудь фильм, посвященный приключениям на море в эпоху Нового времени, то можно заметить, что матросы на тогдашних кораблях спали исключительно в гамаках. При этом, если поинтересоваться вопросом о том, как спят современные моряки, то окажется, что ночуют они в нормальных кроватях. Почему же «люди моря» не додумались спать в них столетия назад?

Если бы какой-нибудь матрос XVII века увидел быт современных моряков во время прохождения службы, то скорее всего он задал бы один единственный известный вопрос: «А что так можно было?» Хотя на самом деле не задал бы, потому что было нельзя. К кроватям на кораблях люди пришли достаточно поздно, и связано это в первую очередь с размерами судна и свободной площади на нем относительно количества людей, проходящих службу. Корабли XV века кажутся большими. Корабли XVIII века еще больше. Однако, и те и другие рядом с современными кораблями (особенно военными и грузовыми) будут выглядеть как шлюпки.

Но самое главное в том, что в условиях отсутствия паровых, электрических и двигателей внутреннего сгорания, старинные суда серьезно проигрывают любым судам индустриальной эпохи и современности в соотношении квадратный метр на человека. Другими словами, парусники были буквально набиты людьми, как банка консервов - шпротами. А все потому, что для обслуживания парусного вооружения и управления таким судном требуется огромное количество людей. Отсюда закономерный итог – места на корабле Нового времени вечно не хватало. По этой причине на средневековых судах и кораблях раннего Нового времени матросы часто спали буквально где попало.

Иногда матросы спали даже на палубе и на голых досках. Хотя чаще всего в качестве импровизированных кроватей использовались примитивные спальные мешки, набитые сеном или конским волосом. Проблема у такой «мебели» - она достаточно часто намокала или отсыревала. Спать на такой становилось не только некомфортно, но и опасно для здоровья. Более того, матросы, набранные чаще всего из крестьян или городской голытьбы, не имели никаких представлений о личной гигиене. Люди спали по сменам на одних и тех же спальниках, что способствовало распространению кожных и инфекционных заболеваний на корабле. Сон на полу был сопряжен также с риском травматизма, так как всегда существовала вероятность того, что какой-нибудь плохо закрепленный груз сорвется и полетит в тартарары, закончив свое стремительное путешествие в чьей-нибудь голове. В общем матросская доля была тяжела даже во сне.

В этом отношении гамак был настоящей революцией на парусных кораблях в вопросе организации спальных мест. Считается, что привезли гамак в Европу испанские и португальские исследователи из Южной Америки. Впрочем, упоминания гамаков встречаются и в европейских источниках XIII-XIV веков. Впрочем, настоящая популярность к «парящей кровати» пришла на флоте только в XVI столетии. Гамак решал очень многие проблемы: он не занимал много места, он не намокал и не отсыревал, в случае необходимости он легко сушился, его всегда можно было убрать, а самое главное он защищал спящих людей от падающих и катающихся по полу грузов. Конечно, с гигиеной на кораблях еще долго будут проблемы. Потребуется еще не один век прежде, чем развитие медицины позволит установить, что спать даже двум людям в одном белье – не лучшая идея. А еще неплохо бы на регулярной основе мыться… Тем не менее, даже в XVI веке гамак стал настоящим прорывом.

Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота

Экипажи уходящих в дальнее плавание кораблей и в наши дни подвергаются опасностям, тяготам и лишениям. А уж в прежние времена любой дальний выход из порта мог оказаться для корабля и его команды последним. Нередко случалось, что корабль прибывал в пункт назначения с наполовину, а иногда и того больше поредевшей командой. Быт моряков был весьма спартанским и лишенным излишеств. Сегодня мы расскажем вам о том, чем питались и как жили моряки до изобретения консервов, витаминов и железных кораблей.

Морские волки древности

Со времен Античности в мировой истории известны случаи крупных морских сражений или дальних морских переходов. Однако мало кто знает, что древние моряки чаще всего пользовались каботажным способом мореходства, то есть ходили вдоль берегов. На ночь древние мореходы обычно швартовались к берегу, спускались с судна, готовили себе горячую пищу и спокойно спали. А значит, их перемещения были ограничены берегами и удобными бухтами. Даже пересечение Средиземного моря – внутреннего моря известнейших древних цивилизаций — не представлялось столь сложным, если это делать по кратчайшему маршруту и при условии хорошей погоды. Такой стиль мореплавания позволял охотиться на берегу, рыбачить, собирать свежие фрукты и другие дары природы. Поэтому весьма парадоксально, но рацион и быт моряков в древнейшие и античные времена был значительно более приемлемым, нежели позже.

Камбуз на паруснике.

С падением Римской империи наступили тёмные времена Средневековья. Но несмотря на общепринятую характеристику о падении общей культуры из-за варварских завоеваний или переселений народов, мореплавание активно развивается.

Моря покоряют отважные мореплаватели – викинги. Они ходят значительно дальше, чем их древние коллеги. Драккары с головами змей и драконов появляются у берегов Англии, а затем и по всему Средиземноморью. Для таких походов требовалась не только большая храбрость и смекалка, но и неплохой рацион: шутка ли провести в открытом море несколько месяцев на деревянном корабле. Помимо рыбацкой добычи в широкий обиход входят различные вяленые виды мяса, сушеные или до поры до времени свежие овощи. Основой рациона стал сушеный хлеб, постепенно принимая форму сухарей. А вода, которая зачастую портилась и тухла в ненадежных деревянных бочках, была заменена дешевым элем или более дорогим мёдом. Алкоголь значительно дольше хранился в бочках и реже портился. Интересно, что суровые скандинавские мореплаватели брали с собой в поход живую пищу: коз, овец, птицу – постепенно, по мере похода, она употреблялась в пищу. Готовили прямо на палубах.

Немногим отличался быт и рацион на более поздних кораблях: торговых коггах Ганзейского союза и новгородских купеческих ладьях и кочах на Балтике. Средиземноморские корабли рыцарей-иоаннитов, флоты итальянских морских городов-государств и бывший в ту пору могущественным турецкий флот жили приблизительно так же, с поправкой на местные и национальные продукты.

Новые горизонты и новые проблемы

Обычно, когда в школах рассказывают об эпохе Великих географических открытий, учителя умалчивают, с какими трудностями сталкивался экипаж корабля в далёком или даже кругосветном походе.

Камбуз на паруснике.

Зачастую шторм, мёртвый штиль и другие опасности разбушевавшейся стихии меркли перед банальными бытовыми проблемами, с которыми сталкивались моряки. Например, в знаменитый поход Васко да Гамы в Индию отправилось 170 человек, вернулось же всего 55. Причем большая часть погибла от болезней, голода и лишений быта.

Пример ежедневного рациона матроса на кораблях Васко да Гамы:

— 680 граммов сухарей;

— 453 грамма солонины;

— 40 граммов уксуса,

— 20 граммов масла оливкового,

— лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.

Экспедиция Колумба, кругосветное плавание Магеллана — все они имели схожие проблемы. По-прежнему основной головной болью капитана, баталера (ответственного за раздачу воды и алкоголя) и кока было питание экипажей.

Что ели и пили?

С начала Великих географических открытий вопрос питания на флоте встал очень остро. Многочисленные практики – адмиралы, капитаны и даже матросы стали придумывать всевозможные варианты облегчить себе плавание. К ним присоединились и ученые: лучшие умы работали над вопросами консервации пищи и воды. Рассмотрим эти попытки подробнее.

Моряки ужинают

Хлеб и вода – основа питания, как и тысячи лет назад. И если хлеб худо-бедно можно было превратить в сухари, то с водой вопрос стоял наиболее остро. Даже в обожженных бочках из благородных пород дерева вода за месяц-другой плавания превращалась в зловонную жижу, а сама бочка — в рассадник грибка и бактерий. Ещё древние римляне стали пробовать добавлять в бочки с водой уксус. Были попытки добавить лимонный сок или даже разнообразные химические элементы, но всё это продлевало срок хранения воды в деревянных бочках максимум на 2-3 недели. Только к середине XIX века с приходом на флоты мира железных оцинкованных баков для воды ситуация начала выправляться. До этого же экипаж довольствовался дождевой водой или античными способами – подвешиванием овечьих шкур к борту, а затем их отжимом, чтобы получить несколько литров живительной влаги.

Если вы думаете, что с хлебом ситуация была лучше, то представьте себе твердые, как камень, круглые сухари, гордо именуемые морскими галетами. Их и здоровыми зубами не разгрызть, чего уж говорить о цинготном и ослабшем матросе. Поэтому сухари толкли в ступах, разбавляли водой и добавляли туда специи, соль, бобы или чечевицу, сало или сахар, всё это именовалось «собачье пирожное» и представляло собой ужасную на вкус пасту. Часто даже в сухарях заводились личинки долгоносиков, поэтому их грызли в темноте, чтобы не видеть мерзких гусениц. Ситуация с хлебом тоже начала выправляться лишь к появлению железных кораблей, оснащенных хлебопекарнями.

Внутри парусного корабля

Отдельно следует упомянуть солонину. Ужасное мясо, которое солилось в бочках: плотно утрамбованное в них, оно настаивалось иногда в течение года-двух. Твердая черная солонина служила коку основным ингредиентом в том вареве, которое называли обедом. Мелко нарубленная солонина сдабривалась специями, возможно, наловленной рыбой. Эта масса разваривалась в тухлой воде с добавлением рома. На английском флоте это называлось «мертвый француз». Схожие эпитеты для солонины придумывали и на других флотах из-за того, что даже хорошо сделанная солонина через несколько месяцев тухла и воняла хуже разлагающегося покойника. Поэтому её нередко просто вышвыривали за борт.

Деликатесы моряка

Понятие деликатесы, как вы догадываетесь, в морском быту носит название весьма приблизительное. В первую очередь это был сыр. Со временем его научились делать похожим на современный пармезан, и он не тух, ужасно воняя. Поэтому сыр стали закупать на флотах уже в конце XVIII века.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Грог. Грог – мечта любого моряка с середины XVIII века. Придуманный английским адмиралом Эдвардом Верноном, он стал верным спутником экипажей кораблей более чем на сто лет вперед. Делали его просто: чистый ром разбавляли кипятком, для большего опьянения добавляли сахар и лимон, специи по вкусу. Новый напиток так полюбился морякам всех флотов мира, что быстро стал частью морского быта. А имя новый напиток получил по названию ткани «грогрен», из которой была сделана тёплая накидка старого адмирала.

Похлёбки. Всё, что можно назвать супом, было на всех флотах мира. В огромном котле делали русские морские щи, похлёбку английского морского флота или даже старонорвежский Лабскаус, который по легенде варили ещё викинги. Готовилось всё примерно одинаково: в разваренную в котле солонину добавляли рыбу, горох, чечевицу или бобы, смотря что было, специи — тоже если были. И вуаля – морская похлёбка готова, главное – это зажать нос перед едой.

Крысы. Не удивляйтесь, но корабельные крысы были отличным способом отведать свежего мяса. Причем некоторые моряки, отличавшиеся особой искусностью в их поимке, даже продавали их прямо на палубе. К концу похода цена на крысу могла быть весьма высока. Орды крыс, расплодившихся на вонючем камбузе вокруг котла и в трюме, нередко спасали экипаж своим мясом.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Потаж. Это слово заставляло содрогнуться любого моряка. На фоне потажа мятеж на броненосце «Потемкин» из-за некачественного мяса кажется детской прихотью. Потаж – это когда заканчивались почти все запасы, и всё что есть, от червивого мяса, солонины, галет с личинками до крыс и иногда кожаных изделий шло в котел. Эту ужасную жижу потом разливали в котлы, из которых питались матросы (да, индивидуальная посуда была редкостью, кроме ложки).

Засоленные лимоны. А этот вид пищи стал настоящим спасением для моряков. В середине XVIII века английский флотский врач Джеймс Линд придумал солить лимоны и раздавать экипажу как защиту от цинги. Смертность на флоте стала снижаться именно в те годы.

Как же они выживали?

Удивительно осознавать то, как в таких ужасных условиях корабли преодолевали тысячи миль. Поистине, матросом или офицером флота мог стать только очень неприхотливый и сильный человек. Любая царапина грозила гангреной, моряков постоянно преследовала цинга, а о смерти от вражеской пули или ядра и говорить не приходится.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Тем не менее именно эти храбрые люди в течение трех веков избороздили все океаны мира и проложили дорогу будущим поколениям. Конечно, быт и еда матроса совершенствовались. Прорывным стал XIX век, который во многом сильно облегчил быт экипажа. Введение консервов, готовка на корабле не из вонючего котла, а на централизованном камбузе, баки для воды, индивидуальная посуда, витамины и многое другое сделали возможным большой качественный скачок в повседневной жизни флота.

Кстати, на наших, русских кораблях, матросы жили и питались несколько лучше, чем их иностранные коллеги. Вот что составляло месячный рацион русского матроса в конце XVIII века:

Сегодня в матросских кубриках спят на двухэтажных кроватях, подобных тем, что в купе вагона поезда. Но на парусных судах в прошлом моряки использовали гамак.

В общем помещении могли висеть десятки таких подвесных кроватей.

Почему на судах было принято использовать гамаки?

Кто придумал этот вид постели?

В чем были преимущества гамаков перед обычными кроватями?

Эх, моряк, ты слишком долго плавал…

Парусники требовали гораздо большего числа членов команды относительно площади корабля по сравнению с сегодняшними судами. Чтобы управлять парусами, нужно было много матросов.

В результате на судах царила небывалая скученность. При возможности спали прямо на палубе, но это не всегда позволяли климат и погода.

В результате матросам выделяли общее помещение — кубрик на нижней палубе. Отдельную каюту мог иметь разве что только капитан.

Часто в кубрике было так мало места, что спать приходилось по очереди. Использовали подобие спальников — мешки, набитые соломой или конским волосом.

Но и это не решало проблемы. В условиях качки в кубрике могли кататься по полу незакрепленные предметы. Да и самих спящих могло при крене приложить об стену.

Хуже всего было то, что в дождь и шторм в кубрик попадала вода, и постели подмокали.

Выходом стали гамаки.

Есть две версии их появления.

Придумали или заимствовали?

Официально считается, что впервые гамак увидел Колумб в Южной Америке в XVI веке. В своем дневнике он описал висячие кровати индейцев. Позже в обиход вошло слово hamaka — так они назывались на одном из местных наречий.

Потребовалось около 100 лет, прежде чем гамаки стали обычным делом на кораблях всех стран.

Но есть и другая версия. Изображения, подобное гамаку, находят в морских трактатах XIII – XIV веков. Но тогда они почему-то не прижились.

Висячая кровать Колумба

Гамак решил сразу много проблем. Подвесная кровать не намокала при попадании воды. Подвешенные под потолком в ряд гамаки оставляли место, чтобы пробраться под ними при необходимости, не перешагивая через спящих. Качаясь, гамаки частично погашали крен корабля. На матроса, лежащего на висячей кровати, не могли упасть предметы в шторм. Да и сам он в качку из глубокого гамака имел мало шансов свалиться.

Традиционно матросы шили себе гамаки сами из старых парусов. После долгого пребывания на солнце и ветрах их ткань становилась мягкой. На малых судах встречались гамаки из старой рыболовной сети . Дополнительно в гамак могли поместить тонкий слой пробки в качестве матраса. По коротким сторонам гамака делались отверстия под восемь люверсов. Через них пропускались веревки — шкентросы. Они сходились к кольцу. При помощи веревки гамаки на ночь крепились к балкам или особым укреплениям — бимсам, на которых держалась палуба. Для этого матросы использовали специальные узлы, чаще всего — коечный штык.

Днем гамак снимали, скатывали в валик вместе с подушкой и одеялом. И вывешивали за борт в специальных сетках. Так освобождалось пространство кубрика.

Вечером звучала особая команда — койки вниз. После этого матросы вновь подвешивали гамаки в трюме.

Повседневная пиратская жизнь на море совершенно не похожа на приключения, которые описываются в книгах и кинофильмах. Пиратская жизнь – это прежде всего тяжелая и опасная работа. Главная особенность пиратского корабля – это тяжелый запах, нечто среднее между запахом гниющей рыбы и человеческого пота. Если на открытой палубе этот запах еще как то можно было переносить, то в душных, непроветриваемых трюмах и кубриках от него можно было сойти с ума. Каждый уголок парусного судна был приспособлен для морского путешествия. При этом все предметы не валялись как попало – у каждого было строго отведенное место и каждый предмет или груз тщательно закреплялся, чтобы избежать его перемещения или потери во время качки. Особенно опасно было для корабля, когда его груз начинал хаотично перемещаться в трюме или по палубе – корабль начинал раскачиваться и мог перевернуться.
В самой нижней части корабельного корпуса, у основания киля, размещался балласт, состоящий из камней или щебня. Балласт позволял кораблю сохранять нормальное положение при сильном боковом крене точно так же, как сохраняет свое положение игрушка Ванька-встанька. Даже когда волны заливали палубу, корабль возвращался в вертикальное положение благодаря балласту. Трюм служил для хранения груза и корабельных припасов. Несмотря на все ухищрения моряков в трюме всегда скапливалась вода. Щели между обшивкой бортов законопачивались смоленой паклей и другими материалами, но вода всегда находила место, через которое начинала поступать в трюм – будь это открытый люк палубы или пробоина. На протяжении всего плавания команда корабля была вынуждена бороться с водой в трюме, постоянно ремонтируя борта и откачивая воду. Морская вода, скапливаясь на дне трюма, начинала гнить и усиливала зловоние на корабле. К тому же в ней начинали появляться различные микроорганизмы, которые усиливали гниения деревянных конструкций корабля. Для борьбы с водой в трюме на кораблях всегда были специальные трюмные насосы с ручным приводом. С их помощью команда круглосуточно откачивала воду, но она продолжала прибывать – и эта борьба продолжалась на протяжении всего плавания, не прекращаясь ни на секунду. Во время самых жестоких штормов борьба с водой в трюме была одним из главных направлений в борьбе за живучесть корабля. Работать в грязном, темном трюме по колено в зловонной жиже на кораблях считалось самой тяжелой работой. Поэтому на работу к насосам чаще всего направляли в качестве наказания за различные проступки. Моряков, которые работали на насосах, называли трюмными крысами или биглями. Часто бунты на кораблях поднимали именно бигли, работающие без присмотра офицеров и озлобленные на корабельные порядки.
Компанию биглям в трюме составляли и безбилетные пассажиры кораблей – крысы, блохи, пауки и скорпионы. Тропические насекомые и животные, едва попав на корабль, начинали интенсивно размножаться и обычно к концу многодневного путешествия из Америки в Европу трюмы просто кишели самыми различными тварями, которые жрали груз, корпус корабля и друг друга. Забиваясь в самые узкие щели корпуса, в тюки парусины и канатные ящики, насекомые и крысы начинали планомерное и неумолимое уничтожение корабля. Крысы прежде всего добирались до корабельных запасов муки и зерна, а затем начинали грызть паруса, древесину, канаты. Нередко крысы нападали на людей – пассажиров и членов команды. Разумеется, команда боролась с крысиным кошмаром как могла. В ход шли и традиционные способы – охота и кошки, так и экзотические, вроде «крысиного короля», когда крысу морили голодом, и затем приучали есть себе подобных. Известно, что во время плавания в Европу на одном испанском галеоне было уничтожено 4000 крыс.
Свежие фрукты в изобилии наполняли корабельные запасы в начале путешествия. Но вместе с ними на борт попадали и различные тропические насекомые и пауки, а также скорпионы. Вскоре после отплытия фрукты начинали гнить и запах гниения делал и без того тяжелый воздух на корабле просто невыносимым. К тому же высохшие листья увеличивали вероятность возникновения пожара на корабле – наиболее опасному происшествию из всего, что могло случиться во время плавания. При очистке трюмов немало моряков погибали от укусов ядовитых паразитов, а их личинки планомерно разрушали деревянные конструкции кораблей.
На кораблях единственны источником свежего мяса были домашние животные. Разумеется, корабельное стадо было небольшим и мяса хватало только на офицерский стол. Пираты не признавали разделения и поэтому все мясо поровну делилось между всеми членами команды. Большая часть моряков питалась сухими галетами и вяленным мясом – говядиной, свининой или кониной. Обычная суточная порция еды моряка состояла из 700 граммов галет и 250 граммов сушеного мяса – и это на весь день, на 16 часов изнурительной работы. Пресная вода также была дефицитом. На человека выделялось приблизительно по литру в день. При этом вода уже через несколько дней плавания протухала и кишела микробами, поэтому кишечные болезни были распространены на кораблях повсеместно. К слову туалета на кораблях не было – были лишь пара досок, переброшенных с кормы в море с круглыми отверстиями – именно отсюда и пошла традиция обозначения отхожих мест знаком «00». Но вернемся к воде. Чтобы хоть как то избежать заражения, в воду добавляли спиртное, которое к тому же перебивало гнилостный вкус и запах. Именно поэтому на кораблях всегда был запас меда, пива и рома – самого крепкого спиртного напитка. Ежедневное потребление рома способствовало уничтожению микробов, но также приводило и к беспробудному пьянству среди моряков. Фактически моряки пили пива и рома больше, чем простой воды.
В целом жизнь на море была совершенно неромантична и тяжела. Что же заставляло людей вновь и вновь отправляться в плавание? Ответ достаточно прост. Многие становились моряками по принуждению, попав в лапы вербовщиков в пьяном угаре. Кого-то приводили на корабли силой. Другие шли на суда, чтобы избежать ответственности за совершенные преступления. А для некоторых морская жизнь была более легка, чем жизнь на суше. Очевидно лишь одно – романтиков среди моряков было ничтожно мало. И пиратство было отдушиной для всех, кто волею судьбы оказался на море, в невыносимых условия.
Меню пиратов нельзя было назвать изысканным. Вода на кораблях чаще всего была грязной и затухшей, мясо и рыба под беспощадным южным солнцем мгновенно портились, а мука и галеты кишели насекомыми. Во время плаваний пираты жили впроголодь и нередко после успешного захвата торгового корабля первым делом люди бросались к продовольственным трюмам, в надежде разжиться свежими продуктами и ромом.
Вот перечень наиболее распространенных запасов, которые находились на борту пиратского корабля:

-Солонина.
-Соленая рыба.
-Сыр.
-Бочки с пресной водой.
-Засоренные насекомыми мука и рис.
-Плоды хлебного дерева.
-Дикие яблоки помогали пиратам избавиться от анемии.
-Манго.
-Бананы.
-Копченое мясо. Скоропортящие продукты – мясо, рыба – крепко просаливались и затем хранились в пивном рассоле, который хоть немного, но предохранял продукты от гниения.
-Вино.
-Бренди.
-Ром. Ром пили не только в чистом виде, но и делали из него известный коктейль «Удар дьявола». Ром смешивался с бренди, чаем, соком лайма или лимона и сдабривался различными специями – корицей, гвоздикой, сушеными травами. Этот напиток не только валил с ног самых крепких пиратов, но и был своеобразным обезболивающим средством, применяемым судовыми врачами.
-Лайм и лимон помогали морякам избежать цинги и рахита.


На корабле отдельные каюты принадлежали лишь капитану и самым высшим офицерам. Остальная команда отдыхала в любом подходящем для сна месте – от палубы до трюма. На кораблях также не было туалетов. Моряки справляли нужду на специальной доске с отверстием, сброшенной с кормы корабля, которая называлась «гальден», откуда пошло название «гальюн». Так как пища была очень низкого качества, а вода – прелой, то кишечные заболевания на кораблях были очень распространены, поэтому «гальюн» приходилось делать с несколькими, чаще всего двумя, отверстиями, поэтому традицией стало обозначать отхожие места на кораблях двумя нолями.
Жизнь на корабле тыла тяжела и однообразна. Поэтому моряки часто пели песни, ритм которых соответствовал ритму выполняемой работы. Многие из этих песен сохранились до сих пор.
Если жизнь на кораблях была столь тяжела, возникает вопрос – почему люди шли в море? Ответ достаточно прост – моряками часто становились по принуждению, нередко людей похищали, подпоив снотворным, и человек приходил в себя только в открытом море. Другие бежали на корабли сами, в надежде избежать наказания за совершенные ими преступления. А кому-то морская жизнь позволяла избежать мрачной повседневной рутины. Хотя нередко, когда чаша терпения людей переполнялась, на кораблях поднимались бунты и моряки становились пиратами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: