Как соотносятся между собой звено судебной системы и инстанция

Обновлено: 26.04.2024

Звено судебной системы - это группа однородных судов, действующих на равнозначных территориях и наделенных равнозначными полномочиями. Количество звеньев различно в разных подсистемах. Конституционный Суд РФ - единственный, и его полномочия распространяются на всю территорию России. Вопросы, отнесенные к его ведению, указанный суд рассматривает и разрешает независимо от того, где территориально возник этот вопрос (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

В судах общей юрисдикции построение по звеньям различается для территориальных судов и для военных судов. Территориальные суды общей юрисдикции включают следующие звенья судебной системы: 1-е звено - мировые судьи; 2-е звено - районные суды; З-е звено - суды в субъектах РФ; 4-е звено - Верховный Суд РФ.

В военных судах 1 звено образуют гарнизонные суды; 2 звено - окружные (флотские) военные суды; третьим звеном для военных судов является военная коллегия Верховного Суда РФ (ст. 8 Закона о военных судах).

В арбитражных судах 1-е звено образуют арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, которые образуют группу арбитражных судов субъектов РФ; 2-е звено в системе арбитражных судов образуют арбитражные апелляционные суды; З-е звено, составляют федеральные арбитражные суды округов. Высшим, четвертым звеном системы арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.

Производство во II инстанции для судов общ.юрисдикции различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.

Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. Такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. В подсистеме арбитражных судов надзорной инстанцией может быть единственный судебный орган – Президиум ВАС РФ.

Звенья судебной системы нужны и соподчиняются (от основного звена к высшему) для административной организации судов - судоустройство. Инстанции судебной системы не подчинены. Судья второй инстанции не отменяет решение первой, а пересматривает его - судопроизводство.

Ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" определяет, что система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает:

  1. федеральные суды общей юрисдикции;
  2. суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (мировые судьи).

Звенья судебной системы федеральных судов

Звено судебной системы - суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

Звенья гражданских судов общей юрис­дикции:

  • основное звено (районные суды);
  • первое промежуточное звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);
  • второе промежуточное звено (апелляционные суды общей юрисдикции);
  • третье промежуточное звено (кассационные суды общей юрисдикции);
  • высшее звено (Верховный Суд РФ).

Звенья военных судов:

  • основное звено (гарнизонные военные суды);
  • первое промежуточное звено (окружные (флотские) военные суды);
  • второе промежуточное звено (апелляционный военный суд - городской округ Власиха Московской области);
  • третье промежуточное звено (кассационный военный суд - г. Новосибирск);
  • высшее звено (Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

Звенья арбит­ражных судов:

  1. основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
  2. первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
  3. второе промежуточное звено (арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
  4. высшее звено (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).

Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Понятие судебной инстанции

Судебная инстанция - суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд - суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). .

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

  • р ешения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу , могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
  • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):

  1. районный суд - на решения мировых судей;
  2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных с удов, решения гарнизонных военных судов;

апелляционный суд общей юрисдикции - на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 23.10 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", в ГПК РФ пока не упомянуты);

Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):

    в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автон омной области, суда автономного округа;

в кассационный суд общей юрисдикции - по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 23.2, 23.6 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации");

Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

  1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
  2. Суд по интеллектуальным правам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел , а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций .

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • в системе судов общей юрисдикции - Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
  • в системе арбитражных судов - Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу . Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

sudy

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Высшее звено судов общей юрисдикции

    Высшее звено — это Верховный суд РФ.

    Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

      1. Пленум ( не обладает полномочиями по осуществлению правосудия );
      2. Президиум ( высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
      3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
      4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
      5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
      6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. - то же));
      7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

      Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Пленум осуществляет следующие полномочия:

      В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

      Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

      Апелляционная коллегия (ст. 17 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

        • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
        • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
        • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

        Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

          1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
          2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
          3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
          4. обобщают судебную практику;
          5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

          Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

          Среднее звено судов общей юрисдикции

          Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

          В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

            • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
            • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
            • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

            Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

              1. президиума суда;
              2. судебной коллегии по гражданским делам;
              3. судебной коллегии по уголовным делам.

              Президиум суда (ст. 26 закона) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А также выполняет ряд организационных функций:

                1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
                2. ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики. на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики. принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
                3. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
                4. заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
                5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

                Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики. вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

                Основное звено судов общей юрисдикции

                Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

                Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

                  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
                  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
                  • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

                  Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

                  Военные суды

                  Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

                  Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

                  Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

                  Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"):

                    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) ( в Законе не обозначено );
                    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
                    • гарнизонные военные суды (основное звено).

                    Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

                    Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

                      1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
                      2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
                      3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
                      4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

                      Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

                      Подведомственность: понятие и содержание

                      Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

                      Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

                      Виды подведомственности:

                      Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

                      Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

                      Разновидности множественной подведомственности:

                        1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
                        2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
                        3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
                        4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

                        Подсудность: понятие и содержание

                        Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

                        Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

                        Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

                        Виды подсудности:

                        Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

                        Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

                          1. характер (род) дела,
                          2. предмет и
                          3. субъектный состав спора.

                          Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

                          Территориальная подсудность делится на:

                            1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
                            2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
                            3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

                            Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

                            Суды работают в рамках единой судебной системы, поэтому они имеют организационную и функциональную связь.

                            Любые организационные связи относятся к понятию «судебное звено», которое представляет собой элемент судебной системы. В нее включены суды идентичных территориальных образований, которые обладают равной компетенцией. Категория «звено» судоустройственная. С ее помощью определяется однотипность некоторой части судов, значение и место в судебной системе.

                            Что касается однотипности, судов одного звена, то она заключается в равной территориальной дислокации, структуре, компетенциях и составе. Компетенция здесь представляет собой территориальную подсудность (все категории дел рассматривает только суд этого звена) и судебные инстанции (полномочия).

                            Общее правило гласит, что, чем выше «располагается» суд в судебной иерархии, тем более сложные виды дел он может рассматривать.

                            Мировые судьи занимаются решением уголовных дел, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы). Районными судами решаются дела о преступных деяниях, для которых характерна средняя степень тяжести, а областными и соответствующими судами дела о тяжких и особенно тяжелых преступных деяниях.

                            В любой стране судебная система включает несколько звеньев. Это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах.

                            Суды отличаются от других органов страны тем, что не имеют отношений подчинения. Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Он же, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.

                            Понятие и особенности судебной инстанции

                            При рассмотрении функциональных (процессуальных) связей судов, отметим, что они характеризуются взаимодействием судебных инстанций.

                            Сущность функциональных связей любого суда состоит в возможности обжаловать постановление нижестоящего суда в порядке закона в вышестоящий суд.

                            Судебная инстанция — это суд, который осуществляет соответствующий вид судебной деятельности. Она обладает определенными судебными полномочиями. Понятие считается судопроизводственным, поскольку характеризует процессуальные взаимоотношения, проявляющиеся между судами.

                            Сегодня в нашей стране предусмотрены суды нескольких инстанций:

                            • первая,
                            • апелляционная,
                            • надзорная,
                            • кассационная.

                            Суды играют роль одной судебной инстанции (суды, находящиеся на первом звене: воинский суд, арбитражный суд в субъектах РФ, мировой судья). Также они имеют иногда значение нескольких инстанций (районные суды представлены первой и апелляционной, областные суды включают апелляционную и кассационную, Верховный Суд представлен всеми четырьмя инстанциями).

                            Инстанции судов обладают особенностями, которые касаются перечня организаций, имеющих судебные полномочия. Для них характерны судебные составы компетенции и соответствующие процедуры рассмотрения дел.

                            Суд первой инстанции представлен судебным органом. Он занимается рассмотрением дела по существу. Его цель представляет собой назначение наказания для виновных субъектов, оправдание (реабилитация) для не виновного субъекта. Если суд рассматривает гражданские дела, то цель представлена разрешением гражданско-правовых споров.

                            Такие суды представлены всеми судами, наделенными общей юрисдикцией, арбитражами, федеральными арбитражными судами в округах, специализированными арбитражами.

                            Если суд на этой инстанции занимается уголовным и гражданским судопроизводством, то для этого присуще несколько особенностей.

                            1. доказано ли, что было совершено деяние, которое должно рассматриваться в уголовном судопроизводстве;
                            2. есть ли доказательства, что подсудимый совершил уголовное преступное деяние;
                            3. виновность подсудимого лица.

                            Когда суд рассматривает дело по существу, он должен выслушать доводы всех сторон, включая обвинение и защиту. Далее доказательства должны быть оценены в зависимости от внутреннего убеждения судьи, который в этом процессе руководствуется знанием законов и совестью.

                            После изучения и анализа совокупности доказательств, судья выносит оправдательный, обвинительный приговор (определяет, назначить наказание или нет). Также он может прекратить дело в соответствии с основаниями, которые есть в действующих законах.

                            В ходе гражданского судопроизводства происходит установка фактических обстоятельств, выслушиваются мнения сторон, представленных истцом и ответчиком. Далее суд может определить окончательное решение, а иск может быть удовлетворен частично или в полной мере. В удовлетворении иска может быть отказано.

                            Для рассматриваемого суда характерен следующий состав:

                            • мировые судьи (судьи федерального суда);
                            • судья федерального суда и коллегия, которая включает 12 присяжных заседателей (необходимо ходатайство обвиняемого субъекта, касающееся дел о тяжких преступлениях);
                            • коллегия, включающая трех судей федерального суда;
                            • коллегия, которая состоит из судьи и 2 арбитражных заседателей.

                            Жалобы или представления на любой судебный приговор формируются в течение 10 дней. Если они подаются на решения по гражданскому процессу, который проходил в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах субъекта, то срок составляет 1 месяц с того времени, когда они были приняты.

                            Важно отметить, что суды первой инстанции работают с судебными актами, не вступившими в законную силу. Тем не менее, есть возможность их обжалования в ходе апелляционной инстанции в суде.

                            Суды апелляционной и кассационной инстанций

                            Суд апелляционной инстанции производит проверку степени законности, обоснованности постановлений, которые вынес суд первой инстанции. Они не вступили в законную силу. Это производится посредством повторного рассмотрения дела по существу.. По уголовным делам происходит также проверка справедливости

                            В качестве основания для рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции выступает апелляционная жалоба участников судебного процесса. Также это может быть апелляционное представление прокурора, подаваемое через суд, который принял решение.

                            Еще недавно в Российской Федерации апелляционный порядок осуществления проверки судебных актов был доступен только для приговоров, решений и иных судебных актов мировых судей. В рамках подсистемы арбитражных судов это было возможно только в отношении судебных актов арбитражных судов субъектов.

                            Сейчас судами апелляционной инстанции могут являться:

                            • районный суд по части приговоров и решений мировых судей;
                            • верховный суд, работающий в краях и республиках, по части приговоров и решений районных судов;
                            • окружной (флотский) военный суд по части приговоров и решений гарнизонного военного суда;
                            • судебная коллегия Верховного Суда РФ в области актов верховного суда, работающего в республиках, областях, краях, включая соответствующие суды, принимаемые по первой инстанции;
                            • Судебная коллегия по делам военнослужащих, работающая в рамках Верховного Суда по части актов флотских и окружных военных судов, принимаемых в системе первой инстанции;
                            • Апелляционная коллегия Верховного Суда по части его решений, которые принимались в рамках первой инстанции.

                            В соответствии с результатами рассмотрения дел суды апелляционной инстанции вправе осуществлять следующие полномочия:

                            • приговор остается не измененным;
                            • происходит отмена обвинения в виде приговора, в дальнейшем выносится оправдательный приговор;
                            • отменяется оправдательный приговор и назначается обвинение;
                            • приговор отменяется полностью, а дело передается с целью начала нового разбирательства в суд первой инстанции (дело возвращается прокурору;
                            • уголовное дело прекращается, приговор отменяется;
                            • происходит изменение приговора.

                            Если рассмотрению подлежат гражданские дела, то суд апелляционной инстанции имеет полномочия на отмену или изменение решений судов первой инстанции. Он вправе принять новое решение или изменить старое.

                            Апелляционной инстанцией производится проверка судебных постановлений при использовании непосредственного исследования доказательств. По этой причине законом не предусмотрен возврат дела для нового разбирательства в суд первой инстанции в случае отмены судебного акта.

                            Апелляционные суды также имеют полномочия самостоятельного исправления любых ошибок, которые допускаются в процессе рассмотрения дел в судах первой инстанции.

                            Рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции завершается вынесением апелляционного приговора (решений, определений или постановлений).

                            После того, как была произведена проверка судебного акта в апелляционной инстанции, судебные постановления, вступившие в силу, можно обжаловать в суд кассационной инстанции (исключения представлены судебными постановлениями Верховного Суда РФ).

                            Суд кассационной инстанции представляет собой суд, который осуществляет, в первую очередь, документальную проверку степени законности, обоснованности (справедливости по уголовным делам) судебных актов, которые вынесли суды первой и апелляционной инстанций.

                            В качестве основания для рассмотрения дел в таких судах выступает кассационная жалоба участника одного из судебных процессов. Также это может быть кассационное представление прокурора.

                            Как представление, так и жалобы в рамках кассационной инстанции может быть подано непосредственно в следующие органы:

                            • верховный суд;
                            • окружной (флотский) военный суд;
                            • Верховный Суд РФ;
                            • арбитражный суд округа (Судебная коллегия, рассматривающая споры, которые возникают из гражданских правоотношений; Судебная коллегия, решающая споры в области административных правоотношений).

                            В целом кассационная инстанция проводит документальную проверку. Она проверяет, правильно ли принято нижестоящим судом постановление, но не исследует непосредственно доказательства. Суд, как правило, не принимает новые доказательства.

                            Суд кассационной инстанции по уголовным делам характеризуется использованием принципа недопущения поворота к худшему в отношении осужденных лиц. Это выражено тем, что в ходе пересмотра дел здесь нельзя усилить наказание или использовать закон о более тяжком преступлении.

                            Доклад кассационной жалобы, представления, которые рассматриваются в соответствии с кассационным порядком в президиуме соответствующих судов, производят председатели суда, его заместители или иные члены президиума (другие судьи этого суда) по их поручению. Ранее они не должны были принимать участие в рассмотрении дела.

                            Судья-докладчик осуществляет изложение обстоятельств дела, содержание судебного постановления, которое было принято ранее. Он же приводит доводы кассационной жалобы или представления.

                            При рассмотрении дела суды кассационной инстанции могут принимать следующие виды решений:

                            • оставление судебного постановления без изменения;
                            • отмена постановления (дело передается для рассмотрения в нижестоящие суды или возвращается прокурору в случае уголовного судопроизводства);
                            • в приговор или определение вносятся изменения;
                            • принимается другое постановление (гражданские дела), при этом дело не может быть передано на новое рассмотрение (например, ошибки в использовании и толковании материальных норм права);
                            • отмена судебного постановления (производство по делу прекращается).

                            Суд кассационной инстанции в ходе уголовного судопроизводства вправе облегчить наказание, которое назначено осужденному. Также он вправе использовать закон о менее тяжком преступлении.

                            Суд может не обращать внимание на доводы, приведенные в кассационной жалобе (представлении). Он имеет право провести проверку производства в полном объеме.

                            В области гражданских дел в кассационном порядке суды проверяют правильность толкования и использования правовых норм материального и процессуального права судами, которые ранее рассматривали дело. Это производится в рамках доводов, которые указаны в представлении или жалобе. При наличии интересов законности суды кассационной инстанции могут выходить за их рамки.

                            Сегодня для судов общей юрисдикции предусмотрено 2 уровня, на которые происходит проверка актов. Ее проводит кассационная инстанция в составе:

                            • президиумов судебных органов, находящихся в субъектах России; военных судов округов (флота);
                            • судебной коллегии Верховного Суда России.

                            Судебные акты в этой сфере могут становиться законными с того времени, как были провозглашены. Они также проходят проверку в судах надзорной инстанции.

                            Суд надзорной инстанции представлен судом, который осуществляет пересмотр определений, приговоров и решений, которые вступили в силу закона и составлены нижестоящими судебными органами.

                            В настоящее время в состав судов надзорной инстанции включен лишь Президиум Верховного Суда РФ.

                            В нем в качестве судебного надзора могут быть обжалованы:

                            1. принятые на первой инстанции постановления верховных судов областей, республик, краев; окружных (флотских) судов. Это предусмотрено для ситуаций, когда они представляют собой предмет апелляционного рассмотрения Верховного Суда;
                            2. выступающие в качестве предмета апелляционного рассмотрения и принятые на первой инстанции судебные постановления Верховного Суда;
                            3. определения, принятые Апелляционной коллегией в рамках Верховного Суда;
                            4. определения, которые выносятся как апелляция и кассация, которые приняла судебная коллегия Верховного Суда РФ;
                            5. действующие акты, принимаемые арбитражными органами.

                            Президиум Высшего Арбитражного Суда принимает к рассмотрению жалобы на судебные акты арбитражных судов, которые уже вступили в законную силу

                            Основанием, по которому суд надзорной инстанции начинает рассмотрение дела, являются надзорные жалобы. Их подачу производят субъекты процесса и другие субъекты в тех случаях, когда их права, свободы и законные интересы нарушаются действием этих постановлений.

                            Наделены правом обращаться в Президиум Верховного Суда РФ Генеральный прокурор, включая его заместителей (должно быть представление о пересмотре судебных постановлений).

                            Подача надзорных жалоб, представлений осуществляется напрямую в Верховный Суд РФ, при этом его судья должен изучить надзорную жалобу, представление и вынести определение, касающееся отказа или передачи их для рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (передачи на рассмотрение в порядке судебного надзора).

                            Как и в судах кассационной инстанции, дела здесь рассматриваются, главным образом, на основе представленной документации. Если лица, участвующие в деле и извещенные необходимым образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, то это не должно создавать препятствий рассмотрению дела в порядке надзора.

                            Здесь судьей-докладчиком оглашаются обстоятельства дела, состав сделанных постановлений, которые уже принимались по делу. Также приводиться должны доводы, касающиеся жалоб и представлений.

                            После того, как Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел определенное дело, он принимает соответствующее постановление.

                            Рассматривая надзорные жалобы и кассационные жалобы, Президиум вправе принять решение с помощью большинства голосов. При наличии равного числа голосов, которые поданы за и против пересмотра дела, надзорную жалобу (представление) считают отклоненной.

                            Президиум при рассмотрении надзорной жалобы (представлений) в порядке надзора, имеет право на:

                            • оставление постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменений (надзорной жалобы без удовлетворения);
                            • отмену постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции (частично или полностью), направление дела для нового рассмотрения в соответствующие суды;
                            • отмену судебного постановления и прекращение производства по делу;
                            • оставление в силе одного из судебных постановлений, которое было принято;
                            • принятие нового судебного постановления, без передачи дела для еще одного рассмотрения в случае, когда допущена ошибка в использовании (толковании) норм материального права.

                            Для соблюдения интересов законности Президиум может выходить за рамки доводов надзорных жалоб и представлений, но он не вправе осуществлять проверку законности судебных постановлений по той части, в которой их нельзя обжаловать. Также он подвергает проверке законность судебных постановлений, которые еще не подлежали обжалованию.

                            Рассматривая дела в надзорном порядке, он не может установить или считать доказанными не установленные обстоятельства, которые отвергли другие судебные инстанции.

                            Что касается постановлений Президиума, то с момента принятия они вступают в законную силу и не могут быть обжалованы.

                            Звено судебной системы - это группа однородных судов, действующих на равнозначных территориях и наделенных равнозначными полномочиями. Количество звеньев различно в разных подсистемах. Конституционный Суд РФ - единственный, и его полномочия распространяются на всю территорию России. Вопросы, отнесенные к его ведению, указанный суд рассматривает и разрешает независимо от того, где территориально возник этот вопрос (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

                            В судах общей юрисдикции построение по звеньям различается для территориальных судов и для военных судов. Территориальные суды общей юрисдикции включают следующие звенья судебной системы: 1-е звено - мировые судьи; 2-е звено - районные суды; З-е звено - суды в субъектах РФ; 4-е звено - Верховный Суд РФ.

                            В военных судах 1 звено образуют гарнизонные суды; 2 звено - окружные (флотские) военные суды; третьим звеном для военных судов является военная коллегия Верховного Суда РФ (ст. 8 Закона о военных судах).

                            В арбитражных судах 1-е звено образуют арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, которые образуют группу арбитражных судов субъектов РФ; 2-е звено в системе арбитражных судов образуют арбитражные апелляционные суды; З-е звено, составляют федеральные арбитражные суды округов. Высшим, четвертым звеном системы арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.

                            Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

                            Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.

                            Производство во II инстанции для судов общ.юрисдикции различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.

                            Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу.

                            Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.

                            Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. Такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. В подсистеме арбитражных судов надзорной инстанцией может быть единственный судебный орган – Президиум ВАС РФ.

                            Звенья судебной системы нужны и соподчиняются (от основного звена к высшему) для административной организации судов - судоустройство. Инстанции судебной системы не подчинены. Судья второй инстанции не отменяет решение первой, а пересматривает его - судопроизводство.

                            Автор статьи

                            Куприянов Денис Юрьевич

                            Куприянов Денис Юрьевич

                            Юрист частного права

                            Страница автора

                            Читайте также: