Как реформы политической системы в годы перестройки связаны с формированием правового государства

Обновлено: 02.05.2024

Предметные: раскрывать содержание и сущность конституционной реформы 1988—1991 гг., характеризовать процесс становления многопартийности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и последствия реформы политической системы СССР, давать оценку внешнеполитическому курсу СССР в конце 1980-х — начале 1990-х гг., раскрывать понятие «новое политическое мышление».

-формирование умений по организации учебного труда (организация рабочего места);

-формирование умений работы с учебником и другими источниками информации, умение воспроизводить и перерабатывать полученную информацию;

-формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

-способствовать проявлению интереса и уважительного отношение к истории своей страны и своего края;

-способствовать воспитанию чувств патриотизма.

Тип урока: комбинированный

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Тест по домашнему заданию

3.Мотивационно-целевой этап

Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.

Каковы были итоги экономической реформы?

( Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда. )

Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной

Возникает вопрос, почему так получилось?

( Обучающиеся:

Существующая политическая система;

Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;

Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;

Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;

Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;

Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)

Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?

( Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)

В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?

( Обучающиеся: В политической сфере.)

Что надо было сделать?

( Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)

Это и является темой нашего урока.

4. Первичное усвоение новых знаний

Этапы политической реформы».

Работа с учебником по заполнению таблицы (1 этап)

1. «Кадровая революция»

Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки.

Осознали, что простой заменой кадров дело не решить.

2. Реформа 1988 г.

Соединение «социалистических ценностей с политической доктриной либерализма».

Идея о создании парламента в СССР.

Идея построения правового государства.

Отмена ст. 6 Конституции СССР.

Возможность создания многопартийности.

Введение института президентства.

3. Формирование многопартийности

Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС.

Появление партий, которые отражали весь спектр политической мысли.

Кризис КПСС, массовый выход из нее.

Работа в группах

1 группа. Прочитайте п.2 и определите какую роль в преобразовании политической системы СССР сыграла XIX конференция КПСС? Раскройте сущность конституционной реформы 1988—1991 гг.

Прочитайте фрагмент из доклада М. С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции (стр.30) Ответить на вопросы

2 группа. Прочитайте п. 3 параграфа и определите, какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х —начале 1990-х гг.

Прочитайте фрагмент предвыборной платформы А. Д. Сахарова (1989 г.) (стр.30-31)

Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Ответить на вопросы

Дальнейшие политические изменения страны были в основном связаны с деятельностью нового органа власти — Съезда народных депутатов.

Май — июнь 1989 г. — I Съезд народных депутатов СССР:

• на Съезде Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР;

• съезд был отмечен противостоянием Горбачёва с так называемой Межрегиональной депутатской группой (МДГ) — первой оппозиционной группой во главе с академиком А. Д. Сахаровым и будущим первым президентом России Б. Н. Ельциным. «Межрегионалы» не имели чёткой программы реформ, их объединяло стремление к созданию в стране многопартийности.

Март 1990 г. — III Съезд народных депутатов СССР:

• на Съезде было решено создать президентскую систему власти и перейти многопартийности — для этого из текста Конституции изъяли 6-ю статью о руководящей роли КПСС. Началось формирование политического плюрализма многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Президентом СССР избрали М. С. Горбачёва;

• отмена 6-й статьи способствовала формированию многопартийности (появилась Либерально демократическая партия Советского Союза, в мае 1990 г. была создана Коммунистическая партия РСФСР и др.).

Все эти события привели к расколу в КПСС и её кризису. Начался массовый выход из партии её членов.

Политика «перестройки» проявилась и во внешней политике. Внешняя политика этого периода получила название «новое политическое мышление». Её реализовывал министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Основными направлениями «нового политического мышления» были:

• нормализация отношений Восток — Запад через разоружение;

• разблокирование региональных конфликтов;

• установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов

с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря.

Вопрос. Какие принципы стали основой «нового политического мышления»?

Рассмотреть динамику советско-американских отношений со 2 половины 20 века

Советско-американские отношения

t1643657800aa.jpg

t1643657800ab.jpg

Какие выводы мы можем сделать?

Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости.

5.Закрепление.

Согласны ли вы с мнением, что отмена 6-й статьи Конституции СССР — главный результат общественных изменений второй половины 1980-х гг.? Ответ аргументируйте.

Попытки демократизации с отменой 6-й статьи Конституции СССР привели к кризису всей политической системы и началу распада союзных структур власти. Новых образцов государственности вместо них предложено не было.

6.Домашнее задание: параграф 42, 43

Составь подборку оценочных суждений историков, политологов и публицистов о внешней политике М. С. Горбачёва, её характере и итогах. Какие оценки реализации на рубеже 1990-х гг. «нового политического мышления» преобладают среди ваших родных и близких? Сделай выводы.

Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране невозможны без политических реформ (схема 263).

Главнейшим достоянием перестройки стала гласность. Именно она явилась основным инструментом, с помощью которого началась политическая реформа. С января 1987 г. на основании решения пленума ЦК КПСС начали внедряться элементы демократии в политический процесс: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, а также избрание руководителей предприятий и учреждений, усилилась роль трудящихся в управлении производством.

Следующим важным шагом в реформировании политической системы стала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня — 1 июля 1988 г.), решения которой дали импульс для осуществления дальнейших реформ и ввели в общественно-политическую жизнь новые для нашей страны принципы функционирования общества.

Впервые провозглашалась цель — создание в СССР гражданского общества и правового государства. Произошла подлинная реабилитация этих понятий, которые в предыдущее, советское время считались исключительно буржуазными и неприемлемыми для нас. Развитие демократических процессов в стране прежде всего подразумевалось как возрождение полновластия Советов, закрепление за ними всех хозяйственных и социально-культурных полномочий и освобождение их от партийного диктата.


Схема 263

Весьма спорной была идея о так называемой «должностной унии» — совмещении партийных и советских постов в одном лице. М.С. Горбачев упорно ее отстаивал, так как считал, что таким парадоксальным образом могла быть усилена роль Советов и одновременно прекращено дублирование партийных и советских органов. Но ход перестройки показал нежизнеспособность этого положения.

Решения Партийной конференции в конце 1988 г. были облечены в правовую форму и внесены в качестве изменений в Конституцию СССР. Это можно рассматривать как конституционную реформу, повлекшую за собой серьезные изменения в политической системе.

Основными направлениями реформ в политической сфере были:

• радикальная демократизация процесса выборов путем внесения изменений в избирательное законодательство (проведение выборов на альтернативной основе в территориальных округах и от общественных организаций);

• установление двухуровневой системы высшей представительной власти в стране — Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета, избираемого из депутатов Съезда;

• прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций;

• превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент, занимающийся законотворчеством;

• создание в рамках советской политической системы нового правового контролирующего органа, никогда ранее не существовавшего в нашей стране, — Комитета Конституционного надзора. В его задачи входили охрана Конституции СССР и приведение всех законов и других нормативных правовых актов в соответствие с конституционными нормами;

• ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены ст. 6 Конституции СССР, которая закрепляла руководящую и направляющую роль партии в обществе. По-существу, это стало правовой основой и открыло возможности для становления многопартийности;

• учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;

• изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту СССР.

Чем глубже развивались перестроечные процессы в стране, тем острее становилась борьба между различными политическими силами (схема 264).

Первое направление — это борьба внутри КПСС между представителями появившихся различных платформ — «демократической», «марксистской» и др. Но основные столкновения происходили между М.С. Горбачевым и его сторонниками и их ортодоксальными оппонентами из властных структур партийно-государственного аппарата, которые считали, что перестройка не дает реальных результатов и все дальше уводит от идей социализма.

Второе направление — это борьба между центристской линией М.С. Горбачева и радикальными демократами, которые группировались вокруг Б.Н. Ельцина. Постепенно эта линия противостояния по мере нарастания экономического и политического кризиса стала главной, и политический вес либералов (их называли тогда демократами) увеличивался в геометрической прогрессии.

Реформа политической системы, без которой невозможно было, по мнению М.С. Горбачева, осуществить полноценное экономическое реформирование и на которую он так рассчитывал, дала неоднозначные результаты. Она, бесспорно, привела к ослаблению власти в центре и на местах (особенно после отстранения КПСС от непосредственного управления государством). Но стали проявляться сепаратистско-обособленческие и националистические тенденции, усилилась социальная напряженность. Жизненный уровень большей части населения не только не повысился, но даже ухудшился, ибо, как показало развитие реального политического процесса, политические реформы отнюдь не способствовали улучшению состояния экономики, а, скорее, наоборот. Однако непреложным завоеванием перестройки и конкретным итогом политических реформ стало разрушение тоталитарной системы и ее атрибутов, утверждение политической свободы, свободы слова и совести, начало формирования правового государства и гражданского общества, создание постоянно действующего парламента.

Как реформы политической системы в годы перестройки были связаны с формированием правового государства?

1. Начало демократизации советской политической системы. На первом этапе перестройки М. С. Горбачёв и его сторонники в руководстве не помышляли о политической реформе. Во-первых, они явно переоценивали степень изменения политического режима в СССР от Сталина к Хрущёву и Брежневу. При всех переменах советская система не претерпела коренных изменений, начавшееся движение к демократии завершено не было, гражданское общество делало лишь первые робкие шаги. Во-вторых, логика революции сверху требовала определённой постепенности. В силу чего ни один здравомыслящий политик не мог в 1985—1988 гг. открыто заявить о разрыве с марксизмом, посягнуть на характерные для советской системы монополию власти на информацию, нетерпимость ко всякому инакомыслию. Неудачи в развитии экономики реформаторы объясняли сопротивлением бюрократического аппарата. Поэтому они заговорили о необходимости поддержки реформ снизу. В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985—1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окружённых, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьёзная политическая реформа.

2. Конституционная реформа 1988—1991 гг. В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого распространения эти нововведения не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Её решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.

Что вам известно о сущности либерализма как политического учения?

В частности, был провозглашён курс на создание социалистического правового государства, разделение властей (одной из «ветвей» власти называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачёв предложил сформировать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменилось избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Что такое альтернативные выборы? Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии?

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

В декабре 1988 г. в соответствии с установками партконференции в действующую Конституцию были внесены изменения, согласно которым высшим органом власти в СССР становился Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 депутатов; его заседания должны были проводиться один раз в год, а его делегаты должны были заниматься в свободное от работы съезда время своими прежними делами. Изменения затронули и избирательную систему, которая становилась более демократичной, хотя и сохраняла определённые недостатки, включая избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций.

С принятием изменений и дополнений к Конституции, а также нового закона о выборах первый этап политической реформы был завершён.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. Итоги выборов принесли много неожиданностей, главная из которых — поражение ряда кандидатов от КПСС. Из 169 первых секретарей обкомов партии не были избраны 32. Значительное поражение партийные кандидаты потерпели в ряде крупных промышленных центров Поволжья и Урала, а также в Прибалтике, Закавказье. В Ленинграде ни один партийный и советский руководитель не был избран в состав депутатов. Прежде всего это было связано с ухудшением экономического положения страны.

3. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Созыв I Съезда народных депутатов означал окончание перестройки как революции «сверху». Процесс демократизации, начатый КПСС, вышел из-под её контроля. Летом 1989 г. перестройка стала делом миллионов, в этом качестве она обрела новых лидеров, новые цели и задачи. Соответственно новое измерение получила и политическая реформа.

На I Съезде народных депутатов СССР (май—июнь 1989 г.) Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

На съезде начали оформляться политические фракции как реформистской, так и антиреформистской направленности. В противовес «агрессивно-послушному большинству» съезда, вопреки регламенту, на съезде возникла Межрегиональная депутатская группа (МДГ). Её лидерами стали А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Г. В. Старовойтова. К концу работы съезда в группе насчитывалось около 150 депутатов. «Межрегионалы» не имели чёткой программы реформ, единственное, что их объединяло в тот момент, — это стремление к созданию в стране многопартийности, а это означало отмену 6-й статьи Конституции, закреплявшей монополию КПСС на власть в стране. В декабре 1989 г. МДГ безуспешно пыталась включить этот вопрос в повестку дня II Съезда народных депутатов СССР.

Большинство депутатов по-прежнему ориентировались на однопартийную систему, но идея многопартийности, первоначально звучавшая как крамола, находила всё большую поддержку в обществе.

На втором этапе конституционной реформы (1990—1991) был введён пост Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачёв. Однако в Конституции СССР по-прежнему сохранялось положение о полновластии Советов, считавшихся основой политической системы страны.


А. Д. Сахаров на I Съезде народных депутатов СССР

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе.

Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

4. Формирование многопартийности. По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.


Митинг оппозиции на Манежной площади в Москве. 1990 г.

При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

Какие партии сформировались в России в начале XX в. Каких взглядов они придерживались?

5. Раскол в КПСС. Все эти настроения не могли не найти отражения и в самой КПСС. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

К началу работы своего XXVIII съезда (июль 1990 г.) КПСС оказалась в состоянии раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Сохранив пост генерального секретаря ЦК КПСС (так решило большинство съезда), М. С. Горбачёв стал первым (и единственным в истории страны) президентом СССР. Введение института президентства стало шагом вперёд в деле демократизации страны, создания правового государства. Впервые в советской истории ответственность власти была персонифицирована. Но остановить развитие политической ситуации это не помогло.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Попытки демократизации советской политической системы с отменой 6-й статьи Конституции СССР привели к её кризису и началу распада союзных структур власти. Новых образцов государственности вместо них предложено не было.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Раскройте сущность конституционной реформы 1988—1991 гг.

2. Какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов?

3. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х гг. — начале 1990-х гг. 4. Поясните идеи Межрегиональной депутатской группы (МДГ) о 5 «де»: децентрализация, демонополизация, департизация, деидеологизация, демократизация. 5. Как отразились преобразования политической системы в годы перестройки на реформировании экономики СССР?

Изучаем документ

ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЕВА НА XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным всё большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

1. Чем объяснял М. С. Горбачёв причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? 2. На кого возлагалась ответственность за них? 1 2

Изучаем документ

ИЗ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ А. Д. САХАРОВА. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств.

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений.

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях.

1. Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. 2. Что, по вашему мнению, во взглядах А. Д. Сахарова вызывало наибольшее раздражение консерваторов?

Изучаем документ

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР И. К. ПОЛОЗКОВА. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждёт в будущем. Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счёте одно политическое лицо — антикоммунизм.

1. Как вы понимаете выражение «традиционалистское направление в КПСС»? 2. Согласны ли вы с характеристикой взглядов автора как «традиционалистских»?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Согласны ли вы с мнением, что отмена 6-й статьи Конституции СССР — главный результат общественных изменений второй половины 1980-х гг.? Ответ аргументируйте. 2. Используя дополнительные источники информации, составьте характеристику деятельности А. Д. Сахарова. 3. Охарактеризуйте последствия реформы политической системы в СССР для государства и общества. 4. В 1989 г. М. С. Горбачёв определяет перестройку как «целостный революционный процесс, осуществляемый демократическими методами, народом и для народа, по отношению к которому партия выступает как политический авангард». Можно ли данные слова отнести и к середине 1991 г.? 5. Подготовьте презентацию на тему «Работа I Съезда народных депутатов СССР», используя фотодокументы (в группе). 6. Организуйте в классе мини-дебаты на тему «КПСС была единственной общесоюзной силой или пережитком прошлого?».

Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической сис­темы, ставшей главным тормозом экономических пре­образований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.

Концепция реформы политической системы содер­жится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пле­нумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следу­ющем:

  • сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на деле;
  • создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.

Конечной целью реформы политической системи главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция на метила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему;

б) реорганизовать структуру органов власти и управления;

в) обновить законодательство.

По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.

В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985 –1988 гг. и 1989 – 1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985 – 1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно соби­равшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.

Реальные изменения в структуре власти начались после 1988 г. В соответствии с предложениями XIX Всесоюзной партийной конференции Верховным Со­ветом СССР были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народ­ных депутатов». Избирателям предоставлялось право действительного выбора как на стадии выдвижения кандидатур, так и на стадии голосования.

Выборы народных депутатов стали осуществлять­ся на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоя­лись выборы народных депутатов. Избирательная кам­пания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депу­татов по территориальным округам в 1989 г. проводи­лись выборы от так называемых общественных орга­низаций – КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журнали­стов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов.

Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР. На I съезде народных депутатов (май – июнь 1989) М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А.И. Лукьянов. Кроме того, были избраны депутаты Верховного Сове­та (всего 542 человека) – постоянно действующего за­конодательного и контролирующего органа государ­ственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и т. д. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова и ряд других высших должностных лиц государства. В 1989 – 1991 гг. состоялось пять Съездов народных депутатов страны. Их главный итог состоял в том, что начала работать новая модель политической системы общества.

Поворот страны к рыночным отношениям, уси­ливающаяся разбалансировка народного хозяйства, необходимость быстрого реагирования на социаль­но-экономические процессы в стране поставили воп­рос о дальнейшем укреплении высшей государствен­ной власти. В стране впервые вводится институт президентства. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. на пост Президента СССР был избран М.С. Горбачев. Был создан Прези­дентский совет – совещательный орган при Прези­денте СССР и Совет Федерации, который согласо­вывал интересы Союза ССР в целом и интересы вхо­дящих в него союзных республик. В конце 1990 г. вместо Совета Министров был создан новый орган, непосредственно подчиненный президенту – Каби­нет Министров СССР. Первым премьер-министром страны стал B.C. Павлов.

4 и 18 марта 1990 г. в два тура прошли выборы народных депутатов РСФСР, автономных республик и местных Советов. В соответствии с положениями дей­ствовавшей Конституции РСФСР высшая представи­тельная власть в республике имела своеобразную, как бы «двухэтапную» структуру: Съезд народных депута­тов – высший орган государственной власти, избираемый сроком на 5 лет и созываемый для работы не менее 2 раз в году, и Верховный Совет – постоянно действующий законодательный и контрольный орган, избираемый на те же сроки из числа народных депу­татов РСФСР.

Количественный состав съезда был определен в 1068 человек. Их предстояло избрать в 900 территори­альных и 168 национально-территориальных округах. Из этого общего числа депутатов 252 человека должны были составлять Верховный Совет из 2 равноправных палат: Совета национальностей и Совета республики (по 126 человек). Первый комплектовался из депутатов, избранных по национально-территориальным округам, второй – из депутатов, избранных в территориальных округах.

16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депу­татов Российской Федерации. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, первым заместителем – мало кому известный доктор экономических наук, профессор одного из столичных вузов Р.И. Хасбулатов.

22 мая съезд приступил к обсуждению вопроса «О суверенитете РСФСР, новом союзном договоре и механизме народовластия в стране». С докладом выс­тупил Б.Н. Ельцин. Он отметил, что россияне более не могут мириться с положением, когда республика по производительности труда находится на первом месте в Союзе, а по удельному весу расходов на социальные нужды – на последнем, пятнадцатом. Чтобы преодо­леть это неравноправие, России нужен полнокровный политический и экономический суверенитет.

В дискуссию вступил Президент СССР. Полеми­зируя с Б.Н. Ельциным, М.С. Горбачев обвинил его в том, что он призывает «под знаменем восстановления суверенитета России» к развалу Союза, пытается «от­лучить Россию от социализма», т. к. даже в названии республики социализму не нашлось места. Предложе­но именовать ее просто Российской Республикой.

Это положило начало открытой и непримиримой борьбе Горбачева и Ельцина по двум основным про­блемам – об отношениях «Россия – центр» (судьба го­сударственного устройства Союза) и об отношении к социалистическому выбору. Конфронтация продолжа­лась вплоть до декабря 1991 г., когда перестал суще­ствовать СССР, а его первый и последний Президент сложил свои полномочия. Съезд принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Совет­ской Федеративной Социалистической Республики». 907 депутатов РСФСР проголосовали «за»; 13 – «про­тив»; 9 – воздержались. Это случилось 12 июня 1990 г. Этот день вошел в российскую историю как день возвращения России самостоятельности.

В обстановке нарастающего противостояния шла подготовка к референдуму, который должен был решить судьбу СССР. Постановление о проведении референ­дума принял IV Съезд народных депутатов Союза еще в декабре 1990 г. 17 марта 1991 г. референдум по воп­росу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик состоялся. В нем приняло участие более 148 млн. человек, или 80% име­ющих право участвовать в референдуме. Из них за сохранение Союза высказалось более 113 млн. чело­век, или 76,4% от принявших участие в голосовании. «Нет» сказали 32 млн. человек, или 21,7%.

Итоги референдума 17 марта зарубежная пресса оценила как убедительную победу М.С. Горбачева и одновременно триумф Б.Н. Ельцина. 12 июня 1991 г. со­стоялись выборы первого российского Президента. Как и ожидалось, им стал Б.Н. Ельцин. Вице-президентом стал баллотировавшийся на этот пост в паре с Б.Н. Ельциным народный депутат РСФСР А.В. Руцкой, широко извес­тный как летчик-«афганец», полковник, Герой Советс­кого Союза.

Ключевым шагом в реформе политической систе­мы стал переход к многопартийности и политическому плюрализму. На февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС с ре­чью «Революционной перестройке – идеологию об­новления» выступил М.С. Горбачев. Впервые было за­явлено с партийной трибуны о необходимости «свобод­ного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений». На Пленуме была сделана по­пытка объяснить причины того, почему партия и на­род на протяжении всех 70 лет не смогли «достаточно полно реализовать ленинские принципы нового обще­ственного строя». Среди названных причин было и воз­вращение к тезису XX съезда о «культе личности» и но­вый тезис – о сложившейся в 1930-е гг. «командно-ад­министративной системе управления». XIX партийная конференция (28 июня – 1 июля 1988) явилась послед­ней попыткой сплотить партию и партийный аппарат под единым руководством М.С. Горбачева. Однако это­го не получилось.

1989 – 1990 гг. были периодом, когда реальная власть стала постоянно уходить из рук верхушки партаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, в формировании оппозици­онных партий и начале широкой критики самих основ марксизма, социализма и деятельности В.И. Ленина. Еще большим падением влияния партии в обществе характеризуется середина 1990 г., когда состоялся XXVIII (1990) съезд КПСС и I съезд Коммунистичес­кой партии России. На съезде шла ожесточенная борь­ба между различными фракциями по поводу выхода партии из глубокого кризиса. На нем были представ­лены три основные фракции: центристская (платфор­ма КПСС), демократическая и марксистская.

Сразу же за XXVIII съездом последовал I съезд Коммунистической партии России. Он стал составной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР был избран И.К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемы страны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело к дальнейшему падению пристижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовал массовый выход из партии. Если в 1989 г. ряды КПСС покинуло 140 тыс.человек, то в 1990 г. – 2 млн. 712 тыс. человек. Из КПСС вышла большая часть состава ком­партий Литвы, Латвии и Эстонии.

Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей б и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от испол­нения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным ческой системы. За короткое время в стране возник­ли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Среди них – народные фронты Латвии, Эстонии; «Саюдис» в Литве; движение «Рук» на Украине. В ка­честве политического противовеса народным фронтам в Литве, Латвии, Эстонии и других возникли интер­фронты, их социальную базу составляло преимуще­ственно русскоязычное население. На территории РСФСР также образовались аналогичные движения. Крупнейшие из них – Российский народный фронт (РНФ), Народный фронт РСФСР, объединение «Демо­кратическая Россия». Возникли самостоятельные по­литические объединения и партии: Социалистическая партия (1990), Демократическая партия (1989), Демо­кратический союз (1988), Союз конституционных де­мократов (1989) и др. Многие из них обладали устойчивыми организационными структурами, разработан­ными идейными платформами, вели активную пропагандистскую деятельность. Спектр идеологичес­ких координат их деятельности характеризовался не­обычайной широтой. В СССР стал реальностью поли­тический плюрализм. КПСС высказалась за мирное сотрудничество со всеми партиями и движениями прогрессивной ориентации.

Общественно-политические организации, входив­шие в политическую структуру советской государ­ственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глу­боком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение чис­ленности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практи­чески исчез с политической арены.

Итоги мартовского референдума не сняли напря­женности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта выхода:

а) введение в стране чрезвычайного положе­ния; б) созыв «круглого стола» из представителей всех политических движений для демократического решения вопроса о власти.

­Сторонники сохранения СССР как единого мно­гонационального государства все настойчивее тре­бовали от Президента введения чрезвычайного по­ложения. Демократическая оппозиция продолжала выдвигать идею «круглого стола», видя в нем возмож­ность цивилизованной договоренности о создании условий проведения политики реформ в России и в Союзе. Но события неожиданно пошли по иному, третьему варианту. 23 апреля 1991 г. было принято совместное заявление Президента СССР и руково­дителей высших государственных органов союзных республик «О безотлагательных мерах по стабили­зации обстановки в стране и преодолению кризиса». Кроме Президента СССР его подписали руководите­ли девяти республик – России, Украины, Белорус­сии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Кир­гизии, Таджикистана и Туркмении.

В мае 1991 г. в Ново-Огареве началась подготовка нового Союзного Договора. Это был знаменитый «Ново-Огаревский процесс». На 20 августа 1991 г. было на­значено подписание нового Союзного договора. 19 августа произошло выступление консервативного кры­ла в высшем руководстве СССР, которое не устраивал проект Союзного договора. В отсутствие Президента СССР в столице (он был в Крыму на отдыхе) был уч­режден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), целью которого было преодоление глубокого и всестороннего кризиса и сохранение Со­юза Советских Социалистических Республик. В ГКЧП вошли восемь высших чинов союзного правительства: О.Д. Бакланов, В.А. Крючков, B.C. Павлов, Б.К. Пуго, В.А. Стародубцев, А.И. Тизяков, Г.И. Янаев и Д.Т. Язов. 21 августа члены ГКЧП были арестованы по обвине­нию в попытке государственного переворота.

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Рос­сийской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о сво­ем выходе из СССР.'В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Что же произошло? Была ли попытка государствен­ного переворота, или переворот все же состоялся? Какие цели преследовали противоборствующие сторо­ны? Можно по-разному оценивать августо-сентябрьские события 1991 г. В обществе они расценивались с двух принципиально отличных позиций.

Одна, ставшая официальной, сводилась к тому, что события 19 – 21 августа – это путч, антиконституци­онная попытка захвата власти реакционными силами, выступавшими против демократического обновления общества, за возврат к тоталитарной системе. Соглас­но этой точке зрения, Президент СССР действительно был насильно изолирован в Форосе, узурпаторы влас­ти намеревались обезглавить российское руководство, были готовы пролить народную кровь. Путч не удался благодаря активному противодействию российского правительства, возглавившего народное сопротивле­ние. Его действия вполне легитимны, так как были на­правлены на защиту законной президентской власти, на дальнейшее развитие демократических реформ в су­веренных государствах.

Согласно второй позиции события делятся на два этапа. Первый – это 19 – 21 августа: неудавшийся «дворцовый переворот» с попыткой придать ему мяг­кую, конституционную форму, предпринятый «совет­ским руководством» с молчаливого полусогласия Пре­зидента СССР. Его изоляция в Форосе была чисто ус­ловной. Он как бы на время выводился из игры, чтобы мерами чрезвычайного характера не был скомпроме­тирован его «демократический образ» в глазах миро­вого сообщества.

На первом этапе ГКЧП сразу же потерпело пора­жение, наскочив на неожиданное для них резкое со­противление Б.Н. Ельцина, который не принял предло­женных «правил игры», объявив верхушку законного союзного правительства заговорщиками и узурпатора­ми. Он пошел на обострение и легко победил. На этом этапе переворота победили демократы.

В первых числах сентября начался второй этап. Он характеризуется уже как подлинный государственный переворот. То, что произошло на V Чрезвычайном съез­де народных депутатов СССР, и привело к смене существовавшей общественно-политической системы, дало толчок к развалу СССР. На этой фазе заверши­лось не только отстранение от власти коммунистов, но и социал-демократов. Власть оказалась в руках либе­рально-демократических сил с их естественной ори­ентацией на капитализацию страны.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Бело­руссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о создании Содружества Независимых госу­дарств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, была принята декларация об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР.


После смерти Л. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешённость многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за её очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, появились надежды на перемены к лучшему.

Ю. В. Андропов

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.


При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачёв. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления в экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачёву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

«Кадровая революция»

Новое руководство пришло к власти без чёткой концепции и программы перемен. Горбачёв позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.


В 1985—1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окружённых, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьёзная политическая реформа.

Конституционная реформа 1988—1991 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Её решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.

В частности, был провозглашён курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачёв предложил сформировать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии?

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Документ
ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЁВА НА XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным всё большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Чем объяснял М. Горбачёв причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? На кого он возлагал основную ответственность за них?

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май—июнь 1989 г.) Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Документ
ИЗ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ А. Д. САХАРОВА. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств.

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений.

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях.

Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Что, по вашему мнению, вызывало наибольшее раздражение консерваторов?

На втором этапе конституционной реформы (1990— 1991) был введён пост Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачёв. Однако в Конституции СССР по-прежнему сохранялось положение о «полновластии Советов», являвшихся «основой политической системы» страны.

Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил.

В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.


Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. К. ПОЛОЗКОВА, ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждёт в будущем. Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счёте одно политическое лицо — антикоммунизм.

Выделите основные идеи данного документа.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, как казалось, давно решённого национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Ещё в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (ИКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении её в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в ИКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку — городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.


Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Всё это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введённые в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия


К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввёл в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жёсткий контроль над средствами массовой информации; ввёл войска в Москву.


Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.


Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: