В подписании дейтонского соглашения участвовали главы каких государств

Обновлено: 27.04.2024

Четверть века назад после военной операции НАТО были подписаны Дейтонские мирные соглашения, остановившие Боснийскую войну. Документ имел противоречивые последствия. С одной стороны, договорённости обеспечили сербам автономию в Боснии и Герцеговине, с другой — закрепили независимость БиГ, предопределив дальнейший распад Югославии. По мнению экспертов, ключевую роль в ликвидации югославской государственности сыграло целенаправленное военно-политическое вмешательство Запада. В итоге, как полагают аналитики, интервенция альянса заметно ухудшила безопасность региона и отбросила развитие балканских стран далеко назад.

14 декабря 1995 года вступило в силу Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (БиГ), больше известное как Дейтонские мирные соглашения.

В этот день в Париже, в Елисейском дворце, под документом поставили свои подписи президенты Сербии Слободан Милошевич, Республики Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович и Хорватии Франьо Туджман.

На церемонии подписания присутствовали президент США Билл Клинтон, премьер-министр РФ Виктор Черномырдин, президент Франции Жак Ширак, канцлер ФРГ Гельмут Коль, премьер-министр Великобритании Джон Мейджор и премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес.

Ранее, 21 ноября 1995 года, документ был парафирован на военной базе в Дейтоне (штат Огайо). Соглашения поставили точку в кровопролитной Боснийской войне в период 1992—1995 годов и послужили основой конституционного устройства независимой Боснии.

Противоречивые последствия

Дейтонские договорённости можно условно разделить на две части. Первый блок посвящён вопросам поддержания перемирия. Для предотвращения боестолкновений на территорию БиГ вводились так называемые силы по стабилизации (IFOR, позднее SFOR) численностью около 60 тыс. человек под командованием НАТО.

Протесты в Белграде, 8 июля 2020 года

«Способы давления»: как антиправительственные протесты в Сербии могут повлиять на переговоры по Косову

Встреча в онлайн-формате руководства ЕС, Германии, Франции, Сербии и частично признанной республики Косово пройдёт 10 июля.

Второй блок вопросов, который регулировали Дейтонские соглашения, посвящён государственному устройству Боснии, входившей до войны в состав Югославии.

Босния и Герцеговина де-факто превратилась в конфедерацию с двумя обособленными административно‑территориальными образованиями: мусульмано‑хорватскую Федерацию БиГ, занявшую 51% территории республики, и Республику Сербскую (49%). Столица Сараево, которую осаждали сербские формирования в первой половине 1990-х годов, осталась под контролем бошняков (боснийских мусульман).

Контроль за соблюдением гражданской части Дейтонских соглашений был возложен на Высокого представителя ООН по БиГ. Он получил право отменять решения боснийских властей и увольнять госдеятелей республики, если они, с его точки зрения, представляют угрозу безопасности региона.

В беседе с RT сотрудник Института европейских исследований в Белграде Стеван Гайич отметил, что эффект от Дейтонских соглашений для безопасности Балкан оказался противоречивым.

По словам эксперта, подписанные в Париже договорённости остановили Боснийскую войну, жертвами которой стали более 100 тыс. человек, и в настоящее время остаются гарантом сохранения сербской автономии. В то же время Дейтонским соглашениям предшествовала военная операция НАТО Deliberate Force («Обдуманная сила»), и такое вмешательство Запада во многом предопределило дальнейший распад Югославии, считает Гайич.

«В начале 1990-х годов в Боснии хорваты и мусульмане сплотились, чтобы отделиться от Югославии. Но сербы не хотели в этом участвовать, что и спровоцировало войну. При этом Запад поддерживал сепаратистские тенденции, признавая отделившиеся государства, — Словению, Хорватию, потом пришёл черёд Боснии. Тем не менее важно то, что сербы смогли получить автономию в новом государственном образовании», — сказал Гайич.

Спустя четверть века Москва продолжает поддерживать сохранение Дейтонских соглашений, выступая против их пересмотра. В то же время российская дипломатия не видит смысла в дальнейшем существовании института высокого представителя в БиГ.

«Никто не может оспаривать тот факт, что данный механизм (аппарат Высокого представителя. — RT) внешнего контроля задумывался в качестве сугубо временной меры. Есть даже принципиальное решение о его сворачивании, принятое ещё в 2006 году, но его реализация постоянно откладывается под разными предлогами», — заявил в октябре в интервью газете «Глас Српске» глава МИД РФ Сергей Лавров.

Как пояснил в комментарии RT научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт, несмотря на определённые недостатки Дейтонских соглашений, их сохранение позволяет Москве оказывать дипломатическую поддержку и развивать отношения с Республикой Сербской.

«У Дейтона немало недостатков: была создана система внешнего управления, не исчез конфликтный потенциал в отношениях между общинами Боснии. И всё же Дейтон кое-как сбалансировал интересы народов БиГ», — пояснил Энгельгардт.

«На сербов повесили ярлык палачей»

Однако, как отмечают исследователи, Дейтонские соглашения не смогли остановить процесс вовлечения Запада во внутриюгославский конфликт. После окончания Боснийской войны США и их европейские союзники стали целенаправленно поддерживать косовских сепаратистов.

Хашим Тачи

Гаагское обвинение: к чему может привести отставка президента Косова

Глава самопровозглашённой республики Косово Хашим Тачи подал в отставку после того, как Специальный суд в Гааге утвердил в его.

«Дейтонские соглашения на тот момент (1995 год) были наиболее оптимальным решением, но после них натовские агенты стали разжигать огонь сепаратистской войны албанцев Косова и Метохии, что послужило предлогом для интервенции альянса в 1999 году», — говорит Гайич.

По мнению медиааналитика, основателя агентства Imastum Альберта Мартиросяна, огромную роль при решении вопроса о военном вмешательстве в дела Югославии в 1999 году сыграло необъективное освещение Боснийской войны западными СМИ.

«Боснийскую войну можно назвать истоком демонизации образа сербов в глазах западной общественности. Её неадекватное освещение западными журналистами привело к тому, что на сербов прочно повесили ярлык единственных палачей и душителей свободы нацменьшинств, хотя жестокость по отношению к мирному населению была со всех сторон конфликта», — сказал в комментарии RT Мартиросян.

В свою очередь, Георгий Энгельгардт считает, что США и ЕС категорически не устраивал внеблоковый статус Югославии в условиях краха биполярной системы международных отношений.

«Югославия продолжительное время была внеблоковой страной. Но западные государства стремились поставить Балканы под свой контроль. Мнение местного населения, и в первую очередь сербов, особого значения для Запада не имело», — констатировал Энгельгардт.

24 марта 1999 года под предлогом защиты мирных жителей Косова государства НАТО начали методичную бомбардировку военных и гражданских объектов Югославии. Военная операция проводилась без санкции Совета Безопасности ООН, то есть являлась грубейшим нарушением международного права.

«Действия альянса противоречили даже Североатлантическому договору 1949 года, в котором страны НАТО обязались не ставить под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от применения силы или угрозы её применения в международных отношениях, если это противоречит целям ООН», — говорится в материалах МИД РФ.

Несмотря на отдельные успехи, сербская армия оказалась не в состоянии противостоять совокупной мощи альянса. 3 июня Слободан Милошевич был вынужден согласиться на план политического урегулирования, который ему навязали западные государства.

Участники встречи в штаб-квартире партии ДПС с американским флагом, Подгорица, Черногория

Для «противодействия российскому влиянию»: Госдеп ищет советника для осуществления судебной реформы в Черногории

Госдепартамент США объявил о поиске специалиста на должность старшего советника в посольство в Черногории. Ему предстоит помочь.

Так, Белград одобрил военно-техническое соглашение, которое обязывало Югославию вывести войска с территории мятежного края и отказаться от любой формы военной активности.

Несмотря на то что процесс мирного урегулирования ситуации, которым руководил Совбез ООН, не предусматривал отделения Косова, в 2008 году большинство западных государств признали независимость края. В ответ в Белграде заявили, что никогда не признают суверенитет этой территории. Все дальнейшие попытки Запада найти компромисс по данному вопросу успехом так и не увенчались.

Как полагают эксперты, ликвидация югославской государственности подорвала безопасность на Балканском полуострове и привела к социально-экономической деградации региона.

«Гражданские войны в Хорватии, Боснии и Герцеговине, агрессия НАТО в Косове привели к огромному количеству жертв, миллионным потокам беженцев, масштабным разрушениям. Всё это отбросило страны региона назад, и в целом многие из них до сих пор так и не достигли уровня развития 1990 года (когда они ещё находились в составе Югославии. — RT)», — резюмировал Энгельгардт.

Дейтонское соглашение или Дейтонские соглашения — соглашения о прекращения огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившие конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992—1995. Согласованы в ноябре 1995 на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписаны 14 декабря 1995 в Париже лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Югославии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом.

Содержание

Инициатива США

Переговоры проходили при активном участии США, которые, как считают многие, заняли антисербскую позицию. США предложили создание Мусульманско-Хорватской федерации. Договор о Мусульманско-Хорватской федерации был подписан в марте 1994 года в Вашингтоне между Изетбеговичем и Туджманом. Как и рассчитывали США, боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору.

Непосредственно перед подписанием соглашений, в августе—сентябре 1995 года авиация НАТО провела воздушную операцию «Умеренная сила» против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил.

Переговоры в Дейтоне шли при участии стран-гарантов: США, России, Германии, Великобритании и Франции.

Соглашение

Соглашение состояло из общей части и одиннадцати приложений. На территорию Боснии вводился контингент войск НАТО — 60 тыс. солдат, половина из которых американцы.

Соглашение предусматривало, что государство Босния и Герцеговина должно состоять из двух частей — Мусульманско-Хорватской Федерации и Республики Сербской. Столицей осталось Сараево. Житель Боснии и Герцеговины может быть гражданином как Боснии и Герцеговины, так и одного из двух образований. Сербы получили 49 % территории, мусульмане и хорваты — 51 %.

Горажде отходило мусульманам, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево и прилегающие к нему сербские районы переходили в мусульманскую часть. Принадлежность района Брчко должна была решить Арбитражная комиссия.

Соглашение запретило обвиненным Международным трибуналом по бывшей Югославии занимать государственные должности на территории Боснии и Герцеговины. Таким образом от власти были отстранены Радован Караджич, Ратко Младич и другие лидеры боснийских сербов.

Функции главы государства передавались Президиуму, состоящему из трех человек — по одному от каждого народа.

Законодательная власть должна была принадлежать Парламентской скупщине, состоящей из Палаты народов и Палаты представителей. Треть депутатов избирается от Республики Сербской, две трети — от Мусульманско-Хорватской Федерации. При этом вводилось «вето народа»: если большинство депутатов, избранных от одного из трех народов, голосовали против того или иного предложения, оно считалось отвергнутым, несмотря на позицию других двух народов.

В целом полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя международного сообщества.

Современный статус

Дейтонские соглашения заложили основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до сегодняшнего дня. Созданная ими система считается громоздкой и малоэффективной, но до восстановления взаимного доверия между тремя народами ее отмена затруднительна. В последние годы западные страны более активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. Этот план, в частности, позволил бы ускорить сближение Боснии и Герцеговины с Европейским союзом. Однако на сегодня согласие по нему не достигнуто, причем в большей степени за перемены выступают мусульмане и хорваты.

Изгнание сербов из Сараево

К моменту заключения Дейтонского соглашения в городе Сараево было от 120 до 150 тыс. сербов. После передачи Сараево Мусульманско-Хорватской Федерации он был очищен мусульманами от сербов. Таким образом, следствием Дейтонского соглашения стало изгнание сербов.

Округ Брчко и нарушение Дейтонского соглашения

Статья 5 Приложения 2 Дейтонского соглашения гласит, что третейский суд в лице 3 судей должен в обозначенные сроки определить точную границу между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины в ее спорной части, проходящей через округ Брчко [1] , который к тому времени уже был разделен на сербскую (48%, включая город Брчко) и мусульмано-хорватскую (52%) части.

Но вместо этого суд вынес решение, в котором сохранил округ Брчко в виде единой административной единицы в составе Боснии и Герцеговины, наделил его статусом автономии и т.о. фактически исключил его из состава как Федерации Боснии и Герцеговины, так и Республики Сербской. При этом территория последней потеряла свою непрерывность, оказавшись разделенной на 2 части.


Де́йтонское соглаше́ние — соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина 1992—1995 гг. Согласовано 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписано 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийцев Алиёй Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом.

Содержание

Инициатива США

Мирные переговоры проходили при активном участии США, которые предложили создание боснийско-хорватской федерации. Договор о прекращении Хорватско-боснийского конфликта и создании Федерации Боснии и Герцеговины был подписан в Вашингтоне и Вене в марте 1994 года премьер-министром Республики Босния и Герцеговина Харисом Силайджичем, министром иностранных дел Хорватии Мате Граничем и президентом Герцег-Босны Крешимиром Зубаком. Боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору.

Непосредственно перед подписанием Дейтонского соглашения, в августе-сентябре 1995 года авиация НАТО провела воздушную операцию «Обдуманная сила» против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу боснийско-хорватских сил.

Переговоры в Дейтоне шли при участии стран-гарантов: США, России, Германии, Великобритании и Франции.

Суть соглашения

Соглашение состояло из общей части и одиннадцати приложений. На территорию Республики Босния и Герцеговина вводился контингент войск НАТО (IFOR)— 60 тысяч солдат, половина из которых — американцы.

Предусматривалось, что государство Босния и Герцеговина должно состоять из двух частей — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Столицей осталось Сараево. Житель Республики Босния и Герцеговина мог быть гражданином как объединённой республики, так и одного из двух образований. Сербы получили 49 % территории, боснийцы и хорваты — 51 %.

Горажде отходило боснийцам, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево и прилегающие к нему сербские районы переходили в боснийскую часть. Точное прохождение границы внутри района Брчко должна была определить Арбитражная комиссия.

Соглашение запретило обвинённым Международным трибуналом по бывшей Югославии занимать государственные должности на территории Республики Босния и Герцеговина. Таким образом от власти были отстранены Радован Караджич, Ратко Младич, Дарио Кордич и другие лидеры боснийских сербов и хорватов.

Функции главы государства передавались Президиуму, состоящему из трёх человек — по одному от каждого народа.

Законодательная власть должна была принадлежать Парламентской скупщине, состоящей из Палаты народов и Палаты представителей. Треть депутатов избирается от Республики Сербской, две трети — от Федерации Боснии и Герцеговины. При этом вводилось «вето народа»: если большинство депутатов, избранных от одного из трёх народов, голосовали против того или иного предложения, оно считалось отвергнутым, несмотря на позицию других двух народов.

В целом, полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя по Боснии и Герцеговине.

Современный статус

Дейтонское соглашение заложило основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до сегодняшнего дня. Созданная ими система считается громоздкой и малоэффективной, [источник не указан 960 дней] но до восстановления взаимного доверия между тремя народами её отмена затруднительна. В последние годы западные страны более активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. Этот план, в частности, позволил бы ускорить сближение Боснии и Герцеговины с Европейским союзом. Однако на сегодня согласие по нему не достигнуто, причём в большей степени за перемены выступают боснийцы и хорваты.

Изгнание сербов из Сараева

К моменту заключения Дейтонского соглашения в городе Сараево было от 120 до 150 тыс. сербов. [источник не указан 960 дней] После передачи Сараева Федерации Боснии и Герцеговины он был очищен мусульманами от сербов. [источник не указан 960 дней] Таким образом, следствием Дейтонского соглашения стало изгнание сербов.

Округ Брчко и нарушение Дейтонского соглашения



Статья 5 Приложения 2 Дейтонского соглашения гласит, что третейский суд в лице 3 судей должен в обозначенные сроки определить точную границу между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины в её спорной части, проходящей через округ Брчко, [1] который к тому времени уже был разделён на сербскую (48 %, включая город Брчко) и боснийско-хорватскую (52 %) части.

Вместо этого суд вынес решение, в котором сохранил округ Брчко в виде единой административной единицы в составе Боснии и Герцеговины, наделил его статусом автономии и таким образом фактически исключил его из состава как Федерации Боснии и Герцеговины, так и Республики Сербской. При этом территория последней потеряла свою непрерывность, оказавшись разделённой на 2 части.

Флаг Боснии и Герцеговины. Архив

Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонское соглашение) - соглашение о прекращения огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992-1995 гг.

Парафировано 21 ноября 1995 г. на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем, президентом Хорватии Франьо Туджманом, странами‑гарантами: США, Россией, Германией, Великобрита ией и Францией и представителем Евросоюза. Вступило в силу после его подписания 14 декабря 1995 г. в Париже.

Россия подписала соглашение с оговоркой "за исключением Приложения I". Тем самым она выразила несогласие с двумя его составными частями, а именно: "Приложение I.A - Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования" и "Приложение I.B - Соглашение по региональной стабилизации". Именно в них идет речь о блоке НАТО и участии его сил в мирном урегулировании.

Непосредственно перед подписанием соглашения, в августе-сентябре 1995 г. авиация НАТО провела воздушную операцию Deliberate Force ("Обдуманная сила") против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил.

Соглашение состоит из общей части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей (I.A. Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования; I.B. Соглашение о региональной стабилизации; 2. Соглашен е о линии разграничения между образованиями и связанных с этим вопросах; 3. Соглашение о выборах; 4. Конституция Боснии и Герцеговины; 5. Соглашение об арбитраже; 6. Соглашение о правах человека; 7. Соглашение о беженцах и перемещенных лицах; 8. Соглашение о Комиссии по охране национальных памятников; 9. Соглашение об учреждении публичных корпораций БиГ; 10. Соглашение о гражданских аспектах мирного урегулирования; 11. Соглашение о специальных международных полицейских силах). Документ включает также карты территориального размежевания.

Приложения к Соглашению можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования.

Для поддержания военного переми рия на территорию Боснии и Герцеговины вводились многонациональные Силы по стабилизации под командованием НАТО - 60 тысяч солдат, почти половина из которых американцы. На Силы по стабилизации (IFOR, затем SFOR) возлагалась обязанность контроля за разведением конфликтующих сторон, соблюдения границ их разъединения. Международным силам предоставлялись все полномочия по контролю за выполнением соглашения. В реализации военного компонента мирного соглашения до июня 2003 года участвовал и российский воинский контингент численностью более 1 тысячи человек.

2 декабря 2004 г. ответственность за военные аспекты имплементации мирного соглашения перешла к силам Евросоюза (EUFOR). Их численность в данный момент составляет около 2 тысяч военнослужащих.

В соответствии с Дейтонским соглашением, новым официальным названием страны стало "Босния и Герцеговина" (БиГ). Она стала правопреемницей Республики БиГ. Сербы получили 49% территории, мусульмане и хорваты - 51%. Столицей осталось Сараево.

Согласно Конституции, являющейся составной частью мирного соглашения, БиГ состоит из двух административно‑территориальных образований (энтитетов): Федерации БиГ (мусульмано‑хорватской) и Республики Сербской. Это союз двух территориальных образований, имеющих обособленное положение.

Дейтонская модель предполагает сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов - боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.

Коллективным главой государства является Президиум БиГ, состоящий из трех членов - по одному представителю от каждого из трех государствообразующих народов.

Высшим законодательным орга ном страны является Парламентская ассамблея БиГ. Она состоит из Палаты народов и Палаты представителей. Палату народов составляют 15 представителей (по 5 от бошняков и хорватов из Федерации и 5 сербов из РС), делегируемых парламентами энтитетов. Палата представителей состоит из 42 депутатов, две трети из которых избираются в Федерации, одна треть – РС.

Совет Министров БиГ состоит из девяти министерств (иностранных дел; безопасности; обороны; финансов; внешней торговли и экономических связей; транспорта и связи; по гражданским делам; по правам человека и делам беженцев; юстиции).

Политические организации формируются главным образом по этническому принципу.

Федерация БиГ состоит из 10 кантонов, имеющих высокую степень автономии. В Федерации БиГ проживает преимущественно бошнякское и хорватское население.

Республика Сербская является централизованным образованием. В РС преобладает сербское население.

Оба энтитета имеют собственные органы власти: президентов, парламенты, правительства и т.д.

Международный мониторинг процесса мирного урегулирования в БиГ осуществляют Совет по выполнению Мирного соглашения (в него входят 55 стран) и его исполнительный орган - Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председательство Евросоюза, КЕС и Организация исламская конференция, представленная Турцией). Роль координатора международных усилий по выполнению гражданских аспектов мирного урегулирования выполняет Высокий представитель. В данный момент пост Высокого представителя занимает Валентин Инцко (Австрия).

Высокий представитель обладает исключительными ("боннскими") полномочиями и может увольнять государственных деятелей, действия которых несут угрозу миру и безопасности БиГ, а также отменять решения боснийских властей и выносить свои собственные.

Предполагается, что Аппарат Высокого представителя, после выполнения боснийскими властями определенных условий в сфере политики и безопасности, будет преобразован в Миссию спецпредставителя Евросоюза.

14 декабря 1995 года в Париже были подписаны Дейтонские соглашения – о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец Радио Sputnik, 14.12.2021

14 декабря 1995 года в Париже были подписаны Дейтонские соглашения – о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине. Ее жертвами стали более ста тысяч человек. А после окончания Боснийской войны США и их европейские союзники стали поддерживать косовских сепаратистов. Конечным итогом усилий Запада стала ликвидация югославской федерации, что подорвало безопасность на Балканах. В прошлом эта нестабильность приводила к многочисленным конфликтам, в том числе стала поводом для развязывания Первой мировой войны.

14 декабря 1995 года в Париже были подписаны Дейтонские соглашения – о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине. Ее жертвами стали более ста тысяч человек. А после окончания Боснийской войны США и их европейские союзники стали поддерживать косовских сепаратистов. Конечным итогом усилий Запада стала ликвидация югославской федерации, что подорвало безопасность на Балканах. В прошлом эта нестабильность приводила к многочисленным конфликтам, в том числе стала поводом для развязывания Первой мировой войны.

14 декабря 1995 года в Париже были подписаны Дейтонские соглашения – о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине. Ее жертвами стали более ста тысяч человек. А после окончания Боснийской войны США и их европейские союзники стали поддерживать косовских сепаратистов. Конечным итогом усилий Запада стала ликвидация югославской федерации, что подорвало безопасность на Балканах. В прошлом эта нестабильность приводила к многочисленным конфликтам, в том числе стала поводом для развязывания Первой мировой войны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: