Как разгромить жкх в судебном споре владимир викторович сам себе юрист 26 октября 2019

Обновлено: 26.04.2024

Вопреки достаточно распространенному мнению, правду в суде найти сегодня можно. Это подтверждает опыт жильцов дома № 50 по Океанскому проспекту во Владивостоке, уже несколько лет выигрывающих все суды с городской администрацией, энергетиками и коммунальщиками.

Возглавляет инициативную группу бойкая пенсионерка Светлана Петровна (имя наша собеседница попросила изменить и наотрез отказалась фотографироваться). Пожилая женщина много лет живет на одном из верхних этажей этого дома и имеет немалый опыт судебных баталий с власть имущими. Всего крупных и серьезных судебных разбирательств на счету у пенсионерки - три. Во всех случаях правосудие безоговорочно вставало на сторону пострадавших от коммунального беспредела жильцов. Не зря пенсионерку и ее соратников метко прозвали "народными мстителями".

Дело о подвале

Тринадцать лет назад часть подвала дома № 50 мэрия сдала коммерсантам в долгосрочную аренду под магазин. Новоявленные арендаторы врезали в общий канализационный стояк свою трубу и соорудили себе туалет. Работы провели с нарушением СНиП (строительных норм и правил). В результате отходы жизнедеятельности четырнадцатиэтажного дома начали поступать не в городскую канализацию, а в их же собственный подвал. Жизнь в красивой многоэтажке превратилась в ад: вонь в квартирах, мухи, комары в вентиляции и прочие "прелести" существования на канализационных стоках. После того как выяснилось, что все письма в инстанции результатов не приносят, жильцы обратились в суд, потребовав от городской администрации привести подвал в порядок. После 11 месяцев разбирательств жильцы выиграли процесс, и канализацию капитально отремонтировали.

Но козни арендаторов на этом не закончились. Из­за фекальных стоков в подвале вышли из строя насосы горячей воды. И начиная с 1994 года жильцы с седьмого по 14­й этажей видели горячую воду только в сладких снах. Хотя чинить злополучные насосы никто не торопился, плату за горячую водичку с бедолаг­высотников взимали исправно. Естественно, кто­то платил, кто­то, как наша боевая пенсионерка, платил частично, кто­то не платил вовсе. Кончилось тем, что энергетики подали на Светлану Петровну в суд. Юридически подкованная пенсионерка заявила в суде: "Энергетики могли предъявить свои претензии своевременно, но этого не сделали. Прошу отказать им во взыскании задолженности в связи с истечением срока исковой давности. В полном соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ". И судья отказал энергетикам.

Дело о горячей воде

Водная тема получила продолжение. Появившаяся наконец горячая вода имела температуру не выше 31 градуса, тогда как по нормативам должна быть не менее 50. По закону, если температура меньше 47 градусов, такую услугу потребитель оплачивать уже не обязан.

По этому поводу состоялся еще один суд, подтвердивший полное право жильцов за такой "легкий пар" не платить.

Скоро, похоже, Светлана Петровна начнет еще один суд - по замене в доме окончательно пришедших в негодность труб холодного водоснабжения.

- Без суда - сегодня никуда, - считает пенсионерка. - Такая вот сложилась ситуация во Владивостоке: если нет решения суда, ни один дом капитально не ремонтируется, поэтому нужно судиться.

Несколько советов от Светланы Петровны

Прежде чем обращаться в суд, нужно вести переписку с коммунальщиками. Коллективное заявление, подписанное жителями дома, надо отправлять заказным письмом, либо отнести лично и обязательно зарегистрировать у секретаря. Главное - сохранить квитанцию, подтверждающую факт отправки, и копию письма. Потом - ждите ответа. Если не отвечают - ничего страшного, им же хуже: отправляете второе письмо, третье, четвертое… Когда накопится переписка - с ответами или без, отправляетесь к мировому судье с иском на бездействие должностных лиц ЖКХ.

Чтобы грамотно судиться, нужно внимательно прочитать Жилищный кодекс и закон о защите прав потребителей.

Обычно люди боятся обращаться в суд - там, мол, "пошлину платить надо". Имейте в виду: пошлина взимается только в том случае, если вы обращаетесь по частным искам за взысканием материального ущерба. Если вы хотите добиться от коммунальщиков выполнения своих обязанностей, материальный вред можно и не предъявлять. Главное, в исковом заявлении должна быть фраза: "От уплаты госпошлины освобожден на основании ст. 333, 36 Налогового кодекса РФ или ст. 17 Закона о защите прав потребителей.

Главное в исковом заявлении - правильно сформулировать свое требование. Для этого и нужен закон о защите прав потребителей - в приложении к нему есть образцы исковых заявлений в суды по разным вопросам.

Если суд вдруг по каким­то причинам откажет вам в приеме заявления, значит, нужно его изменить и идти снова. Судьи вынесут решение по закону, если потребитель сможет доказать, что услуга ему не оказана или оказана не в полной мере.

Если приходится делать независимую экспертизу, которая может стоить достаточно дорого, обязательно берите квитанции, подтверждающие затраты, и предъявите их в суд. Когда вы выиграете дело, судья обяжет ответчиков возместить вам расходы.

Выиграв дело в суде, нужно самим взять исполнительный лист и передать его в службу судебных приставов - только тогда решение суда начнет исполняться.

Где вас проконсультируют:

Юридическая клиника "ЭФОРА", г. Владивосток, ул. Октябрьская, 25 Юридический институт ДВГУ, остановка транспорта "Покровский парк", телефон: (4232) 51-­53-­26. Консультация проводится бесплатно.

Вот, пришел мне недавно ответ от "Кузбассэнергосбыта" на мое обращение. Оно довольно длинное, на двух страницах, и там каждый пункт можно оспорить. Но я выкладываю страницу, где кое-что отметил красной чирой - это важный момент:


Смысл отмазки этих жуликов в том, что открывать специальный банковский счет обязаны лишь платежные агенты, а ПАО "Кузбассэнергосбыт" платежным агентом не является, поэтому ему можно игнорировать общие требования. Прочитав этот пассаж, я усомнился, чтобы законодатель с какого-то перепою разрешил кому-то так нагло избегать налогообложения. Я открыл этот 103-й закон и не смог обнаружить ничего ни про РСО, ни про разрешение использовать им счета на 407. Но, то, что я обнаружил, полностью выявляет ложь этих жуликов. Что ж, ладно, допустим, что Кузбассэнергосбыт не является платежным агентом. Однако, если мы прочитаем Статью 8 "Заключительные положения". п. 4, то увидим, как там черным по белому написано следующее:


То есть, в Законе тоже разделяют действия поставщиков и платежных агентов по приему платежей. Но при этом, ни поставщик, принимающий платежи напрямую, ни платежный агент, принимающий платежи от населения в пользу поставщика - никто из них не имеет права использовать какие-то иные счета, кроме как специальный банковский счет 40821. Прямо сказано: не допускается, точка!

Таким образом, основываясь на четкой и конкретной формулировке этого ФЗ № 103, мы видим, что в своем ответе Энергосбыт мне просто навешал на уши лапшу.

Ну, и вишенка на торте. Т.н. Положение Банка России № 579-П, на который ссылались эти жулики наравне со ссылкой на 103-й закон, тоже опровергает их слова:


И мы видим, что именно по положению Банка России наряду с платежным агентом для поставщика точно так же предназначен счет 40821, а не никакой не 40702. Так что, нам/вам/всем врут и не подпрыгивают. Ладно краснеть от стыда за ложь их в детстве родители не научили, но подпрыгивать-то, хоть, научится можно было?

Вот так, если отнестись к отмазкам жуликов критически и въедливо, то можно вскрыть много подводных камней и вывести это жулье на чистую воду. Берите на вооружение то, что я накопал - возможно, вам это пригодится в судейском споре.

Как разгромить ЖКХ в судебном споре

Порой случается так, что представители ЖКХ затевают судебные разборки с нами - потребителями коммунальных услуг.

Предлагаю Вам ознакомиться с избыточными доводами для «вбрасывания» их в суд СРАЗУ после того как Вы получили определение судьи о принятии к производству и возбуждению гражданского дела по иску ООО (ЖКХ) о взыскании задолженности за якобы неуплату счетов за жилищные (вариант: жилищно-коммунальные, коммунальные и т.д.) услуги.

Процессуальные действия по принятию к разбирательству искового заявления в отсутствие каких-либо доказательств является подготовкой к вынесению заведомо неправосудного решения. Такие действия являются свидетельством необъективности судьи. В обоснование приведенного тезиса приводим доводы

1. О присвоении истцом полномочий государственного надзорного органа.

Иск подается не в защиту нарушенного права, а исключительно из-за нарушения (по мнению истца) обязанностей, возложенных на ответчика законом (ст. 309 ГК РФ, 153, 158 ЖК РФ). Такие иски вправе подавать уполномоченные и государственные органы, но ООО к таковым не относится.

2. О нарушении подсудности и подведомственности

С 1 июня 2016 года изменился порядок рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции в связи с вступлением в силу изменений в ГПК РФ, которыми установлен приказной порядок взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.122 ГПК РФ). Новое правовое регулирование исключает альтернативность.

Если раньше можно было выбирать между подачей иска и направлением заявления о выдаче судебного приказа, то теперь такого выбора процессуальное законодательство не допускает - согласно п. 2 ч. 1 ст.135 ГПК РФ если заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства, то исковое заявление возвращается истцу. Более того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 123 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции для разбирательства такой категории дел определены мировые суды.

3. О нарушении подведомственности

В исковом заявлении в нарушение требований к форме и содержанию исковых заявлений как правило не указано, какие законные права организации нарушены. Поэтому приходиться гадать… Если нарушены имущественные права, охраняемые ЖК РФ, то надо представить доказательство, что данное юридическое лицо (истец) является субъектом жилищных прав, что оно "очеловечено" (ест, пьет, потребляет бытовые услуги).

Если же нарушены интересы предпринимательской структуры в экономических спорах,то в силу ст. 1, п. 1 ст. 2, ч.1 ст. 4 АПК РФ дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов исключительно в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. В ином случае происходит втягивание судов в сферу обслуживания заведомо незаконных имущественных интересов коммерческой структуры.

4. О заведомо незаконных интересах

Существенно, что законодатель специально отграничивает законные интересы от незаконных - в ч. 1 ст.4 ГПК РФ указано: гражданское дело возбуждается по заявлению лица, выступающего в защиту только своих законных интересов. Законные интересы возникают у сторон, связанных правоотношениями. А если правоотношения сторон не урегулированы в соответствии с требованиями закона, то не могут возникнуть никаких нарушений обязательств по отношению к стороне, не могут ни в коей мере быть затронуты законные интересы стороны, не возникает оснований считать выставленные исковые требования законными до тех пор, пока отношения не будут урегулированы в установленном порядке.

5. О заведомо неправильном истолковании норм права

Мошеннические структуры, действующие в сфере ЖКХ, стараются придать некоторым нормам права, содержащим неопределенность, свое безграмотное истолкование. Так в абсолют возводятся содержащееся в ЖК РФ словосочетание относительно оплаты услуг до 10 числа и об обязанностях оплачивать коммунальные услуги. Но ссылка на ч. 1 ст. 153 ЖК РФ не заменяет договор управления, заключенный в порядке, предусмотренном ст. 162 ЖК РФ. А возникшая коллизия норм права легко устраняется обращением к основным началам жилищного и гражданского законодательства:

-согласно п. 1 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают «из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом»;

-согласно п. 1 ст.8 ГК РФ гражданские обязанности вытекают из договоров.

6. Прямое нарушение правил и стандартов

“Правила предоставления коммунальных услуг …”, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 года №354, в нескольких пунктах (п. п. 6; 8; 9) закрепляют порядок предоставления коммунальных услуг потребителям исключительно по возмездному договору, тогда как смысл ресурсоснабженческих договоров определен словами: для цели исполнения договора (управления). Согласно ст.37 Закона «О защите прав потребителей» «потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем». В отсутствие договора порядок исполнения обязанностей считается не установленным, так что исполнить обязанность невозможно - известно из Римского права: «Невозможное не может вменяться в обязанность».

Стандартами управления МКД (подпункт “д” пункта 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ №416), предусмотрено:
• заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
• заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам коммунальной услуги соответствующего вида,
• заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом

Согласно п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ. Если требования стандартов не исполняются – это значит, что деятельность по управлению домом не осуществляется.

7. Прямое противодействие позиции Верховного Суда РФ

Требование истца о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг основано на предусмотренной ч. 1 ст. 153 ЖК РФ обязанности граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако в обзоре Президиума Верховного Суда РФ N 2 (2015) разъяснено, что обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, указанная в ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственников помещений не в силу закона, а исключительно в силу договора управления многоквартирным домом, заключаемого в письменной форме (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Таким образом обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения ВОЗНИКАЕТ В СИЛУ договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (ч. 1 ст. 63, ч. 3 ст. 91.1, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 674 ГК РФ) (см.Консультант).

Если договора управления заключено не было, то не возникла обязанность вносить плату за жилое помещение, следовательно, задолженность возникнуть не может.

8. Незаконная предпринимательская деятельность

С 01.01.2017 г. утратили силу коды ОКВЭД, присвоенные ранее 11 июля 2016 года, в частности, код 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда". Теперь действует код 68.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе". При отсутствии установленных правоотношений деятельность собирателя платежей в сфере ЖКХ становится абсолютно незаконной

9. Как надлежит разрешать спор в отсутствии договора?

Если между истцом и ответчиком договора не заключалось, а следовательно, не возникло оснований для разрешения спора в рамках жилищного законодательства, то спор в части оплаты якобы предоставленных услуг должен разрешаться в порядке, предусмотренном параграфом 50 ГК РФ. Таким образом, при неодобрении действий ООО, не возникает обязанности оплачивать столько, сколько пожелает эта организация. Сверх того, при изложенных выше обстоятельствах суммы в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг рассматриваются ответчиком как произвольные и установленные в одностороннем порядке. В выставлении подобного рода необоснованных платежей в судебном порядке усматриваются попытки вовлечь государство в соучастие в уголовных преступлениях, предусмотренных ст ст. 163, 330, 171 УК РФ (вымогательство, самоуправство и незаконное предпринимательство)

10. Исковые требования не подлежат рассмотрению из-за просрочки кредитора

Согласно ч. 1 ст.406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он … не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами …, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. До тех пор, пока истец не устранит просрочку кредитора в виде заключения возмездного договора, потребитель услуг не считается должником. Поэтому использованные в исковом материале понятий и выражений, производных от таких слов как "должник" или "задолженность" воспринимается как психологическое понуждение к исполнению незаконных материальных притязаний. В выставлении подобного рода необоснованных платежей в судебном порядке усматриваются попытки вовлечь государство в соучастие в уголовных преступлениях, предусмотренных ст ст. 163, 330, 171 УК РФ (вымогательство, самоуправство и незаконное предпринимательство)

11. О сознательном выборе истцом рискованной стратегии предпринимательской деятельности

Согласно ч. 2 ст.1 ЖК РФ граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора. Истец и ответчик являются субъектами гражданского права. Если они желают получить гражданско-правовые последствия, они заключают сделку. Сделки заключаются в форме договора. Жилищное законодательство предписывает заключение договора в письменном виде (ст. 162 ЖК РФ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ обязанность по заключению договора возложена не на потребителя, а на организацию.Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

В отношении организаций, предоставляющих услуги, в т.ч. ЖКХ, должны применяться положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ "Заключение договора в обязательном порядке". Полное игнорирование диспозитивных требований закона указывает на то, что истец сознательно шел на риск, тогда как закон не защищает предпринимателя от риска потерь. В этом особенность рыночной экономики. На что рассчитывал податель искового заявления? На то, что суд не сможет разобраться в действующем законодательстве? Или на то, что суд пойдет на сознательное нарушение действующего законодательства, рассмотрит не подлежащее рассмотрению заявление и вынесет заведомо неправосудное решение?

Как разгромить ЖКХ в судебном споре Порой случается

Порой случается так, что представители ЖКХ затевают судебные разборки с нами - потребителями коммунальных услуг.

Предлагаю Вам ознакомиться с избыточными доводами для «вбрасывания» их в суд СРАЗУ после того как Вы получили определение судьи о принятии к производству и возбуждению гражданского дела по иску ООО (ЖКХ) о взыскании задолженности за якобы неуплату счетов за жилищные (вариант: жилищно-коммунальные, коммунальные и т.д.) услуги.

Процессуальные действия по принятию к разбирательству искового заявления в отсутствие каких-либо доказательств является подготовкой к вынесению заведомо неправосудного решения. Такие действия являются свидетельством необъективности судьи. В обоснование приведенного тезиса приводим доводы

*О присвоении истцом полномочий государственного надзорного органа.

Иск подается не в защиту нарушенного права, а исключительно из-за нарушения (по мнению истца) обязанностей, возложенных на ответчика законом (ст. 309 ГК РФ, 153, 158 ЖК РФ). Такие иски вправе подавать уполномоченные и государственные органы, но ООО к таковым не относится.

*О нарушении подсудности и подведомственности

С 1 июня 2016 года изменился порядок рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции в связи с вступлением в силу изменений в ГПК РФ, которыми установлен приказной порядок взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.122 ГПК РФ). Новое правовое регулирование исключает альтернативность.

Если раньше можно было выбирать между подачей иска и направлением заявления о выдаче судебного приказа, то теперь такого выбора процессуальное законодательство не допускает - согласно п. 2 ч. 1 ст.135 ГПК РФ если заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства, то исковое заявление возвращается истцу.

*О нарушении подведомственности

В исковом заявлении в нарушение требований к форме и содержанию исковых заявлений как правило не указано, какие законные права организации нарушены. Поэтому приходиться гадать… Если нарушены имущественные права, охраняемые ЖК РФ, то надо представить доказательство, что данное юридическое лицо (истец) является субъектом жилищных прав, что оно "очеловечено" (ест, пьет, потребляет бытовые услуги).

Если же нарушены интересы предпринимательской структуры в экономических спорах,то в силу ст. 1, п. 1 ст. 2, ч.1 ст. 4 АПК РФ дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов исключительно в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. В ином случае происходит втягивание судов в сферу обслуживания заведомо незаконных имущественных интересов коммерческой структуры.

*О заведомо незаконных интересах

Существенно, что законодатель специально отграничивает законные интересы от незаконных - в ч. 1 ст.4 ГПК РФ указано: гражданское дело возбуждается по заявлению лица, выступающего в защиту только своих законных интересов. Законные интересы возникают у сторон, связанных правоотношениями. А если правоотношения сторон не урегулированы в соответствии с требованиями закона, то не могут возникнуть никаких нарушений обязательств по отношению к стороне, не могут ни в коей мере быть затронуты законные интересы стороны, не возникает оснований считать выставленные исковые требования законными до тех пор, пока отношения не будут урегулированы в установленном порядке.

*О заведомо неправильном истолковании норм права

Мошеннические структуры, действующие в сфере ЖКХ, стараются придать некоторым нормам права, содержащим неопределенность, свое безграмотное истолкование. Так в абсолют возводятся содержащееся в ЖК РФ словосочетание относительно оплаты услуг до 10 числа и об обязанностях оплачивать коммунальные услуги. Но ссылка на ч. 1 ст. 153 ЖК РФ не заменяет договор управления, заключенный в порядке, предусмотренном ст. 162 ЖК РФ.


Вопросы ЖКХ актуальны в силу того, что жильцы многоквартирного дома могут не знать своих законных прав и обязанностей. Граждан интересуют необходимость оплачивать взносы за капремонт дома, если они живут по социальному найму, необходимость содержания общего домового имущества и вопросы о смене управляющей компании. Специфика коммунального хозяйства чревата серьезными злоупотреблениями лицами, ответственными за управлением многоэтажными домами. С 1.09.2014 г. вступил в силу ФЗ № 255, о внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ 2005 г. Деятельность по управлению МКД стала лицензируемой. До 1.09.2015 г. управляющие организации должны были получить необходимую лицензию.

Некоторые нюансы ЖКХ

Но в проблемах жильцов не всегда виноваты управляющие организации. Например, даже если собственники квартиры на жилплощади не проживают, то они обязаны оплачивать отопление, расходы на содержание общего домового имущества, холодную, горячую воду, и т.д. Если гражданин не проживает в квартире, то он может уменьшить свои расходы за оплату электроэнергии, холодной, горячей воды. Если в квартире стоят счетчики, то оплата проводится по факту потребления ресурсов. Однако управляющая компания должна быть уведомлена о том, что жильцы проживали в другом месте. Подавать квитанции с нулевыми показаниями придется в любом случае.

Для проведения перерасчета необходимо оформить заявление в управляющую компанию и приложить к нему документы, подтверждающие факт отсутствия жильцов в квартире.

Претензия ( жалоба) и исковое заявление


На споры по ЖКХ распространяются требования о защите прав потребителей. Об этом постановил ВС РФ еще в 2015 году. Управляющей организации выгодно решить спор в переговорном порядке, так как если спор дойдет до суда, организация даже может лишиться своей лицензии, если будет осуществлять деятельность с грубыми нарушениями закона. Если с управляющей компанией договориться мирно не удается, то придется идти на конфликт. Он необходим, если организация не соблюдает свои обязанности по управлению многоквартирным домом, не соблюдает минимальный перечень услуг по управлению МКД, не исполняет предписания Госстроя. Потребитель коммунальных услуг вправе обращаться в суд на УК без оплаты государственной пошлины. Если его исковые требования будут удовлетворены, то суд взыщет с управляющей организации штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований. Закон о защите прав потребителей исходит из того, что у потребителя ЖКХ нет специальных познаний. На судебном заседании управляющая организация должна доказать, что все последствия, которые стали предметом судебного разбирательства, возникли по вине жильцов дома или из-за непреодолимой силы. В остальных ситуациях коммунальщики будут доказывать, что они выполнили работу качественно. Бремя доказывания в спорах возложено на ответчика.

Оформляя исковое заявление, потребитель может потребовать:

  • Устранения недостатков выполненных работ и оказанных услуг в разумный срок;
  • Возмещение понесенных расходов за устранение недостатков работ и услуг при помощи третьих лиц и за свой счет. Т.е., организация должна возместить жильцам понесенный ущерб;
  • Отказаться от услуг организации;
  • Потребовать неустойки за несвоевременное выполнение работ и оказание услуг;
  • Компенсации морального вреда и фактически понесенных убытков.

До оформления искового заявления необходимо грамотно составить претензию. В ней нужно указать, что необходимое не выполнила управляющая компания. Следует подробно изложить недостатки выполненных работ и оказанных услуг. Претензию нужно оформлять в письменной форме и в двух экземплярах. Лучше оформлять коллективное обращение, так как это еще больше доказывает факт ненадлежащего оказания управляющей компании услуг – например, несвоевременная уборка мусора. Массовость, по рекомендациям экспертов, значительно повышает вероятность удовлетворения жалобы в претензионном порядке. К жалобе желательно приложить фотографии – снимок не отремонтированного подъезда, и др. Управляющая компания обязана отреагировать на претензию.

Срок реакции на претензию, если она подана в защиту прав потребителей, должен быть не больше семи дней.

Специалист управляющей компании должен выехать и отреагировать на претензию, для чего оформляется отдельный акт. При отсутствии реакции на жалобу, либо если жильцы не согласны с ответом, то они вправе обратиться в суд. Жалоба отправляется исполнителю услуг. Но как показывать практика, на управляющую организацию целесообразно жаловаться в суд. Обращение в суд эффективно в случае, если инстанция уже признала законными требования одного из жильцов дома.

Другие жильцы, с похожей проблемой, также могут получить положительный результат. Тогда велика вероятность, что управляющая организация предпочтет выполнять свою работу качественно, а не судиться с большим количеством потребителей.

Иногда в целях повышения тарифов ЖКХ компании делают поддельные протоколы жильцов, в которых они якобы самостоятельно согласились платить больше. В такой ситуации требуется обратиться в суд с иском о признании протокола собрания жильцов недействительным. Сложность оспаривания протокола заключается в том, что для этого необходимо, чтобы в суд пришло как можно больше жильцов МКД, на что они не всегда согласны. Не всегда жильцы согласны выдать доверенность компетентному специалисту, готовому отстаивать их интересы в суде. Каждая ситуация индивидуальна и зависит от поведения участников процесса, готовности идти на уступки или наоборот отстаивать свои интересы независимо от принципов разумности и целесообразности.

Периоды неоказания УК услуг надлежащего качества, а также сроки завышения тарифов ЖКХ должны быть подтверждены доказательствами. К подобным ситуациям применяется общий трехлетний срок исковой давности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: