Как появилась частная собственность в древневавилонском государстве

Обновлено: 01.05.2024

Законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда.

Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: "Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.

Текст сборника состоит из трех частей:

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

282 Статьи законов;

обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским хозяйством управлял царь. Это были большие имения, которые обрабатывали рабы, или участки, которые сдавали в аренду за плату натурой или деньгами и проч. Доходы с нее шли в царскую казну. Он мог наделять этой землей разных лиц – предоставлять ее в собственность, на правах пользования и т.п.

Храмовые земли принадлежали храмам на правах коллективной собственности. Все доходы с этих земель поступали храмам. В свою очередь, храмы часто практиковали предоставление своей земли в аренду, крупным и мелким арендаторам.

Общинная собственность сохранялась наряду с самой общиной, чему способствовала необходимость совместного организованного пользования водой для орошения полей, прокладка по этой земле каналов, проведение осушительных работ. Общинную землю распределяли между поселениями, где ее делили на мелкие участки – парцеллы, которые предоставлялись для возделывания отдельным семьям. Собственность общины на землю была незыблемой, как и на их урожай.

Отдельные члены общины не вправе были отчуждать землю или передавать ее по наследству. В некоторых случаях допускалось отчуждение общинной земли; чаще всего она производилась в пользу царя.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Частная собственность на землю приобреталась обычно без особых формальностей, в результате составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать.

«Земля илку».

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, на время службы, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Его нельзя ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни употребить на выкуп воина из плена, ни обратить на уплату своих долгов. Если кто-либо вздумает купить поле, сад и дома воина, то договор признавался ничтожным. Покупатель теряет все им уплаченное. Поле, сад, дом возвращались их владельцу. Землю могли передавать по наследству сыну, если он будет выполнять такую же службу.

Эти земли, а также дома и инвентарь, предоставленные чиновнику или воину, образуют особый разряд имуществ – так называемые имущества «илку». Земля "илку" – это разновидность государственной, царской, земли. Вместе с участком земли воинам нередко давали и рабочую силу из посаженных на землю земледельцев, вероятно из жителей завоеванных земель.

Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

Обладатель имущества илку обязан лично выполнять военную службу в пользу государства. Если он наймет себе заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то он подлежит смертной казни, и его имущество передается тому, кого он наделял правами своего заместителя (ст. 26).

Если воин попадал в плен, участок или сад илку передается его взрослому сыну под условием несения службы. Если сын его малолетен и не может принять на себя несение службы, то матери предоставляется 1/3 поля или сада, чтобы она могла воспитать сына.

Воин был обязан обрабатывать переданную ему землю илку. Если он оставит ее без обработки в течение трех лет и кто-либо другой овладеет ею и примет на себя все обязанности, связанные с владением этой землей, первоначальный владелец теряет все свои права и землю

Судебник Хаммурапи в ст. 40 устанавливает лишь два исключения, когда продажа имущества илку признается допустимой: его можно продавать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим обладателям имущества илку с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов. Продавать, таким образом, разрешается лишь лицам, способным обеспечить поступление сборов и несение повинностей, связанных с обладанием этим имуществом. Чтобы запрещение продавать имущество илку не подвергалось обходу, закон воспрещает и обмен участка, сада или дома илку.

Малоземелье, явившееся. результатом роста населения, разграбления общинной земли и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась в среднем между1/3 и 1/2 того, что может принести поле.

Поземельная собственность. Земля в Вавилоне составляла, как правило, собственность государства и общины. Однако довольно рано наряду с коллективной государственной и общинной собственностью появляется в Вавилоне и частная собственность на землю.

Продажа полей известна задолго до Хаммурапи. Она отражена в документах, относящихся еще к XXVI в. до н. э.

От эпохи Хаммурапи до нас дошло множество документов, свидетельствующих о довольно широком развитии частной собственности в Вавилоне: акты продажи домов, полей, садов, рабов и т. п. Часть этих документов хранится в музеях Москвы и Санкт- Петербурга[28].

Государственные земли рассматривали как царские земли, как земли, принадлежащие дворцу. Часть этих земель царь передает мелким земледельцам за плату натурой, прикрепляя их к земле, в некоторых случаях предоставляя землепользователю не только участок земли, но и весь необходимый инвентарь; другую часть царь предоставляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за их службу.

а) Имущества “илку”. Учитывая то обстоятельство, что воину не всегда возможно самому заняться обработкой земли, вместе с участком земли воину давали и рабочую силу из посаженных на землю земледельцев, вероятно, из числа жителей завоеванных земель.

Участки, предоставленные чиновникам и воинам, остаются за ними все время, пока они выполняют службу, и переходят по наследству к их сыновьям, если на них будет возложена та же служба.

Эти земли, а также дома и инвентарь, предоставленные чиновнику или войну, образуют особый разряд имуществ — так называемые имущества “илку”. Илку — это имущества, предоставленные царем под условием несения службы, под условием выполнения особых повинностей в интересах государства.

Земли, дома и прочее имущество илку изъяты из оборота: их нельзя ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни употребить на выкуп воина из плена, ни обратить на уплату своих долгов.

Если кто-либо вздумает купить поле, сад и дом воина, то договор признается ничтожным: таблетка, составленная в удостоверение такой покупки, должна быть разбита, и покупатель теряет все им уплаченное. Поле, дом, сад возвращаются их владельцу.

Судебник Хаммурапи в ст. 40 устанавливает лишь два исключения, когда продажа имущества илку признается допустимой: во- первых, его можно продавать тамкарам, во-вторых, другим обладателям имущества илку с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов. Продавать, таким образом, разрешается лишь лицам, способным обеспечить поступление сборов, связанных с обладанием этим имуществом.

Чтобы запрещение продавать имущество илку не подвергалось обходу, закон воспрещает и обмен участка, сада или дома илку. Стороны, совершившие обмен, возвращаются в прежнее состояние. Если владельцу имущества илку было уплачено при обмене дополнительное вознаграждение, оно остается в его пользу.

б) Обязанности обладателя имущества илку. Обладатель имущества илку обязан лично выполнять военную службу в пользу государства. Если он наймет себе заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, он подлежит смертной казни и его дом передается тому, кого он нанял в качестве своего заместителя (ст. 26).

Если воин попадет в плен, участок или сад илку передается его взрослому сыну под условием несения службы. Если сын его малолетен и не может принять на себя несение службы, его матери оставляется треть поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

Воин обязан обрабатывать переданную ему землю илку. Если он оставит ее без обработки в течение трех лет и кто-либо другой овладеет ею и примет на себя все обязанности, связанные с владением этой землей, первоначальный владелец теряет все свои права на землю (ст. 30).

в) Общинная собственность на землю. Общинная собственность долго сохраняется наряду с государственной (дворцовой и храмовой). Ее длительному сохранению способствовала здесь необходимость совместного организованного пользования водой для орошения полей.

Земля, составлявшая собственность общины, была распределена между селениями. Территория, на которой располагалась община, распадалась на более мелкие территориальные единицы. Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителями данной местности — “соседями”, как они обозначаются в текстах документов. Распределение земель, по всей вероятности, происходило по жребию; земля давалась на время с периодическими переделами и с правом руководителей общины на ее отобрание.

Отдельные члены общины имели лишь право временного пользования землей без возможности ее отчуждать или передавать по наследству. В некоторых случаях допускалось отчуждение общинной земли; чаще всего отчуждение производилось в пользу царя.

Для продажи земли требовалось, по-видимому, согласие соседей. Остатком этого порядка являлось право обратной покупки проданной земли, сохранявшееся за соседями.

От касситской эпохи дошли до нас так называемые “кудур- РУ” (кудурру означает “граница”, “межа”), документы-камни (иногда до ъ!а метра в высоту), которые, будучи скреплены печатями заинтересованных лиц, ставились на границе участков и должны были служить подтверждением прав их владельцев. Копии кудурру хранились обычно в храмах, а позднее вместо того, чтобы ставить камни на поле, их просто стали помещать в храме. Границы участков были поставлены под покровительство богов, особенно бога Ниниба, “владыки границ и пограничных камней”.

Из этих камней-документов мы узнаем, что царь, жалуя земли частным владельцам, нередко приобретал их у общин — bitu, у территориальных “соседских” общин. Последнее подтверждается тем, что общинники обозначались нередко термином “соседи”.

Иногда кудурру ставились и в целях защиты частной собственности, приобретенной путем покупки у отдельных лиц, дарения, обмена, раздела или передачи в приданое.

Общины отнюдь не были чем-то новым в касситскую эпоху, чем-то привнесенным завоевателями, как думают некоторые исследователи. Они, несомненно, в еще большей степени характерны для вавилонского общества до завоевания Вавилона касситами.

Это ясно хотя бы из ст. 23 и 24 законов Хаммурапи, которые возлагают на общину — alu — обязанность возместить ущерб потерпевшему от грабежа при неразыскании виновного. Возмещение убытков общины от прорыва плотины имеют в виду ст. 53 и 54.

Известные надписи на обелиске царя Маништусу (XXVI в. до н. э.) также говорят о покупщике земли царем у общин. Таким образом, сельские общины существовали давно и длительно сохранялись в Двуречье.

Переход общинной земли в частную собственность находил свое отражение в кудурру. Кудурру отмечали, например, что царь дарит землю, принадлежавшую общине, за которую община получила вознаграждение.

Уступка общинной земли происходила как за вознаграждение, так и бесплатно. За землю иногда платили не деньгами, а продуктами и предметами, как-то: зерном, маслом, скотом, одеждой, повозками. Бесплатная передача земли происходила под предлогом, что общине предоставлены были какие-либо услуги.

Земля, передаваемая царем согласно кудурру, становилась частной наследственной собственностью. На собственника ложились, однако, некоторые повинности в пользу царя (повинности, связанные с поддержанием в порядке ирригационных сооружений, строительством дорог и мостов и т. п.), повинности в пользу общины (право взимать сборы лесом, травой, соломой, зерном, право требовать пастбищ, помещений для скота и т. п.), повинности в пользу соседей (в отдельных случаях право пользоваться водой, и т. п.).

Царские дарения земли иногда сопровождались актом, который устанавливал разного рода льготы, как-то: освобождение от забот о царских каналах, от работ по строительству новых ирригационных сооружений, освобождение от забот о поддержании в порядке водоемов, освобождение от реквизиций скота и повозок, сборов в пользу храмов, от всякого рода работ, даже от содействия постройке дорог и мостов.

Частная собственность на землю приобреталась обычно без особых формальностей, в результате составления документа, к которому прилагал свою печать продавец.

При купле-продаже земли отдельными гражданами кудурру, за некоторыми исключениями, обычно не составлялись; к составлению кудурру прибегали или когда земле угрожали почему-либо притязания со стороны общины в силу ее расположения среди общинных земель и т. п., или когда речь шла о пограничной земле, подверженной возможным нападениям неприятелей, и т п.

Иногда кудурру пресекали споры, которые в течение долгих лет вели между собой члены семьи или две семьи между собой. Защита частной собственности. Частная собственность в Вавилоне охранялась самыми решительными мерами. Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

Собственнику предоставлялась также возможность истребовать свою вещь у любого лица, у которого она окажется. В том случае, если владелец вещи будет ссылаться на то, что он ее приобрел в результате покупки, собственник должен привести к судье свидетелей, которые способны подтвердить принадлежность ему спорной вещи, а лицо, у которого оказалась вещь, должно привести продавца и свидетелей, при которых совершена была продажа.

Если допрос свидетелей подтвердит, что была продана чужая вещь, собственник получает обратно свою вещь, а покупатель получает от продавца то, что он за нее уплатил, продавец же признается вором и подлежит смертной казни как вор. Если же владелец вещи, против которого спорит собственник, не сможет указать лица, продавшего ему вещь, и не сможет представить свидетелей, способных подтвердить продажу, а собственник докажет свидетельскими показаниями свои права на вещь, владелец признается вором и предается смерти. Если, наоборот, истец, претендующий на вещь, не сможет доказать свое право собственности, он предается смерти как клеветник.


Законы Хаммурапи уделили большое внимание институту собственности, особенно собственности на землю. В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.

Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:

1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины; вышедший из общины терял все права на земельный участок;

2) сделки по поводу земли можно заключать лишь в пределах общины; отчуждение земли за пределы общины не допускалось.

Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе.

В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.

Рабы (вардум) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Судя по Законам Хаммурапи, законодатель стоит на страже интересов правящего класса богатых и знатных. Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств.

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тыс. д.н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов – государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Государство Шумер получило свое название от названия шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро – Аккадское царство.

Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли – каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами – общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли – продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях. Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, пленные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

Государственный строй Древнего Шумера отличался тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул «энси» («патеси»). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул «лугаля».

Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали в совете старейшин и народном собрании. Органами, ограничившими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общественным имуществом.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники – амореи, которые победили Шумеро – Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо – Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII – VI вв. до н.э. Вавилон пережил новый подъем – настала эпоха Ново – Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир.

В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Общественный строй Вавилонского государства

Низший общественный строй в Древнем Вавилоне составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Для обозначения рабского состояния на рабов налагали особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т.д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждение имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Существовало три основных категории рабов:

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились более самостоятельными. Наряду с ними, появляются обедневшие общинники, попавшие в долговую кабалу.

Неполноправную часть населения составляли жители покоренных городов и областей – мушкенумы.

В отношении разделения по профессиональным занятиям первое место занимали – придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество. Далее следовали «редум», «баирум», «декум», «луббутум» - различного рода военнослужащие. Почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие. Высокое положение в обществе занимало чиновничество. Низшие ступени профессиональной лестницы занимали купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

По своему государственному строю Древне – Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога – защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречество, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар, Вавилон.

Льготными грамотами, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьмы их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления – все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились:

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

Однако многие художественные памятники, испепеленные войной, разграбленные и сожжённые, дошли до нас в ничтожном состоянии. О Вавилоне мы больше знаем по письменным источникам. Из них известно, что древнейшими жителями Двуречья были шумеры на юге и аркадцы на севере.

Целями нашей работы являются:

1. Сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон.

2. Сформировать представления о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

1. Изучить историческую литературу по теме.

2. Изучить и проанализировать основные законы Хаммурапи.

1. Изучение исторической литературы по теме.

2. Анализ и систематизация полученной информации.

Продуктом нашей работы станет буклет с Законами Хаммурапи.

|. История Вавилона

Возникновение Вавилона

Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации, предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии , сплетенных в замысловатый узел.

Под ударом скотоводов-амореев пало централизованное государство – царство Шумера и Аккада, созданное 3 династией Ура.

В результате вторжения и завоевания территории Шумера и Аккада аморейскими племенами образовались два самостоятельных царства.

Исин стал столицей нового государства на севере, в Аккаде, Ларса - центром основанного бореями после ухода эламитов царства на юге.

В событиях, приведённых к образованию Старовавилонского царства, принимали участие ещё несколько государств, среди которых царство Эшнунна, расположенное к северо-востоку от Исина в долине реки Диялы и царство Мари на среднем течении Евфрата.

Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением времени пришельцы ассимилировались местным населением. Например , в законах царя Исина для завоевателей отсутствовали правовые привилегии по сравнению с местным населением Шумера и Аккада . Возможно , такое положение дел подтолкнуло амореев к восстанию , которое было подавлено Урнинуртой, преемником Липитиштара, и способствовало временному усилению позиций рабовладельческой знати Шумера и Аккада.

Правление Хаммрапи

Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н.э. утвердилась в небольшом городе Вавилон , находившемся в северной части государства Исин. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя 1 Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы , которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.

Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамии способствовал целый ряд событий . Государство Ларса в 1834 г. до н.э. стало легкой добычей эламитов. Исин к началу XVlll века до н.э. способствовало отделение Вавилона. Существует мнение , что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действовать на юге, на короткий срок признал свою независимость от царя Ассирии Шамшиадада l.

Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, скорее всего, активно готовился к военным действиям.

На седьмой год царствования при поддержке Римсина (правитель в Ларсе ), Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить свое влияние на захваченных землях, через два года построил канал- «Хаммурапи-изобилие».

Заключение союза с северо-западным соседом – государством Мари. Хаммурапи посодействовал тому , чтобы на троне этого государства утвердился представитель местной династии Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиада |, к политике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В результате политическое и экономическое положение государства Мари значительно укрепилось. О расцвети Марии во времена правления Зимрилиама свидетельствует интенсивная торговля со многими восточно-средеземноморскими государствами, в том числе с такими отдалёнными островами , как Кипр и Крит, а также строительство великолепного дворца – подлинного шедевра архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределами царства.

В 30-й год нанес поражение царству Эшнунне.

Созданное Хаммурапи, централизованное государство со столицей Вавилоном существовало недолго.

Законы Хаммурапи

В верхней части лицевой стороны изображён сам Хаммурапи, молящийся “судьбе богов ’’, покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящий из трёх частей: введения, собственно законов и заключения.

Текст законов состоит из трёх частей:

· Введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того,” чтобы сильный не притеснял слабого ’’ 1, перечисляет благодеяния, которое были им оказаны городам своего государства;

· 282 статьи законов;

Земельная собственность в Вавилоне

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких–либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли. Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: