Как получить деньги с администрации по решению суда

Обновлено: 01.05.2024

БК РФ Статья 242.5. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования, создавшего казенное учреждение, для исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по исполнению расходов местного бюджета казенного учреждения - должника либо в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 9 настоящей статьи, органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета и в ведении которого находится должник (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 16.04.2022 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы четвертый - пятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя течение оставшегося срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3 настоящей статьи, приостанавливается на срок, предусмотренный пунктом 3.2 статьи 242.1 настоящего Кодекса.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

4. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. При поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.

При поступлении заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) указанный орган уведомляет должника об отмене приостановления операций по лицевым счетам должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю в порядке, определенном абзацами первым и вторым настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2018 N 142-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется для исполнения в порядке, установленном настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 16.04.2022 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае поступления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса отдельные функции финансового органа муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования исполнительного документа о взыскании средств с казенного учреждения муниципального образования - должника, которому не открыты лицевой счет должника, счет в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, обеспечение исполнения такого исполнительного документа осуществляется органом местного самоуправления (муниципальным органом), в чьем ведении находится должник, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в порядке, установленном настоящим Кодексом в отношении казенных учреждений - должников, без возврата исполнительного документа по основанию, предусмотренному абзацем четвертым пункта 3 статьи 242.1 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(абзац введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 102-ФЗ)

В случае поступления в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса отдельные функции финансового органа муниципального образования, или финансовый орган муниципального образования исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам должника - казенного учреждения, порядок исполнения которого предусмотрен статьей 242.3 или 242.4 настоящего Кодекса, или исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета иного муниципального образования, такой исполнительный документ возвращается по основанию, предусмотренному абзацем четвертым пункта 3 статьи 242.1 настоящего Кодекса, с указанием причины возврата.

(абзац введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 102-ФЗ)

10. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном им порядке.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации установлены бюджетным законодательством (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (п. 2 ст. 242.1 БК РФ). Образец заявления утвержден Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н. Под копией судебного акта понимается заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления (судебного акта), для исполнения которого выдан исполнительный лист (Письмо Казначейства России от 23.07.2013 N 42-7.4-05/9.2-438).

В силу п. 3 ст. 242.1 БК РФ основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление необходимого пакета документов; несоответствие представленных документов установленным требованиям; представление документов в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Порядок предъявления к исполнению исполнительных листов в зависимости от того, кто выступает должником в каждом конкретном деле, регламентирован гл. 24.1 БК РФ. Когда взыскание обращается на федеральную, региональную или муниципальную казну, исполнительный лист с пакетом документов представляется соответственно в Минфин России либо финансовый орган субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Когда в качестве должника выступает федеральное, региональное или муниципального казенное учреждение, в том числе когда взыскание обращается по обязательствам такого учреждения на средства соответствующей казны, документы следует направлять в Федеральное казначейство или его территориальные органы.

На практике органы государственной власти различного уровня нередко создаются в виде юридических лиц для упрощения порядка их участия в гражданском обороте и наиболее эффективного выполнения возложенных на них публично значимых функций. В связи с этим нередки затруднения по вопросу о том, куда следует направлять для исполнения судебный акт с пакетом документов.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (ст. 242.5 БК РФ).

Указанный порядок исполнения исполнительных листов применяется лишь в случае, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника. Иными словами, имеется должник, но взыскание по его обязательствам обращается не на его денежные средства, а на те, что составляют местный бюджет, муниципальную казну, т.е. по обязательствам казенного учреждения взыскание обращается не на его денежные средства, а на те, что принадлежат самому муниципальному образованию. Кроме того, указанный порядок применим лишь в случае, если должником выступает казенное учреждение.

Для решения вопроса о возможности применения порядка исполнения исполнительных листов, предусмотренного ст. 242.5 БК РФ, надлежало выяснить правовой статус Администрации г. Сочи.

В порядке, предусмотренном ст. 242.5 БК РФ, исполняются требования по исполнительным листам лишь в отношении казенного учреждения. Под ним в соответствии со ст. 6 БК РФ понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Администрация г. Сочи является органом местного самоуправления, наделенным властно-распорядительными полномочиями в отношении территории, на которую распространяется ее юрисдикция, имеющим право по предметам своего ведения издавать муниципальные правовые акты, обязательные к исполнению на территории соответствующего муниципального образования.

Органы исполнительной власти Российской Федерации обладают правами юридического лица, т.е. таковым не являются, но действуют в данном качестве. Это в полной мере согласуется с положениями ст. 124 ГК РФ, согласно которым публично-правовые образования - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования - вступают в гражданские правоотношения и действуют на равных началах с их прочими субъектами, а нормы гражданского законодательства Российской Федерации, определяющие порядок такого участия, к публично-правовым образованиям применяются так же, как и в отношении прочих субъектов - юридических лиц, если иное не предусмотрено законом о таких образованиях. От имени муниципальных образований в гражданском обороте выступают их соответствующие органы в пределах их компетенции (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 717-ФЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.

Согласно Уставу г. Сочи, принятому решением Городского собрания г. Сочи от 29.07.2010 N 92, Администрация г. Сочи представляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования г. Сочи, обладает правами юридического лица, имеет свое имущество, может от своего имени вступать в имущественные и неимущественные отношения, иметь печать, штампы, бланки, счета в банковских организациях.

Таким образом, Администрация г. Сочи юридическим лицом не является, но в гражданском обороте в целях реализации закрепленных за ней полномочий действует в данном качестве наравне с прочими субъектами. Значит, Администрация г. Сочи не является казенным учреждением, а является одним из органов местного самоуправления г. Сочи, наделенного властно-распорядительными полномочиями, имеющим право издавать муниципальные акты по вопросам своего ведения на территории г. Сочи, обязательные к исполнению всеми его жителями, и обладает только лишь правами юридического лица, а не его статусом. Следовательно, порядок исполнения исполнительных листов, предусмотренный ст. 242.5 БК РФ, в рассматриваемой ситуации не применим.

Выданные исполнительные листы не устанавливали, что по делу имеются основной и субсидиарный должники, а только содержали указание на то, что денежные средства подлежат взысканию с самого муниципального образования - г. Сочи.

Следовательно, должник - это муниципальное образование, денежные средства взыскиваются за счет средств муниципальной казны, а не за счет денежных средств, находящихся на лицевом счете Администрации г. Сочи в соответствующем управлении Федерального казначейства.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, резолютивная часть которого не содержит ссылки на субсидиарную ответственность главных распорядителей средств бюджета, должен быть возвращен с разъяснениями о необходимости его направления в соответствующий финансовый орган для исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.2 БК РФ. В соответствующем управлении Федерального казначейства в порядке списания денежных средств с лицевых счетов должника принимается к исполнению исполнительный лист. Он выдается на основании судебного акта, мотивировочная и резолютивная части которого предусматривают взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета за счет средств казны (Письмо Казначейства России от 03.03.2008 N 42-7.1-15/9.2-87).

Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (п. 4 ст. 242.2 БК РФ). Под финансовым органом муниципального образования в соответствии со ст. 6 БК РФ следует понимать органы (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., N 145-ФЗ, ред. от 26.12.2014] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Образец заявления о взыскании с казенного учреждения по исполнительному листу

ЗАЯВЛЕНИЕ
о взыскании по исполнительному листу

ООО «Взыскатель», в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просит перечислить причитающиеся ООО «Взыскатель» денежные средства по исполнительному листу серия АС № 000000000, выданному Арбитражным судом города Москвы по делу № А40-10000/12-104-100, в пользу ООО «Взыскатель» задолженности в размере 1 000 000 (Один миллион) рублей, в том числе основной долг в размере 800 000 (Восемьсот тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средства в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей, по следующим реквизитам:

ООО «Взыскатель», в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просит перечислить причитающиеся ООО «Взыскатель» денежные средства по исполнительному листу серия АС № 000000000, выданному Арбитражным судом города Москвы по делу № А40-10000/12-104-100, в пользу ООО «Взыскатель» задолженности в размере 1 000 000 (Один миллион) рублей, в том числе основной долг в размере 800 000 (Восемьсот тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средства в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей, по следующим реквизитам:

Получатель: ООО «Взыскатель»
ИНН/КПП получателя 0000000000/000000000
Банк получателя: АКБ «БАНК» (ЗАО)
Расчетный счет: 407 02 810 8 0000 000 6666
Корреспондентский счет: 301 01 810 8 0000 0000 000
БИК 044555000

  1. Исполнительный лист (оригинал) на 4 л. в 1 экз.;
  2. Решение от 01.11.2012 (оригинал) на 5 л. в 1 экз.;
  3. Доверенность (оригинал) на 1 л. в 1 экз.

Представитель по доверенности И.О. Фамилия

Подробнее по вопросу можете почитать в статье “Исполнение решений судов о взыскании с казны”

Арбитражный суд принял решение в пользу вашей организации: постановил взыскать с должника причитающуюся вам сумму. Но, к сожалению, решения судов нередко остаются только на бумаге. Получить же, казалось бы, выигранные деньги бывает очень непросто. И все же вытребовать задолженность можно.

Мы даем практические рекомендации: когда начать действовать, где взять исполнительный лист, как снять деньги с банковского счета должника, чего можно добиться через судебного пристава. Более того, в этом материале рассказано, как в случае неудачи с контрагентом взыскать долг с его банка или с самого пристава.

С какого момента можно требовать деньги?

Потребовать с должника деньги можно, только когда вступит в законную силу решение суда. Это произойдет через месяц после того, как суд его примет. Такой срок установлен ст.180 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Но если за это время должник подаст на апелляцию, то придется ждать дня, когда вынесет свое постановление вышестоящая инстанция. На это уйдет еще месяц (ст.267 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

По идее, проигнорировать вступившее в силу решение суда не имеет права ни одна организация - такой вывод можно сделать из ст.16 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Стало быть, должник обязан сразу же перечислить кредитору деньги. Однако столь законопослушные должники встречаются не часто. И тогда кредитору приходится возвращать свои деньги в принудительном порядке. Для этого ему сначала нужно получить так называемый исполнительный лист. Такую бумагу должен выдать тот же суд, который принял решение. Так сказано в ст.319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Далее есть два пути: взыскивать долги своими силами или обратиться к судебным приставам-исполнителям. Рассмотрим оба способа.

Взыскиваем долги самостоятельно

В этом случае кредитор направляет исполнительный лист в тот банк, где открыт расчетный счет должника. К листу необходимо приложить сопроводительное письмо, в котором указать свои банковские реквизиты - именно так поступали кредиторы, вернувшие свои деньги. Примером тому может служить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2003 г. по делу N А66-2034-03, а также Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 марта 2003 г. по делу N А43-9724/02-29-358.

Итак, исполнительный лист направлен в банк. Он же в свою очередь должен не позже чем через три дня перечислить кредитору деньги. Если на счете должника их нет, то банк делает отметку о полном или частичном неисполнении листа и возвращает его кредитору. Так сказано в п.2 ст.6 Федерального закона N 119-ФЗ.

Но допустим, банк не выполнил свои обязанности: спустя три дня нет ни денег, ни отметки на исполнительном листе. Тогда кредитор может взыскать долг с самого банка. Эта возможность предусмотрена ст.91 Федерального закона N 119-ФЗ. Проиллюстрируем сказанное на следующем примере - Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 марта 2002 г. N 10103/01.

Пример 1. ЗАО "Юридический центр "Практика" обратилось в суд с иском: предприятие просило взыскать с Нижегородского коммерческого банка "Радиотехбанк" сумму, находящуюся на счетах ОАО "НИТЕЛ".

Как выяснилось в ходе разбирательства, суд выдал исполнительный лист на взыскание денег с ОАО "НИТЕЛ" в пользу ЗАО "Юридический центр "Практика". Кредитор направил исполнительный лист с сопроводительным письмом в "Радиотехбанк", в котором были открыты счета должника.

Но банк, нарушив п.2 ст.6 Федерального закона N 119-ФЗ, не выполнил требование кредитора. Более того, не сделав соответствующей отметки в исполнительном листе, банк возвратил его взыскателю. Суд поддержал позицию юридического центра и взыскал деньги с банка.

А как быть, если должник - бюджетное учреждение? В таком случае исполнительный лист нужно направлять в то отделение федерального казначейства, где открыты лицевые счета контрагента. Вместе с листом надо представить заверенную копию решения суда и заявление, в котором указать реквизиты своего банковского счета. Это определено Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143. А казначейство в течение трех рабочих дней обязано перечислить кредитору деньги.

Обращаемся к судебным приставам-исполнителям

Если попытка получить деньги своими силами не увенчалась успехом, то следует обратиться к судебным приставам. Ведь Федеральный закон N 119-ФЗ позволяет приставу "заняться" не только банковскими счетами должника, но и его:

  • наличными, в том числе иностранной валютой (ст.ст.47, 57);
  • ценными бумагами, транспортом, оборудованием, недвижимостью (ст.ст.58, 59);
  • имуществом, находящимся у других организаций (ст.48);
  • заложенным имуществом (ст.49).

Причем речь идет не только о собственном имуществе должника, но и о том, которым он владеет на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Об этом говорится в ст.58 Федерального закона N 119-ФЗ. Есть и арбитражная практика: дело касалось имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. по делу N А66-9462-02).

Если должник продолжает уклоняться от своих обязанностей, пристав переходит к принудительным мерам. Расскажем о них подробнее.

Арест и продажа имущества должника

Не позднее чем через месяц после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, пристав должен успеть арестовать имущество должника. При этом чиновник описывает имущество и запрещает должнику распоряжаться им. А при необходимости пристав может даже ограничить право пользования либо изъять имущество.

Далее арестованное имущество продают. Занимается этим специализированная организация, на что ей отводится два месяца (ст.54 Федерального закона N 119-ФЗ). Выручку передают кредитору. Если же имущество так и не будет реализовано, то взыскатель вправе оставить его за собой. Отказавшись же, кредитор окажется в явном проигрыше. Ведь тогда пристав вернет должнику его имущество, а взыскателю - исполнительный лист. Согласитесь, имущество, пусть даже и не нашедшее пока покупателя, более ценно, чем лист бумаги с печатью.

Реализация дебиторской задолженности

Продать за долги можно не только имущество, но и дебиторскую задолженность фирмы. Это следует из Постановления Правительства РФ от 27 мая 1998 г. N 516.

В этом случае пристав должен руководствоваться Временной инструкцией о порядке ареста и реализации дебиторской задолженности, утвержденной Приказом Минюста России от 3 июля 1998 г. N 76. При аресте "дебиторки" описывают, а иногда и изымают подтверждающие ее документы (например, договоры, акты сверки расчетов).

Должнику запрещают самому продавать свою "дебиторку". Реализовывать ее станет специализированная организация - на открытом аукционе. Практика показывает, что за такую задолженность можно получить неплохие деньги. Подобная ситуация отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17 марта 2003 г. по делу N А05-8270/02-440/3.

Как обжаловать действия пристава

По закону пристав должен взыскать долг в течение двух месяцев после того, как получит исполнительный лист (ст.13 Федерального закона N 119-ФЗ). Впрочем, даже если прошло два месяца, а кредитору так и не пришли деньги, то пристав обязан продолжить свою работу. Такой вывод следует из Постановления ФАС Уральского округа от 2 октября 2003 г. по делу N Ф09-2793/03-ГК.

К сожалению, приставы не всегда надлежащим образом выполняют свои обязанности. В таком случае организация вправе в суде обжаловать их действия (или бездействие). Так говорится в ст.329 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст.90 Федерального закона N 119-ФЗ. Вот только в Законе установлен очень короткий срок, в который надо успеть подать жалобу, - всего десять дней. Это подтверждает и судебная практика - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2003 г. по делу N А56-6665/03.

Поэтому многие организации предпочитают не надеяться на добросовестность приставов, а направляют своего представителя отслеживать каждое их действие. Кстати, в таком случае гораздо легче взыскать с приставов убытки, которые те нанесли фирме своим действием или бездействием. Примером тому Постановление ФАС Московского округа от 19 марта 2003 г. по делу N КА-А40/1141-03-П.

Пример 2. ООО "Агентство безопасности "Альфа-Универсал" обратилось в суд, чтобы взыскать 210 086 руб. По мнению организации, такой убыток причинил ей пристав-исполнитель.

Суд установил, что для агентства пристав должен был взыскать долг с ООО "Замоскворечье". Чтобы сделать это, пристав арестовал имущество ООО "Замоскворечье" - комплекс по обжарке картофеля, оцененный в 210 086 руб. Продать этот комплекс должна была специализированная организация, но торги не состоялись. Тогда ООО "Агентство безопасности "Альфа-Универсал" попросило передать это имущество ему. Однако пристав не выполнил просьбу кредитора.

Суд признал бездействие чиновника незаконным. Ведь в п.4 ст.54 Федерального закона N 119-ФЗ сказано: если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскатель вправе оставить его за собой. А ст.16 Гражданского кодекса РФ гарантирует возмещение убытков, которые причинили организации государственные служащие. В итоге суд взыскал с Министерства юстиции РФ, как главного распорядителя бюджетных средств, в пользу ООО "Агентство безопасности "Альфа-Универсал" 210 086 руб.

Эксперт журнала "Главбух"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Взыскание задолженности дело не простое и получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

Сейчас хочу поделиться особенностями предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.

Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

К слову, лично мне не совсем понятно, почему в данном пункте оставлены без внимания индивидуальные предприниматели. Представляется, что на индивидуальных предпринимателей законодательство применяется по аналогии.

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а конкретно глава 24.1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст. 239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Более того, служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

Для начала обозначу перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.

Во-первых, это сам исполнительный документ – исполнительный лист или судебный приказ(поскольку взыскание средств бюджета по судебному приказу крайне редко, в дальнейшем буду говорить только об исполнительном листе).

Думаю не стоит говорить, что исполнение арбитражного решения о взыскании средств бюджета производится на основании исполнительного листа, отвечающего обязательным требованиям к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения арбитражного суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, читаем решения, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

Поскольку арбитражный суд, направляет свои решения сторонам по почте, соответственно направляет их без отметки о вступлении в законную силу, то не забудьте позаботиться о том, чтобы одновременно с получением исполнительного листа у вас было соответствующее решение суда с отметкой, для этого одновременно с ходатайством о выдаче исполнительного листа попросите выдать и решение.

Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.

Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.

Условия исполнения судебных актов

Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:

– непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);

– несоответствие все тех же вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ, АПК РФ и Федеральному закону «Об исполнительном производстве»;

– нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;

– отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Так куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику. Для меня очевидно, что если хочешь чтобы что то было сделано хорошо, сделай это сам.

Для начала необходимо определиться с кого взыскиваются средства. Как определить ответчика, в частности, по государственному контракту я ранее рассказывал.

Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) – документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования), документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.

И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.

Определившись с должником, вы поймете куда отправлять исполнительный лист.

Порядок исполнения исполнительного листа

Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Случаи, в которых исполнение судебного акта может быть приостановлено, описаны в ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Не буду приводить здесь порядок взаимоотношений государственных и муниципальных органов, а скажу лишь, вкратце, исполнение судебных актов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а для казенных учреждений – . Если в бюджете не хватает денежных средств для исполнения решения суда, в бюджет вносятся соответствующие изменения.

А теперь важный момент, на который я уже как то обращал внимание.

Если вы спорите с казенным учреждением, то необходимо помнить, что по долгам учреждения собственник несет субсидиарную ответственность (см. ст. 120 ГК РФ).

Поэтому бывает целесообразно привлекать к участию в процессе собственника учреждения в качестве соответчика и просить суд взыскать с собственника учреждения в субсидиарном порядке.

Так вот в случае предъявления судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежных обязательствам федеральных или муниципальных казенных учреждений бывает, что лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа не достаточно.

Конечно органы, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств бюджета должны обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, и в случае каких либо нарушений со стороны учреждения-должника приостанавливается осуществление всех операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, только, как вы понимаете, на вашем счете от этого денег не прибавиться.

Соответственно при наличии в решении арбитражного суда фразы о том, что в случае отсутствия денежных средств у учреждения – взыскать с собственника, вы обеспечиваете себя тем, что решение суда будет исполнено в течение трех месяцев за счет собственника учреждения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: